Линкор парижская коммуна личный состав список. Судьба линкора «Парижская Коммуна. судьба линкора «Парижская Коммуна»

1941 год ознаменовался ожесточенной борьбой на Южно-Украинском фронте. Битва шла за Севастополь, где базировался Черноморский флот.

Составляют 30 заливов, никогда не покрывающихся льдом. Здесь могут останавливаться суда любого водоизмещения и осадки. Стратегическое значение Севастополя было очевидно. Кавказ оставался недостижимым для вермахта до тех пор, пока Севастопольскую бухту защищал флот Черного моря.

Попытка молниеносного захвата города и бухты провалилась осенью 1941 года. Зимой немцы предприняли очередное наступление. К концу декабря немецким силам оставалось всего 2 км до Севастопольской бухты, и они усиленно готовились к атаке.

В разгар битвы со стороны моря в сторону противника посыпался град снарядов гигантской разрушительной силы. Силы противника были сметены артиллерией линкора «Парижская коммуна». Штурм Севастополя силами немецкой армии потерпел крах.

Линкор, или представляет собой очень сложное и мощное сооружение. Размер такого корабля может быть с два футбольных поля, а высота - с Линкор вооружен крупнокалиберной дальнобойной двуствольной артиллерией, а также защищен броней. Все это делает корабль настоящей плавучей крепостью. Ни один плавучий объект не способен противостоять напору линкора. К 1941 году СССР имел три линкора: «Парижская коммуна» (Черное море), «Марат» (Балтийское море) и «Октябрьская революция» (Балтийское море). Построили линкоры еще в дореволюционные времена по одному проекту. Несколько инновационных решений выгодно выделяло эти корабли. Прежде всего, роль выполняла не паровая машина, а 4 Башни главного калибра оснащались не двумя, а тремя орудиями. Башни были расположены в линию, что делало возможным одновременный выпуск орудий из 12 стволов.

Линкор «Парижская коммуна» ранее назывался «Севастополь». Водоизмещение судна составляло 23 300 тонн. Вооружение составляли три башни с 12 орудиями и 16 орудий в бортовых казематах. На создание этого гиганта из императорской казны было выделено 40 миллионов рублей, или 30 тонн золота. 1220 человек - столько требовалось людей, чтобы обслуживать, содержать и управлять таким кораблем. Это были солдаты и офицеры «Парижской коммуны». Это был самый точный и дальнобойный линкор в мире.

Революция перевела «Севастополь» в Красный флот. Корабль получил название «Парижская коммуна». До 1930 года база линкора была на Балтийском море, а затем его направили на Черное море, где была произведена его полная модернизация. В результате было увеличено водоизмещение корабля и численность экипажа. Но несмотря на тяжелые условия службы, солдаты и офицеры «Парижской коммуны» гордились своим кораблем.

Черноморский флот был призван обеспечить Советскому Союзу полное господство на Черном море и уничтожать любого противника. И это казалось совершенно реальным, ведь в состав флота входил корабль «Парижская коммуна», 47 подводных лодок, 19 миноносцев и 5 крейсеров. По условиям международных договоров, Германия не имела права водить корабли по Черному морю. Турция располагала только одним мощным кораблем. Только Италия выглядела серьезным противником. Её флот располагал 4 линкорами, 59 эсминцами, 22 крейсерами и 110 подводными лодками.

Легендарный корабль встретил на рейде, а в полночь был приведен в боевую готовность. Уже в 3 часа ночи линкор отбил первый налет фашистской авиации.

Позже немцы отправили на уничтожение «Парижской коммуны» свои лучшие силы. Корабль не раз спасал советских солдат на суше, когда немцы были на подступах к Севастополю. Благодаря команде корабля и его великолепному вооружению удавалось отбивать атаку за атакой. Через некоторое время корабль перестал участвовать в военных операциях, так как угроза со стороны авиации была слишком велика. Но его команда сошла на берег и вступила в ряды сражающихся на суше.

Линкор спустил флаг лишь в 1957 году, чем и закончил большую эпоху артиллерийских кораблей.

Наиболее радикальной реконструкции подвергся линкор «Парижская коммуна» Собственно говоря, он был слегка модернизирован самым первым, еще в 1928-29 гг. Но тогда модернизация заключалась все­го лишь в изменении формы передней трубы и уста­новке открытой сверху наделки в носу. Эта наделка должна была улучшить мореходность. Практика пока­зала обратное. В ноябре 1929 г. «Парижанка» отпра­вилась в плавание вокруг Европы. Поход планировал­ся без заходов в иностранные порты, загрузка топли­вом должна была происходить с советских транспор­тов в открытом море.

В Бискайском заливе линкор попал в 12-бапльный же­стокий шторм. Наделка ухудшила всходимость на вол­ну, она черпала воду, из-за чего корабль зарывался носом еще сильнее, палуба уходила под воду до пер­вой башни. Крен достигал 38 градусов, нарушилась герметичность палубных люков, через вентиляцион­ные шахты вода заливала котельные отделения. Поло­жение стало критическим. К счастью, эта конструкция под ударами волн вскоре развалилась.

С неимоверными трудностями, после двух внепла­новых заходов во французскую базу Брест, «Париж­ская коммуна» и сопровождавший его крейсер «Профинтерн» достигли Средиземноморья. Корабли нуж­дались в основательном ремонте, поэтому из Москвы был получен приказ идти в Севастополь. Так Черно­морский флот неожиданно пополнился линкором.

Осенью 1933 г. «Парижская коммуна» встал к стенке Севастопольского морского завода для модер­низации, затянувшейся на долгие годы.

После нее угол возвышения орудий ГК увеличился до 40 градусов. Дальность стрельбы 471-кг снарядом теперь составила 156 кабельтовых (29 км), в то время как у «балтийцев» она была 127 кабельтовых (23,5 км). Облегченный 314-кг снаряд образца 1928 г. летел на 240 кабельтовых (44,5 км). Усилилась зенитная артил­лерия. Новые 76-мм (6) и 45-мм (6) пушки, а также 26 пулеметов (по 4 и 2 ствола) разместили на верхних ярусах носовой и кормовой надстроек.

