Откровения за Барто было уже? Литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. Я. Маршака для детей дошкольного возраста Читай летом агния барто самуил маршак

Маршак, кроме чисто детских произведений, лично мне, очень запомнился "ирландским" циклом. Обожаю, без преувеличения, его переводы.

Из вереска напиток
Забыт давным-давно,
А было очень круто -
Не хуже, чем вино!

В котлах его варили
И ужирались в дым,
И местный участковый
Ходил совсем седым.

Малюток-медоваров,
"Гудевших" всей семьей,
Был полон вытрезвитель
В пещерех под землей.

Пришел король шотландский,
Безжалостный к врагам,
Он пил, ругался матом,
И бил всех по рогам.

На вересковом поле
В день славы боевой
Среди пустых бутылок
Был жуткий мордобой.

Король дал пир победный.
Но скучно королю:-
"Чего еще не жрал я,
Подать себе велю!

Поворотите морды -
Опять в краю моем
Цветет медвяный вереск,
А меда мы не пьем!"

Король рыгнул сурово
И вытер рот килтом:-
"Хочу секрет напитка!
Сейчас, а не потом!"

И вот его вассалы
Приметили двоих
Последних медоваров
Оставшихся в живых.

Вышли сдавать посуду,
Жмурясь на белый свет,
Старый, горбатый карлик
И бабка 70-ти лет.

К берегу моря крутому
Их привели на допрос,
Но держатся пикты гордо,
От скоттов воротят нос:-

"Сиди, король шотландский,
В седле, не вякай тут!
Шотландцам выдай тайну -
Последний килт пропьют!"

"Что алкаши болтают,
Стоя у края скалы?"
(Звенели бутылки в авоське,
В море катились валы.)

Молвила бабка, со страху
Начавши бледнеть и дрожать:-
"Сказал он, готов ты другу
Последнюю юбку отдать!"

Гневно король промолвил:-
"Старый придурок и вор!
Напялить штаны для мужчины -
Вот что и вправду позор!

Как мед готовить, черти?
Вы мне должны сказать!
Мужик я очень нервный:
Сейчас начну пытать!"

"Ежа тебе, гаду, под юбку,
Зловредный шотландский король!
Ты в бане не мылся три года,
И мордою страшен, как тролль!

Но если такой ты жестокий,
И совесть тебя не проймет -
Бери аппарат самогонный,
Грабь мой несчастный народ!"

Король за меч схватился,
Но встал на полпути:-
"Заткнись, ты, пикт презренный,
Мне в ухо не пикти!

В каких могилках тесных
В горах родной земли
Детали аппарата
Себе приют нашли?"

Старость боится смерти,
Жизнь я изменой куплю,
Выдам заветную тайну!-
Карлик сказал королю.

Пускай ее крепко свяжут,
И аппарат соберут,
И первую рюмку меда
В глотку для пробы нальют.

Первая рюмка опасна -
В том аппарата секрет,
Дальше-то можно нажраться,
Там уж опасности нет!

Сильный шотландский воин
Бабушку крепко связал,
В ведро нацедил самогона
И зубы бедняжке разжал...

Король по склону едет
Над морем на коне,
А рядом реет бабка
С дорогой наравне.

Король глядит угрюмо:
-Ну, что за хрен такой?
Эй, кто там не боится
Попробовать второй?

Брат короля могучий
Меду стаканчик принял
И грохнулся спьяну в море
С прибрежных отвесных скал.

Гонимые любопытством,
Придя из далекой земли,
Ирландцы понюхали пробку
И викингов в море смели.

Сказал король вассалам:-
"Такое не к добру!"
(Те ж хлопали сурово
Килтами на ветру.)

"Глядите, что за низость,
Позор и караул!
Его пытать не стал я,
А он нас обманул!

Как ты посмел, мерзавец?!
Продался ты врагам!
Ты что сварил за супчик?!
А ну, попробуй сам!"

Стих звук удара по морде,
Замер свирепый крик.
И эхом ему ответил
С обрыва пиктский старик:

Правду сказал я, шотландцы!
От бабки я ждал беды:
Не верю я в стойкость юных,
Не бреющих бороды!

А мне портвейн не страшен,
Меня он не берет,
И не узнать вам тайну
Про вересковый мед!

Подумал, что без оригинала шутка юмора не до конца зайдет, извиняйте, если что)


Из вереска напиток
Забыт давным-давно.
А был он слаще меда,
Пьянее, чем вино.

