Открытый урок по ОПК "Защита Отечества" план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему. Конспект урока по основам православной культуры "защита отечества" Защита отечества опк разработка с презентацией

Цель урока: сформировать понимание христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идёт во имя защиты добра и справедливости.

Задачи урока:

Познакомить учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;

Помочь учащимся объяснить понятие “справедливая война”;

Познакомить с законами милосердия и справедливости на войне;

Способствовать формированию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

Развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом.

Ход урока

I. Введение в тему. <Слайд 2>. Презентация

Прочитайте пословицы и объясните, как вы их понимаете.

За правое дело стой смело.

Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Как вы думаете, какова тема нашего урока? <Слайд 3>

(Защита Отечества)

II. Работа со словарём.

Вспомните, что обозначает слово Отечество. Прочтите определение по словарю В. Даля, К.Д. Ушинского.<Слайд 4>

Отечество – родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рождению, языку и вере, принадлежит. (В. Даль)

Отечество – земля наших отцов и дедов. (К.Д. Ушинский)

III. Работа с понятиями: “справедливая и несправедливая война”.

Испокон веков на Руси православные люди бережно относились к родной земле, оберегали её, хранили границы и православную веру, которая в самые лихие времена давала силы выстоять и перенести самые тяжёлые испытания.

Как вы думаете, как можно назвать такую войну? (Учебник стр. 89)

Какова цель справедливой войны? <Слайд 5>

Если есть справедливая война, то есть и какая?

Какова цель несправедливой войны?

IV. Знакомство с русскими воинами, ставшими святыми.

Мы с вами говорили о нашем Отечестве, о его защитниках. Кто такой защитник Отечества? Подберите слова-синонимы к слову “защитник”. <Слайд 6>

Каких богатырей вы знаете?

Илья Муромец.

(Рассматривание картины В. Васнецова “Богатыри”. <Слайд 7>

Как звали этих богатырей? Что мы можем сказать о них? Где мы можем прочитать об их жизни и подвигах? Что вы уже знаете об Илье Муромце?

(Чтение отрывка из былины “Илья Муромец и Соловей Разбойник ”)

Из того ли города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как чёрна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживает,
Птица чёрный ворон не пролётывает,
Серый зверь да не проскакивает.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конём топтать да стал копьём колоть,
А й побил он эту силу всю великую.

Каким вы увидели Илью Муромца?

Легендарный богатырь Илья Муромец, одержав победы во многих поединках, в конце концов, стал монахом. После смерти был причислен к лику святых. День памяти Св. Ильи Муромца отмечают 1 января. Его останки – “мощи” - хранятся в Киево-Печерской Лавре.

<Слайд 8>

Александр Невский

Богатыри были первыми защитниками нашего Отечества. Многие русские князья тоже были защитниками нашего Отечества. Посмотрите на картину. <Слайд 9>

Какой князь изображён на этом портрете? За что князя Александра прозвали Невским? Где мы можем прочитать о его жизни?

(Чтение отрывка из Житие Александра Невского )

В 1240 году королю шведскому вздумалось завоевать Ладогу, и даже Новгород. Для того он отправил на реку Неву множество судов со шведами и норвежцами под начальством зятя своего Биргера. Биргер, привыкший к победам, велел гордо сказать князю новгородскому: “Иди сражаться со мною, если смеешь; я уже в земле твоей!” Александр не устрашился, не показал послам шведским досады, а спокойно отвечал им, что готов к сражению. Тотчас велел он небольшому войску своему собраться; сам же пошёл в Софийскую церковь и там усердно помолился Богу, прося святой его помощи. Усердная молитва имеет чудесную силу над душой христианина: Александр, который не мог в такое короткое время ожидать помощи от отца своего, не мог даже собрать всё войско своё, вышел с улыбкой на лице к своей верной дружине и весело сказал: “Нас немного, и враг силён, но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем!” Надежда Александра на небесную помощь перешла и в сердца его воинов. Они приблизились к берегам Невы, где стояли шведы, дружно бросились на многочисленных врагов и одержали полную победу. Эта славная победа, одержанная в то время, когда бедные предки наши терпели столько горя и унижения от злых татар, обрадовала унылые сердца их и доставила храброму Александру название Невского.

Объясните, как вы понимаете слова: “Бог не в силе, а в правде?”

После этой битвы Александр Невский произнёс ещё одну историческую фразу. Какую?

Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет.

Как вы понимаете эти слова?

Но сила христианского духа Александра Невского проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии. Его называли “миротворцем”. Что обозначает это слово? Почему его так называли? (Учебник стр. 91)

Александр Невский после смерти был тоже причислен к лику святых, в нашей стране много храмов построено в честь Св. Александра Невского, в Санкт-Петербурге находится Александра-Невская Лавра, где хранятся “мощи” Александра Невского. В России был учреждён орден Александра Невского. <Слайд 10>

Дмитрий Донской.

Православные люди, защищая Отечество, всегда помнили слова Христа: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих”. <Слайд 11>

Эти слова хорошо помнили и Александр Пересвет, и Андрей Ослябя. Вспомните, кто это такие? В дружине какого князя они сражались? Как они попали в дружину князя Дмитрия? Чем прославился князь Дмитрий Донской? (Учебник стр. 89-90)

К кому за благословлением отправился Дмитрий Донской? <Слайд 12>

Почему Сергий Радонежский не сразу дал своё благословление?

Он не только благословил на битву, но и предсказал Дмитрию донскому победу и дал двух монахов.

Чем прославился Александр Пересвет? <Слайд 8>

Рассматривание картины В. Васнецова “Поединок Пересвета с Челубеем”

Пересвет и Ослябя были причислены к лику святых. На месте сражения Дмитрий Донской построил монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в память всех воинов, погибших в битве. Христианское благочестие сочеталось в Дмитрии Донском с мудростью правителя. После смерти он тоже был причислен к лику святых.

