Как раскрыть артистизм. Значение слова артистизм. Что такое творческий подход и зачем он нужен

Харизма, обаяние, артистизм – это для многих лишь красивые слова, которые не означают ничего конкретного. При слове «артистичный» человек представляет себе кого-то вроде Леонардо ДиКаприо в роли «Волка с Уолл Стрит», но ни в коем случае не своего коллегу, босса, старшего брата или кого бы то ни было из ближайшего окружения. Мы не замечаем, что коллега способен продать кому угодно что угодно благодаря умению показать товар лицом, что босс даже в самой безнадежной ситуации может внушить коллективу веру в свои силы, что старший брат без проблем становится душой любой компании. Или замечаем, но слово «артистизм» не приходит к нам в голову: они же обычные люди, а не какие-нибудь там кинозвезды.

ЗАПОМНИТЕ! Артистизм – умение превращать в искусство самые обыденные и даже рутинные дела. Актер обязан быть артистичным, но это не значит, что врожденный артистизм свойственен только актерам!

Где пригождается артистичность в повседневной жизни:

  1. В личной жизни. Как произвести впечатление на девушку или парня и показать себя с выгодной стороны.
  2. В карьерном росте. Как выделиться в коллективе, суметь взять инициативу в руки и проявить лидерские качества.
  3. В быту. Как вызывать расположение у незнакомых людей быстро и в любых обстоятельствах.
  4. В сложных, неприятных и опасных ситуациях. Как не потерять лицо, не выказать страх, не выдать истинные чувства.
  5. В саморазвитии. Как улучшить самовосприятие и навсегда застраховать себя от комплекса неудачника.
  6. В отношениях с семьей. Как научиться ладить со всеми сразу.
  7. В общении с друзьями. Как стать центром внимания и притяжения в кругу ближайших друзей.

Зачем развивать артистизм

Вы не задавались вопросом, почему в школе заставляли читать стихи с выражением, а не как попало? Правильный ответ: потому что выразительное чтение лучше доносит суть написанного, причем не только до слушателя, но и до самого чтеца. Это и есть элемент актерского мастерства : максимум нужной информации минимальными средствами. Вы можете сказать слово «привет» с каменным лицом и без интонации, адресат поймет, что с ним поздоровались, но ничего при этом не почувствует. Или же вы можете немного растянуть слово в восклицательной интонации – «привеееет!» и улыбнуться в 32 зуба. Адресат также поймет, что с ним поздоровались, но еще он отметит, что это сделали с удовольствием, что ему рады, что к нему хорошо относятся. А хорошее отношение, по мнению психологов, порождает взаимность, так завязывается дружба, так рушатся барьеры между людьми.

ВАЖНО! Артистизм помогает добиваться желаемого от других людей. Развить артистичность следует, если в этом направлении возникают сложности. Не получается познакомиться с девушкой или договориться с клиентом? Тогда это то, что вам нужно.

Профессия актер

Выше мы попытались разобраться с абстрактным понятием, превратив его в конкретное, жизненное. Мы выяснили, что каждый человек в той или иной мере артистичен или вполне может развить артистизм. Но теперь не очень понятно, почему такое рядовое явление прочно ассоциируют с актерским мастерством и, собственно, с артистами сцены.

Дело в том, что театр – это всегда эмоциональное воздействие на зрителя. В театр не ходят за фактами, только за впечатлениями. И даже мораль, которая есть в каждой пьесе, если не откровенно вторична, то воспринимается зрителем только через сочувствие героям.

Цель актера в театре – заставить зрителя сопереживать.

А теперь представьте себе, как Отелло с каменным лицом, без эмоций и интонаций произносит: «Молилась ли ты на ночь, Дездемона?». Будете вы ему сопереживать, волноваться, замирать в ожидании? Придете ли еще раз на такой спектакль? Нет. Вот почему все, что делает актер, должно быть артистично, то есть эмоционально выразительно. По этой же причине артистизм получил свое название, ведь именно артисты превратили умение увлекать в настоящую науку, ставшую основой актерского мастерства .

