Омонимы. Презентация на тему "омонимы" Отрываясь от Земли

Омонимы Омонимы (от греч. homos - одинаковый, onyma - имя) - это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. Их можно назвать лексическими омонимами. Например: Мир - согласие, отсутствие войны. Мир - вселенная, земной шар.
















Найди омоформы 1.Я коня водой пою, Песню солнышку пою: Ты свети, свети, светило, Я хочу, чтоб ты светило. 2.Кто без кисти и белил Крыши города белил? 3. На то и печь, Чтобы в ней хлеб печь. 1.Я коня водой пою, Песню солнышку пою: Ты свети, свети, светило, Я хочу, чтоб ты светило. 2.Кто без кисти и белил Крыши города белил? 3. На то и печь, Чтобы в ней хлеб печь.


4.Малины куст В низине рос. Он утром мокрый был От рос. 5. Стою на нашем берегу, Покой границы берегу. 6. Медведь в лесу, не зная правил, Однажды мотоциклом правил. 4.Малины куст В низине рос. Он утром мокрый был От рос. 5. Стою на нашем берегу, Покой границы берегу. 6. Медведь в лесу, не зная правил, Однажды мотоциклом правил.






Возьмите на заметку! Чтобы не смешивать омофоны к а мпания и к о мпания, полезно знать, что слово к а мпания происходит от латинского «campus» - поле. (Например, посевная кампания) Сейчас значение этого слова расширилось: например, мы говорим избирательная кампания. Слово к о мпания происходит от латинского «com» - совместно и «panis» - хлеб. Первоначально оно озна - чало «сотрапезники». Сейчас компанией называют группу людей, проводящих вместе время или чем- нибудь объединённых. Например, весёлая компания или компания подростков.


Омографы Омографы - это слова, одинаковые по написанию, но разные по произношению. Они отличаются ударением. Отца спросила дочка: - Не знаю, как прочесть. Есть слово «проволочка» И «проволочка» есть. А что такое «атлас»? Его приносят в класс? Я прочитала «атлас», Но есть ведь и «атлас»?




Олимпиадные задания Определите слова по их описанию 1) Антоним слова строгость и омоним слова, обозначающего пушного зверя ласка 2) Синоним слова язык и омоним слова, обозначающего одну из частей речи наречие 3) Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к оружию, к шахте и к дереву ствол


Это интересно! Найдите в этих каламбурах омонимы, омофоны, омоформы Не щеголяй, приятель, тем, Что у тебя избыток тем. Произведенья знаем те мы, Где лучшие погибли темы. Хорошая книжка привыкла к почтению. И тот получает пятёрку по чтению, Кто с детства любитель большой почитать И книжки, как старших, привык почитать.






Список использованной литературы. 1.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся / Под ред.Л.П. Крысина. – М.: Просвещение, Валгина Н.С. Современный русский язык: Учеб. для филол.спец. вузов /Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина. – 5-е изд., перераб. – М.:Высшая школа, Панова Е.А. Русский язык: учеб-справ. пособие/ Е.А. Панова, А.А. Позднякова. – М.:АСТ: Астрель, – 462, с. – (Справочник школьника). 4.Русский язык. 5 кл.:учеб. Для общеобразоват. Учреждений/М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,

«Антонимы синонимы омонимы» - Глаз. Из железнодорожного. Ланиты. Цели и задачи урока. Скажу я слово ДАЛЕКО, а ты ответишь … Из подъемного. Щеки. Из какого крана нельзя напиться воды? Скажу тебе я слово ТРУС, ответишь ты … . Скажу я слово ВЫСОКО, а ты ответишь … Чело. Пальцы. Содержание. Храбрец. Губы. Лоб. Теперь начало я скажу – ну, отвечай …

«Преобразование графиков функций» - Построение графиков сложных функций. Закрепить построение графиков функций с использованием преобразований графиков элементарных функций. Сопоставить каждому графику функцию. Повторить виды преобразований графиков. Параллельный перенос. Рассмотрим примеры преобразований, объясним каждый вид преобразования.

«Графики функций и их свойства» - y = tg x. Докажите, что число? является периодом для функции y = sin2x. 5) Функция не ограничена ни снизу, ни сверху. Построить график функции y = - tg (x + ?/2). Опишите свойства функции y = ctgx. Работа устно: 7) e(f) – область значений функции. 1) d(f) – область определения функции. 4) Функция убывает на любом интервале вида (?k; ? + ?k).