V. Работа в группах.

Воины-христиане не боялись смертельной угрозы, так как верили, что их душа бессмертна. Но даже на войне христианский воин должен оставаться человеком. И на смену законам войны должны прийти законы милосердия и справедливости.

Поработайте в группах и сформулируйте законы справедливости и милосердия к врагу.

<Слайд 14>

VI. Рефлексия. Подведение итогов. <Слайд 15>

Какова была тема нашего урока? О чём мы с вами говорили? Продолжите предложения:

Я уже знал…

Я узнал…

Мне осталось непонятно…

VII. Задание на дом.

Параграф 28, задание 1, 2 в тетради, найти материал о святых защитниках Отечества.


Методические рекомендации
Урок 28 курса «Основы Православной культуры».
Тема: Защита Отечества (с. 88-91)
Место проведения урока: МОБУ «СОШ №2» г. Дальнегорск. Класс – 4.
Продолжительность урока: 45 мин.
Цель урока: познакомить с понятиями «святые защитники», «справедливая война»; научить видеть смысл справедливой войны.
Рекомендации: уделять особое внимание не только информативной стороне урока (когнитивным процессам), но и:
ценностно-смысловой и эмоционально-чувственной.
ясно понимать педагогическую цель урока и вести урок к соответствующему результату.
внимательно реагировать на смысловой контекст высказываний (собственный и учащихся), дабы не уходить от содержания базовых национальных ценностей.
Ценностно-смысловая схема урока:
Содержательные единицы урока Базовые национальные ценности, задающие смысловое поле содержания
Проверка домашнего задания Рассказ о своей семье, чем она вам дорога, что вас объединяет, какие трудности радости вы делите вместе.
2.Актуализация знаний «Быть человеком – значит быть патриотом». «Лучше на родной земле костьми лечь, чем на чужбине в почёте быть». «Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими».
Смысловой вывод, к которому нужно подвести учащихся: получим знания о том, как в православной культуре относятся к войне.
3.Объяснение нового. Знакомство с понятиями «война», «справедливая война», «Защитники Отечества». Война́ - конфликт между политическими образованиями. Справедливая война– война является справедливой, если она ведется ради защиты своего государства, а также для установления господства над неразвитыми государствами. Защитники: Женя Табаков, Дмитрий Донской, Александр Невский, Илья Муромец, Фёдор Ушаков, Евгений Родионов. Все действия защитников имели главную цель – защита Родины, родных, веру.
Вывод: справедливая война – это оборонительная война, с целью защиты, без ненависти и желания отомстить. Самый лучший исход войны – это договориться и не допустить кровопролитие.
4.Включение в систему знаний. Соединяют слова и проверяют.
Я могу простить обиду.
Я могу защитить сестрёнку.
Я могу защитить мою Родину.
Я не должен отомстить за себя.
Я должен вступиться за сестрёнку, за Родину.
Вывод: военные действия, которые допускает христианская культура – защита Родины, родных, веру. Война должна носить оборонительный характер.Домашнее задание: - Поработать над вопросами с. 91. Продолжить «сюжетную таблицу» Вспомните святые имена: Преподобный Сергий Радонежский,
Архангел Михаил, апостол Андрей Первозванный, равноапостольный великий князь Владимир, Георгий Победоносец, благоверный великий князь Игорь Черниговский, благоверный и преподобный князь Даниил Московский, благоверный князь Всеволод, страстотерпцы князья Борис и Глеб.



Приложение 1 (этап 5)
Война́ - конфликт между политическими образованиями - государствами, племенами, политическими группировками и так далее, - происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами. Одни из целей войны - собственное выживание или уничтожение противника.
Справедливая война (Аристотель и Цицерон) – война является справедливой, если она ведется ради защиты своего государства, а также для установления господства над неразвитыми государствами. Аристотель считал справедливой войну против варварских государств лишь в том случае, если они проявили свою неспособность к самоуправлению. Цицерон считал, что оправдана только война, которая ведется с целью отражения и наказания агрессора.
Августин Блаженный настаивал на долге каждого человека и государства, следуя заповеди любви, защищать невинных от злодея, в том числе, если понадобится, вооруженными средствами. Согласно Августину, необходимость войны вытекает из греховности человека; и, люди, стремясь с Божьей помощью к избавлению от войн, должны со всей справедливостью противодействовать агрессору.
Святой Раймунд из Пентифорта сформулировал пять условий для признания войны справедливой:
целью войны должна быть защита «достояния»;
лицо, объявляющее войну, должно мыслить о том, как «добыть мир»;
объявляющее войну лицо должно быть светским, а не духовным;
война объявляется именем Церкви или Принца (то есть монарха)
война должна вестись бесстрастно, то есть, без ненависти и желания отомстить.
Приложение 2 (этап 5)
«Сюжетная таблица» (для заполнения)

