Крупный чиновник с широкой душой. Тертий Иванович Филиппов. Дарья Михайловна Леонова. Модест Петрович Мусоргский Смотреть что такое "Филиппов Т. И." в других словарях

Тертий Иванович Филиппов

Филиппов Тертий Иванович (1825-1899) – товарищ государственного контролера (1878-1889), сенатор (1883-1899), государственный контролер (1889-1899), член комитета финансов (1889).

+ + +

Филиппов Тертий Иванович (24.12.1825-30.11.1899), государственный деятель, публицист славянофильского направления, светский богослов, собиратель русского песенного фольклора.

Родился в Ржеве. По некоторым данным был незаконнорожденным сыном ржевского почтмейстера. Учился в тверском духовном училище, затем закончил историко-филологический факультет Московского университета. С 1848 по 1856 преподавал русскую словесность в 1-й Московской гимназии. За годы своего учительства сблизился с кружком славянофилов. Принимал деятельное участие в издании славянофильских журналов «Москвитянин», «Московский сборник» и «Русская беседа». Статьи Филиппова были в основном посвящены Русской церкви в допетровский период ее истории. По мнению Филиппова, церковные Соборы и патриаршество делали Церковь живой действенной духовной силой, обеспечивающей симфонию властей. Такой строй Церкви наиболее соответствовал национальным особенностям русского народа. Хотя Филиппов не касался современных проблем, фактически в этих статьях он критиковал синодальное устройство Церкви, превращенной в часть госаппарата.

В 1856 как специалиста по фольклору Морское министерство командировало его на Дон и Азовское море для исследования быта, нравов и обычаев местного населения. Подобное поручение от моряков было не случайно: после поражения в крымской войне России было запрещено иметь на Черном море военный флот. Однако русское морское командование было готово в случае необходимости быстро вооружить торговые суда и мобилизовать жителей черноморских губерний в возрождающийся флот. Подобное поручение пришлось по вкусу Филиппову, можно было изучать фольклор и при этом служить Отечеству. С поручением он справился блестяще, и его рекомендации были использованы при воссоздании Черноморского флота в 1870. Позднее Филиппов стал чиновником по особым поручениям при обер-прокуроре Св. Синода гр. Д. А. Толстом , занимаясь делами восточных Церквей и духовно-учебными заведениями. В этом качестве Филиппов принял участие в решении ряда церковных вопросов. Занимаясь делами восточно-христианских Церквей, Филиппов не только оказывал большую помощь балканским и ближневосточным православным, но и установил контакты с дохалкидонскими восточными Церквями, существовавшими в крайнем угнетении в Османской империи и Персии. Книга Филиппова «Несколько слов о несторианах» стала одним их первых не только в русской, но и в мировой научной литературе описаний религиозной и социальной жизни последних последователей учения Нестория.

В 1864 Филиппов перешел на службу в Государственный контроль, в котором прослужил до конца своих дней. Государственным контролем называлось существовавшее с 1810 ревизионное ведомство, проверявшее финансовую отчетность учреждений империи, разрабатывавшее и утверждавшее годовой бюджет. С 1878 Филиппов состоял товарищем (т. е. заместителем) государственного контролера, с 1883 стал сенатором и в 1889 - государственным контролером. Понятно, что занимать такую должность должен человек с организаторскими способностями, знаток всей бухгалтерии и, самое главное, неподкупный. Филиппов полностью отвечал этим требованиям. Чиновники прозвали своего начальника «Тертым», переделав так его имя, поскольку никто не мог провести Филиппова. Однако деятельность высокопоставленного чиновника не была единственной в его жизни. Несмотря на занятость на службе, Филиппов много печатался в различных изданиях национального направления, в частности в «Русском вестнике» М. Н. Каткова , в «Гражданине» кн. В. П. Мещерского , был одним из основателей журнала «Русская беседа». Филиппов оказал большое влияние на мировоззрение А. Н. Островского , Ап. Григорьева и др. писателей. Прекрасный знаток греческого языка и творений Отцов Церкви, Филиппов справедливо имел репутацию авторитетного светского богослова. Помимо текущих проблем Русской церкви, много занимался старообрядчеством. Как исследователь фольклора и чиновник экономического ведомства, видел, что старообрядцы сохранили в своем быту исконные русские традиции и при этом оказались умелыми промышленниками, обеспечив не только благосостояние своей общине, но и в значительной мере способствовали индустриальному подъему России.

Филиппов всячески защищал старообрядцев, выступая за полную отмену всех существующих для них ограничений. Для решения многих актуальных вопросов жизни Церкви и для примирения со старообрядцами предлагал созвать Вселенский Собор. По мысли Филиппова, Собор должен был снять клятвы на старообрядцев 1667 и придать новый импульс русскому и вселенскому Православию. Однако его инициатива не вызвала энтузиазма ни в Св. Синоде, глава которого К. П. Победоносцев опасался превращения Вселенского Собора в чисто политическое мероприятие, ни у иерархов Восточных церквей. Понимая всю сложность и проблематичность созыва Вселенского Собора, Филиппов осторожно, в иносказательных выражениях высказывал мысль о созыве Поместного Собора Русской церкви и о восстановлении патриаршества. Но и это звучало чуть ли не революционно для синодальных чиновников. У священноначалия предложение Филиппова не вызвало никаких практических действий. Истинное призвание Филиппов нашел в собирании русских народных песен. Он не только старательно записывал русские народные песни, расшифровывал «крюковую» нотную запись старинных песен, но и много сделал для популяризации песенного фольклора среди просвещенного слоя общества. Став членом Русского Географического общества, Филиппов создал в 1884 при нем специальную песенную комиссию для снаряжения экспедиций с целью собирания народных песен.

Лебедев С. В.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа .

Покровский П.П. о Филиппове

О каждом государственном контролере ходили свои рассказы. Особенно много их было о Тертии Ивановиче Филиппове, который даже умер в служебном кабинете государственного контролера. Он построил и украсил в дивном стиле шатра церковь в Контроле. При нем создался хор этой церкви. В его столовой происходило пение старинных русских песен. Конечно, благодаря таким условиям создавался известный непотизм: много служащих было либо в родственных, либо в личных отношениях, кто - к Т.И. Филиппову, кто - к П.А. Харитонову. Я помню выражение Филиппова о каком-то неудачнике: «Наконец он нашел приют в Государственном контроле». Я этим вовсе не хочу бросить тени на состав служащих...

Использованы материалы издания: Покровский Н.Н. Последний в Мариинском дворце: воспоминания министра иностранных дел. М., 2015, с. 133.

Сочинения:

О началах русского воспитания. М., 1854;

Современные церковные вопросы. СПб., 1882;

Сборник Тертия Филиппова. СПб., 1896.

Литература:

Васильев А. В. Памяти Тертия Филиппова. СПб. 1901;

Фаресов А. И. Тертий Иванович Филиппов. СПб., 1900.

Филиппов Тертий Иванович (1825-1899)

Владимир Карпец, Москва

Отход от Православия молодежи все более очевиден и уже приобретает очертания звериные, хотя слова сегодня иные, чем у колхозных атеистов… Где гарантия?... Такие люди, как Тертий Иванович Филиппов, государственник, чиновник, знаток церковного права, хотели, чтобы гарантия была...