Сильно развитые надстройки не только увеличили перегрузку линкора, но и ухудшили его остойчивость. Но при этом не допускалось даже мысли о том, чтобы демонтировать ненужные 120-мм пушки вместе с броней казематов.

В начале 1938 г. «Парижская коммуна» вступил в строй, но через полтора года вновь стал в док для за­вершения модернизации. При этом были смонтирова­ны були. Они решали сразу две задачи: обеспечивали противоминную защиту и одновременно повышали остойчивость. Внутри були разделялись на отсеки и заполнялись запаянными отрезками труб. Ширина корпуса при этом увеличилась до 32,5 метров, полное водоизмещение перевалило за 30 тысяч тонн.

Линкор участвовал в обороне Севастополя и Кер­ченского полуострова. Последний боевой выход он со­вершил 20-22 марта 1942 г. для обстрела войск про­тивника в районе Феодосии, выпустив свыше 300 сна­рядов. Каналы стволов ГК к тому времени настолько износились, что из них вместе со снарядами вылетали выкрошившиеся куски металла. Требовалась замена, поэтому в марте линкор стал на ремонт в Поти. 31 мая 1943 г. ему вернули прежнее имя «Севастополь».

В конце войны зенитное вооружение линкора включало в себя 6-76-мм пушек, 16-37-мм автома­тов 70-К, 14-12,7-мм пулеметов (12 ДШК и 2 «вик-керса»). Экипаж по штату составил 1546 человек.

Великая Отечественная война застала советский флот в не самом боеспособном состоянии. Десятилетняя программа развития флота предусматривала постройку к 1946 году 15 линкоров, 15 тяжелых и 28 легких крейсеров, 144 эсминца и миноносца, а также 336 подводных лодок. Однако перед самой войной программу было решено сократить, а достроить и спустить на воду уже заложенные линкоры и тяжелые крейсера помешала война. Так получилось, что СССР вступил во Вторую мировую войну, имея лишь 3 линкора, доставшихся ему в наследство от царской России. Это были линейные корабли класса «Севастополь», постройка которых осуществлялась с 1909 по 1914 год.

Всего было построено 4 корабля: «Гангут», «Полтава», «Петропавловск» и «Севастополь». Все они участвовали в Первой мировой войне и благополучно пережили ее. После революции линкоры вошли в состав ВМФ СССР. «Петропавловск» был переименован в «Марат», «Севастополь» переименован в «Парижскую коммуну», «Гангут» получил имя «Октябрьская революция», а «Полтава» - «Михаил Фрунзе». На последнем в 1923 году произошел сильный пожар, причинивший кораблю значительные повреждения. Восстанавливать его посчитали нецелесообразным, часть оборудования с него использовалась для ремонта 3-х оставшихся в строю линкоров.


Линкоры типа «Севастополь» обладали корпусом характерной «мониторной» формы, с минимизированной площадью надводного борта и форштевнем ледокольной формы. Наибольшая длина корпуса составляла 181,2 м., ширина 27 м., осадка 8,5 м. Стандартное водоизмещение по проекту составляло около 23 тыс. тонн, на деле же на приемных испытаниях оно доходило до 24,8-25,9 тыс. тонн, изменяя осадку судна до 9,3 м. Энергетическая установка корабля включала в себя 25 водотрубных паровых котлов системы Ярроу. Топливом для котлов служил уголь, при форсированном режиме работы применялась нефть. Энергетическая установка в форсированном режиме выдавала 42 000 л.с. и обеспечивала кораблю скорость в 23 узла, дальность плавания составляла 4000 миль.

Линкор класса Севастополь 1914 г.

Основным вооружением корабля служили 12 305-мм нарезных орудий производства Обуховского завода, которые были размещены в 4-х трехорудийных башнях, расположенных линейно. Техническая скорострельность орудий составляла 1,8 выстрела в минуту, на практике же все зависело от уровня обученности команды. Противоминное вооружение корабля состояло из 16-ти 120-мм орудий конструкции «Виккерс», их скорострельность доходила до 7 выстрелов в минуту. Все 16 орудий были размещены в казематах на средней палубе. Такое размещение артиллерии имело существенные недостатки и сказывалось на эффективности ее стрельбы. Стволы 120-мм орудий оказывались всего лишь в 4,6 м. над водой, что в сочетании с низкой мореходностью линкоров, зарывавшихся в волну по первую башню уже при незначительном волнении на море, сильно усложняло их использование (особенно носовых орудий). В какой-то степени это было болезнью многих линкоров того времени, но русские выделялись в худшую сторону из-за своей мореходности и расположения всей противоминной артиллерии на средней палубе.

Перед Второй мировой войной данные линкоры прошли модернизацию. Работы по совершенствованию кораблей проходили по различным программам и в разные сроки с 1927 по 1938 год. Модернизация кораблей сильно изменила их силуэт. Корабли получили баковую надстройку, жестко скрепленную с корпусом и закрытую сверху прочным настилом. Был изменен комплекс «боевая труба – фок-мачта – носовая труба». Претерпела изменения и стала более совершенной носовая оконечность, что позволило уменьшить заливаемость палубы на полном ходу. Были заменены энергетические установки, переведенные с угля на нефть, улучшены бытовые условия для команды. Установлены новейшие средства связи, новые оптические дальномеры в башнях, изменена система управления огнем. Существенно была улучшена система ПВО.

Последним модернизацию проходил линкор «Парижская коммуна», с 1933 по 1938 год корабль стоял в доках Севастопольского морского завода. После завершения всех работ водоизмещение линкора достигло 31 275 тонн (от проектных 23 000), длина составила 184,5 м., ширина 32,5 м. (за счет установки противоторпедных булей), осадка – 9,65 м. Мощность энергетической установки достигла 61 000 л.с., максимальная скорость 23,5 узла. Корабль получил существенно усиленное противовоздушное вооружение. На носовой и кормовой башне было открыто установлено 6-ть 76-мм зенитных пушек. Помимо этого корабль получил 16-ть 37-мм артиллерийских орудий и 14-ть 12,7-мм пулеметов.

