Образное мышление у ребенка. Необходимость развития образного мышления у дошкольников. Шагаем по ступеням развития образного мышления у детей

При встрече друга детства через много лет мысленное оперирование образами даёт возможность человеку воспроизвести какие-то нужные детали сведений и узнать в изменившемся облике черты школьного товарища. В этот момент срабатывает наглядно-образное мышление.

Особенности

В психологии данный вид мышления относят к символическому мыслительному акту, при котором с помощью представлений моделируется и решается проблема. Это предполагает умственную работу с оперированием предметами и наглядными образами. Данный тип мыслительного процесса помогает субъекту воссоздать многообразие разных характеристик конкретного явления или объекта, установить их непривычное сочетание.

Наглядно-образное мышление неразрывно связано с реальными действиями и предметами. Этим оно отличается от воображения, при котором образ воссоздаётся по памяти. Такой тип мыслительного процесса подчинён восприятию или представлению.

Он доминирует у детей в возрасте от 2 до 5 лет. Малыши мыслят наглядными образами и не владеют понятиями.

Приведём пример. Ребёнку показывают два совершенно одинаковых шарика, сделанных из теста. Он визуально изучает их, оценивает объём. Затем из одного шарика делают лепёшку. Объём не увеличился, а изменилась форма. Тем не менее, теперь лепёшке требуется много места на столе, значит, по мнению малыша, в ней теста стало больше, чем в шарике. У детей этот вид мыслительной деятельности подчинён восприятию, поэтому им сложно абстрагироваться от того, что сразу же бросается в глаза.

Старшим дошкольникам и детям младшего школьного возраста тоже характерен наглядно-образный мыслительный процесс. Когда учитель при объяснении нового материала подкрепляет информацию демонстрацией предмета или его изображения, то он задействует наглядно-образное мышление школьников.

Освоение ручного мастерства достигается с помощью данного типа мышления. В развитых формах такое мышление свойственно людям творческих профессий. Писатели, поэты, дизайнеры, модельеры, художники, скульпторы, музыканты, актёры способны ярко и живо представлять те или иные объекты, явления или события.

Сочетание каких-то элементов объекта, их перемещение, умение выделять главные признаки в уме создают базу для формирования наглядно-образного мыслительного процесса. С этой целью разработаны специальные задания.

Комбинационное

Такое упражнение позволяет малышу на основе набора конкретных образов создать новый объект. Исходным материалом могут служить цифровые и буквенные символы, математические знаки, геометрические фигуры. Например, ребёнку предлагают изобразить кошечку или собачку из цифровых знаков. Нередко малышу предоставляют полную свободу действий и смотрят, в какую сторону он направляет свою фантазию.

Нахождение и восстановление недостающей детали тоже относится к комбинационной группе упражнений. Ещё применяется игра «Шахматная доска». Суть игры сводится к созданию поля из различных элементов, при этом надо чередовать частички.

Постепенно увеличивают размер полей и время на их воспроизведение.

Трансформационное

Для выполнения упражнения такого типа берут готовый законченный образ и предлагают ребёнку его изменить, создать что-то совершенно новое . Обычно применяют спички или палочки, из которых складывают определённую фигуру. Малыш должен переложить несколько спичек так, чтобы получился новый предмет. Иногда предлагают для изменения образа убрать несколько палочек.

Прекрасным заданием на скорость является дорисовка. Например, всем участникам игры раздают листочки с двадцатью изображёнными буквами «М». Каждый графический знак нужно превратить в новый предмет, но так, чтобы все 20 созданных образов окружающие смогли узнать. Затем обсуждаются оригинальность и узнаваемость изображённых предметов.

Почему важно?

Этот тип мышления ярко проявляется в дошкольном возрасте. На данном этапе происходит накопление различных зрительных, осязательных, звуковых отображений, с помощью которых малышу легче взаимодействовать с внешним миром. При мыслительном процессе, осуществляемом с помощью образов, активно используются воображение, пространственное восприятие, логическое построение структурных цепочек, оценивание ситуации. Ребёнок развивает способность представлять объект без наличия его в поле зрения.

Использование образов формирует эстетическую составляющую личности, развивает творческую мыслительную деятельность, ускоряет решение логических и математических задач.

Как сформировать?

