Презентация на тему "многообразие водорослей их роль в природе, практическое значение". Разнообразие водорослей, их значение в природе и жизни человека Многообразие и значение одноклеточных водорослей


«Многообразие водорослей, их роль и значение»

Все растительные организмы, в зависимости от особенностей своего строения и жизнедеятельности принято делить на две группы низшие и высшие растения.

Основные отличия низших растений от высших заключается в следующем:

1. их тело не имеет органов, как у высших растений - корень и побег - и представлено талломом или слоевищем (это связано с тем, что водоросли поглощают питательные вещества всей поверхностью вегетативного тела);

2. отсутствует дифференциация клеток на ткани;

3. органы полового размножения в большинстве случаев одноклеточны.

К низшим растениям относят группу отделов (12 отделов), объединяющих просто организованные растения, - водоросли. Водоросли составляют группу низших растений, которые обитают, в большинстве своем в водной среде. Термин "водоросли" является не систематическим, а эколого-биологическим. Группа отделов водоросли объединяет отделы, отличающиеся друг от друга по происхождению.

Общая характеристика водорослей

Происхождение водорослей. Водоросли являются древнейшими представителями растений, возраст ископаемых остатков которых составляет около 3.2 млрд. лет. За этот период эти организмы прошли долгий и сложный путь развития. Одни представители сильно эволюционировали, другие, благодаря консервативности водной среды, остались практически без изменений, поэтому по своей организации водоросли сильно различаются.

Размножение водорослей. Размножение водорослей очень разнообразно. Существует 3 способа размножения у водорослей:

1. Вегетативное размножение - такой способ размножения, при котором новые особи возникают из части материнского организма (деление клетки, распад колоний, разрыв нитей и т.д.).

2. Бесполое размножение - такой способ размножения, при котором новые особи возникают из специализированных гаплоидных клеток - спор. Содержимое клетки многократно делится и образуется множество спор, каждая из которых способна дать начало новому растению. Споры бывают подвижными (имеют жгутики) и неподвижными.

3. Половое размножение - такой способ размножения, в котором принимают участие два организма и новая особь возникает из диплоидной клетки - зиготы. Зигота образуется в результате слияния двух гаплоидных клеток - гамет. Зигота покрывается толстой оболочкой, накапливает запасные питательные вещества и способна переносить неблагоприятные условия.

Питание водорослей. Все вещества, необходимые для питания (СО2 и минеральные вещества) и дыхания (О2) водоросли поглощают из воды. Среди водорослей большинство питаются автотрофно, но почти все (особенно низко организованные) способны переходить к миксотрофному (смешанному) питанию, а некоторые могут полностью переходить на гетеротрофное питание (эвглена). При этом их клетки могут совсем утрачивать хлоропласты, поглощая готовые органические вещества всей поверхностью клетки. Интересно, что при наступлении благоприятных для фотосинтеза условий водоросли восстанавливают хлоропласты и свою способность осуществлять фотосинтез.

Типы вегетативного тела водорослей. Среди водорослей есть микроскопически малые и многометровые (до 60 метров) растения. Одноклеточные водоросли могут иметь жгутики и с помощью их передвигаться (хламидомонада), а также быть неподвижными (хлорелла). Колониальные водоросли тоже могут быть подвижными (вольвокс) и неподвижными (носток). Многоклеточные водоросли произошли от нитчатых форм, так как только нитчатые водоросли имеют признаки многоклеточного организма:

1. клетки в нити соединены друг с другом плазмодесмами;

2. наблюдается дифференциация клеток по функциям;

3. нити обладают неограниченным ростом.

Многоклеточные водоросли бывают нитчатые (спирогира, улотрикс, анабена), паренхиматозные (ламинария, фукус).

Строение водорослевой клетки. Среди водорослей есть представители прокариот (синезеленые, некоторые зеленые водоросли), мезокариот (динофитовые водоросли), но в основном водоросли являются эукариотами. Водорослевые клетки могут быть одноядерными и многоядерными, при этом содержать до нескольких десятков ядер.

Покровы водорослевой клетки могут быть представлены пектиновой (хламидомонада) или целлюлозной оболочкой (хлорелла). Некоторые водоросли не имеют дополнительных покровов и их клетка покрыта одной плазмалеммой, другие пропитывают свои оболочки известью, солями железа, кремнеземом или образуют вокруг клетки кремнеземные панцири и домики. Наиболее прогрессивными в эволюционном плане являются целлюлозные оболочки, так как они позволили некоторым представителям зеленых водорослей дать начало предкам высших растений.