13 января 1873 года в собрании Санкт-Петербургского общества любителей духовного просвещения был прочитан доклад «О нуждах Единоверия». В первой половине XIX века Единоверие даже еще в большей степени, нежели «чистое» Старообрядчество, считалось чем-то «простонародным», «деревенским», в крайнем случае, «купеческим». Высшая иерархия Церкви смотрела на него как на явление, которое «надо терпеть»; «образованные сословия» полагали плодом «невежества» и «невоспитанности», если вообще о нем знали (как, впрочем, и сейчас); правительство «загоняло» народ в Единоверие. Мало кто при этом знал, что Единоверия по сути придерживались ушедшие в нети еще в начале XVII века князья Ухтомские, Карголомские, Мышецкие, Грузинские, потомки Рюрика, благоразумно скрывавшиеся в своих отдаленных вотчинах. «Барин на Пасху в церковь ходит, а дома моленную держит и службу правит по-старому, а люди у него все по филиппову согласию, а то и по спасову» -- обычная за Волгой картина. А в Петербурге чуть не каждого чиновника вдруг хоронили на Охте, на единоверческом кладбище, о чем товарищи по столу при жизни и не подозревали (разве что табаку не курил), и начальство помалкивало - ежегодное «свидетельство о бывании на исповеди и у святого Причащения» в единоверческом храме по юридической силе было приравнено к общеправославному и давало возможность безпрепятственно верой-правдой служить Царю и Отечеству, да и «подкормиться», капиталец детям скопить. Так и жили. И оказывалось Единоверие как бы само собою подлинной верой народа, в толще своей не отказавшегося от двуперстия, лестовки, бороды да богородичного платка. Посмотреть на фотографии даже уже 70-х годов XIX века - крестный ход где-нибудь в Нижегородской губернии - несут образ - как ни есть «раскольницы»! Но нет - значится - епархия, консистория… И только в столицах иначе - Царь с Царицей даже не по-французски говорят, а по-английски, и Царевич не лапушка и солнышко, а «бэби»… «В этой азиатской стране я - единственный европеец», -- говорил Николай I. Знакомо? Но - единственно законная власть, удерживающая великую Империю; кто против - слуга ада. И как часто среди этих слуг ада оказываются те, кто отстаивают исконно русские старинные вольности, в том числе и церковные, в том числе и двуперстие с лестовкой! Как соединить это несоединимое? В конце XIX века появились в России люди - их было преступно мало! - задумавшиеся о том, как это сделать. В официальных учебниках их называют «поздними славянофилами». Это очень неточно. Гораздо точнее другое название, хотя оно, быть может, слишком «современное» -- «консервативные революционеры» -- все-таки так, ибо осуществление их идей означало бы революцию не как распад февраля 1917 года, а как возвращение смысла всему - от царской власти до исконно народного тягла. Их имена можно сосчитать по пальцам: Николай Яковлевич Данилевский, Константин Николаевич Леонтьев, Лев Александрович Тихомиров... К их числу принадлежал и Сенатор, Государственный контролер, председатель Императорского Православного Палестинского общества, писатель Тертий Иванович Филиппов (1825-1899). Ему-то и принадлежал доклад о нуждах Единоверия, внимательно и с надеждой читавшийся, по свидетельству газет того времени, чуть ли не в каждой грамотной крестьянской семье.

Родился Тертий Иванович Филиппов в семье аптекаря, сословия купеческого, во Ржеве - одном из центров старообрядчества, городе, где еще в первой половине XIX века очень трудно было определить, кто из «незаписных» на самом деле придерживается старин. Едва ли не треть населения ходила в «записных», но и среди «греко-российских» преобладало двуперстие. Еще предстоит, разбирая архивы, выяснить, числился ли отец Филиппова по консистории или был записан единоверцем, но старообрядческие корни семьи очевидны. Ясно лишь то, что «записными» Филипповы не были, поскольку юноша окончил Тверскую гимназию (Единоверие такое право давало одинаково с Церковью греко-российский), а затем поступил в Московский Университет, который окончил со степенью кандидата историко-филологического факультета. Владевший греческим и латинским языками и весьма начитанный в святоотеческой и богословской литературе, до 1856 года он преподавал русскую словесность в Первой Московской гимназии, одновременно сотрудничая в ряде изданий, преимущественно «славянофильского» направления. Среди них - «Москвитянин», «Русский вестник», «Дно», «Московский литературный и ученый сборник». В 1856 году совместно с Александром Ивановичем Кошелевым основал, а затем и редактировал славянофильский журнал «Русская беседа». В 1856 году Филиппов был направлен в командировку на Дон и Азовское море для исследования нравов местного населения и по возвращении переехал в Петербург; затем был назначен чиновником особых поручений при Святейшем Синоде для занятия делами, касающимися восточных православных церквей и преобразования духовных учебных заведений. В 1864 году он перешел на службу в Государственный контроль (ветвь высшей исполнительной власти, совмещавшая функции нынешней Счетной палаты и отчасти прокуратуры); с 1878 года был товарищем Государственного контролера, а с 1889 года - Государственным контролером и членом Государственного Совета (сенатором). Газеты того времени писали: «Назначение Тертия Ивановича Филиппова государственным контролером - факт, со вчерашнего дня совершившийся (26 июля 1889 года). Наше высшее государственное управление приобретает в нем человека вполне русского, с твердым и патриотическим образом мыслей, а мы с удовольствием можем прибавить, что в данном случае высоких степеней достигает человек, своими трудами создавший свою карьеру, и литератор. Тонкое и глубокое знание греческого языка, богословских наук и канонического права определили его будущую карьеру и указали в г.Филиппове Св.Синоду человека необходимого в ведомстве православного духовенства. Г.Филиппов не первый у нас светский богослов (не считая, конечно, профессоров духовной академии). Ранее его Хомяков, Самарин, А.Муравьев были весьма солидными богословами, не принадлежа к духовному званию. В новейшее время гг.Киреев и Тернер приобрели известность своими богословскими этюдами. Едва ли, однако, г.Филиппов не превосходит всех вышеозначенных лиц солидностью своего богословского образования, а вместе с тем и чистотою своего православия. Мы несколько распространились о богословских трудах г.Филиппова вовсе не с каким-либо затаенным намерением намекнуть, что почтенный государственный деятель более богослов, нежели финансист. Напротив того, мы глубоко убеждены, что «Правила и формы сметного, кассового и ревизионного порядка» ему так же хорошо известны, как творения Вальсамона, Аристина и Зонары». порядке хранения и уничтожения отчетности, поверяемой государственным контролем». Тертий Иванович Филиппов был первым вице-президентом Императорского Православного Палестинского общества.

В отличие, например, от графа А.К.Толстого, постоянно сетовавшего на несовместимость службы и литературно-художественной деятельности, Филиппову удавалось успешно совмещать то и другое. В 1882 году вышел знаменитый, до сих пор не утративший ценности сборник «Сорок народных песен, собранных Т.И.Филипповым и гармонизированных Н.А.Римским-Корсаковым». В 1884 году по его инициативе была создана особая песенная комиссия для исследования, собирания, а с 1887 года и для изучения народных песен, председателем которой Филиппов был до конца жизни. Он же стоял у истоков создания первого Великорусского оркестра народных инструментов В.В.Андреева. Среди его литературных произведений - статьи об А.Н.Островском, Аполлоне Григорьеве, А.Ф.Писемском, безсменным другом и корреспондентом которых он был. Писал он также повести и стихи. Тертий Иванович обладал редким даром «сотворчества» и «собеседничества»; непрерывно «рождая» своеобычные мысли и образы, он щедро делился ими с лучшими людьми русской культуры того времени. Будущим исследователям еще предстоит определить - где Филиппов, а где тот, кого мы привыкли считать единственным автором. Среди последних - Николай Семенович Лесков и Модест Петрович Мусоргский, ближайшим другом и душеприказчиком которого он был в последние годы жизни. Что же до «Хованщины», то можно прямо говорить о соавторстве Тертия Филиппова в создании либретто этой действительно лучшей русской оперы; в особенности это касается истории старообрядчества и включения в музыкальную ткань старинных знаменных распевов. Но, пожалуй, еще более важным было его собеседничество с Константином Николаевичем Леонтьевым и Львом Александровичем Тихомировым. До конца жизни будучи привержен славянофильской мечте о возвращении России «ко дням Котошихина» в Аксаковых, их барственно-либеральной нелюбви к государству и бездумного сочувствия чисто племенным устремлениям западных славян. Позиция Филиппова в славянофильстве была в гораздо большей степени, чем у собственно «чистых» славянофилов, имперской и церковной. Та же газета в связи с его назначением писала: «Сочувствуя глубоко славянской идее, г.Филиппов всегда принимал деятельное участие в Славянском благотворительном комитете и от имени последнего произнес приветственное слово в 1869 году известному сербскому митрополиту Михаилу, следующим образом сформулировав программу России по отношению к славянскому мipy: “У нас одна о вас мысль и одно попечение, -- говорил он, -- чтобы все единоверные и единокровные нам народы устроили судьбу свою на основании их действительных прав, не преступая в предел братьев и представляя из себя союз мирных, никому не угрожающих сил, не ищущих возмездие за прошлое, но достаточно крепких для отпора новых посягательств на их покой и свободу”. Любовь к славянам не заставила, однако, г.Филиппова одобрить политику, поддержанную гр. Игнатьевым, повлекшим к образованию из болгарской церкви автокефальной и независимой от Вселенского Патриарха. В публичных чтениях в Славянском комитете и в разных журналах, в течение 1870-1872 годов вел горячую полемику, доказывая в особенности неканоничность учреждения болгарского экзархата. Сочувствие восточных греческих церквей в данном случае было, естественно, на стороне г.Филиппова, и он был награжден почетным званием эпитропа Гроба Господня».

