За что депортировали карачаевский народ. О депортации карачаевцев. Горы молчат, но помнят всё. Карачаевцы на фронтах Великой Отечественной войны

Годовщина депортации карачаевцев: воспоминания жертв репрессий

В Карачаево-Черкесии 2 и 3 ноября проходили мероприятия, приуроченные к 66-й годовщине депортации карачаевского народа. Своими воспоминаниями о массовом переселении карачаевцев в Среднюю Азию с корреспондентом "Кавказского узла" поделились жители республики, ставшие жертвами политических репрессий ноября 1943 года.

Жительница города Карачаевска Фатима Лепшокова, 1936 года рождения, на всю жизнь запомнила день выселения.

«Было морозное утро, мама пошла доить корову, а я во дворе кормила птицу, - вспоминает женщина. - Вдруг в калитку вошел человек в солдатской шинели. Я позвала мать, она отправила меня в дом, они недолго разговаривали, и мама вернулась, лицо было в слезах. Собирались мы быстро. В большой платок завернули теплые вещи и хлеб - больше ничего брать с собой не разрешили. В сарае остался скот, во дворе - птица и барашки. Нам ничего не объясняли, даже куда нас везут и за что».

По словам Фатимы Лепшоковой, в их семье было одиннадцать детей, вернулись из ссылки в 1959 году - только пятеро. Деда и бабушку тоже похоронили в Казахстане. Отец с войны не пришел.

«Я помню, как от тифа умерло сразу двое младших, тиф тогда вообще погубил многих. Мама хоронила их, завернув в одеяло. Потом еще один - уже от голода», - рассказывает женщина, пережившая депортацию.

Узнав о том, что можно вернуться на родину, семья Лепшоковой решила возвращаться не задумываясь. «Мы ехали домой, хотя наши дома уже не были нашими, и мы их выкупали, потому что перед тем, как выехать из Казахстана, мы подписывали бумаги о том, что не будем претендовать на прежнее жилье», - рассказала женщина.

Свою историю корреспонденту "Кавказского узла " рассказал и Мумиат Бостанов, также переживший массовую высылку карачаевцев на чужие земли в 1943 году. Пожилой мужчина вспоминает, как в голодные годы в Средней Азии мать растягивала стакан кукурузной муки на неделю, готовя из нее суп-баланду на семерых человек.

«Сейчас, когда я вижу, как черствый хлеб выносят скотине, я очень ругаюсь на детей. Мы мечтали о хлебе. Мы были на уровне скота, перевозимого в товарных вагонах. Всех везли вместе - и стариков, и детей, и женщин. Мы заворачивали умерших в дороге в одеяла и отдавали людям на станциях, но в дороге умерло не так много, как там, в степи, от голода. Я помню, как женщина-казашка в первую ночь пустила нас переночевать в сарай, но не пустила в дом. В ту ночь мать у нее просила еды, но она сказала, что еды нет. Мы заснули голодными и уже на утро вместе с ней пошли на поле собирать оставшуюся свеклу, которую мать натирала на терке и добавляла в суп. Голод в то время был самым первым врагом, люди опухали от голода, но работали. Сотни умирали от болезней- лекарств не было, лечить было некому», - рассказал Мумиат Бостанов.

По его воспоминаниям, самым тяжелым было время до 1946 года, а после окончания войны, жизнь стала налаживаться: появилась работа на полях, стала нужна рабочая сила. За работу давали хлеб, муку, сахар.

«Возвращались домой мы уже зажиточными людьми, - улыбается старик. - В наших домах тогда жили грузины, пришедшие из-за перевала. Говорят, именно поэтому Сталин и выселял наш народ - ему нужна была земля. А все что говорят о предательстве народа (обвинения карачаевцев в коллаборационизме - прим. "Кавказского узла") - это только официальная версия, не имеющая оправдания за все те зверства, которые произошли, даже если такие единицы и были. Была война, был голод, всякое могло быть – люди ведь разные, но «по паршивой овце – все стадо не судят» и тем более не уничтожают».

Между тем, историк Мурат Шебзухов, этнический черкес, считает, что выселение пагубно отразилась на карачаевском народе только в годы выселения, а после - лишь сплотило народ.

«Этот народ научился выживать, в любых условиях. Они научись единству. Большая часть их вернулась на родину, а вот после Кавказской воны тысячи черкесов не смогли вернуться с территории Турции. В разные исторически периоды народы Кавказа по-разному перенесли фактическое уничтожение. А на то, чтобы возродиться, уходят сотни лет», - отметил историк.

В свою очередь, абазин Шамиль Тлисов отметил, что у горя человека нет национальности. «Когда видишь человеческую боль в глазах - что уж точно не приходит в голову, так это спросить его о его национальности. Горе одного народа - горе всех. А струны национальной гордости часто становятся основным инструментом политических грязных игр, разрушающих теплые соседские отношения», - считает он.

В 1991 году был принят Закон "О реабилитации репрессированных народов" . Однако применение этого документа на практике оказалось осложнено многими факторами, что пока не позволяет считать закон исполненным во всех отношениях ко всем народам, подвергшимся массовым репрессиям в СССР.

По случаю 74-й годовщины со дня депортации карачаевского народа в Среднюю Азию и Казахстан в Карачаево-Черкесии официальные лица один за другим сделали публичные заявления.

К жителям республики обратились глава региона Рашид Темрезов, спикер парламента КЧР Александр Иванов и председатель правительства республики Аслан Озов, сообщает сайт главы и правительства республики.

