Выбор читателей
Популярные статьи
Село в Тайыншинском районе Северо-Казахстанской области.
В селе Новоберёзовка имеется школа на 390 мест, ставшая дипломантом второй степени областного смотра конкурса на лучшую подготовку учреждения образования к новому 2003-2004 учебному году в номинации «Лучшие общеобразовательные средние школы, расположенные в сельской местности», участницей Всероссийского конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы в 2006 году и получила Президентский грант в 1 млн. рублей. Школа оборудована компьютерным классом, лингафонным кабинетом, спортивным залом, интерактивными досками, мультимедийными проекторами, имеется библиотека и столярная мастерская.
В школе есть краеведческий музей, которому более 40 лет. Есть в музее место, где сосредоточена старинная крестьянская утварь. В музее бережно хранят фотографии и письма с фронта трёх Героев Советского Союза: Казака Ивана Емельяновича, Марчука Пётра Васильевича и Зенковского Аркадия Ивановича.
Имеется в музее уголок, посвящённый местному поэту Владимиру Белову, члену Союза писателей РФ. В поселении функционирует клуб.
На территории имеются две библиотеки: школьная и сельская, с общим библиотечным фондом 11 тысяч экземпляров.
В селе отмечаются все религиозные праздники: Рождество, Пасха, Святая Троица и другие. Празднику Рождества не так давно вернули государственный статус, но он жил в нашей глубинке с момента образования села. Каждый год директор сельского Дома культуры Сальников Николай Васильевич устраивает для селян рождественский праздник с обрядом хождения «под звездой».
Со звездой выходят на Рождество, когда на деревню опускаются сумерки. По улице идут, распевая весёлые песни; шествие «обрастает» всё новыми участниками. Заходя в дом, приветствуют хозяев, звезду устанавливают в комнате, подсвечивают её, выключают свет и поют Рождественские гимны, всем желают здоровья, а потом шутливо торгуются за хозяйские дары.
117 лет прошло с той поры, когда на сибирские земли пришли первые переселенцы из Гродненской губернии Белоруссии, основавшие село Новоберезовка. А к 1905 году сюда в поисках лучшей доли из той местности переехало уже 100 семей. В те, сейчас уже кажущиеся далёкими, времена подобных поселений в необжитых местах Сибири основывалось много, в некоторых из них люди живут и до сих пор. Но жители Новоберезовки, так же как и деревень Ермаки, Осиновка и Еловка, находящихся на территории Викуловского района, сохраняют от предков певучий говор, особые названия предметов домашнего обихода, старинные белорусские песни, традиции и многие обряды до сих пор.
Именно поэтому члены приезжавшей в середине ноября делегации из Минска, а точнее из Белорусского государственного университета культуры и искусств, посчитали необходимым повстречаться с потомками белорусских переселенцев и узнать, как им живётся на сибирской земле.
В фойе Новоберезовской средней школы делегацию, в которую входили: первый проректор университета Ю.П. Бондарь, декан факультета традиционного и современного искусства Н.Е. Шелупенко, И.М. Громова – бывшая солистка белорусского государственного хора, а ныне заместитель декана музыкального факультета госуниверситета, с хлебом-солью и песнями-прибаутками встречали школьницы, одетые в белорусские национальные костюмы.
Сопровождала гостей из бывшей союзной республики не менее представительная делегация из областного центра: Л.В. Дёмина – директор института музыки, театра и хореографии «Социальные технологии» Тюменской государственной академии культуры и искусств, кандидат искусствоведения, доцент, руководитель фольклорного ансамбля «Росстань»; С.А. Ефимчик – председатель белорусского общества Тюменской области, помощник почётного консула республики Беларусь в Тюменской области и другие известные представители института музыки, театра и хореографии.
