Массовая коммуникация и культура. Массовая культура Сми и массовая культура 20 века

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Сегодня, когда качество информационных технологий и их использования все в большей степени определяют характер жизни общества, вопрос о взаимоотношении общества и СМИ, о степени свободы СМИ от общества, власти и государства (особенно государства, претендующего на демократический статус) приобретает особое значение. Средства массовой информации, взятые как целое и являясь важной составной частью массовой коммуникации общества, несут в себе различные социально-политические роли, те или иные из которых - в зависимости от определенного числа типичных социально-политических ситуаций - приобретают особую общественную значимость. Это могут быть роли организатора, объединителя, консолидатора общества, его просветителя. Но они могут играть и дезинтегрирующую, разъединительную роль.

Деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей. информация культура политика общество

1. Виды средств массовой информации(СМИ)

Современные СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве). Отличительные черты СМИ - это публичность, т.е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье.

Понятие “средства массовой информации” не следует отождествлять с понятием “средства массовой коммуникации”(СМК). Это не совсем верно, поскольку последнее понятие характеризует более широкий спектр массовых средств. К СМК относятся кино, театр, цирк и т.д., все зрелищные представления, которые отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории, а также такие технические средства массовой коммуникации, как телефон, телеграф, телетайп и т.д.

Собственно журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации -- прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника).

Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов -- отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе своих специфических особенностей.

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио - телевизионной ин формации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.). Печатные издания легко иметь «при себе» и обращаться к “извлечению" информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.).

При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного материала проходит в соответствии с желанием избирательно, в том порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях (маргиналии) и т.д. и т.п. Все это определяет множество положительных сторон при контакте с печатными изданиями, что делает их на настоящий период незаменимыми и важными носителями массовой информации.

Однако и у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитости других средств коммуникаций), но это связано с трудностями печати и доставки, и поэтому с распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.

Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информирования.

Вторым по времени появления средством массовой коммуникации является радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны -- эфирное вещание, осуществляемая по проводам -- проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или -- при передаче на очень большие расстояния -- с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.

Характерным для радио является вневизуальность - (лат. viceo «видение»). На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение. Если первоначально радио было способно транслировать только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов -- звучащей речи, музыки, шумов. Но “монополия" звука, разумеется, ограничивает возможности для аудитории “увидеть”, как и кем создается “звуковая картина”.

Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно -- передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Эти черты радио заставляют внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и составлять программы с учетом распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки.

Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место.

Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния - этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.

Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач как из студии, так и с места событий (хотя прямое включение имеет ряд трудностей технического порядка, преодолеваемых с развитием видеотехники и каналов связи). Преимущества же такой оперативной «живой» передачи, идущей прямо в эфир с места события, в значительно большем, чем у радио, «эффекте присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией.

На телевидении “аудио” и “видео” могут выступать и на равных, но в необходимых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд либо на видеоряд (как, например, передача из картинной галереи). Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ -- и публицистических, и художественных, и научно-популярных.

К этим видам СМИ в последнее десятилетие присоединяется и активно развивающийся четвертый тип каналов информации -- всемирная компьютерная сеть (представленная в наше время Интернетом), в которой значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация. Это электронные версии и дайджесты газет, т.е. сетевые газеты и журналы, радио- и теле - “сетевещание”, сайты (“странички") отдельных журналистов, притом оперативно меняющие содержание и получаемые в режиме реального времени. Таким образом, компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора (и при необходимости распечатываться на собственном принтере). Важно учесть также, что наибольшая часть информации передается на иностранных языках, что затрудняет для многих полноценное освоение информации даже при наличии в компьютере программы-переводчика.

2. Влияние СМИ на культуру

СМИ в настоящее время оказывает большое влияние на культуру. У этого влияния есть свои положительные и отрицательные стороны. Например, повышение уровня образования все более широких слоев населения тесно связанно с зарождением СМИ, т.е. с ростом тиражей печатного слова - книг, а затем журналов и газет. Но, в то же время, расширение сферы контакта населения с искусством и наукой посредством СМИ вызвало целый комплекс последствий и для всех социальных слоев и для самой культуры. Из этих последствий выделим следующие два:

Искусство, разделенное до этого на две не слишком связанные между собой части - элитарное и массовое, стало растягиваться в шкалу, каждый участок которой с удалением от элитарного полюса адресовался все более широкому кругу “потребителей”. Малообразованные, но уже попавшие в сферу воздействия СМИ, слои населения получают свою моду, бытовой дизайн, городской романс, бульварные газеты, “романы для кухарок” и другие составляющие быстро разворачивающейся масс-культуры. С точки зрения элитарных критериев, этот поток состоял из эрзац и деструктивных компонентов, разрушающих мораль и культивирующих “дурной вкус”.