Упражнения на развитие артистизма

Хорошая новость заключается в том, что развивать артистичность в полном смысле слова не придется. Эмоциональная выразительность – это природное качество, которым обладает каждый человек, оно бессознательно используется в процессе общения. Если понаблюдать за детьми, которых еще не успели загнать в рамки «приличного поведения», то станет ясно, что они выражают свои эмоции свободно и открыто, и получается это у них обворожительно. Вы тоже были непосредственным и милым ребенком, а значит, обладали всем тем, чего вам так не хватает сейчас. Главная задача – вспомнить, каково это.

  1. Учитесь отпускать себя. Отпускать – значит получать удовольствие от того, что вы делаете, без оглядки на «как это выглядит». Например, человек, который танцует, не умея танцевать, потому что ему «в кайф» двигаться под музыку, выполняет упражнение на артистизм.
  2. Учитесь подражать. Подражание – это суть любого искусства. Развитие артистизма начинается с простого копирования повадок людей и животных. Пробуйте делать обычные вещи в чужой манере, реагировать, как интересные люди, за которыми вы наблюдали, вести себя, как они, говорить, как они, и т. п.
  3. Возьмите за правило каждый день один раз оказываться в центре внимания. То есть в ситуации, когда все вокруг смотрят только на вас.

Если вам трудно работать над собой самостоятельно или нужен опытный взгляд со стороны, придутся в пору уроки артистизма, которые можно взять в театральных школах или на курсах актерского мастерства.

Чтобы добиться продвижения по службе, быть в числе официальных представителей кампании, выступать перед аудиторией, общаться с прессой и партнерами по бизнесу на высоком уровне, вам понадобятся курсы делового общения и речи в Москве . На них вы также избавитесь от барьеров в общении, научитесь искусству красноречия.

- [Словарь иностранных слов русского языка

См. мастерство 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. артистизм сущ., кол во синонимов: 6 … Словарь синонимов

артистизм - а, м. artistisme m. 1. Выдающиеся способности, художественная одаренность. БАС 2. || Об особой умении держать себя, изяществе манер, грациозности движений, обычно свойственных артистам. БАС 2. 2. Высокое мастерство, достигнутое в области… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

АРТИСТИЗМ, а, муж. (книжн.). Тонкое мастерство в искусстве, виртуозность в работе. Высокий а. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

артистизм - а, только ед., м., книжн. 1) Художественная одаренность. Природный артистизм. 2) Высокое и тонкое мастерство в исполнении чего л. Отличаться артистизмом. Синонимы: виртуо/зность, иску/сство/ 3) Особое изящество манер, грациозность движений.… … Популярный словарь русского языка

М. 1. Художественная одарённость. отт. перен. Высокое творческое мастерство, виртуозность в каком либо деле. 2. перен. Особое изящество манер, грациозность движений. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Артистизм, артистизмы, артистизма, артистизмов, артистизму, артистизмам, артистизм, артистизмы, артистизмом, артистизмами, артистизме, артистизмах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

артистизм - артист изм, а … Русский орфографический словарь

артистизм - (2 м) … Орфографический словарь русского языка

артистизм - у, ч. Висока майстерність, віртуозність … Український тлумачний словник

Книги

  • Ангелина Степанова , Вульф Виталий Яковлевич. У Ангелины Степановой от природы были вкус и артистизм, но ей был свойствен еще один, не менее важный положительный заряд - умение работать: ради любой крошечной роли она умела отказываться…
  • Живут во мне воспоминания , Муслим Магомаев. Трудно представлять такого всенародно любимого певца, как автор этой книги. Но лучше всех это получилось у Святослава Бэлзы. "Звездно сейчас на нашей эстраде. Но, как известно с незапамятных…

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова артистизм

артистизм в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

артистизм

артистизма, мн. нет, м. (книжн.). Склонность, вкус к искусству, к артистическим занятиям.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

артистизм

А,м. (книжн.). Тонкое мастерство в искусстве, виртуозность в работе. Высокий а.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

артистизм

    1. Художественная одаренность, выдающиеся творческие способности.

