Евтушенко лауреат нобелевской премии. Евгений Евтушенко. Что останется читателям? Болезнь и смерть Евгения Евтушенко

Две громкие смерти случились на минувшей неделе.
И каждая означала конец целой эпохи.
И обе случились в Америке – что, на мой взгляд, само по себе тоже знаковое событие.

Люди постарше помнят, наверное, вышедший в феврале 1987 года номер «Огонька», «флагманского журнала перестройки», где на обложке были изображены - на фоне зимнего переделкинского пейзажа, в модных тогда мохнатых шапках - четыре поэта, имена которых начали греметь в годы хрущевской «оттепели», Справа налево - Роберт Рождественский, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко.

В таком же порядке они отгремели и ушли. Сначала Рождественский, потом Окуджава, потом Вознесенский, и вот последним, в минувшую субботу, 1 апреля, умер Евтушенко - в далекой Талсе, в штате Оклахома, где он преподавал в местном университете – кстати, одном из лучших в Америке, несмотря на кажущуюся провинциальность.

Смерть Евтушенко напомнила о том, что практически иссякло его блестящее поколение. В живых не осталось и тех других, кого не было на том снимке, но кто вместе с четверкой поэтических мушкетеров, собиравших на свои выступления целые стадионы, составляли элиту русской культуры конца ХХ века.

Я прежде всего имею в виду Нобелевского лауреата по литературе Иосифа Бродского, который, на мой взгляд, в современной русской поэзии равновелик Пушкину в русской классике ХIХ века. Я имею в виду Василия Аксенова, Беллу Ахмадулиной, Сергея Довлатова, Владимира Максимова, Александра Галича, Петра Вайля – а если брать шире, то и Неизвестного, и Тарковского, и Любимова, и многих-многих других.
Кто за ними? Захар Прилепин? Сергей Минаев? Владимир Соловьев? Или, может, Владислав Сурков, говорят, публикующий свои литературные экзерсисы под псевдонимом Натан Дубовицкий? Или Ревенко со Скабеевой, Поповым и Семиным?

Почти самых выдающихся писателей и художников советская социалистическая родина когда-то выставила за порог. Это наша национальная традиция, «духовная скрепа» такая. Самых лучших, самых талантливых полагается гнобить. К думающим, независимым, из ряда вон выдающимся своим сыновьям родина должна относиться не как любящая мать, а как злая мачеха.

Евтушенко, кстати, тут составлял исключение – ему власть прощала многое, но и он в конце концов предпочел прожить в американском университетском городке последнюю четверть века своей жизни – возможно, самую комфортную, спокойную и счастливую.

А за два дня до смерти Евтушенко в Калифорнии, в Пало-Альто - городе, где находятся поражающий своим размахом Стэнфордский университет и штаб-квартиры едва ли не всех самых передовых высокотехнологических компаний мира: Apple, Facebook, Hewlett-Packard, Tesla Motors - умер гениальный физик-теоретик, нобелевский лауреат, ученик великого Ландау, академик Алексей Абрикосов, который тоже переехал из России в США почти четверть века назад и в 2003 году получил Нобелевскую премию по физике, уже будучи американским ученым.

В интервью радиостанции «Свобода» по случаю присуждения ему Нобелевской премии Абрикосов сказал тогда пронзительно горькую вещь:
«В России в свое время, когда я там был, я натерпелся достаточно. И по этому случаю я горжусь тем, что эта премия считается за Америкой». Подумал и повторил: «Я этим горжусь».

А что вы хотели? Пасынки платят злой мачехе сторицей.

Смерть 88-летнего академика Абрикосова в США – знак того, что уходит и поколение выдающихся ученых, наследовавших великим – Йоффе, Семенову, Капице, Ландау, Тамму, Зельдовичу, Сахарову, Харитону. А за ними - тоже никого. Все лучшие – давно на Западе. Российская академия разрушена амбициями людей из ближнего путинского круга. Фундаментальная наука загибается.

Следующие русские лауреаты Нобелевской премии по физике - 2010 года – тоже родившиеся, выросшие, получившие образование и сделавшие первые шаги в науке в СССР и в России, сэр Андрей Гейм и сэр Константин Новоселов, за научные заслуги возведенные в рыцарское звание британской королевой Елизаветой II, давно живут в Манчестере и работают в тамошнем университете.

Как написал когда-то ныне, увы, полузабытый поэт Герман Плисецкий:

Мы славу свою раздавали задаром:
Как видно, она не по нашим амбарам,
Как видно, у нас ее край непочатый –
Как будто талантами слишком богаты!

Сколько людей, которые уже прославили или еще могли бы прославить нашу страну, ныне живут далеко за ее пределами? Ученые, писатели, музыканты, бизнесмены, юристы, врачи, художники, кинематографисты, журналисты, спортсмены. Просто представители образованного и деятельного среднего класса. Счет идет на миллионы.

Это называется «утечка мозгов». Результат ее в любой стране – деградация науки, культуры, образования, все возрастающее отставание страны во всех областях, архаизация интеллектуальной, общественной политической жизни.

Причина же утечки мозгов – не только отсутствие должного финансирования науки, культуры, образования. Это еще и отсутствие свободы. Ни наука, ни культура, ни образование не могут долго существовать в условиях несвободы. Это понимали даже Сталин и Берия, которые готовы были простить советским ученым, работавшим над созданием атомного оружия, любое вольнодумство - лишь бы был результат. Не случайно создатель водородной бомбы академик Андрей Дмитриевич Сахаров превратился потом в едва ли не самого выдающегося борца за свободу и демократию в СССР.

