Про планеты солнечной системы для детей. Конспект занятия для подготовительной группы «В гостях у Астрономии Планеты Солнечной системы

Испокон веков астрономия интересует многих людей. Маленькие дети часто замечают темное звездное небо в отличие от взрослых, которые мало интересуются космосом. Если дети увидят ночью очень много звезд, будут пристально всматриваться в Луну, то обязательно зададут вопросы. Не каждый родитель знает ответы на все вопросы. Астрономия для ребенка - это очень увлекательный предмет. Здесь родители смогут оторваться от повседневных проблем и окунуться в изучение природы, вспомнить свое детство. Ниже приведена масса забавных вариантов для изучения астрономии.

Включились ночью звездочки

Ещё лет 20-30 назад родители укладывали детей спать в 8 или 9 часов вечера. В наши дни сохранилась такая поговорка "сейчас ещё детское время". Особенно летом, когда солнце садится довольно поздно, практически не удается дождаться полуночи, чтобы полюбоваться звездами. Лучше всего ребенку изучать звездное небо летом, когда тепло. Так в семейном кругу появится занимательная астрономия для детей дошкольного возраста. Идеальным вариантом будет август месяц, потому что темнеет уже рано, а сильные холода не наступили. К тому же именно в это время велики шансы увидеть метеоритные дожди.

Желательно следить за прогнозом погоды, чтобы спланировать вылазку на природу. В больших городах и освещаемых населенных пунктах нет смысла наблюдать за звездами. Если есть домик в деревне или дача, то лучше поехать туда ради одной безоблачной ночи. Астрономия для ребенкадолжна быть интересна. В чистом поле можно увидеть очень многое. Наблюдать с мансарды домика тоже удобно, если не мешают деревья и горящий фонарь. Можно ребенку сказать: "Смотри, какая красота! Какие звездочки яркие! Справа от нас Луна - спутник нашей планеты Земля". Ребенок, возможно, задаст множество вопросов.

и почему она такая разная

Если регулярно в течение месяца или двух наблюдать за Луной, то ребенок заметит, что она освещается по-разному. Он может задать соответствующий вопрос. Ответить на него лучше с подручными средствами. Родитель ставит на стол зажженную свечу, берет в руку апельсин и просит ребенка смотреть на фрукт, встав или сев напротив. Так он увидит полнолуние. Чтобы показать ребенку фазы Луны, лучше попросить его встать из-за стола и посмотреть на апельсин с боков. Нужно спросить его, видит ли он тень на апельсине. Если да, то можно смело рассказать о лунных фазах. В завершение достаточно объяснить ребенку, что он смотрел на апельсин и свечу так же, как "видит" это Земля - наша планета.

Живем на круглой планете

Хорошо, если дома есть глобус. Если его нет, то можно нарисовать самим. Это даже более увлекательно. Самодельные обучающие предметы о планетах - это очень интересная и развивающая астрономия детям. Солнечная системаизучается в манере игры. Для начала родителям нужно продемонстрировать Землю. Можно взять старый мячик и разрисовать его акриловыми красками. Пусть ребенок окрасит мячик в синий или голубой. Когда краска высохнет, взрослые рисуют белой краской шапки полюсов. Ребенок будет наблюдать и одновременно слушать. Хорошо, если родители хоть чуточку помнят географию и смогут изобразить материки зеленой краской. Когда глобус будет готов, то можно ребенку снова рассказать о континентах и показать, где живем. Для этого стоит чем-то отметить или приклеить маленький предмет. Астрономия для ребенканачалась с изучения звездного неба, а продолжается изучением планет. Если начать с изучения Земли, то это будет выглядеть некорректно. Ребенок просто не поймет, что ему говорят. Он должен сам проявить интерес.

Книги в помощь любознательным

Когда малыш поймет, как выглядят Земля, Луна и Солнце, тогда можно знакомить его с другими планетами. Трудно объяснить ребенку, какого размера все планеты друг относительно друга. Заодно стоит рассказать, насколько Солнце - огромное светило. В демонстрации помогут не только мячик с апельсином, но и другие различные круглые предметы. Лучше разложить их по полу или столу. Бедные родители могут растеряться, ведь астрономию не все знают. Хочется детям дать приличные знания, вдруг им поможет это в жизни. Спасет положение большая иллюстрированная энциклопедия. Астрономия для детейдолжна преподаваться в книжных форматах, а не через экран ноутбука. Ребятишек нужно учить любить книги.