В котлах его варили
И пили всей семьей
Малютки-медовары
В пещерах под землей.

Пришел король шотландский,
Безжалостный к врагам,
Погнал он бедных пиктов
К скалистым берегам.

На вересковом поле,
На поле боевом
Лежал живой на мертвом
И мертвый - на живом.
_______

Лето в стране настало,
Вереск опять цветет,
Но некому готовить
Вересковый мед.

В своих могилках тесных,
В горах родной земли
Малютки-медовары
Приют себе нашли.

Король по склону едет
Над морем на коне,
А рядом реют чайки
С дорогой наравне.

Король глядит угрюмо:
"Опять в краю моем
Цветет медвяный вереск,
А меда мы не пьем!"

Но вот его вассалы
Приметили двоих
Последних медоваров,
Оставшихся в живых.

Вышли они из-под камня,
Щурясь на белый свет,-
Старый горбатый карлик
И мальчик пятнадцати лет.

К берегу моря крутому
Их привели на допрос,
Но ни один из пленных
Слова не произнес.

Сидел король шотландский,
Не шевелясь, в седле.
А маленькие люди
Стояли на земле.

Гневно король промолвил:
"Пытка обоих ждет,
Если не скажете, черти,
Как вы готовили мед!"

Сын и отец молчали,
Стоя у края скалы.
Вереск звенел над ними,
В море катились валы.

Старость боится смерти.
Жизнь я изменой куплю,
Выдам заветную тайну!" -
Карлик сказал королю.

Мальчику жизни не жалко,
Гибель ему нипочем...
Мне продавать свою совесть
Совестно будет при нем.

Пускай его крепко свяжут
И бросят в пучину вод -
А я научу шотландцев
Готовить старинный мед!.."

Сильный шотландский воин
Мальчика крепко связал
И бросил в открытое море
С прибрежных отвесных скал.

Волны над ним сомкнулись.
Замер последний крик...
И эхом ему ответил
С обрыва отец-старик:

"Правду сказал я, шотландцы,
От сына я ждал беды.
Не верил я в стойкость юных,
Не бреющих бороды.

А мне костер не страшен.
Пускай со мной умрет
Моя святая тайна -
Мой вересковый мед!"

Корней Чуковский очень любил свою дочь Мурочку. Это был относительно поздний ребенок, когда она родилась, сыну Чуковского Николаю шел уже семнадцатый год. Она стала не только первой слушательницей, но и героиней многих стихотворений Корнея Чуковского двадцатых годов. "Дали Мурочке тетрадь, стала Мура рисовать". Говорят, он практически никогда не спускал ее с рук. Корней Чуковский почему-то не праздновал дни рождения своих детей. Всех, кроме Мурочки. Ей единственной он дарил подарки.

Мурочка умерла в 1931 году, когда ей было 11 лет. Перед этим она долго и тяжело болела, из-за туберкулеза сначала перестала работать нога, потом глаз, девочка испытывала страшные боли. Чуковский был сражен этой потерей. И надо же такому случиться, что именно в период, когда он переживал ужасное отцовское горе, по инициативе Н.К.Крупской против него в газетах развернулась настоящая травля. Его обвиняли в том, что он пишет для советских детей неправильные стихи, а сами стихи называли "чуковщиной". Среди прочих, усердствовала в травле и Агния Барто.

Наталья Урсу
Литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. Я. Маршака для детей дошкольного возраста

Программные задачи :

1. Продолжать углублять интерес детей к творчеству детских писателей К. И. Чуковского , А. Л. Барто , С. Я. Маршака .

2. Побуждать детей вспоминать названия и содержание произведений писателей , с которыми они знакомились ранее; испытывать радость от встречи с любимыми сказочными героями.

3. Формировать умение определять название произведений по содержанию отрывков из них и по иллюстрациям.

4. Добиваться от детей выразительного чтения произведений .

5. Систематизировать знания детей о творчестве любимых писателей.

Предварительная работа : Чтение произведений А . Л. Барто , К. И. Чуковского , С. Я. Маршака , беседы по ним и рассматривание иллюстраций к ним, заучивание стихотворений, инсценировка, драматизация, театрализованные игры по содержанию произведений , словесные игры «Скажи наоборот» , «Узнай героя» , «О ком можно так сказать?» , «Какой, какая, какие?» , «Хорошо, плохо» .

