Что диктует творческие рамки 4 буквы сканворд. Серавин А. И. Исследование творчества. Возможность определения творчества. Контраст: работа со светом и тенью

Картинка стоит тысячи слов. Эта старая заезженная фраза как никогда актуальна, когда речь заходит о привлечении внимания аудитории. Потому что факты есть факты – многочисленные исследования подтверждают, что изображения привлекают внимание людей.

Специалисты компании HubSpot, производящей софт для маркетологов, собрали интересную статистику, которая показывает, насколько мощным средством коммуникации может быть визуальный контент:

  • Статьи с тематическими иллюстрациями получают на 94% больше просмотров, чем веб-страницы с текстом без изображений.
  • Люди запоминают информацию лучше, если данные проиллюстрированы (от услышанного в памяти остается всего 10%, но если контент был аудиовизуальным, человек даже через три дня способен воспроизвести 65% полученной информации).
  • У визуального контента в 40 раз больше шансов стать вирусным и разойтись по социальным сетям.

В дизайне визуальные образы значат крайне много, их роль трудно переоценить. Изображения помогают сделать практически любой проект более эффективным и запоминающимся. И если дизайнер хочет, чтобы его работа выделялась на фоне других похожих проектов, то он должен хорошо позаботиться о визуальном содержании.

Неважно, используются собственные фотографии или изображения берутся со стоков, перед использованием их в проекте нужно убедиться, что с ними все в порядке. Размер, композиция, цветопередача, баланс белого – важно буквально все. А чтобы упростить себе работу, все корректировки можно сделать в сервисе Canva.

Кадрирование: фокусировка на главном и композиция

Кадрирование – один из самых лучших способов улучшения картинки. Обрезка поможет удалить ненужные или отвлекающие элементы кадра, улучшить композицию и выделить самое главное.

Внимание! Если вы решили кадрировать изображение, не спешите удалять слишком много, действуйте постепенно. Если картинку кадрировать слишком сильно, то можно потерять много важного. Кроме того, сильный кроп уменьшает качества и разрешение картинки. В результате, если такую сильно урезанную картинку вдруг придется увеличить, она распадется на пиксели.

Есть сравнительно безопасный способ кадрирования – это правило третей. Исходное изображение делится на три части по вертикали и горизонтали, в результате чего поверх картинки появляется решетка из двух горизонтальных и двух вертикальных линий. Вот, смотрите:

Как кадрировать в Canva:
  • Нажмите на изображение, которое нужно кадрировать
  • В строке выпадающего меню выберите «Crop»
  • Над изображением появится рамка с маркерами по углам, потянув за которые, можно выстроить новый кадр, убрав ненужные части картинки
  • Когда работа будет закончена, подтвердите изменения, нажав на галочку над изображением

Кадрирование в Canva можно повторять сколько угодно, пока вы не добьетесь нужного результата. Если не получилось с первого раза, просто опять откройте исходник и попробуйте все снова.

Размытие: улучшение фоновых изображений

Иногда изображения нужно выделять, но бывают случаи, когда они не должны быть в центре внимания. Как не удивительно, но порой картинка хорошо работает в роли «закадрового голоса». Ну, вы поняли, что речь идет о фоновых изображениях.

Фотографии, особенно хорошие, могут украсить любой дизайн. Но так как чаще всего получается, что текст размещен поверх фоновой иллюстрации, то возникает проблема – из-за множества мелких деталей на фото, контент плохо читается.

Что можно сделать в таком случае? Как вариант – применить к картинке эффект размытия. В результате фон станет мягче и лаконичнее. Если не слишком увлекаться блюром, то в фоновой фотографии удастся сохранить узнаваемые образы, которые будут работать на создание общего впечатления.

Используя размытие, можно создавать почти абстрактные фоны с мягкими переходами цветов или образы с неопределенными формами. Это неплохое решение, если дизайну нужно придать немного динамики. Картинка при этом смотрится гораздо лучше чем просто однотонный фон и при этом лишена всех отвлекающих внимание деталей.

Как размыть изображение в Canva
  • Откройте нужное изображение
  • В строке выпадающего меню найдите пункт «Filter» (Фильтры)
  • В левом нижнем углу появившейся палитры нажмите пункт «Advanced Options» (Дополнительные возможности»
  • Ползунок «Blur» (Размытие) третий снизу. Перемещая его, можно управлять настройками эффекта.

Иногда случается, что в редакторе ничего не происходит. Чтобы убедиться, что изображение было размыто, нужно кликнуть в стороне от изображения и посмотреть, что изменилось. Но чаще все работает нормально и можно сразу увидеть, как работает блюр.

Насыщенность: изменение интенсивности оттенков

Фотографы и дизайнеры часто экспериментируют с насыщенность, чтобы немного приглушить или усилить оттенки цвета. Чем менее насыщенным будет цвет, тем ближе он к серому оттенку. Если взять и полностью обесцветить картинку, то получится обычное черно-белое изображение. И если уменьшение насыщенности сравнительно безопасно, то с усилением нужно быть очень осторожным – слишком яркие цвета могут смотреться неестественно.

Как изменить насыщенность в Canva:
  • В выпадающем меню выберите «Фильтр»
  • Нажмите пункт «Дополнительные настройки»
  • Ползунок «Saturatoin» (Насыщенность) третий сверху
  • Перемещайте ползунок влево или вправо от центра, чтобы найти подходящий вариант.

Контраст: работа со светом и тенью

Усиление контрастности часто используется для создания драматического эффекта. Усиление контрастности делает тени более глубокими, а светлые элементы изображения выглядят намного ярче. Если же уменьшить контрастность, то картинка станет более монотонной. Как и в случае с насыщенностью, слишком много контраста – это не всегда хорошо. Некоторым изображениям контрастность идет на пользу, но увлекаться этим приемом не стоит, особенно, если исходное изображение достаточно хорошего качества.

Работа с контрастностью в Canva:
  • В выпадающем меню зайдите в «Фильтр»
  • Контрастность – второй ползунок сверху
  • Перемещая ползунок вправо, вы можете сделать изображение более контрастным. Если сместить маркер влево, то оттенки станут приглушенными.

Яркость

Далеко не все могут с уверенностью сказать, стоит ли делать изображение более или менее ярким. Слишком светлая картинка может потерять часть своего содержания, такого же эффекта можно добиться, сделав фотографию менее яркой.

В любом случае экспериментировать с яркостью лучше всего на качественных изображениях, так как сделав его чуть ярче или темнее, можно добиться нужного результата. Если же исходник так себе, лучше его вообще не трогать. Нужно иметь в виду, что любое редактирование меняет изображение, но яркость – самый опасный эффект. Малейшая ошибка – и изображение станет разбалансированным. Так что работать с яркостью лучше тогда, когда есть точная уверенность в необходимости этой манипуляции.