Симбиоз большого искусства и высших классов строился до эпохи СМИ в основном на отношениях "предложение-заказ" и в значительно меньшей степени на форме "товар-рынок". С культурной перестройкой, начавшейся под влиянием развития СМИ, новое, неэлитарное, искусство стало формироваться под знаком чисто рыночных отношений, причем рынка массового - низкая цена, большой тираж и качество “под клиента”.

Принцип “под клиента” заслуживает специального рассмотрения, поскольку он всегда играл важную роль и в элитарном искусстве, хотя, как правило, не был определяющим, поскольку культурный уровень заказчика заставлял его обычно считаться с ориентирами самого искусства. Однако массовому “клиенту” эти ориентиры не были понятны или даже знакомы.

Его шкала приоритетов определялась реакциями психики на “прямое” воздействие”. Достаточно вспомнить о классическом принципе “хлеба и зрелищ”, обеспечивавшего социальный баланс на основе “прямого воздействия“ еще задолго до зарождения современных СМИ и масс-культуры. Именно таковы законы, на основе которых рынок формирует дешевую культуру под клиента с недостаточно устойчивой надстройкой и минимальным уровнем эстетических оценок.

Таким образом, СМИ играют большую роль в возникновении и развитии массовой культуры, но все сказанное выше не учитывает еще один важный фактор формирования высокой и низкой культур: социальный заказ, который еще совсем недавно считался основной силой, определяющей доминанты развития искусства и даже науки. Текущий контекст - господствующая идеология, мораль, законы - формировавший ориентиры и шкалу оценок, определялись, в конечном счете, социальным заказом.

Высокое искусство во все эпохи должно было прежде всего подчеркнуть право заказчика на власть. Основной же для искусства критерий - “сделайте мне красиво” - мог рассматриваться как вторичный, поскольку (а) обычно является компонентом оформления величия власти и (б) более важен в тех областях, которые реже входили в основной набор атрибутов власти (литература, театр, и т.п.).

На низкое же искусство до эпохи СМИ влиять сверху можно было скорее кнутом, т.е. запретами на нежелательные элементы, чем поощрением желательных. Появление СМИ начинает процесс становления новой масс-культуры, все больше выполняющей заказ сверху: поучительные и религиозные тексты, пропаганда незыблемости устоев, морализующие и патриотические олеографии. С какого-то этапа эволюции масс-культуры фактор рынка начинает играть все большую, а в конце концов основную роль, все больше отождествляя ее с китчем. При этом общие ориентиры культуры в целом остаются за высоким искусством.

3. СМИ и политика

СМИ играют в политической жизни общества существенную роль, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности и выполняя репродуктивную (отображают политику через радио, телевидение и прессу) и продуктивную (творящую) функции, поэтому они в той же степени, что и творцы политики несут ответственность за происходящие в обществе процессы.

Объединение наций в сильные централизованные государства часто оказывалось возможным во многом благодаря появлению прессы, которая создала новый вид социальной общности - публику отдельно взятой газеты. Члены этой агрегации разделены расстояниями, но объединены потребляемой информацией. Пресса ускорила и поставила на «поток» выработку единых символов и значений в национальном масштабе. Сегодня СМИ не только непрерывно воспроизводят этот процесс, но и выводят его на глобальный уровень. Хотя масс-медиа призваны решать определенные задачи в политической системе и обществе, в реальной жизни они достаточно самостоятельны, имеют, собственные, часто расходящиеся с потребностями общества цели деятельности и используют для их достижения различные методы. Политическое влияние СМИ осуществляют через воздействие на разум и чувства человека .

