Магницкий Л. Арифметика, сиречь наука числительная. Л. Ф. Магницкий. Первый учитель математики и морских наук в России Из арифметики л ф магницкого если хочешь

ИЗ ПОЛНОГО ЗАГОЛОВКА КНИГИ
В оригинале:
«Арифметика сиречь наука числителная. С разных диалектов на славянский язык переведенная, и во едино собрана, и на две книги разделена. Ныне же повелением благочестивейшаго и великаго государя нашего царя и великаго князя Петра Алексиевича всея великия и малыя и белыя России самодержца. При благороднейшем великом государе нашем царевиче, и великом князе Алексии Петровиче, в богоспасаемом царствующем великом граде Москве типографским тиснением ради обучения мудролюбивых Российских отроков, и всякаго чина и восраста людей на свет произведена, первое, в лето от сотворения миpa 7211, от рожества же во плоти Бога слова 1703, индикта 11, месяца януария.»

На современном русском это звучит примерно так:
«Арифметика это наука о числах. Данная книга, разделённая на два тома, была написана на основе текстов, собранных по всему миру на разных языках. Издана по приказу нашего царя Петра Алексеевича и отпечатана в Московской типографии. Рекомендована для обучения детей среднего и старшего школьного возраста, а также для всех желающих расширить свои знания.
Январь 7211 СМ года или 1703 РХ года.»

КОРОТКАЯ СПРАВКА
Магницкий, Леонтий Филиппович - математик (1669 - 1739). Учился в Московской славяно-греко-латинской академии; затем самостоятельно изучил математические науки, в объеме, далеко превосходящем уровень сведений, сообщаемых в русских арифметических, землемерных и астрономических рукописях XVII столетия. После открытия в Москве (1701) школы "математических и навигацких наук" назначен туда преподавателем арифметики и, по всей вероятности, геометрии и тригонометрии. Составил учебную энциклопедию по математике под заглавием "Арифметика, сиречь наука числительная и т. д." (1703), содержащую пространное изложение арифметики, важнейшие для практических приложений статьи элементарной алгебры, приложения арифметики и алгебры к геометрии, практическую геометрию, понятия о вычислении тригонометрических таблиц и о тригонометрических вычислениях вообще и необходимейшие начальные сведения из астрономии, геодезии и навигации (ныне выходит новое издание этой Арифметики; выпуск 1, Москва, 1914, с предисловием П. Баранова). Как учебник эта книга более полувека употреблялась в школах. Позднее Магницкий участвовал в первом русском издании логарифмических таблиц А. Влакка. Правительство Петра Великого недостаточно ценило заслуги Магницкого и ставило его, как преподавателя, ниже его товарищей-англичан, Фарварсона и Гвина. Он получал значительно меньшее жалованье, и, когда его товарищи были переведены в Петербург, в открывшуюся там морскую академию (1715), он остался в Москве на прежней должности в школе, занявшей по отношению ко вновь открытой академии второстепенное положение.

Леонтий Филиппович Магницкий (Теляшин)

9 (19) июня 1669 г. в Осташковской патриаршей слободе (ныне - г. Осташков) Тверской губернии в семье крестьянина Филиппа Теляшина родился Леонтий Филиппович Магницкий, русский математик и педагог, автор первого русского печатного руководства по математике - «Арифметика...» (1703).
Леонтий Теляшин вырос на берегу Селигера, рядом с монастырём Нило-Столобенская пустынь, который в тот период являлся центром духовной культуры России. В рукописной библиотеке обители он приобрёл первые знания. Примечательно, что библиотеку собрал настоятель и строитель Ниловой пустыни, митрополит Сибирский и Тобольский Нектарий, который приходился двоюродным дедом Леонтию. Талантливый мальчик поразил монахов своим трудолюбием и большим желанием «читать в церкви мудрёное и трудное». В 1684 г. для совершенствования знаний его отправили в Иосифо-Волоколамский монастырь, а затем - в московский Симонов монастырь. Учитывая сильное желание Леонтия учиться, его вскоре определили в недавно открывшуюся в Москве Славяно-греко-латинскую академию.
В академии Леонтий Теляшин изучил латинский и греческий языки, и самостоятельно - немецкий, голландский и итальянский. Он также получил возможность самостоятельно изучить не преподававшиеся в академии математические науки, и притом в том объёме, который далеко превосходил уровень сведений, сообщаемых в русских арифметических, землемерных и астрономических рукописях XVII в. В 1700 г. Леонтий был представлен царю Петру I и произвёл на государя сильное впечатление своим незаурядным умственным развитием и обширными познаниями, особенно в области математики. В знак почтения и признания достоинств Пётр I жаловал ему фамилию Магницкий, - «в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя», - сказал Пётр.
В 1694-1701 гг. Магницкий обучал детей в частных домах, и сам занимался самообразованием. В 1701 г. по распоряжению Петра I он был назначен преподавателем московской Навигацкой школы, или школы «математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учения», помещавшейся в здании Сухаревой башни. Магницкий начал работать помощником шотландского учителя математики А. Д. Фарварсона, а затем - учителем арифметики и, по всей вероятности, геометрии и тригонометрии. В эти же годы ему было поручено написать учебник по математике и кораблевождению. «Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славенский язык переведена и во едино собрана, и на две книги разделена» Леонтия Магницкого - первая в России учебная энциклопедия по математике - была издана в 1703 г. огромным для тех лет тиражом в 2400 экземпляров.
«Арифметика» Магницкого содержала пространное изложение арифметики, важнейшие для практических приложений статьи элементарной алгебры, приложения арифметики и алгебры к геометрии, практическую геометрию, понятия о вычислении тригонометрических таблиц и о тригонометрических вычислениях вообще и необходимые начальные сведения из астрономии, геодезии и навигации. Учебная книга была составлена по источникам, в число которых, кроме иностранных книг, входили и русские арифметические рукописи XVII в.
Леонтий Магницкий был учёным, который обладал глубокими богословскими познаниями. В своей «Арифметике» он связывал науку со Священным Писанием, доказывая, что «приятие наук» «являет Бога неизследимую» красоту». На многочисленных примерах математик объяснял, что «науки» не противоречат «закону Божию» - подобное толкование вопроса «науки и религии» являлось весьма прогрессивным для того времени. Многие сведения, помещённые в «Арифметике», сообщались впервые в русской литературе. Благодаря научно-методическим и литературным достоинствам эта книга сыграла значительную роль в распространении математических знаний в России: по «Арифметике» учился и М. В. Ломоносов, назвавший её «вратами учёности».
В 1715 г. в Петербурге была открыта Морская академия, куда было перенесено обучение военным наукам, а в московской Навигацкой школе стали учить только арифметике, геометрии и тригонометрии. С этого момента Магницкий был назначен старшим учителем школы, а с 1732 г. и до последних дней своей жизни являлся руководителем учебной частью школы.
Леонтий Филиппович Магницкий скончался 19 (30) октября 1739 г. и был похоронен в церкви Гребневской иконы Божьей Матери у Никольских ворот в Москве.

В год основания Московского университета Михайло Васильевич Ломоносов написал о Петре I: «К великим Своим намерениям премудрый монарх предусмотрел за необходимо нужное дело, чтобы всякого рода знания распространить в отечестве и людей, искусных в высоких науках…». В январе 2005 года масштабно отмечалось 250-летие университета. На открытие нового здания Библиотеки приехал Президент России В. В. Путин. В зале, где висели флаги России, Москвы и Московского университета, стояла ещё и плазменная панель, демонстрирующая ролик, предлагаемый вашему вниманию. Хотелось вспомнить, что значило образование для Петра I. При огромном участии Петра в России выходит первый отечественный учебник по математике. Идёт 1703 год. Леонтий Филиппович Магницкий издаёт «Арифметику». «Арифметика, сиречь наука числительная. С разных диалектов на славянский язык переведённая, и воедино собрана, и на две части разделённая». Труд Леонтия Филипповича не был переводным, аналогов учебника в то время не существовало. Это была уникальная книга. «Арифметика или числительница, есть художество честное, независтное,...» Исследования самого учебника «Арифметика» и жизни его автора приведено в книге 1914 года Дмитрия Дмитриевича Галанина «Леонтий Филиппович Магницкий и его Арифметика». Мы же лишь cделаем несколько штрихов. Учебник содержит более 600 страниц и включает в себя как самые начала - таблицу сложения и умножения десятичных чисел, так и приложения математики к навигационным наукам. Магницкий учит Россию десятичному исчислению. Что интересно, он приводит таблицу сложения и умножения не в том виде, как её принято сейчас издавать на последней страничке 12-листовой тетради, а только её половину. Т. е. коммутативность этих операций давалась сразу. После тройки первых задач на сложение следующие примеры содержат уже больше десятка слагаемых. В учебнике рассматривается и геометрия. Например, теорема Пифагора изучается на задаче о башне некоторой высоты и лестнице определённой длины. Насколько нужно отодвинуть нижний конец лестницы, чтобы ее верх совпал с верхом башни? Изучается и геометрия окружности, вписанных многоугольников,... Все задачи, используемые в книге, жизненные. Ну а заканчивается «Арифметика», конечно же, приложениями изученного материала к жизни. В частности, использованием логарифмических таблиц в навигационном деле. Несколько экземпляров «Арифметики» бережно сохранили в Отделе редких книг и рукописей библиотеки Московского университета. Вторым российским учебником по математике была книга, переведённая в 1708 году с немецкого Я. В. Брюсом, «Геометрия словенски землемерие». В основе «Геометрии» было австрийское издание «Приёмы циркуля и линейки». Идёт Северная война, и в перерывах между сражениями Пётр I лично редактирует учебник. Присланная им Брюсу рукопись испещрена поправками, пометками, вставками и дополнениями «в премногих местах». Царь дал учебнику и новое название. В этом издании Пётр на практике осуществил своё требование к российским учебникам и переводам с других языков. Он считал необходимым передавать не буквальную точность текста оригинала, а «выразумев текст, [...] на свой язык уж так писать, как внятнее [...] и не высокими словами словенскими, а простым русским языком». Во втором издании этой книги, вышедшем под названием «Приёмы циркуля и линейки», третья часть содержала тексты русских авторов, а глава о построении солнечных часов была написана Петром I. К разворотам учебника, представленным в ролике, а также к ситуации в России удивительным образом подошли известные цитаты, которые хотелось бы напомнить Президенту России. «Математика - царица наук, арифметика - царица математики». К. Ф. Гаусс. «Завести по правилам артиллерию,..., к чему немалые знания геометрии, механики и химии требуются...». М. В. Ломоносов. «...Мы проиграли русским за школьной партой». Дж. Кеннеди.