Особенно эта позиция сблизила Филиппова с К.Н.Леонтьевым, видевшим в стремлении к славянской независимости орудие Запада и путь ко «всесмешению», а в самих славянах Восточной Европы - тот же ненавистный ему тип «среднего европейца». Именно Филиппова наряду с Тихомировым имел в виду Константин Леонтьев в качестве предполагаемых с ним основателей полутайного (как писал в дневниках К.Н., наподобие масонского, но противоположного по устремленности) общества для жесткого противодействия «демократии либеральной и социальной». Поразительно, но именно высшее чиновничество вкупе с полицейским ведомством сделало все для того, чтобы план этот не осуществился. Плоды тайных симпатий (а ныне и прямого союза) между чиновничеством и либеральной интеллигенцией по уничтожению и распродаже нашей страны мы сидим сегодня своими глазами. Что же до Филиппова, то он, безусловный антилиберал, был готов воспринимать те из либеральных веяний, которые прямо государственным интересам не противоречили. Так, он был сторонником отмены смертной казни и одним из первых высших государственных чиновников, начавших в своем департаменте прием на службу образованных лиц женского пола. Главным же смыслом жизни Тертия Ивановича Филиппова был Христос. В его служении Церкви можно видеть два главных направления: восстановление дораскольного единства Русской Церкви и возвращение Вселенского Православия к его каноническим основаниям, заложенным в эпоху Вселенских Соборов. Но об этом и прежде всего об этом мы будем говорить особо.

«Вам известно, милостивые государи, -- начал докладчик, -- что в составе русской церкви есть такие члены, которые наравне со всеми нами признаются чадами единыя, святыя, соборныя и апостольския Церкви (п. 16 правил митрополита Платона), но отличаются тем, что совершают, с разрешения святейшего синода, богослужение по старопечатным, т.е. до патриарха Никона изданным, книгам, с сохранением при этом некоторых обрядовых особенностей, бывших в употреблении тоже до времени Никона и затем на соборе 1666 года запрещенных, вследствие чего эти члены Православной Церкви и выделяются в особые так называемые единоверческие приходы, состоящие под управлением общих православных епископов, подобно всем другим православным приходам, с тою лишь разностию, что на них не распространяется власть и влияние епархиальных консисторий».

Своим докладом Тертий Иванович стремился показать причины, по которым положение Единоверия как внутри Церкви, так и в государственном отношении, казалось (а во многом и было) двусмысленным, что и не давало возможности преодолеть последствия ломки середины XVII века и восстановить подлинное общенародное вероисповедное и культурное единство, на котором держался и с которого сорвался Третий Рим, град ограждения Православной веры.

Порой считается, что «время - лучший доктор». Кто даже тридцать лет назад мог предположить, что затаенные обиды окраинных народов Империи приведут к потрясению всего евразийского пространства? И где гарантия того, что повсюду выросшие на месте растаявшего льда, «подморозившего Россию» (К.Н.Леонтьев) уже нового, трикрат более сурового, советского консерватизма храмы (конечно, слава Богу, что хоть они есть!» навсегда изгладили память о ранах и гарях, о коих еженедельно напоминает официозно поставленная в Большом и Кировском «Хованщина»? Разве не на Соловках, на месте гибели мучеников-сидельцев XVII века, размещался в веке ХХ знаменитый СЛОН - Соловецкий лагерь особого назначения, где содержалось преимущественно духовенство? Разве только подстрекательством инородцев-комиссаров можно объяснить глубинное, нутряное остервенение против «тунеядцев-попов» у чисто русских, потомственно деревенских людей в веке ХХ-м? И что впереди нас ждет? Отход от Православия молодежи все более очевиден и уже приобретает очертания звериные, хотя слова сегодня иные, чем у колхозных атеистов… Где гарантия?

Такие люди, как Тертий Иванович Филиппов, государственник, чиновник, знаток церковного права, хотели, чтобы гарантия была.

В чем состояло, по мнению Тертия Ивановича, главное внутреннее экклезиологическое и правовое противоречие в положении Единоверия, которое он упорно отказывался называть «единоверческою церковию», подчеркивая, что оно - часть Единого Православия? Главное состояло в следующем. С одной стороны, дониконовский обряд был «дозволен» к употреблению в единоверческих приходах (правда, только единоверческих), что, между прочим, как раз и не соблюдалось, особенно к востоку от Москвы и дальше в Сибири). С другой, над всею Русскою Церковью, в том числе и над новообрядной ее частью (согласно упоминавшимся нами ранее данным В.Г.Сенатова, до «великих реформ» Александра II реально, чуть ли не меньшею) ее частью, тяготели так называемые Клятвы соборов 1656, 1666 и 1667 годов, наложенные на православных христиан, придерживавшихся чина и устава, принятого со времен святого князя Владимира. Собор 1656 года (23 апреля - 2 июня) одобрил книгу Скрижаль у» ревнителей древнего благочестия. Собор 1667 года (т.н. Большой Московский Собор) с участием безместных греческих «патриархов», уже не осуществлявших свои обязанности (кроме того, Иеросалимский Патриарх не приехал вовсе), наложил на приверженцев старого обряда проклятие «Аще ли же кто не послушает повелеваемых от нас и не покорится святой восточной церкви и сему освященному собору или начнет прекословити, и противлятися нам: И мы таковаго противника, данною нам властию… аще ли будет от священнаго чина, извергаем, и обнажаем его всякого священнодействия, и проклятию предаем. Аще же от мирскаго чина, отлучаем и чужда сотворяем от Отца и Сына и Святаго Духа: и проклятию, и анафеме предаем, яко еретика, и непокорника: и от православного всесочленения и стада: и от церкве Божия отсекаем, дондеже уразумитися и возвратитися в правду с покаянием. А кто… пребудет во упрямстве своем до скончания своего: да будет и оп смерти отлучен, и часть его и душа, со Иудою предателем, и с распеншими Христа жидовы: и со Арием, и со прочими проклятыми еретиками. Железо камение, и древеса, да разрушатся, а да растлятся: а той, да будет не разрешен, и не растлен, И яко тимпан, во веки веков, амин». Собор «выводит» двуперстное знамение, сугубую аллилуйю и русский текст Символа веры из арианской, армянской и несторианской ересей, тем самым «соделывая еретиками» всех русских святых от св. Владимира до св. Патриарха Ермогена (включая, разумеется, пр.пр. Сергия и Иосифа); и в толковании «патриархов» Паисия и Макария говорится: «Аще же кто будет противитися нам и всем освященному собору, Богу противляется, и уподобляет себе прежним проклятым еретикам. И сего ради наследити имать, якоже и тии еретицы анафему, и проклятие святых богоносных отцев, святых седми вселенских соборов: и в страшный суд о сем осужден будет». Собор изрек «клятву и проклятие» на вождей старообрядчества (поименно). От себя добавим, что одновременно по личной просьбе Царя Алексея Михайловича участники собора утвердили низложение Патриарха Никона за его «восхищение» царских полномочий и приговорили к ссылке в Ферапонтов монастырь простым иноком. Тем самым по Русской Церкви был нанесен двойной удар - косвенно проклята вся ее святость и духовный путь от начала и до самого собора и прямо изгнан пусть заблуждавшийся, но законный, Патриарх, и открыт путь к государственному абсолютизму. Совершенно правы те, кто утверждает, что «семнадцатый год был следствием семнадцатого века».

Тертий Иванович Филиппов указал на три мнения относительно клятв собора 1666-67 гг.:

1)Что они изречены на сам старый обряд как таковой.

