Каковы свойства ощущений? Повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних факторов Повышение чувствительности анализаторов в связи

Ощущениям присущи определенные свойства : адаптация, контраст, пороги ощущений, сенсибилизация, последовательные образы. Если длительно всматриваться в какой-нибудь предмет, находящийся вдали, его очертания расплываются.

1 . Адаптация . Представляет собой повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Адаптация может проявляться и как полное исчезновение ощущения в результате продолжительного воздействия раздражителя, и как понижение или повышение чувствительности под влиянием воздействия раздражителя.

2 . Контраст , Это явление состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.

3 . Пороги ощущений . Для того чтобы появилась чувствительность к раздражителю, необходимо, чтобы он достиг определенной интенсивности. Нижний порог ощущения - та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Верхний порог ощущения -- та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться. Человек слышит, например, 20 000 колебаний в 1 сек. Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощущений меняется с возрастом. Так, у стариков абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет около 15 000 колебаний в 1 сек. На величину абсолютного порога может влиять характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила и длительность раздражения и др.

Разностный порог ощущения (порог различения) представляет собой ту минимальную разницу в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Для того чтобы эту разницу уловить, необходимо, чтобы она достигла определенной величины. Например, звуки в 400-402 колебания в 1 сек. воспринимаются как звуки одинаковой высоты; 2 груза весом 500 и 510 г кажутся одинаково тяжелыми. Чем меньше величина разностного порога, тем выше дифференцировочная способность данного анализатора различать раздражения.

4. Сенсибилизация. Представляет собой повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного

мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. Чувствительность анализатора может быть повышена с помощью фармакологических средств, а также при деятельности других анализаторов (например, ощущения ритма способствуют усилению мышечно-двигательной чувствительности). Она может развиваться и с помощью упражнений (например, у музыкантов развивается высокая слуховая чувствительность, у специалистов по дегустации - обонятельные и вкусовые ощущения).

5 . Последовательные образы . Выражаются в продолжении ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. При ощущении рецептор того или иного органа чувств некоторое время находится в состоянии возбуждения. После прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе пропадает не сразу. Например, после выхода из вагона метро нам несколько секунд кажется, что мы еще движемся в поезде.


Обратно в раздел
  • Адаптация - процесс изменения знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды.
  • Адаптацией называется понижение или повышение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Благодаря адаптации ощущения, бывшие резкими и сильными при первоначальном раздражении рецептора, затем при непрерывном действии того же раздражения ослабевают и могут даже совсем исчезнуть. Примером может служить адаптация к длительно действующим запахам. В других случаях адаптация выражается, наоборот, в повышении чувствительности. Например, при переходе от света к темноте мы не различаем находящихся вокруг нас предметов. Однако по прошествии некоторого времени это ощущение оказывается возможным.

    Сенсибилизацией называется повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под воздействием определенных раздражителей. Например, прием кофеина или каких-либо других возбуждающих средств усиливает нервную деятельность коры, в связи с чем повышается и чувствительность анализаторов: слуховые, зрительные, тактильные и другие ощущения начинают протекать более ясно, чем в обычных условиях.

    Чувствительность одних анализаторов может повышаться под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. Например, при раздражении глаза светом оптимальной интенсивности, при которой зрительная функция осуществляется легко и быстро, одновременно повышается и чувствительность к звукам; острота зрения и цветовая чувствительность увеличиваются при одновременном длительном воздействии звуков средней степени, ощущения холода повышают слуховую и зрительную чувствительность; наоборот, жаркая температура и душная атмосфера приводят к их снижению (С. В. Кравков). Ритмические слуховые ощущения содействуют усилению мышечно-двигательной чувствительности: мы лучше ощущаем и выполняем наши движения, если физичес-ские упражнения сопровождаются музыкой.

    Физиологической основой сенсибилизации ощущений являются процессы взаимосвязи анализаторов. Корковые части одних анализаторов не изолированы от других, они принимают участие в общей деятельности мозга. В связи с этим движение нервных процессов в центральных отделах одних анализаторов по законам иррадиации и взаимной индукции находит свое отражение в деятельности других анализаторов.