В своем обращении Рашид Темрезов рассказал о тяжелой доле, настигших карачаевцев в долгой дороге на чужбину.

Карачаево-балкарская писательница Фатима Байрамукова со ссылкой на официальные данные пишет , что в годы депортации погибло около 42 000 карачаевцев, из них чуть больше половины - дети.

С учетом катастрофических потерь для немногочисленного народа все еще остается открытым вопрос реабилитации карачаевцев.

Так, глава Конгресса карачаевского народа Кады Халкечев считает, что есть сферы, в которых реабилитация осуществлена не в полной мере.

"Если политическая и юридическая реабилитация в целом достигнуты, то экономическая - нет. Кроме того, окончательно не достигнута культурная реабилитация. В этом плане можно отметить, что нет республиканских журналов, в том числе и детских, на родном языке. Передачам на телевидении и радио на карачаевском отведено мизерное время. Не все карачаевцы участники Великой Отечественной войны, представленные к званию Героя, получили свои награды из-за принадлежности к репрессированному народу, а за последние годы были обнаружены документы еще троих представленных к этому высокому званию карачаевца", - делится карачаевский общественник с "Кавказ.Реалии".

По словам Халкечева, в настоящее время никаких мер больше не предпринимается. А в 2009 году была ликвидирована Карачаево-Черкесская республиканская комиссия по реабилитации карачаевского народа при Правительстве КЧР.

Вероятно, поэтому в своем обращении глава Карачаево-Черкессии Рашид Темрезов ничего не сказал о реабилитации депортированного народа.

А вот Карачаевский конгресс предлагает продолжить работу в этом направлении.

"Мы предложили главе КЧР восстановить эту комиссию, пролонгировать Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 30.10.1993 за №1100, касающееся экономической реабилитации, которое было составлено во исполнение соответствующего Указа Президента РФ и исполнение которого послужило бы во благо всем народам Карачаево-Черкесии", - говорит Халкечев.

"Кавказ.Реалии" обратился не только к самим карачаевцам, но и к представителю черкесского народа. Так, глава черкесской организации "Адыгэ Хасэ" КЧР Али Асланов считает, что в политическом смысле карачаевцы не реабилитированы в полной мере.

"Реабилитированный народ должен иметь свою отдельную республику. Наверное, карачаевцы не достигли всего, чего хотели. Их самих надо спросить, довольны ли они мерами по реабилитации. Карачаевцев выслали из Карачаевской автономной области, поэтому, думаю, они имели право на свою Карачаевскую республику", - отмечает черкесский общественник.

Вместе с тем, Асланов считает, что в целом карачаевцы реабилитированы. По его словам, сегодня среди карачаевской общественности нет призывов к созданию Карачаевской республики, хотя в 1990-х, как признается лидер местных черкесов, они были слышны.

В свою очередь блогер из КЧР Амар Жужуев объясняет, почему он считает, что карачаевцы реабилитированы.

"Карачаевский народ, как и многие другие народы в прошлом, к большому сожалению, пережил депортацию. Как человек и как житель нашей республики я, конечно же, не одобряю подобных действий и неважно, в отношении какого народа они происходили. Однако на сегодняшний день карачаевский народ, как и все остальные, живет, развивается и свободно перемещается по всей территории России. Народ имеет возможность развивать свою культуру и следовать своим традициям и этому никто не препятствует. Если исходить из этого, то я считаю, что народ реабилитирован и созданы условия для его дальнейшего развития", - отмечает он.

Председатель региональной национально-культурной автономии ногайцев КЧР "Ногай Эл" Валерий Казаков считает, что реабилитировать в полной мере после такого преступления в отношении целого народа невозможно.

"Когда одного человека лишают родины – это трагедия, а здесь речь идет о целом народе. Если под реабилитацией понимать восстановление утраченного имущества, то да, карачаевцев реабилитировали", - полагает он.

Очевидно здесь одно - итоги процесса реабилитации оцениваются разными группами по-разному и пока существует плюрализм мнений на этот счет, вопрос останется актуальным. Даже если власть не будет говорить об этом.

02.11.2012 1 22699 Гнутова О.В.

О.В. Гнутова,
Санкт-Петербург

Всякое пережитое страдание, осмысленное и прошедшее через душу народа, превращается в его духовный опыт. Карачаевцам хотели дать почувствовать их малость, за сутки, лишив Родины. Но они выстояли, сберегли язык, обычаи, свою культуру, живую душу Карачая. Рассеянные, словно камни разрушенного храма, они стали вновь собираться в единое целое - в нацию, ибо храм народного духа помогает человеку обрести себя.

М.А.Суслов непосредственно контролировавший операцию, в последствии, приветствуя выселение ни в чём неповинного народа заявлял: "Мы выжили карачаевцев из горных ущелий, теперь нам надо выжить оттуда их дух". На этом скорбном пути карачаевцы многое потеряли, но сохранили веру в жизнь, и дух не покинул их. Этот особенный дух, присущий карачаевскому народу, как и каждому другому народу на Земле, и движет ими на пути к возрождению.

Насильственное переселение народа - депортация, для истории ненова; первым "рассеивателем" можно считать вавилонского царя Навуходоносора второго, а первыми спецпереселенцами - иудеев. Через 2500 лет И.В.Сталин повторил эксперимент Навуходоносора, только в таких масштабах, которые и не снились первому. Депортация целых народов превратилась на закате сталинской эры в инструмент национальной политики, и это было одним из важнейших симптомов и свидетельств глубокого политического и нравственного кризиса, переживаемого советским государством. Никакой военной необходимостью эта бесчеловечная акция не вызывалась.

