Коренная пустынь. Курская область Скит коренной пустыни где находится

Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь в Центральной России является одним из самых известных мужских монастырей. Находится она в поселке Свобода, хотя до революции эта местность называлась, как положено, также же, как обитель. Место ее закладки было указано самым чудесным образом. И никем иным, как Царицей Небесной. Ее образ появился на опушке глухого леса над рекой Тускорь, где чудом оказался один из охотников-промысловиков.

Увидев повернутый вниз лик под большим вязом, оробевший мужик подобрал благословенный образ и спрятал его в дупло вяза. Из того места, где только что лежала икона, в то же мгновение забил источник. Случилось это в 1295 году, а он бьет из-под земли и по сей день. Вода в нем не замерзает и, как утверждают пробовавшие ее, имеет сладкий вкус. Чуть ли не как материнское молоко. Тот вяз, в дупле которого мужик из Рыльского района спрятал икону, считается волшебным.

Рядом с ним в те времена сначала построили часовню, а потом церковь. Мало-помалу дошло дело и до строительства Коренной пустыни. Она возникла тут стараниями боголюбивого царя Федора Иоановича, последнего из Рюриковичей. Когда он в 1597 году построил Курск, он позаботился, чтоб гражданам было, где молиться, и распорядился о строительстве монастыря с церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Когда храм был возведен, чудесную икону поместили на самое почетное место. К Курской Коренной иконе Божией Матери «Знамение» прикладывались многие болящие, и она помогала им исцелиться. Говорят, в числе тех, кто избавился от хворей, был и сам Серафим Саровский. Потом, правда, Коренной пустыни пришлось пережить немало горестей. Ее не раз взрывали, поджигали. А прекрасная и животворная икона оказалась в США.

В послереволюционный период, когда многие несогласные с коммунистическими идеями люди бежали в эмиграцию, кто-то прихватил с собой и эту реликвию, не желая оставлять ее большевикам, у которых с попами да с атрибутами их деятельности разговор мог быть весьма короток. Правда, рассказывают, что эту икону в Америке часто возят по приходам, которые посещают русские люди, но все-таки она на чужбине. Увы. А в 1923 году закрыли и монастырь.

Знаменитые сходы с вершины холма к источнику были разобраны, храм взорвали, снесли купол колокольни. Даже Богородицкий лес вырубили. Обмелела Тускорь, потому что монахи больше не обихаживали плотину. Короче, упадок пришел и запустение. Однако люди не перестали почитать это место. Они все равно сюда шли. Источник был их силой и надеждой. Кстати, боролись и с ним, пытаясь его зацементировать, но мудрая вода каждый раз находила лазейку и вновь пробивалась к людям.

Сильное это, говорят, место. Сейчас оно носит название Курский областной историко-культурный центр «Коренная пустынь». Главная его задача – проведение просветительской деятельности и прием туристов и паломников. Кроме того, в этих местах, как известно, проводились и знаменитые, известные на всю страну ярмарки. Принято думать, что местные власти склоняются к тому, чтобы эти традиции возродить. Здесь вообще интересные места.

В окрестностях Коренной пустыни – усадьба Фета (Воробьевка) и село Укалово, где часто гостил Чайковский. От самой же обители уцелели лишь Святые ворота с колокольней, просфорня, корпус настоятеля и братский корпус. Но не о домах и хозяйстве, утерянных монахами, сожалеют местные граждане и гости, а о своей иконе. Хотя она стала Одигитрией всего русского зарубежья и в этом качестве опять несет людям исцеление.


Курская Коренная пустынь на фото

Адрес: 306050, Курская область, 3олотухинский район, м. Свобода, монастырь Коренная пустынь

Одним из массовых мест православного паломничества в России является Рождественско-Богородичный монастырь, который еще называют Коренная пустынь.

Курская область стала местом расположения этой христианской святыни, которую по значению приравнивают к Дивееской обители под Нижним Новгородом.

Легенда о возникновении монастыря Коренная пустынь

Название «Коренная» появилось в связи с тем, что знаменитая монашеская обитель была сооружена в честь Коренной иконы Матери Божьей «Знамение».

Согласно древнему преданию, данный образ Богородицы в XIII веке обнаружил возле корней вяза местный охотник. Через два столетия после события недалеко от данного места на правобережье реки Тускарь была основана монашеская обитель.

Теперь эту территорию занимает надкладезная церковь Иконы Божьей Матери «Живоносный источник».

Старинная легенда гласит, что после того, как охотник поднял образ, из-под земли возле корней вяза начал бить источник, вода в котором оказалась целебной. Прямо над этим местом была возведена церковь, где долгое время находились корни этого знаменитого дерева. Затем родник вывели за пределы храма, а на берегу реки соорудили из дерева купальню. Кроме этого источника в округе монастыря бьет еще несколько родников, вода в которых также считается целебной.

Паломничество в пустынь и к источникам продолжается круглый год.