    Эта взаимосвязь усиливается, когда функции разных анализаторов участвуют в какой-нибудь общей деятельности. Например, мышечно-двигательный и слуховой анализаторы могут быть органически связаны с выполнением движений (характер звука соответствует характеру движений), и тогда один из них усиливает чувствительность другого.

    Чувствительность анализаторов иногда повышается также и вследствие того, что на них долгое время не воздействовали соответствующие раздражители. Например, чувствительность глаза к свету после 30-40 минутного пребывания в темноте может увеличиваться в 20 000 раз.

    13. Взаимодействие ощущений и синестезия

    Отдельные органы чувств, которые мы только что описали, не всегда работают изолированно. Они могут взаимодействовать друг с другом, причем это взаимодействие может принимать две формы.

    С одной стороны, отдельные ощущения могут влиять друг на друга, причем работа одного органа чувств может стимулировать или угнетать работу другого органа чувств. С другой стороны, существуют более глубокие формы взаимодействия, при которых органы чувств работают вместе, обусловливая новый, материнский вид чувствительности, который в психологии получил названиесинестезии.



    Остановимся отдельно на каждой из этих форм взаимодействия. Исследования, проведенные психологами (в частности, советским психологом С. В. Кравковым), показали, что работа одного органа чувств не остается без влияния на протекание работы других органов чувств.

    Так, оказалось, что звуковое раздражение (например свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Таким же образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Подобное влияние одних ощущений на другие ощущения, по-видимому, происходит на уровне верхних отделов ствола и зрительного бугра, где волокна, проводящие возбуждения от различных органов чувств, сближаются и передача возбуждений с одной системы на другую может осуществляться особенно успешно. Явления взаимной стимуляции и взаимного торможения работы органов чувств представляют большой практический интерес в ситуациях, где возникает необходимость искусственно стимулировать или подавлять их чувствительность (например в условиях полета в сумерках при отсутствии автоматического управления).

    Другой формой взаимодействия органов чувств является их совместная работа, при которой качества ощущений одного вида (например слуховых) переносятся на другой вид ощущений (например зрительных). Это явление переноса качеств одной модальности на другую называется синестезией.

    Психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который включается у многих людей и особенно отчетливо проявляется у некоторых музыкантов (например у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные». То же самое относится и к запахам: известно, что одни запахи оцениваются как «светлые», а другие как «темные».

    Эти факты не являются случайными или субъективными, их закономерность была показана немецким психологом Хорнбостелем, который предъявлял испытуемым ряд запахов и предлагал соотнести их с серией тонов и с серией световых оттенков. Результаты проявили большое постоянство, и, что самое интересное, запахи веществ, молекулы которых включали большее число атомов углерода, соотносились с более темными оттенками, а запахи веществ, молекулы которых включали мало атомов углерода, – со светлыми оттенками. Это показывает, что в основе синестезии лежат объективные (еще недостаточно изученные) свойства воздействующих на человека агентов.

    Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей. Оно особенно отчетливо проявляется у людей с повышенной возбудимостью подкорковых образований. Известно, что оно преобладает при истерии, может заметно повышаться в период беременности и может быть искусственно вызвано с помощью применения ряда фармакологических веществ (например мескалина).

    В некоторых случаях явления синестезии проявляются с исключительной отчетливостью. Один из субъектов с исключительной выраженностью синестезии – известный мнемонист Ш. был подробно изучен советской психологией. Этот человек воспринимал вес голоса как окрашенные и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека «желтый и рассыпчатый». Тоны, которые он слышал, вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до темно-серебряного или фиолетового). Воспринимаемые цвета ощущались им как «звонкие» или «глухие», «соленые» или хрустящие». Подобные явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции «окрашивать» числа, дни недели, названия месяцев в разные цвета.

    Явление синестезии представляет большой интерес для психопатологии, где его оценка может приобретать диагностическое значение.