Отклики той страшной трагедии слышны и сегодня. Это оттуда катится в наши дни клубок национальных проблем, и его не так - то просто распутать, но обязательно нужно. Проблема депортированных народов в годы Великой Отечественной войны - одна из самых жгучих и до последнего времени закрытых тем - сегодня приобретает всё более актуальное значение и всё настойчивее требует своего тщательного изучения и освещения.

В 1991г. была создана Карачаево-Черкесская республиканская комиссия по реабилитации карачаевского народа. И учёным представилась возможность поработать с секретными документами бывшего Карачая-Черкесского обкома партии и облисполкома и Ставропольского крайисполкома, а также совершенно секретными документами центральных московских архивов. В1993г. вышла из печати книга "Карачаевцы. Выселение и возвращение (1943-1957). Материалы и документы".

В первые же месяцы войны 15 тыс. 600чел., т.е. каждый 5-ый карачаевец, практически всё взрослое мужское население, было призвано в ряды Красной Армии. Кроме того, на строительство оборонительных рубежей было мобилизовано около 2 тыс. женщин и мужчин. В июне 1943г., после освобождения Карачая от фашистских оккупантов, в своём обращении к трудящимся Карачая Ставропольский крайком партии отмечал, что рука об руку с великим русским народом сражаются и сыны Советского Карачая: Отважные горцы не щадят своих жизней в ожесточённых битвах. Народы Карачая широко поддержали и призыв о помощи фронту. К 1 января 1942г. трудящиеся собрали и отправили для Красной Армии свыше 6 вагонов коллективных и индивидуальных подарков и 70 тыс. тёплых вещей.

С 12 августа 1942г. по 18 января 1943г. территория КАО была оккупирована фашистскими войсками. За 5,5 месяцев фашисты расстреляли тысячи граждан, уничтожили и вывезли 150тыс. голов скота.

В то время, когда карачаевский народ отдавал все силы на восстановление разрушенного хозяйства области, в кабинетах ведомства Л.П.Берии готовился развёрнутый план депортации народов. Под видом "отдыха" в карачаевских селениях были расквартированы войска НКВД, которые тайно собирали информацию о народе. Приостановился и призыв в армию карачаевцев. 12 августа 1943г. Ставропольский краевой комитет партии и крайисполком принимают постановление "О фактах политической беспечности в отношении лиц, активно сотрудничавших с немцами в период оккупации края". Это постановление усилило процесс выявления "новых изменщиков родины", активизировало работу карательных органов.

В высших эшелонах власти готовились законодательные акты о выселении и расселении народов Северного Кавказа на новых местах. Ещё до официального Указа о выселении карачаевцев в Казахской и Киргизской ССР шла активная подготовка к приёму переселенцев на новых местах. Так,9 октября 1943г. ЦК и Совнарком Казахской ССР обязал Джамбульский обком и облисполком подготовиться к приёму, размещению и трудоустройству спецпереселенцев из Северного Кавказа. Для оказания "практической помощи спецпереселенцам" был командирован уполномоченный НКВД Попов. Таким образом, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 октября 1943г. о выселении карачаевцев подводил черту под всей подготовительной работой. А сам Указ являлся лишь формальным юридическим актом, давшим возможность 2 ноября 1943г. выселить весь карачаевский народ в Казахстан и Среднюю Азию.

В Указе главным обвинением и поводом к выселению выдвигалось поголовное сотрудничество с врагом. Эта вопиющая ложь не выдерживает никакой критики. По официальным данным прокуратуры КАО на всей территории области было возбуждено 673 судебных дела за измену и сотрудничество с фашистами. Из них были переданы в суд 449 дел, прекращено 127, не расследовано 97. К уголовной ответственности были привлечены за измену Родине 250-270 чел, что составляет 0,3 % от 88тыс. карачаевского населения. Нужно отметить, что карачаевцы не создавали никаких формирований, которые бы вели совместно с фашистами карательные операции в отношении Красной Армии и народа. Преступления совершали отдельные люди, которые служили фашистам.

Ведомство Л.П.Берии сгущало даже незначительные события в Карачае, чтобы подвести обоснование своим уже давно разработанным планам, или просто выдумывало обвинения против карачаевского народа. Главными из них являлись лживые обвинения о якобы пленении карачаевцами 530 красноармейцев до прихода немцев и их расстрел, а так же соучастие в убийстве больных детей в Нижней Теберде, и о формировании карачаевцами 65 банд. "Установить количество действовавших банд не представилось возможным", отмечалось в документе бывшего КГБ СССР. В официальном ответе зам. Прокуратуры РСФСР отмечается то, что на территории КАО действовали единичные банды количеством 5-6 человек. КГБ СССР, в свою очередь, также опроверг ложные обвинения, выдвигавшиеся против карачаевского народа. В официальном ответе КГБ СССР на запрос народного депутата СССР И. Хачирова отмечается, что "в ходе проведённого дополнительного расследования не нашли подтверждения данные об убийстве детей и воспитателей в районе аула Н.-Теберда. Не нашёл также подтверждения факт расстрела красноармейцев в ауле Учкулан".