Линкор после модернизации

Линкор «Парижская коммуна»

Война застала линкор в Севастополе, где уже 14 июля 1941 года он впервые открыл огонь по самолету Ju-88. С прорывом немецких войск в Крым, корабль стал уязвим для атак с воздуха, поэтому в ночь с 30 на 31 октября линкор в сопровождении крейсера «Молотов», лидера «Ташкент» и эсминца «Сообразительный» покинул главную базу флота и отправился в Поти. С 26 по 29 ноября 1941 года линкор провел свою первую боевую операцию по поддержке обороняющих Севастополь войск. В ночь на 28 ноября, в условиях сильного шторма (ветер до 8-9 баллов) корабль подошел к мысу Фиолент и выпустил по скоплению немецких войск в селах Байдары, Павловка и Тыловое 146 фугасных 305-мм снарядов и еще 299 фугасных 120-мм снарядов. На обратном пути шторм усилился, скорость ветра достигла 11 баллов. В результате шторма за борт было смыто 3 матроса – эти матросы стали единственными за всю войну боевыми потерями на корабле.

27 декабря корабль вновь вышел из Поти под флагом командующего эскадрой вице-адмирала Л.А.Владимирского в сопровождении лидера «Ташкент» и эсминца «Смышленый». Перед кораблями стояла та же задача – оказать артиллерийскую поддержку защитникам Севастополя. В ночь на 29 декабря линкор встал в Южной бухте и в течение 14 часов вел огонь по позициям немцев в Бельбекской долине, израсходовав 179 305-мм и 265 120-мм снарядов, огнем с линкора была подавлена открывшая по нему огонь батарея противника, сам линкор попаданий не получил. Приняв на свой Борт 1025 раненых защитников города, корабль 30 декабря прибыл в Новороссийск.

В первой половине 1942 года корабль принимал активное участие в поддержке действий 44-й армии, высадившейся в Крыму. Во время стрельб в ночь с 21 на 22 марта моряки заметили, что от орудий главного калибра отлетают осколки металла, что было сигналом предельного износа корабельных орудий. По возвращении в Поти корабль встал на ремонт. 12 апреля замена всех стволов главного калибра была произведена, однако активная фаза боевых действий линкора на этом подошла к концу. Отчаянное положение войск под Севастополем заставило командующего Черноморским флотом обратиться к Ставке с предложением использовать линкор для переброски в город 25 танков КВ, однако такого разрешения получено не было. В дальнейшем до окончания боевых действий корабль покидал Поти лишь раз. 31 мая 1943 года линкору было возвращено его первоначальное имя «Севастополь».

Линкор "Севастополь" СССР


За время войны корабль совершил 15 боевых походов, прошел 7700 миль и выполнил 10 артиллерийских стрельб, поддерживая советские войска под Севастополем и на Керченском полуострове. Средства ПВО корабля отразили 21 налет вражеской авиации, сбив 3 самолета противника. 24.07.1954 года «Севастополь» был переведен в разряд учебных кораблей, а 17.02.1956 был исключен из состава флота.

Линкор «Марат»

Уже 22 июня линкор вступил в войну, обстреляв финский самолет-разведчик, а 9 сентября кораблю пришлось открыть огонь по наступающим на Ленинград немецким войскам сначала главным, а через 6 дней и противоминным калибром. Линкор находился на боевой позиции в бассейне Ленинградского морского канала, откуда в течение 8 дней вел интенсивный огонь по гитлеровцам, израсходовав 1042 305-мм снаряда и получив 10 попаданий 150-мм полевой артиллерии, а также 3 попадания 250-кг авиабомб. В результате этого было потеряно 25 человек, вышла из строя 4-я башня, носовая батарея 37-мм пушек, кормовые дизель-генераторы. Для ликвидации повреждений 18 сентября корабль отошел в Кронштадт.

В это время Кронштадт подвергался ежедневным налетам немецкой авиации. Утром 23 сентября во время отражения 13-го по счету группового авианалета (около 40 пикирующих бомбардировщиков) в «Марат» почти одновременно попали 2 бомбы весом в 500 или 1000 кг. Обе бомбы попали в носовую часть судна и вызвали детонацию снарядных погребов первой башни. Страшной силы взрыв разрезал корпус линкора, сорвал с корабля 1-ю башню, разрушил фок-мачту с носовой надстройкой и первую трубу. Нос корабля отломился и лег на грунт. В результате взрыва погибли 326 членов экипажа линкора. К утру 24 сентября «Марат» принял на борт 10 000 тонн воды, большая часть его помещений ниже средней палубы была затоплена, корабль сел на грунт, над водой оставалось около 3 м. борта.

Линкор "Марат" перед войной


К концу октября морякам балтийцам удалось вернуть кораблю частичную плавучесть, под огнем противника удалось добиться всплытия кормовой части, вновь заработали 3 и 4 орудийные башни. За ноябрь и декабрь 1941 года корабль провел 97 стрельб, выпустив 407 305-мм снарядов. Все уцелевшие 120-мм орудия с линкора были сняты и отправлены на сухопутный фронт вместе с расчетами. Для повышения защиты судна от навесного огня немецкой артиллерии на палубу были уложены гранитные плиты толщиной в 40-60 см, которые были сняты с ближайшей стенки гавани.

Немцы пытались подавить поврежденный линкор, который выполнял теперь роль форта, с помощью своей артиллерии. Первоначально они использовали для его обстрела 150- и 203-мм полевые орудия, а в конце декабря подключили 280-мм орудия железнодорожного базирования. 28 декабря один из таких снарядов чуть не стал причиной вторичного затопления линкора. Снаряд, пробив весь корпус по вертикали, прошел сквозь снарядный и зарядный погреба 3 башни и застрял в трюме, не разорвавшись. В дальнейшем немцы не имели в подавлении корабля артиллерией никаких успехов. Всего за годы войны к 17 января 1944 года «Марат» провел 264 стрельбы главным калибром, выпустив 1371 305-мм снаряд, огнем линкора было уничтожено 7 и подавлено 86 полевых батарей противника, поражено не менее 25 ед. бронетехники.