Работа с Brightness (Яркостью) в Canva
  • Кликните по изображению, которое вы хотите изменить
  • В меню выберите «Фильтр»
  • Яркость – это самый верхний ползунок
  • Перемещайте маркер влево или вправо, меняя уровень освещения
  • Перемещение вправо делает картинку ярче, а сдвинув ползунок влево, можно затемнить изображение.

Другие способы улучшить ваши изображения

Фильтры . Благодаря Instagram и другим приложениям, фильтры стали очень популярным инструментом для редактирования фотографий. Фильтры чаще используются для добавления к изображению «художественного» эффекта. Но при умелом использовании правильно подобранный фильтр способен значительно улучшить исходную картинку. В меню Canva есть много предустановленных фильтров, где можно путем перебора вариантов найти максимально подходящий эффект и затем применить его к изображению.

Композиция . Любой дизайн-проект основан на сетке – это основа композиции. В Canva можно создавать композицию из нескольких изображений. Самый простой способ – выбрать подходящий шаблон в разделе «Макеты» и заполнить его собственными изображениями.

Рамки . Иногда нужно добавить к изображению рамку, простую или декоративную. Рамки могут быть самыми разными: большими и маленькими, цветными и нет, круглыми или квадратными. Если дизайн диктует, чтобы картинка была в рамке, все что нужно, можно найти в графическом онлайн-редакторе Canva.

Наслоение или оверлей . Размытие – один из основных способов приглушения фона для лучшей читаемости текста. Но можно добиться примерно такого же результата, не меняя резкости фонового изображения. Данный способ называется оверлей – поверх исходной картинки накладывается еще один слой нужного цвета, после чего нужно поиграть с его прозрачностью. В результате можно не только сделать текст более читаемым, но и изменить цветовой тон фонового изображения.

Типографика . До этого момента речь шла о работе с изображениями. Но текст также часто является частью иллюстрации. Можно ли работать с текстом в редакторе Canva? Разумеется, да, для этого есть все необходимое. Вы можете добавить свой собственный заголовок, подзаголовки и основной текст, менять начертание и размер шрифта. В Canva также есть несколько предустановленных вариантов текстового оформления и более ста различных шрифтов, список которых можно пополнить, загрузив их со своего компьютера.

Этот краткий список шаблонов я составил, ссылаясь на снимки из путешествий, которые я сделал в течение последних нескольких недель. Список не исчерпывающий, но он содержит композиционные приёмы, которые я использую чаще всего.

Начнём с основ:

Базовые шаблоны по фотокомпозиции

Правило третей с чистым фоном

Простой и эффективный способ выделить субъект съёмки и привнести динамику в кадр. Размещение по правилу третей для динамичности (размещение посередине для статичных сцен) и чистый фон помогут взгляду зрителя сосредоточиться на главном объекте, а не блуждать в кадре. Фон может быть простым, например, обычная стена, или можно расфокусировать задний план. В идеале следует подобрать такие цвета между объектом и фоном, которые хорошо работают вместе и дополняют друг друга.

Правило третей при сбалансированном фоне

Если вы хотите привнести в изображение больше повествования, попробуйте найти фон, который будет уравновешивать объект. Помогите глазам зрителя переключаться между объектом и фоном. При этом всё так же важно сохранять задний план неперегруженным деталями, чтобы они не вносили путаницу и не перетягивали внимание на себя.

Правило третей с оживлённым передним планом

Этот полезный шаблон вдохновлён фотожурналистикой. Он поможет добавить в изображение ощущение действия. Насыщенный передний план в снимке вызывает ощущение динамичности и помогает скрыть хаотичный фон.

Динамическая диагональ

Очень простой, но эффективный шаблон, который прекрасно работает, когда имеем дело с действием. Диагонали в гораздо большей степени, чем прямые линии, увеличивают динамический эффект и направляют взгляд зрителей через изображение.

Обрамление кадра

Нет нужды представлять этот популярный приём композиции, который также называют «кадр в кадре». Это эффективный способ привлечь взгляд зрителей к определённому элементу изображения.

Обрамление кадра людьми

Здесь немного сложнее, но по-прежнему эффективно, преимущественно при использовании широкоугольных объективов. Идея заключается в том, чтобы использовать людей в качестве естественной рамки для главного объекта, а также создать направляющие линии для большей динамики.

Правило 10-ой части

На этот раз идея состоит в том, чтобы создать ощущение пустоты в большей части картинки для более драматического результата. Приём хорошо работает с силуэтами или с тёмно-синим небом. В основном, пустое пространство в картинке добавляет драмы.

Треугольник

Будучи самой простой формой, треугольник помогает глазам зрителей следовать за тремя основными элементами, заполняющими кадр. Обратите внимание, здесь важно действительно заполнить кадр элементами и не оставлять бесполезное пустое пространство.

Размещение посередине

Один из моих любимых приёмов: размещать объект съёмки в центре с симметричным разделением заднего плана. Это придаёт изображению ощущение простоты и сбалансированности. Отсутствие динамики идеально подходит для спокойных и мирных сцен, но лично я предпочитаю нарушать это спокойствие и предсказуемость динамичным движением объекта съёмки.

Портрет: «взгляд в кадре»

Когда портретируемый человек смотрит в сторону, это создаёт в изображении напряжённость, которая направляет взгляд зрителя к обеим сторонам снимка.

Гильотина

Здесь идея заключается в удалении головы субъекта съёмки из состава кадра. Это делается, чтобы увеличить акцент на других элементах: на руках, ногах, инструментах и т.д. Внимание людей в первую очередь автоматически притягивается к глазам. Поэтому, обрезав голову (а значит и глаза), вы притянете внимание к остальной части изображения. Необязательно удалять всю голову, достаточно убрать глаза.

Хотя подобные шаблоны помогают быстрее принимать решения, когда действие происходит быстро, они способны блокировать ваш творческий потенциал.

Часто в путешествиях я сталкивался с продвинутыми фотографами, у которых случался временный застой в творчестве. Они знают всё о настройках фотокамеры и об элементарных правилах композиции, но им сложно выйти за рамки своих привычных изображений. Просматривая их портфолио, мне на ум приходит одно слово – «предсказуемость». Листая снимок за снимком, я вижу одни и те же шаблоны. Фотографии, конечно, очень хорошие, но в них отсутствует оригинальность из-за преизбытка этих шаблонов.

Поэтому благоразумный фотограф использует шаблоны, чтобы быть быстрее и эффективнее, но с оригинальностью приспосабливает их к каждой конкретной ситуации или моменту.