Женя Табаков Дмитрий Донской Александр Невский Александр Невский Илья Муромец Фёдор Ушаков Евгения Родионова Приложение 2.1.
«Сюжетная таблица» (эталон)
Кто? Что? Когда? Где? Почему?
Женя Табаков Напал на мужчину с ножом 28 ноября 2008 г. г. Ногинск -9.
У себя в квартире.
Защищал свою сестру.
Дмитрий Донской Война с монгольским ханом Мамаем 1380 г. Куликово поле, вблизи Москвы Защищал Отечество
Александр Невский Война со шведами и немецкими рыцарями 1240г.,
1242г. На реке Неве,
на Чудском озере Защищал Отечество
Александр Невский Переговоры с монгольским ханом, 1262 г. Орда Спасение жизни воинов
Илья Муромец Воин, разведчик, уничтожал вражеские посты. XI-XII вв. Киев Защищал Отечество от монгольского ига
Фёдор Ушаков Морские сражения 18-н.19 вв. Русские морские пути Защищал Отечество, одерживал победы, не отдал в плен ни одного матроса, причислен к лику святых
Евгения Родионова Убит чеченцами 1996г. Бамут Остался верен своей православной вере
Илья Муромец
Имя Ильи Муромца не фигурирует в летописях и других документах соответствующей эпохи. Но мощи богатыря, сохраняемые в Киево-Печерской обители, свидетельствуют, что это был не мифический, а вполне реальный персонаж истории, живший в XI-XII веках.
Согласно мнению, доминирующему в научной среде, Илья Муромец служил Владимиру Мономаху - одному из самых выдающихся государей киевской эпохи.
Былины повествуют о тяжком недуге, парализовавшем богатыря в юности. Излечившись в тридцатилетнем возрасте, Илья решил стать профессиональным воином.
Вскоре он принял боевое крещение под Черниговом, защищая этот город. Произошло это предположительно в 1093 году.
На первую свою войну добрый молодец Илья отправился в составе воинского контингента, выступившего на помощь Мономаху из Мурома.
Бои продолжались 8 дней, после чего Мономах уступил город врагу-родственнику, не желая продолжать междоусобную войну в то время, когда половцы терзали русские земли.
В 1094 году к стенам Переяславля заявился половецкий хан Итларь (Идолище, как его именуют былины) со своей ордой, как бы в гости к «русским друзьям».
Обязанность телохранителя Святослава принял на себя Илья Муромец. Он проник в половецкий стан в обличье «калики перехожего» - нищего богомольца, хромая и опираясь на клюку. Половцы допустили его к Святославу: пусть убогий пришелец развлекает скучающего княжича. В решающий момент ночной схватки Илья закрыл собой княжеского сына от приставленных к нему стражей. Инвалидная клюка в деснице богатыря стала грозным оружием, а на пальцы левой руки он натянул странническую шапчонку и этим подобием щита отразил нож, брошенный кем-то из половцев.После расправы с Итларем вновь разгорелась война, в ходе которой Мономаху удалось объединить большинство русских княжеств в единый союз.
Илья Муромец участвовал во многих боях и походах, но не выслужил «хлеба мягкого» - высоких и комфортных должностей. А потому и не попал в летописи.
Но и рядовым воином богатырь не остался. Его назначили командиром станицы - небольшого отряда, дислоцированного на одной из пограничных застав. Станичники следили за степью, отражали набеги малых половецких ватаг. В больших походах станица Ильи Муромца исполняла функции разведки, добывала языков, уничтожала вражеские сторожевые посты. Это был настоящий пограничный спецназ, действия которого ощутимо способствовали триумфам русского воинства во времена Мономаха.
Фёдор Фёдорович Ушаков- русский флотоводец, адмирал (1799), командующий Черноморским флотом (1790-1792); командующий российскими военно-морскими силами в Средиземном море (1798-1800)
Участвовал в сражениях:
Русско-турецкая война 1787-1791 годов
Бой у острова ФидонисиКерченское морское сражение
Сражение у мыса ТендраСражение у мыса КалиакрияДействия в Средиземном море
Не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен.
С 1802 года командовал Балтийским гребным флотом, а с 27 сентября 1804 года являлся начальником флотских команд в Санкт-Петербурге. В 1807 году уволен в отставку с мундиром и пенсией. В 1810 году поселился в приобретённой им д. Алексеевке Темниковского уезда Тамбовской губернии, близ Санаксарского монастыря. Во время Отечественной войны 1812 года Ушаков был избран начальником ополчения Тамбовской губернии, но из-за болезни отказался от должности.
В последние годы жизни в имении Ф. Ф. Ушаков посвятил себя молитве и широкой благотворительной деятельности. Согласно сообщению иеромонаха Нафанаила архиепископу Тамбовскому Афанасию: В 2001 году Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков
Евгений Родионов
«На наш взгляд, фигура воина-мученика Евгения Родионова является образцом героизма и подвижничества, мученичества за Веру и Отечество, столь необходимого нашему народу, в первую очередь молодому поколению», - говорится в обращении к Святейшему.
Евгений был убит 23 мая 1996 года во время первой чеченской войны. Это произошло в его 19-й день рождения. Его вместе с тремя другими русскими пограничниками захватили в плен и держали в камере в течение 100 дней, избивали и морили голодом. Он не участвовал в боевых действиях. Его и его товарищей схватил на далеком пограничном пункте российско-чеченской границы чеченский боевой командир, внушающий наибольший страх.
С 1994 года, когда Россия впервые отправила танки в Чечню, чтобы подавить сепаратистское движение, там погибли тысячи россиян. Но смерть Евгения от них отличается.
Его мать, Любовь Васильевна Родионова говорит, что Евгению обещали сохранить жизнь, если он примет ислам и выступит с оружием в руках против российских федеральных сил. Как она говорит, ему нужно было всего лишь символически снять с себя серебряный крестик, который он носил на шее с 11 лет и принять веру своих мучителей. Евгений отказался и предпочел смерть.
Теперь этот крест, на цепочке от которого все еще видны следы крови, превратился в реликвию, покрытую поцелуями многочисленных паломников, посещающих мать Евгения в ее скромном жилище в городе Курилово к западу от Москвы.
- В течение 20 лет иконы с ликом воина-мученика Евгения Родионова появляются по всей нашей стране и за рубежом, - рассказал Маленко. - Его почитают во всем православном мире. В самом Бамуте, где погиб Евгений, жители ухаживают за крестом, стоящим на месте казни. За эти годы родилось множество фильмов, памятников, картин, песен и стихов, в которых прославляется подвиг Евгения.
Известный православный публицист Виктор Саулкин отметил, что те, кто казнил солдата, «не мусульмане, а сатанисты».
- С такими же извергами, которые режут мусульман, алавитов и христиан, сейчас сражаются наши воины в Сирии, - сказал он. - Женя Родионов и его товарищи противостояли именно первой попытке сатанистов создать псевдоисламский халифат на нашем Кавказе. И старший лейтенант Александр Прохоренко, и Женя Родионов - герои России.
Приложение 3 (этап 8) Прочерти правильные ответы из этих слов:
47205901298575себя
00себя
4720590147955сестрёнку
00сестрёнку
26479501809115отомстить за
00отомстить за
26479501321435вступиться за
00вступиться за
2647950757555защитить
00защитить
2647950170815простить обиду
00простить обиду
9791701306195должен
00должен
979170742315не должен
00не должен
979170193675могу
00могу

