Презентация " самые необычные люди мира". Презентация по психологии способности.ppt - презентация по психологии на тему "способности как психическое свойство" Сообщение о умственных способностях человека презентация

Одаренность – это «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». В.Д. Дружинин

Одаренность - просто более высокий, чем у других, уровень способностей.

С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что одаренность означает вообще способность, а в качестве более высоких уровней одаренности выделял «талант» и «гениальность».

Н.С. Лейтес считает, что если при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности ребенок значительно отличается от сверстников по темпу продвижения, по значительности и своеобразию достигаемых результатов, можно говорить об одаренности.

П.И. Пидкасистый и В.Э. Чудновский понимают «одаренность как высокий уровень и качественно своеобразное сочетание способностей».

Уровень способностей

Задатки и способности

Задатки и способности

задатки - врожденные анатомо физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие

природную основу развития способностей. З. неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Вместе с тем… … Большая психологическая энциклопедия

Задатки - Задатки анатомо физиологические особенности нервной системы, служащие базой для

формирования тех или иных способностей. Задатки врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на… … Википедия

задатки - мн. (склонности) οἱ ἔξεις, ἡ διάθεση [ ις]: дурные задатки οἱ κακές δξεις· хорошие задатки τά προσόντα … Русско-новогреческий словарь

задатки - см. склонность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык.

З. Е. Александрова. 2011. задатки сущ., кол во синонимов: 1 … Словарь синонимов

Задатки - анатомо физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. В качестве таких задатков принято выделять: 1. Типологические свойства

нервной системы, определяющие скорость образования временных… … Психологический словарь

задатки - мн. Anlagen f pl, Fähigkeiten f pl … Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

ЗАДАТКИ - ЗАДАТКИ, ов. Зачатки каких н. способностей, качеств. Хорошие з. Плохие з. Толковый

словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ЗАДАТКИ - англ. disposition; нем. Anlagen. Врожденные анатомо физиологичес кие особенности

организма, гл. обр., его нервной системы и органов чувств, являющиеся органическими предпосылками развития способностей индивида, для чего необходима деятельность… … Энциклопедия социологии

задатки - мн. (склонности) disposition f, inclination f, aptitude f хорошие задатки bonnes inclinations дурные задатки mauvais instincts, mauvaises inclinations … Большой французско-русский и русско-французский словарь


ЛИТЕРАТУРА Ю.Б. Гиппернрейтер. Введение в общую психологию. М., 1996, с Р.С. Немов. Психология. М., 1995, 1, С Ильин Е.П. Психология. – СПб, М., 2004, С Общая психология./ Е.И. Рогов. М., 1995, С Одаренные дети. / Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. М., 1991.




Б.М. Теплов выделил следующие 3 признака понятия «способность»: 1. Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. 2. Способности имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. 3. Способности не сводятся к ЗУНам, которые выработаны у человека.






Доказательства врожденности способностей 1) Проявление способностей в раннем детстве; Моцарт – способности обнаружились в 3 года, композитор Гайдн – 4 года, математик Гаусс – 4 года. 3-х летний Ким Юн Ван (Корея) бегло изъяснялся на 3 языках, играл в шахматы. В конце 3 месяца – 19 зубов. Первые слова – на 4 месяце, в 5 – ходить, 6 – самостоятельно гулять, в 7 месяцев – читать, писать, играть в шахматы. В начале 2-го года – говорить по- английски, через месяц – по-немецки, еще через 2 месяца – по- китайски.








Доказательства приобретенности способностей 1)Применение эффективных технологий обучения позволяет развивать способности у всех детей. В Москве учитель музыки М.П.Кравец обучал неспособных в музыкальном отношении учеников и иногда доводил их до уровня музыкальной консерватории;










Многие ученые сходятся во мнении, что врожденными являются задатки, а способности приобретаются. Задатки - это особенности строения головного мозга, органов чувств, органов движения, данные каждому от рождения (задатки певца- голосовой аппарат; фотомодели- внешность и т.п.) Задатки являются врожденной основой способностей.












2.Виды способностей Существует несколько классификаций способностей. 1. По проявлению способностей во многих или одном виде деятельности: 1) общие способности, позволяющие успешно выполнять не одну, а несколько видов деятельности (умственные, практические, коммуникативные и др.); 2) специальные способности, позволяющие успешно выполнять определенный вид деятельности (музыкальные, кулинарные, технические и др.);












3. По масштабу развитости: 1) одаренность – высокий уровень развития способностей; 2)талант – уровень развития способностей, который позволяет осуществить глубоко оригинальную творческую деятельность; 3) гениальность – сочетание талантов, которое позволяет гению в определенной деятельности, имеющей мировое значение, определять историческую эпоху, культуру.









