Новоберезовка и ее жители. Село Новоберёзовка. Адрес электронной почты

Село в Тайыншинском районе Северо-Казахстанской области.

  • Новоберёзовка - название села Алтынбел в Катон-Карагайском районе Восточно-Казахстанской области до 2013 года.
  • Россия

    • Новоберёзовка - село в Первомайском районе Алтайского края.
    • Новоберёзовка - село в Идринском районе Красноярского края.
    • Новоберёзовка - посёлок в Мартыновском районе Ростовской области.
    • Новоберёзовка - село в Аромашевском районе Тюменской области.

    См. также

    __DISAMBIG__

    Напишите отзыв о статье "Новоберёзовка"

    Отрывок, характеризующий Новоберёзовка

    Они выехали на противоположную гору. С этой горы уже видны были французы. Князь Андрей остановился и начал рассматривать.
    – Вот тут наша батарея стоит, – сказал штаб офицер, указывая на самый высокий пункт, – того самого чудака, что без сапог сидел; оттуда всё видно: поедемте, князь.
    – Покорно благодарю, я теперь один проеду, – сказал князь Андрей, желая избавиться от штаб офицера, – не беспокойтесь, пожалуйста.
    Штаб офицер отстал, и князь Андрей поехал один. Тюменской области России. Является административным центром Новоберёзовского сельского поселения . Географически расположено в северо-восточной части Аромашевского района. Через село протекает три реки: Балахлей , Елечная и Липнянка.

    Образование и культура

    В селе Новоберёзовка имеется школа на 390 мест, ставшая дипломантом второй степени областного смотра конкурса на лучшую подготовку учреждения образования к новому 2003-2004 учебному году в номинации «Лучшие общеобразовательные средние школы, расположенные в сельской местности», участницей Всероссийского конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы в 2006 году и получила Президентский грант в 1 млн. рублей. Школа оборудована компьютерным классом, лингафонным кабинетом, спортивным залом, интерактивными досками, мультимедийными проекторами, имеется библиотека и столярная мастерская.

    В школе есть краеведческий музей, которому более 40 лет. Есть в музее место, где сосредоточена старинная крестьянская утварь. В музее бережно хранят фотографии и письма с фронта трёх Героев Советского Союза: Казака Ивана Емельяновича, Марчука Пётра Васильевича и Зенковского Аркадия Ивановича.

    Имеется в музее уголок, посвящённый местному поэту Владимиру Белову, члену Союза писателей РФ. В поселении функционирует клуб.

    На территории имеются две библиотеки: школьная и сельская, с общим библиотечным фондом 11 тысяч экземпляров.

    В селе отмечаются все религиозные праздники: Рождество, Пасха, Святая Троица и другие. Празднику Рождества не так давно вернули государственный статус, но он жил в нашей глубинке с момента образования села. Каждый год директор сельского Дома культуры Сальников Николай Васильевич устраивает для селян рождественский праздник с обрядом хождения «под звездой».

    Со звездой выходят на Рождество, когда на деревню опускаются сумерки. По улице идут, распевая весёлые песни; шествие «обрастает» всё новыми участниками. Заходя в дом, приветствуют хозяев, звезду устанавливают в комнате, подсвечивают её, выключают свет и поют Рождественские гимны, всем желают здоровья, а потом шутливо торгуются за хозяйские дары.

    117 лет прошло с той поры, когда на сибирские земли пришли первые переселенцы из Гродненской губернии Белоруссии, основавшие село Новоберезовка. А к 1905 году сюда в поисках лучшей доли из той местности переехало уже 100 семей. В те, сейчас уже кажущиеся далёкими, времена подобных поселений в необжитых местах Сибири основывалось много, в некоторых из них люди живут и до сих пор. Но жители Новоберезовки, так же как и деревень Ермаки, Осиновка и Еловка, находящихся на территории Викуловского района, сохраняют от предков певучий говор, особые названия предметов домашнего обихода, старинные белорусские песни, традиции и многие обряды до сих пор.

    Именно поэтому члены приезжавшей в середине ноября делегации из Минска, а точнее из Белорусского государственного университета культуры и искусств, посчитали необходимым повстречаться с потомками белорусских переселенцев и узнать, как им живётся на сибирской земле.