    Описанные формы взаимодействия ощущений являются наиболее элементарными и, по-видимому, протекают преимущественно на уровне верхнего ствола и подкорковых образований. Существуют, однако, и более сложные формы взаимодействия органов чувств или, как их называл И. П. Павлов, анализаторов. Известно, что мы почти никогда не воспринимаем осязательные, зрительные и слуховые раздражения изолированно: воспринимая предметы внешнего мира, мы видим их глазом, ощущаем прикосновением, иногда воспринимаем их запах, звучание и т. д. Естественно, что это требует взаимодействия органов чувств (или анализаторов) и обеспечивается их синтетической работой. Эта синтетическая работа органов чувств протекает при ближайшем участии коры головного мозга и прежде всего тех «третичных» зон («зон перекрытия»), в которых представлены нейроны, относящиеся к разным модальностям. Эти «зоны перекрытия» (о них мы говорили выше) и обеспечивают наиболее сложные формы совместной работы анализаторов, лежащие в основе предметного восприятия. К психологическому анализу основных форм их работы мы еще обратимся ниже.

    Ощущение – это психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

    Органы чувств представляют собой те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).

    Ощущения характеризуются: качеством – отличием одного вида ощущений от другого; интенсивностью – силой воздействия на органы чувств человека; длительностью – временем, в течение которого ощущение продолжается; чувственным тоном – чувством приятного или неприятного, которое присуще данному ощущению.

    Ощущениям присущи определенные свойства : адаптация, контраст, пороги ощущений, сенсибилизация, последовательные образы.

    1. Адаптация. Представляет собой повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.

    2. Контраст. Явление контраста состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.

    3. Пороги ощущений. Для того чтобы появилась чувствительность к раздражителю, необходимо, чтобы он достиг определенной интенсивности. Нижний порог ощущения – та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Верхний порог ощущения – та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться.

    4. Сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. Чувствительность анализатора может быть повышена с помощью фармакологических средств, а также при деятельности других анализаторов

    5. Последовательные образы. Выражаются в продолжении ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. При ощущении рецептор того или иного органа чувств некоторое время находится в состоянии возбуждения. После прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе пропадает не сразу.

    Любое ощущение вызывается тем или иным раздражителем, который может быть действующим извне – цвет, звук, запах, вкус; действующим изнутри – голод, жажда, тошнота, удушье; действующим одновременно извне и изнутри – боль.

    По характеру действия раздражителя на рецепторы ощущения подразделяются на три группы: экстерорецептивные, интерорецептивные и проприорецептивные.

    1. Экстерорецептивные ощущения. Отражают свойства предметов и явлений внешней среды. К ним относят зрительные, слуховые, вкусовые, температурные и тактильные ощущения.

    2. Интерорецептивные ощущения. Отражают состояние внутренних органов. К ним относят ощущение боли, равновесия, ускорения и др.

    3. Проприоцептивные (мышечно-двигательные) ощущения. Это ощущения, отражающие движение нашего тела. С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию: о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т. п.

    Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к действующим раздражителям называется адаптацией .

    Разные анализаторы имеют различную скорость и различный диапазон адаптации. К одним раздражителям адаптация происходит быстрее, к другим – медленнее. Более быстро адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы. Полная адаптация к запаху йода наступает через 1 мин. Через 3 с ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя (поиск очков, сдвинутых на лоб, – один из примеров тактильной адаптации). Еще медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы. Для полной адаптации к темноте необходимо 45 мин. После этого периода зрительная чувствительность увеличивается в 200 000 раз.

    Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных раздражителей.

    Чувствительность зависит не только от воздействия внешних раздражителей, но и от внутренних состояний.

    Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних факторов называется сенсибилизацией . Так, например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой.

    Сенсибилизация (обострение чувствительности) может быть вызвана не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, введением в организм тех или иных веществ. Чувствительность повышается, если человек ожидает воздействия того или иного слабого раздражителя, когда перед ним выдвигается специальная задача различения раздражителей. Чувствительность отдельного человека совершенствуется в результате упражнения. Так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт.

    У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов.

    Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях – к ее понижению, т. е. к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в «громких цехах» понижает зрительную чувствительность.

