Методология и методы научного исследования. Презентация "методы педагогического исследования" Метод педагогического исследования эксперимент скачать презентацию

Цели изучения курса

Cформировать общекультурные, общепрофессиональные компетенции, связанные с умениями организации и проведения психолого- педагогических исследований;

Создать условия для развития самопознания, самоопределения, самовыражения, самооценки, самореализации;

Развить такие качества личности, как мобильность, ответственность, толерантность, коммуникативность.

Задачи изучения курса

дополнить и систематизировать знания о методологии научного, в том числе психолого-педагогического исследования;

сформировать понятийный аппарат в области методологии научного исследования;

раскрыть методологический аппарат научного исследования;

выделить методы и методики психолого-педагогического исследования;

организовать работу по выполнению, самооценке и взаимооценке заданий, связанных с построением научного аппарата магистерского исследования.

Основное содержание теоретического блока

Тема 1. Методологические основы исследования

Понятие о методологии науки. Задачи, функции и уровни методологии науки на примере педагогики.

Общие методологические принципы научного исследования . Частные методологические принципы психолого- педагогического исследования.

Научные подходы к исследованию сложных хронотопологических процессов. Сущность современной образовательной парадигмы на различных уровнях.

Методологические требования к проведению психолого- педагогического исследования.

Методологические требования к результатам исследования.

Тема 2. Методологический аппарат исследования, его содержание и характеристика

Компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования: тема, актуальность, противоречия, проблема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, научная новизна, теоретическая и практическая значимость для науки и практики.

Оценка и научное редактирование темы исследования. Структура доказательства актуальности темы исследования. Уровни формулирования противоречий. Характеристика проблемы исследования. Правила выделения объекта и предмета исследования в зависимости от формулировки темы. Целеполагание и реализация принципов минимизации задач научного исследования. Гипотеза исследования, виды гипотез, взаимосвязь с этапами исследования. Этапы психолого- педагогического исследования.

Тема 3. Методы научного познания, методы психолого-педагогического исследования

Метод научного познания: сущность, содержание, основные характеристики. Классификация методов научного познания: философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные. Классификация методов психолого-педагогических исследований: эмпирические, теоретические, сравнительно-исторические, математической и статистической обработки и интерпретации результатов научной работы. Исследовательские возможности различных методов.

Общенаучные логические методы и приемы познания (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование и др.).

Эмпирические методы психолого-педагогического исследования. Взаимосвязь предмета и метода исследования. Общая характеристика эмпирических методов психолого-педагогического исследования.

Теоретические методы психолого-педагогического исследования: анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция, восхождения от абстрактного к конкретному, моделирование.

Сравнительно-исторические методы психолого-педагогического исследования: генетический, исторический и сравнительный.

Статистическая обработка данных в психолого-педагогическом исследовании. 6

Тема 4. Методика проведения психолого-педагогического исследования и педагогического эксперимента

Логика проведения психолого-педагогического исследования, вариативность его построения. Паспорт специальности. Зависимость логики построения исследования от специальности.

Педагогический эксперимент, его сущность и этапы. Схемы педагогического эксперимента.

Основные способы обработки исследовательских данных. Особенности обработки исследовательских данных. Обработка и интерпретация полученных результатов конкретного эмпирического исследования.

Оформление результатов и содержательных выводов исследования.

Основные требования к содержанию, логике и методике изложения исследовательского материала. Язык и стиль диссертации.

Характеристика основных видов представления результатов исследователя

Тема 5. Особенности научного исследования в условиях развития ИКТ

Роль ИКТ в проведении научного исследования. Обзор средств ИКТ, используемых на различных этапах научного исследования.

1. Актуальность научного исследования. Доказательство актуальности конкретной (выбранной) темы научного исследования

2. Проблематика научного исследования. Формулировка проблемы научного исследования, сравнение полученных результатов, коррекция и рефлексия

Основное содержание практического блока

3. Целеполагание научного исследования. Формулировка целей и задач научного исследования

4. Построение методологического аппарата научного исследования. Правила выделения объекта и предмета исследования.