Материал : книги и иллюстрации к произведениям , портреты К. И. Чуковского , А. Л. Барто , С. Я. Маршака ; иллюстрации с изображением предметов по содержанию стихотворения А. Л. Барто «Игрушки» , поощрения детям за правильные ответы (ромашки-оригами) .

Ход викторины:

1. Краткая беседа о творчестве К. И. Чуковского , А. Л. Барто , С. Я. Маршака и их биографии .

Цель : продолжать обогащать представления детей о жизни и творчестве детских писателей.

Воспитатель подводит детей к выставке иллюстраций и книг с произведениями К . И. Чуковского , С. Я. Маршака , А. Л. Барто . Проводится анализ иллюстраций, показ портретов писателей и ознакомление детей с их биографией и творчеством.

Воспитатель : ребята, давайте еще раз вспомним ваших любимых писателей и начнем мы с Агнии Львовны Барто . Настоящей ее фамилией была «Волова» , родилась она 17 февраля 1906 года, в Москве. Училась она в гимназии, одновременно занималась в хореографическом училище. В 1925 году вышли в свет ее первые стихотворения. В годы Великой Отечественной войны А. Барто находилась в эвакуации в г. Свердловске. Выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала по радио, писала для газет. За сборник «Стихи детям» (в 1949 году) ей была присуждена государственная премия. Стихи «Наша Таня громко плачет» были посвящены ее дочери Тане, а позднее, образ внука Володи отражен в цикле стихов «Вовка – добрая душа» . У каждого из нас в детстве была книга стихов А. Барто , которые мы с удовольствием читали наизусть, почти не прилагая усилий, чтобы их запомнить. Ритм, рифмы, образы и сюжеты близки и понятны каждому ребенку. И, хотя они написаны в прошлом веке, еще не одно поколение наших ребятишек будет с выражением повторять : «Все равно его не брошу» .

Также долговечна наша память о женщине-поэте, посвятившей всю свою жизнь и творчество детям.

А теперь давайте поговорим о самом дедушке Корнее – писателе, поэте и переводчике. Настоящее имя писателя – Николай Васильевич Корнейчуков . Он всегда был веселым и жизнерадостным человеком. Родился он 31 марта 1882 года в Санкт-Петербурге. Ему было 3 года, когда он остался жить только с матерью. Свое детство он провел в Одессе и Николаеве. Из одесской гимназии его исключили по причине «низкого» происхождения , так как мать работала прачкой. Семье очень тяжело жилось на маленькую зарплату матери, но юноша не сдался, он много читал, занимался самостоятельно и сдал экзамены, получив аттестат зрелости.

С ранних лет К. Чуковский начал интересоваться поэзией : писал стихотворения и даже поэмы.

А вы помните, как Чуковский стал детским поэтом и сказочником? – Совершенно случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде домой, мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…» сын затих и стал слушать папу. Через несколько дней он попросил отца повторить рассказанную сказку. Оказалось, что сынишка запомнил ее всю слово в слово. После этого случая Чуковский стал сочинять детские сказки.

Давно нет среди нас Корнея Ивановича, но книги его живут и будут жить еще долго. С ранних лет его стихи приносят всем на радость, не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита» , «Тараканища» , «Федорина горя» , «Мухи-Цокотухи» , «Телефона» .

А еще, ребята, есть у нас не менее любимый вами детский писатель С. Я. Маршак (поэт, драматург, переводчик, литературный критик ) . Родился он в 1887 году в семье заводского техника, талантливого изобретателя, в Воронеже. Его отец поддерживал в детях стремления к знаниям, интерес к миру, к людям. Учился Маршак в гимназии , в городе Острогожске под Воронежем. Учитель словесности привил ему любовь к классической поэзии и поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Маршак создал детский театр в городе Краснодаре, в котором началось его творчество как детского писателя.

В 1923 году в Петрограде он написал свои первые оригинальные сказки в стихах «Сказка о глупом мышонке» , «Пожар» , «Почта» . Особой популярностью пользуются его пьесы-сказки «Двенадцать месяцев» , «Умные вещи» , «Кошкин дом» , которые вам хорошо известны.

2. Речевая игра «Расскажи стихотворение»

Цель : развивать интонационную сторону речи, память; активизировать речевую деятельность детей .

Воспитатель : Ребята, вы помните ваши первые стихотворения про игрушки А. Барто ?

Дети : помним.