Как видно, выше приведённые документальные данные говорят о том, что немецким оккупантам служило небольшое количество карачаевцев-предателей. Тогда возникает вопрос: почему был обвинён весь карачаевский народ? Почему геноцид по национальному признаку применялся к одним народам, а к другим - нет? Почему выселяли народы избирательно? Многие учёные объясняют это негласным желанием И.В.Сталина и Л.П.Берии расширить территорию Грузинской ССР. Так, доктора исторических наук Х.-М. Ибрагимбейли, Ж.Ж. Гакаев, кандидат экономических наук М. Узденов считают, что выселение народов Северного Кавказа было связано с желанием расширить этническую территорию исторической Грузии. Имеющиеся в распоряжении документы, официальные ответы государственных органов на запросы и сведения, опубликованные в научных изданиях позволяют выделить 3 основные причины для выселения карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей: 1) расширение этнической территории Грузинской ССР; 2) стремление переложить вину на карачаевцев за военные неудачи в важном военно-стратегическом участке и тем самым снять вину с М.А.Суслова и 3) наказать народы за то, что они с первых дней советской власти противодействовали государственным. мероприятиям.

В ноябре 1943г. было положено начало поголовному переселению "народов- предателей" Северного Кавказа. Первым в течение двух дней был выслан карачаевский народ - 69267 человек (15980 семей); в том числе 12500 мужчин, 19444 женщин, 36670 детей были погружены в эшелоны товарных вагонов и отправлены на восток страны.



Важная роль в осуществлении операции отводилась 3-му Ордена Красного Знамени отдельному мотострелковому полку из войск НКВД СССР. А накануне выселения карачаевцев в г. Микоян-Шахар (ныне Карачаевск) прибыл зам. Л.П.Берии генерал А.И.Серов со специальной миссией - дать последние указания по успешному выполнению запланированной акции. Операцию проводил командир полка полковник Харьков, его заместители подполковник Котляр и майор Кринкин. 2 ноября 1943 г., глубокой ночью сотни "студобеккеров", полученных из Америки по Ленд-лизу, направились в места проживания карачаевцев. Офицеры и солдаты, сидящие в машинах, хорошо знали, в какой дом, в какую дверь они войдут, чтобы выселить проживающих там людей. Они знали не только дома, но и лица тех, на кого направят автоматы, потому что в период многомесячного "отдыха" многие из них нередко бывали у карачаевцев, собирая тайно информацию, и не раз пили айран у гостеприимных хозяев. Свет сотен фар, освещавших ущелье, гул машин не смогли сделать начало операции незамеченной, тем не менее, люди спали, не подозревая ни о чём. Стук автоматных прикладов в дверь разбудил женщин, детей, стариков. Внезапность операции имела большие трагические последствия для карачаевцев. Как известно, экономическая жизнь в Карачае проходила в далёких от населённых пунктов местах - кошах, фермах, в отгонных выпасах, а также на так называемых "прирезках", отдалённых от аулов расстоянием 200- 300км. Хватая людей вне дома, на местах их работы, и в дальнейшем не давая им возможности присоединиться к своим семьям, энкэвэдэшники уже в первые же дни выселения разобщили тысячи семей друг от друга. Каждая машина и вагон охранялись солдатами, и они не позволяли людям переходить к своим, не смотря на их просьбы.

Через 4 дня, 6 ноября 1943 г., Совнарком СССР в спешном порядке утвердил постановление за № 1221-368СС "О порядке заселения районов бывшей КАО Ставропольского края", по которому территория КАО разделялась на три части: южная часть передавалась Грузии, северная, восточная и часть западной - Ставропольскому краю, а остальная западная часть Краснодарскому краю. Одновременно спешно менялись и названия населённых пунктов, чтобы ничто не напоминало об опальном народе.

Всего расселено карачаевцев: а) на территории Казахстана - 12298 семей (45 427 чел.); б) на территории. Киргизии - 5432 семей (22900 чел.) Жёсткие условия проживания в местах ссылки, отсутствие элементарных социально-бытовых условий, массовый голод, частые вспышки инфекционных заболеваний, тяжёлый женский и детский труд, постоянное нервно- эмоциональное напряжение ссыльных, репрессивный характер надзора повлекли за собой массовую смертность среди карачаевцев, ослабление генофонда и здоровья выживших. По определению историка А.Некрича, у карачаевцев погибло более 30% населения. Погибло только одних детей более 22 тыс. Смертность была настолько высока, что уровень 1943 г. (88тыс.) карачаевцами был достигнут только к 1959 г., т.е. через 16 лет после выселения.

Несмотря на неизмеримые потери, карачаевский народ выстоял и выжил. Все мы живём с вами в одном доме на родной и близкой планете Земля, согреты лучами одного щедрого для каждого Солнца и забываем об этом; враждуем, уничтожаем, унижаем, друг друга, тогда как только благодаря любви происходит сближение душ. Любовь - единственный путь к объединению всех индивидов, обществ и народов в одно целое. Пора осознать, что прогресс невозможен без решения наболевших национальных вопросов, что именно национальный фактор предопределяет всестороннее развитие человечества не только в нашей стране, но в мировом - на всей планете Земля - масштабе.

Все для фронта, все для Победы!


Живая история Кавказа

Рабочие, колхозники, интеллигенция с первых же дней войны свято выполняли свой долг, пополняя ряды действующей армии. 26 тысяч карачаевцев ушли на фронт. В организациях Осоавиахима получили подготовку и отправились на фронт 26 355 кавалеристов, 35 200 горных стрелков, 32 650 радистов-связистов, 18 850 шоферов и мотоциклистов, несколько сот летчиков . Оборонные организации подготовили 10 тысяч медицинских сестер, около 30 тысяч санитарных дружинниц для фронта и тыла.

