Отбор дидактического логопедического материала для индивидуальной работы. Отбор речевого материала. консультация по логопедии на тему. Нетрадиционные способы передачи зрительной информации



Стихи про Ноябрь месяц


***
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.


Дождь

Как из тучи из гремучей
Льется дождь косой, колючий!
На крапиву, на малину,
К нам на ягоды в корзину,
Травы, чмокая жует,
Ни на шаг не отстает!
Мчится с нами до калитки!
Он промочит нас до нитки.

Загадки про Ноябрь месяц

***
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!

Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?




Загадки про Октябрь месяц

***

Все мрачней лицо природы,

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

Стихи про Октябрь месяц

Октябрь

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.




Загадки про Сентябрь месяц

***
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?

Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!

Стихи про Сентябрь месяц

Осень художница

Повязала Осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела

Сентябрь

Лето кончилось привольное,
Наступает время школьное,
И по правде говоря,
Он любимый и желанный,
Долгожданый, долгожданный
Звонкий праздник сентября!

Осенние дожди

(Л. Капленкова)
Зарядили дожди в сентябре,
Не успел он начаться - полили.
И зелёные листья в воде
Отражаясь, куда-то поплыли.
Кто же, осень, придумал тебя?
Ты пришла незаметно и быстро.
В серых тучах твоих, сентября,
Ни просвета, ни солнца не видно.
За окном не капелью стучит,
Нудный дождь заливает наш город.
И открылись повсюду зонты,
И бесшумно вползает в нас холод.
Лишь вчера веселились дворы,
Допоздна на скамейках сидели.
А теперь осень плачет навзрыд,
Ветки тянут промокшие ели.
Одинаковы лица у всех,
Вот прошёл, повернул, не заметил.
И не видим друг друга мы, нет.
Кто за всё, что случилось, в ответе?
И под этим дождём навсегда,
Превратимся в безликие толпы.
Прекрати литься с неба, вода,
Ты же видишь, не нужен нам зонтик

Оборудование логопедического кабинета

Список оборудования, необходимого для логопедического кабинета:

  • ученические парты и стулья по количеству занимающихся учеников;
  • стол канцелярский, стулья;
  • шкафы или стеллажи в достаточном количестве для хране­ния дидактического материала, наглядных пособий и ме­тодической литературы;
  • классная доска, расположенная на высоте, соответствую­щей росту учеников начальной школы (часть доски жела­тельно разлиновать, как тетрадь для письма учащихся 1-го класса, с целью демонстрации правильного написания букв, их соединений);
  • магнитная доска;
  • настенное зеркало, стол возле зеркала, 2 стула;
  • настольные зеркала 9x12 см по количеству учеников на занятии по коррекции произношения;
  • набор логопедических зондов, шпатели;
  • этиловый спирт для обработки рук и инструментов, поло­тенце;
  • умывальник;
  • настенная касса букв;
  • индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ученика;
  • наборное полотно;
  • песочные часы, секундомер;
  • магнитофон, кассеты;
  • диапроектор, экран;
  • стенды;
  • настольные игры, конструкторы, игрушки;
  • медицинская аптечка.

Логопедический кабинет размещается в помещении обра­зовательного учреждения, должен отвечать санитарно-гигие­ническим нормам и иметь площадь не менее 20 кв. м.

На двери логопедического кабинета должны быть его но­мер и расписание работы учителя-логопеда, например:

С расписанием логопедических занятий должны быть оз­накомлены завуч и учителя начальных классов.

На администрацию образовательного учреждения возлага­ется ответственность за оборудование логопедического каби­нета, его санитарное состояние и ремонт помещения.

Требования к содержанию

И оформлению логопедического кабинета

Логопедический кабинет при общеобразовательной школе должен отвечать определенным требованиям.

1. Наличие достаточного количества дидактического мате­риала и наглядных пособий.

2. Соответствие содержания дидактического материала воз­расту детей и характеру речевых нарушений учащихся.

3. Систематизация дидактического материала в соответствии с основными разделами:

  • обследование речи;
  • психических функций;
  • развитие звуковой стороны речи;
  • грамматической стороны речи;
  • лексической стороны речи;
  • связной речи;
  • коррекция нарушений чтения и письма;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • психических функций;
  • методический материал;
  • документация.

4. Соблюдение единого формата дидактических пособий.

5. Правильное хранение дидактических пособий и эстетич­ ность их оформления.

6. Достаточное накопление дидактического материала.

Дидактические пособия, используемые в работе

1. Дидактический материал по обследованию речи (альбо­ мы, карточки, содержащие речевой и картинный материал).

2. Речевой и картинный материал по основным разделам.

3. Дидактический материал по коррекции нарушений чте­ ния (таблицы, индивидуальные карточки).

4. Карточки с заданиями (раздаточный материал) по кор­ рекции различных видов нарушений письма.

5. Раздаточный материал (фишки, схемы, сигнальные кар­ точки и т.д.).

6. Занимательный материал.

7. Дидактические речевые игры.

8. Дидактический материал по развитию познавательных процессов.

9. Дидактический материал и специальные приспособле­ ния для развития мелкой моторики пальцев рук.

10. Демонстрационные таблицы (стандартная таблица пе­ чатных и прописных букв, алфавит с выделенными гласны­ ми и согласными буквами соответственно красным и синим цветом и т.д.).

11. Методическая литература, профильные журналы «Лого­ пед», «Дефектология», «Начальная школа» и др.

12. Каталог методической литературы и журнальных статей.

13. Учебники для 1-4 классов.

