Выбор читателей
Популярные статьи
приложение №3
Урок общего разбора темы с использованием опорных схем
«Иррациональные неравенства»
Перед началом урока учащиеся рассаживаются в соответствии с тремя уровнями подготовки на определённые ряды. Отметим, что навыки по рассматриваемой теме не относятся к обязательным требованиям к подготовке учащихся, поэтому, у меня её изучают только более подготовленные учащиеся (1 и 2 группа).
Цель урока. Разобрать способы решения иррациональных неравенств среднего и повышенного уровня сложности, разработать опорные схемы.
1 этап урока - организационный (1мин.)
Учитель сообщает учащимся тему урока, цель и поясняет назначение раздаточного материала, который находится на партах.
2 этап урока (5мин.)
Устная работа на повторение по решению простейших задач по теме «Степень с рациональным показателем»
Учитель предлагает учащимся по очереди отвечать на вопросы, комментируя свой ответ с ссылкой на соответствующий теоретический факт.
Повторение рекомендуется проводить на каждом уроке в 10-11-х классах. Учащимся раздаются листы с заданиями для устной работы, составленные на основе краевых диагностических контрольных работ следующего содержания.
Степень с рациональным показателем
Упростить: 1) 12m 4 /3m 8
2) 6с 3/7 + 4 (с 1/7 ) 3
3) (32х 2 ) 1/5 · х 3/5
4) 2 4,6а · 2 -1,6а
5) 2х 0,2 · х -1,2
6) 4х 3/5 · х 1/10
7) (25х 4 ) 0,5
8) 2х 4/5 · 3х 1/5
9) (3х 2/5 ) 2 + 2х 4/5
10) 3х 1/2 · х 3/2
Вычислить: 11) 4 3,2m · 4 -1,2m , при m =1/4
12) 6 -5,6а · 6 3,6а , при а = 1/2
13) 5 · 27 2/3 - 16 1/4
14) 3 4,4с · 3 -6,4с , при с =1/2
15) 3х 2/5 · х 3/5 , при х = 2
3 этап урока - изучение новой темы (20мин.), лекция
Учитель предлагает 3 группе учащихся приступить к работе над повторением с карточками - консультантами по теме «Простейшие тригонометрические уравнения» (т.к. изучаемый материал повышенного уровня сложности и к обязательному не относится). Учащиеся 3 группы - это, как правила учащиеся со слабой математической подготовкой, педагогически запущенные школьники. После выполнения задания происходит обмен карточками внутри группы. Более подготовленные учащиеся приступают к разбору новой темы.
Перед разбором способов решений иррациональных неравенств учащимся необходимо напомнить основные теоретические факты, на основе которых будут строится опорные схемы для равносильных переходов. В зависимости от уровня подготовки учащихся это могут быть либо устные ответы на вопросы учителя, либо совместная работа учителя и учащихся, но в любом случае на уроке должно прозвучать следующее.
Определение 1. Неравенства, имеющие одно и то же множество решений, называют равносильными.
При решении неравенств обычно данное неравенство преобразуется в ему равносильное.
Например, неравенство (х - 3)/(х 2 + 1) равносильны, т.к. имеют одно и то же множество решений: х . Неравенства 2х/(х - 1) > 1 и 2х > х - 1 не равносильны, т.к. решениями первого являются решения х 1, а решениями второго - числа х > -1.
Определение 2. Область определения неравенства - это множество таких значений х, при которых имеют смысл обе части неравенства.
Мотивация. Неравенства сами по себе представляют интерес для изучения, т.к. именно с их помощью на символическом языке записываются важнейшие задачи познания реальной действительности. Часто неравенство служит важным вспомогательным средством, позволяющим доказать или опровергнуть существование каких-либо объектов, оценить их количество провести классификацию. Поэтому, с неравенствами приходится сталкиваться не менее часто, чем с уравнениями.
Определение. Неравенство, содержащие переменную под знаком корня, называется иррациональным.