2)Что они не касались прошлого, распространялись на всех тех, кто будет придерживаться его в будущем вне зависимости, готов он отделиться от Церкви или нет.

3)Что клятвы вовсе не касаются самих обрядов, а только тех лиц, кто не подчинился решениям самого собора (прежде всего, протопопа Аввакума, попа Лазаря, диакона Федора и др.), а также всех будущих «записных раскольников» (о них см. в предыдущих номерах П.П.).

Первой точки зрения придерживались (и придерживаются) сами «записные раскольники», а также большинство общеправославных иерархов, включая митрополита Платона, полагавших «оставление» единоверцами старого обряда «за снисхождение к их немощам». Впрочем, еще в начале ХХ в. старообрядцы, как правило, говорили, что клятвы их не касаются вовсе, поскольку они к «господствующей Церкви» не принадлежат, а с клятвами «разбираться» следует только единоверцам да историкам. цы соборов 1917-18 гг. и 1971 гг., стоявшие за отмену клятв). Третью разделяла либеральная часть миссионерского движения, многие перешедшие в Единоверие из безпоповских согласий, в частности, настоятель московского Никольского единоверческого монастыря архимандрит Павел Прусский, отнюдь не либерал, -- материал о нем готовится для раздела «Лица»).

Строго говоря, какой бы точки зрения лично ни придерживался бы сам Филиппов (а надо признать, в часы раздумий он не мог «с налету» отбрасывать первую), в данном случае он выступал как адвокат и правовед, и вторая из перечисленных трех давала сугубые преимущества в деле отстаивания прав Единоверия и единоверцев. «Я держусь того, которое изложено в пункте втором, -- говорил Филиппов, -- и утверждаю, что после соборного определения 13 мая 1667 года члены русской церкви не имели свободы следовать по своему выбору, прежнему или новоисправленному обряду, если только они хотели остаться в согласии с постановлением собора, и что изреченные собором отлучение и клятва отсекали от церковного общения всякого, кто не соглашался изменить прежнему обряду, хотя бы он при этом был во всем покорен Церкви и желал пребывать в ее общении». В доказательство сего докладчик ссылался на обращение собора к священникам и вообще духовному чину: «Аще кто из вас не послушается, хотя в едином чесом повелеваемых от нас, или начнет прекословити, и вы на таковых возвещайте нам, и мы таковых накажем духовно; аще же и духовное наказание наше начнут презирати, и мы таковым приложим и телесныя озлобления (везде выделено Т.Ф.)». Под телесными озлоблениями подразумеваются, разумеется, «предания градским властем», пытки и казни!

В подтверждение данного довода Филиппов приводит конкретные факты, свидетельствующие и о том, что исполнение данного повеления началось сразу же после собора. «Так, ссылка моя на статью г.Нильского («Хр. Чт.», 1870, май), в которой сказано, что сперва соловецкие старцы, а впоследствии (в 1682 г.) раскольники, предводимые Никитою Пустосвятом делено нами - В.К.) на условии свободы в употреблении до-никоновского обряда и с такого рода просьбою обращались к власти, -- совершенно не удался». Также приводит Филиппов и рассказ о прении стрелецкого головы Савы Романова с Патриархом Иоакимом, сказавшим ему: «Всуе вы о сем стязуетесь. Мы никогда за крест и молитву не мучим, но за их (стрельцов-старообрядцев - В.К.) непокорство: что возмущают народы не велят в церковь ходить, исповеди и причастия от священников прииимати и тем множество людей от Церкви отлучили». Сава Романов отвечал: «Правду ли глаголеши, яко за крестное знамение и за молитву не мучите? То чесо ради, егда приведут пред вас коего християнина и в первых словесех истязуете его, како крестится и како молитву творит? И аще отвещает оный: крещуся и молитву творю по-старому, якоже святая Церковь прияла от св. богоносных отец, и вы за того часа велите его и мучити, и в тюрьму принете на смерть. И ныне у тебя в Нижнем Новгороде седят три человека за крест и молитву в яме, которая ископана глубиною саженей десять, под башнею ивансокою. По твоему же приказу приходил к ним поп Евфимий мироносицкий и, извед их из ямы, вопрашивал: повинуются ли Церкви во всем и архиерею?» Они же, приемше от него благословение, отвещаша: «Во всем повинуемся и волю вашу без прекословия будем творити, точию увольте нас крестное знамение и молитву по-старому имети, и оной поп тебе возвестил, ты же паки повелел в ту же яму бросити (выделено Т.Ф.)».

Петровские времена добавили не только новые гонения, но и новые юридические установления. Так, в 1720 году по распоряжению Императора был издан чин принятия в Церковь обращающихся от раскола, в коем новообращенному предлагается отречение от двуперстного сложения, сугубой аллилуйи и других особенностей старого обряда, причем произносить их следовало вместе с проклятием ересей. Тем самым вместо покаяния в грехе неподчинения Церкви, то есть собственно раскола, предлагается прием третьим чином, как бы от ереси. Более того, «в разъяснение» императорского распоряжения, 15 мая 1722 года был издан указ синода, пункт 11 которого гласит: «Которые хотя святей Церкви и повинуются и вся церковныя таинства приемлют (выделено нами - В.К.), а крест на себе изображают двема персты, а не троеперстным сложением: тех, кои с противным мудрованием и которые хотя и по невежеству и от упорства то творят, обеих писать в раскол, не взирая ни на что (выделено Т.Ф.)». На деле преследованиям подвергались не только следование старым обрядам, но и хранение икон и книг дониконовского времени. При этом сами иконы приравнивались к языческим изображениям. Так, определением 4 февраля 1726 года Синод постановил: «присланный от поручика Зиновьева с ветхими святых иконами, написанный пред образом Пресвятыя Богородицы (без подписи), по раскольническому вымыслу, с изображением двуперстного сложения, кумир (выделено Т.Ф.) истребить немедленно». В 1729 году от 28 июля вышло постановление о лишении сана священника Евдокима Михайлова за сокрытие старопечатных книг. Примеры такие можно множить безчисленно, и мы можем это делать уже помимо Тертия Ивановича.

Первое в русской истории «изъятие икон» (причем массовое, с заменой их на живописные изображения, как правило, до невозможности безвкусные) приходится на XVIII век, в основном на 30-40-е годы, когда внешнее убранство и облик храмов изменился настолько, что, казалось (казалось ли?!), будто все происходит в другой стране и другой Церкви. Так что «воинствующие безбожники» ХХ века ничего нового, по сути, не придумали…

Но вернемся собственно к докладу.

С началом царствования Екатерины II, указывает Т.И.Филиппов, политика правительства по отношению к старообрядцам меняется. Мы говорили уже, что причиной тому были отнюдь не убеждения Императрицы, но для Тертия Ивановича это в данном случае совершенно не имеет значения. Важно, что в связь с этим поставляются усилия инока Никодима и его соратников. При Павле I объединительные усилия обретают необратимую направленность, поскольку взаимны. Правила митрополита Платона 1800 г. разрешают и благословляют употребление старых обрядов для тех их приверженцев, которые признают над собой церковную власть. Однако синод и тут успевает подложить горькую пилюлю. Правила 5 и 11 Правил не дают возможности «общеправославным» и «незаписным раскольникам» «переписаться в Единоверие» и даже просто совершать таинства в единоверческих храмах, в то время, как обратное дозволялось. Тем самым лица, признаваемые чадами одной и той же Церкви этою же Церковью ставились в совершенно неравное положение (от себя добавим, что к чести светской власти никакого гражданского, по службе и т.п. притеснения единоверцам не было). По мысли Филиппова складывалось уникальное (в отрицательном смысле) положение, которого никогда не было в истории Православия ни в одной поместной церкви: старый русский обряд оказывался одновременно проклятым (соборами 1656, 1666, 1667 гг. и последующими распоряжениями Синода) и благословенным (Правилами Единоверия). При этом сам митрополит Платон «в числе доводов, приведенных им в оправдание его распоряжения, о соборе 1667 г. и его определении даже вовсе не упоминает; за основание же для удовлетворения просьбы старообрядцев принять, во-1-х, пример апостольского снисхождения к немощам, во-2-х, надежда на приобретение св. Церкви множества человеческих душ. О клятвах же сказано только в том смысле, что оне наложены на старообрядцев праведно».