Кроме того, важно продолжать создавать новые шаблоны, от которых можно отказаться в любое время. Это помогает фотографу развиваться и сохранять оригинальность.

Если вы хотите улучшить свои фотографии, просмотрите свои работы: какие шаблоны вы в них видите? Не излишни ли они? Не слишком ли их много в ваших снимках? Если слишком упорно следовать своим шаблонам, то в итоге вы будете снимать самые «предсказуемые» композиции снова и снова.

Когда вы смотрите на свои любимые изображения, чем они отличаются от других? Как вы умудрились сломать привычные шаблоны и придумать более оригинальные изображения?

Что же нам делать, чтобы порвать со своими привычными шаблонами и придумать более креативные изображения?

Освободиться и креативничать

Изучение работ других фотографов

Самый простой способ – присмотреться к работам других фотографов. Когда вы видите изображения коллег, которые вас цепляют, посмотрите и проанализируйте снимки. Постарайтесь понять, какая часть композиции вызывает ощущение, что это изображение особенное? Нам всем есть чему поучиться, глядя на чужие работы, так что это хорошее начало.

В продолжение этой идеи, почему бы не посетить курсы фотографирования в незнакомой для себя области? В начале этого года я участвовал в семинаре по документальной фотографии в Малайзии. Это мероприятие открыло мне двери в новый мир. Будучи профессионалом в сфере туристической фотографии, я никогда не представлял себе ничего подобного.

Взгляните по-новому

Существуют инструменты, используя которые, можно по-новому взглянуть на вещи. Самый важный из них – свет. Сосредоточившись исключительно на нём (и на тени), вы можете начать видеть вещи по-другому. Если свет приходится лишь на определённую часть объекта съёмки, можно удалить ту часть, что в тени, и композиция тут же изменится. Сосредоточившись на свете, мы забываем о своих шаблонах и следуем лишь линиям и направлениям, которые дают нам лучи света.

Изменения к лучшему

Ещё я нахожу очень полезным изменить ситуацию с точностью до наоборот, когда подставляем своё изображение. Вместо того чтобы спросить себя, что я хочу включить в кадр, сосредоточьтесь на тех элементах, которые вам не нужны, и вы хотели бы исключить.

Этот подход дополняет метод, в котором для построения композиции используем свет. Вместо того чтобы думать о привычном для себя построении кадра (субъёкт, фон и т. д.), продиктованным избитыми шаблонами, вы думаете только о существенных условиях: о свете и линиях, которые он создаёт. Когда вы решаете убрать любой другой элемент, ваш мозг больше не пытается создавать композицию, используя один из шаблонов, а просто следует тому, что диктует свет.

Используйте различное оборудование

Думаю, ещё один хороший способ – использовать различные фотокамеры. Конечно, в фотографии не оборудование главное, но, применяя различные инструменты, можно сломать свои привычные шаблоны.

Когда я вижу людей, отлично снимающих портреты с 85мм или 100мм объективами при открытой диафрагме, я советую им поснимать некоторое время с 35мм на F/8.0. Тогда они перестают мыслить привычным способом и начинают смотреть на вещи новыми глазами. Точно так же вы можете попробовать изменить привычные пропорции. Если перейти на съёмку в квадратном формате, правило третей возымеет иной эффект, вы увидите, как будет складываться кадр.

Работа в уме

Но я думаю, что лучший способ связан не с техникой, а с работой в разуме. Используя различные фотоаппараты, объективы, параметры и пропорции, вы фактически покидаете свою зону комфорта. Тогда-то вы и вступаете в зону обучения. Но этого не случится, если заниматься лишь теми вещами, в которых вы хороши.

Когда вы постараетесь изменить состояние своего ума (я не говорю о том, чтобы пойти фотографировать в состоянии алкогольного опьянения, хотя этот вариант тоже может привести к интересным результатам), у вас и фотокомпозиция сразу изменится.

Если вы тревел-фотограф, как и я, почему бы вам не стать фотокорреспондентом на денёк? Я нахожу, что мои композиции кадра и подходы совсем иные, когда я работаю над долгосрочным проектом и/или над серией изображений. Я затрачиваю больше времени на изучение разных элементов ситуации: работаю над деталями, формами, узорами, стараюсь запечатлеть более глубокие эмоции персонажей – вот на чём я могу полностью сосредоточиться, а не на составе кадра.

Уличная фотография – ещё одна область, в которой я почерпнул много вдохновения. Прогулка по улицам в роли уличного фотографа требует совершенно иного подхода, чем туристическая фотография. Когда я это делаю, мне приходится удерживаться от съёмки привычных для меня вещей и искать новые, оригинальные элементы. Я больше занят поиском света, тени, форм или забавных сцен, которые происходят на улицах.

Выбравшись из зоны комфорта, вам придётся составить совершенно новый набор правил для фотокомпозиции, что приведёт к экспериментам и, скорее всего, чему-нибудь да научит. Возможно, на первых порах будет сложно, не исключены разочарования. Но разве что-либо представляет интерес, если оно слишком простое?
Через

Построю дом себе я из консервных банок

И ярко-красное себе сошью пальто,

И проживу жизнь чудаком из старых сказок,

Который смотрит в мир с раскрытым ртом.

Виктор Луферов «Построю дом…»

Зачем творчество определять?

Чтобы понятней было, что исследовать и что исследуют и о чем говорят другие.

Как исследователь я всегда помню золотое правило экспериментатора: прежде чем обнаружить что-либо новое, не замеченное ранее другими наблюдателями, необходимо сначала сформировать новый понятийный аппарат. Объект конкретного исследования диктует метод, адекватный его изучению.

Биографы Эйнштейна повествуют об одном поучительном разговоре. Когда молодой Вернер фон Гейзенберг поделился с Эйнштейном планами создания физической теории, которая целиком основывалась бы на наблюдаемых фактах и не содержала никаких домыслов, тот с сомнением покачал головой:

Сможете ли вы наблюдать данное явление, зависит от того, какой теорией вы пользуетесь. Теория определяет, что именно можно наблюдать.

В науке принято уважительно относиться к терминологии. Размышляя о задаче, ученый думает терминами. Между тем, каждый термин отражает старое, уже существующее представление. Термин стремится навязать традиционное, привычное видение объекта. По сути, термины – это защитные механизмы научных парадигм, показатель психологической инерции ученых.

Что же такое творчество? Для начала мы проанализировали 126 определений творчества. Аристотель считал, что мир вечен; в смысле времени он не имеет ни начала, ни конца. Творчество в природе есть процесс постоянного образования и разрушения, цель которого - приближение материи к духу, победа формы над материей, осуществляющаяся, наконец, в человеке.