Другие миры

Когда энциклопедия открыта на нужной странице, лучше предложить ребенку помочь подобрать круглые предметы. Вместе можно соорудить всю Солнечную систему на одном столе. Например, в качестве Солнца может выступить большой оранжевый или желтый мяч. Самую маленькую и удаленную планету Эриду (данные о крайних небесных телах постоянно разнятся) стоит продемонстрировать горошинкой. Занимательная астрономия для детей продолжается тем, что Солнце очень горячее, на него невозможно попасть. Планета Меркурий непригодна для жизни по той же причине. На ней сильнейшая жара. Только на Земле человеку жить хорошо, потому что тепло. Следующие за Землей планеты являются холодными. Чем дальше, тем холоднее. Дышать на других планетах нечем, там нет кислорода. Если есть возможность и желание, а особенно интерес ребенка, то можно дополнить рассказ, поведав о спутниках всех планет. Кольца для Сатурна можно соорудить из шляпы. Достаточно положить планету на ее дно.

А был ли кто в космосе

Дети могут спросить, был ли кто в космосе? Нужно им рассказать сначала о первых собаках-путешественницах Белке и Стрелке, которые благополучно слетали в космос и вернулись на Землю. Желательно найти фотографии в энциклопедии или в других источниках, чтобы дети знали, как они выглядели.

Спустя время в космос полетел первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Будет не лишним показать его фотографию. Дети должны знать такие вещи. Когда они подрастут, сумеют различать месяцы, годы, им будет проще усвоить даты, конкретные события. Обязательно нужно рассказать и о Сергее Королеве как о создателе первой в мире ракеты, которая свозила в космос и благополучно доставила Юрия Алексеевича обратно на Землю.

О телескопах

Любому ребенку захочется посмотреть на Луну и Солнце поближе. Одно дело видеть на картинках, а другое - увидеть самостоятельно, без излишеств. Другие планеты тоже могут заинтересовать юного любителя. Нужно рассказать ему, что такое телескоп. Если его нет ни у семьи, ни у друзей или знакомых, то можно сначала показать в энциклопедии. Ребенку ещё рано рассказывать, чем отличаются рефракторный и рефлекторный телескопы, для умненьких детей постарше. Поэтому надо ограничиться тем, что телескопы все разные, не в каждый можно увидеть планеты. Существуют специальные бинокли для наблюдения за звездами. Если удалось найти телескоп, то взрослый должен его настроить так, чтобы ребенок под разными углами смог увидеть небесное тело. Например, Луну или Солнце не придется долго искать в окуляре, они крупные. Сначала надо самим изучить, есть ли на Солнце пятна, видно ли а потом уже показывать малышам и объяснять.

Поход в планетарий

Не следует ограничиваться домашними экспериментами. Детей полезно сводить в планетарий, чтобы узнать о Вселенной больше. Если в городе есть обсерватория, открытая для посетителей, будет не лишним сходить туда. Детей следует водить в общественные заведения в осознанном возрасте, когда они уже понимают и интересуются. Нет смысла их тащить в надежде, что их привлечет все, что любопытно взрослым. Не у каждого человека есть шанс побывать в Звездном городке, где учат будущих космонавтов. Но если он появится, то обязательно стоит воспользоваться. Астрономия для ребенка является такой же наукой, как и все остальные в плане сложности восприятия, поэтому нужно уметь объяснять простые вещи, иначе у него пропадет интерес. Детские программы составляют обычно планетарии и музеи.

Изучение созвездий

После самостоятельного изучения планет и звезд, походов в интересные места, можно снова вернуться на дачу. Например, в августе было совершено первое изучение неба и космоса, в холодное время года ходили в обсерваторию и планетарий, а весной можно снова изучать невооруженным глазом бездну. Только неплохо бы вооружиться Ребенок вместе с родителями будет искать нужные созвездия, научится определять их местоположение. Желательно приобрести красочную звездную карту или скачать на смартфон. Благо сейчас есть приложения «Астрономия для детей». Созвездия там изображены не просто так, они накладываются на полупрозрачные соответствующие картинки. Ребенку будет интересно.

Об астероидах, кометах и галактиках

Пожалуй, детям дошкольного возраста будет сложнее объяснить, что такое комета, галактики и астероиды. Намного лучше продемонстрировать им просто картинки из энциклопедии "Астрономия для детей". Звезды и галактику воочию можно объяснить, показав в чистом небе Млечный путь. Это наша Галактика. Когда малыш подрастет, он сможет легко освоить что-то новое в такой науке, как астрономия. Частички от упавшего на Землю астероида встречаются в астрономических музеях. Кометы можно увидеть только в мощные телескопы.