Что же касается свободы, еще один великий русский человек, который покинул Россию, чтобы остаться свободным человеком, писатель Владимир Набоков однажды написал:

«Такой свободы, какую знаем мы, не знал, может быть, ни один народ. В той особенной России, которая невидимо нас окружает, живит и держит нас, пропитывает душу, окрашивает сны,- нет ни одного закона, кроме закона любви к ней, и нет власти, кроме нашей собственной совести. Мы о ней можем все сказать, все написать, скрывать нам нечего, и никакая цензура нам не ставит преграды, мы свободные граждане нашей мечты. Наше рассеянное государство, наша кочующая держава этой свободой сильна, и когда-нибудь мы благодарны будем слепой Клио за то, что она дала нам возможность вкусить этой свободы и в изгнании пронзительно понять и прочувствовать родную нашу страну
Не станем же пенять на изгнание. Повторим в эти дни слова того древнего воина, о котором пишет Плутарх: «Ночью, в пустынных полях, далече от Рима, я раскинул шатер, и мой шатер был мне Римом».

90 лет прошло, а как актуально звучит!

Евгений Александрович Евтушенко (при рождении - Гангнус). Родился 18 июля 1932 года в Зиме Иркутской области - умер 1 апреля 2017 года в Талса, штат Оклахома, США. Советский и российский поэт.

Евгений Евтушенко родился 18 июля 1932 года в Зиме Иркутской области. По другим данным - в Нижнеудинске.

Отец - геолог и поэт-любитель Александр Рудольфович Гангнус (по происхождению - прибалтийский немец) (1910-1976).

Мать - Зинаида Ермолаевна Евтушенко (1910-2002), геолог, актриса, Заслуженный деятель культуры РСФСР.

В 1944 году по возвращении из эвакуации со станции Зима в Москву, мать поменяла фамилию сына на свою девичью. При оформлении документов для смены фамилии была сознательно допущена ошибка в дате рождения: записали 1933 г., чтобы не получать пропуска, который положено было иметь в 12 лет.

Начал печататься в 1949, первое стихотворение опубликовано в газете «Советский спорт».

С 1952 по 1957 г. учился в Литературном институте им. М. Горького. Исключён за «дисциплинарные взыскания», а также - за поддержку романа Дудинцева «Не хлебом единым».

В 1952 году выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего», - впоследствии автор оценил её как юношескую и незрелую.

В 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП.

«Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости и почти одновременно в Союз писателей, в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу. Но я знал ей цену. И я хотел писать по-другому», - рассказывал он.

1950-е годы, которые были временем поэтического бума, на арену огромной популярности вышли , Р. Рождественский, Е. Евтушенко. Выступления этих авторов собирали огромные стадионы, и поэзию периода «оттепели» вскоре стали называть эстрадной.

В последующие годы печатает несколько сборников, которые приобретают большую популярность: «Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962).

Одним из символов оттепели стали вечера в Большой аудитории Политехнического музея, в которых вместе с Робертом Рождественским, Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х годов также принимал участие Евтушенко.

Произведения его отличает широкая гамма настроений и жанровое разнообразие. Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России больше, чем поэт», - манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход. Поэту не чужда тонкая и интимная лирика: стихотворение «Бывало спит у ног собака» (1955). В поэме «Северная Надбавка» (1977) слагает настоящую оду пиву. Несколько поэм и циклов стихотворений посвящено зарубежной и антивоенной тематике: «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба».

Чрезмерному успеху Евтушенко способствовала простота и доступность его стихов, а также скандалы, часто поднимавшиеся критикой вокруг его имени.

Литературный стиль и манера Евтушенко давали обширное поле деятельности для критики. Его часто упрекали в славословии, пафосной риторике и скрытом самовосхвалении.

«Самопрославление не может обрести форму спокойного, уверенного в себе самолюбования, не может быть и выражением аутентичной личности. Амбиции исключительно велики и давно превзошли масштаб дарования. Жанр оказывается яростно полемичным в каждом своём слове, в каждом высказывании, и главное - говорящий не может ни на минуту остановиться; вступив в спор с временем и миром, он вынужден непрерывно манифестировать», - писал литературовед Николай Гладких о его поэме «Фуку!».

Рассчитывая на публицистический эффект, Евтушенко то избирал для своих стихов темы актуальной политики партии, например, «Наследники Сталина» («Правда», 21.10.1962) или «Братская ГЭС» (1965). Или адресовал их критически настроенной общественности (напр., «Бабий Яр», 1961, или «Баллада о браконьерстве», 1965).

В 1962 году в газете «Правда» опубликовано ставшее широко известным стихотворение «Наследники Сталина» приуроченное к выносу из мавзолея тела Сталина. Большой резонанс вызвали и другие его произведения «Бабий яр» (1961), «Письмо Есенину» (1965), «Танки идут по Праге» (1968). Несмотря на столь откровенный вызов тогдашней власти, поэт продолжал печататься, ездить по всей стране и за рубеж. Евгений Евтушенко печатается в слывших оппозиционными в советское время журналах «Юность» (также входил в редколлегию этого журнала), «Новый Мир», «Знамя».

В 1963 г. был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

23.08.1968 через два дня после ввода танков в ЧССР написал стихотворение протест: «Танки идут по Праге» (1968).

Известными стали его выступления в поддержку советских диссидентов Бродского, Солженицына, Даниэля. Несмотря на это, Иосиф Бродский недолюбливал Евтушенко (со слов Сергея Довлатова, известна его крылатая фраза «Если Евтушенко против колхозов, то я - за») и резко раскритиковал избрание Евтушенко почётным членом Американской академии искусств и словесности в 1987 году.