Активное формирование такого мышления начинается с трёхлетнего возраста. Постепенно складываются определённые образы, накапливается информация, полученная в раннем детстве путём ощупывания и осматривания вещей. Затем бурно развивается детское воображение, и малыш способен додумать или представить явление, объект, целостную ситуацию. Нужно научить ребёнка мысленно увидеть предметы в разных пространственных положениях, менять в уме их место расположения.

Для диагностики необходимой степени развитости наглядно-образного мыслительного процесса психологи используют различные методики.

  • Существует способ работы с нелепыми изображениями. Малышу предлагают картинку с персонажем, оказавшимся в непривычной ситуации, когда герою приходится выполнять действие, несвойственное ему. Например, в гнезде вместо птенчика сидит лягушка, а птичка приносит ей косточку для пропитания. Ребёнок объясняет, почему изображение не соответствует реальности. Он должен определить, как бывает в природе и предложить свой вариант развития событий. Если ребёнок отлично справился с 7 из 10 заданий, то его наглядно-образное мышление находится на высоком уровне развития.
  • Метод конструирования предполагает дорисовку изображения. Оцениваются скорость и точность реакции. Малышу дают картинки с нарисованными знакомыми животными, игрушками, геометрическими фигурами. Он должен завершить рисунок за полторы минуты. Важна быстрота выполнения задания.
  • Методика «Собери картинку» подразумевает восстановление целого изображения из знакомых фрагментов. Критерии оценки определяются скоростью исполнения. При хорошем образном мышлении у ребёнка на сборку картинки должно быть затрачено несколько минут. За это время малыш подключает воображение, память и применяет метод исключения.
  • Существует ещё приём, основанный на поиске лишнего изображения. Малышу дают несколько схожих по каким-то группам признаков картинок. Он должен найти принт, не соответствующий основному составу сгруппированных изображений.

Способы развития

Трёхлетнему ребёнку необходимы сборно-разборные игрушки . Сначала ему показывают правильную разборку и сборку пирамидки, затем малыш должен повторить действия. Со временем добавляют изучение свойств предмета. Малыш учится определять формы, размеры объектов, различать оттенки. Важно заинтересовать ребёнка, привлечь его к рисованию карандашами, фломастерами, мелками, красками. Перед рисованием или сооружением башни ребёнок должен рассказывать о своих дальнейших действиях.

Дети 5-6 лет великолепно развивают образный мыслительный процесс при помощи игр с конструкторами . Они осваивают построение наглядных пространственных моделей, отражающих связи и отношения реальных вещей. Развитие образного мыслительного процесса формирует гибкость, подвижность и умение оперировать наглядными образами.

Старшим дошкольникам развитие мыслительного процесса с помощью образов стимулирует применение следующих методов и приёмов:

  • наблюдение за природными явлениями с последующим описанием и изображением увиденных или услышанных сведений;
  • сборка пазлов;
  • разгадывание ребусов, головоломок, загадок;
  • зарисовки по памяти;
  • изображение на листке понятий, не имеющих зрительных признаков: веселье, радость, звучание, дружба, мелодия, мысль;
  • лепка из пластилина, глины;
  • посещение музеев, выставок, экскурсий;
  • создание разных аппликаций.

Развитие дошкольников предусматривает следующие основные этапы обучения:

  • демонстрация;
  • объяснение;
  • совместная работа;
  • самостоятельные действия по образцу и творчество, не ограниченное определёнными рамками.

Формированию детского мыслительного процесса образами способствуют упражнения, где предлагается описать радугу, закат, капельку росы, массажную щётку или любые другие явления и предметы. Широко применяют упражнения с варьированием палочек или спичек, перевёртыванием каких-то символических знаков, например, литеры «Е» для получения другой буквы: «Ш».

Психика ребёнка в ходе развития претерпевает множество изменений. Мышление позволяет понимать человеку, что его окружает и как с этим взаимодействовать. Учёные считают, что это высшая психическая функция человека (у животных она почти неразвита). Наглядно-образное мышление у детей дошкольного возраста является доминирующим.

Зачем нужно его развивать

Мышление развивается постепенно. Выделяют несколько основных видов. Первый - это наглядно-действенное. Оно формируется в процессе манипуляций с разными предметами. В младенчестве и раннем возрасте это ведущий тип мышления. Малыши активно изучают разные предметы и пытаются их использовать. Разнообразные ощущения стимулируют деятельность нервной системы и это способствует развитию у детей наглядно-образного мышления.

