Грушевский михаил сергеевич биография на украинском. Грушевский михаил сергеевич. Детские и юношеские годы. Образование

МИХАИЛ ГРУШЕВСКИЙ

Историк, организатор исторической науки, .литературовед, социолог, публицист, писатель, политический, общественный и государственный деятель -- мало кто из его современников мог похвастаться таким послужным списком. Но Михаил Сергеевич Грушевский, обладая колоссальной работоспособностью и недюжинным талантом, сумел оставить значительный след в истории Украины.

Михаил Грушевский родился 17 сентября 1866 г. в г. Холм (ныне территория Польши) в семье учителя русского языка и словесности в русско-греко-униатской гимназии. Как писал ученый в автобиографии, их род был известен ещё с XVIII в. и происходил из Чигиринского уезда. Отец, Сергей Федорович, был человеком энергичным и добродушным, окончил Киевскую духовную академию, но отказался от пострига и посвятил себя преподавательской деятельности. В Киеве он познакомился с дочерью священника Глафирой Опоковой, которая впоследствии стала его женой и помощницей во всех начинаниях. Пара переехала в Холм, затем в Ставрополь, а после -- на Кавказ, где Сергей Федорович служил инспектором народных училищ Ставропольского края, директором всех народных училищ Терской области. За свой труд он удостоился чина действительного статского советника, дающего право на потомственное дворянство. Кроме того, С. Грушевский создал один из лучших учебников церковнославянского языка, который не раз переиздавался и обеспечил автору приличный капитал. Это дало его детям -- Михаилу, Александру и Анне -- возможность заниматься любимым делом. Именно от отца Грушевский перенял любовь и привязанность ко всему украинскому -- языку, песням, традициям.

Детские годы Михаила прошли на Кавказе. Мальчик рано начал читать, постепенно осилив домашнюю библиотеку, и через художественную литературу, фольклор открыл для себя землю своих предков -- Украину. Впрочем, в период 1869-1876 гг. он трижды довольно долго пребывал в Украине, на родине своей матери в селе Сестриновка на Киевщине.

Увлечение историей пришло после зачисления в 1-ю Тифлисскую классическую гимназию, где он учился в 1880-1886 гг: Тут Михаил много читал, знакомился с произведениями украинских историков, фольклористов, этнографов -- М. Костомарова, М. Максимовича, П. Кулиша и др. Юноша так много времени проводил в библиотеке, что начальство назначило его библиотекарем ученического книгохранилища.

Сначала Михаил Грушевский видел своё будущее в художественной литературе, начал писать стихи и прозу на русском, а затем и украинском языке. Дорогу в литературу ему открыл И. Нечуй-Левицкий, которому молодой автор прислал свои стихотворения и повесть «Немой свидетель» (на украинском языке) с просьбой напечатать их под псевдонимом Михаил Заволока. Позднее Грушевский осознал свою слабость в стихосложении и отправлял Нечуй-Левицкому преимущественно повести. Одна из них, «Бех-аль-Джугур», увидела мир во львовской газете «Дело» в 1885 г.

Но литератором Михаил Сергеевич так и не стал: в нелегкой борьбе одержала верх история, которой юноша увлекся ещё в 14-летнем возрасте. Огромную роль в становлении Грушевского как историка сыграл журнал «Киевская старина», который он называл своей настоящей школой. Кроме того, ещё в гимназии юноша начал изучать языки -- чешский, польский, болгарский, сербский, увлекся историей Руси, казачеством, археологией.

Стремление к более глубокому изучению истории привело его в Киевский университет, где он провел 1886-1890 гг. На пути к университету Грушевскому пришлось преодолеть преграды: отец, напуганный недавними студенческими выступлениями в Киеве и побаиваясь украинского запала сына, долго колебался. Успокаивая его, Михаил пообещал не принимать участие в студенческих волнениях.

30 июля 1886 г. Грушевский был зачислен на историческое отделение историко-филологического факультета Киевского университета Св. Владимира. Но молодого человека, мечтавшего о настоящей науке, постигло разочарование: на первом плане стояла классическая филология, а всё прочее было задвинуто на задворки и ограничено общими курсами, -- эти предметы не могли дать ничего сверх того, что знал образованный и начитанный гимназист. Несмотря на эти обстоятельства, он продолжал учиться и делал первые шаги в науке под руководством профессора В. Антоновича -- «серого кардинала украинской исторической науки». Интересы молодого ученого охватывали множество тем. Уже на третьем курсе он написал работу «История Киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV века», за которую был награжден золотой медалью. В 1890-1894 гг. Михаил работал при Киевском университете как профессорский стипендиат, а в мае 1894 г. не без сложностей в поисках документальных материалов защитил магистерскую работу «Барское староство. Исторические очерки».

С этого момента начинается новый этап жизни М. Грушевского. В 1894 г. 27-летний магистр переезжает во Львов, где по рекомендации Антоновича возглавляет кафедру «всемирной истории со специальным обзором истории Восточной Европы».

Именно со Львовским университетом, научной и общественно-политической жизнью Галичины были связаны последующие годы жизни историка. Основной задачей была подготовка и преподавание курса университетских лекций по истории Украины, впоследствии ставшие основой фундаментальной работы «История Украины-Руси». В 1897 г. Грушевский официально возглавил Научное общество им. Т. Шевченко, до 1914 г. оставаясь при этом главой исторической секции и археографической комиссии. Более того, львовский период его жизни ознаменовался вхождением в «большую политику»: в 1899 г. он стал одним из организаторов Украинской национально-демократической партии -- ведущей партии Галичины.

Это был период активной научной и организационной деятельности. Благодаря стараниям Грушевского пополнились фонды библиотеки общества, начали выходить первые книги, был основан музей, создавались научные комиссии разной направленности и главное -- стали издаваться «Записки Научного общества», универсальное научное издание, где публиковались работы историков, литературоведов, фольклористов, общественных деятелей. Под редакцией Грушевского в 1895-1913 гг. вышло более 100 томов «записок». Огромную роль в этом сыграл и творческий тандем Грушевского с И. Франко (1856-1916), без помощи которого ученый вряд ли смог бы осилить такую титаническую работу. Они объединяли вокруг себя молодых ученых, и, таким образом, к началу XX в. Львов стал одним из научных центров не только украинских земель, а и Австро-Венгерской империи.

Важным шагом на пути популяризации украинской исторической науки в Европе стала поездка Грушевского в Париж, где он читал курс лекций по истории Украины в «Русской высшей школе общественных наук в Париже» весной 1903 г. С целью расширения научных контактов ученый посетил Лондон, Берлин, Лейпциг, а по возвращении решил основать во Львове курсы для украинской молодежи, торжественно открытые в 1904 г. Именно на этих курсах были прочитаны лекции по истории, которые позже легли в основу «Очерков истории украинского народа» на русском языке. Таким образом ученый вернулся к своей давней идее написать книгу по истории Украины, которую он представлял «краткой и общедоступной». Увлекшись искусством, Михаил Сергеевич подготовил и иллюстрированную историю Украины: первое издание 1911 г. в 6 тыс. экз. разошлось за полгода -- но меркам того времени это был серьезный успех.