В Москве и произошла его встреча с Петром I, который умел находить людей, полезных для России, из каких бы слоев общества они ни происходили. Безродный учитель, не имевший даже фамилии, понравившийся царю глубокими знаниями, получил от монарха своеобразный подарок. Петр повелел ему впредь именоваться Магницким, так как он притягивал своей ученостью отроков к себе, как магнитом. Для современных людей значимость этого подарка не совсем понятна, а ведь в то время фамилии имели только представители высшей знати.
В литературе встречаются упоминания, что Леонтию протежировал архимандрит Нектарий (Теляшин), якобы знакомый с царем. Это ошибка, совпадение фамилии архимандрита и прозвища отца Леонтия еще не означают, что они были родственниками, да и умер Нектарий за два года до рождения будущего математика.
В число российской знати царский подарок Магницкого не вывел, но вскоре произошло его назначение на государственную службу, о чем сохранилась запись: «Февраля в 1 день (1701 г.) взят в ведомость Оружейной палаты осташковец Леонтий Магницкий, которому велено ради народныя пользы издать чрез труд свой словенским диалектом книгу арифметику. А желает он имети при себе впомоществовании кадашевца Василия Киприанова ради скорого во издании книги совершения». Обратите внимание, ему не просто поручают создать учебник, но и разрешают взять за государственный счет помощника.
На время подготовки учебника Магницкому были назначены кормовые деньги из расчета 5 алтын в день, что за год составляет почти 50 рублей – деньги по тем временам немалые. Видимо, за дело Магницкий принялся рьяно, так как уже в начале марта по указанию царя следует и разовое денежное пожалование из доходов Оружейной палаты – 12 рублями Магницкого и 8 рублями Киприанова. Петра интересовал не просто учебник арифметики, а всеобъемлющая книга с доступным изложением основных разделов математики, ориентированная на потребности морского и военного дела. Поэтому трудился над учебником Магницкий при Навигацкой школе, открытой в этот год в Москве в Сухаревой башне. Здесь он мог пользоваться библиотекой, пособиями и навигационными инструментами, а также советами и помощью преподавателей-иностранцев и Якова Брюса, который, видимо, и контролировал ход написания учебника.
Удивительно, но учебник был написан и издан всего за два года. При этом он не являлся просто переводом иностранных учебников, по структуре и по содержанию это был полностью самостоятельный труд, причем даже отдаленно напоминающих его учебников в Европе в то время не существовало. Естественно, что автор пользовался европейскими учебниками и трудами по математике и что-то из них взял, но изложил так, как считал нужным. По сути, Магницкий создал не учебник, а энциклопедию математических и навигационных наук. Причем написана книга была простым, образным и понятным языком, изучать по ней математику, при наличии определенных начальных знаний, можно было и самостоятельно.
По традиции того времени автор дал книге длинное название – «Арифметика, сиречь наука числителная. С разных диалектов на славенский язык преведеная, и во едино собрана, и на две книги разделена». Не забыл автор и себя упомянуть – «Сочинися сия книга чрез труды Леонтиа Магницкаго», вскоре все и стали называть книгу коротко и просто – «Математика Магницкого».
Федор Алексеев. Лубянка. Слева Церковь Гребневской Божьей матери, рядом с которой был похоронен Л.Ф. Магницкий
В книге, содержащей более 600 страниц, автор подробно разобрал арифметические действия с целыми и дробными числами, дал сведения о денежном счете, мерах и весах, привел много практических задач, применительно к реалиям российской жизни. Затем изложил алгебру, геометрию и тригонометрию. В последнем разделе, названном «Обще о земном размерении и яже к мореплаванию надлежит», рассмотрел прикладное применение математики в морском деле.
Магницкий в своем учебнике не только стремился доходчиво разъяснить математические правила, но и побудить у учеников интерес к учебе. Он постоянно на конкретных примерах из обыденной жизни, военной и морской практики подчеркивал важность знания математики. Даже задачи старался формулировать так, чтобы они вызывали интерес, зачастую они напоминали анекдоты с замысловатым математическим сюжетом.
Учебник оказался столь удачным, что в течение нескольких лет распространился по всей России. Видимо, еще в период написания учебника Магницкий
стал преподавать в Навигацкой школе, с которой ему предстояло связать всю свою жизнь. До 1739 года Леонтий Филиппович сначала преподавал, а затем и возглавлял Навигацкую школу, воспитав целую плеяду учеников, многие из которых стали видными военными и государственными деятелями России.
Авторитет Магницкого среди современников был огромен. Поэт и филолог В.К. Тредиаковский писал о нем, как о добросовестном и нельстивом человеке, первом российском издателе и учителе арифметики и геометрии. Адмирал В.Я. Чичагов называл Магницкого великим математиком, а об его книге отзывался как об образце учености. «Вратами своей учености» считал «Арифметику Магницкого» М. В. Ломоносов.
Умер Леонтий Филиппович Магницкий в 1739 году в возрасте 70 лет. В начале 30-х годов прошлого века, при строительстве в Москве метро, на углу Лубянского проезда и Мясницкой была обнаружена могила. В полустертой надписи на могильном камне провозглашалась вечная память Леонтию Филипповичу Магницкому, первому в России математики учителю, родившемуся 9 июня 1669 г., а умершему в 1 час ночи с 19 на 20 октября 1739 г. Уже в наше время в Осташкове в память о своем знаменитом земляке Магницкому установили небольшой памятник.

Ключникова Валентина Ученица 8 класса Берновской СОШ

Исследовательская работа по математике ученице 8 класса Берновской СОШ Ключниковой Вали на тему " Арифметика Л.Ф. Магницкого

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Берновская средняя общеобразовательная школа имени А.С. Пушкина»

Научно-исследовательская работа по математике

Ключникова Валентина

8 класс

Руководитель Земцова М.В.

Учитель математики 1категории

С. Берново

2013 год

Введение

Глава 1 Биографические сведения о Л.Ф. Магницком

Глава 2 «Арифметика» - уникальная книга.

2.1.Арифметика Магницкого

2.2.Внешний вид « Арифметики»

2.3. Структура и содержание учебника

2.4.Формы изложения

2.5.Слова и символы

Глава 3 Задачи из « Арифметики»

3.1.Тройное правило

3.2.Фальшивое правило

3.3.Арифметические забавы

Заключение

Список литературы

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Введение.

Тема « Арифметика Магницкого»

Актуальность и выбор темы исследовательской работы определены следующими факторами:

  • до появления книги Л. Ф. Магницкого «Арифметика» в России не было печатного учебника для преподавания математики; Л. Ф. Магницкий не только систематизировал имеющиеся знания по математике, но и составил множество таблиц, ввел новые обозначения.
  • Л. Ф. Магницкий родом из Тверской губернии
  • Л. Ф. Магницкий учитель учителей

Проблема:

  • Повышение интереса к истории математики
  • Изучение старинных способов решения задач
  • Привитие умения решать задачи

Цель:

  • Изучение истории математического образования а России

Задачи:

  • Изучить биографические данные о Л.Ф. Магницком и его вклад в развитии математического образования в России
  • Рассмотреть содержание учебника
  • Решить некоторые задачи
  • Сравнить старинные и современные способы решения

Гипотеза: Если я познакомлюсь с биографией Л.Ф. Магницкого и сравню некоторые способы решения задач, то смогу рассказать об этом учащимся школы, это будет способствовать повышению интереса к изучению математики

Методы исследования . Изучение литературы, информации, найденной в Интернете, анализ, установление связей между решениями по Магницкому и современными, изучаемыми в школьном курсе математики

Глава 1

Что нам известно о Л. Ф. Магницком

Леонтий Филиппович Магницкий - первый учитель математики российского юношества, автор первого учебника математики. О нем не забывают на протяжении более трёх столетий, но удивительно, что о его личности известно совсем немного. Неизвестна даже фамилия, под которой он прибыл в Москву и учился здесь. Но мне удалось узнать некоторые интересные факты из жизни этого человека.

Леонтий Филиппович Магницкий (при рождении Теляшин; 9 (19) июня 1669, Осташков - 19 (30) октября 1739, Москва) - русский математик, педагог. Преподаватель математики в Школе математических и навигацких наук в Москве (с 1701 по 1739), автор первой в России учебной энциклопедии по математике.