      перен. Высокое творческое мастерство, виртуозность в каком-л. деле.

  1. перен. Особое изящество манер, грациозность движений.

Примеры употребления слова артистизм в литературе.

Как альтруизм, не популярный в современных условиях, так и аристократизм придется частично прятать с помощью артистизма .

В этих выходках наличествовал прежний корневский артистизм , институтские доброхоты разнесли высказывания о Мендельзоне, и Гутенмахере по этажам и отделам.

Образная живопись Помпеи и Геркуланума исполнена артистизма и жизнерадостности и несравнимо более естественна и реалистична, чем живопись Египта или Вавилона.

Ну, а особо он отметил своего коллегу - трубача Андрея Товмасяна, его поразила фразировка и артистизм в исполнении джазовых стандартов.

Ник Эддингтон был преподавателем и потому имел склонность говорить без подготовки, с драматическим артистизмом .

Впрочем, когда необходимо общаться с людьми, для которых ваш аристократизм будет как красная тряпка для быка, то можно общаться на артистизме , то есть вести себя адекватно среде - ругаться матом, кричать пьяные песни, дебоширить, но при этом не брать эту энергию внутрь своей ауры, не жить внутри теми законами, которые придется изображать снаружи, не дать внутреннего согласия самому себе получать удовольствие от тех вибраций, с которыми вы сталкиваетесь.

А для музыканта, да еще ипровизатора, артистизм состоит еще и в том, чтобы не только хорошо и добросовестно сыграть свою партию, а донести до зрителя смысл своей музыки, показать, как тебе приятно играть, или как тебе трудно играть, или наоборот - как легко тебе даются сложные пассажи.

Хороший артистизм - это когда в вашей ауре переливаются и вспыхивают желаемые энергии, а чакровая, внутренняя энергия на это не расходуется.

По сути, артистизм в жизни - это умение прятать свою сущность, свои внутренние реакции, свои мысли, свои недостатки и даже достоинства.

Вот конкретные техники, которые помогут наработать артистизм , если конечно, приложить к этому достаточно усилий.

Вы одновременно будете тренировать волю, бесстрашие и артистизм , а так же чувство собственного достоинства.

Итак, артистизм - это искусство не быть собой, когда требуется по ситуации.

Для того, чтобы добиваться у начальства каких-то действий, придется постоянно улавливать настроение начальства, хитрить, использовать артистизм и просчитывать реакции людей.

Иоганн Себастьян не чуждался ее, но подражание иноземному искусству ради развлечения придворной публики он ставил невысоко, хотя артистизм музыкантов и певцов вызывал его искренние похвалы.

В нашей отечественнной практике среди джазовых музыкантов, начиная с 60-х годов, сложилась довольно неприятная традиция отрицательного отношения к проявлениям артистизма на сцене.

Современные тенденции развития образования, возросшие требования к личности учащегося, усилили потребность в формировании творческой индивидуальности каждого ребенка, реализации его творческих способностей, развитии творческой деятельности. На сегодняшний день важными качествами личности становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и эмоции, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое начало, во взаимодействии с высокохудожественными образцами музыкальной и танцевальной культур. Одно из значительных мест в наборе этих качеств играет такое понятие, как артистизм.

Для выявления сущности и специфики формирования артистизма у детей в процессе обучения хореографии необходимо уточнить понимание понятия артистизм.

Артистизм - умение передавать эмоциональную информацию с помощью движений, мимики, выражения глаз и голоса. Артистизм - это искусство перевоплощения, позволяющее человеку надевать определенную «маску». Вживаясь в роль, человек временно меняет свою личность, не изменяя при этом глубинные личностные установки. Согласно словарю Ожегова С.И., артистизм - тонкое мастерство в искусстве, виртуозность в работе, не только непреложный атрибут творческой деятельности, но и критерий свободы, компетентности человека. Человек, обладающий артистическими данными, по С.И. Ожегову, - виртуоз, мастер своего дела.