– Дружеские международные отношения между тюменским и минским вузами установлены с давних времён. Цель приезда в Новоберезовку – показать гостям те места, куда в позапрошлом веке пришли их предки, так что это не только студенческие связи, но ещё и исторические. В последний раз мы приезжали сюда в 2003 году на Рождественские праздники. Конечно же, участвовали в колядках, ходили со Звездой и пели ей песни, записывали народные гулянья, а потом всё это показывали в Белоруссии, чему там были очень удивлены. Они до сих пор не верят, что где-то, чуть ли не на краю земли, в какой-то Новоберезовке до сих пор помнят и чтут национальные обряды, которые во многих местах их Родины уже забывают, – рассказывает Лилия Васильевна.
– В республике Беларусь сейчас существует государственная программа поддержки соотечественников, находящихся за рубежом. То есть тех белорусов, которые в разное время и по разным причинам выехали из существующего ныне государства, которое в данный момент стремится поддерживать связи в каждой стране. Наша цель сегодня, как говорили древние, – собирать камни, то есть найти всех белорусов и объединить их в одну областную организацию для того чтобы они не забывали своих корней и «своих протков», как говорят белорусы, – добавил С.А. Ефимчик.
К нашей беседе подключился и Ю.П. Бондарь:
– Нам очень интересна сегодняшняя встреча с нашими соотечественниками, проживающими в Тюменском регионе. Мы посмотрели замечательный музей, созданный силами сотрудников Новоберезовской школы. Познакомились с богатой историей села, со знаменитыми односельчанами, которые проявили себя в нелёгкие годы Великой Отечественной войны. Три Героя Советского Союза из небольшого посёлка – это здорово! Эта территория, похоже, прирождена воспитывать героев, так как они появляются постоянно и в наше время. Их труд отмечался почётными грамотами Президиума Верховного Совета СССР, орденами Красной Звезды и медалями от благодарного афганского народа. Анатолий Матаев, например, награждён двумя орденами Мужества за участие в антитеррористической кампании в Чеченской Республике, уже имея медаль «За отвагу», полученную в 1995 году. А в 2000-м ещё раз награждён Медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством 2 степени» за штурм посёлка Комсомольский Чеченской Республики. Это ведь и наша история.
Директор школы представила нам педагогический коллектив и своих воспитанников. От этой встречи у нас останутся очень тёплые и приятные впечатления. Я думаю, что в ближайшее время мы сможем отправить сюда фольклорную экспедицию из нашего университета для того чтобы её участники смогли описать некоторые обряды, к сожалению, многие из них в Белоруссии уже утрачены, – подытожил первый проректор.
К встрече гостей новоберезовцы тоже готовились. Хотя напрягаться по этому поводу им особо и не надо. С момента создания музей у них всегда открыт для посещения и содержится в идеальном порядке, пополняясь новыми экспонатами. Приготовленная для показа рождественская звезда подмигивала далёким землякам разноцветными огоньками, и они не удержались и спели ей колядки, хотя до праздника звезды – Рождества – ещё далеко. В учебном классе продемонстрировали слайды с фотографиями знаменитых односельчан, рассказав немного о каждом из них, продемонстрировали мини-сценку о первых переселенцах.
В сельском Доме культуры между гостями и хозяевами состоялся приветственный обмен концертными программами. К чести новоберезовцев, зрительный зал был заполнен почти до отказа. Ну а ближе к вечеру началось самое интересное и полезное для приезжих мероприятие. Они заходили в дома к жителям села, записывали интересующие их рассказы, старинные песни и просто знакомились с людьми.
Гости на сцене.