Теоретическая и практическая значимость, научная новизна исследования

Ибрагимов Гусейн Ибрагимович, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования

Слайд 2: Л.2. Логическая структура научно-педагогической деятельности

1. Особенности научно-педагогической деятельности 2. Принципы научного познания 3. Средства научно-педагогической деятельности 4. Методы научно-педагогической деятельности 5. Нормы научной этики

Слайд 3: 2.1. Особенности научно-педагогической деятельности

Научное исследование в образовании – систематическая познавательная деятельность, направленная на получение нового знания об образовательных явлениях и процессах. 1.1. Особенности индивидуальной научной деятельности: - четкое определение и ограничение цели научной работы; - научная работа строится на плечах предшественников; - строго выстроенный понятийный аппарат; - обязательное оформление результатов в письменном виде. 1.2. Особенности коллективной научной деятельности: - плюрализм научного мнения; - коммуникации в науке; - внедрение результатов исследования

Слайд 4: Уровни научного исследования в образовании

По способу получения знания и характеру информации выделяют три уровня: фундаментальные, прикладные исследования, разработки. Фундаментальные – направлены на разработку теоретических концепций науки Прикладные – решают практические задачи или теоретические вопросы практической направленности Разработки – для непосредственного обслуживания практики образования (уч. программы, пособия и т.д.)

Слайд 5: 2.2 Принципы научного познания

Целью научного исследования является получение нового научного знания. Это новое научное знание соотносится: ∙с объективной реальностью – принцип детерминизма; ∙с предшествующей системой научного знания – принцип соответствия; ∙с познающим субъектом – исследователем– принцип дополнительности («без субъекта нет объекта »).

Слайд 6: Принцип детерминизма

Детерминизм выступает в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени какому-либо данному событию и вызывают его. Современное понимание принципа детерминизма предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, то есть прямо не содержащих момента порождения одного другим. Сюда входят пространственные и временные корреляции, функциональные зависимости и т.д. В том числе, в современной науке, в отличие от детерминизма классической науки, особенно важными оказываются соотношения неопределенностей, формулируемые на языке вероятностных законов или соотношения нечетких множеств, или интервальных величин и т.д.

Слайд 7: Принцип соответствия

Теории, справедливость которых экспериментально установлена для той или иной области явлений, с появлением новых, более общих теорий не отбрасываются как нечто ложное, но сохраняют свое значение для прежней области явлений как предельная форма и частный случай новых теорий. Принцип соответствия означает, в частности, и преемственность научных теорий. Новые теоретические построения бывают полезны для развития науки, но если они не будут соотноситься с прежними, то наука перестанет быть цельной, а ученые в скором времени вообще перестанут понимать друг друга

Слайд 8: Принцип дополнительности

Принцип дополнительности возник в результате новых открытий в физике также на рубе - же Х I Х и ХХ веков, когда выяснилось, что исследователь, изучая объект, вносит в него, в том числе посредством при - меняемого прибора, определенные изменения. Этот принцип был впервые сформулирован Н. Бором: воспроизведение целостности явления требует применения в познании взаимо - исключающих « дополнительных » классов понятий.

Слайд 9: Принцип дополнительности

Принцип дополнительности существенно изменил весь строй науки. Если классическая наука функционировала как цельное образование, ориентированное на получение системы знаний в окончательном и завершенном виде, на однозначное исследование событий, исключение из контекста науки влия - ния деятельности исследователя и используемых им средств, на оценку входящего в наличный фонд науки знания как абсолютно достоверного, то с появлением принципа допол - нительности ситуация изменилась.

10

Слайд 10: Принцип дополнительности

– включение субъектной деятельности исследователя в контекст науки привело к изменению понимания предмета знания: им стала теперь не реальность«в чистом виде», а некоторый ее срез, заданный через призмы принятых теоретических и эмпирических средств и способов ее освоения познающим субъектом; –взаимодействие изучаемого объекта с исследователем (в том числе посредством приборов) не может не привести к различной проявляемости свойств объекта в зависимости от типа его взаимодействия с познающим субъектом в различ - ных, часто взаимоисключающих условиях. А это означает правомерность и равноправие различных научных описаний объекта, в том числе различных теорий, описывающих один и тот же объект, одну и ту же предметную область. Поэтому, очевидно, булгаковский Воланд и говорит: «Все теории стóят одна другой».

11

Слайд 11: 2.3. Средства педагогического исследования

В ходе развития науки разрабатываются и совершенствуются средства познания: Материальные; Информационные; Математические; Логические; Языковые; .