Пример 1. √(5 - х)
Какова область определения неравенства?
При каком условии при возведении в квадрат обеих частей получится равносильное неравенство?
5 - х ≥ 0
√(5 - х) 5 - х -11
Пример 2. √10 + х - х 2 ≥ 2 10 + х - х 2 ≥ 0 10 + х - х 2 ≥ 4
10 + х - х 2 ≥ 4
т.к. каждое решение второго неравенства системы является решением первого неравенства.
Пример 3. Решить неравенства
А) √3х - 4
Б) √2х 2 + 5х - 3 ≤ 0 2х 2 + 5х - 3 = 0
Разберём три типичных примера, из которых будет видно, как при решении неравенств делать равносильные переходы, когда напрашивающееся преобразование равносильным не является.
Пример 1. √1 - 4х
Хотелось бы, конечно, возвести обе части в квадрат, чтобы получить квадратное неравенство. При этом мы можем получить не равносильное неравенство. Если рассматривать только те х для которых обе части не отрицательны (левая неотрицательно заведомо), то возведение в квадрат будет всё таки возможным. Но что же делать с теми х, для которых правая часть отрицательна? А ничего не делать, поскольку ни одно их этих х решением неравенства не будет: ведь для всякого решения неравенства правая часть больше левой, являющейся неотрицательным числом, и, стало быть, сама не отрицательна. Итак, следствием нашего неравенства будет такая система
1 - 4х 2
Х + 11 ≥ 0.
Тем не менее, эта система не обязана быть равносильной исходному неравенству. Областью определения полученной системы является вся числовая прямая, в то время как исходное неравенство определено лишь для тех х, для которых 1 - 4х ≥ 0. Значит если мы хотим, чтобы наша система была равносильна неравенству надо приписать это условие:
1 - 4х 2
Х + 11 ≥ 0
1 - 4х ≥ 0
Ответ: (- 6; ¼]
Предлагается сильному ученику провести рассуждение в общем виде, получится вот, что
√f(х) f(х) 2
G(х) ≥ 0
F(х) ≥ 0.
Если бы в исходном неравенстве стоял знак ≤ вместо 2 .
Пример 2. √х > х - 2
Здесь опять можно возвести в квадрат для тех х, для которых выполнено условие х - 2 ≥ 0. Однако теперь уже нельзя отбросить те х, для которых правая часть отрицательна: ведь в этом случае правая часть будет меньше заведомо не отрицательной левой, так что все такие х будут решениями неравенств. Впрочем, не все, а те которые входят в область определения неравенства, т.е. для которых х ≥ 0. Какие случаи следует рассмотреть?
1 случай: если х - 2 ≥ 0, то из нашего неравенства следует система
х > (х - 2) 2
Х - 2 ≥ 0
2 случай: если х - 2
х ≥ 0
Х - 2
При разборе случаев возникает составное условие под названием «совокупность». Получим равносильную неравенству совокупность двух систем
х > (х - 2) 2
Х - 2 ≥ 0
Х ≥ 0
Х - 2
Сильному учащемуся предлагается провести рассуждение в общем, виде, то получится вот, что:
√f(х) > g(х) f(х) > (g(х)) 2
G(х) ≥ 0
F(х) ≥ 0
G(х)
Если бы в исходном неравенстве стоял знак ≥ вместо >, то в качестве первого неравенства этой системы надо было взять f(х) ≥ (g(х)) 2 .
Пример 3. √х 2 - 1 > √х + 5.
Вопросы:
Какие значения принимают выражения стоящие в левой и правой части?
Можно ли возвести в квадрат?
Какова область определения неравенств?
Получим х 2 - 1 > х + 5
Х + 5 ≥ 0
Х 2 - 1 ≥ 0
Какое условие лишнее?
Таким образом, получим, что данное неравенство равносильно системе
Х 2 - 1 > х + 5
Х + 5 ≥ 0
Сильному учащемуся предлагается провести рассуждение в общем виде, то получится вот, что:
√f(х) > √g(х) f(х) > g(х)
G(х) ≥ 0.
