Техники технологии используемые в коррекционно логопедической работе. Логопедические технологии - Разное - Методическая копилка - Каталог статей - ДИА "CREATIV". Методы усиления круговой мышцы рта

Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому мной эффективно использует в совместной деятельности с детьми, а также при взаимодействии с семьями воспитанников различные современные образовательные педагогические технологии, соответствующие основным направлениям воспитательно - образовательной работы, соблюдая при этом принципы: невмешательства, поддержания интереса, порядка, свободы выбора, творчества, успешности. Таким образом, мной используют в работе следующие современные образовательные методики и технологии:

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Использование современных образовательных технологий.

На протяжении всей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем, изучая и применяя в системе воспитательно - образовательной работы как традиционные, так и новые современные образовательные педагогические технологии.

Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому мной эффективно использует в совместной деятельности с детьми, а также при взаимодействии с семьями воспитанников различные современные образовательные педагогические технологии, соответствующие основным направлениям воспитательно - образовательной работы, соблюдая при этом принципы: невмешательства, поддержания интереса, порядка, свободы выбора, творчества, успешности. Таким образом, мной используют в работе следующие современные образовательные методики и технологии:

Образовательные

технологии и методики

Цель использования

технологий и методик

Описание внедрения

в педагогическую деятельность

Результаты использования

Здоровьесберегающие

технологии.

1.Дыхательная гимнастика.

Стимулирует работу мозга, регулирует нервно -психические процессы.

Упражнения для дыхания на индивидуальной, фронтальной, подгрупповой нод по лексическим темам.

Сильный и продолжительный выдох. Нижнедиафрагмальное дыхание, организация речи на выдохе. Дифференциация ротового и носового выдоха.

2.Зрительная гимнастика.

Снимает напряжение с глаз,

способствует тренировке зрительно-моторной координации.

Использование упражнений после

напряженной 10 минутной работы.

Профилактика миопии.

3.Релаксация.

Снимает напряжение, чувство беспокойства.

Является одним из этапов работы

в нод.

Развивается умение управлять своим телом,

контролировать свои эмоции, чувства, ощущения.

4.Мимическая гимнастика.

Способствует коммуникации,

эмоциональному развитию.

Выполняется на каждой нод,

перед зеркалом, по подражанию или словесной инструкции.

Более четкая мимическая картина.

5.Динамические паузы в сочетании с

речевым материалом.

Развитие общей моторики,

координации движений и речи, снятие мышечного напряжения.

Физминутки по лексическим темам.

Повышенная работоспособность,

профилактика нарушения осанки и плоскостопие.

6.Гимнастика для пальчиков.

Развитие мелкой моторики и

навыков самообслуживания, манипуляции с предметами, ручной умелости, снятие синкенезий и мышечных зажимов.

Крупотерапия, пескотерапия,

су-джоки, мозайка, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками.

Прямопропорциональная зависимость

развития мелкой моторики и речи.

7.Психогимнастика.

Обучение детей выразительным

движениям, тренировка психомоторных функций, снижение эмоционального напряжения.

Игры и этюды на нод.

Развитие эмоциональной сферы,

рефлексии чувств.

8.Сказкотерапия при выполнении

артикуляционной гимнастики.

Нормализация речевой моторики,

эмоциональное развитие.

Сказки по лексическим темам на нод.

Улучшение произносительных навыков.

9.Биоэнергопластика.

Активизация интеллектуальной деятельности,

развитие координации, мелкой и артикуляционной моторики.

На каждого ребенка существует комплект

красных варежек, олицетворяющих язычок, надевая которые дети выполняют гимнастику для язычка.

Улучшается речь.

10.Самомассаж лицевой и

пальцевой мускулатуры.

Стимулирование и активизация

мышечного тонуса.

Комплексы упражнений на нод,

как один из этапов работы.

Укрепление мимической мускулатуры,

формирование тактильных ощущений, развитие речи.

Технология проблемного обучения.

Развитие познавательной активности.

Последовательное, целенаправленное

выдвижение перед воспитанниками познавательных задач.

Активное усвоение знаний.

