Выбор читателей
Популярные статьи
Галина Сахарова
Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Звуковой анализ слова «сани»
ЦЕЛИ. Учить правильно произносить гласные и согласные звуки ; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах ; совершенствовать умение определять количество слогов в слове
Оборудование : мячики синие и зеленые; картинки; пеналы с фишками; демонстрационная картина САНИ ; индивидуальные карточки со схемой слова .
1. Повторение знаний о гласных звуках . (Дети стоят в кругу) .
Мы знаем, что есть звуки , которые можно долго тянуть, пропеть, при этом во рту ничто не мешает, воздух выходит свободно. Как называются одним словом эти звуки ? (гласные)
Вспомним гласные звуки : по артикуляции – (а, (о, (у, (ы, (э, (и) .
Как обозначаются гласные звуки на схеме слова ? (красным кружком)
2. Повторение знаний о согласных звуках . (Дети стоят в кругу) .
Как называются одним словом звуки , при произнесении которых нам мешают зубы, губы, язык воздух проходит не свободно, с преградой? (согласные звуки )
Какие бывают согласные звуки ? (твердые и мягкие)
Какими фишками обозначаем на схеме твердые согласные? (синими) А мягкие согласные? (зелеными)
3. Игра с мячами (синие и зеленые) . – Я буду произносить согласные звуки , а вы будете поднимать соответствующий по цвету мячик. (б, (пь, (с, (вь, (ф, (д, (рь, (к) .
4. Звуковой анализ слова САНИ . Дети сидят за столами.
ЗАГАДКА. Все лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры – помчались с горы. Что это?
На доске демонстрационная картина САНИ , со схемой слова .
Произносим слово за указкой С-А-Н-И .
Сколько звуков в слове САНИ ? (четыре звука )
Дается характеристика каждого звука . Дети вместе с взрослым обозначают звуки соответствующими фишками в индивидуальных схемах. Проверка.
Сколько слогов в слове САНИ ? (два слога) Какой первый слог? (СА) Какой второй слог? (НИ)
Сколько в слове гласных звуков ? (два звука ) Назовите первый гласный звук ? (а) Назовите второй гласный звук ? (и)
Сколько согласных звуков ? (два) Назовите первый? (с) Какой он? (твердый согласный звук ) Назовите второй? (нь) Какой он? (мягкий согласный)
ЗАДАНИЕ : убрать мягкий согласный звук (нь) ; убрать твердый согласный звук (с) ; убрать гласный звук (и) ; убрать гласный звук (а) .
5. Работа на деление слов на слоги .
Оборудование : карточки – обозначения количества слогов в слове ; картинки.
Выберите себе картинку и определите количество слогов в слове . Проверим.
6. Итог занятия . – Чем занимались?
Что нового узнали?
Публикации по теме:
Конспект НОД по коммуникации в подготовительной группе «Звуковой анализ слова» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие,.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слова «лес» (старшая группа) Тема: «Звуковой анализ слова «лес». Цель: упражнять детей в определении последовательности звуков в слове. Образовательные задачи: формирование.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква [и]. Звуковой анализ слова «игла» Программное содержание: Образовательно – познавательные задачи: расширить представления детей о профессиях; познакомить с буквой «и»; упражнять.
Открытое итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте для детей с ОНР. Открытое итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте для детей с ОНР. Тема: НАСЕКОМЫЕ-ЗНАКОМЫЕ. Цели: Закрепить понятия «гласные-согласные».
Открытое итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. логопед - Попова Наталья Анатольевна Цели:.
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Образовательные задачи: -учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать и отвечать на вопросы; -продолжать развивать звуко-слоговые.
Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах - это не всегда одно и тоже.
Буквы - это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки - слоги - слова.
Список всех букв - это просто алфавит
Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:
Алфавит русского языка:
Всего в русском алфавите используется:
Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» - буквы "Т" и "С" сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква "Ю" в данном случае произносится как [йу].
Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.
Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:
В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).
Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.
Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:
Данная схема практикуется в школьной программе.
Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.