В клетках водорослей содержатся пластиды - хлоропласты или хроматофоры. Термин хромотофор в научном смысле устарел. Несмотря на то, что пластиды водорослей окрашены самым разнообразным образом, в современной научной терминологии их принято называть хлоропластами, поскольку функционально они сходны с пластидами высших растений. Фотосинтез в пластидах как высших, так и низших растений протекает по так называемому растительному типу (в отличие от бактериального фотосинтеза, характерного для фотобактерий). Хлоропласты могут иметь самую разнообразную форму и размеры - чашевидный, лентовидный, пластинчатый, спиралевидный, звездчатый и т.д. Число хлоропластов также может варьировать от одного до нескольких. У большинства водорослей в клетке один крупный хлоропласт. Эволюция хлоропластов шла по пути уменьшения их размеров и увеличения их числа, поэтому у высших растений в клетке множество мелких дисковидных хлоропластов. Окраска хлоропластов зависит от набора пигментов и может быть зеленой, желтой, бурой, сине-зеленой, красной, черной и т.д. Среди пигментов, содержащихся в хлоропластах, можно выделить основные пигменты фотосинтеза - хлорофиллы (зеленые); вспомогательные пигменты фотосинтеза - каротиноиды (желтые, красные, коричневые); а также дополнительные пигменты, характерные только для водорослей – фикобилины (синие, красные). В различном сочетании эти пигменты и дают разнообразие окраски водорослей.

Значение водорослей в природе

· Историческое значение. Первыми фотосинтезирующими организмами на нашей планете были синезеленые водоросли. Именно эти организмы создали кислородную атмосферу и озоновый экран, благодаря этому стало возможным дальнейшее развитие всего живого на Земле. Ископаемые остатки водорослей обнаружены в архейских породах Южной Африки и имеют возраст 3.2 млрд. лет.

· Поддержание кислородного баланса атмосферы. В настоящее время водоросли, выделяя в процессе фотосинтеза огромное количество кислорода, обогащают им атмосферу Земли. Достаточно напомнить, что вода покрывает 2/3 поверхности планеты и в верхнем слое содержит растительный планктон. Эти планктонные водоросли выделяют в атмосферу основное количество кислорода и поэтому их называют «легкими планеты». Содержание О2 в самом верхнем слое воды может быть в 2-3 раза выше, чем в воздухе.

· Мощный геологический фактор. Водоросли принимают участие в образовании известняковых пород (древние синезеленые водоросли), коралловых рифов (красные водоросли), меловых пород (золотистые водоросли).

· Водоросли являются первым звеном в цепи питания мелких водных животных (циклопов, дафний и др. беспозвоночных), а также рыб (толстолобик, амур).

· Водорослевые заросли играют важную роль в создании особых водных биоценозов.

· Почвенные водоросли повышают плодородие почв, благодаря своей способности к азотфиксации. Водоросли способны обеспечить до 15% потребности высших растений в азоте.

Значение водорослей в промышленности и хозяйственной деятельности человека

· Чрезмерное развитие водорослей, так называемое «цветение» воды, вызывает нежелательное последствие и наносит ущерб. Развиваясь в огромной массе, водоросли засоряют и приводят в негодность различные подводные сооружения. «Цветение» воды придает ей неприятный вкус и запах, делает ее непригодной для использования в питьевых и хозяйственных целях. Продукты жизнедеятельности водорослей, накапливаясь в больших количествах, приводят к гибели водных беспозвоночных и рыб.

· Морские водоросли служат удобрением, идут на корм скоту.

· Некоторые водоросли используются в пищу человеком (хлорелла, спирулина, носток, ламинария). Например, одноклеточная водоросль хлорелла отличается высокой скоростью роста и размножения. По питательности и содержанию белка она превосходит пшеницу и может быть использована в пищу, для получения витаминов и биологически-активных веществ.

· В фармацевтической промышленности водоросли служат источником йода и? - каротина. Из морских водорослей добывают студенистые вещества: агар-агар (из красных водорослей) и альгинат (из бурых водорослей). Эти вещества не имеют цвета, вкуса и запаха. Используются в микробиологической промышленности для выращивания микроорганизмов, при консервировании продуктов и производстве нежирных кремов (пищевых и косметических), а также в качестве наполнителей при изготовлении красок, пива, мороженого, таблеток, капсул, фотоимульсий и искусственного волокна.

· Ископаемые диатомовые водоросли служат абразивным материалом и используются при изготовлении зубных паст, при шлифовке линз.

Многообразие водорослей

Водоросли встречаются почти повсюду, куда проникает достаточное количество света.

1. Водные местообитания

Водоросли населяют пресные водоемы - реки, озера, пруды, болота, а также небольшие временные водоемы - лужицы, канавы и т.д. В морях и океанах обитают морские водоросли, многие из которых достигают крупных размеров. У морских побережий самая богатая растительность встречается в прибрежной зоне, особенно на том уровне, который обнажается при отливе. В других соленых водоемах (соленых озерах), где соленость воды очень высока, обитают водоросли, приспособившиеся к таким условиям жизни. Некоторые водоросли все время остаются взвешенными в верхних слоях воды и вместе с мелкими животными образуют планктон. Другие водоросли живут в придонном иле или прикрепляются к подводным предметам (камням, сваям и т.д.), эти водоросли образуют бентос.