Иначе смотрел на дело полстолетия спустя святитель Филарет. Назвать его приверженцем русского обряда, конечно, нельзя - даже при освящении в 1854 году Никольского единоверческого храма на Рогожском кладбище он был облачен не в старорусское, а в старогреческое митрополичье одеяние. Но при этом он вполне последовательно придерживался заявленных им в поучении на освящение этого храма знаменитых на всю Россию слов: «Вы единоверцы нам, а мы единоверцы нам». Отсюда и его согласие дать единоверцам викарного епископа Богородского (сегодняшний г. Ногинск)

«В 1864 году, -- указывает Филиппов, -- московские единоверцы обратились к своему знаменитому архипастырю, прося его ходатайствовать перед св. синодом о сношении с восточными патриархами по вопросу о клятвах 1667 г. Митрополит Филарет не только не отказал им в этом, но принял их просьбу с вниманием и любовию. В св. синоде она встречена была с тем же вниманием, но вожделенное сношение с представителями восточных церквей, с нетерпением ожидаемое многими тысячами искренних душ, готово было совершиться; но случилось препятствие, возникшее оттуда, откуда следовало бы, по-видимому, ожидать только помощи. Из дел св. синода, обязательно сообщенных мне по распоряжению г. обер-прокурора св. синода, видно, что наше константинопольское посольство успешном исходе задуманного дела: так как, по его предположениям, патриархи никогда не согласятся признать двоеперстие и другие ему неизвестные особенности до-никоновского обряда, что они потребуют отчета в разрешении единоверцам употреблять эти особенности, которые воспрещены собором 1667 года, и т.д. Впоследствии самые события неопровержимо доказали, что сношений по сему предмету опасаться вовсе не было причины и что если бы эти сношения были своевременно сделаны, то теперь русская церковь имела бы уже утешение видеть всех честных старообрядцев, преимущественно тех, которые перешли в единоверие, успокоенными в не покидающем их доныне недоумении».

В качестве подтверждения своей точки зрения Филиппов приводит статью из одного из летних номеров за 1872 год газеты «Голос» под заглавием «Вести из далекого старообрядческого уголка». В ней сообщается о прошении майносских старообрядцев (в азиатской Турции) соединиться с Православною Церковью на тех же правах, на каких с ней соединились единоверцы в России. Вселенский Патриарх Иоаким III, удовлетворившись представленным ему удостоверением в том, что Русская Церковь принимает таковых старообрядцев в свое общение, прошение удовлетворил, причем постановил, чтобы пришедшим в общение Церкви майносцам священный причт был поставлен рукою русского иерарха. В связи с этим было составлено «Признательное приветствие» Патриарху русских единоверцев.

Заканчивая свой доклад, Тертий Иванович Филиппов произнес следующее:

«Я кончил, милостивые государи, и, предполагая, что, по вниманию к важности рассмотренного мною вопроса, кто-нибудь из присутствующих пожелает вступить со мною в дальнейшие объяснения, счел полезным выразить сущность сказанного мною в следующих кратких положениях:

а)По буквальному смыслу соборного определения 13 мая 1667 г., употребление до-никоновского обряда воспрещено было на будущее время безусловно. Отлучение от Церкви и клятва собора, не касаясь лиц, употреблявших эти обряды до соборного о них решения, изречены были на всякого, кто после сего решения отказывался принять новоисправленных церковный обряд.

Б)Этому определению вполне соответствуют приведенные в моем рассуждении последующие постановления духовной и мирской власти до времен Екатерины II, равно как и полемические приемы обличителей раскола за этот период времени.

В) Разрешение употреблять до-никоновский обряд, данное обратившимся к Церкви старообрядцам сперва при Екатерине II, сперва без определенных условий, а потом при Павле I, на условиях, изложенных в 16 правилах 1800 г., с точным смыслом соборного определения 1667 г. не согласно.

Г)Ограничение церковных прав единоверцев, изложенное в 11-м и некоторых других пунктах правил митрополита Платона, ставит их в такое положение, которому в православной Церкви нет никакого подобия и которое во всяком случае не согласуется с постоянным и всеобщим православным началом свободы обряда.

Д) Для устранения этих противоречий, которые связывают не только единоверцев, но и нам самих, необходим пересмотр соборного определения 1667 г., в котором не было предвидено случаев искреннего обращения к Церкви, на условии сохранения прежнего обряда.

Е) Наиболее удовлетворительным способом для пересмотра этого определения было бы созывание нового собора, который необходим православной Церкви и по другим, не менее важным причинам.

После доклада, сделанного Тертием Ивановичем Филипповым, сам он тщательно следил за откликами иерархов Церкви как на него, так и вопросы, поднимавшиеся в единоверческой среде, прежде всего на вопрос о возможности поставления епископов. Собрание отзывов иерархов Православной Церкви на свой доклад и запросы единоверцев, сделанные Филипповым, хранятся в его архиве. тарообрядческих» суждений до почти полного отвержения Единоверия и призывов к его подавлению.

Первую крайнюю точку зрения высказал архиепископ Иннокентий Камчатский, утверждавший, что единоверцам следует «дать епископа, даже чтобы он принял исправу и проклял табак». При этом Владыка не уточнял, о какой исправе может идти речь - по второму (через миропомазание) или по третьему (через покаяние) чину. В первом случае взгляд полностью совпадает с белокриницким и беглопопвским, во втором - это повторение первоначальных «пунктов» инока Никодима, от которых тот позднее отказался в пользу полного принятия. Знаменательно, что Иннокентий Камчатский также высказался за полную свободу браков между ново- и старообрядцами и за дозволение венчать такие пары в старообрядческом, новообрядческом или единоверческом храме по их выбору. Вполне логично указывая на дозволение браков с католиками и протестантами, то есть иноверцами, он настаивал на полном Православии старообрядцев, причем любых согласий, включая безпоповцев.

Противоположный взгляд выразил епископ Антоний Вологодский, утверждавший, что Единоверие вообще не имеет отношения к Православной Церкви. По его суждению это - вторая Церковь, существование которой допущено по слабости; единоверцам «и так сделаны уступки». Интересно, что он (единственный из всех), по сути, подтверждая самые пессимистические взгляды старообрядцев и единоверцев, напоминал о «наложении проклятия на двуперстие и другие раскольничьи обычаи» (а не на лиц, не подчинившихся Церкви). Тем самым Антоний открыто поддерживал воззрения, высказанные в Пращице, Розыске и других наветных книгах, на которые во второй половине ХIX века уже не принято было ссылаться. Открыто цитировал Пращицу 1752 г., содержавшую проклятие попов, служащих на семи просфорах и ходящих посолонь, также архиепископ Платон Рижский. Тот же Антоний также, причем именно в связи с Единоверием, высказался против какого-либо созыва Поместного Собора Российской Православной Церкви, на котором, по его словам, придется «иметь разсуждение с беглыми солдатами в монашеском платье, что унизительно для Церкви». (Белокриницкого согласия) епископа Силуяна о том, что, допустив у себя существование Единоверия, Церковь «впала в противоречие».

Однозначно «за» предоставление Единоверию епископа высказались Парфений Иркутский, Иринарх Рязанский,

Когда российское офицерство подняло мятеж против самодержавия, вызвала в столичном Петербурге шок. Тогда как в провинциях это происшествие скоро забылось, в отличие от интеллигенции и будущих революционеров. Даже казнь пяти «бар» не всколыхнула Россию. Россия еще спала.

В такой политической обстановке, в тихом тверском городе Ржеве в семье зажиточного мещанина Ивана Филиппова родился сын. Как водится, заглянули в святцы и назвали мальчика Тертий. в те годы представлял собой крупный уездный город, с развитием промышленности рос и менялся его облик.

Проживало в нем меньше 10 тысяч человек. Жили здесь дворяне, купцы, мещане, крестьяне. Достаточно много среди горожан было старообрядцев. Школа было одна для детей купцов и мещан. В школе учили грамоте, правописанию, христианскому закону, истории, арифметике и рисованию.

В ней учить своих сыновей Иван Филиппов не стал. В 1837 году отправил их в Тверскую гимназию. Директором гимназии был известный писатель-романист . Большую часть времени мальчик постигал знания при новом директоре Николае Михайловиче Коншине, близком знакомом Пушкина, да и получивший эту должность, благодаря помощи поэта.