В демократических государствах явно преобладает рациональная модель массовых коммуникаций, рассчитанная на убеждение людей с помощью информирования и аргументации, построенной в соответствии с законами логики. Эта модель соответствует сложившемуся там типу менталитета и политической культуры людей. Она предлагает состязательность различных СМИ в борьбе за внимание и доверие аудитории. В этих государствах запрещено законом использование СМИ для разжигания расовой, национальной, классовой и религиозной ненависти и вражды, однако в них различные политические силы для пропаганды своих идей и ценностей широко применяют методы преимущественно эмоционального воздействия, что особенно ярко проявляется в периоды избирательных кампаний., которое нередко может затмить рациональные доводы и аргументы. Этим широко пользуется тоталитарные, авторитарные и особенно этнократические режимы, обильно насыщая свою политическую пропаганду эмоциональным содержанием, подавляющим разум человека. Здесь СМИ широко используют методы психологического внушения, основанные на страхе и вере, для разжигания фанатизма, недоверия или ненависти к политическим оппонентам, лицам других национальностей и всем неугодным.

Несмотря на важность эмоционального воздействия, все же главное влияние на политику СМИ осуществляют через информационный процесс. Основными этапами этого процесса являются получение, отбор, препарирование, комментирование сведений. От того, какую информацию, в какой форме и с какими комментариями получают субъекты политики, очень во многом зависят их последующие действия. Они не только отбирают сведения, поставляемые информационными агентствами, но и сами добывают и оформляют их, а также выступают их комментаторами и распространителями. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов. Поэтому отбор наиболее важной информации и ее представление в доступной массовой аудитории форме и комментирование - важная задача всей системы СМИ. Информированность граждан, в том числе политиков, прямо зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после ее препарирования и редукции, осуществленных газетами, радио телевидением, а также от способа и форм подачи информации.

Роль СМИ в политике нельзя оценивать однозначно. Они представляют собой сложный многогранный институт, состоящий из множества органов и элементов, обеспечивающих информирование населения о происходящей каждой конкретной стране и во всем мире событиях и явлениях.

Заключение

В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности. Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.

Средства массовой информации - мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется в отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию. В средствах массовой информации, а особенно на телевидении вопросы повышения эффективности выступлений тесно связаны с уровнем организации творческого процесса, форм и средств социально-политического воспитания журналистского, художественного и технического персонала. Прежде всего, это отбор проблем, решение которых может быть поддержано и подсказано аудиторией, и создание перспективных планов работы СМИ, их включающих.

В настоящее время значительно возросло влияние средств массовой информации на личность. Господствующее положение среди средств массовой информации на сегодняшний день занимает телевидение. Если в конце 70-х начале 80-х годов телевизор считался роскошью, то сегодня телевидение прочно вошло в быт, практически каждой семьи. Постепенно телевидение вытесняет газеты и журналы, серьёзно конкурирует с радио. Конкуренция с прессой объясняется появлением на телевидении новых технологий.

Литература

1. Пугачев В.П "Политология. Справочник студента". М. 2001

2. Чачановский А.А. “Инстанция истины: СМИ и жизнь: возможность, поиск, ответственность”. М: Политиздат, 2007.

3. Прохоров Е. П. "Введение в теорию журналистики". М.,2005.

4. Корконосенко С. Г. "Основы теории журналистики". СПб. 2002

5. Шишкин А.Ф. "Экономическая теория". М., Гамунит.изд. центр Владос,1996-1997,с.176

6. В.П. Пугачев, А.И. Соловьев "Введение в политологию". М. 2006 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Периодическая печать важнейшее средство формирования общественного мнения. Радио и телевидение как основные каналы массовой коммуникации. Политическое сознание и его место в жизни общества. Политическая коммуникация как информационное воздействие.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2013

    Виды психологического противостояния влиянию. Изучение положительного и негативного влияния различных средств массовой информации (печать, радио, телевидение, реклама, интернет) на жизнь людей. Аберрация сознания при восприятии информационного фантома.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2014

    История возникновения средств массовой информации, характеристика основных видов: печать, радиовещание, телевидение. Понятие и функции общественного мнения, особенности его формирования. Исследование влияния СМИ на формирование общественного мнения.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2011

    Характеристика видов и типов печатных периодических изданий - газет, журналов и альманахов. История изобретения радио, телевидения и интернета как видов средств массовой информации. Сущность и особенности функционирования информационных агентств.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2010