12

Слайд 12: Материальные и информационные средства познания

Материальные и информационные средства познания– это, в первую очередь, приборы для научных исследований (микроскопа, теле- скопа, синхрофазотрона, спутников Земли и т.д.), разные носители информации. В педагогическом исследовании это: вычислительная техника, информационно-компьютерная техника, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия, секундомер (используется в эксперименте), здание особой архитектуры и т.п. Материальные и информационные средства специально создаются другими людьми для их применения в научном исследовании.

13

Слайд 13: Математические средства

Математические средства позволяют систематизировать эмпирические данные, выявлять и формулировать количественные зависимости и закономерно - сти. Математические средства используются также как особые формы идеализации и аналогии (математическое моделирование). В педагогическом исследовании наибольшую роль играют средства математической статистики

14

Слайд 14: Логические средства

Использование логических средств в процессе построения рассуждений и доказательств позволяет исследователю: - отделять контролируемые аргументы от интуитивно или некритически принимаемых; - ложные от истинных; - путаницу от противоречий.

15

Слайд 15: Языковые средства познания

Важным языковым средством познания являются, в том числе, правила построения определений понятий (дефиниций). Во всяком научном исследовании ученому приходится уточнять введенные понятия, символы и знаки, употреблять новые понятия и знаки. Определения всегда связаны с языком как средством познания и выражения знаний. Правила использования языков как естественных, так и искусственных, при помощи которых исследователь строит свои рассуждения и доказательства, формулирует гипотезы, получает выводы и т.д., являются исходным пунктом познавательных действий. Знание их оказывает большое влияние на эффективность использования языковых средств познания в научном исследовании. Язык педагогики, его соотнесение со специфическими языками других наук

16

Слайд 16: 2.4. Методы научного познания (педагогического исследования)

С позиции структуры деятельности могут быть выделены: методы – действия; методы-операции. Действие –единица деятельности, отличительной особенностью которой является наличие конкретной цели. Операция – структурная единица действия, соотнесенные с объективно-предметными условиями достижения цели. Одна и та же цель, соотносимая с действием, может быть достигнута в разных условиях; то или иное действие может быть реализовано разными операциями. Одна и та же операция может входить в разные действия (А.Н.Леонтьев)

17

Слайд 17: Определение метода

Метод – это: -во-первых, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; во-вторых, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности (Советский энциклопедический словарь, 1988).

18

Слайд 18: Группировка методов познания

Теоретические методы: методы-познавательные действия: выявление и разрешение противоречий, постановка проблемы, построение гипотезы и др.; Методы-операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация и др. Эмпирические методы: Методы-познавательные действия: обследование, мониторинг, эксперимент и др.; Методы-операции: наблюдение, опрос, тестирование и др.

19

Слайд 19: 2.5. Нормы научной этики

Внутренние и внешние этические нормы. Четыре основные ценности ученого (Мертон, 1942 г.) 1. Истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от расы, пола, возраста, авторитета, званий тех, кто их формулирует; 2. Общность: научное знание должно свободно становиться общим достоянием; 3. Беспристрастность, незаинтересованность- ученый должен искать истину бескорыстно; 4. Рациональный скептицизм (Платон мне друг, но истина дороже – Аристотель)

20

Слайд 20: Нормы научной этики

личная ответственность за проводимую диагностику и полученные в исследовании выводы и результаты; конфиденциальность, нераспространение диагностической информации без прямого согласия самого испытуемого; научная обоснованность применяемых исследовательских методов и методик (соответствие требованиям надежности, валидности, репрезентативности);

21

Слайд 21: Нормы научной этики

ненанесение уще рба, т.е. запрет на использование информации и выводов во вред включенным в проведение эксперимента лицам; позитивное принятие ребенка, педагога, образовательной реальности, стремление принять и понять их такими, какие они есть, уважение права человека на оригинальность, неповторимость; обеспечение прав людей, привлекаемых к экспериментальным действиям.

22

Слайд 22

23

Слайд 23: Этические ошибки при работе с источниками и литературой:

искажение идеи и позиции автора; некорректное цитирование; эклектик а - соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций, стилей и т.д.; историческая некорр ектность – в одном ряду вперемешку перечисляются классики педагогики прошлых веков и современники (например: Аристотель, М.И. Махмутов, Я.А. Коменский …) или сопоставляются их точки зрения.