В горячих источниках с температурой воды до + 85°С обитают некоторые виды синезеленых водорослей, способных существовать при такой температуре.

2. Вневодные местообитания

Почвенные водоросли обильно развиваются в верхних слоях почвы (даже в пустынях). Они активно участвуют в процессах почвообразования, благодаря способности фиксировать атмосферный азот. Водоросли развиваются в виде зеленых налетов на коре деревьев, заборах, водостоках. Водоросли снега и льда - основные растения Антарктиды, развиваясь в массе они способны окрашивать снег в зеленый и красный цвета.

Обитатели морей и океанов, в основном, многоклеточные формы крупных, иногда гигантских размеров. Заросли морских водорослей образуют своеобразные подводные леса и луга. Среди водорослей встречаются как прикрепленные формы, так и свободноплавающие. Прикрепление к грунту осуществляется при помощи ризоидов, особых присосок или подошв.

Своеобразие красных и бурых морских водорослей состоит в содержании особых пигментов, это и определяет окраску. Толща воды поглощает оранжево-красные лучи, пропуская сине-зеленые, которые могут быть использованы только с помощью красно-бурых пигментов. Поэтому ближе к поверхности обычно обитают водоросли, имеющие чисто зеленую окраску, а на глубине (до 200 м) они сменяются красными и бурыми.

Характеристика синезеленых водорослей

Синезеленые водоросли широко распространены во всех средах жизни и способны существовать практически в любых условиях: при температуре - 83°С в Антарктиде и +85°С в горячих источниках. Такая устойчивость клеток синезеленых водорослей к неблагоприятным факторам среды обусловлена следующими особенностями строение клеток синезеленых водорослей:

1. Синезеленые водоросли относятся к прокариотам.

2. В клетках имеется около 30 пигментов, это способствует осуществлению процесса фотосинтеза в экстремальных условиях.

3. Клетки имеют толстые многослойные стенки, часто одетые слизистым чехлом, который выполняет защитную функцию.

4. В клетках синезеленых водорослей часто встречаются газовые вакуоли, наполненные смесью газов, это позволяет всегда находиться в лучших для фотосинтеза условиях, меняя свое положение в толще воды.

5. Многие виды синезеленых водорослей могут фиксировать атмосферный азот, благодаря этому обладают пищевой независимостью. Это позволяет им заселить необитаемые (без почвы) скалы. Синезеленые водоросли первыми осваивают безжизненные местообитания - лавовые потоки, вулканические острова.

Представителями синезеленых водорослей являются: глеокапса, анабена, носток, спирулина, микроцистис, мерисмопедия и др.

Разнообразие видов красных водорослей

В большинстве случаев красные водоросли, или как их еще называют, багрянки, - обитатели моря. Они прикрепляются к различным субстратам (камням, раковинам, талломам других водорослей) и составляют вместе с бурыми водорослями самую большую группу растений морского бентоса. Многие багрянки живут на больших глубинах. Глубоководные формы отличаются особенно яркой красной или малиновой окраской.

По внешнему строению красные водоросли отличаются большим разнообразием. Это нитевидные, шнуровидные, пластинчатые, корковидные, кустистые и др. формы. Большинство имеют размеры от нескольких сантиметров до 1 м и более.

У некоторых красных водорослей в оболочке клеток откладывается карбонат кальция и магния. Эти водоросли принимают участие в образовании коралловых рифов.
и т.д.................

План урока по биологии.

Тема: Водоросли, их разнообразие и значение в природе.

Класс 6 (ФГОС).

УМК Н.И.Пономарева.

Учебник: Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред. проф. И.Н.Пономаревой.- М.: Вентана-Граф

Цель урока: сформировать представление о водорослях, как низших растениях.

Задачи:

1.Познакомить с особенностями среды обитания, строения и жизнедеятельности водорослей;

2.Изучить общие признаки водорослей;

3.Определить признаки одноклеточных и многоклеточных водорослей;

4.Продолжить формирование умений работать с различными источниками информации: учебник, электронная образовательная программа 1С: Школа, и др ИКТ (аудиоконтент, видеоконтент, мультимедиа).

5.Воспитание экологической грамотности и бережного отношения к среде обитания водорослей.

Оборудование: интерактивное оборудование «Promethean», файлы презентации, ПК, магнитная доска с магнитами, гербарный материал «водоросли», чистые листы А-4 (для создания схемы, опорных знаков в работе групп),

Использование компонентов УУД:

Умение слышать, слушать, планировать и согласованно выполнять совместную работу;

Взаимодействовать друг другом, оказывать поддержку друг другу, уметь вести дискуссию;

Правильно выражать свои мысли;

Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками;

Готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации в работе;

Умение выявлять существенное;

Умения осознавать познавательную задачу;

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме,

Использовать знаково-символичные средства;

Умение решать проблемы и задачи.

Навыки формированием произвольности поведения в индивидуальной и совместной работе;

Эмоциональное оценивание происходящего и изученного;

Ход урока.