Оно возникает примерно в четыре года. На этом этапе детям уже необязательно трогать предмет руками, манипулировать им, они ещё не владеют понятиями, но мыслят образами. В своём воображении они могут нарисовать разные объекты и явления. Всё это позволяет стимулировать творческую сторону личности.

Развитие образного мышления важно по нескольким причинам:

  • Оно необходимо для успешной учебной деятельности, так как школьнику для решения задач приходится оперировать разными образами. Чем нагляднее он представляет себе ситуацию, тем легче ему будет с ней справиться.
  • Формирование тяги к прекрасному.
  • Стимулирование эмоциональной реакции на эстетику.

Также оно важно для формирования следующего этапа - абстрактно-логического. Именно этот тип является необходимым для обучения и дальнейшей самостоятельной жизни.

Этапы формирования мышления

В детских образовательных учреждениях проводятся специальные занятия. Они учитывают все этапы развития образного мышления:

  1. У детей после трёх лет формируется топологическая структура. Малыш без труда может разделить картинки на две группы: в одну он сложит изображения замкнутых геометрических фигур, а в другую - незамкнутых (спирали, подковы и т. п.).
  2. Вторая структура - проективная. Её легко обнаружить в ходе наблюдения за малышами. Достаточно дать им простое задание - оградить домик столбиками. Дети до четырёх лет сделают это в виде волнистой траектории. Их ещё не заботит форма. Со временем они начинают выстраивать столбики по прямой линии.
  3. Третья структура - порядковая. Она позволяет формировать принцип «сохранения». Иными словами, ребёнок начинает понимать, что переливание жидкости из узкого сосуда в широкий не изменило объём воды. Эта структура позволяет обучать его элементарным математическим представлениям.

Знание психологических особенностей развития наглядно-образного мышления дошкольников позволяет эффективно проводить обучающие занятия. Исследования показали, что для формирования важно соблюдать последовательность развития структур.

Обучение в детском саду ещё проходит в облегчённой форме, но даже оно выполняет ряд задач. Дети привыкают работать в коллективе, активно познают мир. У них формируются представления об окружающем мире, и они учатся разным видам деятельности. Развитие художественно-образного мышления в процессе обучения осуществляется разными способами.

Варианты занятий и упражнений

Развитием ребёнка могут заниматься не только профессиональные педагоги, но и родители. Для этого необязательно использовать специальные материалы. Самый доступный способ - это прогулки в парках и лесах. Наблюдение за растениями, птицами и животными приносит не только положительные эмоции, но и развивает чувство прекрасного.

Развить образное мышление у ребёнка поможет рисование. Оно может осуществляться по памяти или с натуры. Хорошим упражнением является создание абстракции, то есть того, чего нет в окружающем мире. Ребёнку предлагается нарисовать эмоций, музыку и т. п.

Любая работа с материалом (глиной, солёным тестом, пластилином) способствует развитию проектной структуры. Лепка может происходить как с натуры, так и под влиянием воображения. Для аппликации лучше использовать картон, бумагу и природные материалы.

Можно предлагать сравнивать предметы по величине, форме, цветам. Это развивает навыки анализа и синтеза. Этому способствует и собирание пазлов и конструкторов.

В ходе занятия с ребёнком важно соблюдать последовательность:

  1. Демонстрация материала по теме;
  2. Рассказ;
  3. Практика совместной деятельности;
  4. Самостоятельная работа по образцу;
  5. Создание чего-то без подсказок.

Работа должна проводиться в благоприятной обстановке. Родители обязательно подбадривают малыша и одобряют даже незначительный успех. Такой подход позволяет формироваться мотивационной стороне личности. Важно не перехвалить ребёнка, так как это может привести к завышенной самооценке.

Можно просить малыша придумывать разные сказки и истории. Толчком для их создания служат любые предметы из окружающей среды: коряги, облака, листья и т. п. Родитель сам начинает рассказ, после предлагая дошкольнику продолжить его. Такое же упражнение проводят с рисунками. Взрослый рисует часть предмета или ситуацию, а уже малыш дополняет её деталями или раскрашивает.

Дошкольников знакомят с шедеврами искусства, современного и древнего. Им рассказывают о разных памятниках природы. Знакомят детей и с народными промыслами. Всё это позволяет сформировать предпосылки эстетических чувств.