    Одним из проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощущений. Контраст ощущений – это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности. Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на черном – светлой.

    Иногда ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения. Например, звуки могут вызвать цветовые ощущения, желтый цвет – ощущение кислого. Это явление называется синестезией.

    Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 70 | Нарушение авторского права страницы

    studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2018 год.(0.001 с)…

    Ощущения и восприятия, являющиеся чувственными образами, составляют начальный, исходный момент в процессе познания человеком мира. Ощущения и восприятия называют чувственными образами, потому что они возникают лишь при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Первичным звеном познания являются именно ощущения.

    Ощущения имеют огромное значение в жизнедеятельности человека, так как, во-первых, они обеспечивают связь с внешним миром, являются постоянным источником знаний об окружающей среде. Во-вторых, ощущения связаны с внутренней средой организма, благодаря интерорецепции обеспечивается поддержание нормального состояния организма. И, наконец, ощущения связаны с потребностями организма и благодаря этому выполняют регулирующую функцию. Показано, например, что уровень чувствительности (вкусовой и обонятельной) существенно изменяется в зависимости от уровня пищевой потребности и регулирует пищевое поведение человека и животных. Ограничение притока сенсорных стимулов вызывает состояние сенсорной депривации. Сенсорная депривация, которую испытывают младенцы, помещенные в дома ребенка, или долгое время находящиеся в больнице, где приток сенсорных стимулов, их разнообразие существенно снижены, ведет к развитию «синдрома госпитализма», который проявляется в задержке психического развития ребенка, нарушении его эмоционального развития и снижении темпов интеллектуального развития. В то же время, ранняя сенсорная стимуляция оптимизирует и ускоряет психическое развитие. Влияние сенсорной депривации на взрослых людей было изучено и описано в связи с подготовкой космических полетов. Так, Кузнецов и Лебедев приводят данные о том, что в условиях длительной сенсорной изоляции (например, в барокамерах) у кандидатов в космонавты возникали обманы чувств, эмоциональные нарушения, изменения сознания и другие эффекты. Таким образом, адекватная ориентация человека в окружающей среде и в самом себе требует определенного набора ощущений.

    Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений внешнего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Физиологическим механизмом ощущений является механизм анализатора, при этом большое значение имеет обратная связь. Для того, чтобы охарактеризовать любое ощущение, необходимо выделить его основные свойства. К ним относятся: модальность и качество, интенсивность, временная и пространственная характеристики. Охарактеризуем кратко выделенные свойства.

    Модальность - основная особенность данного вида ощущений, отличающая его от других видов. В процессе эволюции у человека сформировались основные одиннадцать видов ощущений, обеспечивающих целостное отражение мира и оптимальную адаптацию - это зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, температурные, двигательные, или кинестетические, вестибулярные, или равновесия, вибрационные, болевые, органические, или интероцептивные. В каждой модальности отражаются разнообразные качества, так, например, в зрительной представлены такие качества, как яркость, контраст и др., в слуховой - высота, тембр, громкость звука.

    Соотношение модальности и качества ощущений (Блум, Лейзерсон, Хофстедтер)

    Модальность

    Чувствительный орган

    Качество

    Рецепторы

    Сетчатка

    Яркость, контрастность, движение, размеры, цвет

    Палочки и колбочки

    Высота, тембр, громкость

    Волосковые клетки

    Равновесие

    Вестибулярный орган

    Сила тяжести

    Вращение

    Макулярные клетки

    Вестибулярные клетки

    Осязание

    Давление

    Вибрация

    Окончания Руффини

    Диски Меркеля

    Тельца Пачини

    Сладкий и кислый вкус

    Горький и соленый вкус

    Вкусовые сосочки на кончике языка

    Вкусовые сосочки у основания языка

    Обоняние

    Обонятельные нервы

    Цветочный запах

    Фруктовый запах

    Мускусный запах

    Пикантный запах

    Обонятельные рецепторы

    Интенсивность ощущений зависит от силы действующего раздражителя, от функционального состояния анализатора, а также от индивидуальных особенностей человека.