Родителям нужно быть готовыми к тому, что ребенок задаст неожиданные вопросы. Если они не знают ответ, то лучше в этом честно признаться, а не отмахиваться или сочинять. Самое время вместе сесть всей семьей вечерком в плохую погоду дома и почитать энциклопедию.

Наша планета Земля, на которой мы живём, входит в состав Солнечной системы. В центре Солнечной системы ярко светит горячая звезда - Солнце. Вокруг него на разном расстоянии от Солнца вращаются восемь главных планет. Одна их них, третья по счёту, и есть наша Земля.

У каждой планеты есть своя орбита, по которой она движется вокруг Солнца. Полный оборот вокруг Солнца называется год. На Земле он длится 365 дней. На планетах, которые находятся ближе к Солнцу год длится меньше, а на тех которые дальше полный оборот может составлять несколько земных лет. Также планеты вращаются вокруг своей оси. Один такой полный оборот называется сутки. На Земле сутки (оборот вокруг своей оси) равен примерно 24 часам (более точно 23 ч. 56 мин. 4 секунды).

Презентация для детей: Планеты Солнечной системы

Солнце

Яркая звезда, находящаяся в центре Солнечной системы. Солнце, словно, раскаленный огненный шар раздает тепло своим ближайшим планетам. Правда, тем планетам, которые очень близко к Солнцу (Меркурий и Венера) очень жарко, а тем, которые находятся дальше Марса очень холодно, потому что до них теплые лучи почти не достают. А вот на планете Земля температура оказалась не низкой и не высокой очень удобной для появления и развития на ней жизни.

Меркурий


Эта самая маленькая планета находится ближе всего к Солнцу. При этом почти все время поворачивается к Солнцу одной стороной. Поэтому на одной стороне Меркурия очень жарко, а на другой очень холодно.

Венера


Вторая планета от Солнца. На ней, как и на Земле есть атмосфера, это такая воздушная оболочка. Только в отличие от нашей земной, состоит не из кислорода, а по большей части из углекислого газа. Поэтому дышать на Венере невозможно, да и на её поверхности очень-очень жарко. Вот и нет там ни растений, ни животных, ни бактерий.

Земля


Эта голубая планета, третья по счету от Солнца - наш общий дом. Здесь мы живём, животные, люди, рыбы, птицы - все под одной крышей. А крыша у планеты Земля состоит из атмосферы, в которой огромное количество кислорода, необходимого для жизни. Здесь мы строим наш мир, пишем историю и отсюда мы наблюдаем за другими планетами и звёздами. И ещё у планеты Земля есть маленькая подружка - Луна, которая является спутником Земли.

Марс


Красная маленькая планета, четвертая по счету. На ней очень мало кислорода, почти нет. Также почти нет воды, хотя учёные её все время ищут, ведь когда-то её, возможно, было на Марсе очень много. Тогда много-много лет назад на планете могли быть реки, моря и океаны, но потом что-то случилось, и вода исчезла. Эту тайну ещё предстоит разгадать.

Юпитер


Самая большая, пятая планета Солнечной системы. Юпитер состоит из газа, его и называют газовый гигант. На его поверхности постоянно происходят бури и вихри ветров, а сама планета, несмотря на размеры, очень быстро вращается вокруг своей оси, как волчок.

Сатурн


Красивая и необычная планета, шестая от Солнца. Её удивительная особенность, которую можно увидеть с Земли в телескоп - это кольцо вокруг планеты. Выглядит кольцо, как диск, только на самом деле это не сплошной диск, а тысячи-тысячи мелких камней, осколков астероидов и пыли.

Уран


Таинственная планета, седьмая по счету, которая по непонятным причинам лежит на боку и вращается совсем не так, как другие планеты. У Урана необычный синий цвет и он выглядит, как круглый с ровной поверхностью мячик.

Нептун


Ледяная очень холодная планета, восьмая по счету, находится очень далеко от Солнца, поэтому солнечные лучи почти не достигают поверхности этой синей планеты. На Нептуне дуют сильнейшие ветра и поэтому погода на ней не просто зимняя, а по космическим меркам, совсем холодная, так, что все на ней, даже газ превращается в лёд.

Плутон


Когда-то эта планета была девятой по счету и входила в Солнечную систему, но оказалось, что она слишком мала для звания планеты и её теперь называют карликовой планетой и ко взрослым планетам с названия не пускают. Может Плутон ещё совсем младенец и ему просто надо подрасти)

Почему запомнить планеты солнечной системы для детей оказывается гораздо проще, чем это может показаться? Да потому, что есть легкий способ, который может помочь деточкам. И об этом способе мы вам сейчас расскажем. Практически каждый ребенок после 5 лет начинает интересоваться космосом, небесными телами и планетами солнечной системы. Вспомните себя в эти годы, как Вас тянуло звездное небо и его тайны. Детей эта тема увлекает особенно, поэтому рассказами о звездах и созвездиях можно увлечь малышей надолго.

