Духовное развитие ребёнка В.Штерн. Теория В. Штерна Психическое развитие ребенка: влияние среды

Основной предмет Развитие психики

исследования

Методы исследования Наблюдения

Основные понятия Задатки, наследственность, одаренность

Основные идеи Стадии детского развития, этапы становления мыш-

ления, речи и других сторон психики ребенка

Факторы развития Конвергенция факторов наследственности и среды

Ценное Принцип целостности личности. Взаимодействие,

взаимовлияние внешних и внутренних факторов раз-

Направления критики Акцент на наследственности, а среда как внешний

фактор, проявляющий уже изначально данное направление

Конфликт между внешними воздействиями (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет, по мнению Штерна, принципиальное значение для развития, так как именно отрицательные эмоции служат стимулом для развития самосознания. Таким образом, Штерн доказывал, что эмоции связаны с оценкой окружающего, они помогают процессу социализации и развитию рефлексии у детей. Штерн утверждал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая конкретного ребенка. В числе важнейших индивидуальных свойств он называл индивидуальные темпы психического развития, которые проявляются в скорости обучения. Штерн уделил внимание и вопросам познавательного развития, исследуя этапы развития мышления и речи, впервые провел систематическое наблюдение за процессом формирования речи. Результаты этой работы нашли отражение в книге Штерна «Язык детей» (1907). Выделив пять основных этапов в развитии речи у детей, Штерн детально описал их, фактически разработав первые нормативы в развитии речи у детей до 5 лет. Он первым обратил внимание на перелом в развитии детской речи (в возрасте около полутора лет), который связан с открытием ребенком «значения» слова, а именно того, что каждый предмет имеет свое название; выделил основные тенденции речевого развития - переход от пассивной речи к активной и от слова к предложению. Идеи В. Штерна повлияли практически на все области детской

психологии (исследование когнитивных процессов, изучение развития эмоций, личности, периодизации развития) и на взгляды многих выдающихся психологов, занимавшихся проблемами психики ребенка.

Штерн (Stern) Вильям (1871-1938) - немецкий психолог и философ.

Учился в Берлинском университете у Эббингауза. В 1897-1916 гг. в Университете в Бреслау сначала доцент, затем профессор. Штерн выступил как оригинальный ученый в пяти областях психологии: 1) он заявил о проблеме индивидуальности в психологии - "О психологии индивидуальных различий" ("Uber Psychologie der individuellen Differenzen", 1900) переработано в книгу "Дифференциальная психология" ("Die Differentielle Psychologie" 1911); 2) он внес свой вклад в юридическую психологию. В 1902 г. появилась работа "К психологии свидетельских показаний" ("Zur Psychologie der Aussa-ge"); 3) в этот же период он начинает изучение психологии ребенка: в 1907 г. выходит его "Язык детей" ("Die Kindersp-rache") и в 1908 г. "Память, свидетельские показания и ложь в раннем возрасте" ("Erinnerung, Aussage und Luge in der ersten Kindheit"); 4) в его публикациях этого периода представлена и прикладная психология - "Прикладная психология" ("Angewandte Psychologie", 1903), в которой Штерн вслед за Мюнстербергом развивает понятие психотехники. В 1906 г. Штерн основал Институт прикладной психологии в Берлине и "Журнал прикладной психологии"; 5) в 1900 г. он начал работы по основанию философии критического персонализма. В 1906 г. вышел первый том его фундаментального трехтомного труда "Личность и вещь" ("Person und Sache"). Последний - третий - том вышел в 1924 г.

Наибольшую популярность и признание получили исследования Штерна в области детской и педагогической психологии. Пользуясь методом тестов, он вводит понятие коэффициента умственной одаренности (IQ), в книге "Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста" (М., 1915). В вышедшей вслед за этой книге "Психология раннего детства до шестилетнего возраста" (М." 1915) Штерн излагает теорию психического развития ребенка. В 1916 г. Штерн становится преемником Э. Меймана в Университете в Гамбурге на посту заведующего психологической лабораторией и одновременно редактором "Журнала по педагогической психологии" (Zeitschrift fur padagogische Psychologie). Он содействовал основанию Гамбургского" психологического института (1919), который становится крупным исследовательским центром в области Педагогической и профессиональной психологии. В 1925-1928 гг. Штерн уделял большое внимание изучению подросткового и юношеского возр,астов (Начало зрелости - "Anfange der Reifezeit", 1925). В 1933 г. Штерн эмигрировал из Германии в Голландию. Здесь он работал над книгой "Общая психология на основе персонализма" ("Allgemeine Psychologie auf personalistischer Grundlage", 1935). В 1934-1938 гг. - профессор Дьюкского университета в США.