Для развития образного мышления хорошо подходит оригами. Конструирование из бумаги несложно освоить. Многих детей завораживает процесс превращения плоской бумаги в объёмный предмет. Такая работа осуществляется как вместе с воспитателем, так и самостоятельно. В результате деятельности ребёнок получает новый образ.

Разные аппликации помогают мелкую и общую моторику. В этом виде творчества дошкольники реализуют своё видение мира и способности. В ходе занятия дети знакомятся с цветами, формами и другими признаками предметов. Конструирование позволяет учиться планированию своих действий.

Шитьё также хорошо развивает образное мышление и пространственное воображение, Совместное шитьё игрушек с мамой или папой - это хорошее времяпрепровождение детей и их родителей. Всё, что необходимо для этого есть в каждом доме: немного ткани, ленты, пуговицы и т. п. Давать малышу настоящую иголку не стоит, продаются даже специальные детские наборы для шитья с пластиковыми иголками, позволяющие исключить травму ребёнка.

Как видите, способов для развития этого типа мышления предостаточно, выбирайте любой. Важно помнить, что всю основную работу дети должны выполнять сами. Родители должны контролировать процесс, слегка помогая советом и делом, когда это потребуется.

Значение первой формы мышления, наглядно-действенной, в том, что некоторые ошибки, которые были допущены в развитии ребенка, негативно отражаются на его дальнейшем умственном развитии. Таким образом, наглядно-действенное мышление для маленького человека, вступающего в этот мир, – исходный пункт, который в дальнейшем даст мозгу развиваться и перейти на другие, более сложные формы мышления.

Когда начинает формироваться?

Важно. Наглядно-действенная форма мышления активно формируется у детей самого раннего и младшего дошкольного возраста.

Этот процесс стартует, когда ребенок еще не может самостоятельно ничего планировать. Первые «симптомы» этой формы мышления можно наблюдать даже у семимесячных малышей. Об уровне его развития у малыша до трехлетнего возраста дает информацию период, когда ребенок решет задачи, связанные с предметами и игрушками.

В три года ребенок уже может что-то планировать. Пусть это пока и не самые смелые и уверенные планы. Из кубиков и фрагментов конструктора он уже может строить разные конструкции – от домиков до самолетов. Разбирает на частички свои игрушки, чтобы узнать из чего они, «наводит порядок» в домашних шкафах.

Именно так, с наглядно-действительного мышления, и начинается сложный, но познавательный путь длиною в жизнь.

Особенности развития

У дошкольников

У дошколят впереди логики логического мышления – «мышление руками».

  1. Сначала ребенок может понять окончательную цель.
  2. Затем начинает анализировать конкретные условия поставленных задач.
  3. И только потом сопоставляет условия задачи с целью, которую нужно достичь.

Так и выстраивается вся цепочка мелких решений, которые приведут к достижению финальной цели.

В раннем возрасте

Важно. Особенность мышления в четыре-пять лет – это совершенная его нестабильность. Вроде ребенок хочет проанализировать все, что видит вокруг себя, сравнивает предметы друг с другом и уже может сделать вывод о их взаимосвязях. Но его суждения о предметах – просто их перечисление.

Дети младшего возраста зачастую действуют неадекватно и не могут критически относиться к себе и своим действиям. Они понимают только конечную цель (вынуть конфету из высокой вазы, поймать игрушечную рыбку), но они пока не осознают, как решить эти задачи. Как только ребенок заговорит, все изменится.

У школьников младших и средних классов

Этот переходный возраст – из детства в юность – важный и сложный этап в развитии ребенка. Возрастают физические возможности: движения и действия более уверенные и разнообразные. Все больше нужны содержательные контакты с ровесниками. В этом возрасте дети общаются по разным вопросам и круг этих вопросов гораздо шире, чем у малышей.

У подростков

С возрастом накапливается жизненный опыт. Подростки рассуждают и способны делать выводы. Они считают себя взрослым. У ребят появляются собственные решения, не всегда правильные и адекватные. На этом этапе родителям хорошо уделять внимание на развитие мышления, не забывая при этом о психологическом климате.

Методы диагностики


Погрузить ребенка в творчество – главное и верное родительское решение. Творческие люди всегда в поиске нового. Заметить творческие задатки у ребенка можно в самом раннем возрасте. Главное, любить, развивать и наблюдать. И вот что можно увидеть:

  • яркие эмоции на игрушки;
  • неподдельный интерес к людям;
  • острое желание подражать, повторять за кем-либо услышанные слова и действия.