ТВОРИТЬ что, давать бытие, створять, созидать, создавать, производить, рождать. Один Бог творит. Древо доброе плоды добры творит, Матф. Творить умом, созидать научно или художественно. Закон вину творит. | Производить, делать, исполнять, чинить. Старцу пакости не твори. Творить суд и правду. Зло творя, что помышляешь? Чего себе не желаешь, того и другу не твори. Творить память по ком, поминать. Творить милостыню. Кому служу, того и волю творю. Вино сперва веселит, а там без ума творит... Что ни творится над нами - все по грехам нашим. Затворяй дверь. Натворили бед! Отворите окно. Притворился бедняком. Пошла беда - растворяй ворота! Сотворим доброе дело. Мир сотворили, и нас-то не спросили! Творенье, действ. по глаг. | Все созданное, сотворенное; создание, тварь. И козявка Божье творенье. Всякое творенье ведает Творца. | Сочинения, и вообще все, созданное умом человека. Бессмертные творения знаменитых писателей. Творения Брюллова. И всякое творение рук человеческих бренно. Какой это человек, это жалкое, болезненное твореньице! Творево ср. пск. что растворено, разжижено; квашня. Творило ср. сосуд, в коем что-либо растворяется, особ. ящик, или обшитая досками яма, в коей разводят известь на воде с песком… Творец, Бог, Создатель, Мироздатель. Творец неба и земли. | Делатель, производитель, исполнитель, изобретатель, сочинитель, основатель. Творец оратории "Сотворение мира". Творец нынешнего, свободного быта крестьян. Отец мой творец, мать - кормилица. Подражателей много, а творцов нет. Творитель, -ница, делатель. Творитель бед, добра, чудес. -тельный падеж, грамматич. в склонении имен, означающий орудие, средство, на вопрос кем, чем… Тварь ж. тварина сиб. творенье, божеское созданье, живое существо, от червячка до человека. Всякая тварь славит Господа, а человек славословит… Творчество ср. творенье, сотворенье, созидание, как деятельное свойство; творческий, ко творцу и ко творчеству относящ. Творчество поэта, живописца и ваятеля является в образах: в речах, в очерках и красках, в истукане. (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка).

ТВОРЧЕСТВО - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народными творцами и бытующие в народе поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирической пьесы, театр кукол), танец, изобразительное и декоративное искусство. Зародилось в древности, тесно связано с традициями какого-либо вида художественной деятельности и является исторической основой мировой художественной культуры (Современный Энциклопедический Словарь).

ТВОРЧЕСТВО - абсолютно оригинальное создание человеком небывалого, …откровение самой человеческой природы (Н. А. Бердяев).

ТВОРЧЕСТВО - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности (Большой Энциклопедический Словарь (БЭС).

ТВОРЧЕСТВО – деятельность, сущность и отличительная черта которой состоит в создании нового, не имеющего аналогов в природе и в культурной деятельности человека, социума (Культурология. Краткий словарь).

ТВОРЧЕСТВО – психический процесс создания новых ценностей, являющийся «продолжением и заменой детской игры» (Психоаналитический глоссарий).

ТВОРЧЕСТВО – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей (Краткий психологический словарь. Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского).

ТВОРЧЕСТВО – уникальная компиляция, понятная для творца и непонятная для окружающих. (Карманов А.)

Основываясь на исследованиях Богоявленской и Матюшкина, согласно которым ТВОРЧЕСТВО можно определить как некий выход за пределы (наличной ситуации либо имеющихся знаний) (В. Н. Дружинин).

В переносном смысле творением, ТВОРЧЕСТВОМ называют всякое внесение нового, в частности создание образов в результате формирующейся деятельности духа, творческой фантазии. (Краткая философская энциклопедия).

Какие слова, близкие к понятию творчества, существуют в русском языке? Откроем словарь русского языка Ожегова С. И.: «ТВОРЕНИЕ, -я, ср. (высок.). Произведение, результат творчества. Великие творения Пушкина.

ТВОРЕЦ, -рца, м. (высок.). 1. Человек, к-рый создает, создал что-н. творчески. Советский н арод - т. нового мира. 2. Бог как мифическое существо, создавшее мир.

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ: творительный падеж - падеж, отвечающий на вопрос кем-чем? ТВОРИТЬ, -рю, -ришь; несов., что. 1. Творчески создавать (высок.). Художник творит прекрасное. 2. Делать, совершать (какие-н. поступки), осуществлять. Т. добро. Т. суд и расправу. Не ведает, что творит (книжн.). Что ты только творишь! (вытворяешь). II сов. сотворить, -рю, -ришь; -рённый (-ён, -ена). ТВОРИТЬ 2 , -рю, -ришь; -рённый (-ён, -ена); несов., что. Приготовлять (какой-н. состав), растворяя, разжижая. Т. тесто. Т. известь. II сое. затворить, -рю, -ришь; -рённый (-ён, -ена). 1Г прил. творильный, -ая, -ое (спец.).

ТВОРИТЬСЯ (-рюсь, -ришься, 1 и 2 л. не употр.), -рится; несов. (разг.). Делаться, происходить (обычно о чём-н. странном или предосудительном). Что тут творится? С ним творится что-то неладное. 1| сов. сотвориться (-рюсь, -ришься, 1 и 2 л. неупотр.), -рится. Сотворилось чудо.

ТВОРЧЕСКИЙ, - ая, -ое. 1. см. творчество. 2. Созидательный, самостоятельно создающий что-н. новое, оригинальное. Т. труд. Творчески (нареч.) мыслить. Творческие силы народа.

ТВОРЧЕСТВО, -а, ср. Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Художественное т. Народное т. Т. Пушкина. Т. новаторов. II прил. творческий, -ая, -ое. Т. дар. Т. путь писателя».

Талант – совокупность способностей (одаренность), позволяющая получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким совершенством и общественной значимостью (Психологический словарь. Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.).

Недавно появилось еще одно слово - «креативность», близкое к понятию склонности или способности к творчеству.

Понятие креативности (от лат. creatio – созидание), введенное Торренсом, обозначает способность к творчеству в широком смысле слова - способность продуцировать новые идеи и находить нетрадиционные способы решения задач. Креативность, однозначно так и не определенная Торренсом, продолжает восприниматься как синоним творческой активности в любой сфере человеческой деятельности (Адаскина А.А.)

Креатив – творческий человек, склонный к нестандартным способам решения задач, способный к оригинальным и нестандартным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов (В. Н. Дружинин).