Так как же помочь ребенку сформировать наиболее правильные понятия в области астрономии? В первую очередь необходимо обратить внимание на возраст ребенка и степень его интереса к этому вопросу. Не стоит загружать шестилетнего кроху серьезными данными о массе планет или их химическом составе, но вот названия, спутники, расположение на звездном небе можно вполне доступно объяснить. В данной статье мы будем ориентироваться на возраст деточек от 5 до 10 лет. А вот решать какую именно конкретную информацию доносить до детей, конечно, придется Вам самим. Но зато потом можете смело утверждать что ваша ! 🙂

Как рассказывать ребенку о планетах Солнечной системы

Чтобы ребенок хорошо усвоил материал, его нужно наглядно демонстрировать. Поэтому Вам понадобятся картинки с планетами, созвездиями, небесными телами и звездами. Можете подготовить небольшую компьютерную презентацию и разместить все необходимые изображения в ней. Не лишним будет и короткий видеоролик, исполненный в виде . Главное, чтобы Ваш ученик не заскучал и легко воспринимал то, что Вы говорите. Не заваливайте его сложными фразами, рассказывайте обо всем просто и непринужденно. Обучение должно происходить в игровой форме, тогда ребенок не заскучает и запомнит всю основную информацию.

Итак, давайте определимся,

Что именно можно рассказать ребенку о космосе и Солнечной системе

  1. Что собой представляет Солнечная система.
  2. История возникновения планет.
  3. Спутники планет.
  4. Названия планет и порядок их расположения относительно Солнца.
  5. Небольшая характеристика каждой планеты.

Как легко запомнить порядок планет на небе

Есть один простой способ запомнить планеты Солнечной Системы для детей. Впрочем, и для взрослых тоже. Он очень похож на то, как мы запоминаем цвета радуги. Все дети любят различные считалочки, благодаря которым информация надолго оседает в памяти. Для запоминания планет Солнечной системы могу предложить вам разучить с ребятами стишок, который можно сочинить самим, или воспользоваться произведением А. Хайта:

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Вспомните еще раз, как в детстве вы запоминали цвета радуги. С названия планет можно применить тот же принцип. Постройте фразу, каждое слово которой будет начинаться с той же букву, что и планета Солнечной системы по порядку ее расположения от Солнца. Например:

М ы Меркурий

В стретимся Венера

З автра Земля

М оя Марс

Ю ная Юпитер

С путница Сатурн

У летаю Уран

Н енадолго Плутон

Это лишь пример, на самом деле Вы можете придумать что угодно, лишь бы малышу это было близко по духу, и он легко запомнил все предложение целиком. Теперь, когда мы разобрались с тем, как именно нужно преподносить детям любую информацию, можно перейти к непосредственным знаниям, которым Вы будете обучать юных астрономов.

Ну и напоследок, интересный и простой рассказ для детей о том,

Что собой представляет Солнечная система

Солнечная система – это все космические тела, которые вращаются вокруг Солнца согласно своим четко заданным траекториям. К ним относятся 8 планет и их спутники (их состав постоянно меняется, так как некоторые объекты открываются, другие теряют свой статус), множество комет, астероидов и метеоритов.

История возникновения планет

По этому поводу нет определенного мнения, существуют лишь теории и догадки. Согласно самому распространенному мнению, примерно 5 миллиардов лет назад одно из облаков Галактики стало сжиматься к центру и образовало наше Солнце. Сформировавшееся тело имело огромную силу притяжения, и все находящиеся вокруг частицы газа и пыли стали соединяться и слипаться в шары (это и есть нынешние планеты).

Солнце как звезда и центр Солнечной системы

Планеты по своим орбитам вращаются вокруг огромной звезды под названием Солнце. Планеты сами по себе никакого тепла не излучают, и если бы не было света Солнца, который они отражают, то и жизнь на Земле никогда бы не зародилась. Существует определенная классификация звезд, согласно которой Солнце является желтым карликом, возрастом примерно в 5 миллиардов лет.

Спутники планет

Солнечная система не состоит только из одних планет, в нее входят также и естественные спутники, среди которых хорошо известная нам Луна. Кроме Венеры и Меркурия, каждая планета обладает определенным количеством спутников, на сегодняшний день их более 63. Постоянно открываются новые небесные тела благодаря фотографиям, которые делают автоматические космические аппараты. Они способны засечь даже самый маленький спутник диаметром всего 10 км (Леда, Юпитер).