Артистизм как объект исследования многосторонен. В изучении данной проблемы участвуют представители различных наук: философы, социологи, психологи, педагоги, искусствоведы и т.д. Принципиальное значение для данного исследования имеют взгляды деятелей, работавших в области искусства. Они использовали приемы и методы работы, с помощью которых наиболее эффективно можно овладеть артистизмом, а именно процессами восприятия, воображения, развить творческое мышление, эмоциональную гибкость, способность к импровизации (К.С. Станиславский и В.Э. Мейерхольд, Е.Б. И.А. Моисеев и А.Я. Ваганова). К.С. Станиславский, раскрывая специфику актерской профессии, основное внимание сосредотачивал на специфических качествах, которыми должен обладать актер, на понимании мастерства как силы личного обаяния, воздействия на аудиторию, заразительности и притяжения актера. Актер не себя должен любить в образе, а образ в себе, и выходя на сцену не демонстрировать себя, а свой образ. В.Э. Мейерхольд считал, что артистическое воздействие - это способность воздействовать и заражать зал.

Все вышесказанное можно в равной степени отнести и к артистизму в хореографии. По мнению А.Я. Вагановой основная задача танцора в том, чтобы средствами танца создавать содержательные хореографические образы, отвечающие задачам балетмейстера. Один из величайших русских балетмейстеров и педагогов Михаил Фокин отступил от отточенной техники взамен яркой образности и артистичности и этим произвел революцию в балете. А великий хореограф Игорь Моисеев писал о том что «танец как вид искусства всегда выполнял определенные задачи, и, по-видимому, танец в жизни человека просто необходим, как одно из средств самовыражения человека, через которое он передает свои эмоции и чувства и понимание красоты. И по мере развития этого вида искусства он в состоянии передавать какие-то свои духовные богатства. Мы знаем, чем богаче внутренний мир человека, тем богаче средства его выражения - в любом виде искусства». Великий балетмейстер Ростислав Захаров неоднократно подчеркивал, что «танец всегда должен быть содержательным, иначе он превратится в абстрактное, холодное сочетание телодвижений. Состояние человека, образ которого воплощает исполнитель, выражается в танцевальных движениях определенного характера, благодаря чему зритель воспринимает мысль и чувство, которые были вложены в танец. Только при подлинном мастерстве и артистизме танцовщика мысли и чувства, наполняющие его, овладевают зрительным залом» .

Искусство хореографии основано на музыкально-организованных, условных, образно-выразительных движениях человеческого тела, которые свойственны человеческой пластике и в реальной жизни. В том, как человек движется, жестикулирует и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, своеобразие личности. Хореография основана на том, что характерно-выразительные пластические мотивы, опираясь на музыку, отбираются из множества реальных жизненных движений, обогащаются и организуются по законам ритма и симметрии, орнаментального узора в единое целое. И здесь исполнительское искусство танцора заключается не только в техническом мастерстве, но и в правильной передаче образа, мысли танца, выразительности и артистичности исполнения.

Хореография - искусство изначально синтетическое, и вне музыки, усиливающей выразительность танцевальной пластики, дающей ей эмоциональную и ритмическую основу, оно не может существовать. Вместе с тем хореография - зрелищное искусство, где существенное значение приобретает не только временная, но и пространственная композиция танца, зримый облик танцующих (отсюда - роль костюма, декоративного оформления и др.).

Как же добиться яркости и выразительности? Даже при достаточно хорошей технике исполнения дети, как правило, танцуют движения, не пропуская их через свою душу.

Все серьезные педагоги-балетмейстеры работают по школе хореографического училища. Кто-то в большем, кто-то в меньшем объеме, но школа классического, да и народного танца одна, с небольшими нюансами у каждого педагога. На эту тему написано много учебников, пособий. Однако о том, какова роль артистизма в искусстве хореографии не уделяется должного внимания. Специфика хореографического искусства - выразительность, красноречие человеческого тела. Оно связано с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть связана с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Макаренко сказал, что «труд ради труда ещё не сделал ничего положительного. Только труд через эмоциональное состояние дает потрясающие результаты».