В интервью 1972 года, опубликованном в октябре 2013 года, лауреат Нобелевской премии крайне негативно отзывался об Евтушенко как поэте и человеке: «Евтушенко? Вы знаете - это не так всё просто. Он, конечно, поэт очень плохой. И человек он ещё худший. Это такая огромная фабрика по воспроизводству самого себя. По репродукции самого себя... У него есть стихи, которые, в общем, можно даже запоминать, любить, они могут нравиться. Мне не нравится просто вообще уровень всего этого дела. То есть в основном. Основной такой... дух не нравится этого. Просто - мерзит».

Известность получили сценические выступления Евтушенко: он с успехом читает собственные произведения. Выпустил несколько дисков и аудиокниг в собственном исполнении: «Ягодные места», «Голубь в Сантьяго» и другие.

С 1986 по 1991 год был секретарём Правления Союза писателей СССР. С декабря 1991 года - секретарь правления Содружества писательских союзов. С 1989 года - сопредседатель писательской ассоциации «Апрель». С 1988 года - член общества «Мемориал».

14 мая 1989 года с огромным отрывом, набрав в 19 раз больше голосов, чем ближайший кандидат, был избран народным депутатом СССР от Дзержинского территориального избирательного округа города Харькова и был им до конца существования СССР.

В 1990 году стал сопредседателем Всесоюзной ассоциации писателей в поддержку перестройки «Апрель».

В 1991 году, заключив контракт с американским университетом в г. Талса, штат Оклахома, уехал с семьёй преподавать в США, где и проживает в настоящее время.

В 2007 году в спорткомплексе «Олимпийский» состоялась премьера рок-оперы «Идут белые снеги», созданной на стихи Евгения Евтушенко композитором Глебом Маем.

Некоторые источники приписывают П.А. Судоплатову высказывание о том, что Е. А. Евтушенко сотрудничал с КГБ, выполняя роль «агента влияния». Однако, в воспоминаниях самого Судоплатова это описано как рекомендация жены Судоплатова, в прошлом разведчицы, обратившимся к ней за консультацией офицерам КГБ относительно Евтушенко: «установить с ним дружеские конфиденциальные контакты, ни в коем случае не вербовать его в качестве осведомителя».

18 июля 2010 года Евтушенко открыл в подмосковном Переделкине музей-галерею, приурочив это событие к своему дню рождения. В музее представлена личная коллекция картин, подаренных Евтушенко известными художниками - Шагалом, Пикассо. Есть редчайшая картина Эрнста, одного из родоначальников сюрреализма. Музей работает в специально построенном рядом с дачей поэта здании.

Рост Евгения Евтушенко: 177 сантиметров.

Личная жизнь Евгения Евтушенко:

Евгений Евтушенко 4 раза был официально женат.

Первая жена - , поэтесса. Состояли в браке с 1954 года.

Вторая жена - Галина Семёновна Сокол-Луконина. В браке с 1961 года.

Третья жена - Джен Батлер, ирландка, его страстная поклонница. Состояли в браке с 1978 года. В браке родились сыновья Александр и Антон.

Четвертая жена - Мария Владимировна Новикова (1962 г.р.). В браке с 1987 года. У пары родились сыновья Евгений и Дмитрий.

Болезнь и смерть Евгения Евтушенко

В 2013 году поэт перенёс сложнейшую операцию. В США, в клинике города Талса (штата Оклахома) 81-летнему Евгению Александровичу ампутировали правую ногу. Проблемы с ногой у Евтушенко начались ещё в 1997 году. У него износился голеностопный сустав, и ему поставили титановый. Первое время всё шло хорошо, однако потом поэта стали мучить невыносимые боли - оказалось, титановый сустав в ноге не прижился. В конечном итоге ситуация зашла так далеко, что врачам пришлось ампутировать конечность.

14 декабря 2014 года во время гастролей в Ростове-на-Дону Евгений Евтушенко был госпитализирован в связи с резким ухудшением состояния здоровья. Далее поэта перевели в НИИ нейрохирургии имени Бурденко, а затем - в Центральную клиническую больницу Управления делами президента в Москве. Тогда поэт попал в больницу после того, как, вылезая из ванной, поскользнулся и разбил голову. Помимо этого, в прессе фигурировала информация и том, что госпитализация Евтушенко была непосредственно связана с подозрением на острую сердечную недостаточность и переломом височной кости.

В августе 2015 года в Москве врачи Центрального клинического военного госпиталя имени П. В. Мандрыка провели операцию на сердце Евтушенко. Для устранения проблем с сердечным ритмом поэту в ходе операции ввели кардиостимулятор.

31 марта 2017 года поэт был госпитализирован в тяжелом состоянии. "Евгений Александрович госпитализирован в тяжелом состоянии, о подробностях говорить пока не могу. Могу только сказать, что это не плановое обследование", - сообщила супруга Мария Новикова.

По сообщениям родных и близких, . "У него был рак в необратимой форме. После изучения анализов врачи давали ему три месяца жизни, но он прожил меньше месяца", - рассказал близкий друг семьи Михаил Моргулис. Такой диагноз поставили американские врачи около шести лет назад. Тогда же поэту была сделана операция и удалена часть почки. За месяц до смерти медики диагностировали четвертую, последнюю стадию рака.

"Он ушел достаточно спокойно, безболезненно. Я держал его руку около часа до его кончины. Он знал, что любим", - рассказал сын литератора Евгений.

Поэт оставил завещание, в котором выразил желание быть похороненным на Переделкинском кладбище рядом с Борисом Пастернаком.

10 апреля в храме святого благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкино прошло . Чин отпевания совершил бывший руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ, публицист и литературный критик Владимир Вигилянский.