Бойцы и командиры, уезжая на фронт, клялись выполнить свой священный долг перед Родиной. И свою клятву они сдержали с честью.

Крепили оборонную мощь страны, собирали теплую одежду для фронтовиков, окружали заботой и вниманием семьи фронтовиков, шефствовали над госпиталями.

Мировая история не знает другого примера, когда население всей страны, люди разных возрастов и профессий по собственной инициативе, по велению своего сердца так активно участвовали бы в сборе и отправке на фронт подарков и теплых вещей, в сдаче донорской крови, в сборе средств на производство различного вооружения, в проведении воскресников и активной подписке на военные займы, как это было в СССР в годы Великой Отечественной войны.

Братский привет карачаевцам от Иосифа Сталина

17 мая 1943 г. в газете "Красный Карачай" была опубликована телеграмма секретарю Малокарачаевского райкома ВКП (б) Хаджиеву: "Передайте колхозникам и трудящимся Малокарачаевского района, собравшим один миллион рублей на строительство боевых самолетов "Колхозник Карачая", братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин".

Еще шла Великая Отечественная война. Советские войска, ведя наступательные бои, продвигались на Запад. В глубоком тылу, за тысячу верст от фронта спецпереселенцы работали по 12-14 часов без устали. Большинство работало в колхозах, совхозах и МТС. Как сообщали с мест партийные органы, среди карачаевцев было немало передовиков производства.

За выдающиеся достижения в выращивании сахарной свеклы молодые карачаевки Нузула Кубанова, Патия Шидакова, Тамара Абдуллаева были награждены орденами Ленина с присвоением звания Героя Социалистического Труда.

С осени 1942 г. развернулось активное партизанское движение на Северном Кавказе. Всего, по неполным данным, на Северном Кавказе и Сталинградской области было создано 250 партизанских отрядов и групп, включавших в себя свыше 250 тысяч человек. Смертью храбрых, защищая свою Родину пала славная дочь карачаевского народа Залихат Эркенова.

В ноябре 1942 года в г. Кисловодске немецкое гестапо расстреляло отважную карачаевкую партизанку З. Эркенову, награжденную четырьмя правительственными наградами. Перед расстрелом она сумела передать домой письмо, в котором имеются такие строки: "Дорогая мамочка, меня скоро расстреляют, но не плачьте, за меня отомстит Советская Армия, а мою дочь воспитает Советская власть".

Однако ее дочь Зарему выслали в Среднюю Азию, несмотря на то, что мать отдала свою жизнь за Советскую власть, а отец — офицер Юнус Урусов героически сражался на Ленинградском фронте.

Карачаевцы на фронтах Великой Отечественной войны

Посланцы горного края, не щадя своей жизни, защищали Москву и Ленинград, сражались под Сталинградом и Курском, освобождали от врага Будапешт, Варшаву и Прагу, участвовали в штурме Берлина. 14 тысяч карачаевцев были удостоены высоких боевых наград, а 14 из них присвоено звание Героя Советского Союза. В борьбе с фашистскими захватчиками обессмертил свое имя сын Карачая Осман Касаев. Партизанский отряд под командованием Касаева разгромил 27 вражеских гарнизонов, уничтожил до 4 тыс. фашистов, провел более 100 других крупных диверсий и операций. Осман Касаев погиб 17 февраля 1944 г. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В боях с гитлеровцами участвовали свыше тысячи девушек из Карачая и Балкарии. Комсомолка Зоя Дагова была радистом на эсминце Черноморского флота, Халимат Эбзеева командовала конной разведкой, сестрами милосердия были Фатима Чиханчиева, Софият Хотчаева, Зухра Эркенова, Роза Уртенова, Фронза Хаунежева и др.

Почти полностью из карачаевцев и балкарцев состоял кавалерийский корпус Доватора, храбро защищавший Москву.

Депортация карачаевского народа

На рассвете 2 ноября 1943 года, в течение двух часов, безвинный и ничего не подозревающий карачаевский народ — 69. 267 человек, из которых 53,9 процента составляли дети; 28,1 процента — женщины и лишь 18 процентов — мужчины — главным образом старики и инвалиды войны — под дулами автоматов специально привлеченных для этого 60 тыс. солдат из войск НКВД, был в спешном порядке погружен в товарные вагоны и отправлен в неизвестность — на восток. Переселенцам было разрешено взять с собой лишь сухой паек, рассчитанный на несколько дней, и одежду. В среднем в "теплушку" погружалось до 50 человек, всего было сформировано 36 эшелонов. Более 20 дней переселенцы задыхались от тесноты и антисанитарии, мерзли и голодали, умирали от болезней. На остановках приоткрывали двери телячьих вагонов, наспех выгружали трупы и продолжали путь. Всего за время следования погибло 653 человека. (ЦГА РФ, ф. 9479, оп. 1, д. 137, л. 206).

Переселенцы были расселены небольшими группами на огромной территории от Северного Казахстана до предгорий Памира, более чем в 480 населенных пунктах. Цель такого расселения очевидна — полная ассимиляция народа, его исчезновение как этноса.