472059088265мою
00мою
-4953042545Я
00Я

4720590208280Родину
00Родину

Приложение 4 (этап 9)



на своем компьютере.
Проверка домашнего заданияРассказ о своей семье, чем она вам дорога, что вас объединяет, какие трудности радости вы делите вместе. О чём высказывания?«Быть человеком – значит быть патриотом»«Лучше на родной земле костьми лечь, чем на чужбине в почёте быть».«Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими». Война Мир Защита Отечества28 урок ОРКСЭ (модуль ОПК) План.- Где можно узнать об отношение христиан к войне?- Кто из христиан считается защитником?- Какими качествами должен обладать защитник? - Какую войну допускают в Православии? Справедливая война – это оборонительная война, с целью защиты, без ненависти и желания отомстить. Защитники Отечества1 группа – Женя Табаков (учебник с.88)2 группа – Дмитрий Донской (учебник с. 90)3 группа – Александр Невский (учебник с.91)4 группа – Илья Муромец (раздаточный материал).5 группа – Фёдор Ушаков (раздаточный материал, учебник с.91)6 группа – Евгений Родионов (раздаточный материал). Евге́ний Евге́ньевич Табако́в (6 марта 2001 - 28 ноября 2008) Дмитрий Донской Александр Невский Илья Муромец



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:


Л3, Р1,2,3;П7;К3
- Мы узнали о защитниках Отечества. Ответили на вопрос, почему воины, тоже становятся святыми земли русской.
10. Домашнее задание. Индивидуальная работа.
Слайд 5/2ч.
- Поработать над вопросами с. 91. Продолжить «сюжетную таблицу»
Вспомните святые имена?
Преподобный Сергий Радонежский,
Архангел Михаил, апостол Андрей Первозванный, равноапостольный великий князь Владимир, Георгий Победоносец, благоверный великий князь Игорь Черниговский, благоверный и преподобный князь Даниил Московский, благоверный князь Всеволод, страстотерпцы князья Борис и Глеб. Л 3, Р3, П6,7, К2

МКОУ Заводская СОШ

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» .

Модуль «Основы православной культуры».

Методическая разработка урока по теме «Защита Отечества».

Учитель начальных классов I КК

Орлова Надежда Ивановна

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы православной культуры».

Методическая разработка урока по теме «Защита Отечества».

Цель: воспитание патриотического чувства к своему Отечеству на примере конкретных исторических событий и личностей; формирование понимания христианского взгляда на войну, как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости.

Задачи:

    познакомить с отношением православных людей к воинскому долгу, узнать о жизни русских воинов, ставших святыми;

    усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие – нет;

    осознать, что, христианское отношение к врагам не отменяет священной обязанности защищать Церковь, Родину и семью;

    развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    знать, понимать и принимать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

    формировать чувство патриотизма и гордости за свою Родину;

Виды деятельности: беседа, чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа с сигнальными карточками.

Основные термины и понятия: Россия, Отечество, патриотизм, великая сила нравственности, миротворцы, православный герой, справедливая война и несправедливая.

Оборудование: творческие работы учащихся, рисунки православных храмов и великих воинов в выставке «Люблю тебя, моя Россия!», выставка детских проектно – исследовательских работ о православных защитниках Отечества.

Компьютер, проектор, экран. Презентация «Защита Отечества», отрывок из фильма «А. Невский». Портреты С. Радонежского, А. Невского, Д. Донского, И. Муромца, Ф. Ушакова. Грамзаписи: гусли – «Колыбельная», Светлана Копылова «Русская земля», «Ностальгия», «Русские богатыри – Богатырская», «Песня о любви». Дети, читающие стихи, одеты в славянские костюмы.

Место проведения: учебный кабинет.

Ход урока:

I . Самоопределение к деятельности.

Сегодня мы в очередной раз отправляемся в мир православной культуры. Мы будем говорить о таких великих ценностях, как доброта и справедливость, любовь и милосердие, храбрость и мужество.

II . Работа над значением слов – синонимов Родина, Отчизна, Отечество, Россия.

(Ученица читает стихи под музыку. Слайды 2 – 6)

Родина моя – бескрайняя Россия

И Сибирь, и Волга, и Урал…

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал,

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля,-

Все напомнит мне о самом важном-

Только здесь родимая земля!

О чём это стихотворение?

Как бы вы озаглавили его?

А что такое Родина?

Родина для каждого начинается с чего–то своего, личного. Один представляет себе бескрайнюю степь, другой – высокие горы. Кому–то милее и роднее большой город с высокими домами. Но мы должны всегда помнить, что Родина – это наши корни, наша семья, наши традиции.

Объясните такие понятия, как «малая родина», «большая Родина».

Подберите к слову «Родина» синонимы. (Родина, Отчизна, Отечество, Россия). (Слайд 7.)

Прочитайте слова. Как вы думаете, какое будет задание? (Составить пословицы). (Слайд 8).

(Родина – мать, умей за неё постоять.

Береги Родину, как зеницу ока.

Всякому мила своя сторона.