Технология концентрированного обучения.

Создание максимально близкой

к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры образовательной деятельности.

Тематическое планирование.

Углублённое и всестороннее освоение материала.

Технология развивающего обучения.

Развитие личности и её способностей.

Ориентация познавательной деятельности

на потенциальные возможности ребенка.

Развитие всех компонентов языковой системы.

Технология дифференцированного обучения.

Создание оптимальных условий

для выявления и коррекции речевых расстройств.

Усвоение программы на различных

планируемых уровнях.

Чистое звукопроизношение,

достаточный словарный запас, грамматически правильно построенные предложения и высказывания.

Технология игрового обучения.

Развитие воображения, внимания,

памяти, речи,мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии.

Дидактические и словесные игры,

игры на развитие психических процессов, фонематического слуха и звукового анализа, слоговой структуры, по обучению грамоте.

Повышение познавательной активности,

формирование мотивации учебной деятельности


Средняя общеобразовательная школа села Хворостянка структурное подразделение «Детский сад «Колосок» муниципального района Хворостянский Самарской области

Учитель-логопед

В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессыв своей работе мы используем:

10. Технологии развития связной речи:

· традиционный подход (,). Путем практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в предложении и учатся пра­вильно отражать их в речи.

· сказкотерапия, сказки помогают воспитанию глубинных чувств и эмоциональной отзывчивости у детей. В театрализованных представлениях дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, мимику, манеру разговора. Проявляется умение регулировать интонационной выразительностью, происходит становление диалога и освоение произвольного построения монолога.


11. Технологии моделирования: наглядное моделирование используется для решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях у детей, как и с нормой речи, так и с нарушением речи.

12. Технология формирования навыков речевой саморегуляции и введения их в речевую коммуникацию.

13. Здоровьесберегающие технологии в логопедии:

· логопедическая ритмика.

· зрительная гимнастика благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора.

· физкультурные минутки.

14. Компьютерные технологии в коррекции речи:

· использование мультимедийных средств коррекции и развития;

Занимательность, необычность упражнений и видимый уровень своих достижений значительно повышает мотивацию ребёнка к логопедическим занятиям, его активность на них.

Систематическое применение предлагаемых технологий оказывает стимулирующее влияние на развитие речи детей, укрепляет здоровье дошкольников. Упражнения должны быть доступны и выполняться в игровой форме, так как игра - это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Введение ФГОС ДО открывает перед нами новые, неизведанные методические компоненты реализации программы дошкольного образования , которые не загоняют нас в строгие рамки при устранении речевого дефекта, а предлагают поиск рациональных решений, что делает этот процесс более творческим и интересным.

Литература

1. Белая деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Сфера, 2004.

2. , Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Учитель, 2008;

3. Никишина -класс для педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии. М.: Планета,2013;

4. Новикова представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика - Синтез, 2010;

5. , Лысогорская система ДОУ- Волгоград: Учитель, 2009.

Приложение 4
ПРИЛОЖЕНИЕ К ЭКСПЕРТНОМУ ЗАКЛЮЧЕНИЮ
Информация
о современных образовательных технологиях,
используемых педагогом в практической профессиональной деятельности
(заполняется педагогом)


п/п
Название образовательной технологии (с указанием автора)
Цель использования образовательной технологии
Описание порядка использования (алгоритм применения) технологии в практической профессиональной деятельности
Результат использования образовательной технологии

Технология коррекции звукопроизношения.
М.Е. Хватцев, М.Ф. Фомичёва Е.М. Мастюкова, Е.Ф.Архипова