Нажмите, чтобы прослушать
Вечера на хуторе близ Новоберезовки. None. Удивительный обряд сохранился в Аромашевском районе В декабре 2012 года в Тюменской области широко и ярко прошли дни белорусской культуры, приуроченные к 15-летнему юбилею «Национально-культурного общества «Автономия Беларусь». За 15 лет работы установлены теплые дружеские связи с белорусами в местах компактного проживания на юге области. В основном это деревни, которые основаны в 1886--1889 годах белорусскими переселенцами, так называемыми самоходами. Прошло более ста лет, а жители, оторванные от исторической родины, сумели сберечь культуру, традиции, обряды, песни, костюмы, язык, и конечно же, праздники. В первую очередь – престольные, съезжие, объединяющие, вдохновляющие и преображающие людей. Николай Сальников, заведующий сельским домом культуры деревни Новоберезовка (Аромашевский район), много лет подряд, так же, как когда-то и его отец, в день славления Христова выносит для односельчан рождественскую звезду - символ счастья и благополучия. Только благодаря Николаю Васильевичу в его родной деревне (и больше нигде в области!) сохранился этот удивительный обряд. Звезду делают на деревянной основе, оклеенной разноцветной бумагой. На одной стороне - древнее изображение календаря, на другой – поклонение пастырей. Весь круг окаймлен бахромой из желтой бумаги и обведен шестью бумажными лучами. В отверстие между изображениями ставят зажженную свечу, от света которой рисунок и лучи делаются прозрачными. Под священные песни ровно в пять вечера взрослые выходят со звездой колядовать. Ее вносят в комнату или останавливаются под окном и поют: Нова радость стала, Як небу хвала. Над вертепом звезда ясна Светом звосияла. Пастушки с ягнятком Пред малым дитятком На колени выпадали, Христа прославляли… От хозяев взамен - щедрое угощение. Владислав Татаринцев, начальник отдела белорусской культуры ДНК «Строитель», побывавший в тот день в Новоберезовке, выразил огромную благодарность всем участникам колядок. «Трудно даже вообразить, как эти люди смогли точь-в-точь воспроизвести мелодию белорусских песен, освоить многоголосие, неповторимую манеру исполнения вдалеке от родины предков. Какая нужна любовь к отцовским святыням, чтобы так бережно донести их до наших дней, не растеряв, и передать детям…» Приветливые лица, красивые костюмы, разножанровые песни и колядки на белорусском и русском языках сделали рождественский праздник в Аромашевском районе незабываемым.
За 15 лет работы установлены теплые дружеские связи с белорусами в местах компактного проживания на юге области. В основном это деревни, которые основаны в 1886--1889 годах белорусскими переселенцами, так называемыми самоходами. Прошло более ста лет, а жители, оторванные от исторической родины, сумели сберечь культуру, традиции, обряды, песни, костюмы, язык, и конечно же, праздники. В первую очередь – престольные, съезжие, объединяющие, вдохновляющие и преображающие людей.
Николай Сальников, заведующий сельским домом культуры деревни Новоберезовка (Аромашевский район), много лет подряд, так же, как когда-то и его отец, в день славления Христова выносит для односельчан рождественскую звезду - символ счастья и благополучия. Только благодаря Николаю Васильевичу в его родной деревне (и больше нигде в области!) сохранился этот удивительный обряд.
Звезду делают на деревянной основе, оклеенной разноцветной бумагой. На одной стороне - древнее изображение календаря, на другой – поклонение пастырей. Весь круг окаймлен бахромой из желтой бумаги и обведен шестью бумажными лучами. В отверстие между изображениями ставят зажженную свечу, от света которой рисунок и лучи делаются прозрачными. Под священные песни ровно в пять вечера взрослые выходят со звездой колядовать. Ее вносят в комнату или останавливаются под окном и поют:
Нова радость стала,
Як небу хвала.
Над вертепом звезда ясна
Светом звосияла.
Пастушки с ягнятком
Пред малым дитятком
На колени выпадали,
Христа прославляли…
От хозяев взамен - щедрое угощение.
Владислав Татаринцев, начальник отдела белорусской культуры ДНК «Строитель», побывавший в тот день в Новоберезовке, выразил огромную благодарность всем участникам колядок. «Трудно даже вообразить, как эти люди смогли точь-в-точь воспроизвести мелодию белорусских песен, освоить многоголосие, неповторимую манеру исполнения вдалеке от родины предков. Какая нужна любовь к отцовским святыням, чтобы так бережно донести их до наших дней, не растеряв, и передать детям…»
Возникло в 1887 году на реке Большая Ерба. Первыми поселенцами стали выходцы из села Берёзовки Нижегородской губернии - Матвей Зыков и Гаврины. Затем сюда стали заселяться выходцы из Тамбовской и Полтавской губерний. Постепенно образовался засёлок Новая Березовка, входивший в состав Идринской волости. В 1893 году здесь насчитывалось 104 двора и 505 жителей.