Для оценки творческих способностей детей в психологии используется ряд критериев – это, к примеру:

  • гибкость;
  • оригинальность;
  • творческие идеи и решения.

Как это развивать?

В зависимости от возраста и предпочтений самого ребенка следует выбирать и методы развития . В три года это может быть пирамидка и другие сборно-разборные игрушки.

  1. Для начала взрослый человек демонстрирует процесс их разборки и сборки.
  2. Затем ребенок повторяет эти процедуры.
  3. Далее задачи становятся сложнее. Например, берется пирамидка с кольцами разных форм, размеров и цветов.

В старшем дошкольном возрасте для развития мышления можно использовать такие методы:

  • Наблюдать за природой с дальнейшим описанием увиденного.
  • Проводить сравнение предметов разных размеров и форм.
  • Собирать пазлы, мозаику, периодически усложняя задачи.
  • Рисовать.
  • Лепить (глина, пластилин).
  • Ходить в музеи, посещать выставки.
  • Создавать поделки из природных материалов, картона, цветной бумаги.

Взрослые должны принимать активное участие во всех этих процессах. Любое из перечисленных занятий не должно быть ребенку в тягость. Почувствовали утомленность ребенка рекомендуется переключить его внимание, хвалить мотивируя его на выполнение все более сложных задач.

У малышей с ЗПР

Если ЗПР имеет церебрально-органическое происхождение, то, как правило, страдают все виды процесса мышления. Но наглядно-действенное бывает менее затронутым. Это связано с тем, что при подобных формах развития замедлено:


  1. формирование локомоторных функций;
  2. зрительно-моторной координации;
  3. наблюдается низкий уровень способности анализа, сравнения и обобщения свойств явлений и предметов.

Такие особенные дети могут рассказать лишь о поверхностных, несущественных качествах, и то не полно и точно. У детей с ЗПР образное мышление появляется позже полутора - двух лет (больше о том, что такое образное мышление, зачем оно нужно, читайте

Под мышлением мы понимаем человеческую способность рассуждать, отражая действительность через слово, понятие, суждение, представление. По форме различают следующие его виды: наглядно-образное, наглядно-действенное, абстрактно-логическое.

Первое из них больше присуще людям творческих профессий. Его суть составляют психологические отношения и связи с людьми, предметами, событиями, обстоятельствами, процессами.

Образное мышление это процесс познания, при котором в сознании человека формируется мысленный образ, отражающий воспринимаемый объект окружающей среды. Образное мышление реализуется на основе представлений того, что человек воспринимал раньше. Образы при этом извлекаются из памяти или создаются воображением. В ходе решения мыслительных задач эти образы могут претерпевать такие изменения, которые приводят к нахождению новых, неожиданных, неординарных, творческих решений сложных задач.

Как мы используем образное мышление?

Благодаря образному мышлению можно научиться находить выход из сложных ситуаций, решать непростые проблемы. Например, можно использовать с этой целью следующий приём визуализации:

1. Представьте свою проблему в виде картинки-образа. К примеру, у Вас проблемы в бизнесе. Представьте его в виде увядающего деревца.

2. Придумайте и нарисуйте образы, отражающие причину происходящего и образы-«спасатели», которые помогут найти решение. Например, избыток солнца (слишком много устаревших, давлеющих, принятых кем-то ранее решений, которые мешают мыслить креативно. Избыток солнца может также олицетворять, например, усилившуюся конкуренцию). Подумайте, что нужно для того, чтобы спасти растение: полив (новые идеи и решения), или защита от солнца, или приглашение специалиста-садовода, или удобрение почвы, или что-то ещё?

3. Не торопите себя, переосмысление не наступает мгновенно, но вскоре оно непременно приходит в виде озарения.

Образное мышление может помочь нам успокоиться, обеспечивая психологическую защиту от нервирующей ситуации или неприятного человека. Мы склонны принимать происходящее близко к сердцу, и поэтому нуждаемся в защите психики от перегрузки. Чаще всего используется приём представления обидчика в абсурдном или комичном виде. Например, Вас задела и обидела чья-то скупость. Не обижайтесь, лучше представьте запасливого хомячка с большущими, набитыми щеками. Ну не может он без припасов, так устроен. Стоит ли обижаться? Лучше улыбнитесь. Беспощадного сатрапа представьте совершенно голым – это смешно и нелепо, и его крик больше не будет иметь над Вами власти.