Линкор «Октябрьская революция»

Судьба данного линкора аналогична судьбе «Марата». Война застала линкор в Таллинне, откуда тот 1 июля ушел в Кронштадт, во время приближения немцев к городу «Октябрьскую революцию» включили в состав его артиллерийской обороны. Все попытки немцев потопить линкор окончились провалом, не помогли даже комбинированные удары с использованием авиации и артиллерии. Всего за годы войны линкор получил 6 попаданий авиационных бомб (из 465 сброшенных на корабль) и 19 попаданий артиллерийских снарядов. Линкор провел 126 стрельб главным калибром, выпустив по немцам 1442 снаряда. Зенитчики линкора отразили 24 авианалета, в которых участвовало 597 самолетов, и сбили 13 из них, повредив 3.

Примечателен тот факт, что самые грозные корабли российского царского, а затем и советского флотов, ни разу за время Первой и Второй мировых войн не встретились в бою с кораблями противника. Единственный морской бой линкоры типа «Севастополь» провели в Гражданскую войну. В 1919 году линкор «Петропавловск», выполняя прикрытие эсминца «Азард», осуществлявшего разведку, отразил нападение 7 британских эсминцев.

Использованы источники:
www.flot.sevastopol.info/ship/linkor/sevastopol.htm
www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/Midel/07/04.htm
www.ussrfleet.1939-45.ru/lin.php
материалы свободной интернет-энциклопедии «Википедия»


Приветствую Уважаемых Коллег!
Позвольте представить Вам ещё одну модель «Севастопольской» серии: модель линейного корабля «Парижская коммуна».
Да, Вы совершенно правы: это тот же самый «Севастополь», но только уже прошедший модернизацию, и с марта 1921 года сменивший имя на «Парижскую коммуну».
Историю создания этой серии линейных кораблей я уже рассказывал.
А вот дальше судьбы кораблей сложилась совершенно по разному, поэтому остановлюсь только на судьбе корабля, который послужил прототипом для постройки моей модели.
В марте 1921 го­да (после Кронштадского мятежа), в период празднования в Советской России 50-летия Парижской коммуны, в честь этого собы­тия, а также в честь известного революционера вре­мен Великой французской революции Жана Поля Марата, линкоры «Севастополь» и «Петропавловск», приказом командующего Балтий­ским флотом И.К.Кожанова поспешно получают но­вые имена: «Севастополь» становится «Парижской коммуной»; «Петропавловск» - «Маратом». Именно с этих переименований фактически и на­чался новый, советский период воссоздания и раз­вития отечественного военно-морского флота.
А потом их начали модернизировать…..
Модернизация на­ших линкоров представляла собой растянутую на долгие годы цепь непрерывных компромиссов меж­ду тем, что надо было сделать, и тем, что сделать было можно, исходя из экономических и производ­ственных возможностей. Так, 5 августа 1927 года Реввоенсовет СССР постановил: ремонт и модернизацию линкоров начать с восстановления линкора «Фрунзе», однако уже 17 декабря 1928 года СТО это решение отменил. Первым модернизацию проходил «Марат», потом «Октябрьская револю­ция», за ней - «Парижская коммуна».
Разработку технической документации по мо­дернизации линкоров вело конструкторское бюро Балтийского завода.
Первую модернизацию «Парижской коммуны» делали зимой 1928 г. - установили полубак с "черпаком" и отогнули назад верх носовой трубы.

А в 1929 году, чтобы продлить период обучения и дать экипажам хорошую морскую практику, было решено совершить длительное плавание в условиях зимних штормов. В поход шел Практический отряд МСБМ в составе линкора “Парижская коммуна” и крейсера “Профинтерн”. Командиром отряда был назначен Л. М. Галлер. Крейсером командовал А. А. Кузнецов. Отряд должен был пройти от Кронштадта через Атлантический океан и Средиземное море до Неаполя и обратно. Заход планировался только в Неаполь, и кораблям предстояло несколько раз заправляться топливом с транспортов в море. Учитывая, что возвращение в Балтику может быть затруднено из-за ледовой обстановки, предусматривалась возможность возвращения отряда в Мурманск.
22 ноября корабли покинули Большой Кронштадтский рейд. Благополучно пройдя осеннюю Балтику, отряд поздно вечером 24 ноября стал на якорь в Нильской бухте. Приняв топливо с транспортов, через день продолжили поход. Бискайский залив встретил корабли жестоким штормом. 4 декабря, произведя салют наций, корабли вошли на внешний рейд Бреста. А шторм все усиливался. Даже на рейде ветер достигал 10 баллов. Стоя на двух якорях, корабли непрерывно работали турбинами “малый вперед”. Когда корабли опять вышли в Бискайский залив, шторм достиг ураганной силы - ветер до 12 баллов, волны высотой 10 метров и длиной 100. Линкор получил тяжелые повреждения, зарываясь носом в волну. Палуба его скрывалась под водой по первую башню. Когда под ударами волн на нем разрушилась носовая наделка, командир отряда решил вернуться в Брест.
10 декабря отряд вновь пришел на рейд Бреста. Линкор перешел на внутренний рейд для ремонта. Но местные власти не разрешили увольнение команд на берег. В город только с деловыми визитами могли съезжать командиры. Через две недели ремонт линкора был закончен и корабли готовы к походу. Был демонтирован «черпак» и устроена плоская палуба полубака, которая просуществовала до 1933 года.
26 декабря отряд покинул Брест, теперь уже окончательно. Корабли взяли курс на Гибралтар.
Встретив в море наступивший 1930 год, отряд 1 января пришел в бухту Кальярн на Сардинии. Здесь уже ждали транспорты с топливом и водой. 6 января было получено разрешение на заход в гавань города Кальяри и увольнение команд на берег.
8 января корабли покинули Кальяри, а на следующий день пришли в Неаполь - конечную цель похода.
Командование отряда понимало, что поврежденным кораблям с уставшими экипажами нелегко будет проделать обратный путь через штормовую Атлантику до Кольского полуострова. Галлер отправил в Москву телеграмму с просьбой разрешить идти в Черное море, где произвести основательный ремонт и весной вернуться в Кронштадт. Но ответа не было. В 10 часов 14 января корабли вышли из гавани Неаполя и взяли курс на Гибралтар, и в это время был получен долгожданный ответ из Москвы.
“Добро” на заход в Севастополь было получено. Пройдены Средиземное и Эгейское моря, корабли вошли в Дарданеллы. В полдень 17 января отряд вышел в Черное море.
Встреченные черноморскими эсминцами, “Парижская коммуна” и “Профинтерн” 18 января 1930 года вошли в Севастополь. Поход продолжался 57 суток, корабли прошли 6269 миль.
Линкор и крейсер решено было не возвращать на Балтику, а включить в состав Морских сил Черного моря. Так Черноморский флот несколько неожиданно получил в своё распоряжение своего флагмана на последующие десятилетия.