14. Книги для дополнительного чтения на каждого ученика.

15. Методическая копилка, новые методические разработ­ ки, обобщение опыта работы логопеда, конспекты открытых занятий и выступлений.

16. Материал для работы с родителями.

17. Стенды.

Раздаточный материал и карточки с заданиями для инди­видуальной работы изготавливаются по количеству детей в группе.

Дидактические пособия должны быть систематизированы и сложены в специальные пронумерованные ящики или ко­робки. В каждом шкафу помещается общий список храня­щихся в нем пособий.

С-22 требования к подбору дидактического материала оформление лог.кабинета.

Оборудование логопедического кабинета:

· Современные технические средства и наглядные пособия

· Модели предметов, макеты, муляжи, иллюстрированные таблицы, схемы.

· Пособия для самостоятельной работы детей (конструкторы)

· Различные аппараты и приборы (секундомер, магнитофон, зонды, шпатели, часы)

Дидактический материал:

· Наборы игрушек для детей разных возрастных групп

· Настольные игры

· Альбомы для обследования и коррекции речи, предметные и сюжетные картинки

· Разрезная азбука

· Счетный материал

· Набор предметов разного цвета, величины, формы.

· Набор звучащих игрушек

· Комплекты игрушек для фронтальной работы по развитию речи

Имеющиеся в кабинете пособия должны быть распределены по соответствующим коробкам или папкам.

Общие требования к оформлению логопедического кабинета:

Занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах, размещение и площадь которых должны соответствовать инструкции о проектировании специальных учреждений.

В логопедическом кабинете необходимо иметь:

· шкаф для пособий и литературы,

· столы (не менее 4)

· стулья (не менее 8-10)

· доска, половина которой разлинована

· настенное зеркало со шторой размером 70х100 см для

· маленькие зеркала 9-12 см для индивидуальной работы (не менее 10).

Оборудование логопедического кабинета на школьном пункте дополнительно включает:

1. Специальные пособия для развития фонематической дифференцировки (набор парных предметных картинок, соответствующих словам с начальными звуками, близкими и далекими по звучанию, и различной звуковой и слоговой сложностью); наборы картинок, соответствующих словам с различным местоположением букв: в начале, в середине, в конце.

2. Наборы различных слов и картинок для составления предложений; набор опорных фраз для составления рассказов; фразы с пропусками слов, различных по их грамматической принадлежности и по степени (характеру их связи с фразеологическим контекстом).

3. Наборы предложений, соответствующих различным логико-грамматическим конструкциям, и пространственные схемы предлогов.

4. Наборы слов с пропущенными буквами; тексты предложений и рассказов с пропущенными словами; тексты диктантов.

5. Наборы слов: антонимов, синонимов и омонимов.

6. Наборы букв разного шрифта; цифр; элементов букв и цифр, наборы арифметических примеров и элементарных задач; наборы геометрических фигур и элементов фигур для конструирования.

7. Стихи, пословицы, басни с разработанными к ним вопросами, поговорки, юмористические рассказы.

8. Наборы текстов с пропущенным началом, серединой, концом.

9. Картинки, изображающие предметы и действия; сюжетные картинки различной сложности; последовательные серии картинок, отражающие постепенно развивающиеся события; репродукции художественных произведений (картин); наборы предметных картинок с недостающими элементами.

10. Книги для чтения, сборники диктантов, азбуки, географические карты, наборы пластинок.

идактические игры организуются по плану в часы занятий. Кроме того, в часы, отведенные для игры; в распоряжение детей дается разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию. Если дидактическая игра проводится все занятия, то она должна быть связана по содержанию с предшествующим занятием.

Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства, такта. Решая через игру и в игре дидактические задачи, воспитатель должен сохранить игру - деятельность интересную, близкую детям, радующих их, содействующую общению детей, возникновению и укреплению дружбы, симпатии, формированию коллектива, живущего по законам "детского общества".

В дидактических играх применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Дидактические игры кратковременные (10 - 20 минут), поэтому важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Основные требования к планированию дидактических игр: выбирая игру, педагог должен учитывать и содержание и степень сложности и новизны для детей. Учет возрастных возможностей требует более широкого использования в младшем возрасте дидактических игр с игрушками и предметами для развития у детей сенсорных и умственных способностей; в старшем возрасте увеличивается значение настольно-печатных и словесных игр.

Чтобы избежать однообразия, в плане указывают изменения, которые вносятся в различные варианты одной и той же игры.

В игре проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития, поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Воспитатель должен считаться при выборе задания, постановке вопроса с индивидуальными особенностями каждого ребенка. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребенок знает, как отгадать загадку, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Воспитатель помогает преодолеть ему застенчивость, ободряет его, хвалит за малейшую удачу, старается его чаще вызывать, чтобы выступать перед коллективом.

Д.В. Менджерицкая выделила следующие требования к дидактическим играм:

Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные дя умственного развития детей и их воспитания.

В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: "Игра без усилий, игра без активной деятельности - всегда плохая игра".

Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

для логопедических занятий.