    В фойе Новоберезовской средней школы делегацию, в которую входили: первый проректор университета Ю.П. Бондарь, декан факультета традиционного и современного искусства Н.Е. Шелупенко, И.М. Громова – бывшая солистка белорусского государственного хора, а ныне заместитель декана музыкального факультета госуниверситета, с хлебом-солью и песнями-прибаутками встречали школьницы, одетые в белорусские национальные костюмы.

    Сопровождала гостей из бывшей союзной республики не менее представительная делегация из областного центра: Л.В. Дёмина – директор института музыки, театра и хореографии «Социальные технологии» Тюменской государственной академии культуры и искусств, кандидат искусствоведения, доцент, руководитель фольклорного ансамбля «Росстань»; С.А. Ефимчик – председатель белорусского общества Тюменской области, помощник почётного консула республики Беларусь в Тюменской области и другие известные представители института музыки, театра и хореографии.

    – Дружеские международные отношения между тюменским и минским вузами установлены с давних времён. Цель приезда в Новоберезовку – показать гостям те места, куда в позапрошлом веке пришли их предки, так что это не только студенческие связи, но ещё и исторические. В последний раз мы приезжали сюда в 2003 году на Рождественские праздники. Конечно же, участвовали в колядках, ходили со Звездой и пели ей песни, записывали народные гулянья, а потом всё это показывали в Белоруссии, чему там были очень удивлены. Они до сих пор не верят, что где-то, чуть ли не на краю земли, в какой-то Новоберезовке до сих пор помнят и чтут национальные обряды, которые во многих местах их Родины уже забывают, – рассказывает Лилия Васильевна.

    – В республике Беларусь сейчас существует государственная программа поддержки соотечественников, находящихся за рубежом. То есть тех белорусов, которые в разное время и по разным причинам выехали из существующего ныне государства, которое в данный момент стремится поддерживать связи в каждой стране. Наша цель сегодня, как говорили древние, – собирать камни, то есть найти всех белорусов и объединить их в одну областную организацию для того чтобы они не забывали своих корней и «своих протков», как говорят белорусы, – добавил С.А. Ефимчик.

    К нашей беседе подключился и Ю.П. Бондарь:

    – Нам очень интересна сегодняшняя встреча с нашими соотечественниками, проживающими в Тюменском регионе. Мы посмотрели замечательный музей, созданный силами сотрудников Новоберезовской школы. Познакомились с богатой историей села, со знаменитыми односельчанами, которые проявили себя в нелёгкие годы Великой Отечественной войны. Три Героя Советского Союза из небольшого посёлка – это здорово! Эта территория, похоже, прирождена воспитывать героев, так как они появляются постоянно и в наше время. Их труд отмечался почётными грамотами Президиума Верховного Совета СССР, орденами Красной Звезды и медалями от благодарного афганского народа. Анатолий Матаев, например, награждён двумя орденами Мужества за участие в антитеррористической кампании в Чеченской Республике, уже имея медаль «За отвагу», полученную в 1995 году. А в 2000-м ещё раз награждён Медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством 2 степени» за штурм посёлка Комсомольский Чеченской Республики. Это ведь и наша история.

    Директор школы представила нам педагогический коллектив и своих воспитанников. От этой встречи у нас останутся очень тёплые и приятные впечатления. Я думаю, что в ближайшее время мы сможем отправить сюда фольклорную экспедицию из нашего университета для того чтобы её участники смогли описать некоторые обряды, к сожалению, многие из них в Белоруссии уже утрачены, – подытожил первый проректор.

    К встрече гостей новоберезовцы тоже готовились. Хотя напрягаться по этому поводу им особо и не надо. С момента создания музей у них всегда открыт для посещения и содержится в идеальном порядке, пополняясь новыми экспонатами. Приготовленная для показа рождественская звезда подмигивала далёким землякам разноцветными огоньками, и они не удержались и спели ей колядки, хотя до праздника звезды – Рождества – ещё далеко. В учебном классе продемонстрировали слайды с фотографиями знаменитых односельчан, рассказав немного о каждом из них, продемонстрировали мини-сценку о первых переселенцах.

    В сельском Доме культуры между гостями и хозяевами состоялся приветственный обмен концертными программами. К чести новоберезовцев, зрительный зал был заполнен почти до отказа. Ну а ближе к вечеру началось самое интересное и полезное для приезжих мероприятие. Они заходили в дома к жителям села, записывали интересующие их рассказы, старинные песни и просто знакомились с людьми.