Есть предположение, что способность визуализации будущего увеличивает шансы на его воплощение. Чем красочнее и подробнее визуализировать, тем лучше. Правда, есть оговорка: как и во всем хорошем, в данной визуализации следует соблюдать меру. Главный принцип – «не навреди».

Использование образного мышления делает жизнь интереснее, а общение и самореализацию – полнее.

Развитие образного мышления

Как же развить образное мышление?

Вот некоторые упражнения, которые могут в этом помочь:

— Посмотрите на любой выбранный предмет. Рассматривайте его в течение некоторого времени. Закрыв глаза, визуализируйте его в подробностях. Откройте глаза, проверьте, насколько полно и точно всё представили и что «недоглядели».

— Вспомните, как выглядит вещь, которую Вы вчера надевали (обували). Подробно опишите её, постарайтесь не упустить ни одной детали.

— Представьте какое-нибудь животное (рыбу, птицу, насекомое) и подумайте над тем, какую пользу или вред оно может принести. Вся работа должна происходить мысленно. Нужно «видеть» животное и ясно представлять всё, что с ним ассоциируется. Например, собака. Увидьте, как она встречает, как радостно машет хвостом, лижет руки, смотрит в глаза, играет с ребёнком, защищает Вас во дворе от обидчиков… Все события должны происходить, как в киноленте. Дайте волю фантазии. Это упражнение можно выполнять разными способами: используя несвязанные ассоциации или как фильм с последовательно развивающимся сюжетом с логическим продолжением.

Образное мышление у детей

Дети легко представляют в своём воображении и предметы, и обстоятельства, это для них так же естественно, как дышать. В детстве воображение так сливается с мышлением, что их и не разделить. Развитие мышления ребёнка происходит во время игр, рисования, лепки, конструирования. Все эти занятия заставляют представлять то или иное в уме, что и становится базой образного мышления. На этой основе впоследствии сформируются вербальное и логическое мышление, без которых не обойтись на занятиях в школе.

Детское восприятие мира через образы способствует развитию воображения, фантазии, а также становится основой развития творческого потенциала, столь важного для достижения успеха в любом деле.

Какие упражнения способствуют развитию образного мышления у детей?

1. Читаем или рассказываем сказки с мимикой, жестами, эмоциями.

2. Играем, перевоплощаясь. Играем вместе с детьми, меняем роли и образы. Поощряем детские игры с перевоплощением.

3. Рисуем – и вспоминаем, и сочиняем, и допридумываем. Пусть ребёнок вспоминает персонажа из прочитанной недавно сказки или мультяшного героя. А потом пусть дорисует ему нового друга или просто нового персонажа. Получилась «каляка маляка»? Дорисуйте её так, чтобы вышло что-то новое или что-то узнаваемое.

4. Сочиняем. Можете начать сами – о том, что видите: об этом маленьком росточке, пробившемся между камней, об этом неутомимом муравьишке, тянущем ношу втрое больше его самого, об этом кузнечике… Сочиняйте вместе, не бойтесь фантазировать и поощряйте фантазию ребёнка.

5. Загадки – настоящая находка. Их можно загадывать по дороге, их можно придумывать. Они заставляют рассматривать предметы и явления с разных сторон, мыслить нестандартно и не сдаваться.

6. Наблюдаем и подмечаем: на что или на кого похоже это облако, этот камушек, эта коряга?

Игры на мышление очень помогут Вашему ребёнку получать новые знания, сопоставлять, запоминать, раскрывать отношения между явлениями, познавать мир и развиваться.

Образное мышление у взрослых

Существует несложный тест-проверка, позволяющий понять, хорошо ли развито Ваше образное мышление. Для этого нужно выбрать любую картинку (не старайтесь сразу брать сложные изображения, начните с простых), разглядывать её в течение некоторого времени (около минуты), стараясь учесть все нюансы – расположение линий и предметов, цвет и оттенки, сюжет и прочие нюансы. После того, как почувствуете, что все подметили, закройте глаза и мысленно добейтесь детального воспроизведения. Увидьте её с закрытыми глазами четко и ясно. Получилось? Отлично! Это означает, что нужно только поддерживать уже имеющийся у Вас уровень образного мышления. А вот если картинки не получилось, если были проделы или расплывчатые формы – тренируйтесь, выполняя это упражнение.