    Основной характеристикой анализатора является его чувствительность. Она определяется двумя величинами. Первая из них - это тот отрезок континуума стимулов, воздействие которых вызывает ощущение данной модальности. Для того, чтобы возникло ощущение, интенсивность раздражителя должна достигнуть определенной величины. В дальнейшем, с увеличением интенсивности раздражителя, наступает момент, когда анализатор перестает работать адекватно. Всякое воздействие, превышающее определенный предел, вызывает болевое ощущение и нарушает деятельность анализатора. Интервал от минимальной до максимальной адекватно ощущаемой величины определяет диапазон чувствительности анализатора.

    Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. По нижнему порогу судят об абсолютной чувствительности анализатора. Она выражается величиной, обратно пропорциональной порогу.

    Нижний абсолютный порог определяет разрешающую способность органов чувств, у человека она относительно велика. Для глаза достаточно 2-8 квантов лучистой энергии, чтобы вызвать зрительное ощущение, а если чуть-чуть снизить слуховой порог, то человек смог бы услышать шорох, совершаемый молекулами при Броуновском движении.

    Другой величиной, характеризующей чувствительность анализаторов, является дифференциальный порог, или порог различения. Он определяется минимальным различием между двумя раздражителями, которое вызывает едва заметное различие в ощущениях. Величина, которую нужно прибавить к уже действующему стимулу, чтобы у субъекта возникло ощущение прироста интенсивности, зависит от его исходной величины. Вебер предложил закон, согласно которому отношение прибавки к величине исходного стимула константно.

    Однако в более поздних исследованиях было показано, что этот закон справедлив лишь по отношению к средней части всего континуума стимулов, вызывающих ощущения.

    По мере приближения к абсолютным порогам (как к верхнему, так и к нижнему) это отношение меняется. На основании большого экспериментального материала, полученного в современной психофизике при изучении ощущений громкости, яркости, вибрации, тепла и холода Дж. К. Стивенс и С. С. Стивенс предложили новую формулу психофизического закона, согласно которой:

    F = K (Θ - Θ0)n,

    где F - субъективная величина ощущения;

    Θ - интенсивность стимула;

    Θ0 - абсолютный порог, действующий в данных условиях;

    K - константа;

    n - показатель степени.

    Эта формула позволяет учитывать значение абсолютного порога чувствительности в данных условиях. Поскольку известно, что значение абсолютного порога изменяется в зависимости от многих факторов (адаптации, маскировки и др.), данная формула позволяет учитывать не только величину раздражителя, но и функциональное состояние анализатора. Известно, что этот психофизический закон, действительный для всех анализаторов, не действует в области боли. Здесь существует почти прямая зависимость между интенсивностями ощущения и силой раздражения в диапазоне до порога выносливости.

    Классическая психофизика XIX в. связывала представление о порогах чувствительности органов чувств только с интенсивностью раздражителей. Позднее возникли понятия пространственного и временного порогов. Временной порог измеряется длительностью воздействия, необходимой для того, чтобы возникло ощущение. Пространственный порог определяется по минимальным размерам едва ощущаемого раздражителя, его расстоянию от рецептора, положению в сенсорном поле и той площадью, на которую воздействует раздражитель. Наиболее элементарным примером пространственного порога является острота зрения. Она определяется тем минимальным расстоянием между двумя точками, при котором возможно минимальное ощущение их раздельности. Обычно за нормальную остроту зрения принимается такая, порог которой равен 1 угл. мин.

    Длительность ощущения определяется временем действия раздражителя и его интенсивностью. Ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, после начала действия раздражителя. Период от начала действия раздражителя до появления ощущения называется латентным периодом.

    Латентный период простой сенсомоторной реакции (по Ломову)

    * Примечание: указаны наименьшие и наибольшие значения средних величин, полученных разными авторами.

    Как видно из таблицы, латентные периоды более молодых и социализированных видов чувствительности менее вариативны, древних видов чувствительности (обонятельной, температурной, вкусовой, болевой) - более вариативных, что свидетельствует об их большей индивидуальной изменчивости.

    Под влиянием увеличения интенсивности раздражителя латентный период возникновения ощущения и ответной двигательной реакции уменьшается.