  1. Проверка знаний учащихся.

Какое значение имеет систематика в изучении живой природы.

Как именуют виды растений.

Какие таксоны выделены в классификации растений.

Ученый-натуралист, который ввел бинарные названия видов.

Установить соответствия между таксономическими единицами и предложенными названиями групп. Какое название группы лишнее, почему.

Какие растения относят к высшим.

Промежуточный результат: определение качества усвоения изученного материала «Систематика растений, ее значение для ботаники».

  1. Изучение материала.

Образовательный компонент 1.

Действия учителя

Действия учеников

Видеосюжет водоросли (ЭОП 1С: Школа).

Демонстрирует видеосюжет. Предлагает ответить на вопросы по видеосюжету. Определяет, что усвоили ученики после просмотра. Задает вопросы по сюжету.

Место обитания организмов.

Какие формы организмов увидели.

Какие размеры могут иметь организмы.

Постановка проблемы, цели урока. Помогает определить проблему и цель урока. Объясняет, что это особая группа растений «Водоросли».

Внимательно просматривают видеосюжет. Размышляют, анализируют информацию.

Отвечают на вопросы.

Предполагают цель урока. Записывают в классной тетради тему урока.

Промежуточный результат: определение цели урока. Понимание, что есть сходства и различия между представленными растениями. Понимание необходимости изучения особенностей строения водорослей.

Образовательный компонент 2.

Действия учителя

Действия учеников

Работа с текстом учебника, иллюстрацией № 107,108

Объяснение задачу перед учениками. Помогает ученикам в работе с текстом и с иллюстрацией. Выслушивает и акцентирует внимание учеников на существенное. Проверяет качество выполнения работы. Задает вопросы.

Чем отличаются по своему строению водоросли.

В каких структурах находится хлорофилл.

Какие формы тела имеют водоросли.

Как называется одноклеточная водоросль.

Какие особенности строения хламидомонады свойственны растительной клетке.

Какие структуры свойственны свободно живущему организму.

С каким процессом связано наличие этих структур.

Выслушивает ответы учеников, дополняет и отмечает правильно выделенные признаки. Предлагает сравнить ответы учеников с ответами на слайде.

Активное слушание. Понимание задачи. Работают с текстом учебника и с иллюстрацией. Размышляют, взаимодействуют с учителем.

Отвечают на вопросы. Внимательно слушают ответы одноклассников, дают комментарии к ответам, исправляют допущенные ошибки. Делают обобщение.

Записывают в тетрадь признаки отдела «Водоросли».

Промежуточный результат: усвоение общей характеристики отдела «Водоросли». А) Водоросли – низшие растения, т.к. тело представлено слоевищем, или талломом. В нем нет органов и тканей. Б) Хлорофилл находится в хроматофорах. В) Водоросли – автотрофные организмы. Усвоение отличий водорослей. А) Есть водоросли одноклеточные и многоклеточные. Б) Формы тела у водорослей разнообразны. В) Хламидомонада имеет жгутики, глазок, сократительную вакуоль – структуры, свойственные свободно живущему организму.

Образовательный компонент 3.

Действия учителя

Действия ученика

Закрепление материала «Строение одноклеточной водоросли». ЭОП 1С: Школа и задание № 2 «рабочей тетради».

Объясняет цель работы, мотивирует на выполнение работы, оказывает помощь при выполнении работы в «рабочей тетради».

Проверяет качество выполнения работы с использованием тестового варианта пособия в ЭОП 1С: Школа

Выполняют задание №2 в «рабочей тетради» на закрепление знания строения одноклеточной водоросли.

Совместное взаимодействие с учителем. Работают с интерактивным пособием. Показывают качество выполнения задания, степень усвоения, выбирают из предложенных вариантов правильный ответ. Называют структуры строения хламидомонады и ее функцию. Взаимодействуют с учителем в работе.

Промежуточный результат: знание особенностей строения одноклеточной водоросли. Усвоение частей тела, функции структур тела. Запоминание новых понятий и закрепление знаний строения растительной клетки и структур свободноживущих организмов.

Образовательный компонент 4.

Действия учителя

Действия учеников

Изучение блока «Размножение водорослей», «Многообразие водорослей», «Значение водорослей»

Проводит деление учеников класса на рабочие группы. Объясняет задачу для каждой группы. Осуществляет помощь при подготовке к выступлению, при создании схемы. Поддерживает высокий темп работы, акцентирует внимание на содержательной части материала каждой группы.

Поощряет мысли в группах, создает благоприятную ситуацию в работе группы, ситуацию успеха. По окончанию выступлений групп проверяет правильность записей учеников.

Демонстрирует гербарные экземпляры «водоросли», флакон йода, пищевой продукт.