Поэмы Евгения Евтушенко:

1953-1956 - «Станция Зима»
1961 - «Бабий яр»
1965 - «Братская ГЭС»
1965 - «Пушкинский перевал»
1967 - «Коррида»
1968 - «Под кожей статуи Свободы»
1970 - «Казанский университет»
1971 - «Откуда Вы?»
1974 - «Снег в Токио»
1976 - «Ивановские ситцы»
1977 - «Северная надбавка»
1974-1978 - «Голубь в Сантьяго»
1980 - «Непрядва»
1982 - «Мама и нейтронная бомба»
1984 - «Дальняя родственница»
1985 - «Фуку!»
1996 - «Тринадцать»
1996-2000 - «В полный рост»
1975-2000 - «Просека»
2011 - «Дора Франко»

Романы Евгения Евтушенко:

1982 - «Ягодные места»
1993 - «Не умирай прежде смерти»

Сборники стихов Евгения Евтушенко:

1952 - «Разведчики грядущего»;
1955 - «Третий снег»;
1956 - «Шоссе Энтузиастов»;
1957 - «Обещание»;
1959 - «Лук и лира»;
1959 - «Стихи разных лет»;
1960 - «Яблоко»;
1962 - «Взмах руки»;
1962 - «Нежность»;
1965 - «Братская ГЭС»;
1966 - «Катер связи»;
1966 - «Качка»;
1966 - «Со мною вот что происходит»;
1967 - «Стихи и поэма "Братская ГЭС"»;
1967 - «Стихи»;
1969 - «Идут белые снеги»;
1971 - «Я сибирской породы»;
1971 - «Казанский университет»;
1972 - «Поющая дамба»;
1972 - «Дорога № 1»;
1973 - «Интимная лирика»;
1973 - «Поэт в России - больше, чем поэт»;
1975 - «Отцовский слух»;
1976 - «Спасибо»;
1977 - «В полный рост»;
1977 - «Просека»;
1978 - «Утренний народ»;
1978 - «Присяга простору»;
1978 - «Компромисс Компромиссович»;
1979 - «Тяжелее земли»;
1980 - «Сварка взрывом»;
1981 - «Стихи»;
1982 - «Две пары лыж»;
1983 - «"Мама и нейтронная бомба" и другие поэмы»;
1983 - «Откуда родом я»;
1985 - «Почти напоследок»;
1986 - «Полтравиночки»;
1987 - «Завтрашний ветер»;
1987 - «Стихи»;
1988 - «Последняя попытка»;
1989 - «1989»;
1989 - «Граждане, послушайте меня»;
1989 - «Любимая, спи»;
1990 - «Зелёная калитка»;
1990 - «Последняя попытка»;
1990 - «Белорусская кровинка»;
1990 - «Стихи и поэмы»;
1993 - «Нет лет: любовная лирика»;
1994 - «Золотая загадка моя»;
1995 - «Моё самое-самое»;
1995 - «Последние слёзы»;
1997 - «Медленная любовь»;
1997 - «Невыливашка»;
1999 - «Краденные яблоки»;
2001 - «Я прорвусь в XXI век...»;
2007 - «Окно выходит в белые деревья»;
2007 - «Гимн России»;
2008 - «Стихи XXI века»;
2009 - «Моя футболиада»;
2011 - «Можно всё ещё спасти»;
2012 - «Счастья и расплаты»;
2013 - «Не умею прощаться»

Песни Евгения Евтушенко:

«А всё-таки что-то есть в нашем народе» (Ал. Карелин) - исполняет Нат. Москвина;
«А снег повалится» (Г. Пономаренко) - исп. Клавдия Шульженко;
«А снег повалится» (Д. Тухманов) - исп. Муслим Магомаев;
«Бабушки» (Ал. Карелин) - исп. М. Задорнов и Нат. Москвина;
«Баллада о дружбе» (Е. Крылатов);
«Баллада о рыбацком посёлке Аю» (Ю. Саульский) - исп. А. Градский;
«Все силы даже прилагая» (А. Пугачёва) - исп. Алла Пугачёва;
«Вы полюбите меня» (Н. Мартынов) - исп. Виктор Кривонос;
«Глаза любви» («Всегда найдётся женская рука») (Брендон Стоун) - исп. Брендон Стоун;
«Глаза любви» («Всегда найдётся женская рука») (Микаэл Таривердиев) - исп. Галина Беседина;
«Дай Бог» (Раймонд Паулс) - исп. А. Малинин;
«Дельфины» (Ю. Саульский) - исп. ВИА «Акварели»;
«Дитя - злодей» (группа «Диалог») - исп. Ким Брейтбург (гр. «Диалог»);
«Зависть» (В. Махлянкин) - исп. Валентин Никулин;
«Заискивание» (И. Тальков) - исп. Игорь Тальков; (группа «Диалог») - исп. Ким Брейтбург (гр. «Диалог»);
«Заклинание» (И. Лученок) - исп. Виктор Вуячич;
«Заклинание» (Э. Горовец) - исп. Эмиль Горовец;
«Зашумит ли клеверное поле» (Е. Крылатов) - исп. Эдуард Хиль, Людмила Гурченко;
«Как пустотелый колос» (В. Махлянкин) - исп. Валентин Никулин;
«Киоск звукозаписи» (группа «Диалог») - исп. Ким Брейтбург (гр. «Диалог»);
«Когда звонят колокола» (В. Плешак) - исп. Эдуард Хиль;
«Когда взошло твоё лицо» (Брендон Стоун);
«Когда мужчине сорок лет» (И. Николаев) - исп. Александр Кальянов;
«Когда придёт в Россию человек» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина;
«Когда человек человека предаёт» (Е. Крылатов) - исп. Геннадий Трофимов;
«Кое-что я в жизни этой понял» (Э. Горовец) - исп. Эмиль Горовец;
«Колокольчик» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина;
«Кошелёк» (Брендон Стоун);
«Любимая, спи» (Д. Тухманов) - исп. Валерий Ободзинский, Леонид Бергер (ВИА «Весёлые ребята»), А. Градский;
«Любовь - дитя планеты» (Д. Тухманов) - исп. ВИА «Весёлые ребята»;
«Людей неинтересных в мире нет» (В. Махлянкин) - исп. Вал. Никулин;
«Метаморфозы» (Ал. Карелин) - исп. М. Задорнов и Нат. Москвина;
«Наш непростой советский человек» (А. Бабаджанян) - исп. Георг Отс, Муслим Магомаев;
«Не надо бояться» (Е. Крылатов) - исп. Геннадий Трофимов;
«Не спеши» (А. Бабаджанян) - исп. Муслим Магомаев, Анна Герман;
«Нет лет» (Сергей Никитин);
«Неужели смертен я» (С. Никитин, П. И. Чайковский);
«Ничей» (Ю. Саульский) - исп. Заур Тутов, А. Градский;
«Песни русские» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина;
«Песня моя» (Е. Крылатов) - исп. Ген. Трофимов;
«Плач по брату» (С. Никитин);
«Плач по коммунальной квартире» (Луиза Хмельницкая) - исп. Гелена Великанова, Иосиф Кобзон;
«Под скрипучей, плакучей ивой ("Как любимую сделать счастливой")» (Г. Мовсесян) - исп. Георгий Мовсесян, Иосиф Кобзон;
«Позвольте надеяться» (А. Бабаджанян) - исп. Владимир Попков;
«Признание» (Ю. Саульский) - исп. София Ротару, Ксения Георгиади;
«Принцесса на горошине» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина;
«Простая песенка Булата» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина;
«Профессор» (группа «Диалог») - исп. Ким Брейтбург (гр. «Диалог»);
«Ребёнок» (Ал. Карелин) - исп. М. Задорнов и Нат. Москвина;
«Родина» (Б. Терентьев) - исп. ВИА «Синяя птица»;
«Родник» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина;
«Романс» (Э. Горовец) - исп. Эмиль Горовец;
«Свежий запах лип» (И. Николаев) - исп. А. Кальянов;
«Спаси и сохрани» (Е. Крылатов) - исп. Валентина Толкунова;
«Старый друг» (И. Николаев) - исп. А. Кальянов;
«Твои следы» (Арно Бабаджанян) - исп. Люд. Зыкина, София Ротару;
«Тиль» (А. Петров) - исп. Эд. Хиль;
«Ты уходишь, как поезд» (М. Таривердиев) - исп. ВИА «Поющие гитары»;
«У моря» (Б. Емельянов) - исп. Вахтанг Кикабидзе;
«Уходит любимая» (В. Махлянкин) - исп. Вал. Никулин;
«Церковь должна быть намоленной» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина;
«Чёртово колесо» (Арно Бабаджанян) - исп. Муслим Магомаев;
«Что знает о любви любовь» (А. Эшпай) - исп. Людмила Гурченко;
«Я - гражданин Советского Союза» (Д. Тухманов) - исп. Муслим Магомаев;
«Я люблю тебя больше природы» (Р. Паулс) - исп. Ирина Дубцова;
«Я разлюбил тебя» (В. Махлянкин) - исп. Вал. Никулин;
«Я хочу довести» (Е. Крылатов) - исп. Геннадий Трофимов;
«Бежит река» - исп. Люд. Зыкина, Людмила Сенчина, Мария Пахоменко;
«Вальс о вальсе» - исп. Клавдия Шульженко, Майя Кристалинская;
«Долгие проводы» - исп. Лев Лещенко;
«Идут белые снеги» - исп. Гелена Великанова, В. Трошин;
«Рано или поздно» - исп. В. Трошин;
«Родина моя» - исп. Люд. Зыкина;
«Старинное танго» - исп. Вит. Марков, Иосиф Кобзон;
«Товарищ гитара» - исп. Клавдия Шульженко;
«Убийцы ходят по земле» - исп. Артур Эйзен, Марк Бернес, Ансамбль имени Александрова;
«Хотят ли русские войны?» (посвящается Марку Бернесу) - исп. Юрий Гуляев, Марк Бернес, Вад. Русланов

Фильмография Евгения Евтушенко:

Актёр:

1965 - «Застава Ильича» (Евтушенко появляется в документальной вставке о вечере поэзии в Политехническом музее)
1979 - «Взлёт» - К. Э. Циолковский
1983 - «Детский сад» - шахматист
1990 - «Похороны Сталина» - скульптор

Режиссёр:

1983 - «Детский сад»
1990 - «Похороны Сталина»

Сценарист:

1964 - «Я - Куба» (с Энрике Пинедой Барнетом)
1990 - «Похороны Сталина»

Песни:

1961 - «Карьера Димы Горина». Песня «А снег идёт» (Андрей Эшпай) - исп. Майя Кристалинская. Также песню исполняли Жанна Агузарова, Анжелика Варум;
1975 - «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», режиссёр Эльдар Рязанов. Песня «Со мною вот что происходит...» (Микаэл Таривердиев - исполняет С. Никитин);
1977 - «Служебный роман», режиссёр Эльдар Рязанов. Песня «Нас в набитых трамваях болтает...» Андрей Петров;
1977-1978 - песни из сериала «И это всё о нём» (по роману Виля Липатова). Музыка Е. Крылатова: «Серёжка ольховая» - исп. Геннадий Трофимов, Эдуард Хиль;
«Не надо бояться» - исп. А. Кавалеров;
«Шаги» - исп. Ген. Трофимов;
1981 - В небе «ночные ведьмы». Песня «Когда Вы песни на Земле поёте...» (Е.Крылатов) - исп. Елена Камбурова.