Первого января 1890 года состоялось открытие школы. Крестьяне села сами собрали на постройку школы 400 рублей. Первой учительницей была Екатерина Корниловна Венедиктова, помогала ей Елизавета Стефановна Спиридонова. В первом году в школе обучалось 40 человек, из них мальчиков - 36, девочек - 4.
В 1897 году, на средства жителей, был построен под руководством Логина Иосифовича Горбачева деревянный двухпрестольный храм. Главный престол - во имя Архистратига Михаила, а придельный - в честь святого Николая Чудотворца.
Каждый сельский двор готовил для храма строевой лес. Церковь Михаила Архангела была построена без единого гвоздя. При церкви открылась одноклассная церковноприходская школа, в которой обучалось 50 человек.
В 1899 году образовался Новоберезовский Михаило-Архангельский приход, выделившийся из Никольского, кроме собственно Новоберёзовского села в него входила деревня Колдыбайская.
В 1911 году в селе насчитывалось 116 дворов на 987 человек (498 мужчин. 489 женщин), действовала винная лавка № 169, хлебозапасный магазин.
В русско-японскую войну отправились на фронт 12 селян, среди них Игнатий Максимов, Ананий Инжутов, Емельян Калинкин, Ефим Захаров, Фёдор и Василий Летягины, Тимофей Красов, Филипп Михеев. Вернувшись с войны, они рассказывали о военном поражении, о первой русской революции. Некоторые среди беднейших крестьян вели пропаганду против богачей.
Когда вспыхнула первая мировая войн, новоберёзовцы снова были отправлены на фронт. За проявленное мужество и отвагу многие из них были награждены: Герасим Склизков и.Алексей Инжутов - «Георгиевским крестом IV степени» и медалью «За храбрость», а Фёдор Ботвенкин стал полным кавалером ордена.
После подписания Брестского мира солдаты стали возвращаться к истосковавшейся по мужским рукам земле. На их родных местах энергично проводился земельный передел. Алексей Вождаев, братья Фрол и Иван Леванзины, не имевшие до этого своих земельных участков, в результате передела их получили. Первым председателем сельского Совета стал Иван Егорович Водянов. В актив вошли бывшие фронтовики И.Максимов, Ф.Летягин, В.Инжутов, К.Сустугов, С.Архипов. Они вели широкую агитацию по укреплению молодой Советской республики.
В конце 20-х годов XX века шло становление коллективного хозяйства. 30 декабря 1930 года был организован колхоз «Новая жизнь», позже переименованный в «Путь Сталина». Председателем колхоза стал С.Французов. Затем колхоз был разделен на два хозяйства - «Путь Сталина» и «Ударник полей» Возглавили их Присятский и Легарев.
Землю колхозники обрабатывали лошадьми, а сеяли и пропалывали хлеба вручную. Возделывали пшеницу, рожь и овес. Применяли жатки, а также косы и серпы. При уборке полеглых участков создавались ударные бригады. Женшины ночью уходили на полосу и до рассвета связывали по 200-300 снопов. Звеньевой Максим Аляшкин организовал звено «тысячниц» (кто вязал по тысяче снопов за уборку). Один трудодень оплачивался 3-3,5 килограммами зерна.
В 1914 году в селе была организована церковноприходская школа, которая находилась в частном двухэтажном доме. После Октябрьской революции открылась единственная в районе трудовая школа. При ней работала столярная мастерская, в которой детям прививались трудовые навыки. Был выделен и земельный участок для выращивания овощей для школьной столовой. Первым учителем этой школы был Василий Дмитриевич Васильев.