С первых дней расселения был установлен специальный комендантский режим, по которому депортированным под страхом каторги запрещалось переезжать из одного населенного пункта в другой или же навещать родственников без специальных пропусков. Они должны были ежемесячно отмечаться в спецкомендатуре.

Питание переселенцев в общепринятом смысле, особенно в начале, было крайне ограничено. Люди ели коренья и листья трав, жмых, мерзлый картофель, макуху, люцерну, крапиву, кожу стертой обуви. Как указывается в докладной записке начальника ГУЛАГа наркому ВД, более 70% карачаевцев прибыло к местам расселения без продуктов питания.

Можно понять, когда в том же 1944 году советские люди в солдатских шинелях умирали за родину в ожесточенных боях с немецко-фашистскими захватчиками. Можно понять, хотя и с трудом, мученическую смерть советских людей в гитлеровских концлагерях. Но как понять смерть советских людей в глубоком тылу своей родной страны от голода?

Куда депортировали карачаевцев

Численность депортированных карачаевцев, с учетом высланных в 20-30 годы, демобилизованных с фронта, вернувшихся из трудармии, составляла 78. 827 человек (18.068 семей). По переписи 1959 года численность карачаевцев составила 81.000 человек.

Карачаевская автономная область была упразднена и часть территории передана Грузии. Депортация проводилась тогда, когда подавляющая часть мужского населения находилась на фронте в рядах Советской Армии. Хрущев в своем докладе на ХХ съезде КПСС не без ехидства отметил, что депортация карачаевцев, якобы носившая военно-стратегический характер, на самом деле проводилась тогда, когда успех Советской Армии был уже предрешен.

Из доклада Берии Сталину: "...По состоянию на 1 февраля 1944 г. на территории Казахской ССР расселено 12 342 семьи спецпереселенцев-карачаевцев с наличием в них 45.500 чел., из них в Южно-Казахстанской обл. — 6643 семьи в количестве 25216 чел., в Джамбулской обл. — 5699 семей — 20285 чел.

Для обслуживания спецпереселенцев организованы 24 спецкомендатуры, в т.ч. в Южно-Казахстанской области — 13 и в Джамбулской — 11.

Во всех районах расселения Казахской и Киргизской ССР поступает в райотделения и комендатуры НКВД много заявок в отношении розыска членов семей и соединения с ними. Только в Джамбулской области таких заявлений поступило свыше 2000. В некоторых населенных пунктах зарегистрированы факты со стороны отдельных лиц и местного населения сочувствия карачаевцам". (ЦГА РФ, ф. 5451, оп. 12, д. 212, л. 283).

Выпавшие на их долю испытания облегчили лишь доброе участие и помощь соседей — казахов, русских, представителей других национальностей, не утративших человечности вопреки тяготам войны. Процесс сближения карачаевского и казахского народов шел на почве взаимной доброжелательности и понимания. Да и не могли казахи, еще недавно пережившие "голощекинский геноцид", не понять карачаевцев, поголовно выселенных с обжитых земель.

Президент Н. А. Назарбаев, выступая на заседании Ассамблеи народов Казахстана в январе 1998 г. в Астане сказал: "Всем известно, с каким радушием встретили казахи вынужденных переселенцев. Обескровленные коллективизацией и великим джутом, жившие впроголодь, они, тем не менее, давали крышу над головой, обогревали и делились последним куском хлеба с брошенными в голой степи людьми. И делали это с достоинством и совершенно бескорыстно. Те же, кому они помогли выжить и выстоять, до сих пор признательны им за оказанную помощь".

По данным последней переписи населения в Казахстане проживают 1500 карачаевцев. Живя в Казахстане карачаевцы внесли свой посильный вклад в развитие экономики республики, а оставшиеся здесь продолжают трудиться на благо независимого, суверенного Казахстана.

В Казахстане карачаевцы имеют все условия для развития своей культуры и языка. Сохранив свою самобытность, они изначально с большим уважением относятся к культуре и быту казахов, русских и других этносов. А если заглянуть в глубь веков, то мы узнаем, что у казахского и карачаевского народов существуют единые исторические корни.

Большую работу по укреплению межнационального согласия, внутриполитической стабильности и консолидации общества проводит карачаевско-балкарский национально-культурный центр "Минги-Тау". Председатель центра Людмила Хисаевна Хочиева. Казахстан стал для нее родиной и судьбой. Члена совета Ассамблеи народов Казахстана Л. Х. Хочиеву знают во всех, даже самых маленьких, поселках. Людмила Хисаевна ведет большую общественную работу. Именно за это она награждена орденом "ІЅрмет".

Мрачные страницы нашей истории не должны повториться. Уроки истории надо усваивать постоянно, из поколения в поколение. Каким бы трудным не было наследие тоталитаризма, полиэтническое государство может и должно развиваться цивилизованным, демократическим путем, в атмосфере доверия и согласия, социального партнерства представителей всех слоев населения, всех наций и народностей, живущих в Республике Казахстан.

Ознакомился с материалами по поведению балкарцев во время наступления немецко-фашистских войск на Кавказе, так и после их изгнания. В период прорыва немцами линии фронта под Ростовом в 1942 г. антисоветские элементы в Балкарии активизировали работу в тылу Красной Армии, создавали бандповстанческие группы. Тяжелой была обстановка и при отступлении частей 37-й армии, отходившей через перевалы Кавказского хребта, через Балкарию. В Черекском районе балкарцы разоружили воинское подразделение, убили командирский состав и захватили одно орудие.