Характеристика каждой планеты Солнечной системы

1. Меркурий. Это планета ближе всех расположена к Солнцу, во всей системе она считается самой маленькой. Поверхность Меркурия твердая, как и у всех четырех внутренних планет (ближе всех расположенных к центру). Он имеет самую высокую скорость вращения. Днем планета практически горит под солнечными лучами (+350?), а ночью промерзает (-170?).

2. Венера. Эта планета больше других походит на Землю своими размерами и яркостью. Вокруг нее всегда много облаков, что затрудняет наблюдение. Вся поверхность Венеры представляет собой раскаленную каменистую пустыню.

3. Земля – единственная план ета, на которой есть вода, следовательно, и жизнь. Она имеет идеальное расположение по отношению к Солнцу: достаточно близко, чтобы получать свет и тепло в нужном количестве, и достаточно далеко, чтобы не сгорать от лучей. У Земли есть один спутник – Луна.
4. Марс. Некоторые ученые предполагали, что на этой планете также существует жизнь, потому что она имеет ряд сходств с Землей. Но многочисленные исследования не обнаружили там признаков жизни. На даны момент известно два естественных спутника Марса: Фобос и Деймос.

5. Юпитер – самая крупная планета Солнечной системы, в 10 раз превосходящая Землю в диаметре и в 300 раз в массе. Состоит Юпитер из водорода, гелия и других газов, имеет 16 спутников.
6. Сатурн – самая интересная для детей планета, так как имеет кольца, которые образуются из пыли, камней и льда. Вокруг Сатурна вращается три основных кольца, толщина которых около 30 метров.

7. Уран. Эта планета также имеет кольца, но увидеть их гораздо сложнее, они проявляются только в определенное время. Основная особенность Урана – это его манера вращения, выполняемая в режиме «лежа на боку».

8. Нептун. Астрономия сегодня называют эту планету последней в Солнечной системе. Обнаружили Нептун только в 1989 году, так как он располагается очень далеко от Солнца. Поверхность его из космоса выглядит голубой, что не может не поражать нас.

До 2006 года планет было 9, в их состав входил еще Плутон. Но согласно последним научным данным, этот космический объект перестали называть планетой. А жаль… Хотя, детям запоминать стало проще. 🙂

Ну что? Как вы думаете, помогут наши простые советы запомнить детям планеты солнечной системы? Или вы знаете более легкий способ?

Викторина про космос для дошкольников 6 – 7 лет «Путешествие в Солнечное царство»

Ковальчук Валентина Николаевна. Воспитатель. Детский сад №90. города Тюмени.
Описание: Данная викторина позволяет закреплять и расширять знания детей по астрономии у дошкольников подготовительной группы и начальной школы. Очень важно, чтобы научные основы астрономии дети получали на доступном для них языке.
Цель: Развивать познавательный интерес к астрономии.
Задачи:
Закреплять, уточнять представления детей о планете Земля, о планетах Солнечной системы, звёздах, о некоторых космических явлениях и объектах, движущихся по Вселенной.
Обогащать и активизировать словарь детей по астрономии.
Развивать связную диалогическую речь детей.
Развивать наглядно-образное мышление.
Воспитывать культуру общения, умение слушать, не перебивая.
Подготовка: Чтение книг, рассматривание иллюстраций, наблюдения, заучивание стихотворений, отгадывание загадок.

Ход викторины

Вопросы и ответы

1. Что такое солнце? Солнце – звезда Солнечной системы. Вокруг Солнца обращаются Земля и другие планеты Солнечной системы.
Ребёнок:
Солнышко - это монетка, - скупой проворчал.
Нет, сковородка! - обжора вскричал.
Нет, каравай, - хлебопёк произнёс.
Компас, - сказал убеждённо матрос.
Солнце - звезда, - астроном объявил.
Доброе сердце, - мечтатель решил.


2. Можно ли гулять по Солнцу? Нет. Солнце – звезда, огромнейший раскалённый газовый шар. Если что упадёт на солнце, сразу превратится в газ. Вот такая на солнце немыслимая жара!
3. Почему люди солнце называют ласково «солнышко»? Потому что люди любят Солнце. Оно светит, греет, происходит водоворот воды в природе, растения вырабатывают кислород, солнечные электростанции вырабатывают электроэнергию.
Ребёнок:
У нашего солнышка - сто забот:
Обогреть наш огород,
Все цветочки распустить,
На веранде погостить,
После ливня, на бегу,
Сделать радугу-дугу.
И Наташке-хохотушке
На нос бросить конопушки.
4. Где ночует солнышко? Наша планета Земля всё время вращается вокруг своей оси и подставляет солнечным лучам то один бок (тогда наступает день), то другой бок (тогда наступает ночь).
Ребёнок:
Зачем, под вечер, солнышко
Торопится сбежать?
Наверное, у солнышка
Желанье полежать?
Наверное, у солнышка
Есть мягкая кровать?
Наверное, там солнышку
Ужасно мягко спать!
Быть может, просто солнышко
Нам устает светить
И очень нужно солнышку
Себя подзарядить?
Спокойной ночи, солнышко!
Мы можем подождать,
А завтра с первым лучиком
Ты к нам придешь опять!