Родился в Осташковской патриаршей слободе. Сын крестьянина Филиппа Теляшина. С юных лет Леонтий работает с отцом на пашне, сам учится чтению и письму, был страстным охотником читать и разбирать мудрёное и трудное. Он был родным племянником архимандрита Нектария, устроителя Ниловой пустоши близ Осташкова Тверской губернии и потому имел доступ к церковным книгам.

Знания Леонтия Филипповича в области математики удивляли многих, при встрече произвёл на царя Петра I очень сильное впечатление незаурядным умственным развитием и обширными познаниями. В знак почтения и признания достоинств Пётр I жаловал ему фамилию Магницкий, «в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя».

1694-1701 Магницкий живёт в Москве, обучает детей в частных домах и занимается самообразованием. 1701 по распоряжению Петра I был назначен преподавателем школы «математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учения», помещавшейся в здании Сухаревой башни.

1703 составил первую в России учебную энциклопедию по математике под заглавием «Арифметика, сиречь наука числителная с разных диалектов на славянский язык переведенная и во едино собрана, и на две книги разделена» тираж 2400 экземпляров. Как учебник эта книга более полувека употреблялась в школах благодаря научно-методическим и литературным достоинствам.

С 1732 года и до последних дней своей жизни Л. Ф. Магницкий являлся руководителем Навигатской школы.

Умер в октябре 1739 года в возрасте 70 лет.

“Магницкий был похоронен в церкви Гребневской богоматери, что находилась в Москве на углу Лубянского проезда и Мясницкой улицы.

В 1932 году при постройке метро эта церковь была разобрана. 27 мая на глубине одного метра обнаружилась небольшая плита из крепкого известняка, на обратной стороне которой действительно оказалась тонко выбита “эпитафия” надгробия Л.Ф. Магницкого. На другой день под плитой-памятником на глубине четырех метров обнаружена была гробница Магницкого. Она была выложена из хорошего кирпича и залита со всех сторон известью. В могиле находилась дубовая колода, в ней лежал невредимый скелет Леонтия Филипповича с некоторыми сохранившимися на нем покровами, в частности, сравнительно хорошо сохранились сапоги; под головой находилась стеклянная чернильница, имевшая форму лампадки, и рядом лежало полуистлевшее гусиное перо. Вместе с гробницей Леонтия Филипповича была гробница Марии Гавриловны, жены Магницкого, где на камне была высечена надпись, возвещающая об ее внезапной смерти при неожиданной встрече с сыном, которого она считала умершим”

На плите-памятнике Л.Ф. Магницкого искусно выбит текст, написанный его сыном Иваном, из которого можно получить достоверные биографические сведения о Магницком:

2. фамилия Магницкий дана царем Петром I в 1700 г. и неизвестна его фамилия до этого времени;

3. Магницкий “наукам научился дивным и неудобовероятным способом”; тем самым исключается его пребывание студентом духовной академии;

4. Магницкий был назначен учителем российского юношества;

Вывод

Занимаясь работой с научной литературой, я узнала много интересного из истории развития математики.

Именно Л.Ф.Магницкий создал учебник, по которому обучались целые поколения в России.

Л. Ф. Магницкий способствовал успеху петровских преобразований в области просвещения.

Л. Ф. Магницкий был бессменным преподавателем Навигацкой школы в течение почти четырех десятилетий, а затем и главным её руководителем.

Л. Ф. Магницкий впервые ввёл термины: множитель, делитель, произведение, извлечение корня.

Л. Ф. Магницкий заменил устаревшие слова тьма, легион словами миллион, биллион, триллион, квадриллион.

Труд Леонтия Филипповича не был переводным, аналогов учебника в то время не существовало. «Арифметика» - уникальная книга.

Глава 2

2.1 Арифметика Магницкого

При огромном участии Петра в России выходит первый отечественный учебник по математике. Идет 1703 год. Леонтий Филиппович Магницкий издает "Арифметику". Труд Леонтия Филипповича не был переводным, аналогов учебника в то время не существовало. Учебник содержит более 600 страниц и включает в себя как самые начала - таблицу сложения и умножения десятичных чисел, так и приложения математики к навигационным наукам.

В 1703 году вышло первое русское печатное руководство под длинным заглавием «Арифметика, сиречь наука числительная, с разных диалектов на словенский язык переведённая и во едино собрана и на две книги разделена…Сочинися сия книга чрез труды Леонтия Магницкого». В книге были сведения из механики, физики, гидравлики, метеорологии, навигации, корабельного дела и пр., то есть научный материал, который имел исключительное значение для всего русского народа, в том числе для поморов и М.В. Ломоносова.

2.2.Внешний вид «Арифметики»

Оформление книги довольно скромно, но оригинально. Рамки составлены из наборных украшений, заставки же и концовки резаны на дереве. Размер книги 312 х 203 мм, в ней 331 лист, то есть 662 страницы, набранные славянским шрифтом. Печать в две краски - черной и красной на плотной бумаге, страницы в рамках из наборных украшений. В тексте - заставки, концовки, гравюры.

2.3.Структура и содержание учебника.

Почти каждое старинное русское руководство по математике начинается с разъяснения значения этой науки для человека. Изобретение арифметики и геометрии приписывается чаще всего Пифагору (греческому философу и математику VI века до н.э.). Эту традицию продолжает и Магницкий. В своей «Арифметике» на титульном листе он изобразил, кроме Пифагора, ещё и Архимеда, и написал: Архимедес же тут представлен, Древний философ велик явлен, Где с ним и другой равный ему Лицу представлен есть твоему. Оный Архимед и Пифагор Излиша яко воды от гор, Первые были снискатели, Сицевых наук писатели, Равно об водам излияша, Многи науки в мир издаша

Всё произведение Магницкий разделил на две книги. Собственно арифметические сведения изложены в первых трёх частях первой книги. Часть 1-я – «О числах целых», часть 2-я – «О числах ломаных или с долями», часть 3-я – «О правилах подобных, в трёх, пяти и в семи перечнях», части 4-я и 5-я – «О правилах фальшивых и гадательных», «О прогрессии и радиксах квадратных и кубических» - содержат, скорее, алгебраический, а не арифметический материал.

2.4.Форма изложения.

В книге строго и последовательно проводилась одна форма изложения: каждое новое правило начиналось с простого примера, затем давалась его общая формулировка и, наконец, оно закреплялось большим количеством задач, по преимуществу практического содержания. К каждому действию присоединялось правило проверки - «поведение».

Врата учености

Великий русский ученый М. В. Ломоносов называл «Арифметику» Магницкого« вратами своей учености». «Вратами учености» эта книга была для всех стремившихся к образованию в первой половине XVIII века. У многих людей желание всегда иметь под рукой книгу Магницкого было столь велико, что они переписывали её от руки.

2.5.Слова и символы

В «Арифметике» выделено как особое действие «нумерацио, или счисление». В нем говорится: «нумерация есть счисление словами всех чисел, которые изображаемы быть могут десятью такими знаками: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0. Из них девять значащих; последняя же 0, если стоит одна, то сама по себе значения не имеет. Когда же она присоединяется к какой-нибудь значащей, то увеличивает в десять раз, как будет показано в дальнейшем».

Вывод:

В процессе исследования: я выяснила, что в учебнике Магницкого использованы традиции русских математических рукописей, но в нем значительно улучшена система изложения материала: вводятся определения, осуществляется плавный переход к новому, появляются новые разделы, задачи, приводятся дополнительные сведения; убедилась, что «Арифметика» Магницкого сыграла большую роль в распространении математических знаний в России. Недаром Ломоносов называл её «вратами учёности.

Глава 3.

Задачи из Арифметики Магницкого на Тройное правило

Задачи, решаемые тройным правилом, составляли во все времена большую часть задач практической арифметики у всех народов. Величины, находящиеся в прямой или обратной пропорциональной зависимости друг от друга, человек встречает на каждом шагу и он по здравому смыслу решал задачи о значении таких величин.

Отношение русских математических рукописей 17 в. К тройному правилу:

Это – «строка похвальная и лучшая из иных строк, которую философы зовут золотой строкой»

Строкой называется тройное правило потому, что для механизации вычислений данные писались в строку. Для величин прямо пропорциональных следовало писать данные в одном порядке, для величин обратно пропорциональных – в другом. Примеры:

За 2 рубля можно купить 6 предметов. Сколько их можно купить на 4 рубля?

Данные этой задачи нужно записать в строку так 2 – 6 – 4.

20 рабочих могут выполнить работу в 30 дней. Сколько рабочих могут сделать ту же работу в 5 дней?

Данные этой задачи нужно записать в строку так 5 – 20 – 30.

В обоих случаях нужно перемножить второе и третье числа и произведение разделить на первое. Это правило и сообщается учащемуся. Поэтому Магницкий в конце раздела говорит:

А смотри всех паче

Разума (смысла) в задаче,

Потому бо знати,

Как сие писати.

В настоящее время такие задачи решаются с помощью пропорции (либо по действиям)

Занимательные задачи:

Один человек выпивает бочонок кваса за 14 дней, а вместе с женой выпивает такой же бочонок кваса за 10 дней. Нужно узнать, за сколько дней жена одна выпивает такой же бочонок кваса.

Решение: 1)14*10=140 2)14-10=4 3)140/4=35(дней)

Сколько стоит кафтан?

Хозяин нанял работника на год и обещал ему дать 12 рублей и кафтан. Но тот, проработав только 7 месяцев, захотел уйти. При расчете он получил кафтан и 5 рублей. Сколько стоит кафтан?