После революции 1905 г. наступил период некоторой оттепели, -- в Российской империи частично были сняты ограничения на использование украинского языка, активизировалась украиноязычная пресса, и Грушевский, посетив Киев, Харьков, Одессу, решает вернуться в Киев, сохранив тесные связи со Львовом и Научным обществом им. Т. Шевченко. Фактически в период 1906-1914 гг. он жил между Львовом и Киевом. В Киеве ещё в 1909 г. был куплен роскошный 6-этажный особняк на ул. Паньковской со старинной мебелью и богатой коллекцией предметов украинской старины -- книгами, стеклом, фарфором, портретами К. Разумовского, И. Мазепы, картинами В. Кричевского; кроме того, у Грушевского была большая коллекция личной переписки украинской старшины, акты старого киевского магистрата, несколько десятков старопечатных книг XVII-XVIII вв. Свою коллекцию предметов искусств Михаил Сергеевич использовал с практической целью -- иллюстрировал многочисленные издания по истории Украины, кроме того собирался написать фундаментальную историю украинской культуры. Революция 1905 г. актуализировала украинский вопрос в Российской империи и открыла возможность для основания Украинского научного общества (УНО). Потребность в украинском научном центре в русскоязычном Киеве ощущалась довольно остро. В организации общества приняли участие многие украинские ученые, а на первом заседании 21 апреля 1907 г. главой был выбран М. Грушевский. Общество объединяло едва ли не все национальные творческие силы, издавало журналы «Украина», «Записки УНО», «Украинский научный сборник», занималось вопросами археологии, этнографии, истории искусств. Руководя работой общества, Грушевский и сам продолжал заниматься научной деятельностью.

Не прекращал он и политическую деятельность. В 1908 г. в Киеве была создана нелегальная межпартийная общественно-политическая организация -- Общество украинских поступовцев, и М. Грушевский вошел в состав её руководящего органа -- Совета. И хотя Общество не было политической партией, по сути, оно ставило перед собой задачи добиться создания в Украине национально-территориальной автономии в составе федеративной России.

В 1914 г. Михаил Сергеевич был уже знаменитым историком, пребывал в зените славы -- сам он подсчитал, что за 25-летнюю деятельность создал более 25 томов работ. За плечами профессора была политическая работа в партиях и идеологическом руководстве украинской фракцией в 1-й и 2-й Государственных Думах. Кроме того, уже в этот период Грушевский стал лидером украинской нации, популярным политиком, публицистом. Понятно, что такая активная деятельность не могла оставить равнодушными как австро-венгерскую, так и российскую полицию.

Началась Первая мировая война. В одной из статей Грушевский раскритиковал политику убитого эрцгерцога Франца-Фердинанда и австрийская полиция возбудила против него административное дело. Грушевский в это время находился вместе с семьей в Карпатах, в селе Криворовня, и в такой ситуации решил возвращаться в Киев. Но с августа 1914 г. слежка за ним была организована и киевским жандармским управлением. 22 ноября Грушевский через Вену, Италию и Румынию прибыл в Киев, а уже 28 ноября его арестовали и препроводили в Лукьяновскую тюрьму. После 3 месяцев допросов сослали в Симбирск, а с сентября 1915 г. -- в Казань. Тут Грушевский продолжал заниматься научной деятельностью, преподавал в университете -- своеобразном приюте многих опальных петербургских, московских и украинских ученых-диссидентов. Вместе с ученым в ссылке находились жена Мария Сильвестровна и дочь Катерина. Осенью 1916 г. им позволили переехать в Москву, где за Грушевским было установлено негласное наблюдение. Кроме того, ему запретили посещать Украину под любым предлогом.

Вместе с украинской общиной в Москве -- С. Петлюрой, В. Винниченко, Д. Дорошенко, Е. Чикаленко, он работал в московском отделении Общества украинских поступовцев, занимался организационной и научной работой. После февральской революции 1917 г. ученый получил долгожданную, выстраданную свободу. Его освободили от надзора, вернули паспорт. И сра-зу же Грушевский активизировал политическую деятельность -- заочно был выбран главой Центральной Рады. Как писал он сам, «в Киеве украинцы начали организовывать политический центр, названный Центральной Радой, избрали меня главой и стали звать, чтобы я немедленно приезжал».

Этот период был пиком политической и государственной деятельности М. Грушевского. Он стал идеологом украинской революции и вместе с Центральной Радой прошел путь от национально-территориальной автономии до идеи независимости Украины. Свои идеи по поводу будущего Украины он изложил в многочисленных публицистических статьях, опубликованных в 1917-1918 гг., -- «Какой мы хотим автономии?», «Кто такие украинцы и чего они хотят», «Украинская независимость и её историческая необходимость» и др. В этих работах Грушевский изложил собственное понимание национально-территориальной автономии, которую он рассматривал как реальный шаг к независимости Украины.

Вскоре Центральная Рада отказалась признавать исполком Временного правительства в Киеве и издала декларацию о предоставлении Украине полной автономии. Попытки Грушевского найти общий язык с Временным правительством были безуспешными. Вернувшись в Киев, на заседании Рады он настаивал на созыве Всеукраинского национального конгресса, который состоялся 6-8 апреля 1917 г. и объединил более 600 представителей множества партий, научных обществ, кооперативных организаций не только Украины, но и Кубани, и Бессарабии, Москвы и др. Грушевский сыграл решающую роль в консолидации конгресса вокруг идеи полной автономии Украины и 8 апреля его переизбрали главой УЦР. Это был пик политической деятельности М. Грушевского. Заместителями главы стали С. Ефремов и В. Винниченко. грушевский центральная рада

18 мая 700 солдатских делегатов, собравшихся в Киеве от действующей армии, также выбрали своих представителей в Центральную Раду, ещё через месяц около 1000 делегатов Украинского Крестьянского съезда, а затем и Рабочего съезда последовали их примеру. Фактически Центральная Рада превратилась в парламент Украины. На 2-м Военном съезде 10 июня 1917 г. она провозгласила свой I Универсал, который декларировал автономию Украины такими словами: «Пусть будет Украина свободной. Не отделяясь от всей России, не порывая с государством Российским...». В соответствии с этим документом создавался Генеральный секретариат, который возглавил В. Винниченко. Если секретариат сосредоточил в своих руках всю исполнительную власть, то Грушевский оставался безальтернативным лидером украинского движения.

Решительная деятельность Центральной Рады вызвала тревогу Временного правительства. 19 июня в Киев прибыли министры, которые после переговоров согласились на автономию Украины, но с условием её отсрочки до Всероссийского учредительного собрания. Со своей стороны, радовцы согласились предоставить несколько мест в УЦР неукраинским революционно-демократическим силам. Уступки сторон были зафиксированы в специальных декларациях. Временное правительство признавало также и Генеральный секретариат. Ответом на этот шаг стало принятие II Универсала 3 июля 1917 г., который зафиксировал, что вопросы автономии Украины должно решить Всероссийское учредительное собрание. По сути, II Универсал мало что менял в процессе творения украинского государства: не отрицая независимости Украины, он стал шагом на пути её реализации.

21-28 сентября 1917 г. в Киеве проходил Съезд Народов, на котором присутствовали представители 12 народностей. М. Грушевский был избран почетным главой Съезда и в своем докладе настаивал на необходимости федеративной перестройки России, последующей федерализации всех европейских народов и возможном объединении их в единую мировую федерацию. Для реализации идей съезда был сформирован Совет, главой которого был избран Михаил Сергеевич. Но большевистский переворот в Петрограде 25 октября 1917 г. свел к нулю все эти планы.