Модернизация линейного корабля «Парижская коммуна»
В 1930 году на крыше третьей башни ГК установили пневматическую катапульту, которую закупили в Германии.
5 ноября 1933 года линкор был передан Сева­стопольскому морскому заводу для проведения ка­питального ремонта и модернизации.
Работы, выполненные на корабле по механичес­кой (замена 25 котлов на 12 с нефтяным отоплением), корпусной и электротехнической частям, соответство­вали таковым на линкоре «Октябрьская револю­ция». Наиболее важной дополнительной работой явилась замена 25-мм настила средней палубы (по длине - между 27 и 125 шп, то есть от 1-й до 4-й ба­шни, а по ширине - между 37-мм броневыми про­дольными переборками) листами 75-мм цементи­рованной брони (изготовленными в 1914-1916 го­дах для оставшихся недостроенными крейсеров типа «Адмирал Нахимов»). Теперь корабль мог вы­держивать попадания 500-кг фугасных авиабомб, сбрасываемых пикирующими бомбардировщиками с высоты до 1000 м. Кроме того, для устранения вибрации подкрепили отдельные корпусные конструк­ции. Были установлены электрические лиф­ты в теле фок-мачты и для обслуживания командно­го санитарного пункта, а также новые 20-ти тонные кра­ны.
Была произведена и модернизация башен ГК. В результа­те ее проведения увеличились предельные углы вертикального наведения до +40° и, примерно, на 25% повысилась скорострельность. Предельная дальность стрельбы штатным снарядом возрастала до 161 кб, специальным дальнобой­ным - до 241 кб, а отрабатывавшимся для бое­комплекта нового 305-мм орудия Б-50 (разрабаты­валось для тяжелых крейсеров проекта 69 типа «Кронштадт») - до 195 кб. Толщину брони крыш башен увеличили с 76 до 152 мм.
На носовой и кор­мовой надстройках установили по два КДП2-6 (Б-22 с 6-м дальномером ДМ-6 и стереотрубой СТ-5).
Такими же дальномерами были оснащены все четыре башни главного калибра.
Схемы ПУС артиллерии противоминного калиб­ра правого и левого бортов получили по два КДП2-4 (Б-12 с дальномером ДМ-4, стереотрубой СТ-3). Вместо прежних 76,2-мм зенитных орудий Лендера над носовой и кормовой боевыми рубками установили по три новых 76,2-мм орудия 34-К, на носовой и кормовой башнях - по три 45-мм полуавтомата 21-К, а на площадках обеих мачт - по шесть 12,7-мм пулеметов ДШК. Для управления зенитным огнем установили два 3-м дальномера. Торпедное вооружение демонтирова­ли. Были обновлены средства радиосвязи и кораб­левождения, прожекторное устройство, установле­ны средства звукоподводной связи и дымовая ап­паратура. Катапульту сняли с корабля еще до начала модернизации и передали на достраивав­шийся крейсер «Красный Кавказ», другие элементы авиационного вооружения сохранялись до 1940 года. Приемный акт был подписан 9 января 1938 года, и 18 февраля на линкоре вновь подняли Военно-морской флаг.
Для повышения остойчивости и усиления подводной конструктивной защиты линкора еще 28 ав­густа 1936 года В.М.Орлов получил у К.Е.Вороши­лова санкцию на оснащение «Парижской коммуны» булями (блистерами). Однако из-за технической неготовности к реализации этого мероприятия и не­допустимости длительного нахождения корабля вне строя установка блистеров была отложена.
В летние кампании 1938 и 1939 годов линкор проводил активную боевую подготовку. При этом в 1939 году за 396 ходовых часов он прошел 4203 мили, а в мае- августе участвовал в съемках ки­нофильма «Моряки».
3 ноября 1939 года «Парижскую коммуну» по­ставили в сухой док, а в феврале 1940 года на него навесили первую секцию блистеров.
Блистер принятой конструкции представлял со­бой наделку длиной 144 м, простирающуюся от 12,5 до 132 шп., нижняя его часть состояла из камеры расширения и пространства между внутренней пе­реборкой и бортом корабля, заполняемого топли­вом или водой.
К кон­цу июня 1940 года установка заранее изготовленных Севморзаводом секций блистеров была закон­чена, и 9 июля линкор «Парижская коммуна» вы­вели из сухого дока.
В апреле 1941 года 45-мм полуавтоматы 21-К заменили на 12 одноствольных 37-мм автоматов 70-К (по три на крыше каждой из 305-мм башен).
Как и все другие наши линкоры, «Парижская коммуна» был оснащен четырьмя боевыми прожек­торами с диаметром рефлектора 90 см, восемью параванами типа К-1, а также паронефтяной ап­паратурой для постановки дымовых завес и морскими дымовыми шашками.
Совершенствование боевых и технических средств линкора сопровождалось ростом его эки­пажа, штатная численность которого в 1941 году до­стигла 1730 человек (вместо 1430 человек по первоначальному проекту модернизации). В сочетании с увеличением количества боевых постов это при­вело к ухудшению условий обитаемости (в некото­рых кубриках на человека приходилось по 0,87 м 2 площади, причем при наличии 3- и даже 4-ярус­ных коек).