«График функции Y X» - Из выше сказанного следует, что графиком функции y=(x - m)2 + п является парабола с вершиной в точке (m; п). Страница отображается по щелчку. Пример 3. Докажем, что графиком функции у = х2 + 6х + 8 является парабола, и построим график. Шаблон параболы у = х2. Графиком функции y=x2 + п является парабола с вершиной в точке (0; п).

«Построить график функции» - Растяжение графика y=cosx по оси y. Самостоятельная работа. Постройте график функции. Смещения графика y=sinx по вертикали. Смещение графика y=cosx по горизонтали. К содержанию. Чтобы продолжить нажмите на л. Кнопку мыши. Графики и функций y=m sinx+n и y=m cosx+n. Чтобы перейти к примерам задач щёлкните л. кнопкой мышки.

«Омонимы 5 класс» - Бабочка. Омоним. Коллекция бабочек. 2. перен. Нашла к. на камень, (посл. об упрямом нежелании уступить друг другу). Махать косой. Многозначное слово. Овсянка. Сливки. Люлька. Заплести, расплести косу. Точить косу. Пеночка. Галстук в виде короткого жесткого банта, по форме напоминающего бабочку. . Молоко покрыла пеночка, Варится в котле овсянка.


Урок по теме

«СЛОВА-ОМОНИМЫ»

Группа № 5


Тема: Слова-омонимы

Цель деятельности учителя:

создать условия для изучения и применения знаний об омонимах при работе с текстами, учебником и словарем.

Этапы урока

Приёмы

Организационный момент

Актуализация знаний. Формулировка проблемы

Инсценировка рассказа. Погружение в проблему. Составление схемы.

Введение в тему

Определение темы и целей урока.

ЗУХ (знаю, умею, хочу узнать) Вопрос-размышление

Открытие нового знания.

Работа в группах. Защита рисунков.

Применение нового знания. Включение в систему знаний.

Самостоятельная работа. Проверка по эталону.

Подведение итогов

Прием «Инсерт»

Домашнее задание

Домашнее задание по выбору

Рефлексия

Закончи предложение


Планируемые результаты:

  • Предметные : учащиеся формулируют определение, опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно истолковывают слова, при затруднении пользуясь словарем. Находят омонимы в тексте, умеют отличать омонимы от многозначных слов.
  • Метапредметные: познавательные – определяют значение слова омоним, выстраивают логические суждения
  • Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного «знания и незнания»,
  • Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу по теме, вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки, адекватно воспринимают оценку участников образовательного процесса.
  • Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, работая в паре и группе.


Актуализация знаний

Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит:

А у меня дома овсянка.

Подумаешь,- сказала Оля,- у меня дома тоже овсянка.

И я люблю!- сказала Оля.

Она желтая, красивая такая!

И вкусная, особенно с молоком!

Как это вкусная? Как это с молоком?

Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком

Да ты про что говоришь?

Как это про что? Про овсянку!

Про какую овсянку?

Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

Каша песни пела?

Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!

Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!

А потом ко мне мою овсянку кушать!


Почему подруги долго не понимали друг друга? (ответы учащихся)

Вы знаете, как называются такие слова?

Можно ли эти слова назвать многозначными?

Сделайте вывод и сравните с эталоном в учебнике (стр. 160).

- Составьте схему отличия многозначных слов от омонимов.


Сходства-отличия омонимов и многозначных слов

СХОДСТВО

ОТЛИЧИЕ

Многозначные Омонимы

Пишутся

одинаково

имеют абсолютно

общее в ЛЗ разные ЛЗ

(по форме, цвету,

характеру, действию)


Омо́нимы (др.-греч. ὁμός - одинаковый + ὄνομα - имя) - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка. Термин введён Аристотелем .


Найдите омонимы. Нарисуйте их

Наш Ванюша во бору

Отрываясь от Земли

Накосил косой траву.

На большой ракете,

А своей косой Танюша

Взяли горсточку земли

Полюбилася Андрюше.

На память о планете.


Найдите омонимы.

  • горький лук – лук охотника;
  • кисть рябины – кисть для рисования:

Какая пара лишняя? Почему?


Найдите омонимы (Ключ)

  • горький лук – лук охотника;
  • подземный ключ – ключ от входной двери;
  • кисть рябины – кисть для рисования:
  • шуба из норки – мышиные норки

весёлые загадки

Загадка 1

Право, я прическа – чудо!

Заплести меня не худо.

На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом.

В воду я вдаюсь полоской –

Узкой, серенькой и плоской.



весёлые загадки

Загадка 2

Я сборник карт; от ударения

Зависит два моих значения;

Захочешь – превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.