Усложнённый вариант – визуализация абстрактных картинок. Можете сами нарисовать такую из точек, изломанных линий, узоров, используя разные цвета и формы, а потом запомнить. Обращайте внимание на детали и отдельные признаки. Игры для развития мышления несложно найти в Интернете, на сайтах, посвящённых саморазвитию. Помогают в этом и развивающие тренажёры . Например, в игре «Пирамидстрой» образное мышление вкупе с воображением помогут запомнить совершенно не связанные между собой слова, соединив их в невероятный рассказ. Тренировки и игры для развития мышления очень помогают поддерживать мозговую деятельность в тонусе, им стоит уделять внимание в течение всей жизни.

Развитие образного мышления улучшает творческие способности, благоприятствует проявлению креативности, генерированию новых идей. Кроме того, благодаря развитию образного мышления улучшается запоминание, облегчается усвоение нового, улучшается интуиция, появляется гибкость мышления.

Желаем Вам уверенности в своих силах и успешного в саморазвития!

Образное мышление имеет ряд особенностей, превращающих его в универсальный инструмент, который можно и нужно использовать в своей жизни любому человеку

Анастасия Кондратьева
Мышление: формы, свойства, виды, способы развития у детей

Мышление - процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Сущность его в отражении: 1) общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно; 2) существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями.

Основные формы мышления

Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений.

Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории - существенные и несущественные.

В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойст-вами и признаками. Суждение - это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.

Умозаключение - такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения - доказательство геометрических теорем.

Свойства мышления

Основные свойства человеческого мышления – его отвлеченность и обобщенность. Отвлеченность мышления состоит в том, что, думая о каких-либо предметах и явлениях, устанавливая связи между ними, мы выделяем только те их свойства, признаки, которые важны для решения стоящего перед нами вопроса, отвлекаясь от всех других признаков, в данном случае нас не интересующих: слушая объяснение учителя на уроке, учащийся старается понять содержание объяснения, выделить главные мысли, связать их между собой и со своими прошлыми знаниями. При этом он отвлекается от звучания голоса учителя, стиля его речи.

С отвлеченностью мышления тесно связана и его обобщенность. Выделяя наиболее важные, существенные с той или иной точки зрения стороны, связи и отношения, мы тем самым сосредоточиваем свою мысль на том общем, что характеризует целые группы предметов и явлений. Каждый предмет, каждое событие, явление, взятое в целом, неповторимо, так как имеет множество разных сторон и признаков.

Виды мышления

В психологии распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теоретическое) мышление. Выделяют также мышление интуитивное и аналитическое, теоретическое, эмпирическое, аутистическое и мифологическое.

Наглядно-действенное мышление.

В ходе исторического развития люди решали встающие перед ними задачи сначала в плане практической деятельности, лишь затем из нее выделилась деятельность теоретическая. Практическая и теоретическая деятельность неразрывно взаимосвязаны.

Лишь по мере развития практической деятельности выделяется как относительно самостоятельная теоретическая мыслительная деятельность.

Не только в историческом развитии человечества, но и в процессе психического развития каждого ребенка исходной будет не чисто теоретическая, а практическая деятельность. Внутри этой последней и развивается вначале детское мышление. В преддошкольном возрасте (до трех лет включительно) мышление в основном наглядно-действенное. Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками, практически, разъединяет, расчленяет и вновь объединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью выяснить, «что там внутри».

Наглядно-образное мышление.

В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т. е. в возрасте четырех - семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).

Отвлеченное мышление.

На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается, сначала в простейших формах, отвлеченное мышление, т. е. мышление в форме абстрактных понятий.

Овладение понятиями в ходе усвоения школьниками основ различных наук - математики, физики, истории - имеет огромное значение в умственном развитии детей. Формирование и усвоение математических, географических, физических, биологических и многих других понятий в ходе школьного обучения составляют предмет многочисленных исследований. Развитие отвлеченного мышления у школьников в ходе усвоения понятий вовсе не означает, что их наглядно-действенное и наглядно-образное мышление перестает теперь развиваться или вообще исчезает. Наоборот, эти первичные и исходные формы всякой мыслительной деятельности по-прежнему продолжают изменяться и совершенствоваться, развиваясь вместе с отвлеченным мышлением и под его влиянием.