Воспитатель : а давайте поиграем в такую игру, я разложу карточки с изображением игрушек, а вы по желанию будете подходить и рассказывать стихотворения о той игрушке, которая изображена на карточке, выбранной вами. (Дети подходят, выбирают карточку, рассказывают стихотворение, а воспитатель следит за тем, чтобы они рассказывали с выражением, и раздает поощрительные призы).

Воспитатель : молодцы, ребята, хоть эти стихотворения вы учили очень давно, но видно сразу, что они вам очень хорошо запомнились.

А теперь давайте перейдем к сказкам К. И. Чуковского . Как они называются?

Дети : «Тараканище» , «Мойдодыр» , «Муха-Цокотуха» .

3. Игра «Назови сказку»

Цель : закреплять знания детей произведений К . И. Чуковского , подводить детей

Воспитатель : Ребята, названия сказок вы хорошо помните, а теперь давайте попробуем угадать их по отрывкам, зачитанным мною. (Воспитатель зачитывает отрывки из сказок К. И. Чуковского , а дети отгадывают)

1) Ой, вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои.

Воротитесь, вы немытые домой. (Федорино горе)

2) Кому велено чирикать,

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать –

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком! (Путаница)

3) И такая дребедень

Целый день :

Динь-ди-лень, динь-ди-лень!

То тюлень позвонит, то олень! (Телефон)

4) И рычит, и кричит,

И усами шевелит :

«Погодите, не спешите,

Я вас мигом проглочу!

Проглочу, проглочу, не помилую.» (Тараканище)

5) Дорогие гости, помогите!

Паука- злодея зарубите!

И кормила я вас, и поила я вас

Не покиньте меня в мой последний час… (Муха-Цокотуха)

6) Наступила темнота

Не ходи за ворота…

Кто на улицу попал –

Заблудился и пропал. (Краденое солнце) .

7) И прибежала зайчиха,

И закричала : Ай, Ай!

Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай! (Айболит) .

8) Маленькие дети! Ни за что на свете,

Не ходите в Африку, в Африку гулять!

В Африке акулы, В Африке гориллы,

В Африке большие злые крокодилы

Будут вас кусать, бить и обижать… (Бармалей)

9) Давайте же мыться плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться,

В ушате, корыте, лохани,

В реке, ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане, всегда и везде – вечная слава воде! (Мойдодыр)

Воспитатель : молодцы, ребята, а слова из последней сказки, должны быть девизом для всех и всегда! Мы никогда не должны забывать о чистоте и гигиене! Если мы будем прислушиваться к советам Мойдодыра и дружить с водой, мы никогда не будем болеть!

4. Викторина по сказкам К . И. Чуковского .

Цель : закреплять знания детей произведений К . И. Чуковского , подводить детей к осознанию художественных образов писателя.

Воспитатель : а сейчас я хочу предложить вам вопросы по сказкам К. И. Чуковского . Вы, ребята, будьте внимательны. Старайтесь отвечать четко и быстро.

Вопросы Викторины .

1) На чем ехали зайчики в сказке «Тараканище» ? (на трамвае)

2) Что упало на слониху в сказке «Тараканище» ? (луна)

3) Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли в стихотворении «Телефон» ? (они объелись лягушками)

4) Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)

5) Зачем свинья из стихотворения «Телефон» просила прислать к ней соловья? (чтобы спеть с ним вместе)

6) Кто напал на Муху-Цокотуху? (паук)

7) Что нес отважный комарик, который спас Муху-Цокотуху? (фонарик и саблю) .

8) Куда отправился Айболит по телеграмме? (в Африку)

9) Профессия Айболита? (доктор)

10) Усатый персонаж сказки К. И. Чуковского ? (Тараканище) .

11) Какая сказка начинается именинами и заканчивается свадьбой? (Муха-Цокотуха)

12) Какое грозное имя произнес Мойдодыр , после того, как ударил в медный таз? (Карабарас)

5. Игра-пантомима «Изобрази персонаж» по содержанию стихотворения С. Я. Маршака «Детки в клетке»

Цели : продолжать учить детей давать характеристики литературным персонажам ; развивать образно-пластическое творчество детей .

Воспитатель зачитывает стихотворение, а дети изображают мимикой и позой характерные черты каждого животного жирафа-великана, достающего ветки высокого дерева, слона, размахивающего хоботом, и его тяжелую походку; передают движением, мимикой и позой поведение тигренка, совят, верблюда по тексту стихотворения.

Тигренок

Эй, не стойте слишком близко –

Я тигренок, а не киска!