весёлые загадки

Загадка 3

Я травянистое растение

С цветком различного цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.




Прием «Инсерт»

«V» - уже знал

« + » - новое

«?» - не понял, есть вопросы.


Рефлексия

- Какие цели мы ставили на уроке? Удалось ли их достичь?

- Сегодня я узнал…

- Что вызвало затруднение?

- Сегодня я научился…

- Понравилось ли вам, как вы работали на уроке?

- Для меня стало новым…

- Для меня было трудно…


Рефлексия

При подготовке модели урока

Было легко

Было трудно

Подбирать дидактические материалы

Формулировать цели урока в условиях ФГОС

Составлять задания к тексту

Разграничивать виды УУД к этапам урока

Разрабатывать структуру урока

Перестроиться с традиционного на современный подход к моделированию урока.

Подбирать задания для мотивации и актуализации

Слайд 1

Энциклопедия слова-термина Омоним Выполнила: Глебова Арина, ученица 9 «Б» класса МОУСОШ №3 г. Петровска Руководитель: Фокина Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы.

Слайд 2

Лексическое значение Омо́нимы - разные по значению, но одинаковые по написанию единицы языка (слова, морфемы и др.).
Коса у девушки на голове
Коса - орудие для косьбы

Слайд 3

Откуда к нам пришло это слово? Омо́ним от греч. ὁμός - одинаковый и ονομα - имя. Термин введён Аристотелем.

Слайд 4

Омонимы бывают: 1.Омонимы полные (абсолютные) 2.Омонимы частичные 3.Омонимы грамматические, или омоформы

Слайд 5

Омонимы полные (абсолютные) Омонимы, у которых совпадает вся сис- тема форм. Например, наряд (одежда) - наряд (распоряжение), горн (кузнечный) - горн (духовой инструмент).
Горн (кузнечный)
Горн (духовой инструмент)

Слайд 6

Омонимы частичные Омонимы, у которых совпадают не все формы. Например, ласка (животное) и ласка (проявление нежности) расходятся в форме родительного падежа множественного числа (ласок - ласк).

Слайд 7

Омонимы грамматические, или омоформы Слова, совпадающие лишь в отдельных Формах (той же части речи или разных частей речи). Например, числительное три и глагол три совпадают лишь в двух формах (к трём - мы трём).

Слайд 8

Омоморфемы Наряду с омонимами, то есть омонимичными словами, существуют и омоморфемы, то есть омонимичные морфемы, иначе говоря, части слов (приставки, суффиксы, корни, окончания) совпадающие, но имеющие разные значения.

Слайд 9

Омонимы, омофоны и омографы Наиболее распространены следующие определения: * Омонимы - слова, совпадающие одновременно по звучанию и по написанию, но различные по значению. * Омофоны - слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению. * Омографы - слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значению. Но встречаются и другие определения: * Омонимы - слова, совпадающие по звучанию или по написанию, но различные по значению. (В этом случае омофоны и омографы считаются частными случаями омонимов, и их называют, соответственно, «фонетическими омонимами» и «графическими омонимами».) * Омофоны - слова, совпадающие по звучанию, но различные по значению. (То есть написание не важно.) * Омографы - слова, совпадающие по написанию, но различные по значению. (То есть звучание не важно.)

Слайд 10

Примеры * Коса - у девушки на голове, коса - орудие для косьбы, коса - географическое название (Куршская коса). * Ключ - музыкальный знак, ключ - от двери, ключ - природный источник воды, ключ - гаечный ключ, ключ - регистрационный номер, вводимый для установки платного программного обеспечения. * Бабочка - насекомое, галстук - бабочка, нож - бабочка. * Лук - растение, лук - оружие. * Ручка - пишущая (гелевая, шариковая и т д), ручка - человеческая рука, дверная ручка. * Кисть - связка верёвок, кисть - руки, кисть - ягод (кисть рябины), кисть - кисточка (для рисования). * Рысь - бег, рысь - животное. * Тройка - лошадей, тройка - отметка. * Мир - вселенная, мир - отсутствие войны, вражды. * Вестовой - подающий весть, сигнал о чём-нибудь, вестовой - в армии: рядовой для посылок по делам службы. * Балка - часть сооружения, брус, опирающийся на что-нибудь в нескольких точках (на стены, устои), балка - длинный овраг; балка и балка - лексические омонимы. * Киви - фрукт, киви - птица.

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать понятие об омонимах.