Евтушенко Бродский. По уму Россия должна выдвинуть на Нобелевскую премию не Путина, а значительного русского поэта Евгения Евтушенко, пока тот жив. Евтушенко не меньше достоин Нобелевской премии по литературе, чем лауреат Нобелевской премии поэт Пабло Неруда или лауреат Нобелевской премии писатель Иван Бунин.

Евтушенко дробью наговорил на русском языке и о русском языке на десять энциклопедий. Не всё равновелико. Но в лучших своих стихотворениях поэт Евгений Евтушенко - лучшее русское в русской поэзии 20 века. Он умел стилизовать текст под суть, под сущностное, о чём сам текст, под эстетику события, о чём стихотворение. По сути Евтушенко не только поэт, но и учёный лингвист, такой же лингвист учёный, какими были поэты Бурлюк, Кручёных, Маяковский, Есенин, Фатьянов. Это мастера высочайшей художественной стилизации методами слова и текста. Это - большая наука и божественное чутьё.

Бродский не завидовал Евтушенко, как поэту. Бродский завидовал его способности перевоплощения в тексте и способности к стилизации, не меньшей, чем способности к стилизации у лучших мастеров живописи в Италии в эпоху Возрождения. Евтушенко - это правильность стиля до убийства в себе поэта. Суть - главное, метафора прёт без очереди, пусть поэзия погибнет, я снова повторю главное, пусть критики меня за это повесят, ноя объясню своему народу главное - и люди меня поймут -вот что такое поэт Евгений Евтушенко как ударник-производственник литературы на гора для России.


Евтушенко - большой русский поэт. Многие гениальные формулы из его стихов стали пословицами, афоризмами и расхожими штампами воображения у поколения из поколения русских людей, как это было у Пушкина.

Бродский не завидовал Евтушенко. Бродский считал, что Евтушенко угробил свой талант, мимикрируя. Бродский по известным причинам не мог ни поверить, ни почувствовать никогда в жизни, что Россию можно и просто так беззаветно любить, как что-то абсолютно естественное, что не нужно иммитировать, а нужно бывает, ноборот, приглушить в себе и своих стихах, чтобы посторонние и отстранённые не обвиняли автора в излишнем пафосе.Но мы же не обвиняем в ложном искусственном пафосе романтиков - авторов итальянских опер и неаполитанских песен.

Бродский завидовал не Евтушенко, а Осипу Мандельштаму. С возрастом Бродский всё больше отходил от простой запоминающейся поэзии, того, что мы знаем и любим, как ранний Бродский - к многовекторным зарисовкам того, что он узнал о жизни, что он прочувствовал сам, что считал своими личными мудрыми открытиями о сущности и парадоксах бытия.

Бродский верил, что всё, что он наговаривает - первое и впервые. И в этом смысле он завидовал не Евтушенко, а другому великому русскому поэту Осипу Мандельштаму. Он завидовал тому, что тот успел пожить в богатой европейской русской среде в Санкт-Петербурге до 1917 года и в Петрограде в 20-е годы, пока сталинизм не сожрал и не упростил всё, пока Петербург не выдохся в упрощённый в культуре Ленинград, не оскудел своими чувствами и глубиной мысли в Ленинграде.

Творческая гибель, по сути угасание Санкт-Петербурга - это отдельная тема, отдельная трагедия всей русской и советской цивилизации, о которой в СССР и России не любили и не любят говорить, как о тайном несмываемом грехе на своей совести. Это же не только сталинский или брежневский, это и сегодняшний, величайший путинский грех - Петербург угасает. Но это именно та трагедия, которую пережил всей своей загубленной молодостью и всей несбывшейся во всей своей полноте жизнью поэт Иосиф Бродский. Ощущение себя живущим на островке уходящей большой европейской культуры, и при этом жить, как на кладбище, загримированном бодренькими пантомимами под прогресс, вот что убивало Бродского в молодости у себя на родине. Жить в фантастически красивом городе - столице былой императорской России - мечты о Европе в России, городе, опережавшем страну на столетия, и вот - родиться при коммунизме, развиваться уже в 1950-60-х годах, зависеть от каких-то Лениздатов, ленинградской писательской организации, лениградских газет и псевдогуру критики и литературы в них - вот что было ежедневной мукой для Бродского - постепенное тотальное измельчание Петербурга в символах и людях, официально бодрящийся, но угасающий город Ленинград.

И в этом смысле Иосиф Бродский завидовал Осипу Мандельштаму, его языку, его метафорам, тому, что тот ещё хоть что-то сущностное застал во всём расцвете и великолепии человеческих и художественных форм и в этом пожил и так сочно, великолепно творил, как будто на празднике молодости и красоты обедал в изумительном ресторане. Вот этого ощущения пира жизни и культуры со всеми драматическими коллизиями, что представлял из себя Осип Мандельштам и Петербург Осипа Мандельштама, вот этому завидовал и тосковал по такому существованию, по той поэтической среде Иосиф Бродский.