Временное правительство было арестовано, Россия провозглашена Республикой Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, было сформировано правительство во главе с В. Лениным. В Украине же противостояли три силы: Центральная Рада, сторонники Временного правительства в лице Киевского военного округа и большевики. Грушевский и УЦР решительно высказывались против восстания в Петрограде, заявляли о готовности бороться «со всякими попытками поддержки восстания в Украине». 7 ноября 1917 р. УЦР провозгласила III Универсал, согласно которому Украина становилась частью федеративной Российской Республики под названием Украинская Народная Республика (УНР), ликвидировалась частная собственность на землю, устанавливался 8-часовой рабочий день, евреям и полякам гарантировалась национально-территориальная автономия. 27 декабря провозглашалось днём выборов в Украинское учредительное собрание, а 9 января 1918 г. -- днем его созыва. Универсал был торжественно зачитан на Софийской площади в Киеве в присутствии войска, иностранных миссий, с молебном. Этот документ стал важнейшим историческим актом: после 250 лет неволи украинский народ официально декларировал возрождение своей государственности.

Кроме того, УЦР начала разоружать отряды большевиков и отправлять их в Россию. Такие действия не могли не вызвать должной реакции, и 4 декабря 1917 г. Совнарком РСФСР передал ультиматум, в соответствии с которым выявлял готовность сотрудничать с УНР, но предъявлял ряд требований, которые она была вынуждена выполнять под угрозой гражданской войны. Ультиматум стал не просто вмешательством во внутренние дела УНР, а и ставил её в полную зависимость от Совнаркома. Всё чаще звучали лозунги о независимости Украины, и 9 января 1918 г. был провозглашен IV Универсал, который объявил Украину самостоятельным и независимым государством. Скорее всего, автором этот документа являлся М. Грушевский.

Между тем продолжалось противостояние с ЦИК Советов Украины. Постепенно под властью Советов оказались Ровно, Севастополь, Екатеринослав, Мариуполь, Сумы, Кривой Рог. Кольцо вокруг Киева сужалось; существующей армии оказалось недостаточно, не спасла Киев и героическая смерть 300 курсантов и студентов под Крутами. 25 января 1918 г. члены Малой Рады во главе с Грушевским выехали в Житомир. Окружение Киева имело для Грушевского и личные последствия: его дом на ул. Паньковской был нещадно расстрелян из броневика большевиками, уникальная коллекция предметов старины уничтожена. В конце января Грушевского постигла ещё одна утрата -- умерла мать, ученый даже не смог проститься с ней.

В это время Центральной Радой был принят ряд важных законов -- о государственном гербе УНР (тризубе) и денежной единице (гривне). А в апреле с помощью немецкий и австро-венгерских частей Грушевскому и ЦР удалось вернуться в Киев.

Последним аккордом политической деятельности М. Грушевского стало принятие Конституции УНР 29 апреля 1918 г., которая провозгласила Украину суверенным парламентским государством, гарантировала права всем народам, разделила власть на судебную, исполнительную и законодательную. По конституции, верховным органом УНР было Верховное собрание и М. Грушевский должен был стать избранным его главой, но в условиях политической нестабильности, когда очевидными стали намерения немцев разогнать Центральную Раду, следовало действовать решительно и Грушевскому предложили объявить диктатуру и провозгласить себя диктатором. Ученый отказался, а 29 апреля 1918 г. Центральная Рада прекратила свое существование. М. Грушевский сошел с политической арены, уступив место новой генерации политиков, взращенных во времена Центральной Рады.

Во время пребывания у власти гетмана П. Скоропадского ученый принял участие в создании Украинской Академии Наук, которая, впрочем, просуществовала до начала 1919 г. Когда при власти оказалась Директория, для Грушевского не нашлось места в её планах и он принял решение вместе с семьей выехать в Галичину. Согласившись исполнять обязанности представителя Заграничной делегации УПСР, он в апреле 1919 г. через Станислав (ныне Ивано-Франковск) выехал в Прагу. Так началась его эмиграция. Годы пребывания в эмиграции стали для Михаила Сергеевича испытанием г- не только из-за материальных трудностей, но и потому, что его идеи потерпели фиаско. В Праге он контактировал с чешскими социалистами, встречался с Томашем Масариком, в Париже встречался с английскими и американскими дипломатами, безрезультатно стараясь обратить их внимание на украинский вопрос. На конференции II Интернационала в Люцерне (Швейцария) была одобрена декларация о праве на государственный суверенитет Украины и других восточноевропейских государств, оказавшихся на территории России. Также Грушевский принял участие в ряде европейских конференций в Праге, Вене, Берлине. Его деятельность в то время была активной: он стал инициатором организации «Комитета независимой Украины», издания журнала «Восточная Европа» на французском и английском языках, который даже частично финансировал.

В ноябре 1919 г. Грушевский вместе с семьей поселился в Женеве (Швейцария), планируя там жить и издавать журнал «Восточная Европа», но вскоре вернулся в Прагу, а затем в Вену, где и жил до возвращения в Украину. В это время он получил предложения от университетов Оксфорда и Принстона, вел переговоры со Львовским университетом, в Баден под Веной приезжали представители интеллектуальной эмиграции из Украины. Грушевский основал в Вене Украинский социологический институт (1919-1922 гг.), который наряду с научными должен был исполнять и политические функции. Институт издавал журнал «Боритесь, поборете», где печатались многочисленные статьи ученого, занимался издательской и лекторской деятельностью, в числе прочих была издана «История Украины» М. Грушевского на французском языке.

Со временем ученый стал задумываться о возвращении в Украину: советская власть дала разрешение на «въезд в Украину проф. Грушевского», а 31 декабря 1923 г. его заочно избрали членом ВУАН. В марте 1924 г. он с семьей вернулся, в Киев. Возвращение было компромиссным решением, он ещё надеялся на перерождение коммунистического режима. Формально местом жительства Грушевских был дом 9 по ул. Паньковской, но он сильно пострадал, и приютом для профессорской семьи стал флигель во дворе.

Членами ВУАН в то время были выдающиеся ученые -- А. Крымский,

С. Ефремов, Д. Багалий, М. Беляшевский и другие, они настороженно отнеслись к возвращению Грушевского. Ученый возглавил кафедру истории Украины и историческую секцию ВУАН, которая в конце 20-х годов состояла из академической кафедры истории украинского народа (в ней вначале насчитывалось два штатных сотрудника -- дочь Грушевского Екатерина и его племянник С. Шамрай) и ряда комиссий. Грушевский полностью сосредоточился на научной и организаторской деятельности: под его руководством действовали археографическая и фольклорно-этнографическая, экспедиции, была основана научно-исследовательская кафедра истории Украины, при кафедре истории Украины был открыт Кабинет примитивной культуры, печатались многочисленные материалы, в том числе и в журнале «Украина», который, благодаря стараниям Грушевского, стал гонорарным изданием. Но деятельность Михаила Сергеевича воспринималась неоднозначно: в ВУАН не было единства, и многие ученые (С. Ефремов, А. Крымский) выступали против маститого ученого, упрекая его в заигры-вании с советской властью. Ни Грушевский, ни его противники в Академии не принимали большевистского режима, но Михаил Сергеевич хотел реализовать собственную модель Академии и стать у её штурвала. С уверенностью можно утверждать, что коммунистический режим «подогревал» конфликт в ВУАН, чтобы использовать его в своих целях. Конфликт достиг апогея в 1927 г. ЦК КП(б)У поддерживало Грушевского на посту президента ВУАН, поскольку тот реально ослаблял влияние более радикального крыла украинской академической интеллигенции. В 1929 г. его также избрали членом Всесоюзной Академии наук, что современники расценили как «кусок мяса, брошенный режимом украинству». Но и позиция ученого не устраивала советскую власть -- он критиковал ее политику по отношению к деятелям науки и культуры, обвиняя в давлении. И вскоре режим перестал скрывать, что хочет поквитаться с Грушевским за его политическое прошлое.