Работа выполняется в группах. 1 группа работает над содержанием материала «Размножение водорослей». 2 группа – «Многообразие водорослей», 3 группа – «Значение водорослей». В группах проводят анализ содержания материала, обсуждают, определяют содержание своего рассказа. Взаимодействуют с учителем. Разрабатывают схему материала для последующей записи в тетради учениками класса. Выступают перед одноклассниками. Предлагают схему своей части материала.

После выступления каждой группы переносят схемы главной части материала в тетрадь.

Промежуточный результат: отработаны навыки работы в группе и взаимодействия с членами группы и учителем. Проведен совместный анализ содержания материала. Отработаны умения и навыки использования схемы, таблицы, опорных знаков и т.д. при решении учебной задачи. Усвоены знания особенностей размножения водорослей, многообразия водорослей, значения водорослей.

Схема № 1. «Размножение водорослей»

Схема № 2. «Многообразие водорослей»

Названия водорослей.

Глубина обитания в водоемах.

Схема № 3. «Значение водорослей»

Участвуют в образовании кислорода, насыщению водной среды и атмосферы кислородом;

Проводит небольшой опрос по изученным блокам. Подводит итоги работы групп. Обобщает изученный материал. После просмотра видеофильма предлагает задуматься о роли водорослей в существовании живых существ на планете. Ставит проблему для размышления.

Роль человека в сохранении биологического разнообразия.

Роль человека в сохранении среды обитания водорослей.

Пути решения проблемы загрязнения водоемов.

Эффективные и безопасные для водных обитателей методы очистки водоемов.

Внимательно просматривают видеосюжет, дают оценку информации в видеосюжете. Рассказывают, что они дополнительно узнали из фильма.

Размышляют над проблемой. Отвечают на вопросы, предлагают варианты решения проблемы.

Промежуточный результат: размышления над проблемой сохранения водорослей и защита среды обитания водорослей. Эмоциональная оценка и отношение к проблемам экологии. Умение предлагать собственные выводы, собственные способы решения проблемы. Закрепление изученного материала.

  1. Подведение итогов.

Использовать интерактивные возможности ИКТ;

Подготовить к уроку оборудование, интерактивные пособия;

Выдерживать временные рамки каждого обучающего компонента урока;

Оказывать дозированную помощь ученикам в работе, мотивировать к изучению материала, создавать ситуацию успеха каждого ученика;

Вовлекать в опрос и работу слабоуспевающих учеников, предлагая им форму работы, успешную для выполнения (например, работа с интерактивным пособием с наличием готовых ответов);

Использовать разнообразные формы восприятия материала;

Использовать многовариативные формы работы,

Обязательное включение в работу учебник, не перегружая урок презентацией, слайдами.

При подготовке к уроку использованы материалы Интернет-ресурса


Слайд 2

Задачи урока.

Задачи урока.

  • Углубить знания об отличительных чертах организации водорослей, показать их разнообразие.
  • Познакомить с основными отделами, на которые подразделяют водоросли в зависимости от особенностей их строения.
  • Рассмотреть приспособленность основных представителей к жизни в различных условиях среды, значение водорослей в природе и народном хозяйстве.
  • Продолжить формирование умений узнавать изученные водоросли, обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу.
  • Слайд 3

    Водоросли

    • Обширная и неоднородная группа низших растений, определяемая сейчас многими исследователями в царство Protista. Водоросли – самые многочисленные и одни из самых важных для планеты фотосинтезирующих организмов. Они встречаются повсюду: в морях и океанах, в пресных водоёмах, на влажной почве и на коре деревьев.
    • Среди водорослей встречаются одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы. Клетки некоторых водорослей содержат много ядер, другие не содержат межклеточных перегородок. Клеточные оболочки состоят, как правило, из целлюлозы. Клетки (похожие на растительные) могут соединяться торцами, образуя цепочки или нити, иногда ветвистые. Проводящая система и корни отсутствуют; неподвижные формы прикрепляются ко дну разветвлёнными выростами – ризоидами. Размеры водорослей изменяются от микроскопических (микрометры) до гигантских (десяткиметров).
  • Слайд 4

    Водоросли – преимущественно водные существа, обитающие как в морской, так и в пресной воде. Мелкие свободноплавающие водоросли входят в состав планктона; другие прикрепляются ко дну, иногда образуя целые заросли. Большинство из них обитает на глубине до 40 м; при хорошей прозрачности воды их можно встретить и на глубине до 200 м. В стоячих водоёмах, хорошо прогреваемых солнцем, наблюдается цветение воды. Водоросли живут в почве, на деревьях и скалах. Некоторые зелёные водоросли симбиотируют с грибами.