    Периодическая печать в годы первой русской революции. Русская пресса в годы Первой мировой войны. Этапы развития радио, телевидения и сети Интернет. Журналистика периода "холодной войны". Особенности современных средств массовой информации России.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2014

    Характеристика массовой коммуникации, ее основные цели и функции. Виды средств массовой информации (телевидение, радио, пресса, интернет и др.), их в формировании общественного мнения. Общие правила отношений с СМИ, понятие и задачи паблик рилейшнз.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2010

    Сущность понятия "средства массовой информации". Условия функционирования массовой коммуникации. Виды периодических изданий. Негативное воздействие СМИ на ребенка. Уровень влияния телевидения на школьников. Интернет и средства массовой информации.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2010

    Понятие, критерии, особенности использования и виды средств массовой информации. Анализ гарантий свободы массовой информации. Специальные правила регистрации и освобождение от них для средств массовой информации. Сущность форм выражения информации.

    контрольная работа , добавлен 05.03.2010

    Массовые коммуникации и средства массовой информации. Наиболее известные информационные агентства. Особенности массовой коммуникации в прессе, радио, телевидении. Общие правила отношений PR-деятельности с СМИ. Работа с прессой, радио и телевидением.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2011

    Теоретическое исследование роли средств массовой информации в социально-политической борьбе. Программа социологического исследования влияния средств массовой информации на формирование общественного мнения. Политическая манипуляция массовым сознанием.

Средства массовой коммуникации оказывают глубокое воздействие на культуру современного общества.

О некоторых аспектах этого влияния уже отмечалось в главе, посвященной теоретическому анализу массовой коммуникации. Г. Маклюэн показал, каким образом средства коммуникации определяют восприятие мира в ту или иную эпоху. Ж. Бодрийар говорил о проблемах перепроизводства символов и девальвации понятий смысла и аутентичности, о формировании с помощью СМИ «гиперреальности», заменяющей подлинную реальность. М. Кастелье стремился показать, как под влиянием развития информационных коммуникационных технологий формируется «культура реальной виртуальности». В этой главе будет рассмотрен ряд других, более частных аспектов воздействия СМИ на культуру, и начнём с роли СМИ в формировании феномена массовой культуры.

СМИ и массовая культура

Понятие массовой культуры отражает специфику производства культурных образцов в индустриальных и постиндустриальных обществах.

Произведения массовой культуры изначально создаются как товар, и главным критерием их оценки является уровень спроса на них. Т. Адорно использовал термин «индустрия культуры» для обозначения нового статуса культуры в индустриальных обществах - культура становится «производством» наряду с другими видами производства.

Произведения массовой культуры изначально не обладают уникальностью - они представляют собой серийный, стандартный продукт, изготовляемый профессионалами в соответствии с определёнными технологиями.

Внедрение техники в производство культурных образцов приводит к значительным последствиям, причём глубокие культурные преобразования, связанные с возможностью массовой воспроизводимости произведений искусства, начались довольно давно. Немецкий теоретик культуры Вальтер Бень- ямин писал:

«В XIX веке техническое репродуцирование достигло такого уровня, когда оно смогло не только сделать своим объектом всё художественное наследие в целом, тем самым расширив и видоизменив воздействие искусства, но и отвоевать себе самостоятельное место в культуре.

Однако даже при самой совершенной репродукции утрачивается нечто существенное для искусства: исчезает «здесь» и «сейчас» художественного произведения, его неповторимое наличное бытие. Собор покидает площадь, чтобы в виде репродукции занять своё место на стене в квартире; хор, впервые прозвучавший в концертном зале или под открытым небом, слушают у себя дома.

Значение и последствия репродуцирования искусства выходят далеко за его собственные пределы. Тиражирование репродукций ставит на место единичного бытия художественного произведения массовидность. Возможность встретиться с воспринимающим искусство субъектом в удобной для него ситуации актуализирует репродуцируемый предмет, но одновременно вызывает потребность сделать произведения более доступными, которая так же настоятельна сегодня в массах, как их склонность преодолеть уникальность любого явления путём его репродуцирования.

Репродуцирование приучает к такому восприятию, в котором преобладает ориентация на осознание стереотипного в мире, то есть повторяемое торжествует над оригиналом. Так в сфере визуального проявляется то, что в области теории выражается в возрастающем значении статистики.