Интенсивная и плодотворная деятельность Штерна в различных областях психологии представлена в советской психологической литературе с неодинаковой полнотой. Наименее известной остается его деятельность в области психологических и философских проблем личности.

Лит.: Аllроrt G. The personalistic Psychology of William Stern. - In: Wolman В. В. (ed.). Historical roots of contemporary psychology, chap. 15. N. Y., 1968.

Штерн Вильям Льюис (William Lewis Stern) (1871-1938) - немецкий психолог и философ, считается одним из пионеров дифференциальной психологии и психологии личности. Оказал большое влияние на зарождающуюся юридическую психологию. Создатель концепции интеллектуального коэффициента, которая позднее легла в основу известного теста IQ Альфреда Бине.

Штерн родился в Берлине. В 1893 получил степень доктора философии в Берлинском университете. Преподавал в Университете Бреслау с 1897 по 1916. В 1916 назначен профессором психологии в Гамбургском университете, и оставался в этой должности вплоть до 1933, одновременно будучи директором Психологического института при данном университете. После прихода нацистов к власти эмигрировал сначала в Нидерланды, затем в 1934 - в США, где получил должность профессора в Дьюкском университете и оставался в этой должности вплоть до своей смерти.

В 1902 г. появилась работа Штерна, обратившая на себя всеобщее внимание. В этой работе делается попытка использовать общие положения науки психологии и выработанные ею методы - для изучения вопросов, относящихся к области судебного следствия - к показаниям свидетелей. Таким образом, юридический мир неожиданно получил научную помощь от представителя науки психологии.

Штерн исходил из следующего положения: чтобы установить, может ли воспоминание дать точную копию прошедшего, необходимо иметь возможность проверить свидетельское показание путем сопоставления, путем, так сказать, очной ставки между объективной действительностью и воспоминанием свидетеля об этой действительности. Для этого надо получить свидетельские показания о таких предметах или событиях, которые не исчезают бесследно, как это имеет место в реальной жизни, а которые во всякое время могут быть повторены и, будучи фиксированы, могут быть сопоставлены и сравниваемы с показанием.

Штерн провел целый ряд экспериментальных исследований, направленных на изучение природы свидетельских показаний. Задачей своих экспериментов он ставил не изыскание научно обоснованных приемов получения показаний как это делал А.Бинэ, а установление степени достоверности показаний. Опираясь на свои данные, В.Штерн утверждал, что свидетельские показания принципиально недостоверны, порочны, поскольку "забывание есть правило, а воспоминание - исключение". Итоги своего исследования В.Штерн доложил на заседании Берлинского психологического общества, они вызвали большой интерес в юридических кругах многих стран Европы. Впоследствии В. Штерн создал персоналистическую концепцию памяти. По этой концепции память человека не является отражением объективной реальности, а выступает лишь как ее искажение в угоду узко эгоистическим интересам личности, ее индивидуалистическим намерениям, ее гордости, тщеславию, честолюбию и пр.

Опыты Штерна привлекли к себе внимание широкого круга исследователей. Подобные опыты, с теми или иными различиями, были повторены в разных местах и разными исследователями: Бине, Вешнером, Минеманом, Борстом, Дугалем, Елистратовым, Завадским и др.

Оценка экспериментов Штерна наиболее точно сформулирована в следующем высказывании А.В.Завадского и А.И.Елистратова:

«В.Штерн произвел ряд опытов над достоверностью свидетельских показаний. Опыты дали ему право составить такое положение: безошибочные показания будут исключением, правилом же должны считаться показания с ошибками. Положение это может считаться вполне установленным».

Данные экспериментальных исследований психологии показаний послужили толчком к постановке вопроса о применении в судебном процессе психологической экспертизы. Этому была посвящена, например, книга В. Штерна «Показания юных свидетелей по делам о половых преступлениях». Сам он неоднократно выступал в суде в качестве эксперта.

Роль эксперта-психолога, по мнению Штерна, должна явиться двоякой: во первых, основываясь на данных психологии свидетельских показаний, он должен выяснить, какое влияние на свидетелей оказали те или иные условия; так, например, от него можно было бы требовать сведений о том, какова в среднем достоверность детских показаний; при некоторых сообщениях свидетелей, например, при определении времени, ему пришлось бы решать вопрос, не слишком ли продолжителен срок, истекший с момента события, для того, чтобы оно могло сохраниться в памяти; если доказано было бы, что свидетель находится под влиянием известного внушения, эксперт обязан был бы высказаться о том, насколько способно это внушение исказить истину; далее, он должен был бы давать заключение о том, не объясняется ли неверное показание свидетеля невольной ошибкой памяти и т. п. Во вторых, эксперт мог бы подвергать свидетелей экспериментальному исследованию, чтобы определить, насколько важнейшие из них способны к точным восприятиям и, потому, вообще достойны доверия.