    Слайд 5

    Водоросли разделяются на десять отделов

    • Эвгленовые (Euglenophyta) – одноклеточные (реже колониальные) подвижные жгутиконосцы, покрытые лишь плазматической мембраной, под которой лежит белковая пелликула, служащая своеобразным наружным скелетом. Их длина колеблется от 10 до 500 мкм. Хлоропласты (если они есть) зелёные или бесцветные. Размножаются делением; половой процесс наблюдался только у очень немногих форм. При неблагоприятных условиях эвгленовые сбрасывают жгутики, образуя цисты. Примерно треть из 900 видов способна к фотосинтезу, остальные питаются гетеротрофно. Впрочем, если эвглену зелёную долго подержать в темноте, то хлоропласты исчезают и водоросль начинает питаться, как сапрофит. Если её после этого перенести на свет, то хлорофилл появляется вновь.
    • Эвгленовые (Euglenophyta) – одноклеточные (реже колониальные) подвижные жгутиконосцы, покрытые лишь плазматической мембраной, под которой лежит белковая пелликула, служащая своеобразным наружным скелетом. Их длина колеблется от 10 до 500 мкм. Хлоропласты (если они есть) зелёные или бесцветные. Размножаются делением; половой процесс наблюдался только у очень немногих форм. При неблагоприятных условиях эвгленовые сбрасывают жгутики, образуя цисты. Примерно треть из 900 видов способна к фотосинтезу, остальные питаются гетеротрофно. Впрочем, если эвглену зелёную долго подержать в темноте, то хлоропласты исчезают и водоросль начинает питаться, как сапрофит. Если её после этого перенести на свет, то хлорофилл появляется вновь.
  • Слайд 6

    Строение одноклеточных водорослей

    Строение одноклеточных водорослей. Слева эвглена зелёная, справа – хламидомонада

    Слайд 7

    Строение многоклеточных водорослей

    Строение многоклеточных водорослей. Слева клетка нитчатой спирогиры, справа – фукус пузырчатый

    Слайд 9

    Своеобразный «остров» из бурых водорослей в Саргассовом море

    Слайд 10

    Слайд 11

    Зелёные водоросли

    Зелёные водоросли

    Верхний ряд, слева направо: хламидомонада, хлорелла, микрастериас, сценедесмус двуформенный, вольвокс.

    Нижний ряд, слева направо: спирогира, улотрикс, ульва, каулерпа, кладофора

    Слайд 12

    Водоросли

    Так цветёт вода вокруг горячего источника в Рифтовой долине, что в Восточной Африке.

    Слайд 13

    Цветут не только растения

    Цветут не только растения

    «Красный снег»встречается во многих местах нашей Земли - и в суровых условиях высокогорий, и в зоне вечных снегов Арктики, и на ледяных морях Антарктиды. Причиной тому служит водоросль -хламидомонада снежная. Этот удивительный микроскопический организм способен жить только на снегу. Всю долгую зиму бледные клетки - подмороженные, но живые неподвижно лежат на снегу, пока под ярким горным солнцем поверхность снега не начнет слегка подтаивать. Обилие света и тепла вызывает быстрое накопление красного пигмента, и на тающем снегу появятся большие красные пятна. В это время наступает период деления. С наступлением холодов хламидомонада готовится к зимнему покою, и «цветение» снега прекращается.

    Зеленый цветснегу придают особые видызеленых водорослей, накапливающие в своем организме зеленые пигменты.

    Многообразие водорослей

    Водоросли - очень древняя группа организмов на Земле. За время существования у водорослей возникло множество форм строения, особенностей в размножении и расселении на нашей планете. Всего насчитывают около 30 тыс. видов водорослей.

    По особенностям строения и окраске таллома различают зеленые, красные, золотистые, бурые, диатомовые и другие водоросли.

    Зеленые водоросли. Среди них есть одноклеточные и многоклеточные. К ним относят хлореллу, ульву, спирогиру, хламидомонаду, улотрикс .

    В роде хламидомонада - более 500 видов. Почти все они обитатели мелких, хорошо прогреваемых и сильно загрязненных водоемов. Наряду с автотрофным способом питания все представители хламидомонады всасывают всей поверхностью растворенные в воде органические вещества, способствуя очищению загрязненных вод. Такая способность этих водорослей позволяет использовать их в очистных сооружениях.

    В прудах, озерах, заводях рек часто можно увидеть плавающую на поверхности воды скользкую зеленую тину. Если рассмотреть тину под микроскопом, то можно увидеть, что она образована большим скоплением тончайших зеленых нитей. Это - многоклеточная нитчатая водоросль спирогира . В слегка загрязненных водах морских побережий, например Черного моря, произрастает ярко-зеленая водоросль ульва , плоский волнистый таллом которой в ширину достигает 20 см. Многие народы используют ульву в пищу под названием "морской салат".

    К отделу зелёных водорослей относятся и некоторые колониальные формы - вольвокс, эудорина, пандорина . Отдельные их клетки построены по типу хламидомонады, но при размножении клетки не расходятся, а срастаются своими оболочками или остаются соединёнными общей слизью. Они широко распространены в стоячих водоёмах, где также вызывают цветение воды. Наиболее высокоорганизован вольвокс. В его колонии уже наблюдается некоторая специализация клеток.