Исправление различных видов нарушений произношения звуков: их отсутствия, замены, искажения.
Постановка и автоматизация звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Развитие фонематических процессов: фонематического слуха, дифференцирования звуков близких по акустическим и артикуляторным характеристикам.
Развитие речевого слуха.
Технология коррекции звукопроизношения осуществляется в несколько этапов
1 Подготовительный этап:
1)Формирование точных движений органов артикуляции с помощью игровых комплексов артикуляционной гимнастики, уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, активизация мышц речевого аппарата с помощью массажа.
2) Формирование направленной воздушной струи с помощью системы дыхательных упражнений.
3) Развитие речевого слуха, фонематических процессов и представлений с помощью фонетических упражнений и авторских логопедических сказок.
2.Этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Постановка звука.
3 Этап. Автоматизация звука изолированно, в слогах, словах, предложениях и в самостоятельной речи с помощью вербального и картинного материала, мультимедиа презентаций серии «Путешествие со звуками».
4 Этап. Дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам в изолированном положении, в слогах, словах, предложениях и собственной речи с помощью картинных материалов и заданий к ним. Контроль за речью детей.

Дети умеют правильно и чётко произносить все звуки русского языка в любых речевых ситуациях в соответствии с возрастными нормами.
Дети имеют развитый речевой слух, дифференцируют звуки речи на слух и в произношении изолированно и в составе слов, произносят слова, имеющие в составе близкие по артикуляции звуки, не изменяя звуковую наполняемость, узнают и различают слоги и слова близкие по звуковому составу.

Технология формирования зрительно - пространственных представлений и навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей с ОНР.
А.В. Семенович, Т.Ю. Бардышева Е.Н. Моносова О.Н. Митропольская, О.С.Яцель,
Обучение детей целенаправленному целостному обследованию предметов окружающего мира, их изображений и графических знаков.
Развитие умений сравнивать предметы и их изображения между собой по нескольким признакам. Развитие ориентировки в схеме тела, лица и на плоскости. Развитие понимания и словесного обозначения места расположения объектов по отношении к телу, пространственных отношений между предметами.
Активизация навыка составления и употребления предложно-падежных конструкций, знакомство с предлогом, как частью предложения. Формирование умения анализировать предложения с предлогами.

Реализация интегрированного подхода к процессу обучения. Развитие у детей зрительно-пространственных представлений в разных видах деятельности. Проведение коррекционно-педагогической работы по следующим направлениям:
1.Формирование собственно-пространственных представлений.
2. Развитие навыков обследования и сравнения предметов, выделяя структурные элементы, моделируя их.
3.Обучение правильному пониманию и употреблению предлогов с помощью «волшебников» (вопросов), введение предлогов в разные речевые конструкции и их наглядное моделирование.
4. Формирование умений составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по предметным и сюжетным картинкам, по предложенным словам и схеме предлога
5.Формирование понимания логико-грамматических конструкций
6.Ориентировка на плоскости, на листе бумаги.
Дети узнают предметы по деталям, контурные и наложенные друг на друга изображения, сравнивают объекты, изображения, действия по нескольким признакам, выявляя составляющие, структурные элементы, могут моделировать объекты.
Дети ориентируются в пространстве, на плоскости, на листе бумаги в клетку. Имеют представление о схеме собственного тела, лица, взаиморасположении объектов относительно себя, могут рассказать о них, пользуясь грамматическими категориями, отражающими пространственное отношение.
Дети правильно строят предложения с предлогами, называют предлоги, подходящие к падежным конструкциям. Дети выделяют предлог в составе предложения, как значимое отдельное слово.

Технология развития лексико-грамматического строя речи и навыков самостоятельного высказывания с использованием ОСМ-ТРИЗ-РТВ.
Т.А.Сидорчук, Н.Н.Хоменко, Р.И.Лалаева, Т.А. Ткаченко
Л.М. Граб, С. Н. Шаховская
Развитие речемыслительной деятельности дошкольников, повышение работоспособности и усидчивости в деятельности, требующей речевой активности. Мотивация познавательной деятельности.
Развитие коммуникативных умений
Обогащение и активизация словаря, развитие умений правильно употреблять грамматические категории в самостоятельной речи. Развитие навыков словообразования и словоизменения. Обучение составлению загадок, образных характеристик объектов.
Предупреждение и устранение аграмматизмов.
Формирование навыков построения суждений на заданную тему, Развитие диалогической и монологической речи.