«Область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко. Креативность, рассматриваемая в различных концепциях, предстает в виде частей головоломки, собрать которую целиком еще никому не удалось. Еще в 60-х гг. было описано более 60 определений креативности и, как отмечал автор, "их число растет каждый день"… Видимо, количество определений креативности, накопившееся к настоящему моменту, уже трудно оценить. Как отмечают исследователи, "процесс понимания того, что такое креативность, сам требует креативного действия. Начиная с определения креативности, мы тем самым обрекаем себя на неудачу, поскольку креативность еще не концептуализирована и эмпирически не определена". Авторы одного из последних исследований определяют креативность как "достижение чего-либо значимого и нового... Другими словами, это то, что люди делают, чтобы изменить мир" (Торшина К.А.).

Появление невероятно большого количества определений и их несогласованность свидетельствует о терминологическом кризисе и терминологическом поиске в этой области.

Академик Владимир Васильевич Шаронов выделял следующие виды творческой деятельности, которые могут быть представлены тремя основными группами.

А) Деятельность по выдвижению принципиально новых решений.

Б) Деятельность по детализации, конкретизации, проработке этого нового с целью определения принципиальной возможности его практической реализации.

В) Деятельность по воплощению новых идей в жизнь, их объективации в тех или иных материальных формах.

Такая классификация творческой деятельности родилась в рамках современного науковедения и относится, прежде всего, к видам научного творчества (фундаментальное, прикладное и техническое знания). Но она, по его мнению, может быть отнесена и к творчеству как таковому.

Имеющиеся в литературе определения творчества позволяют выделить некие общие его основания. Прежде всего, качественная, принципиальная новизна конечного продукта творческого акта. Во-вторых, непосредственное отсутствие этого качества в исходных предпосылках творчества. В-третьих, творчество - это деятельность.

Творчество можно классифицировать по следующим признакам:

· субъективное, или внутреннее, до выхода из духа, и объективное, или внешнее, – после выхода из духа (В. В. Розанов «О понимании»);

· субъективно индивидуальное (личное творчество, личная инициатива) и субъективно коллективное (народное творчество);

Родившееся вследствие «проб и ошибок» или благодаря когнитивному познанию, в результатах которых не содержится непосредственно исходных предпосылок;

· серое и разрешенное. Творчество контролируемое и бесконтрольное.

Ключевой характеристикой творчества является принципиальная новизна продукта, то есть творческое мышление характеризуется поиском принципиально новых решений, выходом за рамки существующей системы, что не соответствует определениям ни конвергентного, ни дивергентного мышления. Напомним, что Дж. Гилфорд разделил мышление на дивергентное и конвергентное. Дивергентное мышление связано с порождением множества решений на основе однозначных данных. Конвергентное мышление направлено на поиск единственно верного результата и диагностируется традиционными тестами интеллекта.

Существуют два принципиальных постулата в теории творчества, поддерживаемые подавляющим числом исследователей. Первое : с точки зрения академика А. Д. Александрова, творчество есть специфическая видовая особенность человека , самым существенным образом отличающая его от животного мира. Именно способность к творчеству, то есть к созданию некоего принципиально нового качества, выделяет человека из природы, противопоставляет его природе и выступает источником труда, сознания, культуры. Второе : творчество есть одно из самых активных состояний и проявлений человеческой свободы. По своему содержанию оно тесно связано с игрой , считает академик В. В. Шаронов.

Судя по тому усредненному определению творчества, которое существует, то шимпанзе Келлера, вставляющие одну палку в другую и достающие при помощи нее фрукты, тоже занимались творчеством, относительно своего вида. Утверждение о возможности творчества только у человека при детальном рассмотрении растворяется в пыль, так как многие черты сходства обиходнофилософскипсихологического творчества есть и у животных.

Творчество - это не только феномен человеческой деятельности, но и например, поведение животных (Большой психологический словарь. Общ. ред. Б.Мещерякова, В.Зинченко).

Одна из характерных особенностей игры - это несерьезность (Серавин, 2002); кто сможет утверждать, что творчество невозможно при серьезном к нему отношении.

Один из основных спорных моментов - творчество имманентно присуще любому виду человеческой деятельности. Академик А. Д. Александров решительно возражает против не столь редкого в философской и психологической литературе принципиального разделения видов человеческой деятельности на творческие (креативные) и нетворческие (репродуктивные).

В связи с этим стоит вспомнить парадокс Станиславского, суть которого в том, как оценить степень творческого, нового, принципиально нового вклада актера в роль. Где грань между конвергентным и дивергентным в деятельности актера? В субъективной оценке трех равных типов экспертов:

Самоудовлетворении актера, его катарсической самореализации,

В профессиональной оценке его коллег и критиков,

В признании у зрителя, публике, журналистов.

Какая из этих оценок более значима для самого актера, его творческого и зрительского успеха? Где их мера? В чем критерий этих оценок и его вклад в историю? Где разница между новым, личным вкладом и опытом, историей? Парадокс Станиславского – порождение субъективности оценки человеческой деятельности, – проявляет себя в любой нашей деятельности.

Считается, что новое качество – продукт творчества – возникает только тогда, когда две (или более) относительно автономные системы знания соединяются в одну новую систему. Именно их взаимодействие в рамках этой новой системы ведет к возникновению нового качества. Не случайно, в частности, именно пограничные области знания считаются наиболее творчески потенциальными, а в практической жизни – таковыми являются, как правило, переходные периоды (В. В. Шаронов).

Одна из основных проблем творчества - это то, что даже в толковом словаре русского языка, где есть определение творчества, нет ни одного случая использования термина «творчество» по назначению.

АДИ (Ady) Эндре (1877 - 1919), венгерский поэт. Его творчество, близкое импрессионизму и символизму…

Творчество Камю, питавшееся и социальным критицизмом, стало выразителем трагического сознания XX в.

Творчество выдающихся деятелей художественной литературы знаменуют важнейшие фазы развития мировой и национальной культуры. Литература изучается филологией, преимущественно литературоведением.

СУЛТАН ВЕЛЕД (Sultan Velet) Мухаммед Бехаэддин (1226 - 1312), турецкий поэт-суфий (смотри Суфизм). Сын Дж. Руми. Писал на фарси. Все творчество посвящено жизни, деятельности и учению отца.

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО (абстракционизм, беспредметное искусство, нефигуративное искусство), совокупность направлений в изо-культуре XX в., заменяющих натуралистическую, легко узнаваемую предметность более или менее свободной игрой линий, красок и форм (сюжет и предмет лишь угадываются, символически подразумеваются или исчезают вообще). Издревле беспредметное творчество существовало в виде орнамента или нон-финито, но только в новейшей истории оформилось в особую эстетическую программу. Среди родоначальников абстрактного искусства - В. В. Кандинский, К. С. Малевич, П. Мондриан, мастера орфизма. Сложилось несколько его вариантов: геометрическая абстракция, абстрактный экспрессионизм, информель, ташизм, постживописная абстракция.

АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (1787-1851) - российский композитор. Вокальное творчество в традициях русского городского фольклора нач. 19 в.

АРТИСТ (франц. artiste от лат. ars - искусство), то же, что актер. В широком смысле - человек, занимающийся творчеством в области какого-либо искусства. В переносном смысле - человек, достигший мастерства в своем деле.

…Полнее всего творчество мастера представлено в основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя (Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского).

В 90% случаев слово «творчество» трактуется в словаре как описание жизнедеятельности человека, чью работу общество признало социально-желательной. Например: «…Полнее всего творчество мастера представлено в основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя (Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского)». В 99 случаях из 100 слово «творчество» используется как обозначение трансформации отношения общества к продукту творчества. Сейчас существует 4 типа определений творчества: бытовое творчество, как выход за рамки существующей системы в самом широком смысле, творчество как создание новых материальных и духовных ценностей, творчество как деятельность и творчество как продукт деятельности. Неоднозначность определения - суть природы творчества. Как мы видим, большинство определений характеризуют творчество как деятельность, а при использовании термина «творчество» подразумевается продукт. То есть творчество понимается как продукт, который требует признания и с которым можно познакомиться в «картинной галерее». В «картинной галерее» мы знакомимся не с творчеством, а с творениями.

Рассмотрим «бытовой» термин «творчество». Лет восемь назад я работал охранником-администратором в парикмахерской. Начальник попросил меня вызвать вечером водопроводчика, который должен был за ночь починить финскую мойку для головы, и оставил денег. Мне стало жалко расставаться с этими деньгами, а так как я все равно должен был вместе с ним сидеть всю ночь, то я решил, что для человека с высшим образованием нет ничего невозможного, и задумал починить мойку сам. Я разобрал ее и изучил строение, потом собрал, и мойка заработала. Но обнаружилось три детали, которые я не вставил. Я разбирал и снова собирал мойку всю ночь, не понимая, в чем целесообразность этих деталей. Под утро я ее все же собрал, без двух деталей, и она без поломок проработала два года. По мнению некоторых авторов, это было бы творчество, но я не вижу здесь творчества потому, что я изучал систему мойки и потом, воспользовавшись этими знаниями, починил ее. На мой взгляд, знания и умение пользоваться этими знаниями существующей системы принципиально отличается от открытия новых межгалактических систем. Недоверчивый коллега может спросить: «Не кажется ли вам, что открытие новых межгалактических систем есть тот же вариант починки мойки? Ведь открытие их идет по определенным законам, выработанным людьми, и при этом отсутствует элемент новизны. Здесь нет выхода за рамки системы!». В том-то и дело, что прежде чем открыть новый закон, необходимо творческое открытие. «Сидящий на земле» человек не воспринимает разнообразие межгалактических систем; прежде чем он их откроет, необходимо допустить и обосновать теоретическую возможность их существования, а потом доказать это сообществу. К сожалению, нельзя сказать, идет ли творчество поступательно от открытия к открытию, или каждое следующее творческое открытие - это другое? Вероятно, случается и так, и так. Эта проблема очень сложна для исследователей, во многом она схожа с вопросом «как происходит эволюция» - поступательно или с помощью катастроф. Творчество – это индивидуальная деятельность, а продукт деятельности коллективный, так как только в сравнении с достижениями предшественников мы можем определить принципиальную новизну полученного продукта. По сути, новым продуктом можно счесть и «мойку без двух-трех деталей», но принципиальной новизны в сравнении с общечеловеческим опытом в этой мойке нету. По этому случаю вспоминаю свою дискуссию с одним профессором математики в Тольятти. Профессор считал, что на его факультете студентов учат творчеству, заставляя решать известные задачи (конвергентное мышление) новыми путями и способами (дивергентное мышление), а я говорил, что это они учат своих студентов не творчеству, а совсем иной деятельности - умению применять знания существующей математической системы. Вероятно, умение решить задачу стандартным способом – обычная осведомленность (конвергентное мышление), хорошее знание этого предмета, умение решить задачу несколькими способами – это находчивость (дивергентное мышление), а творчество - это все же нечто большее, чем осведомленность и находчивость. Творчество - это выход за рамки существующей системы, то есть студент-математик должен был бы придумать некую систему, изучить её и, пользуясь своими знаниями, решить задачу из новой системы при помощи новых правил, а потом еще суметь доказать обществу, что это все было и есть. То есть мышление можно разделить на дивергентное, конвергентное и творческое.

С определением конвергентного мышления проблем не возникает. Например, М. А. Холодная определяет «конвергентные интеллектуальные способности – в виде уровневых, комбинаторных и процессуальных свойств интеллекта, – которые характеризуют один из аспектов интеллектуальной активности, направленной на поиск единственного (нормального) результата в соответствии с заданными условиями деятельности». Расплывчато определение дивергентного мышления: исследователи стараются определить его или как всё остальное, что не вошло в определение конвергентного мышления, или пытаются притянуть в это определение всё, что только возможно, – эта деятельность является теоретическим и исследовательским кризисом данного понятия. «Дивергентные способности (или креативность) – это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. Креативность в узком значении слова – это дивергентное мышление (точнее, операции дивергентной продуктивной продуктивности, по Дж. Гилфорду), отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта. Креативность в широком смысле слова – это творческие, интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем (М. Уллах), способность осознавать проблемы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд)» (М.А. Холодная 2002).

Основная черта творчества - это выход за рамки системы. Не обязательно слияние или пересечение систем, суть в нахождении или создании новой. Если не учитывать системный подход к пониманию творчества, то мое знание системы, как сантехника, ничем не отличается от творчества Эйнштейна. Но это же не так! Творчество Эйнштейна - это принципиально другой порядок. Необходимо разграничить бытовое понимание термина и психологическое, или ввести новый термин, который разграничивал бы истинное творчество и хорошее знание системы. Под настоящим творчеством автор всегда понимает выход за рамки.

Однако истинное творчество, которое выходит за рамки системы, требует описания его в рамках той системы. То есть как только мы определяем творчество, вгоняя в некую систему, мы его сразу же теряем. Вспоминаются слова классика: «Судить художника можно только по законам, им самим созданным».

Вся работа по определению творчества мне напоминает вторую серию фильма «Место встречи изменить нельзя», когда Жеглов с Шараповым ловили карманника Кирпича. Он ответил следователю Жеглову то, что творчество отвечает каждый день исследователю, который пытается его конвергентно-ориентированно определить.

Так что нет у вас (уголовки) методов против Кости Сапрыкина.

Исследователи творчества его определяют точно такими же методами , благодаря которым следователь уголовного розыска Жеглов поймал карманника Кирпича.