    Если для зелёных водорослей обычной средой являются пресные водоёмы, то абсолютное большинство бурых и красных образуют настоящие леса и заросли именно в солёной воде. Живут они и в зоне приливов-отливов, где подолгу остаются без воды и переживают удары волн, и на довольно значительной глубине, куда почти не проникают солнечные лучи.

    Интерактивный урок-тренажёр "Отдел Зелёные водоросли".

    (Пройдите все страницы урока и выполните все задания)

    Бурые водоросли - это крупные, многоклеточные растения. Свое название получили из-за окраски таллома. В клетках этих водорослей помимо хлорофилла присутствуют и другие пигменты.

    В большинстве своем бурые водоросли растут прикрепленными к твердому грунту или к другим водорослям, отличаясь этим от других водорослей. Для прикрепления к грунту им служат особые выросты слоевища - ризоиды , представляющие собой длинные корнеподобные разрастания. Бурые водоросли бывают однолетними и многолетними. Например, у ламинарии многолетними являются ризоиды и стволик, а длинная лентовидная (пластинчатая) часть таллома - однолетняя. Она ежегодно отрастает вновь от стволика.

    Бурые водоросли могут размножаться вегетативно. С помощью двужгутиковых спор - бесполым путём. Из спор вырастают особи, на которых образуются половые клетки - гаметы. После оплодотворения зигота даёт начало водоросли, на которой будут образовываться споры. Следовательно, для бурых водорослей свойственно чередование двух поколений - полового и бесполого.

    Бурые водоросли - один из основных источников органических веществ в прибрежной зоне океанов и морей.

    В их зарослях, подобных подводному лесу, укрываются, находят пищу и кислород многочисленные животные. Многие бурые водоросли идут в пищу человеку, используются в промышленности, применяются на корм скоту и как удобрение.

    Красные водоросли , или багрянки. Набор разных пигментов в сочетании с хлорофиллом определяет окраску багрянок - от ярко-красной до голубовато-зеленой и желтой. Это очень древняя группа водорослей. Поэтому они имеют некоторые отличия от других, более «молодых»отделов. По длине красные водоросли уступают бурым (не более 2 м). Сочетание разных пигментов багрянок придаёт им окраску от ярко-красной до голубоватой и жёлтой. Размножение красных водорослей (бесполое и половое) - процесс более сложный и многообразный, чем у других отделов. Багрянки удивительно приспособились к жизни в прибрежной зоне. Здесь они промываются не только морской, но и пресной водой, промерзают зимой, высыхают во время отлива. Но наступает прилив, и они оживают. Именно багрянки могут выжить на скалах, где постоянно действует прибой. Слоевище багрянок растёт много лет и имеет самые разные формы: пластинчатые, кустистые, нитевидные. Наиболее известна морская водоросль порфира . Размножается она только половым путём.

    (Выполните все задания урока)

    Значение водорослей в природе велико. Они поглощают солнечные лучи, проникающие на значительную глубину, и образуют органические вещества. При этом в воду выделяется кислород, а из воды поглощается углекислый газ.

    Бурые водоросли - один из основных источников органического вещества в прибрежной зоне. Их биомасса может достигать десятков килограммов на квадратный метр. Заросли бурых водорослей служат укрытием, местом размножения и питания прибрежных животных. Они же создают условия для поселения других, более мелких водорослей. Чарльз Дарвин писал о макроцистисе грушевидном , который занимает то же положение в южных морях, что и ламинария в северных: «Эти огромные подводные леса я могу сравнить только с наземными лесами тропических областей. И всё-таки, если бы в какой-нибудь стране уничтожить лес, то не думаю, чтобы при этом погибло хотя бы приблизительно такое количество видов животных, как с уничтожением этой водоросли».

    Человек широко использует водоросли. В медицине - раньше только для получения йода, а сейчас - при изготовлении заменителей крови, препаратов, способствующих выведению радиоактивных веществ из организма, в хирургии. Жители Японии и Дальнего Востока издавна используют в пищу ламинарию . Однако ещё большее значение приобрели сегодня эти водоросли в промышленности.

    Из водорослей получают химические вещества, необходимые при изготовлении таблеток, диабетических продуктов; в производстве пластмасс, синтетических волокон, смол, красок, бумаги, взрывчатых веществ. Добавление их небольшого количества повышает качество долгохранящихся продуктов (консервов, мороженого, соков). Бурые водоросли используют в животноводстве и растениеводстве. Бурые водоросли содержат йод и другие микроэлементы, поэтому из них приготовляют кормовую муку - добавку в корм для сельскохозяйственных животных. Благодаря этому сокращается падёж скота, повышается продуктивность, в молоке и яйцах увеличивается содержание йода. Порфиру можно использовать в пищу. В Японии её специально разводят.