Артистизм является полезным человеческим качеством, которое сопровождает нас в повседневной жизни. В первую очередь артистизм необходим актерам, но немаловажен он и в других сферах деятельности. По сути, актерское мастерство - это умение быть самим собой, играя какую-то роль. К этому умению добавляется обладание и другими, не менее важными навыками. Сюда можно отнести внутреннее раскрепощение, управление мышцами лица и тела, дыхание, внимание, взаимодействие с партнером, преодоление психологических барьеров, страхов и волнения, развитие и улучшение пластики и памяти. И все они обязательно нужны человеку.

Резюмируя вышеизложенное следует отметить, что артистизм - достаточно сложное понятие, объединяющее целый ряд как физиологических так и психологических характеристик. Для исполнителя артистизм становится ключевым условием развития творческих способностей, овладения учеником умениями и навыками художественно-образного воплощения средствами танцевального, музыкального и театрального искусства. Опираясь на анализ литературы по проблеме исследования, можно сделать вывод, что формирование артистических способностей у учащихся является возможностью раскрыть творческий потенциал ребенка и воспитать творчески-направленную личность.

«Стоять перед публикой и играть на скрипке казалось мне совершенно естественным. Стандарты, на которые я ориентировался, были наивысшими, и я ровнялся по ним, восхищаясь, а не желая выказаться лучшим».

Иегуди Менухин, из книги «Странствия»

Артистизм - художественная одаренность, выдающиеся творческие способности. Высокое творческое мастерство, виртуозность в каком-л. деле. Особое изящество манер, грациозность движений. (

Толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ефремовой)

Артистизм - несомненное проявление творческого начала человека. Хотя эта черта нужна не только людям искусства, актерам и певцам. Проявление артистизма всегда помогает в обыденной жизни.

Артистизм - это искусство перевоплощаться, когда того требует ситуация.

  • Артистизм - это умение надеть маску и соответствовать выбранной роли.
  • Артистизм - это умение перевоплощаться, как внешне, так и внутренне, не изменяя самому себе.
  • Артистизм - это умение стать другим - на сцене, в жизни - когда этого требуют обстоятельства.

Суть артистизма заключается в умении воздействовать на публику, «захватывать» её своим исполнением. Здесь на первый план выходит способность не только глубокого психологического проникновения в музыкальное произведение, но также и способность подчинить аудиторию своей творческой воле - «артистический магнетизм». Не последнюю роль играет личностное обаяние. Например, о выдающимся американском пианисте В. Клайберне говорили, что даже если бы он только общался с публикой, то всё равно имел бы большой успех, настолько музыкант был обаятелен. Артистическое умение вовлечь в музыкальное переживание слушателя.

Артистичность включает в себя способность двойного переживания времени на эстраде. Оно заключается в мгновенном предчувствии, предугадывании целого, которому ещё только предстоит развернуться. И также это проживание реальных мгновений, которое проявляется в направленности сознания, воли на общее движение музыкальной мысли. Двойное переживание времени немыслимо без резкого психического переключения с хорошей мышечной реакцией. Двойное переживание времени предполагает и умение «раздваивать» внимание, быть одновременно увлеченным и холодным аналитиком. Особенность артистического исполнения заключается в том, что те мысли и чувства, которые вкладывает музыкант, должны быть им продуманны и прочувствованны заранее, в процессе вживания в музыкальный образ. Они должны стать как бы сутью энергетики звучащего образа. А на сцене важны контроль и самообладание в реализации своих замыслов.

Артистизм - это особое психическое свойство натуры, не всегда соответствующее её общим психическим качествам. Хотя нередко яркий музыкант, властно воздействующий на огромную аудиторию, в быту бывает спокойным человеком с мягким характером. И наоборот, исполнение императивной личности, с выраженными лидерскими чертами, может быть безвольным, лишенным харизматических качеств.