24

Слайд 24: 1.3. Методологические характеристики педагогического исследования

Актуальность Проблема исследования Объект Предмет Цель Гипотеза Задачи Методологические и теоретические основы Методы исследования

25

Слайд 25: Основные характеристики научного исследования

Эмпирическая база Этапы исследования Научная новизна Положения, выносимые на защиту Теоретическая значимость Практическая значимость Достоверность и обоснованность Апробация и внедрение результатов исследования в практику Структура работы

26

Слайд 26: 2. Виды научных исследований в образовании

Структура педагогической науки определяется номенклатурой научных специальностей, которая периодически пересматривается и утверждается правительством. Эта номенклатура является основанием для присвоения ученых степеней и званий, планирования научных исследований, открытия диссертационных советов

27

Слайд 27: Номенклатура научных специальностей по педагогическим наукам

13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) 13.00.03 – Коррекционная педагогика 13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры 13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности 13.00.07 – Теория и методика дошкольного образования 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования

28

Слайд 28: 3. Методологическая культура исследователя

Необходимо различать понятия «методологическая культура ученого » и «методологическая культура учителя». Основные критерии методологической культуры учителя: выработка концепции своей профессиональной деятельности; осознание роли методологии в этом процессе; творчество и системность педагогической деятельности.

29

Слайд 29: Критерии методологической культуры ученого

принадлежность к одной из научных школ и глубокое владение присущим ей аппаратом исследования; ориентация в существующих в педагогической науке методологических подходах, концепциях и теориях; корректное использование педагогической терминологии; способность выделять и обосновывать актуальность исследовательских проблем;

30

Слайд 30: Критерии методологической культуры ученого

прогностичность мышления; способность формулировать гипотезу, планировать и осуществлять ее проверку; умение выполнять исследование в соответствии с такими методологическими ориентирами, как «объект и предмет исследования», «цель», «новизна»; умение представить результаты исследования в виде педагогического проекта.

31

Последний слайд презентации: Методология и методы педагогического исследования: Как овладеть методологической культурой?

Овладеть методологической культурой можно лишь через анализ опыта применения методологического знания в процессе собственной исследовательской деятельности

Слайд 2

Слайд 3

Методы исследования - пути, способы изучения объективной реальности Методы педагогического исследования - это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий

Слайд 4

25.11.2017 Методы педагогического исследования Теоретические методы Эмпирические методы Математические и статистические методы

Слайд 5

теоретическиеметодыисследования

25.11.2017 анализ (мысленное расчленение целого на части) синтез (объединение частей в целое, связь) абстрагирование (выделение, вычленение, извлечение) конкретизация (наполнение) моделирование (создание, применение модели) сравнение (сопоставление, выделение определенных отношений) обощение

Слайд 6

Эмпирические методы исследования

МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - (empiricalresearchmethods) Слово "эмпирический" буквально означает "то, что воспринимается органами чувств".

Слайд 7

педагогический эксперимент, наблюдение, самонаблюдение, методы опроса (беседа, интервью, анкетирование); социометрия, тестирование, педагогический консилиум; экспертные оценки, изучение, обобщение и распространение массового и передового педагогического опыта и др.

Слайд 8

Наблюдение

Организованное восприятие процессов и явлений, связанных с целенаправленным формированием личности школьника

Слайд 9

Виды наблюдений

По длительности проведения - кратковременное (срез) и лонгитюдноге (продолжительное). По охвату - выборочное (наблюдаются отдельные параметры явлений и процессов) и сплошное (фиксируются все изменения объекта в пределах ситуации). По степени участия исследователей - непосредственное (прямая вовлеченность) и опосредованное (с помощью привлечения вспомогательных средств, аппаратуры).

Слайд 10

Слайд 11

25.11.2017 Методы опроса Устный опрос Письменный опрос

Слайд 12

Беседа

Самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения результатов исследования

Слайд 13

25.11.2017 Беседа стандартизированная свободная

Слайд 14

Требования к составлению вопросов

опрос не должен носить случайный характер, а быть планомерным; более понятные отвечающему вопросы задаются раньше, более трудные — позднее; вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятными для всех отвечающих; вопросы не должны противоречить педагогическому такту и профессиональной этике.