5. Почему бывает зима и бывает лето? Воображаемая ось планеты Земля наклонена. Планета Земля движется по орбите вокруг Солнца целый год. Когда северное полушарие, в котором находится наша страна, отворачивается от солнца, наступает зима. В это время в южном полушарии лето. Земля бежит дальше по своей орбите, и потихоньку северное полушарие поворачивается к Солнцу и здесь наступает весна, а потом лето. В южном же полушарии сначала наступает осень, а потом зима.


6. На какой планете целый год длится день, и целый год длится ночь? На Меркурии. Почему? Меркурий мчится вокруг Солнца по своей орбите намного быстрее, чем космический корабль, а вокруг себя вращается очень медленно: год – день, год – ночь.


7. Сколько планет в Солнечной системе? Восемь. В какой последовательности они находятся от солнца?
Ребёнок:
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Автор: Аркадий Хайт


8. Почему Марс красный? Красно – бурого цвета земля на Марсе.
9. Какая планета самая большая? Юпитер.


10. Как называется звезда, которую видно даже днём? Это - планета Венера. Она кажется блестящим серебристым шаром, но она не сама светится, а просто отражает солнечный свет. Вблизи её поверхность красновато – коричневая.


11. Почему всё падает на Землю? Действует сила земного притяжения.


12. Почему Луна не падает на Землю? Луна – спутник Земли (вращается вокруг Земли по своей орбите). Как Земля и другие планеты Солнечной системы - спутники Солнца (вращаются вокруг него).


13. Почему Луна на вечернем небе то полная, круглая, то видна лишь половинка, то тонкий серпик? Луна совершает круг вокруг нашей планеты за 28 дней. И светлой бывает та часть Луны, которую освещает Солнце.


14. У каких планет нет спутников? У Меркурия и Венеры.
У какой планеты больше всего спутников? У Юпитера сейчас известно 60.


15. У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо -
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.

У Сатурна самая развитая система колец. Из чего же состоят кольца Сатурна? Кольца Сатурна из пыли и льда.


16. Что такое звёзды?
Ребёнок:
Что такое звёзды?
Если спросят вас -
Отвечайте смело:
Раскалённый газ.
И ещё добавьте,
Что притом всегда
Ядерный реактор -
Каждая звезда!
Автор: Римма Алдонина


17. Можно ли сосчитать звёзды на небе? Нет.
18. Могут ли звёзды падать с неба? Нет. Это маленькие твёрдые метеорные тела, падая из космического пространства, раскаляются и, сгорая, начинают светиться, как звёздочки.
19. Что сделали астрономы, чтобы лучше ориентироваться на небе? Астрономы поделили небосвод на районы, а звёзды – группы, созвездия. Самые яркие звёзды в группе они соединяли между собой воображаемыми линиями и смотрели, что это напоминает. Так появились на небе Рак, Лебедь, Кассиопея, Геркулес, Большая Медведица и Малая Медведица…



20. Как называются астрономические здания, в которых учёные наблюдают и изучают звёзды? Обсерватории. Они находятся далеко от населённых пунктов или в горах. Оборудованы телескопами. Ведь наблюдать за звёздами можно только при ясном небе.


21. Как называются приборы, в которые можно наблюдать за звёздами? Телескопы.
22. Млечный путь. Что это?
Ребёнок:
Чёрный бархат неба
Звёздами расшит.
Светлая дорожка
По небу бежит.
От края и до края
Стелется легко,
Как будто кто-то пролил
По небу молоко.
Но нет, конечно, в небе
Ни молока, ни соку,
Мы звёздную систему
Свою так видим сбоку.
Так видим мы Галактики
Родной далёкий свет -
Простор для космонавтики
На много тысяч лет.
Автор: Римма Алдонина.

Подвижная игра «Соберём звезды»

Воспитатель по группе раскладывает разноцветные звёзды. Нужно собрать звёзды в разные корзины, сортируя по цвету.