Конец 20-х -- начало 30-х годов были страшными временами для украинской интеллигенции -- многочисленные аресты ученых, деятелей культуры стали причиной паники в украинских кругах. Стало очевидно, что политика «украинизации» будет свернута и все неугодные режиму понесут наказание. Так, были арестованы С. Ефремов, И. Мандзюк и другие, а те, кто оставался на свободе, были вынуждены подчиняться идеологическим требованиям. Был реорганизован историко-филологический отдел АН, закрывались комиссии, проводились «чистки» в исторических секторах ВУАН. В 1930 г. была ликвидирована научно-исследовательская кафедра истории Украины, тогда же прекратили издавать журнал «Украина». Грушевский возглавлял кафедру истории Украины периода феодализма, но лишь формально, так как ещё в марте 1931 г. вместе с дочерью выехал в Москву. В документах спецслужб его уже открыто называли «лидером контрреволюционеров», ему было приписано основание Украинского национального центра -- всеукраинской контрреволюционной организации. 23 марта 1931 г. Грушевского арестовали. После допросов ученый, будучи уже немолодым и больным человеком, подписал все бумаги, признал все выдвинутые против него обвинения и был освобожден. Ему разрешили и впредь проживать в Москве. В последние годы жизни Михаил Сергеевич занимался научной работой -- работал над продолжением «Истории украинской литературы», издавал статьи, но из-за плохого состояния здоровья уже не вел активной публичной деятельности, не выступал даже на заседаниях АН СССР.

В Москве он продолжал находиться под колпаком ОГПУ, потом НКВД. Их интересовал не только академик, но и его дочь, за которой в 1932 г. также было установлено наблюдение. А в это время в Украине готовилась очередная атака. В сентябре 1934 г. Грушевский с женой и дочерью прибыл в Кисловодск, на курорте общался со многими представителями науки и культуры, и чекисты не прекращали отрабатывать версии о намерении ученого бежать за границу. Но 13 ноября Михаил Сергеевич попал в Кисловодскую городскую больницу с диагнозом «Злокачественный карбункул спины, сепсис», ему сделали несколько операций. Состояние ученого ухудшалось, не помогали и переливания крови. 24 ноября 1934 г. врачи констатировали «смерть при нарастании сердечной слабости». Михаил Сергеевич был похоронен в Киеве, на Байковом кладбище 29 ноября. Сразу же после смерти ученого возникли слухи о её насильственном характере, отравлении. Но доказать ничего не смогли и по сей день.

После смерти М. Грушевского В. Вернадский писал: «Я считал и считаю, что Грушевский сделал огромное дело для возрождения украинского народа. Великая личность, что бы ни говорили, которая оставила след в национальном самосознании Украины. Как всё повернется в будущем? Основное -- не политическое, но огромное историческое и фактическое, что осталось в изданных памятниках и материалах. Я думаю, глубина его влияния после смерти сделается более ясной».

Со временем слова эти подтвердились.

Михаил Грушевский родился в Холме, (Польша, ныне - Хелм, польск. Chełm). Его отец был учителем греко-униатской гимназии. Юношеские годы провел на Кавказе, где учился в Тифлисской гимназии.

В 1886-1890 учился на филологическом факультете Киевского университета. За свою студенческую работу «Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV в.» получил золотую медаль и был оставлен при университете.

По окончании университета Грушевский публиковал статьи в «Киевской Старине», «Записках научного общества имени Шевченко», издал два тома материалов в «Архиве юго-западной России» (часть VIII, т. I и II). Предисловие к этим материалам составило магистерскую диссертацию Грушевского, названной «Барское староство» (Киев, 1894).

Теория этногенеза украинского народа

В своих произведениях Грушевский разработал свою теорию происхождения и развития государственности Киевской Руси и её народа.

Грушевский и русофилы

В 1894 году во Львовском университете была открыта кафедра всеобщей истории со специальным обзором истории восточной Европы, которую и занял Грушевский.

Во Львове Грушевским написаны и изданы его исторические работы «Виімки з жерел до історіі Украіни-Руси» (1895), «Описи королівщини в землях руських XVI в.» (1895-1903, 4 тт.), «Розвідки и матеріяли до історіі Украіни-Руси» (1896-1904, 5 тт.) и начал работать над своим главным трудом - восьмитомной «Историей Украины-Руси».

Постепенно Грушевский становится руководителем всей научно-культурной жизни Галиции: с 1895 работает редактором «Записок Наукового Товариства імени Шевченка», а в 1897 избран председателем этого общества. Принял на работу в общество лидеров национального движения Галичины - Франко и Павлика. В 1899 году Грушевский активно участвовал в создании Украинской национально-демократической партии в Галиции.

В 1906 году Харьковский университет присвоил Грушевскому степень почётного доктора русской истории. В 1908 году, продолжая оставаться профессором Львовского университета и председателем «Наукового Товариства», Грушевский выставил свою кандидатуру на кафедру в Киевском университете, но получил отказ.

В 1914 году, после 20-летней работы во Львовском университете, переехал на жительство в Киев, где руководил деятельностью «Наукового Товариства в Киіві», переносит сюда издание «Литературно-наукового вістника». Арестован в декабре 1914 года по обвинению в шпионаже в пользу Австро-Венгрии и после нескольких месяцев тюрьмы выслан по приказу начальника Киевского военного округа в Симбирск, как указано в приказе, «на время состояния местностей, из коих он выслан, на военном положении». В ссылке написал историческую драму «Хмельницький в Переяславі» и «Ярослав Осмомисл», сюжетом которой послужила запись в Ипатьевской летописи об изгнании в 1173 галичанами князя Ярослава Осмомысла за женитьбу при живой княгине на дочери «смерда».

В конце 1915 Грушевскому удалось добиться разрешения (с помощью академика А. А. Шахматова) на переезд в Казань, через год - в Москву, где он и проживал до февральской революции.

Период после Февральской революции 1917 года

После Февральской революции 4 марта 1917 представители крупнейших партий Украины создали в Киеве Центральную Раду. Грушевский был заочно избран её председателем и 14 марта прибыл в Киев.

В начале апреля 1917 года состоялся Учредительный съезд Украинской партии социалистов-революционеров (УПСР), одним из основателей которой был Грушевский (вместе с Н. Ковалевским, П. Христюк, В. Голубовичем, Н. Шрагом, Н. Шаповалом и др.)

В качестве председателя Центральной Рады Грушевский вел переговоры с Временным правительством России о предоставлении Украине автономии.

25 ноября 1917 года по результатам всеобщих выборов Грушевский избран во Всероссийское учредительное собрание по Киевскому округу № 1 - украинские эсеры, Селянская спилка, украинские социал-демократы.