Успешно завершив учебу, юноша получил право поступить в университет без экзаменов. Он выбрал Московский университет и стал учиться на историко-философском факультете. Отец его, мещанин и аптекарь был в состоянии оплачивать учебу хоть в Твери, хоть в Москве.

В тот период среди московского общества разгорались страстные полемики о судьбе России. Идеи славянофилов, среди которых были Константин Аксаков, историк Погодин и ряд других известных людей очень пришлись по душе Тертию Филиппову . Он до конца своей жизни симпатизировал тем, кто работал в интересах славянства.

Завершив учебу в университете и защитив кандидатскую диссертацию со знанием греческого, латинского языков и богословия, он получив работу учителя словесности в одной из московских гимназий. Проработав 6 лет, был пожалован чином коллежского асессора.

В этом же году, он командируется от морского ведомства на Дон и Азовское море для изучения быта и нравов местного населения и изучения народного песенного фольклора.

Спустя 7 лет Филиппов женился. Семью нужно было обеспечивать, но литературная деятельность и служба в гимназии не отвечала потребностям семьи и молодой учитель стал задумываться о других вариантах работы. В связи с этим коллежский асессор сменил несколько мест работы. Теперь, имея новый чин, он переводится на службу в ведомство государственного контроля. Пришлось главе семейства служит в ведомстве контроля на невысокой должности.

Основными функциями этого ведомства являлось наблюдения за правильным поступлением государственных доходов и законности их расходования. На службу в такое ведомство попасть было непросто, туда брали только проверенных людей, всегда по рекомендации влиятельных лиц.

Наверное, рекомендацию ему давал обер-прокурор Синода граф Д.А. Толстой, у которого Филиппов прослужил немалый срок. До конца своей жизни Тертий Филиппов остался верен родному ведомству. Здесь он получил чин действительного статского советника, а весной стал 1875 года стал тайным советником, что равнялось военному званию «генерал».

Следующий чин действительного тайного советника он получил, занимая высокий пост государственного контролёра, по нынешним меркам - стал министром, а чуть позже и сенатором. Стабильное положение на службе, устоявшее мировоззрения, стали основой его чиновничий и общественной жизни. Два увлечения захватили душу сенатора: музыка и литература.

С малых лет мальчик любил петь, пел в и в университете, пел учителем и на должности контролёра.

В середине 19 века наши известные музыканты объединились вокруг талантливого композитора и пианиста Милия Алексеевича Балакирева. Все эти люди были увлечены музыкой, преимущественно русской и эта любовь их сгруппировала. Вот так возник восхитительный союз талантливых , которым предназначено важная роль в истории русской музыки.

Вскоре это содружество получило название «Могучая кучка». Любил народную музыку и Тертий Иванович, дружба с великими музыкантами вылилась в многолетнее сотрудничество высокого чиновника с композиторами.

Тертий Филиппов и Модест Мусоргский.

Очень тесными были отношения сенатора с Модестом Петровичем Мусоргским. Они ведь были земляками: Тертий из Ржева, Модест из-под Торопца.

Сам Мусоргский, кроме музыки, симпатизировал Н.В. Гоголю и и свою музыку сочинял реалистично, выражая жизнь народа. Эта рискованная близость музыки Мусоргского к жизни не всеми друзьями одобрялась. Ц. Кюи осудил ее, как нарушавшую законы и пределы музыкального искусства, а Римский-Корсаков, в уже после смерти Мусоргского, дорабатывал его «Бориса Годунова», стараясь смягчить отдельные места оперы.

Модест Петрович Мусоргский симпатизировал старообрядцам, так же как и Филиппов. Свою «Хованщину» он начал писать по совету чиновника и работу над ней не бросал до самой смерти. «Могучая кучка» к концу 1870 года начала распадаться. Эти яркие, талантливые люди уже не умещались в рамки, очерченных когда-то мэтром Балакиревым.

Остро переживал распад Мусоргский, призывая высоко нести знамя содружества, он рассматривал распад как измену и предательство общему делу. С 1875 года Модест Петрович стал одиноким, все его бросили и потому все чаще и чаще он находил утешения в вине. Смелые высказывания Мусоргского только увеличивали пропасть между старыми друзьями.

Сказалась на здоровье критика великосветского общества на оперу «Борис Годунов», а также тяжелое безденежье и последующая болезнь. Тертий Иванович всячески помогал композитору. Он, пользуясь своим положением высокого чиновника, берет его к себе на службу.

За 2 дня до смерти Модеста Петровича встал вопрос о судьбе его архива. Музыкальный критик Владимир Стасов без колебаний называет имя Тертия Филиппова . Составляется документ о передаче архива, сам Мусоргский желает сделать Тертия своим душеприказчиком и отдает все права на свои музыкальные произведения.

Филиппов (Тертий Иванович, 1825 - 1899) - государственный и общественный деятель, писатель. Родился в г. Ржеве, окончил курс в Московском университете по историко-филологическому факультету и до 1856 г. состоял учителем русского языка в одной из московских гимназий. По возвращении из командировки на Дон и Азовское море для исследования нравов местного населения, Ф. был назначен чиновником особых поручений при Святейшем Синоде, преимущественно для занятия делами, касающимися восточных православных церквей и преобразования духовно-учебных заведений. В 1864 г. перешел на службу в государственный контроль, где и оставался до конца своей жизни; с 1878 г. был товарищем государственного контролера, с 1889 г. - государственным контролером. При нем улучшена отчетность об исполнении государственной росписи, образованы департамент железнодорожной отчетности, отдел того же наименования и отдел кредитной отчетности, издано "Положение о порядке хранения и уничтожения отчетности, поверяемой государственным контролем". В бытность в Москве Ф. сблизился с кружком "молодого Москвитянина" и в своих статьях, печатавшихся в "Москвитянине" и "Русской Беседе", усиленно ратовал о возвращении России "ко дням Котошихина", находя церковный строй допетровской Руси, с патриаршеством и соборами, наиболее соответствующим национальным особенностям русского народа. Вместе с тем он первый познакомил членов кружка "молодого Москвитянина" со старинными русскими песнями, которые, по свидетельству М.П. Погодина, были главной силой, вырабатывавшей и выяснявшей основное мировоззрение кружка, и один из первых показал художественное и общественное значение народных преданий песен. Своим твердо установившимся мировоззрением Ф. сильно повлиял на Островского, Аполлона Григорьева и Писемского. Одной из первых его литературных работ была речь: "О началах русского воспитания" (Москва, 1854). Из многочисленных его трудов выдаются: статья о комедии Островского "Не так живи, как хочется"; "Несколько слов о несторианах"; разбор сочинения Буслаева: "Исторические очерки русской народной словесности и искусства" (в "Библиотеке для Чтения", 1861, № 4); "Замечания о 6-й главе цензурного устава" (в "Духе Христианина", 1862, № 9 и 10); "Вселенский патриарх Григорий VI и греко-болгарская распря" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1870, № 2 и 3); "Решение греко-болгарского вопроса" ("Русский Вестник", 1870, № 6); "Определение Константинопольского собора по вопросу о болгарском экзархате" ("Гражданин", 1872, № 23 - 28); "Воспоминание о графе А.П. Толстом" (ib., 1874, № 4); некролог А.П. Горского ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1875, № 11); "Современные церковные вопросы" (Санкт-Петербург, 1882, 2 часть); "Записки о народных училищах" (Санкт-Петербург, 1882); "Краткое сказание о житии и подвигах святых Кирилла и Мефодия, просветителей славянских" (Санкт-Петербург, 1885); "О преподавании церковно-славянского языка в средних учебных заведениях" (Санкт-Петербург, 1887); "Сборник Т. Филиппова" (Санкт-Петербург, 1896; здесь собраны очень многие статьи его) и "Три замечательных старца" (Санкт-Петербург, 1899). Как член географического общества, Ф. был инициатором образования при нем особой песенной комиссии (1884), которой он исходатайствовал средства для снаряжения экспедиции с целью собирания русских песен с напевами. Ср. А.И. Фаресов "Тертий Иванович Ф." (Санкт-Петербург, 1900); А.В. Васильев "Памяти Т.И. Филиппова" (Санкт-Петербург, 1901); "Т.И. Филиппов" ("Наблюдатель", 1900, № 1); ст. Летописца в "Slovansky prehled" (1900, 5 февраля); некрологи в "Ekklesiastike Aletheya (греч.)", "Le Moniteur Oriental" и многие другие.