Звуковая характеристика букв:
я [й] - согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] - гласн., безударныйв [в] - согл., парный твердый, парный зв.л [л’] - согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] - гласн., ударныйн [н’] - согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] - гласн., безударный [й] - согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] - гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.
Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.
Какие бывают звуки?
Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым - мягким, звонким - глухим, шипящим, сонорным.
Сколько в русской живой речи звуков?
Правильный ответ 42.
Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?
Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:
А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.
Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.
Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.
Сколько гласных звуков в русской фонетике?
В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.
Главная фонематическая особенность русской речи - четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.
В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: ку ку ру за, дощечку , у чу сь, у лов, - во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’у ´сл’и], ключ [кл’у ´ч’] и тд.
Разбор по звукам ударных гласных
Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [ко´ т’ик], колокольчик [калако´ л’ч’ык], молоко [малако´ ], восемь [во´ с’им’], поисковая [паиско´ вайа], говор [го´ вар], осень [о´ с’ин’].
Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака"о ], патио [па"тио ], радио [ра"дио ], боа [бо а"] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой«ё» – [о]: тёрн [т’о´ рн], костёр [кас’т’о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.
Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за"мок - замо"к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):
В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:
Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.
Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:
Так, различается 1-ая степень редукции . Ей подвергаются:
Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].
(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)
Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».
Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., - это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):
Фонетически буквы Е - [йэ], Ё - [йо], Ю - [йу], Я - [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.
◊ Ё - [йо], Ю - [йу], Е - [йэ], Я - [йа] в случаях, когда находятся:
Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.
◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:
Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.
Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа ´рмарка], но яйцо [йи йцо´].
Важно:
Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука - [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: - соловьи [салав’йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’йи’ х" но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи ], нет семьи [с’им’йи´ ], судьи [су´д’йи ], ничьи [н’ич’йи´ ], ручьи [руч’йи´ ], лисьи [ли´с’йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтальо н, шампиньо н, шиньо н, компаньо н, медальо н, батальо н, гильо тина, карманьо ла, миньо н и прочие.
По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:
Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.
Сколько согласных звуков в русской речи?
В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно - 36.
В нашем языке согласные бывают:
Согласный может быть звонким - глухим , а так же сонорным и шумным.
Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.
Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) - щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.
Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук - звонкий согласный, если же слышится шум, - то глухой.
Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» - в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» - аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.
Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.
В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:
В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] - [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].
При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].
По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бесш умный [б’иш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция - процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].
В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].
Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.
Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.
Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].
Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.
В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:
Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.
Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.
Использованная литература:
Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.
a дифференцировать твердые и мягкие согласные, упражнять детей в составлении схемы слова с мягкими согласными,
1. Подбор согласного звука, парного по твердости-мягкости. Дидактическая игра «Палочка-выручалочка»
Карандаш:
Сегодня на занятие к вам я принес палочку-выручалочку. Она вас тоже выручит: поможет правильно подобрать мягкие звуки к твердым. Я буду называть твердый звук, а тот у кого палочка, парный мягкий звук. Если вы затрудняетесь подобрать пару, скажите: «Палочка, выручай!»
М-МЬ П-ПЬ Р-РЬ Н-НЬ Ж- ?
К-КЬ Г-ГЬ В-ВЬ Ф-ФЬ Ш- ? и т.д
2. Звуковой анализ слов ЛИМОН и САНИ, выкладывание схемы слова цветными фишками.
Как всегда, загадка поможет вам назвать слово, с которым мы сегодня будем работать.
|
КИСЛЫЙ, НО НА ВКУС ПРИЯТНЫЙ.
КАК ХОРОШ С ЧАЕМ ОН.
НАЗЫВАЕТСЯ … (Лимон )
Скажите слово ЛИМОН так, чтобы мы услышали первый звук. (Звук ЛЬ )
- Звук ЛЬ произносится твердо или мягко? (Мягко
)
Поставьте на схему фишку, которая обозначает мягкий согласный звук.
Поставьте фишки, обозначающие следующие звуки.
Сколько всего звуков в слове ЛИМОН? (Пять звуков ). Прочитайте слово.