Понятие артистизма не идентично понятию эстрадной выдержки. Историческая практика подтверждает, что нередко яркие, артистические натуры чувствовали психологический дискомфорт при публичном выступлении. И наоборот, люди, лишенные артистического таланта, порой свободно могут выходить на сцену, уверенно играть, ничего «не теряя», но и не потрясая уши слушателей. Обладание эстрадной выдержкой зависит от психического склада натуры, так как пребывание на сцене, тем более музыкальное исполнительство, актерская игра связаны с сильным психическим давлением. Поведение на эстраде - это поведение в экстремальной ситуации, суть которой заключается, во-первых, в направленности внимания множества людей, в воздействии их биополей, во-вторых, в общественной значимости публичного выступления.

Практика показала, что волнение необходимо во время публичного выступления, оно должно привносить повышенную остроту восприятия и чувствования. Такое волнение называют продуктивным. Излишнее волнение, не связанное с интерпретацией и наоборот, мещающее самовыражению, является непродуктивным.

Считаю неправильным целенаправленное и акцентированное воспитание в музыканте ощущения общественной значимости выступления, так как зачастую именно этот фактор является причиной чрезмерного и непродуктивного волнения. Отмечают, что большинство детей, в отличие от взрослых, не боятся публичного выступления именно потому, что не осознают его общественной значимости. Но в подростковом возрасте приходит это осознание, и появляется боязнь выхода на сцену. Умение абстрагироваться от гнетущей «ответственности», преодолеть мрачные предчувствия требует и волевых усилий и серьезного самовнушения. Изначально, акцентируя внимание музыканта на том, что выход на сцену обязательно имеет определенную (общественную или социальную) цель, значимую для него: будь - то зависимость от успешного выступления зачисление в учебное заведение, сдача переходного экзамена, получение лауреатского звания, утверждение профессионального статуса и т. д., наконец, просто комфортное психологическое состояние - формируется в первую очередь страх публичного унижения, получения отрицательных отзывов о выступлении. А так как зачастую музыкант идентифицирует себя со своим творчеством, «качество себя» с качеством владения инструментом и мастерством интерпретации, то в результате, публичное выступление вызывает предчувствие, сравнимое с предчувствием катастрофы, если выступление будет неудачным. В переживании подобного состояния невозможно говорить об артистичном или даже хотя бы просто выразительном исполнении, так как все эмоциональные и психологические ресурсы музыканта уходят на то, чтобы справиться со страхом, просто «пережить» эту ситуацию, как один из неприятных, но необходимых для социальной самореализации процессов.

Долгое время считалось, что единственный способ адаптироваться к психологически некомфортной сценической ситуации заключается только в регулярном выходе на сцену. Но в последние десятилетия сценическое волнение стало предметом научного исследования, результаты которого показали, что эстрадная выдержка поддается воспитанию.

Безусловно, основой психологически комфортного состояния на сцене является степень выученности произведения. Поэтому прежде чем вынести произведение не концерт, необходимо проверить: соответствует ли оно критерию эстрадной готовности. Это понятие ввел и использовал Л.Л. Бочкарев. Критерий эстрадной готовности включает в себя: умение осознанно управлять игрой, умение интерпретировать произведение в воображаемом звучании и в действии, исчезновение представлений о технических трудностях, проявление импровизационной свободы, возможность эмоционального «проживания», своего исполнения и «слушательского» восприятия своей игры, способность регулировать психологическое состояние. Только произведение, выученное на таком уровне, следует играть публично, в этом случае можно говорить о сценической адаптации.

Если мы говорим, что музыкант это артист , а не просто человек, профессия которого связана с работой на публику, то соответственно воспитание музыканта должно проходить не только в рамках обучения совершенному владению инструментом, но и как актера.