Подумайте, что изменится, если вместо > в исходном неравенстве будет стоять знак ≥, ≤ или <.>
На доске вывешиваются 3 схемы решения иррациональных неравенства, ещё раз обсуждается принцип их построения.
4 этап - закрепление знаний (5мин.)
Учащимся 2 группы предлагается указать, какой системе или их совокупности равносильно неравенство № 167 (Алгебра и начала анализа 10-11 кл. М, Просвещение, 2005, Ш.А.Алимов)
Двум наиболее подготовленным учащимся из этой группы предлагается решить на доске неравенства: № 1. √х 2 - 1 >1
№ 2. √25 - х 2
Учащиеся 1 группы получают аналогичное задание, но более высокого уровня сложности № 170 (Алгебра и начала анализа 10-11 кл. М, Просвещение, 2005, Ш.А.Алимов)
одному наиболее подготовленному учащемуся из этой группы предлагается решить на доске неравенство: √4х - х 2
При этом всем учащимся разрешается пользоваться конспектом.
В это время учитель работает с учащимися 3 группы: отвечает на их вопросы при необходимости помогает; и контролирует решение задач на доске.
По истечению времени каждой группе выдаётся для проверки лист ответов (можно показать ответы на экране, используя мультимедийную систему).
5 этап урока - обсуждение решений задач, представленных на доске (7мин.)
Учащиеся, выполнявшие задачи у доски, комментируют свои решения, а остальные вносят при необходимости коррективы и выполняют записи в тетрадях.
6 этап урока - подведение итогов урока, комментарии по домашнему заданию (2мин.)
3 группа обмен карточками внутри группы.
2 группа № 168 (3, 4)
1 группа № 169 (5), № 170 (6)
Класс: 10
Цели урока.
Обучающий аспект.
1. Закрепить знания и умения решения неравенств.
2. Научиться решать иррациональные неравенства по составленному на уроке алгоритму.
Развивающий аспект.
1. Развивать грамотную математическую речь при ответе с места и у доски.
2. Развивать мышление посредством:
Анализа и синтеза при работе над выводом алгоритма
Постановки и решения проблемы (логические умозаключения при возникновении проблемной ситуации и ее разрешении)
3. Развивать умение проводить аналогии при решении иррациональных неравенств.
Воспитывающий аспект.
1. Воспитывать соблюдение норм поведения в коллективе, уважение к мнению окружающих при совместной деятельности в группах.
Тип урока. Урок изучения новых знаний.
Этапы урока.
Учащиеся знают и умеют: умеют решать иррациональные уравнения, рациональные неравенства.
Учащиеся не знают: способ решения иррациональных неравенств.
Этапы урока, образовательные задачи | Содержание учебного материала |
Подготовка к активной
учебно-познавательной деятельности.
Обеспечение мотивации познавательной деятельности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений. Создание условий для самостоятельной формулировки учащимися темы и целей урока. |
Выполните устно: 1. Найди ошибку: у(х)= 3. Решите неравенство у(х) , используя рисунок. 4. Решите уравнение: Повторение. Решите уравнение:(один учащийся у доски дает ответ с полным комментарием решения, все остальные решают в тетради) Решите устно неравенство Чем будем заниматься на уроке, дети должны сформулировать сами. Решение иррациональных неравенств. Неравенство под №5 решить устно сложно. Сегодня на уроке мы научимся решать иррациональные неравенства вида , создав при этом алгоритм их решения. Тема урока записывается в тетрадь “Решение иррациональных неравенств”. |
Усвоение нового
материала.