Если мы чего-то не можем определить, то это совсем не значит, что не можем это исследовать. Откровенно говоря, кризис развития науки в познании творчества – это кризис научной парадигмы, которая показывает свою несостоятельность. В творчестве нет парадигм.

Если мы чего-то не можем определить, то это совсем не значит, что не можем это исследовать. Откровенно говоря, кризис развития науки и в познании творчества – это кризис научной парадигмы, которая показывает свою несостоятельность. В творчестве нет парадигм. А.Н. Лук писал, что мышление постоянно оперирует размытыми, нечетко очерченными, недостаточно определенными понятиями. По мере продвижения на пути познания понятие определяется все более полно, но никогда не может быть исчерпано. Мы определяем творчество как деятельность, связанную с нахождением принципиально новых решений «на основе неоднозначных данных». То есть все-таки даём определение, пускай техническое и размытое.

М. Боуэн подчеркивает, что психолог в своей практике сталкивается с широким кругом явлений, часто не вписывающихся в рамки научной логики, имеет дело с психической реальностью, основная сущность которой выражается в непредсказуемости. Все это может нарушить целостность понимания психологом реальности и, следовательно, снизить качество профессиональных действий по отношению к клиенту. Неудивительно, что многие психологи начинают осознавать неадекватность профессионального языка и способа мышления для описания психической реальности.

Мы провели сравнительный анализ типов мышления по принципу нахождения решения (таблица №1) и пришли к выводу, что, помимо двух типов мышления, выделенных Гилфордом, целесообразно выделить творческое мышление, которое связано с нахождением принципиально новых решений «на основе неоднозначных данных», то есть независящее от характера данных (данные могут вообще отсутствовать). Тесты Гилфорда, Торренса и др. исследуют дивергентное и конвергентное мышление, не касаясь творческого, поскольку основаны на поиске прогнозируемых решений в рамках заданных условий, существующей системы.

Теперь, когда мы тактически определили творчество и подготовили новый понятийный аппарат для нового видения этой деятельности, пришло время перейти к анализу методов и подходов исследования творчества, применявшихся в прошлом столетии, и разработке адекватных методов исследования под новое видение.

Таблица №1

Мышление

Характерная особенность

Диагностика

Прогностическая

значимость результатов

Ключевое слово

(Характеристики

успешного процесса)

Конвергентное

мышление направлено на поиск единственно верного результата

диагностируется традиционными тестами интеллекта

осведомленность

Дивергентное

связано с порождением множества решений на основе однозначных данных

диагностируется специализированными тестами

слабо предсказывают реальные творческие достижения человека в его обыденной и профессиональной деятельности

находчивость, оригинальность

Творческое

связано с нахождением принципиально новых решений «на основе неоднозначных данных»

диагностируется специализированным исследованием

предсказывают реальные творческие достижения человека в его обыденной и профессиональной деятельности

гениальность,

талантливость

Медитация

неактивное нахождение каких-либо решений или пребывание вне поиска решений

диагностируется специализированным наблюдением

невозможно предсказать интеллектуальные достижения человека в реальной жизнедеятельности

ТВОРЧЕСТВО. Под творчеством обычно понимают художественное, научное и техническое творчество. Но творческий элемент имеет место в любом виде деятельности: в бизнесе, спорте, игре, в простом мыслительном процессе, в ежедневном общении, как говорит известный физик, академик П.Капица – везде, где человек действует не по инструкции. Сущность творчества – в открытии и создании качественно нового, имеющего какую-либо ценность. В научном творчестве открываются новые факты и законы, то, что существует, но что не было известно. Творчество техническое изобретает то, чего не было, новые устройства. В искусстве открываются новые духовные, эстетические ценности и создаются, «изобретаются» новые художественные образы, новые художественные формы. Философское творчество соединяет в себе черты научного и художественного творчества.

Различные виды творчества отличаются по результатам, продуктам творчества, но подчиняются единым психологическим законам. Любой процесс творчества предполагает субъекта творчества, творца, побуждаемого к творчеству определенными потребностями, мотивами, стимулами, обладающего известными знаниями, умениями, творческими способностями. Общими являются основные стадии процесса творчества: подготовка, созревание («инкубация»), озарение («инсайт») и проверка.

Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. Но чтобы раскрыть их и развить в полной мере, нужны определенные объективные и субъективные условия: раннее и умелое обучение, творческий климат, волевые качества личности (упорство, работоспособность, смелость и др.).

Самый главный «враг» творчества – страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу. Другой враг творчества – это чересчур высокая самокритичность, боязнь ошибок и несовершенств. Каждому, кто стремится развить в себе творческие способности, следует помнить, что неудовлетворенность – фермент нового. Она обновляет творчество. Ошибки – обычные и неизбежные спутники достижений. С точки зрения извлечения уроков недостатки даже «интереснее» достоинств, они лишены одинаковости совершенств, многообразны, в них отражена личность творца. Уметь находить свои ошибки так же важно, как беречь хорошее в своей работе. Третий серьезный враг творчества – лень и пассивность. Даже маленькую задачу надо выполнять с полной отдачей.

Сердцевина творчества, пик творческого акта – «озарение», инсайт, когда в сознание проникает, порождается (генерируется) новая идея – научная, философская, техническая или художественная. Но к этому ведет нередко долгий путь предварительной работы, во время которой создаются предпосылки для рождения нового.

Одной из них является зоркость в поисках проблем, умение и желание увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного. Это – особая наблюдательность, отличающаяся свежестью взгляда. В основе такого наблюдения лежит вербализация зрительного опыта (или слухового), то есть выражение его с помощью слов или других информационных кодов.

Бывает важным охватить одним взором всю картину, всю цепь рассуждений, «свернуть» до одного обобщающего понятия или символа. Экономное символическое – будь это научный или художественный символ – обозначение информации составляет важнейшее условие творческого, продуктивного мышления.

Существенное значение имеет умение, которое можно и нужно тренировать, применять навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой. Необходимо вырабатывать обобщающие стратегии, алгоритмы. Например, в шахматном творчестве этому способствует решение шахматных задач и анализ этюдов. Полезно стремление к поиску аналогий. Например, в техническом творчестве целое направление, называемое «бионикой», покоится на использовании образцов, взятых из живой природы. В мифе о Дедале говорится о его племяннике, который придумал пилу, взяв за образец хребет костистой рыбы.

Аналогия широко распределяет внимание, создает условия для «бокового мышления», способности «думать около», увидеть путь к решению, используя «постороннюю» информацию. Аналогия успешна, когда проблема становится устойчивой целью деятельности, ее доминантой.