Решение:

Задачи из Арифметики на « Фальшивое правило»

Приступая к изложению « фальшивого правила», Магницкий заявляет:

Зело бо хитра есть сия часть,

Яко можеши ею все класть,

Не токмо что есть во гражданстве,

Но и высших наук в пространстве

Якоже мудрым есть потреба

Вот пример расположения вычислений при применении фальшивого правила у Магницкого:

Задача

Спросил некто учителя: сколько у тебя в классе учеников, так как хочу отдать в учении своего сына. Учитель ответил: если придет еще учеников столько же, сколько имею, и пол столько и четвертая часть и твой сын, тогда будет у меня учеников 100.

Решение с помощью « фальшивого правила». Предположим, что в классе было 24 ученика.Если еще придет столько же учеников и затем полстолько, затем четверть столько и, наконец, еще один ученик, то всего получится

24+24+12+6+1=67 учеников. Не угадали.

Если предположить, что в классе 32 ученика, то, проделав такие же выкладки, получим

32+32+16+8+1=89 учеников. Опять не угадали.

24 33

100 - 67 =33 100 – 89 =11

24×11 =264 33× 32 =1056

1056 – 264 =792 33 – 11 =22

32 11 следовательно, в классе было 792: 22 =36 учеников.

Сегодня мы решаем такие задачи с помощью уравнения

X +X +0,5X +0,25X + 1 =100

2,75X =99

X =99: 2,75

X =36

Ответ: 36 учеников.

Вывод:

В «Арифметике» Магницкого много занимательных задач, а также задач практического содержания. Некоторые из них я попыталась решить, и мне это удалось. Задачи из учебника Л. Ф. Магницкого развивают логическое мышление, заставляют искать нестандартные подходы к их решению. Решение их доставляет удовольствие.

Арифметические забавы Магницкого

1.Как узнать день недели?

Перенумеровав дни недели, начиная с понедельника, по порядку с 1 до 7, предложите кому-нибудь загадать некоторый день недели. Затем предложите порядковый номер задуманного дня увеличить в 2 раза и к этому произведению прибавить 5. Полученную сумму предложите умножить на 5, а затем то, что получится, умножить на 10. По объявленному результату вы называете день недели, который был загадан.

Как узнать загаданный день недели?

2.У кого кольцо?

Перенумеровав присутствующих и отвернувшись от них, предлагаете кому-либо взять кольцо и одеть его на какую-нибудь руку на какой-нибудь палец. Затем попросите удвоить порядковый номер того, кто взял кольцо, и к полученному результату прибавить 5. Полученную сумму попросите умножить на 5 и к ней прибавить номер пальца, считая с мизинца. Полученную сумму попросите опять умножить на 10, к результату прибавить число 1, если кольцо надето на левую руку и число 2, если кольцо надето на правую руку. После объявления результата предложенных вами арифметических действий вы отгадаете, кто из присутствующих, взял кольцо и на какой палец, какой руки надел его.

Как по объявленному результату это определить?

3.Отгадать несколько чисел .

Предложите кому-либо задумать несколько (вам известное кол-во) однозначных чисел. Затем предложить первое из задуманных чисел

умножить на 2 и к полученному произведению прибавить 5. Получившееся число попросите умножить на 5 и к тому, что получится, попросите прибавить 10 и второе задуманное число. Затем надо столько раз, сколько осталось неиспользованных задуманных чисел, проводить такие операции. Умножать полученное от предыдущих действий число, но 10 и к произведению прибавить очередное задуманное число. После объявления результата предложенных вами действий, вы объявляете, какие числа были задуманы.

Заключение

Выполняя данную исследовательскую работу, я обогатила свои знания в области истории математики, узнала много нового из биографии великого русского ученого – человека, впервые напечатавшего в России печатный учебник по математике. Изучила новый для меня способ решения задач, который на первый взгляд казался мне невероятным, однако, он приводит к правильным результатам. И ещё раз убедилась, что математика - эта наука неожиданная, интересная, развивающая мышление и знания человека.

Приобрела навыки проведения исследовательской работы, составления презентации к работе.

В июле 2013 года с группой учащихся нашей школы я посетила монастырь в Нилово – Столбенской пустыни пустыни. При посещении музея произошла встреча с директором Верхневолжского духовно – просветительского центра « Наследие Селигера» имени Леонтия Филипповича Магницкого, который рассказал нам о работе по сохранению памяти великого ученого, первого учителя математики, учителя учителей, нашего земляка. Центр ведет работу о присвоении имени Л.Ф. Магницкого Тверскому государственному университету.

Список литературы.

1. Андронов И.К. Первый учитель математики российского юношества Леонтий Филиппович Магницкий // Математика в школе. 1969. № 6.

3. Глейзер Г. И. История математики в школе. Пособие для учителей. – М.: «Просвещение», 1981. – 239 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство науки и образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Забайкальский государственный университет"

Кафедра "Гидрогеология и инженерная геология"

Доклад на тему :

" Арифметика Л.Ф. Магницкого "

Выполнил: Колесникова К.О.

Чита 2014 г.

Введение

С арифметики, науки о числе, начинается наше знакомство с математикой. С арифметикой мы входим, как говорил М.В. Ломоносов, во "врата учености" и начинаем наш долгий и нелегкий, но увлекательный путь познания мира. арифметика магницкий число

Слово "арифметика" происходит от греческого arithmos, что значит "число". Эта наука изучает действия над числами, различные правила обращения с ними, учит решать задачи, сводящиеся к сложению, вычитанию, умножению и делению чисел. Часто представляют себе арифметику как некоторую первую ступень математики, основываясь на которой можно изучать более сложные ее разделы - алгебру, анализ математический и т.д. Даже целые числа - основной объект арифметики - относят, когда рассматривают их общие свойства и закономерности, к высшей арифметике, или теории чисел.

Один из первых русских учебников арифметики, написанный Л.Ф. Магницким в 1703 г., начинался словами: "Арифметика или числительница, есть художество честное, независтное, и всем удобнопонятное, многополезнейшее и многохвальнейшее, от древнейших же и новейших, в разные времена живших изряднейших арифметиков, изобретенное и изложенное". Именно Леонтий Филиппович Магницкий положил начало развитию Арифметики в России.

Биография

Леонтий Филиппович Магницкий родился 9 июня 1669 года в Осташковской слободе Тверской губернии. Русский математик, педагог. Автор первого в России учебного справочника по математике.

С 1685 по 1694 год учится в Славяно-греко-латинской академии. Математика там не преподавалась, что говорит о том, что свои математические познания он приобрёл путем самостоятельного изучения рукописей, как русских, так и иностранных.

Знания Леонтия Филипповича в области математики удивляли многих. При встрече он произвёл на царя Петра I очень сильное впечатление незаурядным умственным развитием и обширными познаниями. В знак почтения и признания достоинств Пётр I "жаловал" ему фамилию Магницкий "в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя".

В 1701 году по распоряжению Петра I был назначен преподавателем школы "математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учения", помещавшейся в здании Сухаревой башни.

В 1703 году Магницкий составил первую в России учебную энциклопедию по математике под заглавием "Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славянский язык переведенная и во едино собрана, и на две книги разделена" тираж 2400 экземпляров. Как учебник эта книга более полувека употреблялась в школах благодаря научно-методическим и литературным достоинствам.

Умер Леонтий Филиппович в Москве, в октябре 1739 года в возрасте 70 лет.

Ист ория создания .

"Арифметика" Л.Ф. Магницкого - одна из самых знаменитых русских книг, по праву принадлежащих к памятникам национальной письменной культуры. Итак, 22 февраля 1702 г. Л.Ф. Магницкому был заказан учебник математики, отпущены средства на его составление и печатание. В чрезвычайно короткие сроки - за 9 месяцев - он создал уникальную по своим качествам учебную математическую книгу, которая издана большим для того времени тиражом. Она имела пышное и длинное по обычаям того времени название: "Арифметика, сиречь наука числительная. С разных языков на славенский язык переведенная, и воедино собрана, и на две книги разделена".

Издана она в Москве в январе 1703 г. и сыграла в истории отечественного математического образования чрезвычайную роль: в течение полувека она была необыкновенно популярна и не имела конкурентов как в немногочисленных школах того времени, так и в более широких читательских кругах, в том числе и среди самоучек.

Характеристика книги.

Такая необычайная популярность во многом объясняется тем, что несмотря на указание в подзаголовке о переводном характере книги, на самом деле это было достаточно оригинальное как в содержательном, так и в методическом плане сочинение, которое явилось связующим звеном между традициями московской рукописной учебной литературы и влияниями новой западноевропейской. Хорошо знавший иностранные языки, Магницкий изучил большое количество европейских учебников, книги греческих и латинских авторов, русские математические рукописи и использовал все эти материалы в работе над учебником.

"Арифметика" Магницкого прямо или косвенно в свою очередь оказала большое влияние на всю последующую отечественную математическую литературу. Об "Арифметике" Магницкого написано много и подробно. Дадим краткую характеристику этой уникальной книги.

Полифункциональность.Следуя традициям отечественной рукописной учебной литературы, Магницкий включил в "Арифметику" чисто, если можно так выразиться, "былинный" материал: она описывала "деяния Петра" и поэтому могла в какой-то мере выполнять функции учебника новейшей российской истории.

Кроме того, "Арифметика" содержала большое количество общефилософских рассуждений, советов читателю, общих выводов, часто изложенных в стихотворной форме, что усиливало ее воспитательное воздействие. Так как это был учебник для будущих мореплавателей, в нем содержались сведения по метеорологии, астрономии и навигации, а также многочисленные данные по естествознанию и технике, что позволяет считать "Арифметику" предтечей отечественной печатной научно-популярной литературы, хотя основное содержание книги - все-таки математика.