Назовите согласные звуки в этом слове и покажите их на схеме. (ЛЬ, М, Н )
Сколько в слове гласных? (Два гласных звука ). На каких местах в слове они стоят? Назовите гласные. (И, О )
Какой слог ударный? (Слог МОН ). Поставьте знак ударения. Какой по счету в слове ударный слог? (Второй )
Уберите со схемы фишки в следующем порядке.
а) первый гласный
б) второй гласный
в) второй согласный
г) третий согласный
Какой звук остался стоять на схеме? Расскажите все, что знаете об этом звуке. (Звук ЛЬ - согласный, звонкий, мягкий, стоит в начале слова )
Слушайте задание: самостоятельно составить схему слова САНИ
|
Прочитайте слово.
Сколько звуков в слове САНИ?
Сколько слогов? (Два слога )
Какой слог первый? (Слог СА )
Какой первый звук? (Звук С ).
Какой первый гласный звук? (Звук А )
Сколько согласных звуков в слове САНИ? (Два согласных звука )
Назовите твердый согласный звук в этом слове.
Назовите мягкий согласный звук.
Поиграем в «Живые звуки» (Педагог распределяет роли звуков между детьми и дает каждому звуку задания).
3. Образование слов путем замены твердого согласного звука мягким. Дидактическая игра «Принцесса на горошине»
Вспомните сказку Андерсена «Принцесса на горошине».Там была одна изнеженная принцесса, которую уложили спать на семь матрасов и перин, а она все-таки почувствовала под ними маленькую твердую горошину. А вот на картинке другая принцесса. Она лежит на словах с твердыми звуками. Как только мы сможем заменить их похожими словами с мягкими согласными, горошины превратятся в мягкие подушки. Попробуем? (Если слово названо правильно, педагог заменяет изображение горошины на картинке изображением подушечки)
Ребята! К нам пришла посылка!
Давайте прочитаем, что же на ней написано?
От кого: «От Деда Грамотея»
Откуда: « Из страны АБВГДейки»!
Кому: «Ребятам старшего возраста, группы «Малинка»
Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундучок и письмо)
- Сундучок-то не простой! С волшебным замочком! И еще письмо.
«Дорогие ребята группы «Сказка»!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок не обычный, с волшебным замочком. У него есть ключ, но его нужно найти. Мои волшебные помощники спрятали ключ у вас в группе. Если выполните мои задания правильно, то узнаете где его найти. Когда откроете сундучок вас ждет сюрприз. Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Дед Грамотей»
- Вот это да! Очень интересно узнать, что находится в сундучке? Будем выполнять задания, чтобы найти ключ?
(Ответы детей)
Задание 1.
1. Найди одинаковый звук в словах: слон, маска, лиса, автобус, стол, мастер, сосна, бусы. (Ответы детей)
2. Назовите слова, которые начинаются на звук с . (Ответы детей)
- Что вы знаете о звуке с ?
Ответы детей- (согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий)
Характеристика звука с : когда мы произносим звук с: губы расплываются в улыбке, зубы видны. Кончик языка спрятался за зубы, струйка воздуха выходит изо рта. Если приложить тыльную сторону ладони к горлу и произнести звук, то горло не дрожит. Горло – это домик голоса. Звук произносится глухо и называется глухим согласным звуком. Может произносится твердо (сахар, сом, Саша ) и мягко (сено, василек )
С первым заданием мы справились.
Задание 2.
Отгадайте загадку:
Я катаюсь на нем до вечерней зари,
Но ленивый мой конь возит только с горы,
А на горку всегда сам пешком я хожу
И коня своего за веревку вожу.(Сани)
Проводится звуковой анализ слова:
Сколько звуков в слове?
Назовите первый звук в слове? Какой он? Согласный, твердый
- Какой фишкой будим обозначать согласный, твердый звук? (синей)
Назовите 2 звук в слове? Какой он? Гласный
Какой фишкой будим обозначать гласный звук? (красной)
- Назовите 3 звук в слове? Какой он? Согласный, мягкий
Какой фишкой будим обозначать согласный, мягкий звук? (зеленой)
- Назовите 4 звук в слове? Какой он? Гласный
- Какой фишкой будим обозначать?
- Сколько слогов в слове? 2
Назовите первый слог? СА
Назовите второй слог? НИ
Молодцы, второе задание выполнили правильно.