Человек без Родины, что соловей без песни.)

Давайте вспомним ещё пословицы о Родине.

    Постановка учебной задачи.

Мы живём в стране с удивительно красивым именем – Россия. Это наше Отечество. Прочитайте слова Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. (Слайд 9).

«Отечество – понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, а дар Божий надо беречь».

Вы заметили, что они являются эпиграфом к нашему уроку?

- Как вы их понимаете?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока? («Защита Отечества»)

Сегодня я предлагаю Вам отправиться в путешествие по «Реке времени».

IV . Построение проекта открытия нового знания.

Прочитаем слова очень просвещённого человека Святителя Филарета Московского. (Слайд 10, 11).

«Великими подвигами, многою верою и мольбою сложилась Русь.

Тяжёлый путь выпал на долю ей. Много скорбей и бед претерпела она, прежде чем стать тем великим государством, каким слывёт она теперь.

Беды её были и извне, от врагов лютых, которые хотели её погибели, были беды и от себя, от внутренних неустройств и раздоров. Часто так трудно становилось русскому народу, что всё казалось, погибло – точно и государству совсем конец подходил. Но Господь миловал Русь и спасал её Своею силою».

О каких бедах, постигших нашу страну, говорит Святитель Филарет? (Высказывания детей).

Да, ребята почти половина из тысячи лет нашей истории прошла в войнах. Христос учил прощать, не противиться злому.

Вспомните его слова.

Но есть и другие слова Христа. (Слайд12).

Божий мир – мир любви. Поэтому для христианина так важно охранять мир между людьми. И поэтому миротворцы названы сынами Божиими.

Кто такие миротворцы? (Люди, которые стараются сохранить мир).

Давайте прочитаем толкование этого слова. (Слайд 13).

Защита Отечества, защита мира и спокойствия считается святым подвигом. Но иногда не возможно было отстоять честь страны мирным путём, тогда русским людям приходилось браться за оружие.

V. Работа с учебником.

Откройте учебники на стр. 89.

Прочитаем.

Какими могут быть войны? (Слайд 14, 15).

Какая война считается справедливой?

Ради чего же люди берутся за оружие?

Какую цель преследуют те, кто развязывает несправедливые войны? (Работа с сигнальными карточками).

Обратимся к русской истории, которая хранит в памяти много имен святых героев. Герой добрыми делами служит Богу. Своими подвигами он прославляет родную землю, защищает ее от врагов. Христиане считают, что рождение в народе героя – это всегда милость Божия. Бог посылает святых героев в самые тяжелые времена. В ходе проведённого исследования, я думаю, вы узнали много нового о христианских воинах.

Посмотрите на замечательную картину В. М. Васнецова «Богатыри».(Слайд 16).

Кто на ней изображён?

Каких ещё богатырей земли русской, воспетых народом, вы знаете?

Какой богатырь был наиболее любим народом, чаще других упоминался в былинах? (Илья Муромец).

VI. Защита проектов.

Ребята приготовили сообщение об Илье Муромце. (Слайд 19, 20, 21).

Илья Муромец родился 5 сентября 1193 года в древнем селе Карачарово, близ Мурома. Он воспитывался в благочестивой крестьянской семье. До 30 лет тяжело болел, не владел ни руками, ни ногами. С детства он привык молиться Богу. Молитва смягчала горе, учила мудрости, заботе сердечной, разгоняла скуку. Односельчане любили Илью за разумность, приветливость и особую тихость.

Неожиданно в окно постучали необыкновенные гости. Они были очень стары, седина серебрила им головы, но веселые, молодые глаза были полны радости. Старцы попросили открыть ворота, и Илья впервые в жизни пошел. Затем попросили воды. Первую чашу они предложили Илье. Выпив ее, он почувствовал себя здоровым, после второй чаши почувствовало силу безмерную. После третьей силы поубавились. Удивительные гости перекрестили Илью со словами: «Бог тебя благословляет, Илья Муромец. Стой за веру христианскую, за дом Пресвятой Богородицы. В бою тебе смерть не написана».

Чудодейственную духовную и физическую силу богатырь использовал только для борьбы с врагами Отечества и восстановления справедливости. Известно, что Илья Муромец не имел поражений, но никогда не гордился своими подвигами и с миром отпускал поверженных врагов.

Много добрых дел совершил Илья Муромец, но, будучи тяжело ранен, повинуясь зову сердца ушел в монастырь. Он стал монахом Киево-Печерской Лавры. Богатырское служение земному Отечеству завершилось, началось молитвенное служение Отечеству небесному. В 1643 году Илья Муромец был причислен к лику святых, а его тело положено в пещерах Киево-Печерской Лавры и находится там до сих пор. А память святого праведного Ильи Муромца празднуется Церковью в день, который легко запомнить – первый день Нового года.

Жизнь Ильи Муромца – это пример бескорыстного и искреннего служения Родине, защиты православной земли.

VII. Физкультминутка. (Слайд 22).

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

VIII . 1. Продолжение защиты проектов. (Слайд 23, 24).

Чей портрет мы видим на экране?

Да, это Александр Невский. Вот как его изобразили наши ребята.

Вспомните, за что князя Александра прозвали Невским?

Группа «Славяне» приготовила сообщение о нём.

Ученик:

Он молодым был и пригожим, -

Всем сердцем Русь свою любил,
Молва носилась: "Богом рожен",
Великим, мудрым князем был!
-Александр - по-гречески означает защитник людей. И в наши дни глубоко почитают в России святого благоверного князя Александра Невского.

Учитель:

В 1240 году шведские захватчики бросили якорь в устье реки Невы. Навстречу им выступил новгородский князь Александр.