Реализация системно-деятельностного подхода к организации коррекционного процесса. Внедрение в обучающий процесс:
- логопедических занятий с элементами опытнической, исследовательской деятельности;
-упражнений и дидактических материалов творческой направленности по разрешению проблемных ситуаций, закреплению употребления грамматических категорий и навыков самостоятельного высказывания;
-показа мультимедийных презентаций для расширения представлений об окружающем мире /по лексическим темам/, обучении постановки вопросов и составления суждений на заданную тему;
Систематизация информации и активизация речемыслительных процессов, самостоятельных речевых высказываний проводится с помощью:
- серии ассоциативных игр, метода «системный оператор», моделирования (мнемотехники),
- решения проблемных ситуаций, метода фокальных объектов, составления загадок по опорным таблицам, работы со сказочным сюжетом.
Дети позитивно относятся к деятельности, требующей усидчивости, речевой активности,.
Понизился уровень тревожности детей с ОНР при построении диалогов и формировании собственных рассуждений. Дети имеют систематизированные представления об объектах окружающего мира, пользуются разными видами словаря, могут сами составить образную характеристику объектов, загадку. У детей развиваются умения и желание задавать вопросы, вступать в диалог; закрепляются навыки словообразования и словоизменения; совершенствуются умения использовать в речи предложения различных видов с правильными грамматическими конструкциями. У детей появляется возможность составления самостоятельного монологического высказывания.

Технология развития фонематического восприятия через коммуникативно-игровую деятельность.
Д.Б. Эльконин, З.Е Агранович, Н.И. Дьякова, Т.А. Ткаченко, Н.М. Миронова

Мотивирование деятельности формирования у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе русского языка. Расширение игровых умений и навыков;
Развитие фонематических представлений, обучение детей ориентации в звуковой структуре слова, различению звуков речи между собой, обучение интонированию, определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик, знакомство с понятием «слог». Знакомство с буквами. Формирование звукобуквенного анализа и синтеза, навыков слогового чтения, синтаксического анализа предложений.

Реализация технологии осуществляется на логопедических занятиях по формированию правильного звукопроизношения.
Дети рассматривают объекты и явления с точки зрения языковых и сенсорных представлений, учатся комплексно анализировать фонетическую, фонематическую и смысловую сторону слов, проводить фонемный анализ, моделировать структуру слов и предложений.
Для повышения интереса к деятельности детям предлагаются различные творческие задания по составлению схем слов и предложений, активизации звуковой аналитико-синтетической деятельности, отработки слогового анализа Обучение осуществляется преимущественно в игровой форме, поэтому на занятиях применяются различные игровые приёмы, коммуникативные игры, фонетическая гимнастика А.Я. Мухиной. В образовательный процесс внедрены
- сюжетные и сюжетно-ролевые занятия, мультимедийные презентации по изучению звуков и букв русского языка;
- фонематические сказки.

Дети ориентируются в звуковой системе языка, получают представления о гласных и согласных звуках речи, различают их на слух и в произношении изолированно и в составе слов. Интонируют звуки на фоне слов в ударной и безударной позициях, дают им характеристику. Дети знакомятся с ролью букв, обозначающих мягкость согласных при письме. Дети определяют место звука в слове, составляют и подбирают схемы слов. Знают понятие «слог». Могут делить слова на слоги, делать полный фонетический анализ слов.

Технология проектной деятельности.
Дьяченко В.Ю., Гузенко О.В., Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Фадеева Ю.А., Жилина И.И.
Оптимизация взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития мыслительных и речевых процессов дошкольников.
Повышение интереса детей к речевой и познавательной деятельности.
Создание условий для личностного развития дошкольников, активизации детской инициативы и творчества, позитивной социализации.
Реализация эффективных форм и методов работы по формированию комплексных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, включению в работу сохранных и активизацию нарушенных психических функций.
Систематизация информационно-методических ресурсов.