Слайд 16

Интервьюирование

Интервью мнений (выясняются оценки явлений, событий) Интервью документальное (установление фактов)

Слайд 17

Правила проведения интервью

во время интервью исследователь должен быть с отвечающим наедине, без посторонних слушателей; каждый устный вопрос следует прочитать с вопросного листа (вопросника) дословно, в неизмененном виде; следует точно придерживаться порядка следования вопросов; отвечающий не должен видеть вопросника или иметь возможность прочитать следующие за очередным вопросы; интервью должно быть кратковременным (с учащимися, как правило, не более 15—20 минут, со взрослыми не более 30 минут);

Слайд 18

интервьюирующий не должен воздействовать на отвечающего каким-либо способом (косвенно подсказывать ответ, качать головой в знак неодобрения, кивать головой и т.д.); интервьюирующий может в случае надобности, если данный ответ неясен, задавать дополнительно лишь нейтральные вопросы. (Например: «Что Вы хотели этим сказать?», «Объясните немного подробнее!»); если отвечающий не понимает вопроса, его нужно медленно прочитать еще раз; ни в коем случае нельзя разъяснять отвечающему вопрос и содержащиеся в нем понятия; если вопрос остается непонятным и после повторного чтения, против него следует написать: «Вопрос непонятен!»; ответы записываются в вопросник только во время опроса.

Слайд 19

Письменный опрос

Анкетирование - в его основе лежит заранее разработанный вопросник (анкета), а ответы респондентов (опрашиваемых) на все позиции вопросника составляют искомую эмпирическую информацию.

Слайд 20

Анкетирование

Слайд 21

Этапы составления вопросника

Определение характера информации Составление приблизительного ряда вопросов Составление первого плана вопросника Предварительная его проверка путем «пилотажа» Исправление вопросника и окончательное его редактирование

Слайд 22

Требования к вопросам анкеты

Взаимосвязь в структуре анкеты Лаконичность, простота, точность формулировок Разумное соотношение открытых и закрытых вопросов Достаточное и необходимое количество вопросов Целесообразность вопросов Определенная логика расположения вопросов Личностная направленность вопросов

Слайд 23

Вопросы анкеты не должны

  • Слайд 24

    Достоинства метода анкетирования

    Массовость обследования Незначительные затраты времени для сбора информации Простая технология обработки результатов Возможность получения письменных ответов на вопросы, которые в устной форме остаются без ответа Возможность сравнения результатов нескольких исследований

    Слайд 25

    Эксперимент

    латинского происхождения и в переводе означает "опыт", "испытание". метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом.

    Слайд 26

    Виды педагогического эксперимента

    Констатирующий (изучаются существующие педагогические явления) Формирующий (конструируются новые педагогические явления)

    Слайд 27

    По месту проведения: Естественный педагогический эксперимент - научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Объектами естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, приемы и методы обучения и воспитания, формы учебно-воспитательного процесса. Лабораторный педагогический эксперимент используется тогда, когда надо проверить какой-либо частный вопрос или если для получения необходимых данных нужно обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемым, при этом эксперимент переносится в специальные исследовательские условия.

    Методы педагогического исследования - это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

    Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты. Эмпирические методы Синтез Индукция Дедукция Сравнение Абстрагирование Обобщение Конкретизация и моделирование методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты) методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные) методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум) методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) Анализ методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.)

    Теоретические методы Анализ - мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления. Одно и то же исследуемое явление можно анализировать по многим аспектам. Синтез - мысленное соединение признаков, свойств явления в общее (абстрактное) целое. Синтез - это смысловое соединение. Если просто суммировать признаки явления, между ними не возникает логической системы, образуется лишь хаотическое накопление отдельных связей. Анализ и синтез тесно связаны между собой в любом научном исследовании. Абстрагирование - мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей. Конкретизация - мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (по своей логической природе процесс, противоположный абстрагированию).

    Теоретические методы Сравнение - установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями. Для того чтобы сравнить между собой определенные явления, необходимо выделить в них известные признаки и установить, как они представлены в рассматриваемых объектах. Несомненно, составной частью этого процесса всегда будет анализ, так как во время установления различий в явлениях следует вычленить измеряемые признаки. Поскольку сравнение - это выявление определенных соотношений между признаками, то ясно, что в ходе сравнения используется и синтез. Обобщение - выделение в явлениях общих черт, т. е. подытоживание исследования. При использовании метода сравнения устанавливаются общие признаки явлений, позволяющие объединить их в одну смысловую группу. Обобщение тем убедительнее, чем большее количество существенных признаков явлений подвергалось сравнению. Моделирование - это исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей. Индукция и дедукция - логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.