Лебеденок

Отчего течет вода

С этого младенца?

Он недавно из пруда,

Дайте полотенца!

Бедный маленький верблюд :

Есть ребенку не дают.

Он сегодня съел с утра

Только два таких ведра!

Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну

И сказал : - Нужны пошире,

И не две, а все четыре!

Взгляни на маленьких совят –

Малютки рядышком сидят.

Когда не спят,

Они едят.

Когда едят,

Они не спят.

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок!

Воспитатель хвалит детей , раздает поощрительны призы.

Итог : в конце викторины , воспитатель еще раз подводит детей к столу с книгами детских писателей и обращает внимание на те из них, которые не были предметом викторины , предлагает прочесть их дома с родителями, старшими сестрами или братьями и нарисовать наиболее понравившиеся им эпизоды из прочитанных произведений .

Список литературы :

1. Хрестоматия для детей 3-5 лет (к программе «Развитие» ) Н. Ф. Астаськова, О. М., Дьяченко. Москва. Новая школа. 1996,-239 с.

2. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой : Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 224 с. (Серия «Программы развития» ).

3. Муханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений . – М.: ТЦ «Сфера» , 2001. – 128 с.

4. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению письма : Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: ВАКО, 2005. – 228 с. (Дошкольники : учим, развиваем, воспитываем) .

Корней Иванович Чуковский — детский поэт с большой буквы, настоящий всенародный любимец. Без стихов Корнея Чуковского невозможно представить ни мир детской поэзии, ни сам детский мир — добрый и красочный. Именно его стихотворные сказки формируют в детском сознании позитивное отношение к окружающему. Большинство произведений для детей написаны Корнеем Чуковским около века назад, но по-прежнему остаются одними из самых любимых детворой. Корней Иванович Чуковский является самым издаваемым в России автором детской литературы.

КОРНЕЙ ЧУКОВСКИЙ СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ

Корней Иванович Чуковский — это псевдоним.

Настоящее имя этого писателя, детского поэта, переводчика, литератураведа и литературного критика — Николай Васильевич Корнейчуков.

О себе Чуковский написал так:

«Я родился в Петербурге в 1882 году, после чего мой отец, петербургский студент, покинул мою мать, крестьянку Полтавской губернии; и она с двумя детьми переехала на житье в Одессу. Вероятно, отец давал ей вначале какие-то деньги на воспитание детей: меня отдали в одесскую гимназию, из пятого класса которой я был несправедливо исключен.

Перепробовав много профессий, я с 1901 года стал печататься в «Одесских новостях», писал главным образом статейки о выставках картин и о книгах. Иногда — очень редко — стихи.

В 1903 году газета послала меня корреспондентом в Лондон. Корреспондентом я оказался из рук вон плохим: вместо того чтобы посещать заседания парламента и слушать там речи о высокой политике, я целые дни проводил в библиотеке Британского музея… (Английский язык я изучил самоучкой.)».

По возвращении из Лондона в Петербург Корней Иванович всерьёз занялся литературной критикой. Этой профессии он отдавал почти всё своё время, очень её любил и считал своей единственной профессией.

О том, чтобы писать произведения для детей, Чуковский изначально даже не задумывался. Он продолжал критиковать детских поэтов в своих статьях, акцентируя внимание на унылость их творений, напрочь лишенных рифмы и ритма. По этому поводу Максим Горький, познакомившись с Чуковским случайно в поезде, предложил Корнею Ивановичу всместо жесткой критики самому попробовать написать хорошую стихотворную сказку в качестве примера.

После этого разговора Чуковский много раз садился за письменный стол, но каждый раз приходил к убеждению, что для написания детских сказок у него нет таланта.

И все же сказки Чуковским были написаны. Но написаны они были не преднамеренно, случайно.

Как упоминает сам автор: «случилось так, что мой маленький сын заболел, и нужно было рассказать ему сказку. Заболел он в городе Хельсинки, я вез его домой в поезде, он капризничал, плакал, стонал. Чтобы как-нибудь утихомирить его боль, я стал рассказывать ему под ритмический грохот поезда:

Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил…

Стихи сказались сами собой. О их форме я совсем не заботился. И вообще ни минуты не думал, что они имеют какое бы то ни было отношение к искусству. Единственная была у меня забота – отвлечь внимание ребенка от приступов болезни, томившей его. Поэтому я страшно торопился: не было времени раздумывать, подбирать эпитеты, подыскивать рифмы, нельзя было ни на миг останавливаться. Вся ставка была на скорость, на быстрейшее чередование событий и образов, чтобы больной мальчуган не успел ни застонать, ни заплакать. Поэтому я тараторил, как шаман:

И дать ему в награду
Сто фунтов винограду,
Сто фунтов шоколаду,
Сто фунтов мармеладу
И тысячу фунтов мороженного.