От солнца по счёту третья,
Не самая большая из планет.
Но из всех планет она единственная,
На которой жизнь есть.
(Земля)


Ковш большой виден на небе.
Пить из него мечтают дети.
(Большая Медведица)


Ночью смотрит в темноту
Через огромную трубу.
Хочет он открыть свою
Очень далёкую звезду.
(Астроном)


Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в …(телескоп).


На небе в темноте сияют,
Хотя никто их не включает.
(Звёзды)


Вы из космоса к нам прибываете,
Длинный хвост за собою тянете.
Некоторые из вас
Навещают нас не раз.
(Комета)


Ты – пустые участки Вселенной
Вне границ небесных тел.
Ты – темнота, почти вакуум,
Будоражишь учёных умы.
(Космос)


Двенадцать раз в году рождается,
То худеет, то поправляется.
Ясную ночь освещает,
Но не согревает.
(Луна, месяц)


Твёрдое тело из Космоса
Весом от грамма до тонн.
Через атмосферу пролетает,
На Землю попадает.
(Метеорит)


Широкая белая полоса по небу пролегла
Ночное небо, разделив пополам.
(Млечный Путь)


Ребёнок:
Чёрный бархат неба
Звёздами расшит.
Светлая дорожка
По небу бежит.
От края и до края
Стелется легко,
Как будто кто-то пролил
По небу молоко.
Но нет, конечно, в небе
Ни молока, ни соку,
Мы звёздную систему
Свою так видим сбоку.
Так видим мы Галактики
Родной далёкий свет -
Простор для космонавтики
На много тысяч лет.
Автор: Римма Алдонина
Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Он раскинут как шатёр над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий, то он ярко-голубой.
(Небо)

Галина Медведева
Конспект занятия для подготовительной группы «В гостях у Астрономии»

Интеграция образовательных областей :

«Познавательное развитие»

«Социально – коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»

«Физическое развитие»

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная.

Цель : Создать условия для закрепления у детей знаний и использование их на практике.

Задачи :

Познавательное развитие :

Обогащать представления детей о свойствах Земли, познакомить с вращением Земли вокруг своей оси, как причиной смены дня и ночи;

Актуализировать знания о явлениях природы;

Развивать у детей любознательность и познавательную мотивацию.

Социально – коммуникативное развитие :

Создать условия для развития взаимодействия ребенка со сверстниками

Речевое развитие :

Вовлекать детей участвовать в коллективном разговоре : отвечать на вопросы, аргументировать ответ

Развивать умение анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы

Физическое развитие :

Поощрять желание выполнять элементарные физкультурные упражнения

Материал и оборудование : шарик с изображением галактики, карта планет, электрическая лампа, таблички с названием планет, глобус, фишки, картинки солнышко (радостное, грустное, серьезное) .

Вводная часть

Чтоб природе другом стать

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать

Учимся мы наблюдать.

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет все узнать, наша любознательность.

Огромен и разнообразен окружающий нас мир, в котором ни на минуту не замирает жизнь. Мы заглядывали в разные уголки мира животных и растений, которые изучает зоология и ботаника, замечая и открывая в неприметном необычное и интересное. Приоткрывали завесу тайн волшебницы Химии и чародея Физики. И сегодня мы отправимся в гости…

Ребята, я забыла к какой науке в гости , хотела вас пригласить. Но у меня есть подсказка. Где же она?

Сюрпризный момент Да вот же она (поднимаю салфетку, под которой шарик с изображением Галактики.)

Дети, как выдумаете, что это?

А какая наука изучает Вселенную?

Вот к Астрономии в гости мы и пойдём .

В гости к совсем незнакомым не ходят, не правда ли?

А что вы знаете об Астрономии как науке ? Что она изучает?

Предполагаемые ответы детей (шарик, домик для воздуха, может быть средством передвижения для маленьких предметов и т. д. ,Вселенная)

-Астрономия

-Астрономия изучает Вселенную , галактики, звёзды, планеты, кометы, метеориты, облака пыли и газа…

Блиц опрос

А какие планеты вы знаете?

Какая планета самая большая?

Какую планету окружают кольца?

Из чего состоят эти кольца?

Назовите планету красного цвета?

Какую планету называют то утренней, то вечерней звездой?

Каждая из планет движется вокруг солнца по своему пути. Этот путь называется орбитой.

Солнце – это планета?

Меркурий, Венера, земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

кусков горной породы, космической пыли и льда.

Солнце – это большая звезда.

Карта планет -Солнце и вращающиеся вокруг него планеты составляют солнечную систему. - Солнечная система включает в себя все планеты и спутники, кометы и куски горной породы, космическую пыль и лёд.