    Гости на сцене.

    Нажмите, чтобы прослушать

    Вечера на хуторе близ Новоберезовки. None. Удивительный обряд сохранился в Аромашевском районе В декабре 2012 года в Тюменской области широко и ярко прошли дни белорусской культуры, приуроченные к 15-летнему юбилею «Национально-культурного общества «Автономия Беларусь». За 15 лет работы установлены теплые дружеские связи с белорусами в местах компактного проживания на юге области. В основном это деревни, которые основаны в 1886--1889 годах белорусскими переселенцами, так называемыми самоходами. Прошло более ста лет, а жители, оторванные от исторической родины, сумели сберечь культуру, традиции, обряды, песни, костюмы, язык, и конечно же, праздники. В первую очередь – престольные, съезжие, объединяющие, вдохновляющие и преображающие людей. Николай Сальников, заведующий сельским домом культуры деревни Новоберезовка (Аромашевский район), много лет подряд, так же, как когда-то и его отец, в день славления Христова выносит для односельчан рождественскую звезду - символ счастья и благополучия. Только благодаря Николаю Васильевичу в его родной деревне (и больше нигде в области!) сохранился этот удивительный обряд. Звезду делают на деревянной основе, оклеенной разноцветной бумагой. На одной стороне - древнее изображение календаря, на другой – поклонение пастырей. Весь круг окаймлен бахромой из желтой бумаги и обведен шестью бумажными лучами. В отверстие между изображениями ставят зажженную свечу, от света которой рисунок и лучи делаются прозрачными. Под священные песни ровно в пять вечера взрослые выходят со звездой колядовать. Ее вносят в комнату или останавливаются под окном и поют: Нова радость стала, Як небу хвала. Над вертепом звезда ясна Светом звосияла. Пастушки с ягнятком Пред малым дитятком На колени выпадали, Христа прославляли… От хозяев взамен - щедрое угощение. Владислав Татаринцев, начальник отдела белорусской культуры ДНК «Строитель», побывавший в тот день в Новоберезовке, выразил огромную благодарность всем участникам колядок. «Трудно даже вообразить, как эти люди смогли точь-в-точь воспроизвести мелодию белорусских песен, освоить многоголосие, неповторимую манеру исполнения вдалеке от родины предков. Какая нужна любовь к отцовским святыням, чтобы так бережно донести их до наших дней, не растеряв, и передать детям…» Приветливые лица, красивые костюмы, разножанровые песни и колядки на белорусском и русском языках сделали рождественский праздник в Аромашевском районе незабываемым.

    Удивительный обряд сохранился в Аромашевском районе

    В декабре 2012 года в Тюменской области широко и ярко прошли дни белорусской культуры, приуроченные к 15-летнему юбилею «Национально-культурного общества «Автономия Беларусь».

    За 15 лет работы установлены теплые дружеские связи с белорусами в местах компактного проживания на юге области. В основном это деревни, которые основаны в 1886--1889 годах белорусскими переселенцами, так называемыми самоходами. Прошло более ста лет, а жители, оторванные от исторической родины, сумели сберечь культуру, традиции, обряды, песни, костюмы, язык, и конечно же, праздники. В первую очередь – престольные, съезжие, объединяющие, вдохновляющие и преображающие людей.

    Николай Сальников, заведующий сельским домом культуры деревни Новоберезовка (Аромашевский район), много лет подряд, так же, как когда-то и его отец, в день славления Христова выносит для односельчан рождественскую звезду - символ счастья и благополучия. Только благодаря Николаю Васильевичу в его родной деревне (и больше нигде в области!) сохранился этот удивительный обряд.

    Звезду делают на деревянной основе, оклеенной разноцветной бумагой. На одной стороне - древнее изображение календаря, на другой – поклонение пастырей. Весь круг окаймлен бахромой из желтой бумаги и обведен шестью бумажными лучами. В отверстие между изображениями ставят зажженную свечу, от света которой рисунок и лучи делаются прозрачными. Под священные песни ровно в пять вечера взрослые выходят со звездой колядовать. Ее вносят в комнату или останавливаются под окном и поют:

    Нова радость стала,
    Як небу хвала.
    Над вертепом звезда ясна
    Светом звосияла.
    Пастушки с ягнятком
    Пред малым дитятком
    На колени выпадали,
    Христа прославляли…
    От хозяев взамен - щедрое угощение.