Организация деятельности учащихся по выводу алгоритма решения уравнений, приводимых к квадратным, путем введения вспомогательной переменной. Восприятие, осмысление, первичное запоминание изучаемого материала. |
Учащиеся делятся на две группы. Одна выводит алгоритм решения неравенства вида , а другая вида Представитель каждой группы обоснует свой вывод, остальные слушают, делают комментарии Используя выведенный алгоритм решения, учащимся предлагается решить следующие неравенства самостоятельно, разделившись на пары, с последующей проверкой. Решить неравенства: |
Первичная проверка
понимания.
Установление правильности и осознанности усвоения алгоритма |
Далее у доски с полным комментарием решают уравнения: |
Подведение итогов урока | Что нового узнали на урока? Повторить выведенные алгоритмы решений иррациональных неравенств |
В данном уроке мы рассмотрим решение иррациональных неравенств, приведем различные примеры.
Тема: Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств
Урок: Иррациональные неравенства
При решении иррациональных неравенств довольно часто необходимо возводить обе части неравенства в некоторую степень, это довольно ответственная операция. Напомним особенности.
Обе части неравенства можно возвести в квадрат, если обе они неотрицательны, только тогда мы получаем из верного неравенства верное неравенство.
Обе части неравенства можно возвести куб в любом случае, если исходное неравенство было верным, то при возведении в куб мы получим верное неравенство.
Рассмотрим неравенство вида:
Подкоренное выражение должно быть неотрицательным. Функция может принимать любые значения, необходимо рассмотреть два случая.
В первом случае обе части неравенства неотрицательны, имеем право возвести в квадрат. Во втором случае правая часть отрицательна, и мы не имеем права возводить в квадрат. В таком случае необходимо смотреть на смысл неравенства: здесь положительное выражение (квадратный корень) больше отрицательного выражения, значит, неравенство выполняется всегда.
Итак, имеем следующую схему решения:
В первой системе мы не защищаем отдельно подкоренное выражение, т. к. при выполнении второго неравенства системы подкоренное выражение автоматически должно быть положительно.
Пример 1 - решить неравенство:
Согласно схеме, переходим к эквивалентной совокупности двух систем неравенств:
Проиллюстрируем:
Рис. 1 - иллюстрация решения примера 1
Как мы видим, при избавлении от иррациональности, например, при возведении в квадрат, получаем совокупность систем. Иногда эту сложную конструкцию можно упростить. В полученной совокупности мы имеем право упростить первую систему и получить эквивалентную совокупность:
В качестве самостоятельного упражнения необходимо доказать эквивалентность данных совокупностей.
Рассмотрим неравенство вида:
Аналогично предыдущему неравенству, рассматриваем два случая:
В первом случае обе части неравенства неотрицательны, имеем право возвести в квадрат. Во втором случае правая часть отрицательна, и мы не имеем права возводить в квадрат. В таком случае необходимо смотреть на смысл неравенства: здесь положительное выражение (квадратный корень) меньше отрицательного выражения, значит, неравенство противоречиво. Вторую систему рассматривать не нужно.
Имеем эквивалентную систему:
Иногда иррациональное неравенство можно решить графическим методом. Данный способ применим, когда соответствующие графики можно достаточно легко построить и найти их точки пересечения.
Пример 2 - решить неравенства графически:
а)
б)
Первое неравенство мы уже решали и знаем ответ.
Чтобы решить неравенства графически, нужно построить график функции, стоящей в левой части, и график функции, стоящей в правой части.
Рис. 2. Графики функций и
Для построения графика функции необходимо преобразовать параболу в параболу (зеркально отобразить относительно оси у), полученную кривую сместить на 7 единиц вправо. График подтверждает, что данная функция монотонно убывает на своей области определения.
График функции - это прямая, ее легко построить. Точка пересечения с осью у - (0;-1).
Первая функция монотонно убывает, вторая монотонно возрастает. Если уравнение имеет корень, то он единственный, по графику легко его угадать: .
Когда значение аргумента меньше корня, парабола находится выше прямой. Когда значение аргумента находится в пределах от трех до семи, прямая проходит выше параболы.
Имеем ответ:
Эффективным методом решения иррациональных неравенств является метод интервалов.