Составила:

учитель-логопед

МБОУ Саваслейской школы

Цымбалова Елена Павловна

Речевая гимнастика «Памятник пословице»

Памятники воздвигают в честь великих людей и знаменитых событий. В памятниках отражено прошлое каждой страны. Но история страны - это не только люди и события, это еще и язык. А “золотой фонд” каждого языка - это пословицы. Поэтому было бы вполне справедливо, если бы воздвигали памятники пословицам. Попробуйте представить такой памятник, а представив, создайте его. То есть замрите в виде памятника, который называется так же, как и пословица:

    «В споре рождается истина»

    «Любви все возрасты покорны»

    «Сытый голодному не товарищ»

    «Глаза боятся - руки делают»

    «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Речевая гимнастика «Скороговорки»

Отработка звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х

1. Добыл бобов бобыль.
2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
3. От топота копыт пыль по полю летит.
4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
5. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
б. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
7. Около кола колокола, около ворот коловорот.
8. Шакал шагал, шакал скакал.
9. Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
10. Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.
11. Ткет ткач ткани на платки Тани.
12. Водовоз вез воду из-под водопровода.
13. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
14. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, не перевыпономарить; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
15. В один, Клим, клин колоти.
16. Стоит копна с подприкопёночком.
17. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
18. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!
19. У елки иголки колки.
20. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
21. Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы.
22. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.
23. На меду медовик, а мне не до медовика.
24. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
25. Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича.
26. Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая, и говорит тот попугай: пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая.
27. Волховал волхв в хлеву с волхвами.
28. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.
29. У Феофана Митрофаньча три сына Феофанычи.
30. У нас гость унес трость.
31. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
32. Рододендроны из дендрария даны родителями.
33. К Габсбургам из Страсбурга.
34. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке.
35. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
36. Хвалю халву.
37. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Отработка звуков: р, л, м, н

38. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
39. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
40. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену.
41. Клара-краля кралась к ларю.
42. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
43. На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
44. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.
45. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали, рассердилася вдова, убрала в сарай дрова.
46. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
47. Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался.
48. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
49. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
50. Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.
51. На мели мы лениво налима ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня?
52. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
53. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
54. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
55. Дробью по перепелам да по тетеревам.
56. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
57. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
58. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
59. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
60. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.
61. Король-орел.
62. Курьера курьер обгоняет в карьер.
бЗ. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
64. Регулировщик-лигуриец регулировал в Лигурии.
65. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
66. Гонец с галер сгорел.
67. Талер тарелка стоит.
68. Идти на рать, так бердыш брать.
69. Интервьюер интервента интервьюировал.
70. Либретто Риголетто.
71. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал.
72. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
73. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
74. Во мраке раки шумят в драке.
75. На дороге с утра тарахтят трактора.
76. Жри во ржи, да не ржи во ржи.
77. Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером.
78. Город Нерль на Нерли-реке.
79. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
80. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу да про подкрупки.
81. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
82. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.
83. А мне не до недомогания.

Отработка звуков: з, с, ж, ш, ч, щ, ц

84. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
85. У осы не усы, не усища, а усики.
86. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
87. Осип охрип, а Архип осип.
88. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
89. Сачок зацепился за сучок.
90. По семеро в сани уселися сами.
91. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
92. Свиристель свиристит свирелью.
93. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
94. Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
95. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
96. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
97. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.
98. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
99. Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.
100. Четверть четверика гороха без червоточинки.
101. Инцидент с интендантом.
102. Прецедент с претендентом.
103. Константин констатировал.
104. У ежа ежата, у ужа ужата.
105. Жутко жуку жить на суку.
106. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
107. Тщетно тщится щука ущемить леща.
108. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
109. Яшма в замше замшела.
110. В Чите течет Читинка.

Шутливые словесные загадки на развитие внимания


МОЙ дружок, Умельцев Леха, Сделал порох из гороха .
А рецепт совсем простой,

Догадайся, дорогой!

(Заменить букву Г на П: горох - порох.)

Вот девчоночья коса, В ней сидит, жужжит оса. Если нам осу прогнать, Что с косою может стать? (Превратится в букву К.)
Хоть малым-мала корзинка,
Но сидит в ней наша Зинка!
Ну скажите мне на милость,
Как она там поместилась? (Корзинка.)

Нету братика - исчез, В макаронину залез. Вам я правду говорю -С детства лжи я не терплю. Брат на шалости мастак, Может он один лишь так. Пораскиньте-ка умишком, Как же назван мой братишка? (Макар - макаронина.)

С буквой А - жужжу, верчусь, С Я - девчонкой становлюсь. (Юла - Юля.)

С буквой У - на мне сидят, С буквой О - за мной едят. (Стул - стол.)

С буквой Б - я одноногий, И стою я у дороги. А без Б - ног аж четыре, И стою в твоей квартире. (Столб - стол.)

С буквой Д - вас в дом пускает, С буквой 3 - рычит, кусает. (Дверь - зверь.)

С буквой В - я часть рубашки, А без В - я часть Наташки. (Рукав - рука.)

С буквой Т - это символ защиты, А без Т - вам в тарелку налиты. (Щит - щи.)

С буквой Р - помощник-автомат, Труд любой он облегчить вам рад. С буквой X - его имеет слон, Знаменит длиной своею он. (Робот - хобот.)

С буквой Г - вас громом напугает, А без Г-на клумбе расцветает. (Гроза - роза.)

С буквой Г - я по небу лечу, С буквой В - детишек я лечу. (Грач - врач.)

С буквой Р - я задом пячусь, С буквой М - я в булке прячусь. (Рак - мак.)

С буквой Ч - я над морем летаю, С буквой М - я ребят одеваю. (Чайка - майка.)

С буквой К - плюет на червячка, А без К - на кончике крючка. (Рыбак - рыба.)

С буквой Б - я емкость для солений, С буквой Т - в конце я предложений. (Бочка - точка.)

С буквой М - пчела несет домой, С буквой Л - на речке он зимой. (Мед - лед.)