В конце марта 1919 уехал в Австрию, создал в Вене Украинский социологический институт - идеологический центр украинской националистической контрреволюции. После нескольких обращений Грушевского к украинскому советскому правительству, в которых он осуждал свою контрреволюционную деятельность, ВУЦИК в 1924 разрешил ему возвратиться на Родину для научной работы. Был профессором истории в Киевском государственном университете, избран академиком Всеукраинской академии наук, руководителем историко-филологического отдела. Возглавлял археографическую комиссию ВУАН, целью существования которой было создание научного описания изданий, напечатанных на территории этнографической Украины в XVI-XVIII веках. При этой комиссии по случаю 350-летия печатного дела на Украине был создан комитет, секретарём которого был назначен В. Барвинок.

Начиная с 1930 года Грушевский подвергался репрессиям и преследованиям со стороны силовых структур. Его обвинили в «контреволюционной деятельности» и инкриминировали участие в антисоветском Украинском национальном центре, в том числе, требовали от него признания в организации терроистических актов и покушений на ведущих партийных деятелей. Также репрессии охватили большинство его учеников, сотрудников которые работали с ним в течение 1920-х годов. Практически все сотрудники Грушевского были репрессированы. С 1930 работал в Москве под пристальным контролем ОГПУ.

Одним из наиболее непримиримых оппонентов Грушевского был известный востоковед А. Е. Крымский, среди более толерантных оппонентов, частично разделявших его идеи, можно назвать А. П. Оглоблина. В 1929 Грушевский был избран действительным членом АН СССР.

Умер в 1934 году от заражения крови в Кисловодске, был похоронен с почестями.

Судьба семьи

«Репрессирован посмертно» - в конце 1930-х годов все его труды были запрещены, многие родственники (среди них - его дочь, также известный историк) репрессированы и погибли. При преследовании членов семьи Грушевского были использованы показания его бывшего ученика (и одновременно осведомителя НКВД, а позже украинского коллаборациониста) К. Ф. Штеппы.

Память

Во Львове на территории усадьбы где он жил до 1914 года сегодня действует музей Грушевского. Во Львове и в Киеве ему установлены памятники.

Изображенный на украинской пятидесятигривенной купюре Михаил Грушевский среди всех отечественных деятелей, «попавших на деньги», является самым близким к нам по времени. И его биография и вклад в развитие Украинского государства известны едва ли не лучше остальных. Однако здесь читателя могут ожидать определенные сюрпризы.

Дело в том, что провозглашаемый сейчас со всех высоких трибун и мемориальных досок «первым Президентом Украины» Михаил Грушевский, фактически, им никогда не был!
И это не единственный парадокс, связанный с личностью Грушевского.
Но начнем по порядку.

Будущий «первый президент» и председатель Украинской Центральной Рады родился 17 (29) сентября 1866 года в городке Холме Люблинской губернии Российской империи (ныне город Хелм, Польша) в семье учителя гимназии. Его отец, Сергей Федорович Грушевский был автором принятого министерством образования и многократно переизданного в России учебника церковно-славянского языка. Авторские права на данный учебник приносили семье, а позже - самому Михаилу Грушевскому, стабильные доходы, позволившие ему сосредоточиться на собственных исторических исследованиях.

Вскоре после рождения Михаила семья переехала на Кавказ, где в Ставрополе, Владикавказе и Тифлисе прошли его детство и отрочество. По окончании тифлисской гимназии в 1885 году он поступил на историко-филологический факультет Киевского университета Святого Владимира, где учился у профессора Владимира Антоновича. Под его руководством подготовил работы о южнорусских замках первой половины XVI в. и «Историю Киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV века», которая была удостоена золотой медали.

После защиты Грушевским в 1894 году магистерской диссертации профессор Антонович порекомендовал Львовскому университету взять новоиспеченного магистра вместо себя на должность профессора недавно созданной кафедры истории.

То, что подданный российского императора Михаил Грушевский в 1894 году переехал во Львов, находившийся тогда под властью Австро-Венгрии, и получил там высокую профессорскую должность, породило впоследствии массу кривотолков. Якобы коварные австрияки уже тогда, ещё за двадцать лет до начала Первой мировой войны, задумали подложить «мину» под национальное «единство» Российской империи и для этого… придумали украинцев. Как говаривал киевский генерал-губернатор Драгомиров: "Украинскими являются только галушки, борщ и варенуха, все остальное выдумала Австрия!".

И вот теперь подлым австрийцам срочно понадобился тот, кто сочинит для этих "выдуманных" украинцев историю, чтобы представить их как отдельный народ. И на роль этого "злого гения" был избран 28-ми летний российский подданный Михаил Грушевский.

Но тогда возникает вполне закономерный вопрос: как один, пусть даже и очень талантливый, молодой ученый может самостоятельно придумать и сочинить историю целого народа? Причем, к тому же, как утверждается, народа выдуманного, никогда ранее не существовавшего?

В ответ на этот вопрос «заклятые любители» Грушевского и всего украинского парируют, что он, видите ли, был не одинок, что в этом ему помогал… австрийский Генеральный штаб!

Странная логика. Казалось бы, что мешало российскому Генеральному штабу, в свою очередь, попытаться таким же образом подорвать изнутри не менее «национально-монолитную» Австро-Венгрию? И сделать нечто подобное в отношении украинских подданных императора Франца-Иосифа? Глядишь, создали бы при Киевском университете кафедру истории Украины, и тут же зашатались бы вековые устои «Дунайской империи». А «австрийско-подданные» украинцы просто косяками потянулись бы под отеческую руку государя Николая Александровича. Но не тут то было…

Ясно, что вся эта легенда о злокозненных австрийцах придумана в России уже задним числом, чтобы оправдать политику отрицания за украинцами права на какую-либо национально-культурную самобытность. А так же, чтобы скрыть то обстоятельство, что в «какой-то там» Австро-Венгрии славянские народы, в частности украинцы, пользовались куда более широкими правами и даже имели национальное представительство в Венском парламенте. Всё-таки тогдашняя Австро-Венгрия, в отличие от России, была не абсолютной, а конституционной монархией.

Однако факты упрямо говорят о том, что и официальная Вена тоже не очень-то признавала украинцев полноценной нацией. Так австрийский министр Гауч напрочь отрицал за украинской историей значение науки. Поэтому в Львовском университете была открыта кафедра вовсе не украинской, как принято считать, а всеобщей истории со специальным обзором истории восточной Европы. Вот именно при этой кафедре и занял профессорскую должность Михаил Грушевский.

Как бы там ни было, читая ежегодный курс лекций в Львовском университете, Михаил Грушевский одновременно решился создать никем до него не написанную обобщающую Историю Украины - Руси. Он разработал новаторскую схему исторического развития украинского народа, которая до сих пор стоит костью в горле у официальных российских историков, лишая Россию желанной монополии на право называться преемником Киевской Руси.

Предложенная Грушевским схема украинской истории выглядела следующим образом:

1) украинцы как отдельный народ (хотя и под другими названиями: анты, поляне, русины) существуют ещё со времен раннего средневековья;
2) в Киевской Руси украинцы представляли ядро государства, народность, отдельную от северо-восточной (в будущем - великорусской) народности;
3) наследником государственности Киевской Руси выступило не Владимиро-Суздальское, а Галицко-Волынское княжество, которое постепенно теряло независимость и инкорпорировалось соседними государствами - Литвой, Польшей, Венгрией.