Репродуцированное произведение искусства постепенно всё больше и больше становится репродукцией произведения искусства, основанного именно на воспроизводимости.

В восприятии произведений искусства возможны различные акценты, среди которых следует выделить два прямо противоположных: в одном случае акцент делается на культовой ценности произведения, в другом - на его выставочной ценности.

С расширением и совершенствованием способов технического репродуцирования произведений искусства публичная (выставочная) ценность последнего настолько выросла, что наметились качественные изменения в самой его природе. Подобно тому, как в первобытную эпоху произведение искусства благодаря абсолютному перевесу его культовой ценности было в первую очередь орудием магии, ритуала и лишь позднее его признали и произведением искусства, так и теперь благодаря абсолютному перевесу его выставочной ценности произведение искусства приобретает совершенно новые функции. И очень вероятно, что его художественная функция...окажется второстепенной.

Техническая воспроизводимость художественного произведения меняет отношение масс к искусству. ...Общепринятое принимается некритически, действительно новое критикуется» .

Беньямин говорит о воспроизводимости образцов высокой культуры, изначально создававшихся как уникальные. Однако сама возможность воспроизводимости, тиражирования обусловила появление культурного творчества, ориентированного именно на серийное производство и широчайшую аудиторию.

Формирование массовой культуры было бы невозможно без технического прогресса, позволяющего массово производить те или иные культурные артефакты, и без СМИ, которые распространяют эти артефакты. Спортивные зрелища, популярная музыка, телесериалы, кино - все эти виды популярных зрелищ становятся доступными массовой аудитории благодаря радио, телевидению, другим каналам массовой коммуникации.

Современные общества «потребляют» культурной продукции гораздо больше, чем общества прошлого, где произведения искусства были доступны, как правило, лишь незначительному меньшинству.

Повышение уровня жизни и уровня образования, а также появление свободного времени, которое необходимо чем-то заполнить, породили массовый спрос на культурную продукцию. Оценка произведений культуры впервые стала зависеть от мнения большинства, мнения массовой аудитории, а не самих творцов и утончённых ценителей их произведений. Аудитория выбирает то или иное произведение, оплачивая его - приобретая билет в кинотеатр или на концерт, диск, кассету, книгу, включая телевизор во время показа любимого сериала (и превращаясь в желанный объект рекламного воздействия) и др.

«Индустрия культуры» ориентируется на огромную аудиторию. Соответственно уровень произведений массовой культуры не слишком высок и приспособлен к усреднённым вкусам и культурным запросам.

Основная функция массовой культуры в современных обществах - развлечение, заполнение досуга или, если употребить психологический термин, удовлетворение потребности в структурировании времени. Однако она выполняет и значимые латентные функции, в частности идеологическую и социализирующую, способствуя утверждению определённых ценностей и убеждений, распространению образцов поведения.

  • Беньямин В. Искусство в эпоху технической воспроизводимости // Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. - М.:1985. С. 178-180.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Массовая культура. Влияние СМИ на массовую культуру. Подготовил: Учитель истории и обществознания Калинина Т. А.

2 слайд

Описание слайда:

Цели урока Формирование представления о массовой культуре, как неотъемлемой части жизни современного общества; Развитие навыков работы с текстом; Развитие аналитических способностей; обобщение; сравнение; умение формировать собственную точку зрения и делать выводы на основе полученных знаний и умений; Воспитание толерантности.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Могла ли появиться массовая культура в традиционном обществе? Как связаны СМИ и массовая культура? Откуда пошло выражение «жёлтая пресса»?

5 слайд

Описание слайда:

Изучение нового материала Массовая культура – это коммерческая форма производства и распространения стандартизированных культурных ценностей, рассчитанная на большую аудиторию.

6 слайд

Описание слайда:

Характерные черты массовой культуры Общедоступность. Доступность и узнаваемость стали одной из основных причин успеха массовой культуры. Занимательность. Эта особенность массовой культуры обеспечивается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые понятны большинству людей, вызывают неизменный интерес, а подчас и шокируют зрителя: любовь, семейные проблемы, приключения, ужасы.