По указке немцев и приведенных ими с собой эмигрантов Шокманова и Кемметова балкарцы договорились с карачаевцами об объединении Балкарии с Карачаем.

Только в течение 1942-43 гг. за антисоветскую работу и бандитизм было арестовано 2 227 чел., из них коммунистов и комсомольцев — 186 чел. Бежали с немцами из Балкарии 362 чел.

В связи с предстоящим окончательным выселением чеченцев и ингушей считал бы правильным часть освободившихся войск и чекистов использовать для выселения балкарцев с Северного Кавказа, с расчетом закончить эту операцию 15-20 марта текущего года до покрытия лесов листвой.

Балкарцев насчитывается 40 900 чел., проживающих в подавляющем большинстве в четырех административных районах, расположенных в ущельях Главного Кавказского хребта, общей площадью 503 тыс. га, из которых около 300 тыс. составляют сенокосы, пастбища и леса.

Если будет Ваше согласие, я сумел бы до возвращения в Москву организовать на месте необходимые мероприятия, связанные с выселением балкарцев. Прошу Ваших указаний.

8 марта 1944 года по заранее разработанному плану в каждом населенном пункте, где проживали балкарцы, были введены подразделения войск НКВД. Солдаты с автоматами входили в дома жителей, давали ошеломленным людям двадцать-тридцать минут на сборы. В этот же день их привозили на станцию Нальчик и грузили в товарные вагоны. Вагоны были переполнены.

"Государственный Комитет Обороны т. Сталину И. В.

НКВД докладывает, что операция по выселению балкарцев из Кабардино-Балкарской АССР закончена 9 марта. Погружено в эшелоны и отправлено к местам нового поселения в Казахскую и Киргизскую ССР 37 103 балкарца, кроме того, арестовано 478 чел. антисоветского элемента. Изъято 288 единиц огнестрельного оружия. Заслуживающих внимания происшествий во время проведения операций не было...

Для обеспечения порядка и охраны в горных районах Балкарии временно оставлены оперативно-чекистские группы с небольшими войсковыми командами. Л. Берия. 11 марта 1944 г." (Там же, с. 22.)

В Казахстане в 1944 году погибло 21 150 балкарцев (4 660 семей). На 1 октября 1946 г. на спецпоселении находилось балкарцев — 32 817 человек (мужчин — 10 595, женщин -16 860, детей — 32 557).

Ужасающие жилищные условия, голодный паек, на который были обречены спецпереселенцы, отсутствие у многих теплой одежды, эпидемические заболевания, отсутствие медицинской помощи — все это привело к гибели тысяч и тысяч безвинных людей. В балкарских семьях, проживавших в Казахстане, по сведениям НКВД КазССР, только за 9 месяцев 1944 г. родилось 66 детей, а умерло 1 592 человека. По официальным данным, с 1 апреля 1944 по сентябрь 1946 гг., т.е. за два с половиной года, в Казахстане и Киргизии умерло 4 849 балкарцев. Это каждый восьмой балкарец, находившийся в ссылке.

На далекой казахстанской земле 14 марта 1945 года умер Кязим Мечиев , основоположник балкарской поэзии. Ни в одной газете некролога не появилось. Да и мало кто знал, что в селении Тельман Каратальского района Талды-Курганской области доживал свой век ссыльный поэт, как все балкарцы, причисленный к бандитам, с ярлыком спецпереселенца.

Вклад карачаевцев в Победу над фашизмом

Посланцы горного края, не щадя своей жизни, участвовали на фронтах Великой Отечественной войны.

Легендой советской авиации, грозой для фашистов стал простой балкарский парень Алим Байсултанов. Он погиб смертью храбрых 23 сентября 1943 года в воздушном бою в районе Капорской губы в Финском заливе. Герою Советского Союза А. Байсултанову было всего 24 года.

В наградном листе Байсултанова читаем: "277 раз поднимал в воздух на разгром врага свой самолет, и где бы ни появлялся, то ли над Ханко и Таллином, то ли над Ленинградом, везде фашисты чувствуют на своей спине мощь беспощадного удара отважного сталинского сокола Байсултанова... За время Великой Отечественной войны тов. Байсултанов в 45 воздушных боях уничтожил 19 самолетов противника. 64 раза вылетал на штурмовку войск и техники противника, и после каждой проведенной им штурмовки противник не досчитывал большого количества своих солдат и техники. Вылетая 27 раз на разведку, он всегда приносил ценные сведения о противнике..."

Командир роты балкарцев Мухажир Уммаев в боях за Одессу 10 апреля 1944 г. вместе со своими бойцами, отразив три ожесточенные контратаки противника, первым ворвался на окраину города. В этом бою старший лейтенант Уммаев лично уничтожил в рукопашной схватке 18, а его рота — 200 немецких солдат и офицеров. Преследуя отступающего врага, рота Уммаева уничтожила еще свыше ста захватчиков и первой ворвалась в центр города. Об этом подвиге рассказала после боев за Одессу армейская газета. За мужество и отвагу Уммаев был представлен к присвоению звания Герой Советского Союза, наградили его орденом Александра Невского. Это была последняя награда героя. Его демобилизовали, и он поехал к своим высланным землякам в Казахстан, где и умер вскоре от полученных на войне ран. Через сорок пять лет Президент СССР Указом от 5 мая 1990 года посмертно присвоил Мухажиру Уммаеву звание Героя Советского Союза.