Ребята, посмотрите на карту планет. На ней мы видим, что самая ближняя планета к солнцу Меркурий, а самая удалённая Плутон. Земля расположена третьей от Солнца между Венерой и Марсом. Проанализируйте данную карту и ответьте на вопрос

Почему Меркурий огненная планета, а Плутон планета холода и льда?

Предполагаемый ответ

Меркурий находится близко к Солнцу, а Плутон очень далеко от солнца.

Опыт - Ребята, а давайте проверим.

Представьте, что лампа это солнце, т. е. источник тепла, а ваши руки это планеты. Подойдите поближе, протяните руки к лампе, но не касайтесь её. Скажите, что вы чувствуете?

А сейчас медленно удаляйте руки от лампы. Что чувствуете?

Ваши стульчики находятся на расстоянии от лампы (солнца, пройдите к ним и расскажите об ощущениях вблизи источника тепла и вдали от источника тепла.

Предполагаемые ответы (тепло, греет и т. д.)

Ответы детей.

Вывод : Чем ближе к источнику тепла,тем жарче и чем дальше от источника тепла, тем холоднее. Поэтому на Меркурии бывает самая высокая температура, на Плутоне самая низкая.

Игра : «Космический хоровод» - Ребята, вы обратили внимание, что наша земля в космическом пространстве не одинока. Вместе с ней вокруг солнца в восхитительном гигантском хороводе кружатся и другие планеты. Давайте и мы устроим такой же космический хоровод. Вот у меня таблички с названием планет. Выбирайте, кто какую планету хотел бы представлять в нашем хороводе. Но сначала давайте решим, кто из вас будет солнцем.

А сейчас космический хоровод, хоровод в котором каждому найдётся место и никому не будет тесно.

Дети распределяют роли. Занимают места на своих орбитах (макет на полу, под музыку движутся каждый по своей орбите (линии) вокруг ребёнка- «солнца» .

Ребята, наша земля движется не только вокруг Солнца, но также вращается вокруг своей оси, как вот этот глобус.

Что такое глобус?

Наш большущий земной шар вращается, как волчок только очень медленно.

Давайте отметим фишкой, где мы живём. Смотрите, лампа это у нас солнце. Глобус это наша планета земля. Фишка на глобусе показывает место, где мы живём. Оно сейчас освещено?

Значит в нашем городе сейчас что?

Теперь я поворачиваю глобус, и вы видите что?

Как вы думаете, какое время суток сейчас в нашем городе?

А когда у нас наступит снова день?

Кто догадался, отчего происходит смена дня и ночи на Земле?

Правильно Земля подставляет солнцу то одну, то другую свою сторону. Вот и говорят «День и ночь – сутки прочь»

У нас на земле дни бывают хмурые, серые, тёмные. Как вы думаете почему?

Тогда подумайте ещё над одним вопросом. Что к нам ближе облака или Солнце, звёзды, луна?

Модель нашего земного шара.

День (светло)

Наш город оказался на не освещённой Солнцем стороне земного шара.

Когда земля ещё повернется, и нас опять будет освещать солнце.

Глобус вращали вокруг оси, а глобус-это модель Земли, и Земля тоже вращается вокруг своей оси- то смена дня и ночи происходит от вращения земли вокруг своей оси.

Облака, тучи заслоняют от нас Солнце (луну, звёзды)

Если тучи и облака заслоняют от нас солнце, значит они ближе.

Как вы думаете, почему некоторых людей мы называем «Солнышко» ?

Вы совершенно правы. Но не только поэтому. Знаете, о чём я сейчас подумала? Солнце- это звезда, дающая тепло и свет. Оно как бы обнимает своими тёплыми лучами нашу планету, ничего не требуя взамен. Отдаёт просто так. Вот и людей, которые делаться с другими своим теплом, теплом своей души, людей приносящих радость другим называем «солнышко» .

От кого вы всегда чувствуете тепло, кого вы могли бы назвать «Солнышко» ?

А вы хотите быть такими, чтобы вас называли «солнышко» ?

И нам всем будет тепло и хорошо, дружно и уютно вместе. Предполагаемый ответ

Людей, которых мы любим, которых хотим похвалить, если это хороший человек и т. д.

Маму, бабушку и т. д.

Ответы детей.

Рефлексия

Расскажите, что вы узнали сегодня на занятие . Свой ответ начинайте словами : Я узнал…., Мне было интересно узнать…

У вас на столах лежат 3 солнышка : радостное, серьёзное и грустное. Выберите то, которое соответствует вашему настроению . Покажите мне. Молодцы!

Спасибо вам за работу Ответы детей

gastroguru © 2017