    Владислав Татаринцев, начальник отдела белорусской культуры ДНК «Строитель», побывавший в тот день в Новоберезовке, выразил огромную благодарность всем участникам колядок. «Трудно даже вообразить, как эти люди смогли точь-в-точь воспроизвести мелодию белорусских песен, освоить многоголосие, неповторимую манеру исполнения вдалеке от родины предков. Какая нужна любовь к отцовским святыням, чтобы так бережно донести их до наших дней, не растеряв, и передать детям…»

    Возникло в 1887 году на реке Большая Ерба. Первыми поселенцами стали выходцы из села Берёзовки Нижегород­ской губернии - Матвей Зыков и Гаврины. Затем сюда стали заселяться выходцы из Тамбовской и Полтавской губерний. Постепенно образовался засёлок Новая Березовка, входив­ший в состав Идринской волости. В 1893 году здесь насчи­тывалось 104 двора и 505 жителей.

    Первого января 1890 года состоялось открытие школы. Крестьяне села сами собрали на постройку школы 400 ру­блей. Первой учительницей была Екатерина Корниловна Ве­недиктова, помогала ей Елизавета Стефановна Спиридо­нова. В первом году в школе обучалось 40 человек, из них мальчиков - 36, девочек - 4.

    В 1897 году, на средства жителей, был построен под руко­водством Логина Иосифовича Горбачева деревянный двухпрестольный храм. Главный престол - во имя Архистратига Миха­ила, а придельный - в честь святого Николая Чудотворца.

    Каждый сельский двор готовил для храма строевой лес. Церковь Михаила Архангела была построена без едино­го гвоздя. При церкви открылась одноклассная церковно­приходская школа, в которой обучалось 50 человек.

    В 1899 году образовался Новоберезовский Михаило-Архангельский приход, выделившийся из Никольского, кро­ме собственно Новоберёзовского села в него входила деревня Колдыбайская.

    В 1911 году в селе насчитывалось 116 дворов на 987 че­ловек (498 мужчин. 489 женщин), действовала винная лавка № 169, хлебозапасный магазин.

    В русско-японскую войну отправились на фронт 12 се­лян, среди них Игнатий Максимов, Ананий Инжутов, Емельян Калинкин, Ефим Захаров, Фёдор и Василий Летягины, Тимофей Красов, Филипп Михеев. Вернувшись с войны, они рассказывали о военном поражении, о первой русской революции. Некоторые среди беднейших крестьян вели про­паганду против богачей.

    Когда вспыхнула первая мировая войн, новоберёзовцы снова были отправлены на фронт. За проявленное мужество и отвагу многие из них были награждены: Герасим Склиз­ков и.Алексей Инжутов - «Георгиевским крестом IV степе­ни» и медалью «За храбрость», а Фёдор Ботвенкин стал пол­ным кавалером ордена.

    После подписания Брестского мира солдаты стали воз­вращаться к истосковавшейся по мужским рукам земле. На их родных местах энергично проводился земельный пере­дел. Алексей Вождаев, братья Фрол и Иван Леванзины, не имевшие до этого своих земельных участков, в результа­те передела их получили. Первым председателем сельского Совета стал Иван Егорович Водянов. В актив вошли бывшие фронтовики И.Максимов, Ф.Летягин, В.Инжутов, К.Сустугов, С.Архипов. Они вели широкую агитацию по укре­плению молодой Советской республики.

    В конце 20-х годов XX века шло становление коллектив­ного хозяйства. 30 декабря 1930 года был организован кол­хоз «Новая жизнь», позже переименованный в «Путь Ста­лина». Председателем колхоза стал С.Французов. Затем колхоз был разделен на два хозяйства - «Путь Сталина» и «Ударник полей» Возглавили их Присятский и Легарев.

    Землю колхозники обрабатывали лошадьми, а сеяли и пропалывали хлеба вручную. Возделывали пшеницу, рожь и овес. Применяли жатки, а также косы и серпы. При убор­ке полеглых участков создавались ударные бригады. Женшины ночью уходили на полосу и до рассвета связывали по 200-300 снопов. Звеньевой Максим Аляшкин организовал звено «тысячниц» (кто вязал по тысяче снопов за уборку). Один трудодень оплачивался 3-3,5 килограммами зерна.