Это интересно.
6 стволов орудий ГК "Севастополя" до 2002г. в прекрасном состоянии лежали на мыске перед входом в Стрелецкую бухту. А вот в Северной бухте под горой где Инкерманский маяк (створные знаки) и сейчас в прекрасном состоянии на "козлах" лежат 4 ствола с того же "Севастополя". Ещё и покрашенные...

Модель.
Модель строилась с нуля. За основу были взяты сканы бумажной модели линкора «Парижская коммуна» в 200-м масштабе имеющиеся в свободном доступе в Интернете и переведённые в мой любимый 350-й масштаб.
При строительстве модели использовалась следующая литература:
- «Главный калибр линкоров», Л. Амирханов, С. Титушкин, изд. «Гангут»;
- «Дредноуты Балтики», И. Цветков, Д. Бажанов, изд. «ИСТФЛОТ»;
- «Stalins Dickschiffe», Marine-Arsenal Sp 04, Siegfried Breyer;
- журнал «Моделист конструктор», №11 за 1987 год;
- «Rosyjskie pancerniki typu Sewastopol», Maciej S. Sobanski;
- журналы «Гангут» №№ 28, 30 и 33;
- …. и много другой литературы, кто заинтересуется, сможет сам отыскать необходимые для работы материалы.
Очень помогло при строительстве довольно большое количество фотографий линкора в разные годы его службы.
К польским же чертежам, необходимо относиться с большой осторожностью. Там имеется очень много неточностей.

Как и при постройке предыдущих моделей под руку шли всякие разные материалы, но, в основном, пластик Evergreen. Листы различной толщины, фигурные бруски, трубки и трубочки…. Ну и любые подручные материалы из квартиры, даже трубочки для коктейля пошли в дело. Очень помогли иголки для иглоукалывания (процедуры есть такие).
В связи с тем, что башни ГК на «Парижской коммуне» после их модернизации сильно отличались от башен на других линкорах, и требовали капитальной переделки, мною были использованы башни из пластикового набора от «Севастополя». В результате были увеличены амбразуры, и на боковые стенки башен и на крыши было навешено много дополнительного оборудования и вооружения.

Все токарные изделия для модели выполнил для меня Владимир Дударев, за что ему огромная благодарность!

Поскольку, первым в работу был заложен корпус именно этой модели, то пошёл я путём изготовления картонных моделей: ДП из толстого пластика, набор шпангоутов также из пластика, и потом начал обшивать шпангоуты пластиком 0,25мм.
О чём очень быстро пожалел.
Для пластика методика картонщиков не подходит.
И если в начале строительства модели планировалось сделать её на более ранний временной период, то низкое качество корпуса после оклейки его пластиком, навело на мысль прикрыть получившееся безобразие булями, которые появились на линкоре в 1940 году.
Вроде бы это мне удалось.
На сегодняшний день, из всех построенных моделей, эта далась мне наиболее тяжело.
Именно поэтому на других моделях я отказался от такой технологии изготовления корпуса.
Про устройство палубы я уже рассказывал в описательной части предыдущих моделей.
Желающие более подробно ознакомиться с процессом создания модели, могут перейти по адресу:
http://сайт/forum/forum190/topic9352/

В заключение хочется выразить огромную благодарность всем участникам нашего Форума (и не только нашего, и не только Форума), которых не оставил равнодушным процесс создания данной модели.

С Уважением, Алексей Лежнев.

После тяжелого поражения российского флота в войне 1904-1905 гг., утраты почти всех броненосцев и начавшегося в те же годы стремительного развития линейных кораблей, обозначенного появлением английского "Дредноута", восстановление российского линейного флота являлось чрезвычайно важной задачей. Предполагалось строительство серии "броненосных кораблей" (линкоров) в первую очередь для Балтийского моря, с учетом мировых тенденций в военном кораблестроении и опыт, приобретенный в русско-японской войне.
Еще в 1906 г. началось составление технического задания на проектирование корабля дредноутного класса, инициированное Главным морским штабом.

(Гангут)

А в апреле 1907 г. императору Николаю II было представлено 4 варианта программы развития военно-морского флота. По одобренному им проекту намечалась постройка четырех линейных кораблей для действий на Балтике, и летом того же года был объявлен конкурс на проект российского дредноута, имевший международный характер. В конце 1907 г. состоялась рассылка приглашений фирмам - будущим участницам конкурса, содержащих и разработанные Морским генеральным штабом тактико-технические требования.

(Императрица Мария)

В ТТТ указывалось проектное водоизмещение в ~20 000 тонн, скорость хода в 21 узел. Вооружение должно было состоять из не менее чем 8 орудий главного калибра (305 мм) и 20 среднекалиберных противоминных орудий (120 мм). Броневая защита намечалась в пределах 130-200 мм по поясу, более чем 200 мм по башням.
В конкурсе приняли участие 6 российских предприятий и 21 иностранная фирма, в том числе британские "Виккерс" и "Армстронг", немецкие "Блом унд Фосс" и "Шихау" и многие другие. По условиям тендера, постройка кораблей должна была осуществляться на отечественных верфях, но при максимальном привлечении фирмы-победительницы. Оценка предложенных проектов возлагалась на Морской технический комитет (кораблестроительный отдел которого с 1908 г. возглавлял А. Н. Крылов), при соучастии Морского генерального штаба.

(Андрей Первозванный)

К 28 февраля в МТК поступил в общей сложности 51 проект, из которых явно лидировали четыре: дредноут германской компании "Блом унд Фосс", линкор Балтийского завода (главные конструкторы - И. Г. Бубнов и Н. Н. Кутейников), линкор итальянской фирмы "Ансальдо" (главный конструктор - В. Куниберти) и проект "Дальний Восток" полковника Л. Л. Коромальди. Эти корабли довольно заметно различались между собой: так, немецкий вариант характеризовался довольно широким корпусом при большом объеме бортовых отсеков и высоком размещении пороховых погребов; отечественный проект имел линейно-ступенчатое размещение орудийных башен и "сжатый" силуэт; проект Куниберти отличался оригинальной компоновкой машинного отделения, а проект Коромальди - нестандартной установкой противоминной артиллерии. К сожалению, все четыре варианта объединял один недостаток - относительно слабая защита. МТК признало лучшей разработку "Блом унд Фосса", за которой шли российская и итальянская. МГШ, напротив, выдвинул проект Куниберти на первое место, отдав второе место немцам, а третье - Коромальди.