Технология внедряется по двум направлениям: детская исследовательская деятельность и организация коррекционно-образовательного процесса.
1.Детская проектно-исследовательская деятельность имеет следующие этапы: рассматривание проблемной ситуации, формулирование противоречий, постановка цели исследований, отбор нужных средств, реализация в действии, формулирование причины происходящих явлений
2. Составление и реализация краткосрочных и долгосрочных проектов, направленных на познавательно-речевое развитие дошкольников, укрепление детско-родительских отношений и повышение компетенций педагогов и родителей по проблемам работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Разработка и реализация проектов:
- познавательно-речевой направленности: - коррекционно-развивающей направленности:
При применении проектной деятельности:
- обеспечивается преемственность образовательной среды детского сада и школы;
-выявляется достижение желаемого коррекционно-образовательного эффекта в более короткие сроки;
-повышается заинтересованность и компетентность родителей и педагогов в вопросах речевого развития детей.
-наблюдается повышение творческой активности дошкольников, связанное с расширением способов взаимодействия с окружающим миром, друг с другом, родителями и педагогами;- у детей развиваются мыслительные операции: синтеза, анализа, обобщения, классификации, сравнения;
- реализуется возможность индивидуализации коррекционного процесса за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств ребёнка, а также зоне его ближайшего развития;
Дети заинтересованы в познании окружающего мира, культуры и истории России.

ђЗаголовок 215


Приложенные файлы

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности.

Для решения следующих педагогических задач: - своевременное выявление обучающихся и воспитанников с речевыми нарушениями, изучение уровня их речевого развития, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них; - предупреждение и устранение нарушений устной и письменной речи методами, средствами профилактической и коррекционно-педагогической работы, соответствующими потребностям и возможностям ребенка; - организация методической деятельности, направленной на оптимизацию логопедической работы в рамках образовательного процесса; - содействие распространению и внедрению в практику достижений в области отечественной и зарубежной логопедии; - консультирование родителей (лиц, их заменяющих), имеющих детей с нарушениями речевого развития, и педагогов в целях обеспечения необходимого уровня их осведомленности о задачах и специфике логопедической работы; я в своей профессиональной деятельности применяю следующие технологии.

Технологии дифференцированного обучения. В группу педагогических технологий на основе эффективности управления и организации учебного процесса входит дифференцированное обучение. Важным аспектом в развитии личности является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, т. к. именно он предполагает ранее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Основная цель использования уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает возможность каждому ученику получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Коррекционные группы учащихся формирую с учетом общего речевого нарушения. Для каждой группы разрабатывается мною отдельный план коррекционно-развивающей работы на год. Групповые занятия сочетаются с индивидуальными, направленными на коррекцию дефектов звукопроизношения. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным, увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Технологии логопедического обследования . Цель логопедического обследования - определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. Задачи обследования: - выявление объема речевых навыков; - сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития; - определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности; - анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороны речи, лексического запаса и грамматического строя; - определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи. Обследование провожу в несколько этапов: а) изучение анамнестических данных ребенка (дает объективный материал для выявления причин нарушений, определение педагогической стратегии); б) изучение речевого и психического уровня развития ребенка; в) анализ полученных результатов. Виды диагностики, применяемые мною в работе: - входная диагностика – провожу в начале учебного года с целью выявления исходных параметров развития детей; - промежуточная диагностика – использую в середине учебного года для отслеживания динамики развития наиболее сложных дефектов обучающихся; -итоговая диагностика – провожу в конце учебного года с целью определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия на детей. Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет провести качественную функциональную диагностику и выявить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, а с другой стороны, комплексная диагностика помогает разработать стратегию эффективной, направленной коррекции, определить специальные коррекционные методы обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. При обследовании учащихся использую следующие методики: Р. И. Лалаевой, С. Е. Большаковой, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной.

Технологии коррекции звукопроизношения. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. В ходе индивидуальных занятий мною решаются следующие задачи:

  • уточнение произношения звуков;
  • постановка и закрепление отсутствующих звуков;
  • развитие фонематического восприятия;
  • преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры;
  • закрепление изученных лексико – грамматических конструкций.

Применение данной технологии развивает необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики, что позволяет ускорить процесс постановки и введения нарушенных звуков в речь. При коррекции недостатков звукопроизношения использую методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Рождественской, М. Ф. Фомичевой, А. И. Богомоловой.

Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи. Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на детей-логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Усиленная, упорядоченная деятельность дыхания, оживляя весь организм, улучшая обмен веществ, вызывая здоровый аппетит и спокойный сон, оказывает всем этим укрепляющее воздействие на детей. Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям требуется обучение правильному типу дыхания с помощью специальных коррекционных физических упражнений. При формировании речевого дыхания у учащихся использую методики Л. И. Беляковой, А. Н. Стрельниковой. Применение данной технологии позволяет детям с заиканием усвоить правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интоннационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания.

Технологии логопедического массажа . Дифференцированный логопедический массаж – часть комплексной медико - психолого – педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж использую в логопедической работе с детьми с дислалией, дизартрией, заиканием и голосовыми расстройствами. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективного логопедического воздействия. Логопедический массаж – это одна из логопедических технологий, активный метод логопедического воздействия. Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического артикуляционного аппарата, массаж в конечном счете оппосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи. Массаж использую на всех этапах коррекционно – логопедического воздействия, но особенно важно его применение на начальных этапах работы. Логопедический массаж провожу по авторской методике Е. А. Дьяковой.

Технологии развития лексико-грамматической стороны речи . Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, т.к. бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов затрудняет овладение учащимися правильной речью. Коррекционная работа по обогащению лексического запаса проходит с учетом закономерностей развития речи незрячих школьников и в своей работе я реализую один из принципов тифлопедагогики - конкретизация речи незрячих, т. е. расширение их чувственного опыта в соответствии с ростом словарного запаса. Применяю разнообразные способы конкретизации речи незрячих: ознакомление с неизвестным предметом или его изображением, соответствующим определенному слову; объяснение незнакомого предмета по аналогии со знакомым; воспроизведение имеющихся представлений, объяснение смысла слов и др. Работу по развитию и обогащению словарного запаса провожу на каждом занятии, индивидуальном или групповом, регулярно используя принцип конкретизации речи незрячих. Это помогает преодолению вербализма,как одной из негативных сторон развития речи незрячих, формализма в знаниях и правильному развитию речи учащихся. При работе использую методики Л. Г. Парамоновой, Л. Г. Кобзаревой, Н. С. Костючек.

Технологии развития связной речи. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей учащихся. Формированию связной речи отвожу одно из центральных мест в коррекционной работе, т.к. владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Работу по развитию связной речи провожу методом устного опережения, т. к. необходимо учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое высказывание о последовательности выполнения учебного задания. Такая работа готовит детей к свободному учебному высказыванию в классе. Занимательный речевой материал, разнообразные упражнения, задания с устной и письменной формами помогают в формировании у них практических речевых умений и навыков, развивают внимание, память и мышление. При работе использую методики Р. И. Лалаевой, Н. Г. Андреевой.

Технологии коррекции нарушений письма. Нарушение письменной речи у детей являются распрастраненным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. Логопедическая работа по коррекции письма, которую я провожу, имеет дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка. Данная технология способствует:

  • формированию слоговой структуры слова;
  • развитию языкового анализа и синтеза;
  • развитию фонематического восприятия;
  • развитию фонематического и слогового анализа и синтеза;
  • обогащению и систематизации словарного запаса;
  • формированию и закреплению правил словоизменения и словообразования;
  • устранению аграмматизмов в устной и письменной речи.

Результатом работы по коррекции письменной речи можно считать повышение качества письма и, как следствие, - улучшение успеваемости по основным предметам и психоэмоционального состояния учащихся. При работе использую методики А. В. Ястребовой, З. Е. Агранович, Л. Г. Парамоновой, Р. И. Лалаевой, Л. В. Венедиктовой, Л. Н. Ефименковой, И. Н. Садовниковой, Л. Г. Кобзаревой.