7 слайд

Описание слайда:

Характерные черты массовой культуры Серийность, тиражируемость. Эта черта масскульта проявляется двояко. Прежде всего находит выражение в том, что продукты массовой культуры выпускаются в очень больших количествах, рассчитанных на потребление действительно массой людей. С другой стороны, определённая серийность проявляется и в известной повторяемости сюжетных ходов, похожести героев.

8 слайд

Описание слайда:

Характерные черты массовой культуры Пассивность восприятия. Комиксы, лёгкая музыка не требуют интеллектуальных или эмоциональных усилий для восприятия. Коммерческий характер. Культурный продукт, созданный в рамках массовой культуры, - это товар, предназначенный для массовой продажи.

9 слайд

Описание слайда:

Возникновение массовой культуры Появление массовой культуры связано со становлением на рубеже XIX-XX вв. так называемого массового общест­ва. Материальной основой произошедших в XIX в. сущест­венных перемен стал переход к машинному производству, резко увеличившему и одновременно удешевившему произ­водство товаров. Но индустриальное машинное производст­во предполагает стандартизацию, причем не только оборудо­вания, сырья, технической документации, но и умений, навыков работников, распорядка рабочего дня, рабочей одежды и т. д. Затронули процессы стандартизации и духов­ную культуру.

10 слайд

Описание слайда:

Возникновение массовой культуры Достаточно четко обозначились две сферы жизни работа­ющего человека: собственно работа и досуг - социально значимое свободное время. В результате возник платежеспособный спрос на те това­ры и услуги, которые помогали провести досуг. Рынок на этот спрос ответил предложением «типового» культурного продукта: книг, фильмов, граммофонных пластинок и т. д. Они были предназначены прежде всего для того, чтобы по­мочь людям интересно провести свободное время, отдохнуть от монотонного труда.

11 слайд

Описание слайда:

Влияние СМИ на массовую культуру В настоящее время огромное психологическое влияние на сознание и формирование личности человека оказывают средства массовой информации (СМИ). Роль СМИ связана с их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов, поэтому сильное воздействие оказывают именно СМИ.

12 слайд

Описание слайда:

Влияние СМИ на массовую культуру СМИ сегодня - это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень же влияние на молодежь - аудиторию с неокрепшим самосознанием, неустоявшимся мировоззрением - наиболее велика Аспекты влияния СМИ многочисленны, представим лишь наиболее распространенные мнения, выделив как положительные, так и отрицательные факторы влияния СМИ на личность представителя молодежи. У СМИ огромное количество функций, а, следовательно, и аспектов влияния. К примеру, существуют "прямые", непосредственные аспекты, которые связаны с основной функцией СМИ - передачей информации: развлекательная; информативная, воспитательная функция и др. Мы же отметим влияние, которое устремлено глубже и может быть не заметно на первый взгляд. В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью различных методов, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.

13 слайд

Описание слайда:

Словарь Средства массовой информации – это периодические печатные издания, сетевые издания, теле- и радиопрограммы и иные формы периодического распространения массовой информации. Таблоид – это тип дешёвой прессы небольшого объёма и формата с фотографией во всю первую полосу.

Пресса активно участвует в распространении продуктов массовой культуры. Публике предлагаются сообщения, рассчитанные на формирование мировоззренческих установок, представлений о мире, а также норм, ценностей, моделей поведения, идей, убеждений, стремлений. Исследование содержания материалов о культуре, размещаемых в массмедиа, показывает, какие намерения вынуждают коммуникаторов информировать публику об одних событиях и умалчивать о других, на какие идеалы ориентируется печать, радио, телевидение в повседневной деятельности, в какой степени содержание предлагаемых ими материалов удовлетворяет интересы аудитории.

Часто звучат утверждения о том, что позиция редакции массмедиа отражается только в редакционных статьях, информация же свободна от изъявления мнений журналистов по поводу освещаемых событий и явлений. Данный подход соответствует одному из канонов журналистики, определенных в 1923 г. Американским обществом редакторов газет. Согласно ему сообщения должны быть свободными от выражения мнения или пристрастия в любом виде . В практике же, как показали исследования, проведенные учеными Стэнфордского университета под руководством Ч. Баша, далеко не все массмедиа следуют этому подходу .