В 1929 году была создана пионерская организация. Первыми пионерами были Иван Кашраев, Михаил Одушкин, Иван Конилов. Пионеры оказывали посильную помощь взрослым в культурной работе, писали лозунги, рисовали плакаты, оформляли село в предпраздничные дни, шефствовали над колхозной фермой, собирали в поле колоски, макулатуру, золу. В 1934 году в центре Новоберезовки было выстроено небольшое деревянное здание, в котором с южной стороны размешалась начальная школа, а с северной - клуб.
С сентября 1943 года открывается 5 класс семилетней школы. Первым её директором стал Евгений Александрович Крылов, а после его смерти, в 1947 году - Нектарий Петрович Векентьев. Он вёл математику, а его жена. Тамара Ивановна, была учителем немецкого языка.
При школе был заложен фруктовый сад. Большую работу по организации посадки деревьев провели: директор Векентьев, биолог Анна Лаврентьева Садовская и завуч Александра Федоровна Докина.
Векентьев был не только хорошим математиком, но и режиссером художественной самодеятельности. На клубной сцене, под его руководством было показано немало пьес, инсценировок. Все постановки проходили с большим успехом, на них выступали как артисты, так и школьные учителя, и ученики.
В 1957 году к старому зданию школы была сделана пристройка на четыре классных комнаты. Это позволило в 1962 году перейти школе на семилетнее обучение. В 1974 году семилетняя школа стала средней. После окончания Абаканского педагогического института, сюда на работу, прибыли восемь молодых специалистов. Среди них Надежда Николаевна Шадрина (назначена завучем); Галина Петровна Стальмак (организатор); Тамара Владимировна Федоскина-Летягнна; Николай Александрович и Надежда Николаевна Стрелковские; Николай Николаевич Летягин.
Мария Мефодьевна Летягина, учитель русского языка и литературы, вспоминает, что в 1958 году в школе был организован пионерский колхоз, председателем которого был Саша Чебыкин. Работали две строительные бригады: учительская и ученическая. Активными членами ученической строительной бригады (бригадир Саша Майданкин) были учащиеся: Гена Ковалев, Вася Северин, Толя Ярош, Коля Уватенков. Школьники шефствовали над птицефермой и животноводством. Учительская строительная бригада своими силами построили школьную подстанцию для мастерской, склад, клетки для кроликов, овощехранилище; проводили ремонт. Была построена кролиководческая ферма. В летнее время учащиеся школы работали на колхозных полях, поднимали валки, строили кормушки для птицефермы, убирали картофель, собирали металлолом, макулатуру, сосновые и березовые почки.
Многие выпускники школы, находясь на службе в Советской Армии, стали отличниками боевой и политической подготовки. Александр Пискунов за безупречную службу был сфотографирован у развернутого Знамени части. Владимир Гольцев занесен на Доску Почета Идринского райвоенкомата. Александр Чебыкин - отличник Краснознаменного Тихоокеанского флога, закончил Военно-Морскую Академию.
В 1960 году перед зданием школы был установлен памятник герою Краснодона Олегу Кошевому. Его именем была названа пионерская дружина.
В конце 60-х годов в школу стали прибывать педагоги с высшим образованием. В это время учительский состав пополнился Раисой Никитичной Шиптя, Еленой Филипповной Бушмаковой, Галиной Александровной Шипицыной. Директорами школы в 50-60-х были Софья Григорьевна Потылицына и Николай Терентьевич Тестов.
В 1968 году М.Ф.Летягина с лучшими следопытами района были делегатами республиканской конференции в городе Москве. От красноярской группы красных следопытов в президиум была избрана ученица седьмого класса Наташа Калинкнна. За краеведческую работу и открытие музея школа была награждена грамотой Центральной детской экскурсионной туристической станции.
В 1970 году в городе Горьком ученица шестого класса Галя Калинкина побывала на конференции победителей Всероссийского смотра школьных музеев с докладом о работе пионеров и школьников. С момента открытия в школе краеведческого музея его частыми гостями были жители села, района и края. За первые шесть дней после открытия музея в нём побывало 1750 человек.