Храм, который высится над родником, и другие монастырские сооружения построены не так давно. После Октябрьской революции большевики разорили пустынь. Надкладезная церковь была полностью разрушена, Рождественский собор взорван, а во Всехсвятской церкви сделали столовую.

Нетронутыми остались только помещение просфорни, один из ярусов колокольни и Святые ворота. Современное бело-синее строение монастыря было возведено уже в новые времена.

На сегодняшний день Коренная пустынь является местом православного паломничества верующих со всей нашей страны.

Рождественско-Богородичный монастырь расположен в непосредственной близости от поселка Свобода. Когда-то знаменитый русский художник Илья Репин написал свое произведение «Крестный ход в Курской губернии», на котором показал весь масштаб православного ритуала. В те времена колонна участников Крестного хода растягивалась на 30 километров, разделяющие Курск и пустынь.

В наши дни данный ритуал постепенно возрождается, несмотря на то, что сама икона Матери Божьей «Знамение» после революции, совершив путешествие по Европе, в результате оказалась в США и сейчас находится в нью-йоркском Знаменском соборе.

Последнее время ее часто привозят в стены родной обители.

Коренная пустынь (Курская область) содержит на своей территории не только церковные здания, но и скульптуру, которая посвящена нахождению иконы, а также памятник Серафиму Саровскому. Святой старец в свое время посетил эти места и исцелился здесь при помощи чудотворной иконы Матери Божьей «Знамение».

Карта Коренной пустыни

Будучи в монастыре Коренная пустынь, что в сорока километрах от Курска, я слышал об исцелении раковых больных от купания в святых источниках и приема воды из них. А на территории монастыря Коренная пустынь их более шестнадцати. Здесь есть и источник, в котором исцелился Серафим Соровский, есть источник «Пантелеймона-целителя». Все шестнадцать святых источников стекают в реку, воды которой, протекая по заповедным местам, считаются также целебными.

Во время одного из посещений Коренной пустыни ранним весенним утром мне посчастливилось наблюдать прозрение слепой девушки при омовении на «Глазном источнике». Даже спустя несколько лет, после того как случилось это чудо, у меня в ушах стоит возглас несчастной девушки, омывавшей глаза в святом источнике: «Мама, смотри, передо мной Божья Матерь!» - и через минуту: «Мама, мама, я вижу свет». У всех наблюдавших эту сцену пробежали мурашки, а у женщин потекли слезы умиления и радости.
Замечательный церковный писатель Сергей Нилус об омовении в источнике преподобного Серафима Саровского писал: «Не дав себе времени остыть, весь как был, разгоряченный быстрой ходьбой и палящим зноем, я разделся, опустился под кран, из которого серебристой струйкой текла ледяная вода источника, перекрестился: «Верую, Господи», и троекратно дал этой воде облить всего себя и больные члены.

Первое мгновение я совсем было задохнулся: ледяная вода меня обожгла - дух захватило. Но какое дивное чувство наступило при выходе из купальни! Точно новая струя новой жизни была влита во все мои жилы - далекая юность, казалось, вернулась вновь... Я просто радовался и любил отца Серафима, как любят врача, которому удается мгновенно утолить нестерпимую, жгучую боль в ту минуту, когда эта боль прекращается. Эта пламенная любовь, которою внезапно загорелось мое сердце, эта радость любви по вере, не были ли они моим духовным окончательным выздоровлением, которое без всякого сравнения важнее всякого телесного исцеления?»

А вот случай, опубликованный в Тверских епархиальных ведомостях в апреле 1885 г. Пишет о нем священник города Мурома Николо-Преображенской церкви Иоанн Чижов.
«Желаю описать замечательный случай, бывший с одним моим духовным сыном муромским купцом Иваном Ивановичем Засухиным в 1882 г. У него образовались опухоли за ушами и в правом паху. Опухоль в паху прорезали. Сначала она спала, а потом стала расти сильнее. Приглашенные врачи признали положение больного безнадежным и определили даже день его смерти.

Больной стал готовиться к смерти. Как истинный христианин, сердечно исповедовался и сподобился Святого Причащения. С истинным сокрушением сердца, что так рано кончается жизнь еще молодого человека, оставляющего после себя жену и пятерых малюток, я приступил к чтению отходных молитв. Кончивши молитвы и благословив его, я уже не имел надежды на благополучный исход для больного. Но на третий день слышу, что больному стало лучше. Жена рассказала, что их соседка М. Ф. Бычкова, из жалости к умирающему, предложила новое лекарство, но уже не человеческое, а Божеское. Как только, прочитав отходную, я вышел, она принесла воды, взятой из источника отца Серафима. Больной не мог открывать рот. С чайной ложки влила ему в рот несколько капель, а остальную воду вылила ему на голову. Больной уже не принимал пищи - все извергалось вон. После влитой ему воды он затих и уснул. Через несколько часов проснулся и попросил пить. Жена, растерявшись, дала ему молоко, которое ему было запрещено. Больной выпил, желудок молоко принял. Затем он стал ходить. Врачи предложили повторить операцию в паху. Но он решил поехать в Саровскую пустынь. Врачи удерживали, так как дорога была дальняя и тряская. Но он был настойчив. Жена, внимая словам врачей, взяла с собой все нужное для погребения. Взяли и детей, чтобы они могли проститься с отцом.