    В 1914 году в селе была организована церковно­приходская школа, которая находилась в частном двухэтажном доме. После Октябрьской революции открылась единственная в районе трудовая школа. При ней работала столярная мастерская, в которой детям прививались трудо­вые навыки. Был выделен и земельный участок для выра­щивания овощей для школьной столовой. Первым учителем этой школы был Василий Дмитриевич Васильев.

    В 1929 году была создана пионерская организация. Первы­ми пионерами были Иван Кашраев, Михаил Одушкин, Иван Конилов. Пионеры оказывали посильную помощь взрос­лым в культурной работе, писали лозунги, рисовали плака­ты, оформляли село в предпраздничные дни, шефствовали над колхозной фермой, собирали в поле колоски, макулату­ру, золу. В 1934 году в центре Новоберезовки было выстрое­но небольшое деревянное здание, в котором с южной сторо­ны размешалась начальная школа, а с северной - клуб.

    С сентября 1943 года открывается 5 класс семилетней школы. Первым её директором стал Евгений Александрович Крылов, а после его смерти, в 1947 году - Нектарий Петро­вич Векентьев. Он вёл математику, а его жена. Тамара Ива­новна, была учителем немецкого языка.

    При школе был заложен фруктовый сад. Большую работу по организации посадки деревьев провели: директор Векен­тьев, биолог Анна Лаврентьева Садовская и завуч Алексан­дра Федоровна Докина.

    Векентьев был не только хорошим математиком, но и ре­жиссером художественной самодеятельности. На клубной сцене, под его руководством было показано немало пьес, инсценировок. Все постановки проходили с большим успе­хом, на них выступали как артисты, так и школьные учите­ля, и ученики.

    В 1957 году к старому зданию школы была сделана при­стройка на четыре классных комнаты. Это позволило в 1962 году перейти школе на семилетнее обучение. В 1974 году семилетняя школа стала средней. После окончания Абакан­ского педагогического института, сюда на работу, прибы­ли восемь молодых специалистов. Среди них Надежда Ни­колаевна Шадрина (назначена завучем); Галина Петровна Стальмак (организатор); Тамара Владимировна Федоскина-Летягнна; Николай Александрович и Надежда Николаевна Стрелковские; Николай Николаевич Летягин.

    Мария Мефодьевна Летягина, учитель русского языка и литературы, вспо­минает, что в 1958 году в школе был организован пионерский колхоз, пред­седателем которого был Саша Чебыкин. Работали две строительные бригады: учительская и ученическая. Активными членами ученической строительной бригады (бригадир Саша Майданкин) были учащие­ся: Гена Ковалев, Вася Северин, Толя Ярош, Коля Уватенков. Школьники шефствовали над птицефермой и живот­новодством. Учительская строительная бригада своими силами построили школьную подстанцию для мастер­ской, склад, клетки для кроликов, овощехранилище; про­водили ремонт. Была построена кролиководческая ферма. В летнее время учащиеся школы работали на колхозных полях, поднимали валки, строили кормушки для птице­фермы, убирали картофель, собирали металлолом, маку­латуру, сосновые и березовые почки.

    Многие выпускники школы, находясь на службе в Совет­ской Армии, стали отличниками боевой и политической подготовки. Александр Пискунов за безупречную службу был сфотографирован у развернутого Знамени части. Владимир Гольцев занесен на Доску Почета Идринского райвоенкома­та. Александр Чебыкин - отличник Краснознаменного Ти­хоокеанского флога, закончил Военно-Морскую Академию.

    В 1960 году перед зданием школы был установлен памят­ник герою Краснодона Олегу Кошевому. Его именем была названа пионерская дружина.

    В конце 60-х годов в школу стали прибывать педагоги с высшим образованием. В это время учительский состав по­полнился Раисой Никитичной Шиптя, Еленой Филипповной Бушмаковой, Галиной Александровной Шипицыной. Ди­ректорами школы в 50-60-х были Софья Григорьевна Потылицына и Николай Терентьевич Тестов.

    В 1968 году М.Ф.Летягина с лучшими следопытами рай­она были делегатами республиканской конференции в горо­де Москве. От красноярской группы красных следопытов в президиум была избрана ученица седьмого класса Наташа Калинкнна. За краеведческую работу и открытие музея шко­ла была награждена грамотой Центральной детской экскур­сионной туристической станции.