    Длительность ощущения определяется также эффектом последействия, который заключается в том, что ощущение не прекращается в момент окончания действия раздражителя, а продолжается еще некоторое время, что проявляется в возникновении последовательного образа.

    Длительность инерции ощущения варьирует от 0,05 до 1 сек.

    Пространственная характеристика ощущений дает человеку сведения о локализации раздражителя в пространстве, если речь идет о дистантных рецепторах (зрительный, слуховой и др.), или соотносит ощущение с той частью тела, на которую воздействует раздражитель, в случае контактных рецепторов (тактильный).

    Как показывают исследования, эти характеристики не являются неизменными. Под влиянием ряда факторов чувствительность изменяется.

    Одним из феноменов изменения чувствительности является адаптация.

    Адаптацией органов чувств называется изменение чувствительности анализатора под влиянием действующего раздражителя. Адаптация может сопровождаться повышением чувствительности или ее понижением вплоть до полного исчезновения. Наиболее значительна величина адаптации в зрительном анализаторе.

    Изменение чувствительности анализаторов под воздействием разных факторов

    Чувствительность глаза может измениться примерно в 210 раз. Время темновой адаптации составляет примерно 30-40 мин, время адаптации к свету около 10 мин. Разные анализаторы имеют неодинаковую способность к адаптации. Наиболее быстро адаптация происходит в тактильном, обонятельном анализаторах. Наиболее медленно - в зрительном. Практически не возникает адаптации человека к болевому ощущению, что имеет важное биологическое значение, так как болевое ощущение является сигналом неблагополучия в организме. Если бы была возможна адаптация к боли, то некоторые пациенты надолго задерживали бы, например визит к стоматологу. Известно, что условия деятельности, связанные с постоянной переадаптацией анализаторов, вызывают быстрое утомление. (Например, работа за монитором компьютера с постоянно меняющейся освещенностью экрана).