ЗАДАЧИ:

  • развитие умения формулировать определение понятий;
  • формировать умения работы со словарями;
  • научить отличать омонимы и многозначные слова;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • воспитание интереса и уважения к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • ПРОЕКТОР
  • КОМПЬЮТЕР
  • ТОЛКОВЫЕ СЛОВАРИ

ХОД УРОКА

1. Слово учителя. Лингвистическая сказка.

Сегодня, ребята, мы совершим с вами увлекательное путешествие в страну, которую не найдёте ни на одной географической карте, и узнаем тайны жителей этого государства…(Презентация , слайд №1)

В лексическом царстве – в языковом государстве жил-был царь Лексикон, и много было подданных в его подчинении: и богатые Синонимы, и вечно спорящие Антонимы, и древний род Историзмов, и многоуважаемая семья Фразеологизмов, даже иностранцы прижились в царстве Лексикона, и фамилию им дали русскую – Заимствованные.

И вот однажды у царских ворот появились два мальчика одинаковых с лица, и имена у них были одинаковые – Вал и Вал, но неизвестно, какого они роду-племени. Стали их звать-величать Вал-1 и Вал-2. Хотели их усыновить Историзмы, но очень уж молоды были братья, не прижились они и у Многозначных, слишком разные были характеры у юношей.

Взрослели мальчики не по дням, а по часам, и становилось очевидно, что дети только внешне одинаковые, а по нраву абсолютно разные: Вал-1 – яростный, непослушный, как морская волна; Вал-2 – работящий, деловой, изобретатель.

И повелел Лексикон своей волей царскою, что Вал-1 и Вал-2 станут родоначальниками нового рода по фамилии Омонимы, что в переводе с греческого означает «одинаковые имена».

Стали Омонимы жить-поживать в лексическом царстве и песенку о себе напевать:

Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу – далеки.

Вопросы:

Какие лексические термины встретились нам в сказке? (Учащиеся называют многозначные слова, антонимы, синонимы, лексикон, фразеологизмы, дают определения и приводят примеры)

Как назвали в царстве Лексике новых «жителей» и почему? (Омонимы-одинаковые имена)

Учащиеся записывают в справочные тетради определение омонимов – слова одинаковые по

написанию, но абсолютно разные по лексическому значению. (Презентация, слайд №2)

Назовите пару омонимов из сказки. (Вал-1 и Вал-2)

2. Работа в группах с толковыми словарями

(Ожегова, Даля, школьный толковый словарь в учебнике). Учащимся предлагается проанализировать словарные статьи «ВАЛ»: Как они оформлены? Есть ли что-то общее в лексическом значении омонимов? (Ученики сделают «открытие», что есть «Вал-3») (Презентация, слайд №3)

ВЫВОД: У каждого омонима отдельная словарная статья, каждый омоним обозначается

цифрой, в лексическом значении омонимов нет ничего общего.

3. Задание №1. Найди омонимы

(Презентация, слайд №4)

  • горький лук – лук охотника;
  • подземный ключ – ключ от входной двери;
  • кисть рябины – кисть для рисования:
  • шуба из норки – мышиные норки

Какая пара лишняя? Почему? (Слово «КИСТЬ» многозначное): есть общее в лексическом значении – проверь по словарю.

Составление схемы «Сходства-отличия омонимов и многозначных слов» (слайд №5)

4. Задание №2. Запишите предложения. Определите, есть ли в них омонимы.

(слайды №6,7)

Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот . Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь . Топить корабль. Печку нужно топить . Я лечу горло. Я лечу на самолете.

Вывод: В русском языке есть полные омонимы и частичные (омофоны, омоформы, омографы) ( слайд №8)

5. Задание №3. Определите вид омонимии, составьте предложения. (слайд №9)

Лес - лез, коса - коса, спешу - спишу, заставить - заставить, слезать - слизать, стекло - стекло,

Мука - мука.

6. Отгадай омоним! Весёлые загадки. (слайд №10,11,12)

Загадка 1

Право, я прическа – чудо!
Заплести меня не худо.
На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом.
В воду я вдаюсь полоской –
Узкой, серенькой и плоской. (коса)

Загадка 2

Я сборник карт; от ударения
Зависит два моих значения;
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я. (атлас)

Загадка 3

Я травянистое растение
С цветком различного цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (ирис)

7. Итог урока.

Продолжите предложение: «Омонимы- это…»

8. Домашнее задание (одно по выбору): (слайд №13)

Найти в толковом словаре омонимы, составить предложения;

Подобрать примеры омофонов, омоформ, омографов, записать предложения.



gastroguru © 2017