С буквой Н - он детям ночью снится, С буквой К - в жару дает напиться. (Сон - сок.)

С буквой П - идет он от кастрюли, С буквой Ш - на ниточке у Юли. (Пар - шар.)

С буквой Р - вас сыпью награждает, С буквой Н - на скачках побеждает. (Корь - конь.)

Игра «Сочини анонимку»

Анонимкой называют письмо без подписи или письмо, которое сочинил «аноним», то есть «неизвестный». О чем только не пишут авторы анонимок! О том, что кто-то включает по вечерам громкую музыку. О том, что кто-то не платит за свет и за газ. О том, что кто-то выбрасывает мусор в неположенном месте... В общем, в анонимке, как правило, содержится информация о «антиобщественном поведении» какого-либо человека. Представьте, что страсть к написанию анонимок охватила не людей, а товары в продовольственном магазине. Все продукты питания начали жаловаться в правление по контролю за торговлей на своих соседей по полкам. Пофантазируйте и сочините анонимку, которую мог бы написать...

    маргарин, жалующийся на кабачковую икру

    селедка, обиженная копченой курицей

    сметана, невзлюбившая голландский сыр

    сосиски, помирившиеся с кетчупом

    кефир, завидующий импортному йогурту

Игра «Подбери рифму»

Все девчонки и мальчишки
Прочитали эти ……………

Посмотри скорей в оконце
И увидишь в небе ………..

В заболоченной речушке
Громко квакают …………

У ежа есть и у ёлки
Очень колкие …………

Молока попив из миски
Лапкой ротик моет ………

«Уходите поскорей!»-
Нам чирикал …………

Возле ёлки в Новый год
Дети водят ……………..

Очень весело Егорке
На санях кататься с ……….

Радостно у наших ног
Машет хвостиком ………..

Папа у своей машины
Подкачать намерен ……….

Нужно в новую тетрадь
Ручкой буквы ……………

Школьник любит получать
За ответ оценку …………..

Мы укладываем спать
Куклу в мягкую ………

Смотрели мы спектакль хороший
И громко хлопали в................

Игра «Сочини сказку»
1 вариант


Откройте журнал или книгу на любой странице и, не глядя, ткните пальцем в попавшееся слово. Первый рассказчик должен придумать фразу, используя это слово. Затем снова попадите пальцем в какое-нибудь слово в журнале, после чего следующий рассказчик придумает фразу, которая станет продолжением предыдущей. Когда все игроки придумают по предложению, сложится интересная история.

Правила игры:

    Откройте журнал или книгу на любой странице и, не глядя, ткните пальцем в попавшееся слово.

    Первый рассказчик должен придумать фразу, используя это слово. Затем снова попадите пальцем в какое-нибудь слово ыв журнале, после чего следующий рассказчик придумает фразу, которая станет продолжением предыдущей.

    Когда все игроки придумают по предложению, сложится интересная история.

2 вариант

Учитель или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета.

Игра «Сочини рассказ про одну букву»

Вот маленькая история из современной жизни: «авантюрист Андрей Аркадьевич Антошкин арендовал автомобиль, арендовал амбар арбузов, а Андрея арестовал атаман аборигенов”. В этом рассказе немного смысла, но зато все слова начинаются на букву “А”. Попробуйте сочинить такой же короткий рассказ, в котором все слова начинались бы на одну букву, а именно на букву...

Игра «Сочини рассказ «Жизнь замечательных вещей»

Попробуйте создать книжную серию «Жизнь замечательных вещей», посвятите эту серию тем предметам, что день изо дня неприметно служат нам в повседневной жизни. Напишите для этой серии биографии:

Старого коврика

    старой вешалки

    старого чайника

    старой табуретки

    старого полотенца

Игра со словом «Логориф»

Логориф - это такая загадка, в которой к одному слову добавляется (отнимается) буква и в результате получается новое слово. Например:

С буквой О -

Арктический и антарктический,

Без неё

Я знак математический.

В этом четверостишии-логорифе заданы слова “полюс” и “плюс”. Попробуйте сочинить логориф про такие слова:

    ель - мель

    тир - тире

    дар - удар

    рот - рота

    тёс - утёс


Игра «Отгадай слово!»

Выбирают отгадчика и просят его удалиться. Затем подбирают несколько слов (по числу играющих), которые начинаются с одного и того же слога. Например: вино, видеть, висок, витязь, вихор, визирь, виток...Призывают отгадчика. Он спрашивает у каждого: «Что Вы дадите мне к моему слову?» Игроки отвечают по очереди: «Я даю Вам но... А я - деть... Я - сок»
Если отгадчик сметлив, он скажет, что ему самому, следовательно, принадлежит слог ви-, который с названными слогами составляет перечисленные нами выше слова. Так же легко догадаться, что к слогам вик, вость, сок, ша, га, ра, готъ, силки, ров, мер требуется слог но-. А слоги венец, стень, чатка, натый, сик, гамент требуют слога пер-.
Советуем прибегать к словарю, в котором тотчас отыщется множество слов, начинающихся одним и тем же слогом.

Игра «Летает, не летает!»