Название книги гораздо уже ее математического содержания, так как помимо арифметических сведений в ней представлен также значительный алгебраический, геометрический материал, элементы плоской и сферической тригонометрии. Таким образом, с содержательной точки зрения "Арифметика, сиречь наука числительная..." является скорее энциклопедией современных автору математических знаний, чем простым учебником арифметики.

Системы счисления. Магницкий использует в "Арифметике" индо-арабскую десятичную позиционную систему счисления, лишь вскользь разъясняя латинскую и упоминая о славянской. Пагинация (нумерация страниц) также славянская. При характеристике системы счисления Магницкий использует своеобразную терминологию, которая удержалась в учебниках математики до конца XVIII в. Все числа первого десятка он называет перстами; десятки, сотни и т.д. (числа вида 30, 900, ...) - суставами, все остальные числа - сочинениями. Значащие цифры Магницкий называет знаменованиями в отличие от нуля, который зовется цифрою.

Арифметические действия у Магницкого носят два названия - латинское и русское: нумерацио, или счисление; аддицио, или сложение; субстракцио, или вычитание; дивизио, или деление. Нумерация, как и прежде, выделяется в особое действие.

Особое внимание уделяет Магницкий числам вида 10n (n - целое положительное) и их наименованиям. Старый счет на тьмы, легионы и пр. заменен общепринятыми в Европе миллионами, биллионами, триллионами и квадриллионами (каждый класс содержит 6 десятичных разрядов).

Здесь же впервые в русской математической литературе 0 возведен в ранг числа: Магницкий причисляет его к "перстам" (первым 10 числам) и тем самым намного опережает свое время.

Структура книги. Большой том, объемом свыше 600 страниц, "Арифметика" Магницкого состоит из 2 арифметических книг: "Арифметики политики, или гражданской" и "Арифметики логистики, не ко гражданству токмо, но к движению небесных кругов принадлежащей". Третья книга посвящена навигации.

Книга уникальна не только своей историей, но и содержанием. Интересно отметить, что кроме удивительной для современного читателя таблицы сложения уже на второй странице примеров на сложение присутствуют задачи на нахождение суммы шести шестизначных чисел, а на третьей демонстрируется пример сложения семнадцати четырехзначных. Возведение в квадрат возникает из теоремы Пифагора на примере лестницы длиной 125 стоп, приставленной к башне высотой 117 стоп.

Что же представляет собой "Арифметика" Магницкого? Об этой книге написано очень много. Исследователи характеризуют содержание по-разному, но всегда - положительно. Профессор П.Н. Берков называет "Арифметику" "одним из важнейших явлений книгопечатной деятельности Петровского времени". В наши дни ее называют книгой энциклопедического характера по различным отраслям математики и естествознания (геодезии, навигации, астрономии). Исследователи до сих пор не имеют общего мнения о том, по каким руководствам Магницкий составил свою "Арифметику". А.П. Юшкевич считает, что был использован рукописный и печатный материал более раннего времени, который Леонтий Филиппович тщательно отобрал, существенно обработал, составив новый, оригинальный труд с учетом знаний и запросов русского читателя.

Все произведение Магницкий разделил на две книги. Собственно арифметические сведения изложены в первых трех частях первой книги. Часть 1-я - "О числах целых", часть 2-я - "О числах ломаных или с долями", часть 3-я - "О правилах подобных, в трех, пяти и в семи перечнях", части 4-я и 5-я - "О правилах фальшивых и гадательных", "О прогрессии и радиксах квадратных и кубических" - содержат, скорее, алгебраический, а не арифметический материал. Вторая книга подразделяется на три части: часть 1-я - "Арифметика алгебраика". Часть 2-я - "О геометрических через арифметику действуемых", часть 3-я - "Общее о земном размерении и як же к мореплаванию принадлежа". В этих книгах, кроме операций с буквенными выражениями, излагаются решения квадратных и биквадратных уравнений, начала плоской и сферической тригонометрии, вычисление площадей и объемов. В 3-й части содержится много необходимых для мореплавания сведений об определении местоположения. Заканчивается книга дополнением "О толковании проблемах навигацких различных через вышеположенныя таблицы локсодромические".

Магницкий впервые ввел термины "множитель", "делитель", "произведение", "извлечение корня". Заменил устаревшие слова "тьма, легион" словами "миллион, биллион, триллион, квадриллион".

В "Арифметике" строго и последовательно проведена одна форма изложения: каждое новое правило начинается с простого примера, потом идет общая формулировка, которая закрепляется большим количеством примеров и задач. Каждое действие сопровождается правилом проверки ("поверением"); это делается как для арифметических, так и для алгебраических действий.

Примеры задач и их решение.

1. Один человек пришёл к учителю в школу и спросил у учителя: "Сколько у тебя учеников? Я просто хочу отдать тебе на обучение своего сына. Не стесню я тебя?". В ответ учитель сказал: "Нет, ваш сын не стеснит мой класс. Если бы ко мне пришло столько же, сколько есть, да полстолька, да четверть того, да ещё и твой сын, у меня бы учащихся стало 100". Сколько учеников было у учителя?

Пусть один набор учеников будет X. Тогда получим уравнение:

x + x + 1/2*x + 1/4*x + 1 =100

(2 + 3/4)*x = 99.

Отсюда x = 36 учеников. Ответ: 36 учеников.

2. Некто продал лошадь за 156 рублей. Но покупатель, обретя лошадь, раздумал и возвратил продавцу, говоря: "Нет мне расчета покупать за эту цену лошадь, которая таких денег не стоит". Тогда продавец предложил другие условия: "Если по-твоему цена лошади высока, то купи ее подковные гвозди, лошадь же получишь тогда бесплатно. Гвоздей в каждой подкове 6. За первый гвоздь дай мне ј копейки, за второй - Ѕ копейки, за третий - 1 копейку, и т. д.". Покупатель, соблазненный низкой ценой. И желая даром получить лошадь, принял условия продавца, рассчитывая, что за гвозди придется уплатить не более 10 рублей.

1. Составим последовательность чисел ј; Ѕ; 1; 2; 22;…221 .

2. Данная последовательность является геометрической прогрессией со знаменателем q=2, b=1/4, n=24.

4. Зная формулу

Ответ: 42000 рублей.

Заключение

Влияние этой книги на развитие физико-математических знаний и исследований в России было очень велико. Недаром когда говорят про "Арифметику" Магницкого, то всегда вспоминают слова М.В. Ломоносова, называвшего ее "вратами своей учености". Она была "вратами учености" не только для Ломоносова, но и для ряда поколений русских людей, сделавших много для просвещения страны. К тому же нужно учесть, что, помимо арифметических знаний, в ней были изложены также алгебраические, геометрические, тригонометрические, астрономические и навигационные сведения, так что произведение Магницкого в действительности было своеобразной энциклопедией математических знаний и давало достаточно обширные прикладные сведения.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Учебник математики как средство обучения табличному умножению и делению, его применение в процессе обучения младших школьников табличному умножению и делению. Сравнительная характеристика учебников по математике для 2 класса Л.Г. Петерсон и М.И. Моро.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2010

    Сущность метода моделирования. Основные виды моделей. Принципы использования моделирования в развитии математических представлений детей младшего, среднего дошкольного возраста и старших дошкольников. Формы и методы обучения сложению и вычитанию.

    контрольная работа , добавлен 05.12.2008

    Школа как важнейший фактор ускорения социально-экономического развития страны. Особенности процесса обучения младших школьников табличному умножению и делению, знакомство с теоретическими аспектами. Анализ приемов запоминания табличных случаев деления.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2014

    Этапы развития числа. Изучение арифметики натуральных чисел. Введение дробных чисел. Схема введения отрицательных чисел. Определения свойств действий над целыми числами. Введение иррационального числа. Методическая схема введения действительного числа.

    реферат , добавлен 07.03.2010

    Многозначные числа в обучении математике младших школьников. Методика изучения нумерации чисел. Сравнительный анализ учебников начальных классов альтернативных систем обучения. Особенности изучения нумерации многозначных чисел младшими школьниками.

    дипломная работа , добавлен 16.06.2010

    Психолого-педагогические и методические основы изучения в школе теории комплексных чисел. Методическое обеспечение изучения этой темы в 10 классе общеобразовательной школы. Обзор учебников по алгебре и началам математического анализа для 10-11 классов.

    дипломная работа , добавлен 26.12.2011

    Пути реализации развивающих функций в процессе изучения алгебры в 7 классе. Формирование конструктивных умений и навыков детей на уроках стереометрии. Методика изучения тождественных преобразований, числовых выражений и свойств действий над числами.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2011

    Возникновение понятия системы счисления. Запись чисел в позиционной системе счисления. Перевод чисел из десятичной системы в любую другую позиционную систему. Количество цифр (знаков), используемых для представления чисел. Выполнение действий над числами.

    реферат , добавлен 27.02.2014

    Переход от линейной структуры изучения истории к концентрической в 1990-ые годы, появление новых учебников истории и проблемы выбора. Обзор постсоветских учебников по Истории Отечества. Использование мультимедийных средств в преподавании в 2000-х гг.

    реферат , добавлен 06.10.2016

    Понятия счисления натуральных чисел и правила их образования и чтения. Методики изучения чисел в концентре. Особенности изучения нумерации чисел в концентре тысячи. Использование практических заданий, связанных с повседневной жизнью обучающихся.