    Эмпирические методы Наблюдение - метод исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств (целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления). Наблюдение имеет ряд существенных черт, которые отличают его от обыденного восприятия человеком происходящих событий. Основными из них являются: · целенаправленность; · аналитический характер. Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются и объясняются; · комплексность. Следует не выпускать из поля зрения ни одной существенной стороны наблюдаемого; · систематичность. Необходимо не ограничиваться разовым «снимком» наблюдаемого, а на основе более или менее продолжительных (пролонгированных) исследований выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за определенный период.

    Эмпирические методы Виды наблюдений: 1. по временной организации - непрерывное и дискретное (в отдельные промежутки времени); 2. по объему - широкое (сплошное), когда фиксируются нес доступные особенности поведения наблюдаемых в целом, и узкоспециальное (выборочное), направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов; 3. по способу получения сведений - непосредственное (прямое) и косвенное (опосредованное). При прямом наблюдении исследователь регистрирует увиденные факты, при косвенном наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат. Наблюдение может быть также включенным и невключенным (по типу связи наблюдателя и наблюдаемого). Включенное наблюдение предполагает, что исследователь сам является членом группы, поведение которой рассматривается. Если при этом он маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождаются серьезные этические проблемы. В невключенном наблюдении позиция исследователя открыта, он наблюдает за происходящим со стороны. По условиям проведения наблюдения бывают полевые (в естественных условиях) и лабораторные (с применением специального оборудования).

    Эмпирические методы Достоинства наблюдения заключаются в том, что оно позволяет изучить предмет: - в целостности; - в естественном функционировании; - в многогранных связях и проявлениях. Недостатки наблюдения состоят в том, что этот метод Не позволяет: - активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации; - наблюдать одновременно за большим количеством явлений, лиц; - охватить некоторые труднодоступные явления, процессы; - избежать вероятности ошибок, связанных с личностью наблюдателя; - делать точные замеры.

    Эмпирические методы Беседа дает возможность выяснить мнение, отношение воспитателей и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям. Исследователь, проводящий беседу, должен уметь вызвать собеседника на откровенность, четко ставить вопросы, которые должны быть тактичными, при этом нецелесообразна постановка вопросов «в лоб» . Беседа проводится по заранее намеченному плану, в свободной форме, без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы при этом можно открыто фиксировать.

    Эмпирические методы Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет). Применяются различные типы анкет: Открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа, и закрытые, в которых необходимо выбирать один из готовых ответов; Полузакрытые (полуоткрытые), когда даются готовые ответы и можно добавлять собственные; Именные, предлагающие указывать фамилию испытуемого, и анонимные - без указания автора ответов; Полные и урезанные; Пропедевтические и контрольные; и т. д.

    Эмпирические методы Тестирование - метод педагогического исследования с использованием тестов. Тест (от англ. test - проба, испытание, исследование) - стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого. Качество теста определяется: надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностью (соответствием теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики). Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирования, надо указать прежде всего на использование тестов успеваемости. Широко применяются тесты элементарных умений, таких, как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности - выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным дисциплинам. Итоговый тест содержит большое число вопросов и предлагается после изучения крупного раздела учебной программы.

    Эмпирические методы Эксперимент – это своего рода наблюдение, только в данном случае экспериментатор наблюдает за тем процессом, который он сам же планомерно осуществляет. Педагогический эксперимент - преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных результатов. Виды эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторным является эксперимент, который проводится в искусственно созданных условиях. Естественный эксперимент проводится в обычной обстановке. В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими. Констатирующий эксперимент выявляет наличное состояние (до формирующего эксперимента). Формирующий (обучающий, преобразующий) эксперимент - это активное формирование какой-либо установки. К педагогическому эксперименту предъявляются определенные требования: 1. Он не должен допускать риска для здоровья участников эксперимента. 2. Его нельзя проводить с заведомо отрицательным результатом.