    Красные водоросли идут на получение агар-агара. Его добавляют в хлеб, чтобы тот не черствел, из него изготовляют пастилу, желе, мармелад. Агар-агар - лучшая среда для выращивания микроорганизмов. Из агара делают капсулы и таблетки с антибиотиками, витаминами. Из красных водорослей получают йод. Из багрянок вместе с другими водорослями производят муку, которая идёт на корм скоту и как удобрение. Красные водоросли растут во всех морях Мирового океана, но особенно значительна их роль в тропиках, где они превосходят по численности бурые и зелёные водоросли. В жизни моря они играют роль, аналогичную бурым и зелёным.

    Кроме многоклеточных, довольно крупных водорослей, в Мировом океане обитает огромное количество микроскопических водорослей. Вместе со спорами многоклеточных водорослей они образуют фитопланктон (от греч. phyton - растение и plankton - блуждающий). Он населяет поверхностные, хорошо освещённые слои воды. Это основной производитель органических веществ, начальное звено большинства пищевых цепей в водоёме.

    В пресных водоёмах место красных водорослей и спор бурых в фитопланктоне занимают зелёные водоросли.

    Водоросли - низшие растения, имеющие одноклеточное и многоклеточное строение. Низшими их называют потому, что их тело не дифференцировано на поглощающую и фотосинтезирующую части, как это наблюдается у всех других представителей царства растений. Водоросли - один из древнейших представителей организмов, гигантский источник кислорода, органических веществ и энергии для всего живого мира. Они содержат много ценных веществ, используемых в промышленности, сельском хозяйстве, медицине и в питании людей. Водоросли представляют собой большую ценность нашей планеты.

    Водоросли в большинстве случаев относят к растениям, произрастающим в воде, но группа живых организмов намного больше и включает в себя одноклеточные формы жизни, часть из которых по размеру не превышает микрон. Обитать они могут:

    • в толще воды, не будучи прикрепленными ни к какому объекту или обитателю подводного мира;
    • у морского дна, прикрепляясь к нему и другим водорослям слоевищем;
    • в верхних слоях почвы;
    • на деревьях, изгородях, стенах домов и т.д.

    Типы водорослей

    Водоросли отличают по числу клеток:

    • одноклеточные;
    • многоклеточные (преимущественно, нитевидные);
    • колониальные;
    • неклеточные.

    Также имеется разница в строении клеток и пигментном составе водорослей. В связи с этим выделяют:

    • зеленые (с окраской зеленого тона и незначительными вкраплениями желтого);
    • сине-зеленые (с пигментами зеленого, синего, красного и желтого оттенка);
    • бурые (с зелеными и бурыми пигментами);
    • красные (с пигментами различных оттенков красного);
    • желто-зеленые (с окраской соответствующих тонов, а также двумя жгутиками разного строения и длины);
    • золотистые (с пигментами, образующими золотистый цвет, и клетками, не имеющим оболочки либо заключенными в плотный панцирь);
    • диатомовые (с крепким панцирем, состоящим из двух половинок, и окраской буроватого тона);
    • пиррофитовые (буровато-желого оттенка с голыми либо покрытыми панцирем клетками);
    • а также эвгленовые водоросли (одноклеточные, голые, с одним либо двумя жгутиками).

    Размножаются водоросли несколькими способами:

    • вегетативным (простым делением клеток тела организма);
    • половым (слиянием половых клеток растения с образованием зиготы);
    • бесполым (зооспорами).

    В зависимости от вида водорослей и того, насколько благоприятны условия среды, число поколений всего за несколько лет может превышать 1000.

    Влияние водорослей на окружающую природу

    Все виды водорослей за счет присутствия в клетках хлорофилла образуют кислород. Доля его от всего объема, продуцируемого растениями планеты Земля, составляет 30 - 50%. Вырабатывая кислород, водоросли поглощают углекислый газ, процент которого на сегодняшний день в атмосфере достаточно высок.

    Также водоросли выступают источником пищи для многих других живых существ. Ими питаются моллюски, ракообразные, различные виды рыб. Их высокая приспособляемость к суровым условиям обеспечивает качественной питательной средой растения и животных высоко в горах, в заполярных регионах и т.д.

    Если в водоемах водорослей становится слишком много, вода начинает цвести. Ряд их, например, сине-зеленые водоросли, в этот период активно выделяют токсичное вещество. Особо высока его концентрация у поверхности воды. Постепенно это приводит к гибели водных обитателей и значительному ухудшению качества воды, вплоть до заболачивания.

    Значение водорослей для человека

    Водоросли приносят пользу не только растительному и животному миру. Человечество также активно пользуется ими. Жизнедеятельность организмов в прошлом стала для современного поколения источником полезных ископаемых, в перечне которых стоит отметить горючие сланцы и известняки.

    Водоросли, съедобные для человека, употребляются в пищу. Они обогащают организм полезными микроэлементами и являются источником йода.

    Ряд водорослей активно используется для очистки воды в искусственных замкнутых системах, например, аквариумах.

    Выделяют из водорослей полезные вещества, которые используются в качестве БАДов, входят в витаминно-минеральные комплексы и активно применяются в кулинарии.

  • gastroguru © 2017