Великое княжество Литовское, по его мнению, являлось таким же равнозначным центром объединения древнерусских земель, как и княжество Московское. Однако по мере окатоличивания и полонизации Литвы противоречия между литовцами и православными литвинами и русинами (белорусами и украинцами) усилились, и последние переориентировались на Московию.

Потеряв былую самостоятельность и находясь в составе Речи Посполитой и Московского царства, украинцы, заключал Грушевский, являлись или просто пассивным объектом управления, или же находились в оппозиции к власти. Единственным содержанием их истории теперь остаются культурные и экономические процессы.

Естественно, что такой вариант истории Киевской Руси никак не мог устроить официальные российские круги, которые еще после заключения Переяславского договора считали себя исключительными владельцами прав на киевское наследство.

Поэтому в Российской империи немедленно начали раздаваться обвинения профессора Грушевского в "сепаратизме". Эти нападки особенно усилились после того, как в 1899 году он ребром поставил вопрос о допущении на археологическом съезде, который должен был состояться в Киеве, рефератов на украинском языке. Данное требование вызвало сильную оппозицию в российских профессорских кругах и было отвергнуто. Тогда Грушевский и другие украинские ученые из Австро-Венгрии уклонились от участия в съезде.

В 1906 г Харьковский университет осмелился возвести Михаила Грушевского в степень почётного доктора русской истории. Однако кандидатура Грушевского, выставленная на кафедру русской истории в Киевском университете в 1907 году, по политическим соображениям была отклонена.

Политикой Грушевский пытался заниматься задолго до образования Украинской Народной Республики – еще в Австро-Венгрии. В 1899 году он принимал самое активное участие в создании Украинской национально-демократической партии, которая, по его мнению, должна была объединить разрозненные силы украинских патриотов Австро-Венгрии. Однако надеждам Грушевского не суждено было сбыться – на протяжении всей своей истории УНДП большую часть времени занималась внутрипартийными склоками, а перед Первой мировой войной оказалась на грани окончательного развала.

Накануне Первой мировой войны Грушевский предполагал покинуть кафедру Львовского университета и возвратиться в Киев. Но война поломала план переезда. Из-за преследований полиции, которая видела в нем российского агента, ученый перебрался в Италию, а затем через Румынию вернулся в Киев.

Но здесь в Грушевском увидели уже агента австрийцев! Поэтому, в декабре 1914 года Грушевский был арестован и после нескольких месяцев тюрьмы вынужденно покинул Украину. В приказе начальника Киевского военного округа было сказано: «Профессора Львовского университета Михаила Грушевского как пропагандиста украинского сепаратизма и видного деятеля украинской национально-демократической партии выслать в Симбирск на время состояния местностей, из коих он выслан, на военном положении». Из Симбирска ему разрешили переехать в Казань, где он смог продолжать научную работу, а позднее - в Москву.

Ходатайством о переводе Грушевского в Москву занимался сам Владимир Вернадский. Он вместе с другими учеными Российской Академии Наук и Московского университета направил министру внутренних дел Хвостову письмо, в котором указывалось, что все меры, предпринятые против Грушевского, являются безрассудными и недопустимыми.
Именно в Москве Грушевского и застала Февральская революция.

Окраины бывшей Российской империи начинают приходить в движение и на волне национального подъёма заявляют о своих претензиях на автономию и независимость. Не стала исключением и Украина. В марте 1917 года в Киеве создается Украинская Центральная Рада – орган общенационального самоуправления, которому срочно потребовался всенародно известный и уважаемый лидер. И тут основатели Центральной Рады вспомнили о Грушевском.

«Никто так не подходил для роли национального вождя, как Грушевский», – писал известный политический деятель тех лет Дмитрий Дорошенко. На московский адрес Грушевского начали приходить многочисленные телеграммы из Киева с просьбой немедленно вернуться и занять должность главы Украинской Центральной Рады. Прихватив с собой лишь ценные книги, 11 марта он выехал в Украину.

Возвращение Грушевского на родину получилось весьма своеобразным. Ночь в поезде прошла спокойно, однако утром недалеко от Брянска в вагоне, где он ехал, начался пожар. Пламя из соседнего купе быстро охватило весь вагон. Грушевский кинулся собирать свои книги, но было поздно. Буквально за пять минут вагон сгорел дотла.

Из-за этого инцидента поезд прибыл в Киев с большим опозданием. На вокзале Грушевского никто не ждал. Киевляне, которые готовились к его встрече, уже разошлись. Родных тоже не было. Побродив по неосвещённым улицам и по мокрому снегу без калош (они сгорели в поезде), в одном белье, с пледом на плечах, только под утро он попал домой. Так необычно и более чем скромно произошло возвращение Грушевского на родную землю.

Во вторник 14 марта он пришёл на первое заседание Центральной Рады. Здесь встреча была уже более торжественная, Грушевского буквально носили на руках. Он с воодушевлением выступал перед собравшимися, говорил о целях революции, призывал соотечественников активно строить новую Украину, однако, пока только как автономию в составе России. В то время о полном отделении Украины большинство еще даже не помышляло. Сказывался веками насаждаемый комплекс национальной неполноценности. Как же! Ведь украинцев "всего" тридцать миллионов. Куда им до собственного государства, в сравнении с восемью миллионными шведами или там, голландцами? «Украинцы не имеют намерения отделиться от Российской Республики, - писал Грушевский в брошюре «Откуда появилось украинство и куда оно ведет», изданной летом 1917 года. - Они хотят остаться в добровольной и свободной связи с ней».

Отстаивая позиции Центральной Рады, Грушевский доказывал беспочвенность выдвинутых против нее обвинений в сепаратизме, подчеркивая: «Мы думаем как раз, что Украина не только для украинцев, а для всех, кто живет в Украине и любит ее, а любя, хочет трудиться на благо края и его жителей. И так всякий, кто разделяет подобные взгляды, - дорогой согражданин для нас, независимо от того, кто бы он ни был - великоросс, еврей, поляк, чех».

В июле 1918 года Михаил Грушевский избирается председателем Украинской Центральной Рады. Первые же шаги историка Грушевского на этом посту были более чем странными. Вообще поведение тогдашних вождей УНР, стремившихся в своей государственной деятельности выглядеть «святее Папы Римского» вызывает полное недоумение!

С одной стороны он в паре с главой Народного секретариата (правительства) УНР писателем Владимиром Винниченко на равных ведет переговоры с Временным правительством России о предоставлении Украине широкой автономии и пишет декларирующие эту автономию универсалы.

С другой – делает все для развала еще только создаваемых украинских вооруженных сил.
Грушевский, видите ли, пытался убедить всех и вся, что новосозданное Украинское государство является демократичным и исключительно миролюбивым и ни с кем воевать не собирается, а потому не нуждается в профессиональной армии.

Кабинетный учёный, он совершенно не разбирался в реальной политике, оставаясь приверженцем «бумажных» теорий и схем. И это в условиях продолжающейся Мировой и начинающейся Гражданской войны!

В итоге УНР осталась без армии, а Центральную Раду стало просто некому защищать.

И Грушевскому вместе с другими членами Центральной Рады под угрозой наступления большевиков пришлось срочно бежать из Киева. Правда перед этим ему еще удалось отправить на верную смерть под Крутами отряды киевских гимназистов и студентов. Которые, годясь Грушевскому во внуки, своими жизнями заплатили за «теории» нашего профессора.