    Эмпирические методы Выделяют следующие этапы эксперимента: теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез); методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов); собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых); аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

    Методы педагогического исследования Изучение документов также является методом педагогического исследования. Документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. По форме фиксации информации существуют следующие документы: - письменные (содержат в основном буквенный текст); к ним относятся классные журналы, дневники, медицинские карты, тетради учащихся, рабочие (календарные) планы преподавателей, учебные планы, протоколы собраний, программы, контрольные работы и др. ; - статистические (информация в основном цифровая); - иконографические (кино- и фотодокументы, картины); - фонетические (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты); - технические (чертежи, поделки, техническое творчество).

    Эмпирические методы Метод изучения продуктов деятельности учащихся: Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области. Метод изучение школьной документации - вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса. К методам педагогического исследования также относятся изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод направлен на анализ состояния практики, элементов нового, эффективного в деятельности педагогических работников. М. Н. Скаткин выделяет два вида передового опыта: педагогическое мастерство и новаторство. Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании рекомендаций науки и практики. Новаторство представляет собой собственные методические находки, новые наработки.

    Математические методы Особое положение занимают математические методы и методы статистической обработки исследовательского материала. Шкалирование - превращение качественных факторов в количественные ряды. Такое преобразование дает возможность, например, качества личности изобразить в виде шкалы. Шкалирование, при котором оцениваются качества личности с помощью компетентных лиц, называется рейтингом. Метод обобщения независимых характеристик, предполагающий выявление и анализ мнений, полученных от различных людей. Метод педагогического консилиума, т. е. обсуждение результатов изучения уровня воспитанности и обученности школьников и совместная выработка средств преодоления недостатков. Социометрический метод - позволяет установить социально-психологические взаимоотношения членов какой-либо группы в количественных параметрах. Этот метод дает возможность оценивать структуру малых групп и статус отдельной личности в группе. Математические и статистические приемы в педагогике используются для обработки полученных с помощью опроса и эксперимента данных. Они дают возможность оценить результаты работы, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

    Математические методы Шкалирование - введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок. Регистрация - метод выявления наличия определенного качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, количество активно работающих на занятии и пассивных). Ранжирование (или метод ранговой оценки) требует расположения собранных данных в определенной последовательности (обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и, соответственно, определения места в этом ряду каждого из исследуемых (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников).

    «Научное педагогическое исследование» - ОЭР в педагогической практике. Методологические принципы НПИ. Проведение ОЭР (пилотный (пробный) и преобразующий (формирующий) эксперименты, опытная работа). 11. Группы общенаучных методов, используемых в педагогике. Уровни педагогического исследования. Социально-психологические: социометрия, тестирование, тренинг.

    «Проектно-исследовательская деятельность» - Находит решение. Проектно-исследовательская деятельность-это… 4. Задачи этапа. Ребенок. Формы продуктов проектной деятельности. 1. Гипотеза - основа процесса творческого мышления Как рождается гипотеза? Ставит проблему. 7.Защита Проекта. Простой уровень. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников.

    «Исследовательская деятельность школьников» - Творческие; Ролевые, игровые; Практикоориентированные; Собственно исследовательские. Учебно – исследовательская деятельность -. Поисково – исследовательская; Экспериментально – исследовательская; Междисциплинарная; Проектная; Техническая; Творческая. Характеризуется: - целенаправленностью; - активностью; - предметностью; - мотивированностью; - сознательностью.

    «Устное выступление» - Если нет – обрисуйте, как именно Вы будете работать. Информация, которая не воспринимается со слуха – цитаты, даты, имена. Устное выступление и использование программы Microsoft Power Point. Поварнин С.И. Искусство спора. Обратная связь. Структура письменного исследования. 1.1. Первый абзац: Повторение темы – в одном предложении, со своими акцентами.

    «Учебно-исследовательская деятельность» - 1 этап. Текстовое оформление работы. 6 этап. Этапы исследовательской деятельности учащихся. Учащиеся в процессе обучения литературе должны. Исследование. 5 этап. Жан-Жак Руссо Учить не мыслям, а мыслить. Выступление учащихся с результатами исследования. Принцип исследовательской деятельности.

    «Исследование на уроках» - Определите художественно-выразительные средства. Выявите ключевые слова. Петр(«Полтава») Петр(«Медный всадник») 2 группа. Тема: «Образы Петра и Петербурга в поэме А.С.Пушкина «Медный Всадник». Определите размер стиха, способ рифмовки. Общие цели уроков литературы по модели «Обучение как исследование».

    Всего в теме 7 презентаций



  • gastroguru © 2017