В книге «Житие Александра Невского» сообщается интересный факт:

Накануне сражения со шведами Александр выставил дозор, приказав своим воинам отдохнуть перед битвой. Один из дозорных принес князю чудную весть. Перед рассветом 12 июля 1240 он заметил плывущую по реке ладью, а в ней стояли святые князья Борис и Глеб. Дозорный сумел расслышать слова незнакомцев: «Поспешим помочь сроднику нашему Александру Ярославичу». Когда Александру рассказали о видении, то, как сообщает Житие «радостно забилось сердце молодого князя Александра».

Шведы застигнутые врасплох, были разбиты наголову. (Слайд 25, 26).

Через два года во главе рати Александр разбил Рыцарей – крестоносцев на льду Чудского озера. Эта битва осталась в истории под названием Ледового побоища. (Слайд 27).

(Отрывок из фильма «Александр Невский»). (Слайд 28).

- Эти слова Невского обращены к пленным немецким рыцарям, которые были отпущены с миром.

Невскому принадлежат и другие слова: «Не в силе Бог, а в правде?»

Любил Родину Александр Невский. Но его любовь проявлялась не только в ратных подвигах. Он был ещё и великий миротворец.

Кем в то время были завоёваны русские княжества? (Монгольской Ордой).

В любую минуту отряды завоевателей могли обрушиться на русские города. Но князь Александр с помощью переговоров несколько десятилетий удерживал Русь и Орду от столкновений. В 1262 году правитель Орды послал своих людей собирать русских воинов для участия в походе в далёкую Персию (ныне Иран). Тогда князь отправился на переговоры и одержал величайшую из своих побед: хан отказался от призыва русских воинов на свою войну, и тысячи жизней были спасены.

За свои величайшие победы без оружия русской православной церковью он причислен к лику святых.

В храмах вы сможете увидеть икону с изображением лика А.Невского. (Слайд 29). В нашем городе есть храм Святого благоверного князя А. Невского.

Где он находится?

Кто из вас был в этом храме? (Слайд 30, 31).

А это Александро - Невская лавра. В каком городе она находится? По чьему приказу была построена? (Слайд 32).

Русские люди поставили в честь своего героя памятники, художники писали картины.

Екатерина 1 в 1725 году учредила орден в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. В годы Великой Отечественной войны 1942 года в знак признания величайших заслуг князя Александра был учрежден “Орден Александра Невского”. Им награждали офицеров и генералов Советской Армии за личное мужество и героизм, за умело проведенные военные операции, за высочайший патриотизм. (Слайд 33)

Дети читают стихи:

“…Его власы до стройных плеч

Как прядь златая, упадали,

Уста любовию дышали

И мудростью звучала речь.

Высокой доблестью украшен

И сердцем истинный герой-

Врагам средь битв был грозно страшен,

Вне битв – отрадой был святой.

Всегда в сознанье долга строгом,

Он правду всей душою чтил

И чувства сердца разделил

Между Отчизною и Богом…”

2. Дмитрий Донской.

Более 250лет находилась Русь под игом монголов.

В 1380 году войско монгольского хана Мамая шло на Москву. (Слайды 34, 35).

Святой московский князь Дмитрий Донской собрал полки русских городов для отпора. Пока дружины собирались, князь поехал в подмосковный Троицкий монастырь, основанный святым Сергием Радонежским.Сергий стал уговаривать князя избежать кровопролития. Может можно послать послов? Заплатить дань? Князь сказал, что все возможности исчерпаны. Путей к миру больше нет. И тогда святой Сергий тихо сказал ему: «Ступай с Богом. Ты победишь».(Слайд 36).

И благословил Сергий Радонежский Пересвета и Ослябю - двух бывших воинов, ставших уже монахами в его монастыре - вернуться в боевые ряды. Пересвет и Ослябя в трудную для Родины минуту из монастыря снова вышли на поле боя – это было поле Куликово. Именно как монахи они хорошо знали слова Христа – «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих» (здесь слово душа - в значении жизнь). Слайд 37.Это означало, что дело освобождения Родины свято даже для тех, кто давал клятву не брать в руки оружия.

(Мальчик в костюме Д. Донского).

Доколь нам, други, пред тираном

Склонять покорную главу

И заодно с презренным ханом

Позорить сильную Москву?

Не нам, не нам страшиться битвы

С толпами грозными врагов:

За нас и Сергия молитвы,

И прах замученных отцов.

Летим – и возвратим народу

Залог блаженства чуждых стран:

Святую праотцев свободу

И древние права граждан.

Туда! За Дон! Настало время!

Надежда наша – Бог и меч!

Сразим монголов и, как бремя,

Ярмо Мамая сбросим с плеч!»

Перед началом битвы сошлись в поединке Пересвет и Челубей. Пронзив друг друга копьями, оба пали замертво. И сразу началась жестокая сеча. (Слайд 39, 40).

(Под музыку дети в славянских костюмах читают стихи). Слайд 41.

Как над полем Куликовым

Зори алые встают,

Как над полем Куликовым

Даже птицы не поют!

«Помоги, земля родная,

В тяжкой битве устоять,

За тебя мы все готовы

Свою кровушку отдать!»

Скачут брошенные кони,

Ветер гривы разметал…

Вся Россия стала полем,

Только месяц не видал.

С Дона весть летит стрелою:

Бьются русские мужи,

Чтоб над Русскою землёю

Чёрный ворон не кружил.

И земля как будто слышит,

Стала жаркой, как огонь:

То подземным жаром пышет,

То опутает травой.

Как над полем Куликовым

Птицы радостно поют,

Рано солнышко садится,

Вот уж звёздочки видны,

Долго бой кровавый длится,

Много силы у Орды.

Гонит матушка Россия

Заметавшихся врагов –

У неё довольно силы

Защитить своих сынов.

Что Россия победила

В страшной схватке на Дону,

У неё достанет силы

Дать всегда отпор врагу!