Таким образом, можно сделать вполне закономерный вывод, что этот благообразный «отец нации» принес вреда этой самой нации не меньше, чем любой из её врагов.

Михаилу Грушевскому удалось вернуться в Киев довольно скоро, но уже с немецкими войсками, откликнувшимися на призыв Центральной Рады очистить, в обмен на продовольствие, территорию Украины от российских и местных большевиков. Воистину, не желающий содержать собственную армию, будет кормить чужую!

После возвращения в Киев Грушевский был переизбран председателем Центральной Рады и стал проводить прежнюю политическую линию. Пообещав немецким союзникам регулярные поставки продовольствия, Грушевский от их закономерных требований выполнять обещанное, попросту отмахивался, отговариваясь тем, что требуемые меры по изъятию продуктов и наведению порядка в стране недемократичны.
Естественно, что немецким оккупационным властям была нужна более послушная Украина, и в ночь с 29 на 30 апреля в результате государственного переворота УНР Грушевского и Винниченко перестала существовать. Ее место заняла Украинская Держава во главе с гетманом Скоропадским.

Последним же аккордом политической деятельности Михаила Грушевского как главы Центральной Рады можно считать принятие буквально накануне гетманского переворота 29 апреля 1918 года Конституции УНР. Согласно этому документу Украина становилась суверенным парламентским государством, гарантировавшим права всем проживавшим здесь народам. Власть делилась на исполнительную, законодательную и судебную. Верховным органом УНР провозглашалось Всенародное собрание – законодательная власть Украинской Республики.

Именно с Конституцией связан существующий до сих пор миф о президентстве Грушевского, который уже давно эксплуатируется историками и публицистами. В середине 90-х годов практически все исследователи и журналисты писали, что на последнем заседании Центральной Рады вместе с принятием Конституции был избран и президент. Очень быстро этот недоказанный факт перекочевал с экранов телевизоров и газетных страниц в школьные учебники и закрепился в сознании миллионов украинцев.

Считается, что этот миф вышел из среды украинских эмигрантов. Пока в СССР запрещались любые положительные упоминания о независимом украинском государстве, они, напротив, всячески подчёркивали полноценность данного государства. И в их интерпретации председатель Центральной Рады Михаил Грушевский превратился в президента. Возможно, это связано с тем, что на иностранных языках (французском, немецком) должность
«председателя» Рады передавалась как president (du parlement), но соответствовала лишь должности спикера парламента. Во всяком случае, тогдашний соратник Грушевского, Владимир Винниченко прямо указывает в своих воспоминаниях, что иногда председателя Центральной Рады Михаила Грушевского звали президентом, но это название не было официальным.

В итоге оказалось, что документы, подтверждающие факт президентства Грушевского, отсутствуют. А в Конституции УНР, с которой всё вроде и началось, ни единого слова о таком институте власти не сказано. Её текст гласил следующее: «Созывает Всенародное собрание и руководит им глава, избранный Всенародным собранием. Власть главы длится всё время, пока не будет созвано новое собрание и избран новый глава».

Исследователи считают, что таким образом в Украине вводилась парламентская форма правления, а не президентская или парламентско-президентсткая, поэтому Грушевского вряд ли можно было избрать на должность, которой тогда вообще не существовало.

Правда, в начале 90-х годов ХХ века бытовало мнение, что признать на государственном уровне историка Грушевского первым президентом Украины мешал Леонид Кравчук, считавший таковым самого себя. Он якобы однажды заявил: «Я понимаю, что Грушевский первый президент, но и я ж не второй».

Сам же экс-президент на вопрос, кого он считает первым, практически всегда отвечает: «Первым президентом Украины являюсь я. А вот президентом Украинской Народной Республики был избран Грушевский, и не народом, а депутатами. И был он в этой должности одну ночь. То есть никаких документов, подписанных президентом Грушевским, нет. Поэтому большинство исследователей этой проблемы считают, что Грушевский не был первым президентом вообще».
Действительно, во всех протоколах заседаний Рады он значится исключительно главой.

И всё же, несмотря на научные выводы историков, многие украинцы считают первым президентом страны главу Центральной Рады Михаила Грушевского. Видимо, правы были древние философы, считающие, что миф гораздо легче создать, нежели развенчать.

В конце 1918 года, когда гетманат сменила украинская Директория, Грушевский снова попытался реанимировать идеи Центральной Рады, но, встретив оппозицию со стороны новой власти, покинул Киев и украинскую политику. Но как оказалось ненадолго.

О судьбе Грушевского после окончания Гражданской войны современные украинские историки, как правило, пишут вскользь. В Украине как-то не особо принято распространяться о том, что символ украинской Независимости в 1924 году вернулся в СССР и превратился в апологета Советской власти и коммунистического режима. В советского академика, председателя Всеукраинской Академии Наук, автора проникновенных статей о великом социалистическом государстве. Тем не менее, это именно так.

Единственное о чем обычно пишут подробно – это о том, как Грушевский был арестован по сфабрикованному делу «Украинского национального центра». Но при этом его, после нескольких допросов, отпустили. А ведь мало кому удавалось, попав в поле зрения всесильного НКВД, выйти на свободу без судебного разбирательства и тюремного срока. Более того, Грушевского перевели работать в Москву, лечили в Кисловодском санатории и похоронили, после смерти в 1934 году, со всеми почестями на престижнейшем киевском Байковом кладбище.

А всё дело в том, что Грушевский, в итоге, подписал все протоколы и доносы, которые предложили ему чекисты. И против себя и против тех, кого должны были по делу «Украинского национального центра» взять. И его показания, даже после смерти Грушевского, отправили под расстрельные статьи и в лагеря многих ни в чем не повинных людей.

И только спустя некоторое время после смерти объявили, что он руководил нелегальной буржуазно-националистической организацией. За это его труды позднее были запрещены, а многие родственники репрессированы, в том числе родная дочь Екатерина. Она была уже известным культурологом, социологом, фольклористом, продолжившим после смерти Грушевского его научную работу, но погибла в ссылке в 1943 году.

В своё время Грушевский стал единственным из лидеров украинской революции 1917-1921 годов, который вернулся в СССР. Это вызвало бурную негативную реакцию в среде украинских эмигрантов. Они заклеймили его позором, как одного из «ренегатов, которые абсолютно спокойно пошли на службу злейшему врагу, пошли позорно, без каких-либо уступок с его стороны». "Политической смертью" назвал возвращение Грушевского бывший министр УНР Никита Шаповал в одноименной статье, опубликованной 18 марта 1924 года. «Грушевський… викреслив… себе з числа борців за Україну. Обернувся в політичного трупа, повз котрого йдучи, українці повинні затуляти носа».

Интересно, как оценивала этот поступок Грушевского перед собственной гибелью его дочь? И как оценивать личность Грушевского нам?

Да, это именно Грушевский создал капитальную историю Украины. Да, это именно он возглавил новорожденное Украинское государство. Но, в то же время, это он обрек это государство на гибель, оставив его в самый решающий момент без армии. Это он привёл на родную землю оккупационные войска. Это он, будучи живым символом украинской Независимости, публично отрёкся от своих политических взглядов и перешел на службу к Советской власти. И это по его показаниям этой самой властью был уничтожен цвет украинской интеллигенции.