Гением надо родиться. Но рождаются они не всегда у талантливых родителей. А иначе бы дети гениев, тоже были бы гениями. Причем, во многих семьях из нескольких детей может быть один талантливым, а остальные просто обыкновенными. /Например, их всех братьев Толстых гениальным стал только Лев Николаевич, а из 14 братьев и сестер Менделеевых – только Дмитрий Иванович; из трех братье Павловых – только физиолог Иван Петрович/.
3. Понятие о структуре способностей. Структура педагогических способностей Способности человека к определенной деятельности представляют собой совокупность психологических качеств, имеющих сложную структуру. В этой структуре выделяются ведущие и подчиненные качества. Структура способностей – это набор психологических качеств, обеспечивающих успех в определенной деятельности.


Структура педагогических способностей Ведущие способности: - любовь к детям, - желание общаться с детьми, - коммуникативные – умения общаться, - академические – способность к преподаваемому предмету, - дидактические -способность делать учебный материал доступным детям, увлекать учебным материалом; - перцептивные - способность понимать детей, - содержательность и яркость речи, - организаторские способности и др. Вспомогательные: изобразительное, музыкальное, актерские и др.

Cлайд 1

План: Понятие о способности. Способности и деятельность. Формирование способностей. Развитие природных задатков. Типы способностей: учебные, творческие, интеллектуальные, и специальные.

Cлайд 2

Способности- индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного осуществления определенной деятельности. Деятельность является первой пробой способностей и условием их развития. По Б.М. Теплову: способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Cлайд 3

Важным компонентом способностей является повышенная мотивация к соответствующей деятельности. Она обеспечивает интенсивную деятельность, необходимую для развития способностей.

Cлайд 4

Формирование способностей происходит на основе врожденных задатков. Задатки- врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. В способностях неразрывно переплетаются природное (задатки) и приобретенное человеком в процессе деятельности (социальное). Ведущую роль играет социальный фактор.

Cлайд 5

Cлайд 6

Учебные способности определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности. Творческие способности способствуют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Cлайд 7

Интеллектуальная способность определяется как индивидуально-своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной задачи (проблемы): способность раскрывать значения слов, выстраивать пространственную фигуру из заданных элементов, выявлять закономерность в ряду чисел и геометрических изображений и т.д. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и другие.

Слайд 2

1.Понятие о способности

Способности- индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного осуществления определенной деятельности.

Деятельностьявляется первой пробой способностей и условием их развития.

По Б.М. Теплову: способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Слайд 3

Важным компонентом способностей является повышенная мотивация к соответствующей деятельности. Она обеспечивает интенсивную деятельность, необходимую для развития способностей.

  • Слайд 4

    2. Формирование способностей. Развитие природных задатков.

    Формирование способностей происходит на основе врожденных задатков.

    • Задатки- врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.
    • В способностях неразрывно переплетаются природное (задатки) и приобретенное человеком в процессе деятельности (социальное). Ведущую роль играет социальный фактор.
  • Слайд 5

    Уровни развития творческих способностей:

    • Одаренность - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.
    • Талант- это высокий уровень развития специальных способностей. Талант характеризуется возможностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в рамках достигнутого человечеством. Талантливый человек с легкостью осваивает соответствующий вид деятельности, вносит в его исполнение виртуозность, изящество, достигает качественного исполнения.
    • Гениальность– высший уровень развития способностей – как общих (интеллектуальных), так и специальных. О гениальности можно говорить лишь при достижении личностью таких результатов творческой деятельности, которые имеют выдающееся значение для жизни общества. Гением также называют человека, «который на протяжении длительного периода времени выполняет огромную работу, существенно влияющую на других людей в течение многих лет»
  • Слайд 6

    Тимы способностей: учебные, творческие, интеллектуальные, и специальные

    • Учебные способности определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности.
    • Творческие способности способствуют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
  • Слайд 7

    • Интеллектуальная способность определяется как индивидуально-своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной задачи (проблемы): способность раскрывать значения слов, выстраивать пространственную фигуру из заданных элементов, выявлять закономерность в ряду чисел и геометрических изображений и т.д.
    • Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и другие.
  • Слайд 8

    Д.З. Пути формирования способностей у детей

    Литература:

    • Немов Р.С. Психология. Кн.1, 1997
    • Першина Л.А. Общая психология. 2004
    • Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. 2008
    • Климов Е.А. Основы психологии. 2003
  • Посмотреть все слайды

    Слайд 1

    СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 6 класс

    МБОУ СОШ №12 г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

    Слайд 2

    СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

    Одному легко дается математика, другому – иностранные языки, третий пишет стихи, четвертый добивается успехов в спорте – а какие у тебя способности?