ученица 10 «А» класса

Научный руководитель: учитель физики

учитель математики

г. Владимир, 2009 год

проспект Строителей дом 10 «А»

телефоны для связи: (49–, (49– 07 –64

Введение

Глава I. Влияние Петра I на развитие Российского образования, начиная с конца XVII века.

Глава II. Особенности внешнего вида учебника

Глава III. Особенности содержания первого отечественного учебника по математике Магницкого в России в 18 веке.

Заключение

Список литературы

Приложение

"Математика - царица наук,

арифметика - царица математики".

Гаусс.

Введение

Каждый образованный человек знает такой раздел математики как арифметика, но не каждый может сказать, какой вклад внес Магницкий в развитие математического просвещения России. Для изучения уровня осведомленности об истории развития математического просвещения в России в начале XVIII века нами был проведен социологический опрос, в рамках которого учащимся 10 – 11 классов , их родителям и педагогам школы было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Слышали ли Вы о таком разделе математики как арифметика?

2. Знаете ли Вы, что в России первый учебники арифметики был напечатан в 1703 году?

3. Знаете ли вы, что первый отечественный учебник по математики в России вышел при участии Петра 1?


5. Знакомы ли вы с особенностями «Арифметики» Магницкого?

В социологическом опросе приняли участие 50 учащихся 10 – 11 классов, 73 родителя и 36 педагогов нашей школы. Результаты опроса приведены на диаграмме (Приложение 1) .

Анализ результатов социологического опроса, позволяет сделать вывод о том, что большинство опрашиваемых слышали о таком разделе математики как арифметика, но мало кто знаком с учебником Магницкого и его особенностями. Изучение различных источников информации убеждает нас в том, что некоторые направления творчества ученого остаются малоизученными, что, безусловно, влияет на невысокий уровень осведомленности о различных направлениях практической деятельности Магницкого.

Именно это обусловило выбор темы нашего исследования «Значение «Арифметики» Магницкого для развития математического просвещения России». Тема, затронутая в исследовательской работе, очень актуальна в наше время и будет актуальна в ближайшем будущем. Проблема неосведомленности нашего общества о деятельности Магницкого в области математики стоит остро на данный момент. Этой работой нам хотелось бы систематизировать сведения о роли Магницкого в развитии математического просвещения России и расширить знания наших современников о творчестве этого великого человека в области математики.

Гипотеза: «Арифметика» Магницкого обладает крупными научными и методическими достоинствами для своей эпохи.

Цель исследования: определить значение «Арифметики» Магницкого для развития математического просвещения России в 18 веке.

Задачи исследования:

1. Проанализировать факторы, повлиявшие на развитие Российской науки в период с конца XVII века.

2. Рассмотреть особенности внешнего вида учебника.

3. Изучить особенности содержания учебника «Арифметика»

Основным методом исследовательской работы стали теоретический метод: анализ литературы по данному вопросу. Интересно было познакомиться с классическим трудом самого учёного: Арифметика. 1703 в электронном виде, работами Галанина, посвященными Леонтию Филипповичу Магницкому и его Арифметике.

К вопросу о значении «Арифметики» Магницкого обращались многие учёные, в том числе современные: историк и педагог XIX столетия Бобынин, профессор Берков, отечественный историк Депман.

Было изучено много материала, представленного на сайтах Интернета.

Практическая значимость работы заключается в систематизации сведений по теме исследования, популяризации знаний о Магницком и его Арифметике как «одним из важнейших явлений книгопечатной деятельности Петровского времени»1, в разработке наглядного материала для использования на уроках и внеклассной работе по математике, в работе школьного научного общества. Таким образом, рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Глава I

Влияние Петра I на развитие Российского образования,

начиная с конца XVII века


Во второй половине XVII века Россия переживала глубокий кризис, связанный с социально-экономическим отставанием от передовых стран Европы. Петр I с его энергией, пытливостью, интересом ко всему новому оказался человеком, способным решить стоявшие перед страной проблемы. Преобразования Петра I коснулись всех сфер общественной жизни. Кардинальные реформы, проведенные им, способствовали быстрому развитию в России промышленности, торговли, осуществлению перестройки военной техники. Стране в этот период все больше нужны были образованные люди различных специальностей. Петр I решил открыть ряд технических учебных заведений, но этому мешало отсутствие российских кадров учителей и полноценной учебной литературы по физике, математике, техническим дисциплинам.

______________________________________________________________

Именно в этот период происходит встреча Петра I и Леонтия Теляшина, уроженца Осташковской слободы Тверской губернии. в области математики удивляли многих. При встрече он произвёл на царя Петра I очень сильное впечатление незаурядным умственным развитием и обширными познаниями. В знак почтения и признания достоинств Петр I жаловал ему фамилию Магницкий, «в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и образованными способностями своими обратил внимание на себя»2. В январе 1701 года появился указ Петра о создании в Москве школы математических и навигацких наук. Леонтий Магницкий начал работать помощником учителя математики Фарварсона, а затем - учителем арифметики и, по всей вероятности, геометрии и тригонометрии. Тогда ему и было поручено написать учебник по математике и кораблевождению. Петр I пожелал «иметь в новой школе учебник не заграничного, а московского происхождения»3. О том, что Магницкий действительно работал над арифметикой с начала февраля 1701 г., свидетельствует его расписка о получении кормовых денег: «В награду за ее составление автор получил кормовые деньги со 2 февраля 1701 по 1 января 1702 г. в размере 5 алтын на день, а всего 49 рублей, 31 алт., 4 деньги, в чем и выдал расписку, которая сохранилась в делах Морского архива»4.

В 1715 году в Петербурге открыли Московскую академию, изучение военным наукам перенесли в академию, а Московская же школа основное внимание стала уделять обучению учащихся арифметике, геометрии, тригонометрии.

2,3,4 // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). Санкт-Петербург: 1890-1907.

В это же время Магницкого назначили заведующим учебной частью и старшим учителем математики Московской школы. В Московской школе Магницкий трудился до дня своей смерти, до октября 1739 года. «Арифметика» Магницкого увидела свет в январе 1703 года, она положила начало печатанию математических учебников в России, в дальнейшем Леонтий Магницкий активно участвовал в публикации математической и астрономической литературы, которая требовалась для новой школы.

Анализ приведенных выше фактов позволяет сделать вывод о том, что, начиная со второй половины XVII века в России наступает осознание того, что для преодоления кризиса традиционализма необходима модернизация страны. Петр I отчетливо понимал необходимость преодоления технической отсталости России и всячески способствовал развитию Российской науки, уровню образованности людей. Он не на словах, а на деле считал математику наиболее важной учебной дисциплиной , а образование - залогом успешной государственной политики. Об этом свидетельствуют такие факты, как:

· создание в Москве школы математических и навигацких наук;

· открытие Московской академии;

· заинтересованность и личное участие Петра I в издании многих учебников.

Глава II

Особенности внешнего вида учебника

В январе 1703 году был опубликован учебник Магницкого с длинным названием: «Арифметика, сиречь наука числительная, с разных диалектов на славянский язык переведенная и во едино собрана и на две книги разделена…Сочинися сия книга через труды Леонтия Магницкого» , как о том сказано на титульном листе книги. Учебник Магницкого вышел огромным тиражом (по меркам того времени) – 2400 экземпляров. Что же представляет собой «Арифметика» Магницкого? Об этой книге написано очень много. Исследователи характеризуют содержание по-разному, но всегда – положительно. Автор книги «История математики в России до 1917 года» Юшкевич считает, что «около 50 лет она не имела конкурентов и сыграла в истории русского математического образования чрезвычайную роль».

Исследователи до сих пор не имеют общего мнения о том, по каким руководствам Магницкий составил свою «Арифметику». Юшкевич считает, что был использован рукописный и печатный материал более раннего времени, который Леонтий Филиппович тщательно отобрал, существенно обработал, составив новый, оригинальный труд с учетом знаний и запросов русского читателя. Обратимся к внешнему виду и составу «Арифметики». Размер книги 312 х 203 мм, в 662 страницы. Буквы в этой книге церковно-славянские, так как до введения в России гражданского шрифта, воспринявшего ясность латиницы, оставалось ещё пять лет.

Печать в две краски – черной и красной на плотной бумаге, страницы в рамках из наборных украшений. В тексте – заставки, концовки, гравюры. До сих пор нет единого мнения о способе печатания книги: с деревянных резаных досок или подвижными литерами. Большинство исследователей считают, что «Арифметика» печаталась подвижными литерами, как печатались до того времени все книги на Руси, начиная с Ивана Федорова. Шрифты – кириллица трех размеров. Цифры в тексте славянские, в примерах, задачах, таблицах – арабские. Другие считают, что книга печаталась при помощи деревянных досок, на которых был вырезан текст, а потому возможно, что впоследствии ее допечатывали теми же досками, не упоминая новых изданий. Галанин в своей книге «Леонтий Филиппович Магницкий и его Арифметика» отмечает: «Если взять несколько экземпляров арифметики и сравнить их, то в некоторых местах видно, как от времени стерлись буквы, особенно цифры, получилось слегка окрашенное пятно, а это могло быть только тогда, когда печать была вырезана на доске. Кроме того, сохранившиеся экземпляры носят характер неодинаковой четкости печати, как будто они были печатаемы одни раньше с более сохранившихся досок, а другие позднее, когда доски уже порядочно износились».

Книга открывается заглавным листом (Приложение 2), на котором написано киноварью: «Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славенский язык переведенная и во едино собрана, и на две книги разделена».