(Севастополь)

Однако на окончательный вердикт жюри повлияла политика: вмешалось французское правительство, опасаясь возможности оформления заказа потенциальному противнику. "Блом унд Фосс" был исключен из конкурса, и на первое место выдвинулся линкор Балтийского завода, в чем некоторые усматривали последствие закулисной борьбы, ибо фактический председатель жюри А. Н. Крылов внес свой вклад в проектирование этого корабля.
В 1908 - начале 1909 г. велась работа над усовершенствованием проекта и устранением выявленных изъянов конструкции. В мае 1909 г. чертежи линейного корабля были утверждены МТК, и, по решению морского министра С. А. Воеводского, Балтийский завод приступил к немедленной подготовке строительства четырех линкоров. 3 июля на Балтийском заводе были одновременно заложены линкоры, получившие имена "Севастополь" и "Петропавловск", а на Адмиралтейском заводе - линкоры "Гангут" и "Полтава". 16 июня головной линкор - "Севастополь" - в торжественной обстановке был спущен на воду, однако дальнейшая достройка затянулась. Корабли были укомплектованы и вступили в строй только в конце 1914 г.

(Гангут)

(Полтава)

(Петропавловск)

(Севастополь)

Линкоры класса "Севастополь" имели наибольшую длину в 181,2 м при ширине 26,9 м и осадке 8,5-9 м. Стандартное водоизмещение на разных стадиях проектирования определялось в 22 880-23 288 т при полном в 25 000 т. Конструкция корпуса представляла из себя основу из 150 шпангоутных рам и килевой балки, и образовывавших корпус и броневой пояс стальных плит из трех сортов стали. Корабли имели три палубы и в общей сложности пятнадцать водонепроницаемых переборок, деливших корпус на отсеки. Центральный броневой пояс изменялся по толщине от 225 мм (борт корпуса, прикрывавший башенные погреба, от 1-й до 4-й орудийной башни, что составляло более 110 м) до 100-125 мм в носовой и кормовой части. Верхний пояс заметно уступал по толщине (75-125 мм) главному. Броня палуб и переборок колебалась от 50 до 12 мм. Вертикальные стенки двух боевых рубок защищала 250-мм сталь, горизонтальное же их бронирование - 70-120 мм.

Орудийные башни в количестве четырех размещались линейно; сектор обстрела 2-й и 3-й башен частично перекрывался боевыми рубками и трубами, поэтому совместный огонь они открывали на курсовых углах от 25 до 155 градусов; т. о., суммарный сектор простреливаемого всеми орудиями пространства составлял 130 градусов на каждый борт. Лобовая и бортовая башенная броня - 203-миллиметровая, задняя - 305-миллиметровая (для придания статической уравновешенности), броня крыши - 75 мм.

В каждой башне устанавливалось по три 305-мм орудия с длиной ствола 52 калибра. 471-килограммовый снаряд покидал ствол на скорости в 762 м/с (дульная энергия - 136 МДж). Углы возвышения орудий изменялись в пределах -5/+25 градусов, скорость горизонтального наведения - до 3 град/с. Подбашенное пространство занимали погреба (по 100 выстрелов на каждую башню, снаряды и пороховые полузаряды хранились раздельно) и механизмы заряжания и наведения орудий с электрическими либо электрогидравлическими приводами. Цикл заряжания, в зависимости от угла возвышения, колебался от 40 до 60 секунд, и, в итоге, максимальный суммарный минутный залп составлял 18 выстрелов.

Шестнадцать 120-мм орудий, предназначенных для самообороны от миноносцев, устанавливались в казематах верхней палубы вдоль борта. Орудия прикрывались полукольцевыми бронещитами, вращавшимися вместе с шаровыми опорами пушек. Их боекомплект равнялся 250 (впоследствии 300) выстрелам.
Дополнительное вооружение - по проекту восемь 75-мм, четыре 63,5-мм и столько же 47-мм зенитных орудий, но в итоге корабли комплектовались лишь двумя 75-мм и одной 47-мм пушкой. Также линкоры вооружались четырьмя торпедными аппаратами калибра 450 мм.

В котельном отделении устанавливалось 25 паровых котлов системы Ярроу, использовалось два типа котлов - три малых с площадью нагревательной поверхности 311,9 кв. метров и 22 больших (по 375,6 кв. м). Шесть котлов работали на мазуте, остальные - на каменном угле. Стандартный запас топлива составлял 816 т угля и 200 т нефти, полный - 1500 и 700 т соответственно, усиленный - 2500 и 1100. Главную энергетическую установку образовывали десять паровых турбин системы Парсонса, работавшие на четыре гребных вала, и конденсаторы. Стандартная мощность турбин - 32 000 л. с. - придавала кораблю скорость хода в 21,75 узлов, при форсировании до 42 000 л. с. скорость возрастала до 23 узлов. Корабль приводили в движение четыре гребных винта диаметром 3,28 м, а управление производилось двумя рулями. Наконец, швартовое оборудование представляло из себя три якоря Холла.

В целом, первые российские дредноуты заслуживали весьма неоднозначных оценок. С одной стороны, их характеризовало чрезвычайно мощное вооружение: 305-мм орудия Обуховского завода считались лучшими в мире, отличались весьма высокой точностью, дальностью стрельбы (23 км против 18-20 у английских и немецких орудий того же калибра) и жувучестью ствола. В числе других достоинств "севастополей" необходимо отметить малую площадь силуэта и высокую скорость хода. Однако остальные ТТХ кораблей смотрелись посредственно.
Главным изъяном российских линкоров стала слабая защита. Подобная толщина брони более подходила линейным крейсерам: для сравнения, современники "Севастополя" - германские дредноуты класса "Нассау" - при меньшем водоизмещении имели броню главного пояса и боевых рубок до 300 мм, башен - до 280 мм. С более поздними дредноутами, особенно с английскими "Ройял Соверенами" и германскими "Байернами", российские линкоры и вовсе не были сравнимы. В этой особенности конструкции - попытке решить вопрос защиты за счет скорости, а не брони - прослеживался некритичный анализ морских баталий русско-японской войны. Невысокими были и показатели запаса хода - всего 1625 миль 13-узловым ходом при стандартном запасе топлива, что объяснялось неудачным устройством силовых установок.