    Слайд 3

    СПОСОБНОСТИ - это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

    ЗАДАТКИ - это природная предпосылка способности, физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей.

    Слайд 4

    ВИДЫ ЗАДАТКОВ ЧЕЛОВЕКА

    ВРОЖДЕННЫЕ ЗАДАТКИ – такие, которые проявляются уже при рождении ребенка. ПРИБРЕТЕННЫЕ ЗАДАТКИ формируются в процессе деятельности Например, математические способности: для того чтобы освоить высшую математику, необходимо обязательно знать элементарную.

    ВЫСОКИЙ РОСТ + РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ, ПОДВИЖНОСТЬ, БЫСТРОТА РЕАКЦИИ

    НЕЙТ РОБИНСОН - трёхкратный победитель конкурса по броскам сверху (2006, 2009 и 2010). При росте – 175 см.

    Слайд 5

    ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

    СПЕЦИАЛЬНЫЕ – проявляются в определенной сфере деятельности человека - музыке, математике, рисовании, спорте, технике и т.д.

    ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ обеспечивают успешное выполнение различных видов деятельности (таких, которые требуют проявления высокоразвитого интеллекта и напряженной умственной деятельности)

    Слайд 6

    ТВОРЧЕСКИЕ – проявляются через создание человеком нестандартных, оригинальных продуктов деятельности.

    УЧЕБНЫЕ СПОСОБНОСТИ проявляются как быстрое и качественное усвоение знаний, формирование умений, однако не предусматривают оригинальности продуктов деятельности

    ИМПРЕСИОНИЗМ

    Слайд 7

    ПРАКТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ предусматривают наличие и преобладание в деятельности практического, наглядно-действенного мышления.

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ связанны с функционированием в человека теоретического, абстрактного мышления Люди, обладающие этими способностями, склонны к научной деятельности

    МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ

    ПРЕДПРЕНИМАТЕЛЬСТВО

    Слайд 8

    У одного человека возможно сочетание как общих, так и специальных видов способностей Примерами высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей является М.В. Гоголь, М.В. Ломоносов и др.

    Говорят, когда В. Немировича-Данченко спросили, каждый ли может стать режиссером, он ответил: «Каждый, только одному потребуется для этого три года, другому – 30 лет, а третьему – 300 лет».

    Слайд 9

    УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

    ОДАРЕННОСТЬ - наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека, качественно своеобразное, личностное сочетание способностей.

    ВАДИМ РЕПИН НАЧАЛ ИГРАТЬ НА СКРИПКЕ В 5 ЛЕТ

    Слайд 10

    Талантливые ученые и писатели часто говорят, что главный залог их успехов - трудолюбие. Способность сидеть и работать, пахать. В мире высоких достижений побеждают не таланты, а пахари с талантом.

    ТАЛАНТ – высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях

    МАЙК ТАЙСОН – 10 раундов спарринга 6 дней в неделю + силовые тренировки с утра и до позднего вечера = является обладателем нескольких мировых рекордов, не побитых по сей день.

    Слайд 11

    СТИВЕН ХОКИНГ- один из наиболее влиятельных и известных физиков-теоретиков нашего времени и основоположников квантовой космологии.

    ГЕНИАЛЬНОСТЬ - высший уровень интеллектуальной или творческой деятельности личности, который реально проявляется в выдающихся результатах и имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры.

    Слайд 12

    ГЕНИИ И ТАЛАНТЫ

    Гениальность и талантливость имеют не только свои плюсы, но и минусы. Одних подобные способности и успехи доводят до шизофрении, других до самоубийства, третьи впадают «в детство».

    «…Люди думают, что они меня знают. Как бы не так. Ничего они не знают. Я ведь один из самых одиноких людей на свете. Иногда я из-за этого плачу. Это больно. Наверное, можно сказать, больно быть мною…».

    МАЙКЛ ДЖЕКСОН

    Слайд 13

    Делать легко то, что для других трудно - это талант. Делать то, что для других невозможно, - это гений. Анри Фредерик Амиель Гениальные люди - это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век. Наполеон Бонапарт Назначение гения в том, чтобы доставлять мысли, которые через двадцать лет станут достоянием кретинов. Луи Арагон

    gastroguru © 2017