Как отмечают исследователи, современные информационные каналы сформировали способы подачи материала, предполагающие обеспечение аудитории сообщениями, развлечение ее и выполнение утилитарно-прагматической функции. Отличительными признаками развлекательной части телевизионных передач являются эстетическая реакция зрителя, снятие напряжения. Часто ему рекомендуется обратить внимание на эти программы в часы досуга . Однако острая конкуренция, сложившаяся на информационном рынке, вынуждает массмедиа расширять тематическую палитру; приводит к тому, что в общенациональных сетях освещение событий сопровождается длительными аналитическими сюжетами, беседами ведущих с репортерами, находящимися на месте событий.

Становление бизнеса привело профессионалов во всем мире к осознанию зависимости деятельности предприятия, связанного с производством и распространением информации, от покупательского интереса, проявляемого массовой аудиторией, а он основан, как принято считать, на сообщениях о катастрофах, скандалах, разоблачениях, демонстрации продуктов массовой культуры, рассчитанной на невзыскательную часть публики. Однако общественность, подчеркивают исследователи, все чаще трактует акты насилия, изображаемые на телеэкране, как причину насилия, наблюдаемого в жизни. Точнее говоря, у одних насилие, отражаемое электронными массмедиа, вызывает отвращение, другим оно служит руководством к действию.

В связи с этими и другими обстоятельствами массовая культура удостаивается критических замечаний, сделанных исследователями. Интерес к ее продуктам возник давно, существует немало теорий и концепций. Ее рассматривают как особый социальный феномен, имеющий свой генезис, специфику и тенденции развития. Основное место в исследованиях отводится массовому обществу, возникшему в результате процессов индустриализации и урбанизации. Массовая культура при этом рассматривается как особый тип культуры, заменившей традиционные формы народной культуры (Ф. Ницше, М. Вебер, Н. Бердяев, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг). В трудах этих ученых «массовая культура» трактуется как предельное выражение духовной несвободы, социальный механизм отчуждения и угнетения личности человека. Испанский философ X. Ортега-и-Гассет разработал одну из наиболее радикальных в своем критицизме концепций массового общества . По мнению исследователя, быстрый рост населения в городах и узкая профессиональная специализация, сформировавшая «массового человека», духовно подорвали современную цивилизацию, это ведет к неустойчивости и краху культуры в целом.

Теоретики и историки культуры часто связывают процесс возникновения массовой культуры как самостоятельного социального феномена с интенсификацией деятельности массмедиа. По мнению некоторых исследователей, точкой отсчета в появлении и развитии массовой культуры следует считать конец XIX - начало XX в. В упомянутый период получили развитие средства массовой информации и коммуникации (радио, кино, телевидение, гигантские тиражи газет и иллюстрированных журналов), были распространены индустриально-коммерческий тип производства и распределение стандартизированных духовных благ, обеспечены относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс при парадоксальном снижении духовных запросов .

В конце XIX в. еженедельные массмедиа начали публикацию произведений, которые спустя время получили название «сердечная пресса» или «индустрия грез», а в США появляется такая форма массовой культуры, как комиксы. На первых порах этот жанр был предназначен исключительно для детей, но затем заинтересовал и взрослых людей.

По прошествии десятилетий публика не стала взыскательнее. Ее привлекает доступность современных продуктов массовой культуры, которая достигается с помощью средств массовой коммуникации, которые с каждым годом совершенствуются. К таким традиционным способам распространения продукции массовой культуры, как кино, видео, теле- и радиопрограммы, печатные издания, прибавились мобильные системы связи (сотовые телефоны), а также Интернет. Публику не смущает, что эта продукция недолговечна. Будучи в значительной мере потребительской, массовая культура мгновенно реагирует на появляющийся спрос. Если он сокращается, то исчезает и продукция массмедиа, предназначенная для его удовлетворения.

Массовой культуре, как отмечают исследователи, свойственно повторение сюжетов, идей и образов. Она реализует трансляционную функцию путем передачи через массмедиа определенного количества информации, кодифицированной цифровым способом. При этом пресса манипулирует потребителями сообщений, внедряет в их сознание стереотипы и установки, легитимирующие определенный образ мира . Результатом коммуникации становится не приращение у масс знаний, а рост их информированности. Лучшим средством угодить вкусам публики оказывается не новаторство, а банальность. Известное служит путеводной нитью, ведущей через неизведанное пространство. Ослаблена возможность адекватного восприятия публикой сообщений массмедиа. Подсчитано даже, что, если произведение содержит более 10% совершенно новой информации, контакт с аудиторией теряется . Размышляя об отрицательных свойствах массовой культуры, транслируемой прессой, некоторые исследователи полагают, что она представляет автономное образование, в котором часто происходит разрыв формы и содержания . Однако в качестве важных положительных результатов получения сообщений познавательного характера для массовой аудитории выделяются следующие: удовлетворение когнитивных потребностей, получение определенного уровня фоновых знаний, адаптация в условиях «информационного взрыва».