К сожалению, недостатки линкоров класса "Севастополь" оказались настолько серьезными, что фактически поставили крест на их боевой карьере. Недопустимая уязвимость (в особенности - пороховых погребов) кораблей вынудила российское морское командование в течение всей Первой Мировой войны держать эти линкоры в качестве резерва: большую часть времени они провели на стоянке в Гельсингфорсе, хотя в 1915 г. приняли участие в маневрах и в операции по восстановлению минных заграждений в Ирбенском проливе, оказывая прикрытие миноносцам. Подобная служба стала одной из причин распространения революционных настроений среди экипажей линкоров: в частности, на "Гангуте" особенно сильным было влияние большевиков, на "Полтаве" - эсеров. Матросы балтийских линкоров приняли активное участие в революционных событиях 1917 г. и, впоследствии, в Гражданской войне.

По Брестскому миру, линкоры требовалось вывести из баз в Финляндии. 17 марта 1918 г. все четыре корабля класса "Севастополь" прибыли в Кронштадт. В октябре 1918 г. "Гангут" и "Полтава", которые стало проблематичным поддерживать в боеспособном состоянии, отправились на "долговременное хранение". В строю остались только "Севастополь" и "Петропавловск". Именно эти корабли приняли участие в драматичных событиях 1 - 18 марта 1921 г. - Кронштадтском мятеже. Линкоры в течение двух недель обстреливали оставшийся верным правительству форт "Краснофлотский" и города Сестрорецк и Ораниенбаум, пытаясь воспрепятствовать сосредоточению сил Красной Армии, готовившихся к штурму Кронштадта. Они капитулировали только в ночь на 18 марта.
После падения Кронштадта мятежные экипажи подверглись фильтрации и репрессиям. Состав команд был почти полностью заменен, а впоследствии, 31 марта, на общематросском собрании корабли получили новые имена: "Севастополь" стал "Парижской коммуной", а "Петропавловск" - "Маратом".

На Х съезде РКП(б) весной 1921 г. была принята программа восстановления военно-морского флота. Однако положение экономики страны оставалось крайне тяжелым, и три уцелевших линкора типа "Севастополь" ("Полтава" полностью вышла из строя в ходе пожара 25 ноября 1919 г.) стали последними кораблями такого класса, имевшими военный потенциал: достройка линкора "Николай I" и четырех линейных крейсеров класса "Измаил" не представлялась возможной.
Техническое состояние линкоров было катастрофическим и требовало немедленного ремонта. Его смогли осуществить в неполном объеме лишь в 1924-1925 гг., что, впрочем, позволило совершить заграничный поход, в ходе которого "Марат" и "Парижская коммуна" посетили Кильскую бухту. Восстановительные мероприятия проводились и на "Гангуте", переименованном в "Октябрьскую революцию".

В течение второй половины 20-х - 30-х гг. линкоры прошли капитальную модернизацию, в ходе которых котлы перевели на нефтяное отопление (на "Марат" установили 22 котла, на "Октябрьскую революцию" - 12 котлов повышенной производительности), заменили вспомогательные силовые установки, усовершенствовали системы управления огнем, изменили конструкцию носовой надстройки, передней трубы и фок-мачты, установили носовую наделку с закрытым полубаком. Кроме того, на "Октябрьской революции" и "Парижской коммуне" несколько усилили горизонтальное бронирование и зенитное вооружение, а на последнем корабле - модернизировали артиллерию главного калибра: угол возвышения теперь составлял 40 градусов, а скорострельность - 2-2,2 выстрела в минуту. Полное водоизмещение после пройденных мер превысило 26 000 т.
В 30-х гг. советские линкоры неоднократно выходили в море, посещая зарубежные гавани. "Парижская коммуна" была переведена на Черноморский флот. В дальнейшем, до начала Великой Отечественной войны, на кораблях проводились работы по дальнейшему увеличению числа зенитных орудий.

Судьба "севастополей" в военные годы сложилась по-разному. "Марат" принял участие в обороне Ленинграда, прерванное 23 сентября 1941 г.: в тот день в результате немецкого авианалета корабль получил тяжелейшие повреждения, в ходе которого корпус был разрушен и осел на грунт, а носовая часть вместе с надстройкой и первой башней затонула. Позднее, в 1943 г., "Марат" восстановили в качестве несамоходной плавучей батареи; в таком виде он поддерживал огнем своей артиллерии советские войска в ходе Красносельско-Ропшинской и Выборгской операции. В 1950 г. он был переименован в "Волхов" и вскоре переформирован в несамоходное учебное судно. В сентябре 1953 г. был сдан на слом.

"Октябрьская революция" участвовала в тех же войсковых операциях, что и "Марат". 23 сентября она также подверглась воздушной атаке, но получила незначительные повреждения. 22 июля 1944 г. корабль был награжден орденом Красного Знамени. В 1956 г. линкор исключили из списков флота и разделали на металл в 1957 г.
"Парижская коммуна" к ноябрю 1941 г. была передислоцирована в порт Поти. В ноябре-декабре линкор дважды появлялся под Севастополем и наносил мощные артиллерийские удары по наступавшим немецким войскам. В 1942 г. корабль неоднократно действовал против немецких частей и укреплений на Керченском полуострове. Всего за время войны он совершил 15 боевых походов, не получив ни одного серьезного повреждения. 31 мая 1943 г. ему вернули прежнее имя - "Севастополь", а в 1945 г. наградили орденом Красного Знамени. Путь корабля закончился в 1957 г. на базе "Главвторчермета" в Севастополе.

gastroguru © 2017