Пример 3 - решить неравенства методом интервалов:
а)
б)
согласно методу интервалов, необходимо временно отойти от неравенства. Для этого перенести в заданном неравенстве все в левую часть (получить справа ноль) и ввести функцию, равную левой части:
теперь необходимо изучить полученную функцию.
ОДЗ:
Данное уравнение мы уже решали графически, поэтому не останавливаемся на определении корня.
Теперь необходимо выделить интервалы знакопостоянства и определить знак функции на каждом интервале:
Рис. 3. Интервалы знакопостоянства к примеру 3
Напомним, что для определения знаков на интервале необходимо взять пробную точку и подставить ее в функцию, полученный знак функция будет сохранять на всем интервале.
Проверим значение в граничной точке:
Очевиден ответ:
Рассмотрим следующий тип неравенств:
Сначала запишем ОДЗ:
Корни существуют, они неотрицательны, обе части можем возвести в квадрат. Получаем:
Получили эквивалентную систему:
Полученную систему можно упростить. При выполнении второго и третьего неравенств первое истинно автоматически. Имеем::
Пример 4 - решить неравенство:
Действуем по схеме - получаем эквивалентную систему.
Всякое неравенство, в состав которого входит функция, стоящая под корнем, называется иррациональным . Существует два типа таких неравенств:
В первом случае корень меньше функции g (x ), во втором - больше. Если g (x ) - константа , неравенство резко упрощается. Обратите внимание: внешне эти неравенства очень похожи, но схемы решения у них принципиально различаются.
Сегодня научимся решать иррациональные неравенства первого типа - они самые простые и понятные. Знак неравенства может быть строгим или нестрогим. Для них верно следующее утверждение:
Теорема. Всякое иррациональное неравенство вида
Равносильно системе неравенств:
Неслабо? Давайте рассмотрим, откуда берется такая система:
Многие ученики «зацикливаются» на первом неравенстве системы: f (x ) ≤ g 2 (x ) - и напрочь забывают два других. Результат предсказуем: неправильное решение, потерянные баллы.
Поскольку иррациональные неравенства - достаточно сложная тема, разберем сразу 4 примера. От элементарных до действительно сложных. Все задачи взяты из вступительных экзаменов МГУ им. М. В. Ломоносова.
Задача. Решите неравенство:
Перед нами классическое иррациональное неравенство : f (x ) = 2x + 3; g (x ) = 2 - константа. Имеем:
Из трех неравенств к концу решения осталось только два. Потому что неравенство 2 ≥ 0 выполняется всегда. Пересечем оставшиеся неравенства:
Итак, x ∈ [−1,5; 0,5]. Все точки закрашены, поскольку неравенства нестрогие .
Задача. Решите неравенство:
Применяем теорему:
Решаем первое неравенство. Для этого раскроем квадрат разности. Имеем:
2x
2 − 18x
+ 16 < (x
− 4) 2 ;
2x
2 − 18x
+ 16 < x
2 − 8x
+ 16:
x
2 − 10x
< 0;
x
(x
− 10) < 0;
x
∈ (0; 10).
Теперь решим второе неравенство. Там тоже квадратный трехчлен :
2x
2 − 18x
+ 16 ≥ 0;
x
2 − 9x
+ 8 ≥ 0;
(x
− 8)(x
− 1) ≥ 0;
x
∈ (−∞; 1]∪∪∪∪}
Статьи по теме: | |
Функции и графики. Понятие функции. Способы задания функции Табличный способ задания функции
Что означают слова "задать функцию"? Они означают: объяснить всем... "Духота и трупный запах": детские воспоминания о Сталинградской битве Воспоминания участников сталинградской битвы читать
В начале 70-х годов поздней осенью, когда уже выпал первый снег, мне... Трубецкой дети. Биографии декабристок. Биография Екатерины
Ивановны Трубецкой
План Введение 1 Биография 2 Жена декабриста 3 Произведения,... |