Дмитрий благодарил воинов от имени Отечества. За битву на Куликовом поле Дмитрия Ивановича прозвали Донским. Русская православная церковь узаконила в эти дни обычай поминать убитых, так называемую «Дмитриевскую родительскую субботу».

На Куликовом поле возведён памятник Д. Донскому и храм - памятник Сергию Радонежскому. Слайды 42, 43.

4. О Фёдоре Ушакове. Слайды 44, 45, 46.

Рассказ учеников.

Среди святых православной церкви – адмирал Федор Ушаков. Он сражался с флотами Франции и Турции. Св. Феодор провел десятки морских сражений – и ни одного не проиграл. Более того: он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. Выйдя в отставку, он мог бы ездить по балам, показывая свои многочисленные заслуженные ордена. Но вместо этого он поселился рядом с Санаксарским монастырем в Мордовии и в монашеской молитве провел последние годы своей жизни.

IX. Работа с учебником.

Учитель: Воин – христианин верит, что его душа бессмертна.

Прочитайте статью учебника (стр. 90, 2,3 абзац).

Кем должен оставаться христианский воин на войне? (Человеком.)

Какие законы должны действовать на войне? (Законы милосердия и справедливости.) ( Слайд 47, 48).

- В чём они заключаются?

1. Нельзя добивать раненых.

2. Нельзя трогать безоружных.

3. Нельзя грабить местных жителей.

4. Если враг сдается или если война закончена - надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку.

Православные воины умели воевать и умели достойно возвращаться с войны.

X. Закрепление.

Как мы чтим память воинов, павших на поле брани за нашу землю? (Мы сохраняем память об их подвигах, носим цветы к мемориалам, склоняем головы, и молимся о их душах Господу. Димитриевская родительская суббота, панихида о всех воинах на поле брани убиенных. У Церкви никто не забыт).

Назовите имена христианских воинов, причисленных русской церковью к лику святых.

Почему Дмитрий Московский пошел в Троицкую обитель? (Игумен обители преподобный Сергий Радонежский – духовный наставник князя Дмитрия, благословил его на битву с Ордой, возглавляемой ханом Мамаем, послал иноков обители Пересвета и Ослябя, которые в прошлом были храбрыми боярами и опытными воинами. Преподобный молился и призывал в помощь защитникам Отечества самого Господа. Господь услышал молитвы святого и спас землю русскую от захватчиков.).

Почему Александр Невский сказал: «Не в силе Бог, а в правде?» (Потому что прав тот, кто отстаивает свою землю, а не тот, кто нападает на чужую. Даже если враг сильнее, защитник Отечества, да и защитник слабых и обиженных, всегда более оправдан перед Богом).

Какие праздники, славящие наше Отечество, мы чтим? (9 мая – День Победы в ВОВ, 4 ноября – День народного единства, 23 февраля – День защитника Отечества и др.)

Что мы можем сделать во имя любви к Родине? (Посадить деревья, убрать мусор, и т.д.) Слайды 49, 50.

Не могу не сказать о Великой Отечественной войне, хотя эта тема очень большая и требует отдельного разговора, который не раз состоится у нас перед Днём Победы. Скажу только одно, что в годы войны советское воинство не делило себя на белорусов, русских, армян, украинцев, грузин, верующих, неверующих. Воины словно были детьми, а матерью была Родина, которая нуждалась в их защите.

Склоняя головы перед великим подвигом советского народа, сокрушившего фашизм, будем же помнить, изучать, приумножать бесценный и благородный вклад в Победу Русской Православной Церкви, более чем тысячелетие сплачивавшей на защиту Руси все народы, населявшие ее, поднимавшей на смертный бой воинов разных национальностей, разных вероисповеданий. Низкий поклон и вечная благодарность им, отдавшим свою жизнь за Родину!

XI . Рассказ учителя. Слайды 51 – 56.

Все мы помним и о чеченской войне, которая была совсем недавно. Много погибло русских солдат, защищая нашу Родину от боевиков. Я расскажу вам о подвиге простого русского парня Евгения Родионова, который ещё с несколькими солдатами попал в чеченский плен, где ребят избивали, пытали, заставляли снять с себя крест, отречься от Православной веры и принять ислам, обещая за это отпустить на свободу. Но Евгений не предал веру и Церковь. Чеченские бандиты жестоко убили Евгения и его товарищей.

Посмертно рядового Родионова наградили орденом Мужества.

На его могиле всё время горит лампада, и идут люди поклониться русскому солдату, не придавшему Веру и Родину. Сегодня воина Евгения уже почитают как святого многие православные люди и недалёк тот день, когда воин Евгений будет официально канонизирован Церковью. И тогда, даст Бог, этот день станет днем памяти всех воинов, за Отечество на Чеченской войне живот свой положивших”.

Чтение учеником стихотворения.

Быть патриотом… Что же это значит?

А это значит Родину любить,

А это честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

Любить его историю седую,

Святые лики русских матерей,

Которые не раз в годину злую

В бой провожали собственных детей.

Учить детей гордиться своим родом

И честь его блюсти и сохранять,

Быть лучшей частью русского народа,

Которую не смог никто подмять.

(Звучит песня Светланы Копыловой «Русская земля». Слайды 57 – 125.

XII . Заключительное слово учителя.

Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась...

А. С. Пушкин писал: «Гордиться историей предков не только нужно, но и должно».

Только любовь к Отечеству, вера Православная, мужество и доблесть русичей помогли русским воинам выстоять в жестоких битвах.

XIII . Домашнее задание.

Дети получают задание.

Список используемой литературы:

    Детям о Илье Муромце | СЕМЬЯ и ВЕРА. semyaivera.ru›Январь 2012.

    Святитель Филарет Московский (Дроздов). azbyka.ru›Отцов›Святитель.

    А. Плешаков. Учебник «Окружающий мир. 4 класс».