Информационные технологии . Применение современных ИТ на занятиях по коррекции речи способствует развитию самоконтроля у детей, повышает мотивацию учащихся к учебной деятельности, значительно сокращает время формирования произносительных навыков. При использовании в работе компьютерной техники решаю две основные задачи специального обучения:

  • формирую у детей умение пользоваться компьютером;
  • применяю компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

На занятиях я использую цифровые образовательные ресурсы, которые развивают слуховое восприятие, навык правильного произношения, умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания и предложения, обогащают словарный запас, развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность. Использование ИКТ облегчает труд, позволяет идти в ногу со временем, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающий процесс на логопедическом занятии и повысить его эффективность.

Для более успешной социализации, формирования социально-активной личности и психологической коррекции я применяю игровые технологии , которые стимулируют детей к учебной деятельности, расширяют кругозор, развивают познавательную деятельность, формируют определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитивные процессы.

Здоровьесберегающие технологии. Контингент групп составляют дети с различными психофизиологическими особенностями и для них просто необходимо применение здоровьесбережения. Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые направлены на сохранение и стимулирование здоровья учащихся. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Основной показатель, отличающий здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс - диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало - конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся. Технологии, которые я использую, тесно перекликаются с целями и задачами каждого занятия, этапами коррекционной работы и применяются с максимально индивидуальным подходом к каждому ребенку. Использование данных технологий позволяет чередовать мыслительную деятельность с динамическими паузами, равномерно распределять различные виды заданий, нормативно применять ТСО, что помогает формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

В своей работе использую нетрадиционные для логопедии технологии: - музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Эмоции, вызванные спокойной, расслабляющей музыкой, успокаивают нервную систему, стимулируют дыхание и кровообращение, улучшают обмен веществ, что положительно влияют на тонус коры головного мозга, психологическое состояние участников учебного процесса. Цель логопедических занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:

  • снятие фактора тревожности;
  • стимуляция двигательных функций;
  • развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;
  • растормаживание речевой функции;
  • развитие чувства ритма, темпа, времени;
  • развитие мыслительных способностей и фантазии;
  • развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
  • нормализация просодической стороны речи.

Музыкотерапия организуется мною в индивидуальной и групповой формах. Использование музыки в коррекционной работе помогает профилактике и лечению нервно – психических заболеваний и улучшению психоэмоционального состояния детей.

- сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приемов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

Для логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать мне следующие задачи:

  • создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;
  • совершенствование лексико - грамматических средств языка;
  • совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
  • развитие диалогической и монологической речи;
  • взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
  • создание на занятии благоприятной атмосферы, улучшение психоэмоционального состояния детей.

Сказкотерапия развивает в детях – логопатах активность, самостоятельность, творчество, эмоциональность, связную речь. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся открытыми к восприятию действительности, проявляют заинтересованность в выполнении различных заданий.

Таким образом, через исполнение сказки, ее сюжетных линий я решаю многие коррекционные задачи. Этим повышается эффективность логопедической работы за счет включения эмоционального компонента в образовательный материал.

Освоение образовательных технологий и методов педагогической деятельности способствует повышению эффективности и качества логопедической помощи учащихся со зрительной депривацией, с сочетанной патологией. Использование всех вышеперечисленные технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы.


«Қостанай қ аласы әкімдігі білім бөлімінің № 2 балабақша »

Мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорыны

Государственное коммунальное казенное предприятие

«Ясли – сад № 2 акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная»

Доклад

ГМО Дефектологов и логопедов

«Применение современных логопедических технологий
в практической деятельности
учителя-логопеда»

Учитель-логопед

ГККП «Ясли-сад № 2»

Жигайло А.В.

Костанай, 2015 г.

В педагогическом сознании сформировалось устойчивое представление о развитии и социализации человека как о процессе его образования. Поэтому не прекращается поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия на разных возрастных этапах и в различных условиях, в том числе и в ситуации удовлетворения особых образовательных потребностей.

Принципы специального образования в коррекционно-педагогическом процессе реализуются в соответствующих методах и приёмах. В процессе образования человека с особыми образовательными потребностями специальная педагогика использует многообразные методы обучения и учения, воспитания, коррекции, совокупность, взаимодополняемость и комплексное использование которых и определяет его эффективность.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале традиционные коррекционно-развивающие образовательные технологии , направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя-логопеда. Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Современные логопедические технологии. Применяемые в собственной практике считаю эффективными только в комплексе с традиционными методами работы.