Приехали накануне праздника Святой Троицы, и больной пожелал быть в Церкви на всенощном бдении. Его принесли на носилках из гостиницы к Церкви и почти на руках внесли в нее.

После службы больной на костылях с помощью жены подошел приложиться к иконе праздника и получить помазание святым елеем. «Когда я приложился к иконе и получил помазание, глаза мои невольно обратились на стоящую в иконостасе святую икону Божией Матери, которая прежде была в келье старца Серафима, и в этот момент я почувствовал, что больная нога моя твердо стала на пол и без боли для меня. Не помня, что делаю, я приподнял свои костыли и без помощи их при удивлении всех предстоящих пошел на свое место. Когда служба кончилась, смело встал на ноги и вышел из Церкви, где дожидались меня мои служащие с носилками; но я не нуждался в их помощи, отдал даже и костыли и до самой гостиницы (расстояние около четверти версты) шел без всякой помощи».

Наутро после богослужения больной поспешил на источник. Почувствовав на себе холодную струю источника, заметил, что эта холодная струя возбудила в организме какой-то облегчительный жар, и сил стало больше.

«В этом монастыре я прожил несколько дней, в слезных молитвах благодаря Бога за Его дивную помощь, через Угодника Его Серафима».
В настоящее время больной здоров. Медицинских средств по сие время не употребляет».

К счастью, целебные источники не разрушены. Как и прежде, несут они свои живительные силы в Сарове и Дивееве, в Свято-Троицкой Сергеевой Лавре и Оптиной и Коренной пустынях. И по всей Матушке-Руси.

Курский монастырь был построен в XIII веке на берегу реки Тускарь примерно в тридцати километрах от центра современного Курска. Место для возведения этого знаменитого храма было выбрано не случайно. Именно здесь по старинным преданиям была найдена старинная икона «Знамение» Богородицы.

Обретение этой чудотворной иконы произошло в 1295 году, если верить местным легендам. Для этих земель это были тяжёлые времена постоянных набегов татаро-монгольских войск под предводительством хана Батыя. Местные охотники выслеживали свою добычу, когда один из них заметил икону, стоящую у большого дерева. Охотник взял её в руки, а из-под земли тут же забил небольшой родник. Мужчина спрятал икону на том же дереве, а позже рассказал о своей удивительной находке своим друзьям.

На месте удивительной находки охотники возвели небольшую часовню, в которой икону и поставили. Чуть позже на месте часовни возвели храм Рождества Богородицы, а скульптуры у входа в собор напоминают всем об удивительной находке и охотниках.

Многочисленные паломники начали сходиться к месту, где обнаружили чудотворный образ. Со временем их стало столько, что князь Василий Шемяка приказал перевезти икону в Рыльск. Однако он не оказал ей никаких почестей и вскоре полностью ослеп. Князю удалось прозреть только тогда, когда он прилюдно пообещал отстроить в городе огромный храм и освятить его именем Рождества Богородицы. В новом храме икона пробыла совершенно недолго: через несколько месяцев она чудесным образом исчезла и вновь возникла на месте её первоначальной находки. Несколько раз её пытались вернуть в храм, но она упорно возвращалась назад.

Ещё одна старинная легенда рассказывает о попытке поджига часовни во время очередного набега татаро-монгольских войск.

После нескольких неудачных попыток захватчики решили просто разрубать чудесную икону пополам. После их ухода старцу Боголюбу пришла в голову мысль попытаться собрать её и поставить на место. Только разрубленные половинки соприкоснулись, как тут же срослись вместе на глазах удивлённого старца.

Вскоре слухи о чудотворной иконе дошли до царя Фёдора Иоанновича. Он приказал приложить все силы к восстановлению города Курск, а святой образ забрал в Москву. Здесь для иконы приготовили достойную оправу из кипариса и серебрённую раму с позолотой, драгоценными камнями и жемчугом. Царица вместе с дочкой своими руками сшили пелену для этого оклада, украсив её золотой вышивкой. После этого чудотворную икону возвратили обратно, но поместили уже не в часовню, а в новый отстроенный монастырь и храм Рождества Богородицы.

В начале XVIII века фельдмаршал Шереметьев пожертвовал немалую сумму на ремонт этого храма. Здание отреставрировали и обложили со всех сторон каменной кладкой. А над источником на месте находки образа возвели небольшую церквушку с каменными воротами.

Коренная пустынь многое пережила за годы своего существования. Её разрушали и грабили в годы революции, а потом во времена Великой Отечественной войны. В полуразрушенном виде она простояла вплоть до 1989 года, когда в неё решили вдохнуть новую жизнь. Сегодня Коренная пустынь заслуженно занимает третье почётное место среди главных святынь Русской Церкви.

gastroguru © 2017