Далее напечатано черной краской: «Ныне же повелением благочестивейшаго великаго Государя нашего Царя и великого всея великия и малые, и белыя России самодержавца: При благороднейшем великом Государе нашем Царевиче и великом князе Алексии Петровиче, в богоспасаемом царствующем граде Москве типографским тиснением ради обучения мудролюбивых российских отроков, и всякого чина и возраста людей на свет произведена, первое, в лето от сотворения мира 7211, от рожества же во плоти Бога слова 1703, индикта 11, месяца януария». Этот титул занимает всю страницу, которая окружена рамкой; внизу в этой рамке довольно мелкими буквами напечатано: «Сочинися сия книга через труды Леонтия Магницкого».

На оборотной стороне заглавного листа (Приложение 3) изображен цветочный куст, окруженный виньеткой со словами: «Тако цветет человек, яко цвет сельный» , вокруг геометрический рисунок, наверху двое юношей держат цветы. Под этим рисунком находятся стихи «К читателю юному» о важности учения арифметике как необходимой во многих областях жизни.

Следующую страницу книги занимает фронтиспис (Приложение 4). Фронтиспис – довольно сложная композиция, изображающая русский герб, внизу – изображение Пифагора и Архимеда. Пифагор с непокрытой головой в одежде, подбитой мехом. В руках у него доска, весы, ниже – циркуль, линейка, перо, чернильница. Справа изображен Архимед, в тюрбане, в одежде с меховым воротником. В руках у него сфера, таблица математических формул; ниже – глобус, макет корабля. Возле Пифагора – ларец и мешок с деньгами, две формы и два тюка с товарами, завязанный мешок – короче, атрибуты торговли и предметы, необходимые при обучении математике. Над ними в картуше четверостишие: «Арифметика Политика сих и другая Логистика. И многих иных издателей в разна времена писателей». Надо полагать, что приложенное к «Арифметике» слово «политика» здесь дано в смысле управления законами математики. К сожалению, неизвестно, кем и как составлена эта картина, представляет ли она продукт творчества самого Магницкого или же заимствована им из какого-либо иностранного сочинения.

На двух вклейках представлены гравюры на меди: сфера мира (Приложение 5 ), под изображением награвировано шестистишие, и «роза ветров» (Приложение 6 ) – обе прекрасно выполненные.

Следующие 11 страниц заняты «стихами на предложенный герб»: «На честнии крест на государев герб до лица его царского пресветлаго величества царя и самодержавца Петра Алексиевича всея России». Стихи эти – посвящение, в котором автор излагает цель издания, содержание книги и называет источники его труда. Затем автор описывает содержание каждой части своей книги, завершая стихотворное предисловие словами: «И желаем да будет сей труд, добре пользовать русский весь люд».

В книге есть и обычное предисловие прозой: «Трудолюбивому и мудролюбивому читателю где радоватися». В нем снова говорится о цели этого издания как учебного пособия для вновь открытой школы, излагается содержание книги, имеется философское рассуждение о человеке как высшей «твари» – «созда бог человека взем персть от земли, и вдуну в него духа жизни».

Обращает на себя внимание заставка (Приложение 7) , помещенная перед началом текста. На ней дано аллегорическое изображение Арифметики в виде женщины в короне, сидящей на троне, под сенью, укрепленной на восьми “столпах”. В правой руке она держит ключ, левой – опирается на треугольник с цифрами. Трон стоит на возвышении, к нему ведут пять ступеней, на которых следующие слова (снизу): счисление, сложение, вычитание, умножение, деление. Вокруг трона на колоннах («столпах») с левой стороны от читателя: геометрия, стереометрия, астрономия, оптика; с правой – меркатория, география, фортификация, архитектура. В основании «столпов» слева: «арифметика что деет»; справа: «на столпах то все имеет». Вверху на фронтоне в лучах – «ягве» – имя божие на иврите, ниже – изречение: «тщанием и учением». Завершается гравюра лиственным орнаментом.

Выше приведенные факты позволяют сделать вывод о том, что Леонтий Магницкий обращал особое внимание на оформление своего учебника и роль предисловия. Его прочтение позволяет получить ответы на следующие вопросы:

· о важности учения арифметике как необходимой во многих областях жизни,

· о взаимосвязи арифметики с другими науками,

· о цели создания данной книги и ее содержании.

Глава III

Особенности содержания первого отечественного учебника по математике Магницкого в России в 18 веке

Обратимся к содержательной стороне учебника. Учебник, составленный по схеме, изложенной в оглавлении, далеко ушел от своего названия – «Арифметика». Он включает в себя сведения не только по арифметике в современном понимании, но и по геометрии, а также приложения по прикладным вопросам, таким как навигация, астрономия, военное дело .

Все произведение Магницкий разделил на две книги. Собственно арифметические сведения изложены в первых трех частях первой книги:

› часть 1-я – «О числах целых»,

› часть 2-я – «О числах ломаных или с долями».

Следует отметить, что между 1-й и 2-й частями помещен раздел, посвященный описанию древних мер и монет, мер и весов «Московского государства и окрестных неких». Эти сведения, безусловно, были необходимы деловым людям того времени, особенно в связи с широким развитием экономических и культурных отношений России со странами Европы.

› Часть 3-я – «О правилах подобных, в трех, пяти и в семи перечнях».

После 3-й части помещено обширное дополнение «О различных к гражданству потребных действиях через прошедшие части», в котором автор привел большое количество примеров практического содержания.

Части 4-я и 5-я – «О правилах фальшивых и гадательных», «О прогрессии и радиксах квадратных и кубических» – содержат, скорее, алгебраический, а не арифметический материал.

Вторая книга подразделяется на три части:

› часть 1-я – «Арифметика алгебраика»,

› часть 2-я – «О геометрических через арифметику действуемых»,

› часть 3-я – «Обще о земном размерении и як же к мореплаванию

принадлежа». В 3-й части содержится много необходимых для мореплавания сведений об определении местоположения. Заканчивается книга дополнением «о толковании проблемат навигацких различных через вышеположенныя таблицы локсодромические» («Толкование проблем навигатских через вышеположенные таблицы логарифмические»).

В этих книгах, кроме операций с буквенными выражениями, излагаются решения квадратных и биквадратных уравнений, начала плоской и сферической тригонометрии, вычисление площадей и объемов. В «Арифметике» строго и последовательно проведена одна форма изложения: каждое новое правило начинается с простого примера, потом идет общая формулировка, которая закрепляется большим количеством примеров и задач. Каждое действие сопровождается правилом проверки («поверением»); это делается как для арифметических, так и для алгебраических действий.

Книга Магницкого сыграла существенную роль в становлении русской терминологии. Много математических понятийных терминов было им впервые использовано в русской литературе . Магницкий впервые ввел термины:

› множитель,

› делитель,

› произведение,

› извлечение корня,

а также заменил устаревшие слова «тьма, легион» словами «миллион, биллион, триллион, квадриллион».

Однако не все предложенное Магницким укрепилось в русской учебной и научной литературе . Так, для примера, корень из числа он называл «бок» или «радикс».

Безусловно, прогрессивной тенденцией книги являлось систематическое использование русских названий, пояснение и замена ими общеупотребляемой в то время в научной литературе латинской терминологии. Русская терминология в арифметике начала систематически использоваться лишь после выхода в свет работы Магницкого. В «Арифметике» Магницкого, как и во всех учебниках того времени, рассматривается пять действий: нумерация, сложение, вычитание, умножение и деление. Рядом с русскими Магницкий параллельно дает также их греческие и латинские названия. Магницкий учит Россию десятичному исчислению. Что интересно, он приводит таблицу сложения и умножения не в том виде, как ее принято было издавать на последней страничке 12-листовой тетради, а только ее половину, то есть коммутативность этих операций давалась сразу. В учебнике рассматривается и геометрия. Например, теорема Пифагора изучается на задаче, что есть башня некоторой высоты и лестница определенной длины. Насколько нужно отодвинуть нижний конец лестницы, чтобы ее верх совпал с верхом башни? Изучается и геометрия окружности, вписанных многоугольников и. т.д. Обращает на себя внимание большое количество задач, условия которых взяты из жизни, быта, современного Магницкому. Много задач и примеров из торговой и военной жизни, строительства и т. д.

На отдельных вкладных листах имеются таблицы. На одной из них в первой части даны названия и сравнение древних весов и монет; в начале книги приводятся таблицы цифр славянских, арабских и римских.

Ну, а заканчивается «Арифметика» конечно же, приложениями изученного материала к жизни. В частности, использованием логарифмических таблиц в навигационном деле.

Стремясь придать арифметике занимательный характер, автор прибегает к использованию:

› задач и примеров, интересных и увлекательных по содержанию;

› стихов и рисунков. Задачи иллюстрируются изображением предметов, о которых идет речь в условии задачи. Это – шахматная доска, город, башни, крепость, шатры, деревья, бочки, ядра, мешки, построенные войска и т. п.;

› занимательных задач (Приложение 8);

› математических забав (Приложение 9);

› задач, решение которых приводятся к уравнениям первой степени (Приложение 10).

Приведенные выше факты позволяют сделать вывод о том, что Магницкий служил образцом российского математика, тесно связывающего теорию с практикой, в частности, не отрывал свои научные интересы в математике от задач и возможностей их практического применения в астрономии, геодезии, навигации и кораблевождению. Сравнительные таблицы старых мер и мер того времени, оригинальные сопоставления, приведенные в тексте, несомненно, свидетельствуют о широкой эрудиции автора и о том, что в круг его научных интересов входила не только математика.