    Житие святого благоверного князя Александра Невского.

vidania.ru›aleksandrnevsky.html

5. Кондратий Рылеев - дума «Димитрий Донской»

stihi-xix-xx-vekov.ru›rileev106.html

6. Русский парень Евгений Родионов -> Литпричал...

litprichal.ru›work/69992/

7. yandex.ru/images› физкультминутка «Богатыри».

Приложение.

ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА Мастер-класс учителя начальных классов и ОРКСЭ Кривовской ООШфилиала МБОУ Обливской СОШ №1 Шестопаловой С.А. Ст. Обливская 2016 г. Урок 28. Защита Отечества Рассказ учителя: Жертвенная любовь. Авраам и Исаак. Святые вожди в земле Русской. Святой князь Александр Невский. Показ иллюстраций: № 64-66 - В.М. Васнецов. «Три богатыря»; «Св. благоверный князь Александр Невский», икона; П.Д. Корин. «Александр Невский». Слушание: А.П. Бородин. Вторая симфония - «Богатырская»; С.С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» (фрагменты: «Битва на Чудском озере», хор «Вставайте, люди русские, на смертный бой», «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу»). Средства: Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (III четверть, урок 6). Задача: Разработка духовно-нравственных понятий: герой, защитник, слава, Православие. ПОСЛУШАНИЕ, ЖЕРТВЕННАЯ ЛЮБОВЬ, ВЕРА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ ОТЕЦ, ОТЧЕСТВО, ОТЕЧЕСТВО Отечество – это что такое? Отец Небесный Духовный Крестный Родной Вывод: Воины защищали Отечество земное. А вместе с ним и Отечество Небесное – защищали в бою Небо отцов. (веру и святыни) ЧТО ТАКОЕ ПОСЛУШАНИЕ? Сын, слушающий своего отца и исполняющий его волю, уверен в помощи и защите отца. И святые, творящие волю Бога, не просто верят, а чувствуют помощь и защиту Бога. Это делает их стойкими, отважными. ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК АВРААМ И ЕГО СЫН ИСААК ВЫПОЛНИЛИ ЗАДАНИЕ БОГА Авраам позвал своего сына, они взяли дрова, чтобы разжечь жертвенный костер на вершине горы, и пошли. Они шли три дня, и Исаак видел, что они не несут с собой жертвенного животного. Он понимал, что должно произойти на вершине горы. Но он верил Богу, верил своему отцу Аврааму и вверял себя им - был согласен, чтобы все произошло так, как повелел Бог, потому что Бог ведет все к благу. И вот, когда Авраам уже был готов принести жертву, появился Ангел и удержал руку Авраама. ЧТО САМОЕ ГЛАВНОЕ В ПОДВИГЕ АВРААМА И ИСААКА? Они вверили себя Богу. Сын вверил себя отцу. Доверие несет в себе послушание. Авраам и Исаак помогли Богу показать людям, как будет, когда придет Спаситель. БОГ ДАЛ ЛЮДЯМ ЗЕМЛЮ ДЛЯ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ. ЕЕ НАДО БЕРЕЧЬ. Иисус Христос сказал: кто верен в малом, тот будет верен и в большом. Если мы бережем нашу землю и наших близких так, как мы это сейчас можем, Господь даст силы для подвига, когда потребуется подвиг. ЧТО ЗНАЧИТ БЕРЕЧЬ РОДИНУ? Беречь родную землю - значит, и защищать ее от врагов, когда напали враги. КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ НАСТОЯЩИЙ ЗАЩИТНИК СВОЕЙ ЗЕМЛИ? ТЫ ЗА-ЧЕМ СЮ-ДА ПРИ-ШЕЛ, А? УЙ-ДИ! УЙ-ДИ! КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ Портретный рисунок князя взят из летописи. Справа - картина П. Д. Корина. ЧТО ЗНАЧИТ СЛОВО «СЛАВОСЛОВИТЬ»?    Воздавать славу Богу, почитать Его - это обязанность человека. Для этого есть специальные торжественные слова, которые называются молитвами. Слова сложены в специальные песнопения. Наши предки на Руси хранили и никогда не изменяли эти песнопения. Такое правильное прославление Бога называлось православием. ПОЧЕМУ ШВЕДЫ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ РУССКИЕ ЛЮДИ ОТРЕКЛИСЬ ОТ СВОЕЙ ВЕРЫ? Шведы решили не только захватить богатые земли Руси, но и заставить русских стать предателями: переменить свою правильную (православную) веру на искаженную. Если стать предателем, перестанешь получать помощь от Бога, которого предал. Лишишься сил. В конце концов, шведы хотели покорить, завоевать нашу землю. КТО ПОМОГАЛ КНЯЗЮ? «Если Бог за нас, то кто против нас?» «Не в силе Бог, а в правде» Защитник Отечества не вступает в битву по своей воле, ради своих целей. Он хранит землю, которую ему вверил Бог. Защитник Отечества отстаивает правду, справедливость С врагами своей земли надо сражаться без личной ненависти. Поэтому на душе у него всегда легко и спокойно. Он исполнил свой долг и рад этому. УМИРОТВОРЕНИЕ Творить волю Божью; вступать в бой только за правду и защищая людей, а не по своей прихоти или корысти Не держать в душе ненависти к противнику, не мстить побежденному; тогда будет польза людям и мир в душе Вопросы: Чему мы должны учиться у князя Александра Невского? Почему Александр Невский сказал: «Если Бог за нас, то кто против нас», «Не в силе Бог, а в правде»? Кому и когда помогает Бог? Записываем в тетрадь слова: Православие, Отечество, защитник, герой. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Нарисовать (найти картинку и наклеить в тетрадку) эпизод из жизни защитника нашей Родины. Повторить историю о князе Александре Невском. Задания учебника.

gastroguru © 2017