    массаж пальцев рук;

    элементы песочной терапии;

    ароматерапия;

    цветотерапия;

    кинезиологические упражнения;

    информационные технологии;

Для проведения массажа пальцев рук использую различные материалы: приборы су-джок терапии, мелкие и крупные камешки гладкие и шершавые на ощупь, природные материалы (сосновые шишки) карточки, на которые нанесен определенный материал (ткань, нитки различные по своей структуре, капли воска, шерсь, кожа, мех, спички, вата и др.)

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. Также совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. Песок я заменяю манной крупой, в качестве посуды использую пластиковые лотки.

Игры с песком, используемые мной на логопедических занятиях

«Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна)
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали.
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. –

- Расскажите о своих ощущениях.

Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

- «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

Выложить фишками геометрическую фигуру.

Песочницу можно использовать для нахождения мелких предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке.

Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

Ароматерапия применяется мной на занятиях с целью успокоения нервной системы детей, концентрации внимания, проявления интереса к занятию. Использую арома-лампы, ароматические свечи, ароматические китайские палочки.

Применение элементов цветотерапии помогает лучше понять настроение и индивидуальное состояние каждого ребенка, развить позитивное отношение к занятию, повысить речевую активность и коммуникативные возможности.

Использование кинезиологических упражнений способствует развитию памяти, внимания, мышления, ориентировки в пространстве, помогает ребенку гармонично управлять собственным телом, повышает речевую активность, способствует проявлению инициативы в общении.

Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической практике имеет ряд преимуществ:

    повышение мотивации к логопедическим занятиям;

    организация объективного контроля развития и деятельности детей;

    расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;

    возможность быстрого создания собственного дидактического материала;

    визуализация акустических компонентов речи;

    расширение спектра невебральных заданий;

    обеспечение незаметного для ребёнка перехода от игровой деятельности к учебной;

    за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

С учетом положительного опыта применения ИКТ, на базе яслей-сада № 2 активно разрабатываются и используются мультимедийные дидактические пособия. Которые рекомендованы к использованию, как воспитателями, так и педагогами, в частности, логопедами.

С целью повышения качества коррекционного процесса с детьми с нарушениями речи (в том числе с тяжелыми нарушениями речи) и нарушениями зрения, я изготавливаю дидактические пособия для развития сенсорного восприятия и мелкой моторики.

1 пособие для индивидуальной работы, содержит в себе ряд упражнений для развития мелкой моторики (шнуровка, пуговицы, косичка из веревочек, замочек, застежки, липучки, пробка).

2 пособие для работы с подгруппой представляет собой панно для сенсорного развития. Здесь помимо пробок и застежек имеются различные материалы (мелкая наждачная бумага, вязаный коврик из мягких ниток, пластиковые бабочки, рыбки, елочки, спички, кусочки меха, кожи, ткани различной по текстуре и др.)

Авторское пособие «Говорящий алфавит» предназначено для лучшего запоминания зрительного образа буквы у детей с нарушением зрения и речи. Пособие выполнено на пластике, все буквы расположены по порядку как в алфавите. Каждая буква изготовлена из определенного материала, первая буква в названии которого соответствует букве алфавита. Например: А – апельсиновая корочка, Б – бумага, В – веревка, Г – горох, К – кофе. С – семечки и т.д.

Опыт работы показал, что использование современных и нетрадиционных методов работы в логопедической практике дает положительные результаты:
- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
- дети чувствуют себя более успешными;
- повышается мотивация речевого общения;

Развиваются первичные произносительные умения и навыки;

Пополняется и активизируется словарь;

Корректируется грамматический строй речи, связная речь;

Развивается мелкая моторика, зрительное восприятие;

Лучше формируются навыки чтения и письма.

Главным в работе коррекционного педагога по прежнему остается индивидуальный подход. Об этом следуем помнить, выбирая способы, методы и формы работы.

gastroguru © 2017