Большое внимание Штерн уделял вопросам внушающего воздействия на свидетеля. Исследуя этот вопрос, Штерн пришел к заключению, что "субъективная искренность" не гарантирует "объективную правдивость". Он выяснил, что наводящие вопросы значительно искажают показания свидетелей.

После появления первой монографии Штерна, с описанием произведенных им опытов, значение их сделалось настолько очевидным и необходимость дальнейших опытов в этом направлении настолько была сознана, что с 1903 г. в Германии начал издаваться под его редакцией специальный журнал под названием "Beiträge zur Psychologie der Aussage" (Доклады по психологии показаний), поставивший себе целью - содействовать накоплению опытов в сколь возможно большем количестве и с наибольшим разнообразием методов и объектов, - для того, чтобы обеспечить возможность широких и разносторонних выводов в области, так сказать, переоценки ценностей свидетельского показания. В 1908 г. этот журнал был заменен на другой - "Zeitschrift für Angewande Psychologie" (Журнал прикладной психологии), охватывающий более широкий спектр психологических проблем, в том числе и юридической психологии.

Деятельность Вильяма Штерна в изучении психологии свидетельских показаний оказала неоценимую роль для развития юридической психологии. Именно с его работ начинают отсчитывать современный, научный этап ее развития.

Основные труды:

Психология свидетельских показаний // Вестник права, 1902, № 2, 3.

Показания юных свидетелей по делам о половых преступлениях. 1910.

Воспоминания и показания в раннем детстве // Педагогическая психология, 1911, кн. 8.

Воспоминания, показания и ложь в раннем детстве, - Спб., 1911.

Дифференциальная психология. 1911.

Язык детей. 1907.

Личность и вещь. 1906-1924.

The Psychological Methods of Intelligence Testing. 1912.

General Psychology from the Personalistic Standpoint. 1938.

Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. - СПб.: Союз, 1997.

Дифференциальная психология и ее методические основы = Die differentielle Psychologie in ihren methodischen Grundlagen / [Послесл. А. В. Брушлинского и др.]; РАН, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1998.

Beiträge zur Psychologie der Aussage. 1903-1906 г.г. (Ред.)

Zeitschrift für Angewandte Psychologie. 1908-1916 г.г. (Ред.)

Вильям Штерн (1871-1938) - немецкий
психолог и философ, считается одним из
пионеров дифференциальной психологии и
психологии личности. Оказал большое влияние
на зарождающуюся детскую психологию.

Штерн был одним из первых психологов,
поставивших в центр своих исследовательских
интересов анализ развития личности ребенка.
Главная задача: изучение целостной личности,
закономерностей ее формирования.
Это было особенно важно в начале века, так как
исследования детского развития в то время сводились
преимущественно к изучению познавательных
процессов. Штерн также уделил внимание этим
вопросам, исследуя этапы развития мышления и речи.
Результаты этой работы нашли отражение в книге
Штерна «Язык детей " (1907). Однако он стремился
исследовать не изолированное развитие отдельных
когнитивных процессов, а формирование целостной
структуры, персоны ребенка.

Теория конвергенции

Штерн считал, что личность - самоопределяющаяся,
сознательно
и
целенаправленно
действующая
целостность, обладающая определенной глубиной
(сознательным и бессознательным слоями).
Он исходил из того, что психическое развитие – это
саморазвитие, которое направляется и определяется той
средой, в которой живет ребенок. Эта теория получила
название теории конвергенции, так как в ней учитывалась
роль двух факторов - наследственности и среды - в
психическом развитии. Влияние этих двух факторов Штерн
анализировал на примере некоторых основных видов
деятельности детей, главным образом игры.

Развитие
Штерн
понимал
как
рост,
дифференциацию и преобразование психических
структур. При этом он понимал развитие как переход
от смутных, неотчетливых образов к более ясным,
структурированным и отчетливым гештальтам
окружающего мира. Этот переход к более четкому и
адекватному отражению окружающего проходит
через несколько этапов, характерных для всех
основных психических процессов. Психическое
развитие имеет тенденцию не только к саморазвитию,
но и к самосохранению, т.е. к сохранению
врожденных особенностей каждого индивида,
прежде всего индивидуального темпа развития.