    В 1970 году в городе Горьком ученица шестого клас­са Галя Калинкина побывала на конференции победителей Всероссийского смотра школьных музеев с докладом о ра­боте пионеров и школьников. С момента открытия в шко­ле краеведческого музея его частыми гостями были жители села, района и края. За первые шесть дней после открытия музея в нём побывало 1750 человек.

    Новоберезовский музей вошел в число лучших музеев РФ. Он вёл переписку с Центральным музеем Вооруженных сил СССР, музеем Брестской крепости, музеем им.Мартьянова в городе Минусинске. Первыми экспонатами для музея послу­жили, собранные в походах юными следопытами различные записи бесед и рассказов старожилов сел и деревень райо­на, участников Великой Октябрьской Социалистической ре­волюции, Гражданской, Финской и Великой Отечественной войн, военных действий на озере Хасан, Халхин-голе, собы­тий на КВЖД, партизанского движения в годы белогвардейщины. Найденные материалы о летчике-штурмовике Иване Леонтьевиче Винокурове, бывшем жителе села Идринского. Он повторил подвиг летчика-штурмовика Николая Гастелло 17 декабря 1942 года. На основе данных материалов вместе со сбором старых, сохранивших­ся до наших дней фотографий, документов, экспонатов пи­салась история села, района.

    Тамара Владимировна Летягина, учительница истории, затем директор школы, заменившая Марию Мефодьевну Летягину, с 1976 года активно включи­лась в краеведческую ра­боту. Под её руководством учителя стали широко использовать музейные ма­териалы на своих уроках. Во вновь созданном музее «Истоки» стали прохо­дить тематические вечера и встречи с интересными уважаемыми людьми села, района; конференции для стар­шеклассников.

    В 2007 году Новоберезовский музей «Истоки» стал побе­дителем районного смотра-конкурса школьных музеев и ком­нат. Это неслучайная победа, результаты многолетней рабо­ты учителя, детей. Фонды музея имеют богатейший материал по истории прошлых поколений односельчан, жителей райо­на, а также представлены материалы по творчеству детей, их родителей, бабушек.

    Школьный музей сейчас стал центром народной куль­туры. Дети и их родители с удовольствием учатся тради­ционной русской вышивке, вязанию, народным песням и танцам.

    Летом 1938 года начались военные действия с японски­ми войсками на территории Дальнего Востока. В боях у соп­ки «Заозерной», у озера Хасан, командир стрелкового взво­да лейтенант Василий Петрович Золототрубов (уроженец Новоберезовки), бывший батрак, комсомолец, за умелое ру­ководство взводом и проявленное мужество был награжден орденом Красного Знамени. Раненный в глаз, с перебиты­ми обеими ногами, трое суток не покидал поле боя и, толь­ко потеряв сознание, истекая кровью, был вынесен из поля боя медицинской сестрой Ксенией Кохан. Она сумела неза­меченной японскими самураями бесшумно вынести тяжело раненного командира из оцепления японцев в укрытие сво­его подразделения, за что была удостоена правительствен­ной награды.

    В годы Великой Отечественной войны - ушло на фронт 237 человек, вернулось 105. Первыми ушли на фронт: Макар Федорович Летягин (погиб в мае 1942 года). Трофим Ивано­вич Бобков (погиб в мае 1942 года), Иван Степанович Архи­пов (погиб в марте 1943 года).

    Расцвет села пришелся на 1970-1980 годы. Колхоз «40 лет Октября» (образованный на базе прежних двух) счи­тался в это время одним из лучших в районе по произ­водству зерна и животноводческой продукции. Хозяй­ство было прибыльным. За счёт собственных средств колхоза строились дома для работников, объекты соцкультбыта (школа, Дом культуры, магазины), асфальти­ровались дороги, проводились большие работы по благо­устройству села.

    В настоящее время в селе действуют средняя школа, ФАП, отделение связи, Дом культуры с библиотекой, рабо­тают четыре магазина. На базе бывшего колхоза созданы ООО «Возрождение», ООО «Нива» и ООО «Кедр» зерново­го направления.

    В 1997 году после реставрации, возобновила свою дея­тельность церковь Михаила Архангела - памятник деревянно­го зодчества краевого значения.

    Издательство "Буква С "

    gastroguru © 2017