Оптимистическая культура советского времени, а лучшее у Евгения Евтушенко напрямую относится к ней, просто мешала Бродскому слышать искренние ноты настоящей лирики или трагедии по существу. Бродский считал, что поэт должен честно говорить о сложном.Евтушенко мог в поиске талантливейшего обобщения - со всей страстью, с горячим дыханием рисовать перед людьми свой «город на заре». Не всегда и не всем это нравилось. Одна из лучших строчек в "Мастере и Маргарите" у писателя Михаила Булгакова - это про "взвейтесь и развейтесь к празднику 1 мая или 7 ноября" и про покупное вдохновение, причём это о самом себе - по молодости Михаил Булгаков, литератор из семьи священника, подрабатывал в отделе, сочиняющем и воплощающем лозунги для демонстраций трудящихся 1 мая и 7 ноября - на коммунистические праздники, чтобы украшать коммунистические колонны. Разве после такой левой революционной работы Михаил Булгаков меньше достоин Нобелевской премии по литературе за другие свои литературные произведения, гениальные романы и пьесы?

Бродский и Евтушенко. «Они сошлись, вода и камень …» не в жизни, а в литературе и в спорах о смысле жизни.

Живой классик русской литературы, отличный русский и советский поэт Евгений Евтушенко сегодня не так молод и не так пышит здоровьем, как может показаться на экране телевидения. Он старый человек и каждый день уже может помереть вслед за своими друзьями, другими титанами русской и советской литературы 20 века. А мёртвым поэтам и писателям Нобелевские премии не присуждают.

Где наш великий достоевед и просветитель Игорь Леонидович Волгин, где демократ в кубе, специалист по текстам Мариэтта Омаровна Чудакова, воспеватель декабристов Яков Аркадьевич Гордин и трибун поэтов революционеров леваков Лев Александрович Аннинский, чтобы выдвинуть поэта Евгения Александровича Евтушенко на Нобелевскую премию по литературе, как предложение от России, пока хороший, настоящий русский поэт ещё жив? "Все уклонишася, все до единого?"

Когда этот "никому не помогаем" в аппаратесовременной русской литературы прекратится? Когда в России забудут про негласное правило ни за что и никогда не помогать никому и ничему великому у себя на родине?

Мелкотравчатые телепузики с утра до вечера рассказывают и напевают нам о великих трагедиях и великих мучениях, никому и ничему существенному по делу не помогая и борясь за своё право никому не помогать, будучи на самом верху и развлекая, и угнетая пожизненно .

Нет никакого творческого конфликта между поэтическим наследием Бродского и поэтическим наследием Евтушенко.

Деятели культуры, настоящие литераторы России сделали бы России и русскому народу прекрасное дело, выдвинув Евгения Евтушенко на Нобелевскую премию по литературе, пока этот живой классик доступен для поколения.Потом стыдно будет - и как пример конкретного сволочизма в самой окололитературной и писательской среде не в первый раз в новейшей русской истории - «А над гробом встали мародёры и несут почётный караул».

Евтушенко надо выдвинуть на Нобелевскую премию по литературе. И это будет гордостью, удачной песней, красиво и вовремя для всей России.

Мощному, сущностному наследию Иосифа Бродского от этого ничуть не убудет.

Александр Богданов,

Санкт-Петербург.

Его называли «шестидесятником» . И это справедливо: без произведений Евтушенко трудно представить поэзию Оттепели.
Говорили, что он бунтарь . И это не было преувеличением: поэт резко высказывался по многим политическим вопросам.
Злопыхатели твердили, что Евтушенко иной раз сдавал позиции, «подлаживался», пытался подружиться с властью». А кто из великих не был грешен в этом? Мандельштам и Ахматова, Есенин и Блок – каждый, хоть единожды, пытаясь выжить, спел «песнь позора». Судить их за это – дело простое, но не справедливое. И ни у кого на это права нет.
Утверждали, что сломать Евтушенко было невозможно: у него внутри стальной стержень. И правоту этих слов подтвердило время.
Критики считают , что творчество Евгения Александровича Евтушенко – одна из самых ярких страниц русской литературы XX и начала XXI веков.

Что оставил нам, читателям, поэт Евтушенко?

Наследие его велико и разнообразно. Оно включает:

  • двадцать поэм
  • 62 сборника стихотворений
  • два романа: «Ягодные места» и «Не умирай прежде смерти»
  • две повести: «Пёрл-Харбор» и «Ардабиола»
  • три книги мемуаров
  • пять изданий собраний сочинений
  • симфонию № 13 b-moll “Бабий яр» и кантату «Казнь Степана Разина», написанные композитором Д. Шостаковичем, и рок-оперу Идут белые снеги»
  • в качестве актера он снялся в четырех фильмах
  • как режиссер снял два фильма
  • написал сценарии к двум фильмам
  • он принял участие в съемке шести документальных фильмов

Песни на стихи Евтушенко

На музыку положены 77 стихотворений поэта, и пела их вся страна Его песни звучат в кинофильмах:

  • «Карьера Димы Горина» - всеми любимая Майя Кристалинская записала для фильма песню «А снег идет»;
  • «Ирония судьбы, и С легким паром » - бард Сергей Никитин исполнил песню «Со мною вот что происходит»;
  • «Служебный роман» - музыку к песне «Нас в набитых трамваях болтает» написал композитор Андрей Петров;
  • «И это все о нем» - три песни в блистательном исполнении Елены Камбуровой.

Награды Евгения Евтушенко

Общее количество наград 23 . Среди них отечественные и иностранные ордена и медали, государственные премии, звания Почетного члена трех академий, профессора двух университетов – Питсбургского и Санто-Доминго. Самой необычной наградой поэт гордился. Его имя в 1994 году получила малая планета Солнечной системы – 4234 Евтушенко.