    Общее представление о сенсорных процессах. Классификация видов ощущений и их характеристика. Проблема измерения ощущений.
    Сенсорные процессы - это процессы, связанные с формированием и изменением ощущений человека; процессы, связанные с работой органов чувств человека в результате которой появляются ощущения.
    Ощущение - отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.
    Ощущение - это не только компонент чувственного образа, но так же деятельность или компонент ее. Чувствительность формируется в действии, которое она афферентирует и регулирует, и ее развитие - дифференцированность, тонкость и точность ощущений -существенно зависит от действия. У человека развитие все более тонких ощущений неразрывно связано с развитием общественной практики: порождая новые предметы с новыми качествами, она порождает и новые ощущения. Ощущения с физиологической точки зрения представляют деятельность: рецепторов, воспринимающих раздражения; проводящих центростремительных нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий; центральных корковых отделов анализаторов, где происходит обработка нервных сигналов, поступающих от рецепторов.
    Постоянная ориентировка человека в окружающей среде осуществляется по физиологическому механизму "рефлекторного кольца", обеспечивающего постоянную обратную связь человека с окружающим его миром. Ощущение возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, отражая тем самым объективную связь биотическими и абиотическими факторами среды. В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью, всем процессом исторического развития общества.
    Наличие зависимости ощущений от внешних раздражителей заставляет поставить вопрос о характере этой зависимости. Исследования установили, что не каждый раздражитель вызывает ощущение. Нужна минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение. Эта минимальная интенсивность называется нижним абсолютным порогом.
    Наряду с нижним существует верхний абсолютный порог, т.е. максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества.
    Выделяют еще и разностный порог ощущения - это та минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Э. Вебер установил, что требуется определенное соотношение между интенсивностями двух раздражителей для того, чтобы они дали различные ощущения. Это соотношение выражено в установленном им законе: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной. Дальнейшие исследования показали, что этот закон действителен лишь для раздражителей средней величины: при приближении к абсолютным порогам эта величина перестает быть постоянной.
    Пороги чувствительности сдвигаются в зависимости от отношения человека к той задаче, которую он решает, дифференцируя те или иные чувственные данные. Один и тот же физический раздражитель одной и той же интенсивности может оказаться и ниже, и выше порога чувствительности в зависимости от того, какое значение он приобретает для человека.
    Характеристика чувствительности не исчерпывается психофизическими закономерностями. Для чувствительности органа имеет значение и физиологическое его состояние. Значение физиологических моментов сказывается, прежде всего, в явлениях адаптации, в приспособлении органа к длительно воздействующему раздражителю.
    А.В. Петровский выделяется три разновидности явления адаптации.
    1.Адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя.
    2.Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя.
    3.Адаптацией также называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации определяется как позитивная адаптация. В зрительном анализаторе темновая адаптация глаза, когда увеличивается его чувствительность под влиянием темноты, - это позитивная адаптация. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине. С адаптацией тесно связано явление контраста, которое сказывается в изменении чувствительности под влиянием предшествующего раздражения (обострение ощущения холодного после горячего).
    Еще одно свойство ощущений - сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов (например, усиление ритма способствует усилению мышечно-двигательной чувствительности).
    Многие перцептивные задачи требуют совместной работы нескольких перцептивных систем, поэтому возможны интермодальные или переходные формы чувствительности, занимающее промежуточное положение между традиционными модальностями. Типичным интермодальным ощущением является ощущение вибрации. Другим примером служит "шестое чувство" слепых. Известно, что слепые от рождения или с детства способны на расстоянии обнаруживать препятствия и успешно их обходить. Развитие интермодальных ощущений, позволяющих компенсировать те или иные сенсорные недостатки, подчеркивает значение, которое имеет для развития перцептивных систем наличие конкретной перцептивной задачи.
    Рассмотрим классификации ощущений. Первая и самая простая классификация различает ощущения по модальности:
    1 .зрительные; 2.слуховые; 3. вкусовые; 4.обонятельные; 5.осязательные.
    Следующая классификация: по характеру энергии:1.фотоперцепция; 2.хемоперцепция; 3.механоперцепция.
    А.Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам -систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения - с другой).
    Систематическая классификация ощущений. Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа: 1.интероцептивные (объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма);
    2.проприооцептивные (обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений);
    З.экстероцептивные ощущения (обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения):
    a)контактная перцепция - воспринимаемый объект локализуется на поверхности тела;
    b)дистантная перцепция - переживание отсутствия физического контакта с воспринимаемым объектом.
    Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности:
    а) протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод, жажда и пр.); б) эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные органы чувств человека. Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью. Каждое ощущение включает в себя полярность, двусторонность. Оно, с одной стороны, отражает какую-то сторону действительности, действующей на рецептор в качестве раздражителя, с другой - в нем в какой-то мере отражается состояние организма. С этим связано наличие в чувствительности, с одной стороны, аффективных, с другой - перцептивных, созерцательных моментов. Обе эти стороны представлены в ощущениях в единстве.
    Рассмотрим вопрос об измерении ощущений. Вебер вывел закон, согласно которому отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной. Фехнер говорил о том, что психологические величины нельзя измерить непосредственно, можно измерить только пороги. Ощущение есть функция от энергии воздействия. По Фехнеру, единицей измерения психологических величин может служить едва заметное различие. Таким образом, можно по интенсивности стимула рассчитать интенсивность ощущения. Фехнер вывел закон, который в последствии был назван основным психофизическим законом, согласно которому изменение силы ощущения пропорционально десятичному логарифму изменения силы воздействия. Ощущения растут в арифметической прогрессии, когда раздражители растут в геометрической прогрессии. Взгляд Фехнера называется объективная психофизика.
    Далее Стивенс пересмотрел закон Фехнера. Он вывел два постулата: любой человек может сравнивать свои ощущения по интенсивности и все, что можно назвать прилагательным в сравнительной степени, можно измерить. Стивенс пришел к выводу, что основной психофизический закон выражается не логарифмической, а степенной кривой. Эта закономерность получила название закона Стивенса.
    Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Качество - это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Длительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время - так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. И, наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый пространственными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.

    gastroguru © 2017