Новоберезовский музей вошел в число лучших музеев РФ. Он вёл переписку с Центральным музеем Вооруженных сил СССР, музеем Брестской крепости, музеем им.Мартьянова в городе Минусинске. Первыми экспонатами для музея послужили, собранные в походах юными следопытами различные записи бесед и рассказов старожилов сел и деревень района, участников Великой Октябрьской Социалистической революции, Гражданской, Финской и Великой Отечественной войн, военных действий на озере Хасан, Халхин-голе, событий на КВЖД, партизанского движения в годы белогвардейщины. Найденные материалы о летчике-штурмовике Иване Леонтьевиче Винокурове, бывшем жителе села Идринского. Он повторил подвиг летчика-штурмовика Николая Гастелло 17 декабря 1942 года. На основе данных материалов вместе со сбором старых, сохранившихся до наших дней фотографий, документов, экспонатов писалась история села, района.
Тамара Владимировна Летягина, учительница истории, затем директор школы, заменившая Марию Мефодьевну Летягину, с 1976 года активно включилась в краеведческую работу. Под её руководством учителя стали широко использовать музейные материалы на своих уроках. Во вновь созданном музее «Истоки» стали проходить тематические вечера и встречи с интересными уважаемыми людьми села, района; конференции для старшеклассников.
В 2007 году Новоберезовский музей «Истоки» стал победителем районного смотра-конкурса школьных музеев и комнат. Это неслучайная победа, результаты многолетней работы учителя, детей. Фонды музея имеют богатейший материал по истории прошлых поколений односельчан, жителей района, а также представлены материалы по творчеству детей, их родителей, бабушек.
Школьный музей сейчас стал центром народной культуры. Дети и их родители с удовольствием учатся традиционной русской вышивке, вязанию, народным песням и танцам.
Летом 1938 года начались военные действия с японскими войсками на территории Дальнего Востока. В боях у сопки «Заозерной», у озера Хасан, командир стрелкового взвода лейтенант Василий Петрович Золототрубов (уроженец Новоберезовки), бывший батрак, комсомолец, за умелое руководство взводом и проявленное мужество был награжден орденом Красного Знамени. Раненный в глаз, с перебитыми обеими ногами, трое суток не покидал поле боя и, только потеряв сознание, истекая кровью, был вынесен из поля боя медицинской сестрой Ксенией Кохан. Она сумела незамеченной японскими самураями бесшумно вынести тяжело раненного командира из оцепления японцев в укрытие своего подразделения, за что была удостоена правительственной награды.
В годы Великой Отечественной войны - ушло на фронт 237 человек, вернулось 105. Первыми ушли на фронт: Макар Федорович Летягин (погиб в мае 1942 года). Трофим Иванович Бобков (погиб в мае 1942 года), Иван Степанович Архипов (погиб в марте 1943 года).
Расцвет села пришелся на 1970-1980 годы. Колхоз «40 лет Октября» (образованный на базе прежних двух) считался в это время одним из лучших в районе по производству зерна и животноводческой продукции. Хозяйство было прибыльным. За счёт собственных средств колхоза строились дома для работников, объекты соцкультбыта (школа, Дом культуры, магазины), асфальтировались дороги, проводились большие работы по благоустройству села.
В настоящее время в селе действуют средняя школа, ФАП, отделение связи, Дом культуры с библиотекой, работают четыре магазина. На базе бывшего колхоза созданы ООО «Возрождение», ООО «Нива» и ООО «Кедр» зернового направления.
В 1997 году после реставрации, возобновила свою деятельность церковь Михаила Архангела - памятник деревянного зодчества краевого значения.
Издательство "Буква С "
Статьи по теме: | |
"Духота и трупный запах": детские воспоминания о Сталинградской битве Воспоминания участников сталинградской битвы читать
В начале 70-х годов поздней осенью, когда уже выпал первый снег, мне... Трубецкой дети. Биографии декабристок. Биография Екатерины
Ивановны Трубецкой
План Введение 1 Биография 2 Жена декабриста 3 Произведения,... Анализ рассказа «Жизнь Василия Фивейского» Андреева Л
Жизнь Василия Фивейского Над всей жизнью Василия Фивейского тяготел... |