Почему Евтушенко не дали Нобелевскую премию?

В 2008 году имя поэта оказалось в списках будущих лауреатов Нобелевской премии по литературе. Основание – поэма «Бабий яр». Она пронзительное и полное непреходящей боли напоминание о сотнях тысяч расстрелянных в гигантском овраге мирных жителях - евреях, украинцев и русских.

Поэму прочли, имя Евтушенко из списка претендентов вычеркнули, вежливо объяснив, что есть более актуальные произведения. Политическое шоу под названием «Нобелевская премия» выбрало французского писателя Ле Клезио, известного широкой публике по роману об истории любви Диего Риверы и Фриды Калло. Жюри подчеркнуло, что француз является автором новых направлений, обещая читателям поэтические приключения и чувственный экстаз. Ну разве может тягаться русский поэт, рыдающий над уже ушедшими с историю страшными событиями Второй Мировой войны, с эстетствующим французом?!

Евгений Евтушенко ушел из жизни 1 апреля 2017 года. Ему было 84 года . Он был болен, рак изматывал, но поэт не сдавался: писал, выступал перед публикой, давал интервью.

Много сделано, написано, снято или мало? Правдив ли был голос эпохи, которым говорил поэт Евгений Александрович Евтушенко? Время покажет, что из написанного останется в веках, а что исчезнет, утонув в песках вечности.

Евгений Евтушенко выдвинут на соискание Нобелевской премии по литературе. Инициатором выступил Всемирный конгресс русскоязычных евреев. Автор "Бабьего яра" может стать лауреатом одной из самых престижных международных премий наряду с Пастернаком, Буниным, Солженицыным, Бродским или Шолоховым. Решение о выдвижении поэта Евгения Евтушенко, находящегося сейчас в Израиле, на соискание Нобелевской премии по литературе 2008 года было принято в израильском парламенте, на заседании комиссии по вопросам алии, абсорбции и диаспоры. На встречу с поэтом пришли практически все русскоязычные депутаты Кнессета. "Возможно, это прозвучит несколько пафосно, но, для меня Евгений Евтушенко не просто выдающийся поэт, прозаик, киносценарист, режиссер, актер, фотохудожник, общественный деятель, - отметил депутат Кнессета Михаил Нудельман. - Для меня он своеобразный духовный камертон того времени, той эпохи, в которой мы родились, выросли и состоялись. Я умышленно не говорю о нем русский или советский поэт. Его творчество вне границ. Евгения Евтушенко по праву можно назвать гражданином мира, поскольку он пишет о самых болевых точках всего мира, а не только России. И не случайно его стихи переведены на 72 языка". Профессор Нудельман выразил надежду, что одна из общественных организаций Израиля выдвинет поэта на соискание Нобелевской премии: "Дело чести еврейских общественных организаций мира добиться именно такой оценки его вклада в сокровищницу мировой литературы". На предложение откликнулся Всемирный конгресс русскоязычных евреев, сообщает Jewish.ru. "Наш конгресс объединяет в своих рядах евреев, проживающих в 27 странах мира, - рассказал председатель израильского отделения организации Юлий Кошаровский, обращаясь к Евтушенко. - Ваше творчество согревает наши сердца. Учитывая ваши огромные заслуги перед мировой литературой, художественное совершенство, а также мужественную позицию, которую вы демонстрируете на протяжении полувека, мы приняли решение выдвинуть вас на соискание Нобелевской премии по литературе 2008 года". Спикер Кнессета Далия Ицик, в свою очередь, назвала эту инициативу очень важной и своевременной. Нобелевские премии - одни из наиболее престижных международных премий. Они присуждаются ежегодно за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества. Согласно завещанию Альфреда Нобеля, премии вручаются по пяти направлениям: физиология и медицина, литература, физика, химия и содействие установлению мира во всем мире. С 1969 года по инициативе Шведского банка присуждаются также премии по экономике. Сумма Нобелевской премии в каждой номинации составляет 10 млн шведских крон (1,43 млн долл.). Россияне чаще всего становились обладателями Нобелевской премии за достижения в области физики (И.Тамм, П.Черенков, И.Франк, Л.Ландау, Н.Басов, А.Прохоров, П.Капица, Ж.Алферов, А.Абрикосов, В.Гинзбург) и литературы (И.Бунин, Б.Пастернак, М.Шолохов, А.Солженицын, И.Бродский). Нобелевскими лауреатами по химии был Н.Семенов, по физиологии и медицине - И.Павлов, И.Мечников, по экономике - Л.Канторович. Нобелевской премии мира были удостоены А.Сахаров и М.Горбачев. Напомним, лауреатом Нобелевской премии по литературе за 2007 год стала британская 88-летняя писательница Дорис Лессинг. Евгений Евтушенко начал печататься в 1949 году. В 1952 году вышел его первый сборник стихов "Разведчики грядущего". В 1962 году участвовал в составе советской делегации в 7 Всемирном фестивале молодежи в Хельсинки. Сенсацией стали его стихотворения "Наследники Сталина" и "Бабий яр". В числе наиболее известных также поэмы "Братская ГЭС" (1965 год), "Под кожей статуи Свободы" (1970), сборники стихов "Шоссе энтузиастов" (1956), "Интимная лирика" (1973), романы "Ягодные места" (1981) и "Не умирай прежде смерти" (1994). Евтушенко поставил два фильма по собственным сценариям: "Детский сад" в 1984 году и "Похороны Сталина" в 1991 году. На стихи поэта Дмитрий Шостакович написал "13-я симфонию" ("Бабий Яр"), а также вокально-симфоническую поэму "Казнь Степана Разина".

gastroguru © 2017