Цель, т.е. вопрос задачи выступает важным фактором отдаленного ассоциирования, установления связи между далекими областями и понятиями. Способность к «сцеплению» понятий и образов важна и необходима для творчества, но она должна быть уравновешена способностью оторвать наблюдаемые факты от привычных ассоциаций. С одной стороны, надо уметь объединять вновь воспринимаемые сведения с тем, что было известно ранее, включать их в уже сложившуюся систему знаний, но с другой стороны, уметь избавляться от давления предварительного знания. Это облегчает генерирование новых идей, избавляет от инертности, закостенелости мышления. Инертное, негибкое мышление привыкает к обычному функционированию вещей. Переход к другим возможным функциям для него затруднен. В этом случае полезны упражнения по перечислению возможных способов использования таких обиходных предметов, как молоток, кирпич, банка из под консервов и др.

Для творческого мышления важна способность оторваться от последовательного, логического рассмотрения фактов и соединить элементы мысли в новые целостные образы. Это позволяет увидеть новое в давно привычном. Логическое мышление – инструмент анализа, расчленения поступающей информации по элементам и соединения их в мыслительные цепочки. Такой дискурсивный способ обработки информации определяется работой левого («речевого») полушария головного мозга. Это полушарие управляет правой рукой. Другое, правое полушарие обрабатывает информацию не по частям, а целостно с помощью образов. Оно управляет левой рукой. У каждого человека, как правило, доминирует то или другое полушарие, и люди делятся на «праворуких» и «леворуких». Творчество осуществляется в результате работы обоих полушарий, но «праворукие» склонны и более «пригодны» для логического, аналитического, научного мышления. «Леворукие» успешнее действуют с сфере образного, целостного, художественного мышления. Человеку важно знать, к какому типу мыслительной деятельности он принадлежит. По классификации И.П.Павлова , люди делятся на мыслительный и художественный типы. Зная себя, можно лучше выбрать более успешную сферу творческой деятельности. Когда «левополушарные люди» (мыслительный тип) задумывается над ответом на вопрос, их взор отклоняется вправо, у «правополушарных» – влево. «Правополушарные» лучше воспринимают музыку, в речи для них важно не только значение слов, но особенно интонация.

Путь к решению задачи, как правило, не бывает прямым и однозначным. Приходится выбирать между многими альтернативами. Некоторые психологи вообще сводят творчество к отбору и перебору вариантов. Но в процессе отбора необходим переход от одного поискового «поля» к другому, иногда коренное изменение точки зрения. Здесь вступает в действие принцип обратной связи, позволяющий изменить направление поиска. Творчество складывается из определенного количества циклов, причем каждый последующий предполагает оценку успешности предшествующего. Способность к оценке – чрезвычайно важная способность, позволяющая оценить идею до ее проверки. Среди критериев оценки можно выделить логическую непротиворечивость, соответствие ранее накопленному опыту, а также эстетические критерии изящества, простоты и экономии средств.

Способность к оценке неразрывно связана с центральной творческой способностью – творческой фантазией. Важнейшее значение этой способности состоит в том, что она дает возможность представить будущий результат творческого поиска до окончания деятельности, как бы предвидеть его. Представление ожидаемого результата коренным образом отличает творчество человека от поисковой активности животных, носящей в основном инстинктивный характер.()

Кроме способностей важнейшей стороной творчества являются мотивы. Творческие способности сами по себе не превращаются в творческие достижения. Чтобы получить результат, необходимы желание и воля. Мотивы делятся на внешние и внутренние. К первым относятся стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения. Сюда же можно отнести «давление обстоятельств», наличие проблемных ситуаций, предъявление задачи, конкуренция, стремление превзойти коллег и товарищей, соперников и т.д.

Гораздо большее значение имеют внутренние мотивы, которые, конечно, связаны и с внешними обстоятельствами и проявляются благодаря ним. В основе внутренних мотивов лежит врожденная потребность к поисковой активности, тенденция к новизне и новшеству, потребность в новых впечатлениях. Для людей творчески одаренных сам поиск нового приносит гораздо большее удовлетворение, чем достигнутый результат и тем более его материальные выгоды.

Согласно психоанализу, важнейшим мотивом творчества являются неудовлетворенные актуальные желания, которые вызывают напряжение в психике. Например, художники, писатели, поэты стремятся в творчестве решить какую-то личную проблему, уменьшить напряжение внутри психики, преодолеть какой-либо внутренний конфликт. Неудовлетворенность возникает также на почве постоянного стремления к ясности, простоте, упорядоченности, завершенности.

Ведущим мотивом творчества является также стремление к самовыражению, или к самоактуализации, стремление утвердить свою личность, отстоять свое Я. С этим связано также желание некоторых людей действовать наперекор существующему и общепризнанному, тенденция к противоположному, к противопоставлению.

В качестве природного, врожденного, творческое начало в человеке противостоит техническому рационализму, технической деятельности конструирования. Это выпукло проявилось при попытках моделировать творческие процессы на ЭВМ (эвристическое программирование). Выявилось, что сами процессы творчества не могут быть формализованы в виде алгоритма.

Носителем творческого начала как явления социо-культурного выступает человеческая личность. Она – свидетельство духовно-личностной природы творчества. В творчестве личность проявляется как нечто свободное, целостное, неделимое и неповторимое.

В концентрированном виде творческое начало присутствует в художественном, научном и техническом творчестве. Здесь творческая деятельность выходит за рамки профессии и становится призванием, нередко идеалом жизни и судьбой. Успехи и неудачи становятся здесь главными событиями жизни. В творчестве человек бывает как бы «больше самого себя». Чем крупнее творец, тем отчетливее проявляются в его творчестве общечеловеческие, общекультурные задачи и проблемы.

Евгений Басин

​​​​​​​

Творчество (творческая деятельность) - создание чего-то нового: новые, нестандартные решения в житейских ситуациях, создавать что-то новое: тексты, рисунки и пр. Синоним слова творчество - креативность (от англ. слова creative - творческий).

Особенности творческой личности

Тщательный анализ жизненного пути многих изобретателей позволяет выделить шесть качеств творческой личности – минимально необходимый «творческий комплекс». Это - достойная жизненная цель, работа по плану, высокая работоспособность, хорошая техника решения задач, способность отстаивать свои идеи и - результативность. См.→

Психотерапевтический тренинг, самостоятельность и творчество

Встретилось мнение:

"Задача психотерапевтического тренинга - в первую очередь вернуть человеку способность справляться с жизненными ситуациями самостоятельно. Убрать мешающий повторяющийся способ действовать, приводящий к проблеме. Вернуть способность к творчеству, чтобы человек смог сам самостоятельно справиться со своими проблемами. Естественно, способ справляться будет у каждого - свой".

Это неверно. Подробнее см.→

gastroguru © 2017