Игра проходит за столом. Все играющие кладут на стол пальцы так, чтобы все их видели, водящий называет всевозможных птиц, насекомых, зверей, цветы и самые разные предметы. При назывании летающего предмета все игроки должны поднять пальцы вверх. Если же назван нелетающий предмет, соответственно, пальцы поднимать уже не следует.
Тот кто ошибается, платит . Какой именно будет , можно определить заранее.
Можно играть и так: участники становятся в круг, и при назывании летающего предмета все подпрыгивают на месте. Если назван нелетающий предмет, стоят неподвижно.
Указания к проведению: от водящего зависит, насколько интересной будет игра.
Он должен чередовать в своих «заданиях» летающие и нелетающие предметы, стараясь запутать участников (например: голубь, ракета, Карлсон, утюг, стрекоза, обезьяна, карандаш)
Водящий должен поднимать пальцы, когда назван летающий и нелетающий предмет.

Игра «Сочини метаграмму»

Метаграмма - это такая загадка-стихотворение, в которой загадываются слова, сходные по звучанию, но отличающиеся одной буквой.

Например:

С буквой “С” живу в пруду,

Все рыболовы меня знают.

С буквой “Ф” за красоту

Меня жар-птицей называют.

Ответом в этой загадке являются слова “сазан” и “фазан”. Попробуйте сочинить такое же стихотворение-метаграмму, в которой были бы загаданы слова:

    палач - калач

    халат - салат

    баран - банан

    лапта - лапша

    печать - печаль

Игра «Сочини анаграмму»

Анаграмма - это такая загадка (обычно в стихах), в которой загадываются два слова, состоящие из одних и тех же букв, но отличающиеся порядком этих букв. Например...

Я застываю на сосне,

Бываю и на ели.

Смените буквы так во мне,

Чтоб вы меня с картошкой ели.

Ответ в этой загадке – «смола» - «масло». Попробуйте сочинить стих-анаграмму и загадайте в нем слова:

    каприз - приказ

    терка - актер

    карп- парк

    кулак - кукла

    плюшка – шлюпка

Игра «Разгадай анаграмму»

Не раз в оркестре я звучала,
Мой голос струнный так певуч!
Но «Ф» мое поставь с начала,
И я во тьму направлю луч.
(Ответ: «Арфа» - «фара».)

Вот вам - повозка, не телега,
Но если в ней, взяв букву слева,
Перенести на правый борт,
То будет русских яблок сорт.
(Ответ: «Сани» - «анис».)

Найдешь загаданное слово
В названии «жителя морского»,
А как прочтешь наоборот –
Под парусами он плывет.
(Ответ: «Краб» - «барк».)

В моря и океаны
Пускаю я фонтаны.
Наоборот напишешь –
В часах меня услышишь.
(Ответ: «Кит» - «тик».)

Лежу я на земле,
Прибита я к железу,
Но буквы переставь –
В кастрюлю я полезу.
(Ответ: «Шпала» - «лапша».)

Читайте слева вы меня,
И псом презлющим буду я.
Но времени я буду счет,
Когда прочтешь наоборот.
(Ответ: «Дог» - «год».)

Я дерево в родной стране,
Найдешь в лесах меня повсюду;
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду.
(Ответ: «Сосна» - «насос».)

Взглянув на карту, ты узнаешь,
Что я - французская река,
Но если буквы переставишь,
Укрою я в себе зверька.
(Ответ: «Рона» - «нора».)

Во мне картину на стене
Повесят, чтоб ловила свет.
Но буквы переставь во мне –
Меня наклеишь на конверт.
(Ответ: «Рамка» - «марка».)

С одним порядком букв его
Увидеть можно в поле.
Большое спелое зерно
К земле его там клонит.
С другим порядком - в высоте
Летит он хищной птицей,
И с ним в проворстве, быстроте
Едва ли кто сравнится.
(Ответ: «Колос» - «сокол».)

Со мною каша лучше станет,
Оближет пальчики едок.
Но буквы поменяй местами,
Я превращусь в древесный сок.
(Ответ: «Масло» - «смола».)

Когда-нибудь во мне катались,
Возможно, мой дружок, и вы.
Мои колеса быстро мчались
По улицам былой Москвы.
Но если бы двум буквам место
Переменили вы во мне,
Я бы взлетела с сильным треском
В ночной небесной тишине.
(Ответ: «Карета» - «ракета».)

Когда вдруг в глаз влетит помеха,
То всем нам будет не до смеха.
Но буквы переставь - тогда
Ищи меня в траве с утра.
(Ответ: «Соринка» - «росинка».)

Я пищу, не зная сна,
Только буквы переставь –
Вмиг морская бьет волна,
И с меня спускают трап.
(Ответ: «Комар» - «корма».)

Я - защита от дождя
В каждом важном случае.
Только буквы переставь –
Время года лучшее.
(Ответ: «Навес» - «весна».)

Известная игрушка,
В меня вы все играете.
Но буквы переставьте –
Меня ищите в пальцах.
(Ответ: «Кукла» - «кулак».)

Я - трудяга-пароход,
По реке плыву я ловко.
Но буквы переставь, тогда
Я измельчу в обед морковку.
(Ответ: «Катер» - «терка».)

Я - время года теплое,
Бежим мы в лес, на реку.
Но буквы только переставь –
Я корпус человека.
(Ответ: «Лето» - «тело».)

Я - канат причальный,
Крепкий, до ребячества.
Только буквы переставь –
Номер, вид и качество.
(Ответ: «Трос» - «сорт».)

Я - сирень, акация.
Словом, вид растения.
А в другом я качестве –
Грохот через стену.
(Ответ: «Куст» - «стук».)

На термометре я есть,
Коль градусник поставите.
Буквы переставь - я зверь,
Ем все, что оставите.
(Ответ: «Шкала» - «шакал».)