Интуитивное и аналитическое мышление.

Аналитическое мышление характерно тем, что его отдельные этапы отчетливо выражены и думающий может рассказать о них другому человеку. Аналитически мыслящий человек полно осознает как содержание своих мыслей, так и составляющие их операции. Аналитическое мышление в своем крайнем виде принимает форму тщательного дедуктивного (от общего к частному) вывода.

Интуитивное мышление характеризуется тем, что в нем отсутствуют четко определенные этапы. Оно основывается обычно на свернутом восприятии всей проблемы сразу. Человек в этом случае достигает ответа, который может быть правильным или ошибочным, мало или вовсе не осознавая тот процесс, посредством которого он получил этот ответ. Поэтому выводы интуитивного мышления нуждаются в проверке аналитическими средствами.

Интуитивное и аналитическое мышления взаимно дополняют друг друга Посредством интуитивного мышления человек часто может решить такие задачи, которые он вовсе не решил бы или, в лучшем случае, решил бы более медленно посредством аналитического мышления.

Теоретическое мышление.

Теоретическое мышление - мышление, не ведущее непосредственно к практическому действию. Теоретическое мышление противопоставляется практическому мышлению, заключением которого является, по выражению Аристотеля, поступок. Теоретическое мышление руководствуется особой установкой и всегда связано с созданием специфического «теоретического мира» и проведением достаточно отчетливой границы между ним и реальным миром.

Эмпирическое мышление.

Можно выделить, по крайней мере, три жизненно необходимых функции эмпирического мышления.

Во-первых, эмпирическое мышление обеспечивает человеку осознание сходного и различного. Важнейшая задача мышления при столкновении с бесконечным многообразием чувственно заданных свойств и отношений вещей заключается в их разделении, в ориентации на сходное и отличное, в выделении общего представления о предметах.

Во-вторых, эмпирическое мышление позволяет субъекту определять меру сходства и различия. В зависимости от практико-житейских задач человек одни и те же предметы, явления, ситуации может определять как более или менее сходные и различные.

В-третьих, эмпирическое мышление дает возможность группировать предметы по родовидовым отношениям, классифицировать их.

Способы развития мышления

Развитие наглядно – действенного мышления детей.

К 5-6 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка называют наглядно-действенным.

Для развития наглядно-действенного мышления следует использовать следующие приемы работы с детьми:

1) Обучение анализу зрительного образа (взрослый может обращать внимание ребенка на отдельные элементы предметов, задавать вопросы о сходстве и различии).

2) Учить определять свойства предметов (дети не сразу понимают, что различные предметы могут обладать сходными свойствами; например: «Назови 2 предмета, которые обладают сразу тремя признаками: белый, мягкий, съедобный»).

3) Обучение узнавать объект по описанию возможных действий с ним (например, загадки).

4) Обучение поиску альтернативных способов действия (например, «Что делать, если надо узнать погоду на улице?»).

5) Обучение составлять сюжетные рассказы.

6) Обучение делать логические выводы (например, «Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший?»).

Развитие логического мышления детей.

Для развития логического мышления детей дошкольного возраста используются следующие приемы:

1) Обучение ребенка сравнивать предметы (например, «Найди 10 отличий в следующих картинках»).

2) Обучение ребенка классифицировать предметы (например, игра «Что лишнее?»).

3) Обучение ребенка поиску одинаковых свойств или признаков предметов (например, среди игрушек предложить ребенку найти 2 одинаковые).

Развитие логического мышления детей младшего школьного возраста:

1) Применение упражнений, направленных на формирование умения делить объекты на классы (например, «Прочитай слова (лимон, апельсин, слива, яблоко, земляника) и назови ягоды и фрукты»).

2) Формирование умения давать определения понятиям.

3) Формирование способности выделять существенные признаки предметов.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли - это всегда процесс познавательный.

Список литературы:

1. Краткий психологический словарь/ под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов-нД, 1998.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Учебное пособие/Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : Омега Л, 2006.

3. Тертель А. Л. Психология. Курс лекций: Учебное пособие/ А. Л. Тертель. – М. : Проспект, 2006.

4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Учебное пособие/Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Мн., 1997.

5. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии: Учебное пособие/ Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Просвещение, 1995.

gastroguru © 2017