Готовясь к публичному выступлению, исполнителю необходимо обдумать образы, которые или о которых он будет исполнять произведение. Найти примеры этих образов в жизни, в литературе, живописи, в театре и т.д. Найти через какие музыкальные средства выразительности можно проявить эти образы, где они заложены в произведении. Тренировать на уроке эмоциональное артистическое состояние, состояние, передающее образ, а не только решение технических трудностей. Добиваться нужного результата, эффекта. Вживание исполнителя в образ происходит в самообразе посредством "механизма видения, созерцания, просматривания" (К.С. Станиславский). Мыслящему художнику предоставляется свобода в понимании исполняемого, потому что для него есть одно обязательное - это идея, лежащая в основании произведения. Познать эту идею, перечувствовать ее или освятить светом разума - вот что является первой задачей исполнителя.

Сценическое искусство музыканта-исполнителя связано с мастерством художественно-сценического мышления, так как только в результате творческого, сознательно организованного специфического процесса образного мышления музыканта на сцене рождаются глубокие, разносторонние чувства, содержательное, эмоциональное инструментальное звучание. Поэтому перед исполнителем ставится задача не только понимания знакового текста композитора, анализа формы и содержания произведения, но и создание программы психологического воздействия на слушателя и ее передачи в зал, переводя слушателя в другую реальность, выводя его на новый тип переживаний созданием виртуальной реальности и уходом в свой внутренний мир.

Для развития художественно-сценического мышления музыканта можно воспользоваться опытом практики подготовки актеров, в которой прежде всего уделяется внимание развитию общих способностей у представителей всех видов искусства: воображения, образной памяти, образного мышления, способности переводить абстрактную идею в образную форму, активной реакции на явления действительности, тонкой чувствительности, общей эмоциональной восприимчивости.

Для области театральной режиссуры выделяются специальные способности: аналитические (глубина, гибкость, самостоятельность, инициативность мышления), экспрессивные (пластика, мимика, жесты, речь). Для актерской профессии также выделяются значимые способности: сценический темперамент, способность к перевоплощению, сценическое обаяние, заразительность и убедительность.

Эти теоретические предпосылки важны для описания задач подготовки музыкантов, так как между театром и музыкой имеются не только различия, но и некоторые черты сходства: это временные искусства; они нуждаются в исполнителе - творческом посреднике между драматургом и зрителем, композитором и слушателем. Психология музыкально-исполнительской деятельности (В.И. Петрушин) изучает проблему передачи композиторского замысла в конкретном воплощении музыканта-исполнителя.

Актуальна проблема сценического артистизма и актерского перевоплощения: "Хороший актер, находясь на сцене, произнося свой текст, всегда стремится быть в соответствующем образе, живя на сцене и действуя так, как будто переживания героя становятся его собственными. В отличие от актеров музыканты часто позволяют себе играть, не находясь в соответствующем психоэмоциональном состоянии. Поэтому здесь встает вопрос об артистической подготовке музыканта-исполнителя, освоении приемов актерской психотехники, основы которой разработал К.С. Станиславский"

На основе выделенных специфических черт актерской деятельности исследователями отмечаются сходства актерской деятельности с деятельностью музыканта-исполнителя: музыкант-исполнитель, как и актер, - один в "трех лицах" (творец, материал, из которого создается сценический образ, и конечный результат - предмет творчества); музыкант-исполнитель, как и актер, должен постичь образ, внутренне его смоделировать и воспроизвести, проникнув в атмосферу авторского замысла и увлекая музыкальным выражением.

Музыкальное перевоплощение осуществляется только во внутреннем плане, отличаясь своей неявностью, художественно оправданное звучание вырастает как результат внутренней работы, а не как сама актерская игра. "Но проникновение в эту сферу - в до - или сверхзвуковую реальность происходит только через артистизм, через возможности перевоплощения». Публичность творчества музыканта-исполнителя требует особой физической организации его эмоционального аппарата и творческого мышления, что необходимо актеру. Музыкант-исполнитель в одном лице и артист, и режиссер, и актер, что требует развитых творческих способностей, интеллектуального потенциала и гибкости мышления.

gastroguru © 2017