Я - важная артерия,
Нужна для жизни вам.
А буквы переставь –
стада Баранов по горам.
(Ответ: «Аорта» - «отара».)
Приголубит мама дочку –
Вот вам слово первое.
Если буквы переставить,
То - гора, наверное.
(Ответ: «Ласка» - «скала».)

Это карта мира,
Есть у вас в портфеле.
Это - угощенье,
В его составе зелень.
(Ответ: «Атлас» - «салат».)

Этот человек - опасен,
Пусть не встретится он вам.
А второе слово - яма,
Ее ты вырыть можешь сам.
(Ответ: «Вор» - «ров».)

В дождливый час и в летний зной
Спастись ты можешь подо мной.
Когда с конца меня прочтешь,
То озером в горах найдешь.
(Ответ: «Навес» - «Севан».)

Я в пруду живу, жирею,
Переставьте буквы - вмиг
Превращусь я и в аллею,
И в лужайки, и в цветник.
(Ответ: «Карп» - «парк».)

В океанах он живет,
И мала ему река.
Буквы ставь наоборот –
Будет дергаться щека.
(Ответ: «Кит» - «тик».)

По мне движется к сердцу кровь,
Меня ищут на сгибах руки.
Если ж, буквы смешав,
Мы расставим их вновь,
То получим названье реки.
(Ответ: «Вена» - «Нева».)

Воздух в шины я вдуваю,
Жизнь несу я колесу.
Если ж слоги мы смешаем,
Стану деревом в лесу.
(Ответ: «Насос» - «сосна».)

Игра «Сочини акростих»

Акростих - это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слова. Вот так выглядит акростих, в котором зашифровано слово «Зима»:

Земли не видно - снег кругом,

И спит медведь в берлоге,

Мороз сковал все речки льдом.

Ах, как замерзли ноги!

Попробуйте сочинить акростих, в котором было бы зашифровано слово:

    БАНЯ

    КЛАД

    ПЛЯЖ

    ВРАЧ

    ЗНОЙ

Игра «Новый характер у старой сказки»

Герои сказок бывают разные: добрые и злые, хитрые и простодушные, смелые и трусливые. Каждая сказка - это столкновение разных характеров. А что произойдет, если у одного из героев характер изменится? Наверное, все события, описываемые в сказке, будут происходить по-другому. Попробуйте по-новому рассказать некоторые старые народные сказки с учетом изменившегося характера главного героя. Представьте, что

    Колобок - жестокий и коварный

    Машенька (“Машенька и медведь”) - глупая и слезообильная

    Волк (“Волк и семеро козлят”) - добрый и заботливый

    Курочка Ряба - капризная и высокомерная

    Емеля (“По щучьему велению”) - жадный и хитрый

Игра «Необычная декламация»

Декламация - это выразительное чтение стихов. Но иногда красиво продекламировать стихи бывает просто невозможно. Попробуйте прочесть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус», но так, словно...

    вы сильно замерзли

    вам придавило ногу

    у вас во рту горячая картошка

    вы очень сильно хотите спать

    вас сейчас расстреляют

Игра «Необычный гимн»

Гимнов существует много: гимн страны, гимн города, гимн команды, гимн профессии... И хотя гимнов много, есть ещё группы людей, которые пока не имеют своего гимна, но очень хотели бы иметь. Попробуйте для этих людей сочинить гимн (слова и музыку). А объединяет категорию граждан, нуждающихся в гимне, то, что они являются...

    любителями кефира

    любителями чесать в затылке

    любителями воздушной кукурузы

    любителями шмыгать носом

    любителями манной каши

Исполните этот гимн, как и полагается, торжественно и величаво.

Телевидение невозможно представить без рекламы. За один телевизионный день по всем каналам показывают до тысячи рекламных роликов. Придумать сюжеты для такого количества рекламных мини-фильмов - неимоверный труд. Попробуйте помочь тем, кто делает рекламу. Возьмитесь за создание ролика, рекламирующего продукты питания, а точнее - сладости. Придумайте сюжет, напишите текст, а затем инсценируйте рекламу...

    шоколада “Базальт-классик”

    печенья “Белена-экстра”

    леденцов “Ням-энд-Ням”

    конфитюра “Турнепс-элит”

    мармелада “Гранд-гудрон”

Игра «Фестиваль одной песни»

В последние годы все чаще стали звучать “песни прошлых лет”. Причем их исполняют не певцы-ветераны, а звезды современной эстрады. Представьте, что всех молодых певцов пригласили на необычный фестиваль. На этом фестивале все певцы и певицы должны исполнить одну и ту же песню - неувядающую “Катюшу”. Но исполнить эту песню каждый должен в своей манере, своем стиле (можно даже с танцевальной группой поддержки). Покажите, как могли бы спеть “Катюшу” такие популярные исполнители, как...

    Анжелика Варум

    Леонид Агутин

    Наташа Королева

    Олег Газманов

    Татьяна Овсиенко

Игра «Киножанры»

Когда режиссёр берется за съемку фильма, он решает для себя, в каком жанре и стиле будет этот фильм. Порой одно и то же произведение, экранизированное разными режиссерами, становится то трагедией, то комедией. Представьте себя съемочной группой и “экранизируйте” сказку “Три медведя”. При этом не забудьте, что вы решили “снять” фильм жанре...