Задание 3 .
« Какой звук заблудился?» Замените буквы в словах так, чтобы стихотворение обрело смысл.
1. Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак
Но зато ему потом
На крючок попался д ом (с ом)
2. На пожелтевшую траву
Бросает ле в (ле с ) свою листву
3.Лежит лентяй на раскладушке,
Грызёт, похрустывая, п ушки (с ушки)
Молодцы, ребята, с третьим заданием вы тоже справились.
Задание 4
Игра – задание «Наоборот»
Назовите слова, противоположные по значению данным словам по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука с
Пасмурный – солнечный
Трусливый – смелый
Легкомысленный – серьезный
Мир – ссора
Открытый человек – скрытный
Соленый огурец – свежий
Тесная обувь – свободная
Кислое яблоко – сладкое
А теперь немножко отдохнем.
Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Если отгадаете загадку, то узнаете, где лежит ключ от волшебного сундучка.
У него четыре ножки
На него кладём мы ложки.
Ставим вазы, чашки, кружки.
Стулья для него подружки.
Украшает кухню, холл.
Что за мебель? Это…(стол)!
Ключ лежит на столе. Давайте откроем сундучок и посмотрим, какой сюрприз нас ждет.
Сюрприз – медали от Деда ГРАМОТЕЯ за хорошую работу. Спасибо Деду Грамотею!
Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея?
Что больше всего понравилось?
В выполнении каких заданий у вас возникли трудности?
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!
Спасибо всем за работу.
Программное содержание: Продолжать обучение звуковому анализу слов; учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; Закреплять умение придумывать слова на заданный звук «(С)»; закреплять умение делить 2-х и 3-х сложные слова на слоги; уметь заканчивать начатое предложение.
Словарная работа : Снеговик, сани, грубая, логово.
Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Материал и оборудование: Картина-схема слова САНИ, красные, синие, зеленые фишки-звуковички, указка, Снеговик, красивые сани, снежинка со звуком «(С)», колокольчик, бумажные трафареты маленьких снеговиков.
Ход: Эмоциональный настрой.
Светит ярко солнышко,
(дети тянутся руками вверх)
Дарит нам улыбки.
(улыбаются, разводят руками)
На дворе морозно,
(обнимают себя за плечи)
Кружатся снежинки.
(выполняют «фонарики» кистями рук)
Потеплей оденемся
(имитируют одевание)
И пойдем гулять.
(ходьба на месте)
Будем мы на саночках
(выполняют махи согнутыми в локтях руками впреред-назад)
С горочки кататься.
У меня есть волшебная снежинка. На снежинке звук «(С)». Она поможет нам попасть на снежную полянку. Вставайте парами. Каждая пара должна придумать слово, которое начинается со звука «(С)».
(Дети придумывают слова (снег, сова, сосиска, след, сокол, скамейка, слива, самокат, сорока, соска, страус, стебель, стрекоза. Ппроходят на снежную полянку.
Видят там очень красивые сани).
Какие красивые необычные сани, но никого кругом невидно. Давайте разберем слово САНИ, может кто-нибудь и появится.
(Дети проходят за столы и проводят разбор слова САНИ)
Разбор слова САНИ.
Мы знаем, что есть звуки, которые можно долго и громко произносить, при этом во рту ничего не мешает.
Как называются такие звуки? (Гласные).
Какими фишками обозначаем гласные звуки? (Красными ).
Как называются звуки, которые нам мешают произносить губы, зубы, язычок? (Согласные).
Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие)
Каким фишками обозначаем твердые согласные звуки? (Синими) .
Какими фишками обозначаем мягкие согласные звуки? (Зелеными).
Возьмите карточки-домики для звуков и звуковички. Будьте внимательны.
Какой первый звук в слове САНИ ? (Звук «(С)»).
(Согласный. Когда мы его произносим во рту мешают зубы и язык.)
Какой это согласный звук: твердый или мягкий? (Это твердый согласный звук)
Какой фишкой мы обозначим твердый согласный звук «(С)»? (Синей)
Какой второй звук в слове САНИ? (Звук «(А)»)
Это гласный или согласный звук? (Гласный. Когда мы его произносим нам ничего не мешает)
Какой фишкой обозначим гласный звук»(А)»? (Красной)
Какой третий звук в слове САНИ? (Звук «(Н)»)
Это гласный или согласный звук? (Согласный. Когда мы его произносим мешает язык.)