  • - За хлебными / карточками / стоят лесорубы. / Много дела, / мало / горя им, / фунт / - целый! - / первой категории. / Рубят, / липовый / чай / выкушав. / - Мы / не Филипповы, / мы - / привыкши...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - писец Павла, к-рому апостол продиктовал свое Послание к Римлянам...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - Павел Николаевич - петрашевец. Из дворян. Студент Петерб. ун-та. Посещал кружки М. В. Петрашевского и С. Ф. Дурова. Был инициатором создания обличительной лит-ры для революц...

    Советская историческая энциклопедия

  • - юрист, ред. "Журн. гражд. и угол. права", † 1880...
  • - пров., дух. пис., † 9 апр. 1875 в Москве...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - игум. Андреевск...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Филиппов - первый организатор хлыстовской секты; был, как полагают, крестьянин Юрьевецкого уезда, отданный в солдаты, но потом бежавший из военной службы...

    Биографический словарь

  • - Тертий Иванович, Ржев - 30 XI 1899, Петербург) - рус муз.-обществ. деятель, собиратель, исполнитель, знаток и пропагандист рус. нар. песен, писатель...

    Музыкальная энциклопедия

  • - по преданию, один из семидесяти апостолов, коринфский христианин, переписывавший послание апостола Павла к Римлянам. После Сосипатра Т. был вторым епископом в Иконии, где и скончался мученически...
  • - первый организатор хлыстовской секты; был, как полагают, крестьянин Юрьевецкого уезда, отданный в солдаты, но потом бежавший из военной службы...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - государственный и общественный деятель, писатель...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Фили́ппов Владимир Александрович, советский театровед, критик, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР. Окончил Московский университет. Творческую деятельность начал в 1909...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский естествоиспытатель, химик-технолог и геолог, член-корреспондент Петербургской АН. Основные труды по изучению полезных ископаемых...
  • - апостол от 70-ти, ученик апостола Павла, записавший его Послание к Римлянам; епископ Иконийский, священномученик...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Т"...

    Русский орфографический словарь

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 имя...

    Словарь синонимов

"Филиппов Тертий Иванович" в книгах

Сергей Филиппов

Из книги Есть только миг автора Анофриев Олег

Сергей Филиппов Это было в Касимове на Оке, в обыкновенном русском городе с небольшим татарским привкусом.Сколько же звезд спустилось с неба на этот маленький кусочек российской земли во время съемок фильма «Инкогнито из Петербурга»!Я вспомнил название фильма и только

Б.М. Филиппов

Из книги автора

Б.М. Филиппов Появился в Москве, приехав из Ленинграда, новый для нас человек – Б.М. Филиппов. Это шли уже 30-е годы. В Пименовском переулке с незапамятных пор, может быть с начала века, существовал «Кружок друзей искусства», помещавшийся в подвале. Об этом подвале можно

ФИЛИППОВ СЕРГЕЙ

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

ФИЛИППОВ СЕРГЕЙ ФИЛИППОВ СЕРГЕЙ (актер театра, кино: «Музыкальная история», «Яков Свердлов» (оба – 1940), «Приключения Корзинкиной» (1941), «Новые похождения Швейка» (1943), «Здравствуй, Москва!» (1946), «Беспокойное хозяйство» (1946), «Золушка» (1947), «Кортик» (1954), «Укротительница

Сергей ФИЛИППОВ

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации, 1934-1961 автора Раззаков Федор

Сергей ФИЛИППОВ Сергей Филиппов родился 24 июня 1912 года в Саратове. Его отец - Николай Георгиевич - работал на заводе слесарем, был необыкновенно силен (запросто гнул руками подковы и рубли), считался мастером «золотые руки». На средства владельца завода он в течение

Сергей ФИЛИППОВ

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

Сергей ФИЛИППОВ В молодости Филиппов сильно страдал из-за своей нестандартной внешности: у него был слишком высокий рост и непропорциональные черты лица. Девушки на него не заглядывались, предпочитая более симпатичных и спортивных молодых людей. Однако после того как в

ФИЛИППОВ Роман

автора Раззаков Федор

ФИЛИППОВ Роман ФИЛИППОВ Роман (актер театра, кино: «Зеленый фургон» (1959; Федя Бык), «Девчата» (1962; Вася Зайцев), «Три толстяка» (бунтовщик Просперо), «Город мастеров» (оба – 1966), «Бриллиантовая рука» (1969; Евгений Николаевич Лодыженский из Магадана), «Джентльмены удачи»

ФИЛИППОВ Сергей

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

ФИЛИППОВ Сергей ФИЛИППОВ Сергей (актер театра, кино: «Волочаевские дни» (1937; партизан), «Выборгская сторона» (1939; погромщик винных погребов), «Яков Свердлов» (1940; матрос-анархист), «Музыкальная история» (завклубом), «Приключения Корзинкиной» (чтец) (оба – 1941), «Новые

Сергей ФИЛИППОВ

Из книги Свет погасших звезд. Они ушли в этот день автора Раззаков Федор

Сергей ФИЛИППОВ В свое время славе Сергея Филиппова завидовали многие его коллеги. Ведь этот актер, имея за своими плечами всего лишь одну (!) главную роль в кино и десятки эпизодических, был настолько популярен, что пройти с ним рядом по улице было невозможно – тут же

ТЕРТИЙ, ДРУГ МОДЕСТА

Из книги Улица Марата и окрестности автора Шерих Дмитрий Юрьевич

ТЕРТИЙ, ДРУГ МОДЕСТА Но мы уже забежали в советские времена, а ведь в дореволюционной биографии дома есть еще одна страничка, которую нельзя обойти вниманием. В 1870-е годы здесь поселился широко известный в Петербурге чиновник Тертий Иванович Филиппов. О том, как выглядела

Филиппов, Б. К.

автора Щеголев Павел Елисеевич

Филиппов, Б. К. ФИЛИППОВ, Бор. Конст. (1884), надв. сов., двор., уч. правов., с 1905 по суд. вед., 1909 тов. прок. Ковенск., а 1911-1917 Виленск. окр. суда. II,

Филиппов, В. Г.

Из книги Падение царского режима. Том 7 автора Щеголев Павел Елисеевич

Филиппов, В. Г. ФИЛИППОВ, Влад. Гавр. (1864), д. ст. сов., нач. Спб. сыскн. полиции (1904-1915). IV, 376,

Тертий Иванович Филиппов. Дарья Михайловна Леонова. Модест Петрович Мусоргский

Из книги автора

Тертий Иванович Филиппов. Дарья Михайловна Леонова. Модест Петрович Мусоргский В XIX веке в Петербурге вокруг видного общественного деятеля Т.И.Филиппова сгруппировались талантливые музыканты, среди которых были и его земляки из Тверской губернии: певица Д.М.Леонова,

Филипп ФИЛИППОВ [email protected], [email protected] УВАЖАТЬ РУССКОЕ СЛОВО! Виртуальная беседа корреспондента “ДЛ” с создателем сайта “Филиппов-Град”

Из книги Газета День Литературы # 95 (2004 7) автора День Литературы Газета

Филипп ФИЛИППОВ [email protected], [email protected] УВАЖАТЬ РУССКОЕ СЛОВО! Виртуальная беседа корреспондента “ДЛ” с создателем сайта “Филиппов-Град” Перед вами - второй выпуск полосы "Сеть и тени", посвященной новым формам "сетевой литературы" (первый - "ДЛ", 2003, №11). К

Святой Тертий

Из книги Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов автора Филимонова Л. В.