Исследователями выделяется еще одна особенность распространения прессой массовой культуры. Она находится под влиянием органов власти, реализует трансляционную функцию по предложенному ими сценарию, который можно назвать «соблазнение масс знанием». В современную эпоху, когда механизмы управления обществом претерпевают трансформацию от открытого насилия к «мягкому искушению» (Ж. Бодрийяр), целью «соблазнения масс знанием» становится унификация общества, формирование в сознании масс мозаичной псевдокартины мира, на деле являющейся манифестацией общественной идеологии. Главной причиной привлекательности этого идеологического проекта для масс является удовлетворение их потребности в информации о постоянно изменяющемся окружающем мире, необходимой для оценки перспектив его развития с целью психологической адаптации.

Таковы мировые тенденции трансляции прессой массовой культуры. А какую роль в этой сфере исполняют российские массмедиа? Она неоднозначна, противоречива.

С одной стороны, по мере стабилизации жизни страны интерес к культуре возрождается. В XXI в. увеличилось количество печатных изданий, рассказывающих о культуре, театре, об искусстве, архитектуре, антиквариате, о художественной фотографии, ландшафтном дизайне. Их создатели предложили публике продуманные концепции содержания и оформления материалов. С середины первого десятилетия этого века начался выпуск художественных изданий «Русское искусство» и «Художественная галерея», а также «Эрмитаж», предназначенного для профессионалов и почитателей искусства, в том числе коллекционеров. Предложен рынку журнал-галерея ZOOM, составленный из высокохудожественных фотографий.

С другой стороны, выходят в свет и такие печатные издания, в материалах которых содержится много наносного, а то и откровенно пошлого. По сравнению с началом 1990-х гг. в несколько раз сократились тиражи прессы; утратили былую роль и культурологическое значение «толстые» литературные журналы, многие ранее популярные газеты и журналы для детей и молодежи. Пресса стала преимущественно гламурно-светской, содержанию основной массы газет и журналов свойственна излишняя сенсационность, снижается их социальное и культурно-просветительское значение для общества, широко распространена публикация заказных материалов и продуктов поверхностной журналистики, опирающейся главным образом на интернет-ресурсы и не обременяющей себя ответственностью за достоверность сообщений. Нередки нарушения законодательства РФ о средствах массовой информации, особенно в сфере распространения рекламы и соблюдения запрета на пропаганду культа насилия.

В целом исследователи отмечают, что современные тенденции развития массовой культуры сохранятся в будущем, то общий культурный потенциал цивилизации не возрастет, более того, ему может быть нанесен существенный ущерб. Псевдоценности, распространяемые масссмедиа, разрушительны для личности и общества. Полезна идейная трансформация массовой культуры через ее наполнение с помощью прессы возвышенными идеями, социально значимыми сюжетами и эстетически совершенными образами.

^ Таким образом, массовая культура, интерпретируемая учеными как выражение духовной несвободы, прочно укрепилась в современном обществе. Она транслируется посредством размещения в массмедиа разнообразных сообщений, часто развлекательного характера, при этом удовлетворяются когнитивные потребности граждан, а в их сознание внедряются стереотипы и установки, легитимирующие определенный образ мира. У невзыскательной публики не вызывает неприятия то обстоятельство, что массовой культурой распространяются банальности и ее продукты недолговечны, в них повторяются набившие оскомину сюжеты и образы. Распространение прессой этих продуктов происходит по сценарию, разработанному органами власти, и нацелено на формирование в сознании людей псевдокартины жизни. В сфере трансляции культуры пресса может исполнить и иную роль, если журналисты станут чаще руководствоваться в своей деятельности возвышенными мотивами, освещать и исследовать социально значимые проблемы.

gastroguru © 2017