Чтобы выжить, надо трудиться

Несмотря на тяжелые условия жизни в ссылке, на лишения и страдания, балкарцы стремились выстоять и выжить. В глубоком тылу спецпереселенцы работали по 12-14 часов в сутки. Онидобывали руду на шахтах, возводили дома, прокладывали каналы и дороги.

К высоким правительственным наградам были представлены многие карачаевцы и балкарцы, работавшие в хлопководстве, табаководстве, животноводстве. Орденов Ленина удостоены Маруа Шахманова, Фатима Умарова, Балбу Эркенова, Патия Айбазова, Каракыз Джатдоева, Асият Лайпанова, Мариям Хапаева и др. Сотни балкарцев были награждены орденами Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", медалями.

Многие передовики производства — балкарцы и карачаевцы — участвовали во Всесоюзной и республиканской сельскохозяйственных выставках, получили высокие правительственные награды.

Среди карачаевцев и балкарцев было немало спортсменов-разрядников и мастеров спорта. Неоднократными чемпионами Киргизской ССР по боксу были Мурадин Семенов и Осман Джаубаев. Заур Лайпанов был чемпионом Казахстана по штанге. Мастера спорта Шамиль Бархозов, Осман Джазаев, Назир Байрамкулов, Ахмат Урусов были неоднократными чемпионами Казахстана и Средней Азии.

В годы вынужденной жизни в Казахстане и Средней Азии балкарцы, карачаевцы, как и другие репрессированные народы, в тяжелейших условиях ссылки под бдительным оком спецкомендатур, перенося моральные и физические страдания, работали, чтобы выжить, старались выстоять, поддерживая друг у друга искорку веры и надежды на возвращение на родину. Они не винили в своих бедах Компартию и социализм, верили, что рано или поздно справедливость восторжествует. Выпавшие на их долю испытания облегчили лишь доброе участие и помощь соседей — казахов, русских, представителей других национальностей, не утративших человечности, вопреки тяготам войны. Процесс сближения казахского, балкарского народов шел по пути взаимной доброжелательности и понимания. Да и не могли казахи, еще недавно пережившие "голощекинский геноцид", не понять балкарцев.

Выступая на заседании народовКазахстана в январе 1998 г. в Астане Президент Н. А. Назарбаев сказал: "Всем известно, с каким радушием встретили казахи вынужденных переселенцев. Обескровленные коллективизацией и великим джутом, жившие впроголодь, они, тем не менее, давали крышу над головой, обогревали и делились последним куском хлеба с брошенными в голой степи людьми. И делали это с достоинством и совершенно бескорыстно. Те же, кому они помогали выжить и выстоять, до сих пор признательны им за оказанную помощь.

Со всем этим я знаком, что называется, не понаслышке. Помню, было мне лет шесть или семь, когда отец привел в дом незнакомых людей — мужчину, женщину и троих детей. Они были оборваны, не мыты и, по всему видно, голодны. В глазах женщины было отчаяние, дети плакали. Как я потом узнал, это были балкарцы — в тот год военная спецкомендатура почему-то решила "перебросить" несколько семей, ранее высланных из Кабардино-Балкарии и проживавших затем в одном отдаленном ауле, в наш Чемолган. Их разместили наспех — кого в сараях, кого на молочно-товарной ферме. Понятно, что создавать "врагам" мало-мальски сносные условия жизни "компетентные органы" не собирались. Но местные жители решили иначе и предложили переселенцам свой кров.

Наша семья жила впроголодь: когда корова давала молоко, в доме был праздник, обычно же приходилось перебиваться с хлеба на чай. Ничего другого предложить нашим новым знакомым мы не могли. Но и этот скромный дастархан, горячая печка, тепло и внимание родителей помогли им выжить, спасти детей.

Отец быстро сдружился с Хазретом, как звали главу семейства, помог ему определиться с работой и уже через месяц-другой свободно объяснялся с балкарцами на их родном языке. Словом, у нашей семьи, как и у других чемолганцев, сложились с переселенцами самые добрые отношения. Спустя годы один мой дальний родственник женился на девушке-балкарке, а со многими из тех, кто потом вернулся на Кавказ, я и сейчас переписываюсь.

Это к вопросу о том, как принимали казахи депортированных в республику людей".

Еще живы те, кто на собственной судьбе испытал нечеловеческие тяготы насильственной депортации. Не политическое лицемерие, не лукавое передвижение фактов, а истинная правда на этот счет упрочит наше взаимное доверие и взаимное уважение.

Говорят: нет худа без добра. Общая трагедия объединила народы, сблизила их, сделала духовно богаче. "Татулыє - табылмас баєыт" -говорят в казахском народе. Поистине это так. Дружба — великое счастье, которое надо беречь и лелеять. Сегодня среди балкарцев, карачаевцев и казахов немало семей, которых связывают самые лучшие чувства. Сотни и сотни тысяч людей называют себя друзьями, братьями и сестрами. И это не просто слова. Дружба между народами Казахстана, зародившаяся в самые тяжелые предвоенные, военные и послевоенные годы прошлого столетия выдержала испытание на прочность, пустила глубокие корни, которые невозможно вырвать.

По данным последней переписи населения в Казахстане проживают более 2000 балкарцев. Живя в Казахстане балкарская диаспора вносила свой посильный вклад в развитие экономики республики, а оставшиеся здесь продолжают трудиться на благо независимого, суверенного Казахстана.

Профессор Тлеу Кульбаев

gastroguru © 2017