Заключение

Пробиваясь сквозь громоздкий язык петровского времени, чтение «Арифметики» Магницкого позволяет открыть немало любопытных особенностей «одного из важнейших явлений книгопечатной деятельности Петровского времени», по словам профессора Беркова. «Арифметика» Магницкого действительно обладает крупными научными и методическими достоинствами для своей эпохи, благодаря конкретным нововведениям автора при создании своего учебника. В учебнике Магницкого использованы традиции русских математических рукописей, но его труд не копирует их, в нем значительно улучшена система изложения материала:

· вводится следующая схема изучения правил:

простой пример → общая формулировка нового правила → закрепление большим количеством примеров и задач → проверка,

· осуществляется плавный переход к новому,

· систематическое использование русских названий,

· вводятся определения,

· появляются новые разделы,

· приводятся задачи и дополнительные сведения,

· используются приемы, способствующие формированию интереса читателя к изучению математики.

Первый отечественный учебник по математике является связующим звеном между традициями московской рукописной литературы и влияниями новой, западноевропейской. «Арифметика» Магницкого стала первой русской энциклопедией по разным отраслям математики, по астрономии, геодезии, навигации, кораблевождению, несмотря на то, что в названии упоминалась лишь исходная математическая область. Удовлетворяя тем требованиям, которые могли быть предъявлены к учебнику математики в России в первую половину XVIII столетия, «Арифметика» Магницкого долгое время пользовалась широким распространением и вышла из употребления около середины 50-х годов XVIII столетия. На ней воспитывались целые поколения деятелей физико-математических наук в России. По ее содержанию можно составить понятие о направлении и характере преподавания арифметики в России в первой половине XVIII столетия и о качестве знаний, доставляемых этим преподаванием.

Список литературы

1. Магницкий. Арифметика. 1703. _ электронная книга

2. Магницкий. Арифметика (выпуск 1 переиздания П. Баранова). 1914. _ электронная книга

3. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). Санкт-Петербург: 1890-1907.

4. П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

5. Журнал «Физико-математические науки в их настоящем и прошедшем», т. VII, стр. 205-210 и 267-308, и т. VIII, стр. 28-47 и 106-145.

6. Магницкий и его Арифметика. Выпуск_ электронная книга

7. Галанин. Леонтий Филиппович Магницкий и его Арифметика. Выпуск 2,_электронная книга

Интернет – ресурсы

1 . http://www. /ru/mov/magn/index. php

3. http://www. infanata. org/2007/08/24/magnickijj_lf_arifmetika. html

4. http://www. /science/mathematics/magnickiy/

5. http://dic. /dic. nsf/ruwiki/222703

6 . http:///forum/viewtopic. php? t=1132816

7. http:///magnitskij. html

Электронные пособия

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006

2. Большая Советская энциклопедия

Приложение 1

Приложение 2

Заглавный лист из “Арифметики” Магницкого

Приложение 3

Оборотная сторона заглавного листа из “Арифметики” Магницкого.

Гравюра на дереве

Приложение 4

Фронтиспис из “Арифметики” Магницкого. Гравюра на меди М. Карновского

Приложение 5

“Сфера мира”

Приложение 6

“Роза ветров”

Гравюра на меди М. Карновского из “Арифметики” Магницкого

Приложение 7

“Арифметика на троне”.

Гравюра на дереве из “Арифметики” Магницкого

Приложение 8

Занимательные задачи

Из «Арифметики» Магницкого: Некий человек продает коня за 156 рублев; раскався же, купец начата отдавати продавцу, глаголя: «Яко несть мне лепо взятии ситцевого коня, недостойного такие высокие цены». Продавец предложи ину куплю, глаголя: «А еще мнится велика цена сему коню бытии, убо купи гвоздие, их же сей конь имать в подковах своих ног, коня же возьми за тою куплею в дар себе. А гвозди во всякой подкове по шести, и за един гвоздь даждь ми полушку, за другой же – две полушки, а за третий копейку, и тако все гвозди купи». Купец же, видя столь малую цену и коня хотя в дар себе взятии, обещал таку цену платити, чая не больше 10 рублев за гвоздие дати. И ведательно есть, колико купец – он проторговался?

На современном русском языке это означает следующее: Один человек продал коня за 156 рублей; покупатель стал отдавать коня продавцу, говоря: «Не хорошо мне покупать этого коня, так как он недостоин столь высокой цены», Тогда продавец предложил иные условия, сказав: «Если тебе эта цена кажется слишком большой, заплати только за гвозди в подковах, а коня возьми себе в дар. Гвоздей в каждой подкове по шесть, и за первый гвоздь дай мне полушку, за второй – две полушки, за третий – копейку (то есть четыре полушки) и т. д.» Покупатель, видя столь малую цену и желая получить коня в дар, согласился на эту цену, думая, что гвозди придется заплатить не более 10 рублей. Требуется узнать, на сколько покупатель проторговался.

Приложение 9

Математические забавы

В «Арифметике» Магницкого забавы составляют особый раздел «О утешных неких действах, через арифметику употребляемых. Автор пишет, что помещает его в свою книгу для утехи и особенно для изощрения ума учащихся, хотя эти забавы, по мнению его, «и не зело нужные».

Первая забава . Один из находящихся в компании восьми человек берет кольцо и надевает на один из пальцев на определенный сустав. Требуется угадать, у кого, на каком пальце и на каком суставе находится кольцо.

Пусть кольцо находится у четвертого человека на втором суставе пятого пальца (надо условиться, что суставы и пальцы нумеруются всеми одинаково).

В книге дается такой способ угадывания. Угадывающий просит кого-нибудь из компании сделать следующие действия, не называя получающихся чисел:

1) номер лица, имеющего кольцо, умножить на 2; спрашиваемый в уме или на бумаге выполняет: 4 х 2 = 8

2) к полученному произведению прибавить 5: 8+5=13

3) полученную сумму умножить на 5: 13 х 5=65

4) к произведению прибавить номер пальца, на котором находится кольцо: 65+5=70

5) сумму умножить на 10: 70 х 10 = 700

6) к произведению прибавить номер сустава, на котором находится кольцо: 700+2=702

Результат объявляется угадывающему.

От полученного числа последний отнимает 250 и получает: 702 – 250 = 452

Первая цифра (идя слева направо) дает номер человека, вторая цифра – номер пальца, третья цифра – номер сустава. Кольцо находится у четвертого человека на пятом пальце на втором суставе.

Нетрудно найти для этого приема объяснение. Пусть кольцо было у человека с номером a на пальце с номером b на суставе с номером с

Выполним указанные действия над числами а, b с:

1) 2 х а = 2а

3)5 (2а+5)=10а+25

5)а+25+ b)=100а+250+10 b

6) 100а+10 b+250+с

7) 100а+10 b+250+с-250=100а+10 b+с

Получили число, в котором номер человека есть цифра сотен, номер пальца – цифра десятков, номер сустава - цифра единиц. Правила игры применимы при любом числе участников.

Вторая забава. Считаем дни недели, начиная с воскресенья: первый второй, третий и так далее до седьмого (субботы).

Кто-нибудь задумал день. Нужно угадать, какой день он задумал.

Пусть задумана пятница – шестой день.

Угадывающий предлагает выполнить про себя следующие действия:

1) умножить номер задуманного дня на 2: 6 х 2=12

2) прибавить к произведению 5: 12+5=17

3) умножить сумму на 5: 17 х 5=85

4) приписать к произведению нуль и назвать результат 850.

От этого числа угадывающий отнимает 250 и получает: 850-250=600

Был задуман шестой день недели – пятница

Приложение 10

Правило ложного положения или «фальшивое правило»

Приведем решение задачи способом ложного положения, или «фальшивым правилом» из книги Магницкого:

Спросил некто учителя: сколько у тебя в классе учеников, так как хочу отдать к тебе в учение своего сына? Учитель ответил: если придет еще учеников столько же, сколько имею, и полстолько и четвертая часть и твой сын, тогда будет у меня учеников 100. Спрашивается: сколько было у учителя учеников?

Магницкий дает такой способ решения.

Делаем первое предположение: учеников было 24.

Тогда по смыслу задачи, к этому числу надо прибавить «столько, полстолько, четверть столько и 1», имели бы:

24+24+12+6+1=67,

то есть на 100 – 67 = 33 меньше (чем требовалось по условию задачи), число 33 называем «первым отклонением».

Делаем второе предположение: учеников было 32. Тогда имели бы:

32+32+16+8+1=89,

то есть на 100 – 89 = 11 меньше, это «второе отклонение».

На случай, если при обоих предложениях получилось меньше, дается правило: помножить первое предположение на второе отклонение, а второе предположение на первое отклонение, отнять от большего произведения меньшее и разность разделить на разность отклонений:

32 х 33 – 24 х 11

Учеников было 36.

Таким же правилом надо руководствоваться, если при обоих предположениях получилось больше, чем полагается по условию. Например:

Первое предположение: 52

52+52+26+13+1=114

Получили на 144 – 100 = 44 больше (первое отклонение).

Второе предположение: 40

40+40+20+10+1=111

Получили на 111 – 100 = 11 больше (второе отклонение)

40 х 44 – 52 х 11

если при одном предположении получим больше, а при другом меньше, чем требуется по условию задачи, то нужно при указанных выше вычислениях брать не разности, а суммы.

При помощи самых начальных сведений алгебры эти правила легко обосновываются.

gastroguru © 2017