    фильма-мюзикла

    психологического триллера

    эксцентрической комедии

    крутого боевика

    фильма ужасов

Игра «Звукоподражатели»

Человек обладает самым совершенным в мире голосовым аппаратом. Уникальность нашего голоса выражается не только в том, что мы можем говорить или петь. Человек своим голосом способен воспроизвести любой звук: от писка мышонка до рёва реактивного самолета. Тех людей, которые лучше других повторяют звуки окружающего мира, называют “имитаторами” или “звукоподражателями”. Попробуйте стать имитаторами и покажите звуковую зарисовку, которую можно было бы назвать так:

    Весенний лес”

    Гонки на мотоциклах”

    На морском берегу”

    Парад на Красной площади”

    Утро в деревне”

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ЛОГОПЕДА

Использование занимательного наглядного материала в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения логопеда не подкрепляются иллюстративным материалом.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, то есть определению порядка следования звуков в слове, установлению различной роли звука, основных его качественных характеристик.

Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте необходимо использовать методы, которые позволят воспринимать информацию зрительно.

Знакомство со звуками речи следует начинать с рассматривания положения органов артикуляционного аппарата во время произнесения любого звука, сравнивая собственные кинестетические ощущения с предметным изображением. Затем ребенку предлагается охарактеризовать изучаемый звук, отбирая необходимые символы.

НАПРИМЕР:

Помимо общепринятых обозначений звуков цветными кружочками, при знакомстве с гласными звуками можно использовать символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так, звук [а] обозначается кружочком красного цвета с широко открытым ртом, звук [у] – кружочком с маленьким круглым ртом, звук [и] – губы растянуты в улыбке.



На символах звуков [ы], дается указание на положение языка в ротовой полости.

Например, логопед поясняет детям: звук [э] – губы растянуты в улыбке, кончик языка находится у нижних зубов, спинка языка приподнята. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Использование данного наглядного материала целесообразно на всех этапах работы по изучению звуков речи. Это и изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов, и определение позиции того или иного звука в слове, и подбор картинок к «зашифрованным» словам.

Предлагая данный вид работы, мы идем от простого к сложному. На начальном этапе нужно выбрать, какая картинка подходит к схеме. В дальнейшем задача усложняется: добавляются картинки и схемы. Более успешному проведению логопедических занятий способствует создание игровых ситуаций. Например, при проведении занятия с детьми «ЗНАКОМСТВО со ЗВУКАМИ Р и Рь», можно провести игру «ПАРАВОЗИК». Целью данной игры является развитие фонематического восприятия у детей. Логопед объясняет детям правило игры: «Прицепи вагоны к нужным паровозикам».

Также, можно провести игру, целью которой будет определение позиции звуков в слове (место изучаемого звука в начале, в середине и в конце слова). Дети предлагается разместить картинки в вагонах, соответствующие позиции изучаемого звука в слове.

При проведении занятий по дифференциации звуков можно предложить дошкольникам найти предметную картинку, в названии которой есть изучаемый звук, и попросить ребенка определить место данного звука в слове. Можно усложнить задачу и дать задание, чтобы дети не только отыскали картинку с изучаемым звуком, но еще и сгруппировали их по определенным признакам. Например, твердости – мягкости, глухости – звонкости.

Немаловажную роль использование наглядного материала имеет при работе над СЛОГОДЕЛЕНИЕМ. При членении слов на слоги используются приемы, направленные на совместную деятельность слухового, зрительного и кинестетического анализаторов. Можно предложить детям поиграть в игру «МАГАЗИН». Условие игры: найти первый слог, второй слог в названии товара. Первый слог равен одной монетке, второй – двум и т.д.

При знакомстве дошкольников с графическим изображением изучаемого звука, необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Важно, чтобы ребенок четко понимал, что главным отличием звука от буквы заключается в том, что звуки мы слышим, а буквы пишем, видим, читаем.

Помимо общепринятых приемов детям больше всего нравится изображать буквы из цветного песка, рисовать их на песке пальчиком или палочкой.

При обучении синтезу слогов из букв на занятиях проводятся различные игры. Например, игра «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»: логопед предлагает детям накормить Карлсона вареньем из 2-х банок, так чтобы получились слова (в одной из них находятся смородинки с согласными буквами, а в другой клубнички – с гласными).

Примеры слов: малыш, щенок, торт, окно, банка, мотор, ботинок.

При составлении слов из букв дети выполняют задания, опираясь на размер или форму предмета с изображенной на нем буквы, и раскладывают картинки в порядке возрастания или по одинаковой форме; составляют слова из заданных букв или слогов.



При обучению детей звуковому анализу и синтезу слов оптимально использование игры «ПУТАНИЦА». Задание: детям необходимо выделить первый звук в названии предложенной логопедом картинки, вписать буквы в соответствующие квадратики и прочитать полученное слово. Составить с этим словом предложение.

Приемы работы над предложением разнообразны. На начальном этапе – это ответы на вопросы с опорой на картинки.

Дети знакомятся с понятиями «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки». Каждое понятие имеет определенный символ. Например, слова-предметы изображены на белых карточках, слова-действия – на серых, слова-признаки – разноцветные. Каждая картинка может иметь несколько интерпретаций.

НАПРИМЕР:

В ходе игры дети составляют различные предложения сначала из двух слов, в дальнейшем добавляют слова-признаки, обозначающие цвет, форму, величину, эмоции, однородные дополнения, союзы и предлоги.

Игра для ребенка – это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию (зрительного восприятия, образных представлений, обучение анализу), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.

Проведение фронтальных форм работы требует от логопеда тщательной подготовки речевого и дидактического материала к занятию. Отбор осуществляется исходя из следующих принципов.