Звук «(Н») твердый или мягкий согласный звук? (Это мягкий согласный звук)
Какой фишкой мы его обозначим? (Зеленой. Звук «(Н)» обозначается зеленой фишкой)
Какой последний звук в слове САНИ ? («И)» гласный, при его произнесении ничего во рту не мешает.)
Какой фишкой его обозначим? (Красной)
Сколько звуков в слове САНИ? (Четыре звука)
Сколько гласных звуков? (Два)
Назовите первый гласный звук. («(А)»)
Какой второй гласный звук? («И)»)
Сколько согласных звуков в слове САНИ? (Два)
Назовите твердый согласный звук. («(С)»)
Какой мягкий согласный звук? («(Н)»
Разделите слово САНИ на слоги. (Са-ни)
Сколько слогов в слове САНИ? (Два)
Придумайте слово предложение со словом САНИ. (У нас быстрые сани.)
Приглашаю вас на снежную полянку поиграть.
Физкультурная минутка.
Давай дружок, смелей дружок,
Кати по снегу свой снежок,
(Идут по кругу изображая, что катят снежный ком перед собой)
Он превратиться в толстый ком
Станет ком снеговиком
(Рисуют руками большой круг и составляют друг на друга)
Его улыбка так светла
Два глаза, шляпа, рот, метла.
Вот и слепили мы снеговика!
(Показывают на себе глаза, шляпу – руку кладут на голову, нос, метлу – встают прямо выпрямляют спину).
Посмотрите, вот и появился снеговик. Это он приехал на волшебных санях.
Какой Снеговик? (Красивый, нарядный, веселый, белый, снежный, озорной, холодный, игривый, задорный, лихой, долгожданный, смешной, смелый, яркий и т.п.).
У него есть волшебный колокольчик. Если вы правильно разделите слово на слоги, то он вам позвонит в колокольчик, если не правильно, то не позвонит.
Игра «Разделим слово на слоги»
(Дети делят на слоги слова: мороз, льдина, град, ветер, пурга, снежинка, снегопад, лёд, снежок, холод, зима, сосулька, снег, вьюга).
У Снеговика очень много друзей в лесу животных и он любит с ними играть. Давайте и мы с ним поиграем. Вы должны закончить предложение, которое начнет Снеговик.
Зимой заяц белый, а летом…(серый)
У зайца хвост короткий, а уши…(длинные)
У зайца задние лапы длинные, а передние…(короткие)
Заяц пушистый, а еж…(колючий)
Еж спит днем, а охотится…(ночью)
Еж маленький, а медведь…(большой)
Белка зимой серая, а летом…(рыжая)
У белки хвост длинный, а у зайца…(короткий)
Белка живет в дупле, а заяц под…(кустом)
У лисы шерсть мягкая, а у волка…(грубая)
Лиса живет в норе, а волк в…(логове)
Давайте прочитаем Снеговику чистоговорку.
Ма-ма-ма – на дворе зима.
Ом-ом-ом - мы гулять пойдем.
Ос-ос-ос - пусть на улице мороз.
Ос-ос-ос - я укутал шарфом нос.
Жарко Снеговику, пора прощаться. Снеговику очень понравилось у нас в гостях, и он вам дарит маленьких снеговиков.
(Снеговик дарит снеговиков и уходит, дети после занятия играют со снеговиками).
Использованная литература:
Статьи по теме: | |
Функции и графики. Понятие функции. Способы задания функции Табличный способ задания функции
Что означают слова "задать функцию"? Они означают: объяснить всем... "Духота и трупный запах": детские воспоминания о Сталинградской битве Воспоминания участников сталинградской битвы читать
В начале 70-х годов поздней осенью, когда уже выпал первый снег, мне... Трубецкой дети. Биографии декабристок. Биография Екатерины
Ивановны Трубецкой
План Введение 1 Биография 2 Жена декабриста 3 Произведения,... |