Сын угомонился и тихо заснул…».
Этим рифмам Чуковский сначала не придал никакого значения и возможно навсегда позабыл бы о них, но его сын, едва проснувшись, сразу же попросил снова рассказать ему «вчерашнюю» сказку, а после и её продолжение. Так появились на свет знаменитые: «Крокодил» , «Тараканище» , «Мойдодыр» , «Муха-цокотуха» , «Бармалей» , «Айболит» , «Краденное солнце» , «Телефон» , «Федорино горе» . И теперь уже эти стихотворные сказки ругали другие литературные критики, называя их пустой болтовнёй с неформальными сюжетами. Долгое время издательства отказывали Чуковскому в публикации его детских произведений, пока один из приятелей Корнея Ивановича не опубликовал их.
С тех пор произведения Корнея Ивановича Чуковского стали и продолжают быть одними из самых любимыми детьми, и в том числе и за непривычную форму стиха и фантастичный сюжет его сказок, в общем за всё то, за что когда-то его не хотели публиковать и ругали взрослые критики.
В 1962 году Оксфордский университет (самый старый университет Англии) присудил К.И. Чуковскому почетное звание доктора литературы. За научный труд о Некрасове Чуковский был награждён Ленинской премией.
В шестидесятых годах К.И. Чуковский на собственные средства построил детскую библиотеку и подарил её множество книг. Его поддержали в этом и другие деятели искусства: детские писатели, поэты и художники. Так появилась большая детская библиотека в Переделкино, под Москвой, которая существует и в настоящее время.

Личность самой Агнии Лвовны, насколько позволяют судить об этом весьма немногочисленные биографические сведения (а в не меньшей степени и некоторые биографические умолчания), решающим образом повлияла на тематику и характер ее поэтических произведений. Дочка видного московского врача-ветеринара начала писать стихи в раннем возрасте. По всей вероятности, неизбалованность маленькой Агнии родительским вниманием, в целом, и отцовским, в особенности, определила главные мотивы ее творчества. Возможно, профессиональная практика отца, отвлекавшая немалое время от общения с дочкой, послужила для нее источником особенных поэтических образов. Разные животные, которые в качестве объектов отцовской любви и заботы как бы заместили собой родного ребенка, вероятно, стали в восприятии маленькой Агнии своеобразными фантомами самой себя и навсегда остались связанными с темой вытеснения, брошенности и одиночества.
Можно лишь догадываться, насколько сознательно или бессознательно дочка ветеринара переживала недостаток родительского тепла в пять или шесть лет, но в свои тридцать она оформила эти переживания в поэтических текстах такой психологической точности, метафорической глубины и универсальности, что они стали, по существу, своеобразными вербальными проектами. Оформившись в художественные тексты, тема одиночества и вытеснения приобрела качество компактно свернутой сюжетной информации, которая актуализуется и разворачивается в ситуациях психологического резонанса между медиумом первого порядка (автором) и медиумом второго порядка (читателем).
В жизни самой Агнии Львовны роль собственного текста как судьбоносного проекта проявилась с особенной силой. Когда ее еще девочкой познакомили в качестве молодого поэтического дарования с наркомом культуры А.В.Луначарским, он попросил ее прочитать ему какое-нибудь стихотворение своего сочинения. Девочка немало удивила наркома не по возрасту минорным стихотворением под названием «Похоронный марш». Тогда озадаченный нарком порекомендовал юной Агнии сочинять что-нибудь более жизнеутверждающее и позитивное. Однако с годами поэтические тексты Барто отнюдь не стали менее драматичными. Даже внешне позитивные стихотворения сохраняют у нее внутренний трагизм. А некоторые из них пронизывает холодок смерти.
Тема потерянного, брошенного, вытесненного ребенка, сквозным мотивом проходящая через все творчество Агнии Барто, спрограммировала многое в собственной жизни поэтессы. Вскоре после войны Агния Барто потеряла сына. Это была нелепая, трагическая утрата, произошедшая в результате несчастного случая. Если не ошибаюсь, мальчик погиб, катаясь на велосипеде.

gastroguru © 2017