1) Принцип доступности. Обусловливает учет возрастных особенностей и возможностей лиц с речевыми нарушениями. Оптимальная мера доступности определяется возрастными и двигательными возможностями лиц с речевыми расстройствами, влиянием речевого нарушения на их личность и степенью трудности заданий. Одним из условий доступности является преемственность при выборе заданий. При последовательном преодолении трудностей развивается способность координировать и совершенствовать всю двигательную и речедвигательную систему .

2) Принцип наглядности. О бусловливает широкое взаимодействие показателей всех анализаторов, непосредственно связывающих человека с окружающей действительностью. Взаимосвязь показателей различных рецепторов обогащает образ движения, его восприятие, его связи с речью и музыкой. В целях коррекции, принцип наглядности осуществляется путем показа педагогом движения. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия, конкретного представления движения, правильного двигательного ощущения и желания его воспроизведения. Большую роль играет опосредованная наглядность, когда необходимо пояснить отдельные детали и механизмы движения, которые скрыты от непосредственного восприятия (например, использование кинофильмов, графиков движений, магнитофонных записей). Большое значение имеет образное слово, которое связано с двигательными

представлениями и вызывает конкретный образ движения .

3) Принцип от простого к сложному. Повышает продуктивность усвоения нового материала, создаёт дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой. Соответствие принципу позволяет избежать снижение интереса к предъявляемому материалу и ухудшение демонстративных достижений .

4) Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает, что отбор, формулировки и наполнение речевого и дидактического материала должны соотноситься с уровнем психоречевого развития и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития .

5)Системный принцип. Этот принцип диктует необходимость учёта системного взаимодействия различных компонентов речи: фонематических, лексических, грамматических. Эти связи должны выражаться во взаимодействии фонематической и фонетической подсистем (операций) языка. Восприятие звуков и их воспроизведение – это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса.

По мнению Т.А. Черномырдиной, с целью эффективности устранения нарушений речи логопед опирается и на определённые критерии в отборе необходимого материала:

1. Критерий методической необходимости достаточности предполагает отбор теоретического материала такого объема, без которого умение не может быть полноценно сформировано.

2. Критерий адекватности природе изучаемого явления ориенти­рует на необходимость строгого соответствия теоретического материала
лингвистическим основам, отражение в нем существенных связей и закономерностей.

3. Критерий возрастной обусловленности учитывает возрастные и
психологические возможности детей для усвоения необходимого материала.

4. Критерий преемственности реализует единство программ на­чального и среднего звена, осуществляет непрерывность процесса фор­мирования коммуникативно-речевых умений.

Объёмная и разнообразная речевая и дидактическая база, способствует формированию словарного запаса у детей, ребенок учится грамматически правильному оформлению предложений. Детям постоянно необходима зрительная опора, которая способствует речевой активности. Словесные инструкции должны быть четкими, не многословными.

Успешность работы логопеда во многом основывается на правильном использовании наглядности - это предметных, ситуационных, сюжетных картинок, демонстрируемых действий. Если применять наглядность, с постепенным усложнением от картины до схематического изображения, то дети начинают легко в ней ориентироваться, устанавливать причинно-следственные связи и связно излагать изображенные события.

При изучении определенной темы важно также делать произносительный акцент на элементах, являющихся носителями грамматического значения (окончании соответствующей формы существительного или прилагательного, предлоге, приставке в глаголах движения и т.п.), чтобы усилить их восприятие детьми.

Подбор лексического материала для занятия должен быть свободным в фонетическом плане, то есть он может содержать звуки, еще не скорректированные в произношении детей. Например, на занятии по теме «Именительный падеж множественного числа существительных» могут присутствовать не только легкие в произносительном плане слова: коты, кубики, огни, ленты, но и слова фонетически сложные: моря, мастера, учителя, якоря, адреса.

В каждом лексико-грамматическом занятии полезно использовать индивидуальный наглядный материал. С его помощью логопед может контролировать усвоение детьми знаний и навыков, повышать активность дошкольников, а также более экономно использовать учебное время.

На заключительном этапе занятия дается работа с индивидуальным наглядным материалом. Каждый ребенок получает сюжетную картинку, по которой должен составить предложение с предлогом НА. И логопед, тратя на данный этап занятия 3-4 минуты, в состоянии проконтролировать эффективность своей работы, а также безошибочно определить детей, не усвоивших тему .

Не следует ограничивать лексику занятия никаким обобщающим понятием (профессии, мебель, посуда, птицы и пр.), а тем более выносить это понятие как тему. Таким образом, исключается лексическая замкнутость, а словарь ребенка может пополняться без ограничений, что, естественно, расширяет познавательные рамки занятия.

Каждая форма для нормализации требует отдельной системной и детальной отработки. Например, тема логопедического занятия - творительный падеж множественного числа существительных. Логопед использует словарь из самых различных лексических тем: части тела, грибы, деревья, дикие животные, предметы быта, дары леса и пр. Пополнение и активизация словаря на этом занятии лишь средство выработать у детей динамический стереотип словоизменения существительных в рамках данной падежной конструкции, упражнять в правильном грамматическом оформлении слов с различным конкретным и обобщенным значением. Главным содержанием данного занятия будут различные упражнения, выполняя которые дети должны будут употребить существительное во множественном числе, творительном падеже. Создать же устойчивую модель любой грамматической категории (рода, числа, падежа, предлога и пр.) гораздо легче на значительной лексической базе, чем на материале одного-двух обобщений. Немаловажно и то, что в данном случае словарь - лишь «строительный материал», «кирпичики», из которых складывается здание устойчивого представления об

определенной грамматической закономерности .

gastroguru © 2017