Дифференциальная психология

Штерн доказывал, что существует не только
общая для всех детей определенного возраста
нормативность,
но
и
нормативность
индивидуальная, характеризующая конкретного
ребенка.
В числе важнейших индивидуальных
свойств он как раз и называл индивидуальный
темп
психического
развития,
который
проявляется и в скорости обучения. Нарушение
этого индивидуального темпа может привести к
серьезным отклонениям, в том числе к
неврозам.

Штерн также был одним из инициаторов
экспериментального исследования детей,
тестирования.
В
частности,
он
усовершенствовал
способы
измерения
интеллекта детей, созданные А. Вине,
предложив измерять не умственный возраст,
а коэффициент умственного развития - IQ.

Сохранение
индивидуальных
особенностей возможно благодаря тому, что
механизмом психического развития является
интроцепция, т.е. соединение человеком своих
внутренних целей с теми, которые задаются
окружающими.
Фрустрация, задерживая интроцепцию,
заставляет ребенка всмотреться в себя и в
окружающее для того, чтобы понять, что именно
нужно ему для хорошего самоощущения и что
конкретно в окружающем вызывает у него
отрицательное отношение.

Целостность развития проявляется не
только в том, что эмоции и мышление тесно
связаны между собой, но и в том, что
направление развития всех психических
процессов идет одинаково - от периферии к
центру. Поэтому сначала у детей развивается
созерцание
(восприятие),
потом
представление (память), а затем мышление.

Большое значение имело исследование
Штерном
своеобразия
аутистического
мышления, его сложности и вторичности по
отношению к реалистическому, а также
анализ роли рисования в психическом
развитии детей.
Главным здесь является обнаружение
роли схемы, помогающей детям перейти от
представлений к понятиям. Эта идея Штерна
помогла открытию новой формы мышления наглядно-схематического, или модельного.

Работа В. Штерна представлена в его книге
«Умственная одаренность: Психологические
методы испытания умственной одаренности в их
применении к детям школьного возраста»
(1997).
В ней говорится о том, что в юношеском
возрасте
возникает
новое
качество
самосознания. Штерн приписывает данному
возрасту следующие характеристики:
самонаблюдение,
самооценка,
самооформление,
самоизбежание.

Цитаты : 1. Индивидуальность всегда означает единичность. Каждый идивид это картина это картина, нигде и никогда больше не существующая в единичной форме. 2. Я оцениваю, следовательно… я имею ценность (Ich werte, also bin ich . . .Wert). 3. Под «индивидуальностостью» мы понимаем индивида как целое в его уникальности. 4. Нет гештальта без личности, его производящей.

Достижения:

Профессиональная, социальная позиция: Выдающийся немецкий психолог и философ.
Основной вклад (чем известен): Основатель персоналистической психологии и европейского направления психотехники, считается одним из пионеров дифференциальной, детской, педагогической и юридической психологии. Создатель концепции интеллектуального коэффициента (IQ)
Вклады:
1. Персоналистическая психология. Штерн определял психологию как «науку о личности, обладающей опытом или способной приобретать опыт ».
1.1. Штерн рассматривал личность как центральную категорию, как уникальное, живое и подлинное целое, наделенное стремлением к цели, как первичное, реальное, самодостаточное и самоценное единство, внутренне- детерминированное и открытое миру.
1.2. Личность образует тот смыслообразующий контекст, в котором сама психика и все психические процессы обретают смысл. «Нет гештальта без личности, его производящей» (Keine Gestalt ohne Gestalter). Сама психология предстает только как часть персонализма.
1.3. Он ввел понятие «мир личности» (gelebten Welt) (1935), в котором человек действительно существует и который отличается от «мира опыта» (erlebten Weltn) и «объективного мира»(objektiven Welt).
1.4. Он заявил, что развитие личности не является механическим обменом между человеком и его окружаюшей средой, но включает в себя готовность реализовать значения, которые предлагаются внешним миром.
При рассмотрении мотивационной сферы, Штерн подчеркивал значение воли, которая предполагает сознательное представление цели.
1.5. Он предложил «теорию конвергенции», согласно которой личность формируется в результате взаимодействия между наследственностью и социальной средой, а также ввел понятие интроцепции , понимаемой как превращение внешних целей в собственной цели личности.
2. Дифференциальная психология. В своей книге «Дифференциальная психология» (1900), Штерн одним из первых обратился к систематическому изучению индивидуальных различий и заложил основы одноименной дисциплины.
В 1897 Штерн изобрёл вариатор тона, что позволило ему существенно расширить возможности изучения звукового восприятия человека.
3. Понятие коэффициента интеллекта. Он одним из первых начал проводить тестирование интеллекта и ввел понятие коэффициента интеллектуальности, или IQ (1912), высчитываемого как отношение умственного возраста к хронологическому. Он развивал теорию одаренности и был инициатором использования тестов для профессиональной ориентации и отбора одаренных детей.
4. Детская и педагогическая психология. Штерн особо известен своим вкладом в детскую психологию, особенно своими исследованиями развития языка у детей (так, он говорил, что ребенок, в возрасте около 1,5 лет, делает одно значительное открытие – то, что каждая вещь имеет свое название, а каждое слово свое значение). Штерн впервые поставил в центр исследовательских интересов развитие целостной личности ребенка. Начиная с момента рождения их первого ребенка в 1900 году, Штерн вместе с его женой Кларой, начали записывать результаты наблюдений психологического развития своих собственных детей. Позже, на основе этих дневников, были изданы две монографии. Он выделил 5 основных этапов в развитии речи у детей, и определил основные тенденции, определяющие ее развитие.
Теория игры. Он впервые выделил содержание и форму детской игры, и рассмотрел ее как необходимое условие для развития личности ребенка.
Развитие Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур, как переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам.
5. Правовая (судебная) психология. Штерн известен своими исследованиями достоверности свидетельских показаний и психологии судебных процедур. Он отмечал, что воспоминания свидетелей могут быть неточны и зависеть от времени.
6. В философии Штерн разрабатывал концепцию персонализма, представляющего собой всеобъемлющее мировоззрение основывающееся на различии между человеком и вещью. В своей теории он попытался интегрировать естественные и гуманитарные науки, сознание и тело, причинность и телеологию, ассоцианизм и холизм. Штерн рассматривал мир как иерархию «личностей» различных ступеней (взрослый человек, ребенок, животное, растение, кристалл). Он отличал личность, как некую внутренне активную и целенаправленную целостность, от вещи, представляющей собой сумму частей, детерминированной извне. Личность способна оценивать, вещи могут быть оценены, человек ценен сам по себе, а вещи таковыми не являются.
7. В 1906 году Штерн основал в Новом Бабельсберге недалеко от Берлина Институт прикладной психологии (совместно со своим студентом Отто Липманом), а в 1907 году «Журнал прикладной психологии» , в котором он развивал концепцию психотехники. В 1919 году Штерн основал Психологическую лабораторию в Гамбургском университете, где он также издавал «Журнал по педагогической психологии и экспериментальной педагогики».
Основные труды: О психологии индивидуальных различий (дифференциальная психология) (1900), Детская речь «Die Kindersprache» (с Кларой Штерн) (1907), Воспоминания, высказывания и ложь в раннем детстве (с Кларой Штерн) (1909), Методологические основы дифференциальной психологии (1911), Психологические методы тестирования интеллекта (1912), Психология раннего детства до шестилетнего возраста(1914), Психология и персонализм (1917), Основы персоналистической философии (1918), Личность и вещь: Систематическое философское мировоззрение личности человека (1918), Философия значения (1924), Автобиография «Selbstdarstellun» (1927), Постижение науки о личности (1930), Общая психология с точки зрения персоналистики (1935, 1938).

Жизнь:

Происхождение: Внук немецко-еврейского философа реформатора Сигизмунда Штерна. Отец Сигизмунд Штерн (владелец небольшого бизнеса), мать Роза Штерн (двоюродная кузина своего мужа).
Образование: Он окончил Берлинский университет им. Фридриха-Вильгельма (1888-1893) (ныне Университет Гумбольдта), где в 1893 году он получил докторскую степень по психологии (Докторская диссертация «Аналогии в народном мышлении «.
Оказали влияние: Штерн был студентом Эббингауза, на него оказал влияние Альфред Бине, основатель первой во Франции Лаборатории экспериментальной психологии.
Основные этапы профессиональной деятельности: Преподавал в университете Бреслау (Вроцлав) (1897-1916), в Гамбургском университете (1916-1933), где он также до 1933 года работал директором Психологической лаборатории. В 1931 году он был избран президентом немецкого психологического общества.
В 1933 году, спасаясь от нацистского режима, эмигрировал сначала в Голландию, а затем в США, где преподавал в университете Дьюка (1933-1938).
Основные этапы личной жизни: В. Штерн был женат на Кларе Жозефи, психологе. У них было 3-е детей: Хильда, Ева и Гюнтер, который стал известным немецким писателем и философом.
Изюминка : Штерн был отцом немецкого писателя и философа Гюнтера Андерса.

gastroguru © 2017