Святой Тертий Святой апостол Тертий, один от семидесяти апостолов, был одним из ближайших учеников и сотрудников святого апостола Павла. Трудясь и подвизаясь на ниве евангельской под непосредственным руководством великого апостола языков, он в то же время исполнял и

Тертий

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Тертий Очевидно, обычно Павел использовал секретаря, чтобы тот записывал его слова. Это можно вывести из того факта, что в конце некоторых посланий Павел специально упоминает, что его личная подпись поставлена его собственной рукой, как знак подлинности послания. Поэтому

Те́ртий Ива́нович Фили́ппов (24 декабря [5 января ] , Ржев - 30 ноября [12 декабря ] , Санкт-Петербург) - государственный деятель Российской империи , сенатор (с 1 января 1883 года), действительный тайный советник (с 9 апреля 1889 года), Государственный контролёр (с 26 июля 1889 по 30 ноября 1899 года).

Помимо официальных должностей, Тертий Филиппов был известен как публицист, православный богослов и собиратель русского песенного фольклора .

Биография

Родился в семье провизора, содержателя Ржевской вольной аптеки, Ивана Филиппова (ум. 28.11.1829).

Тертий Филиппов в 1837-1843 годах учился в Тверской гимназии . Затем был своекоштным студентом Московского университета и в 1848 году окончил 1-е отделение философского факультета университета третьим по успехам со званием кандидата , .

С 1848 по 1856 год Тертий Филиппов преподавал русскую словесность в 1-й Московской гимназии ; сблизился с кружком славянофилов . Принимал участие в издании славянофильских журналов «Москвитянин », «Московский сборник » и «Русская беседа »; его статьи были в основном посвящены истории Русской церкви допетровского периода. Его идея: Соборы и патриаршество делали Церковь живой действенной духовной силой, обеспечивающей симфонию властей .

В 1856 году в жизни Филиппова наступил довольно резкий поворот. Глубокое знание греческого языка , богословских наук и церковного права определило для Филиппова возможность новой карьеры. На него обратил внимание обер-прокурор Святейшего синода Александр Толстой . По возвращении он получил назначение чиновником особых поручений при Святейшем синоде , преимущественно для занятия делами, касающимися восточных Православных церквей и преобразований, проходивших в духовно-учебных заведениях России. В апреле 1860 года Филиппов был назначен делопроизводителем «Комитета о преобразовании духовно-учебных заведений».

В 1864 году в его карьере наступила последняя перемена: он перешёл на службу в Государственный контроль , где и оставался до самого конца своей жизни; спустя четырнадцать лет службы, в 1878 году он занял место второго человека в ведомстве. С самого момента назначения на пост Государственного контролёра Дмитрия Сольского Филиппов почти двенадцать лет бессменно занимал место товарища государственного контролёра, а после того как в 1889 году Сольского разбил апоплексический удар , занял место Государственного контролёра. Назначение Филиппова, впрочем, произошло совсем не просто, и случилось после глухой, но довольно упорной борьбы в правящих кругах. Категорически против назначения Филиппова, например, выступал Константин Победоносцев , и его неудача стала для многих свидетельством резкого падения влияния ещё недавно всемогущего обер-прокурора Святейшего синода.

Характеризуя Тертия Филиппова на посту министра, Сергей Витте в мемуарах писал:

Тертий Иванович был церковник: он занимался церковными вопросами и вопросами литературными, но литературными только определённого оттенка, вопросами чисто мистического направления. Он был человек неглупый, но как государственный контролёр и вообще как государственный деятель он был совершенно второстепенным . Т. И. Филиппов собственно не занимался теми делами, которыми он должен был заниматься, то есть контролем над всеми государственными, экономическими и хозяйственными функциями. Перевели его в государственный контроль потому, что он в своей деятельности проявлял русское национальное направление… Тертий Иванович, конечно, был по своим талантам, способностям и образованию гораздо ниже Победоносцева; они друг друга не любили и расходились во всём… Т. И. Филиппов относился к К. П. Победоносцеву довольно злобно, а Победоносцев относился к Филиппову довольно презрительно .

Несмотря на то, что Сергей Витте считал Филиппова недостаточно компетентным в делах контроля, под его руководством ведомство время от времени пресекало злоупотребления различных должностных лиц. Наиболее известен был случай с отстранением в конце 1894 года с поста министра путей сообщения Аполлона Кривошеина . Кроме того, во время руководства Тертия Филиппова и сфера ведомственных полномочий Государственного контроля понемногу продолжала возрастать. При Тертии Филиппове была улучшена отчётность об исполнении государственной росписи, а также издано «Положение о порядке хранения и уничтожения отчётности, проверяемой Государственным контролем».

Используя своё высокое служебное положение, Филиппов нередко включал в штат государственного контроля бедствующих композиторов и других музыкантов. После его смерти не раз говорили о нём, как о добром человеке, «облагодетельствовавшем жалованьем чиновника не один десяток русских музыкантов».

Ещё до назначения на пост Государственного контролёра Филиппов принимал активное участие в деятельности Русского географического общества , в основном по собиранию русских народных песен («песенных напевов»). В 1884 году по его инициативе при отделе этнографии РГО была создана (под его председательством) песенная комиссия.

Долгие годы Тертий Иванович дружил с Константином Леонтьевым , которого высоко почитал и ценил. Он поддерживал переписку с лицами, занимавшими Константинопольский патриарший престол во второй половине XIX века .

Тертий Филиппов скончался 30 ноября 1899 года и был похоронен в Исидоровской церкви Александро-Невской лавры в Петербурге. После смерти Филиппова в ноябре 1899 года Государственным контролёром был назначен консервативно настроенный генерал Павел Лобко , в прошлом преподававший цесаревичу Николаю Александровичу основы военного управления.

Творчество и взгляды

Печатался в различных изданиях консервативно-националистической ориентации, в частности в «Русском вестнике » М. Н. Каткова , в «Гражданине» кн. В. П. Мещерского (редактор-издатель с января 1873 года - Ф. Достоевский), был одним из основателей журнала «Русская беседа».

Отличался эксцентричным поведением и причудами. Например, встречаясь с кавалерами ордена св. Георгия, в качестве приветствия целовал орден на их груди (или на шее), повергая кавалеров в смущение ., просветителей славянских» (Санкт-Петербург, 1885); Фаресов А. И. Памяти Т. И. Филиппова (С портретом). // Исторический вестник . - 1900. - Т. 79. - С. 670.

  • Филиппов Т. И. Русское воспитание. - Москва: Ин-т русской цивилизации, 2008.
  • Алексеева С. И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России 1856–1904 гг. СПб.: Наука, 2003; 2-е изд., стереотип. СПб.: 2006. С. 102–106, 110, 113, 115, 123, 177, 178, 185, 200, 236, 258.
  • Алексеева С. И.
  • Алексеева С. И. Материалы по истории Русской православной церкви в архивном наследии Т. И. Филиппова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. II. История. История Русской православной церкви. - 2007. - № 2 (23). - С. 7–31. // История России: экономика, политика, человек. К 80-летию доктора исторических наук, профессора, академика РАН Б. В. Ананьича. - СПб., 2011. - С. 13–19. (Труды исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Т. 5).
  • Алексеева С. И. "По долгом искусе своих побуждений, решаюсь говорить своим собственным языком". (К вопросу о становлении мировоззрения Т. И. Филиппова) // Россия и мир в конце XIX – первой половине ХХ в. Сборник к 85-летию Бориса Васильевича Ананьича. - СПб.: ООО "Информационно-издательская фирма-журнал "Лики России", 2017. - С. 606–616.
  • Алексеева С. И. Т. И. Филиппов  чиновник особых поручений при обер-прокуроре Святейшего Синода // Сборники Президентской библиотеки. Сер. "Электронный архив". Вып. 1. Святейший Синод в истории российской государственности: Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием. СПб.: Президентская библиотека, 2017. С. 115–130.
    • Алексеева С. И. К. П. Победоносцев в оценке Т. И. Филиппова // Константин Петрович Победоносцев: мыслитель, ученый, человек: Материалы Международной юбилейной научной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения и 100-летию со дня кончины К. П. Победоносцева (Санкт-Петербург, 1–3 июня 2007 года). - СПб., 2007. - С. 120–126.
    • Алексеева С. И. Т. И. Филиппов и С. Ю. Витте: к вопросу об обстоятельствах реализации реформаторского курса С. Ю. Витте // История России: экономика, политика, человек. К 80-летию доктора исторических наук, профессора, академика РАН Б. В. Ананьича. Труды исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. - 2011. - Т. 5. - С. 13–19.
    gastroguru © 2017