Такой вот получается из Михаила Грушевского неоднозначный государственный символ…
А что было бы с нашей страной, если бы УНР удалось тогда сохранить свою почти миллионную армию?

В этом вопросе попытаемся разобраться, проанализировав деяния уже упоминавшихся ранее Владимира Винниченко и Симона Петлюры в статье "Петлюра без купюр".

ГРУШЕВСКИЙ, МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ (1866–1934), общественный и политический деятель, один из лидеров украинского национального движения, историк Украины и России, родился 17 (29) сентября 1866 в городке Холме Люблинской губернии (ныне Хелм, Польша) в семье учителя. Вскоре семья переехала на Кавказ, где в Ставрополе, Владикавказе и Тифлисе прошли детство и отрочество Грушевского. По окончании гимназии в 1885 он поступил и в 1890 окончил историко-филологический факультет Киевского университета. Учился у В.Б.Антоновича, под руководством которого еще будучи студентом подготовил работы о южно-русских замках первой половины 16 в. и истории Киевской земли.

По протекции научного руководителя способного ученика через год после окончания университета приняли на кафедру истории для «приготовления к профессорскому званию». Молодой ученый сдал магистерские (кандидатские) экзамены, в 1894 защитил магистерскую диссертацию Барское староство. Исторические очерки , посвященную истории отдельной административно-территориальной единицы Польши 15–16 вв. с преимущественно украинским населением (в том же году вышла отдельной книгой).

После защиты Грушевский уехал в Австро-Венгрию, во Львов, где в местном университете занял кафедру всеобщей истории, ставшую фактически кафедрой истории Украины. Во Львове ученый возглавил в 1897. Научное общество им. Т.Шевченко, превратив его в подобие украинской Академии наук (в обществе работали историческая, филологическая и естественно-математическая секции, при нем действовали музей, библиотека, типография, книжный магазин), стал редактором рупора украинской интеллигенции – «Записок» Научного общества им. Т.Шевченко.

Читая ежегодный курс лекций в Львовском университете, молодой ученый одновременно решился создать никем до того не написанную обобщающую Историю Украины – Руси (на украинском языке, тома 1–10, в 13 кн., 1896–1936). Вначале Грушевский предполагал издать трехтомное сочинение. Но по мере исследовательской работы труд разрастался и в итоговом варианте представляет собой неоконченный десятитомник (автор предполагал закончить изложение концом 18 в., но довел его только до 1658). В этом сочинении, обобщив результаты исследований предшественников, используя данные археологии, этнографии и филологии, обширный документальный материал из архивов, ученый доказывал, что предки украинцев – это древние племена антов, первой самостоятельной украинской державой была Киевская Русь. В отличие от большинства представителей российской науки, преемницей Киевской Руси Грушевский считал не Владимиро-Суздальскую, а Галицко-Волынскую землю, которая постепенно теряла независимость и инкорпорировалась соседними государствами – Литвой, Польшей, Венгрией. Великое княжество Литовское, по его мнению, являлось таким же равнозначным центром объединения древнерусских земель, как и Москва. Однако по мере окатоличивания и полонизации княжества противоречия между литовцами и православными восточными славянами (белорусами и украинцами) усилились, и последние переориентировались на Московскую Русь. Потеряв самостоятельность и будучи в составе Речи Посполитой и Московской Руси, украинцы, заключал Грушевский, являлись или просто пассивным объектом управления, или же находились в оппозиции к власти. Единственным содержанием их истории теперь остаются культурные и экономические процессы. Антирусские и антипольские выступления украинцев ученый описывал сочувственно, хотя и был далек от идеализации вождей этих выступлений.

В наиболее сжатом виде свою концепцию Грушевский изложил в опубликованной в 1904 и ставшей широко известной статье Обычная схема «русской » истории и дело рационального изложения истории Восточного славянства. С воодушевлением воспринятая в кругах украинских националистов, статья встретила, за редкими исключениями (А.А.Шахматов, А.Е.Пресняков), неприятие и осуждение в российской историографии.

Политической деятельностью Грушевский занялся во Львове, примкнув к партии галицийских национал-демократов. В годы Первой русской революции ученый ездил в Петербург для участия в работе украинской фракции первой Государственной думы. В многочисленных публицистических статьях он выступал за автономию Украины в составе федеративной России, призывал правительство проводить политику стимулирования языков и культуры национальных меньшинств.

Накануне Первой мировой войны Грушевский предполагал покинуть кафедру Львовского университета и переехать в Киев. Этому способствовали противоречия внутри украинского национально-демократического движения в Галиции. Часть его участников пошла на сотрудничество с поляками, против чего возражал ученый. В 1913 при выборах нового руководства Научного общества им. Т.Шевченко сторонники Грушевского были провалены, сам он подал в отставку. Но война поломала план переезда. Ученый выехал сначала в Венгрию, потом в Австрию. Из-за преследований полиции, которая видела в нем агента русских, он перебрался в Италию, а затем через Румынию – в Россию. В Киеве Грушевского заключили в тюрьму по обвинению в сотрудничестве с австрийцами. Власти намеревались выслать ученого в Сибирь, и только заступничество некоторых известных русских историков смягчило наказание – его сослали в Симбирск, затем разрешили переехать в Казань и в Москву.

После Февральской революции Грушевский вернулся в Киев, примкнул к партии украинских социалистов-революционеров (эсеров), возглавив левое крыло партии. Его избрали главой Центральной Рады (Центрального Совета) Украины. Грушевский по-прежнему выступал за автономию Украины в составе России как федеративной демократической республики. После Октябрьской революции его политические установки несколько изменились. Под угрозой наступления большевиков вместе с другими членами Центральной Рады Грушевский бежал из Киева и вернулся в город уже с немецкими войсками. Составленный Грушевским Четвертый универсал Центральной Рады провозгласил 11 января 1918 независимость Украины.

После захвата в апреле 1918 власти гетманом П.П.Скоропадским Грушевский перешел на нелегальное положение. Впрочем, по свидетельствам современников, о его местопребывании знали, но не арестовывали, считая не опасным. В конце 1918, когда гетманат сменила украинская Директория, Грушевский вышел из подполья, пытался реанимировать идеи Центральной Рады, но, встретив оппозицию со стороны новой власти, покинул Киев. Недолго жил в Каменце-Подольском, затем в Галиции, уехал в Вену, перебрался в Прагу. Постепенно отошел от политики, в 1922 покинул ряды Украинской партии социалистов-революционеров, где верх взяли сторонники вооруженной борьбы с советской властью. Грушевский сосредоточился на научной работе: писал многотомную Историю украинской литературы , посвященную исследованию украинской духовности. При жизни автора увидели свет пять томов, доведенных до начала 17 в., шестой том вышел только в 1995.

Грушевский сочувственно отнесся к образованию СССР и после получения разрешения Политбюро ЦК ВКП(б) в марте 1924 вернулся в Киев. Был избран академиком Всеукраинской Академии наук, руководителем историко-филологического отдела. Вновь начали выходить тома Истории Украины – Руси , печатались другие его работы. Ближайшей помощницей ученого была талантливый историк и социолог, единственная дочь – Екатерина (впоследствии была репрессирована, умерла в тюрьме).

Предпринятое коммунистической властью на рубеже 1920–1930-х годов наступление на дореволюционную профессуру затронуло и Грушевского. Его труды подвергли остракизму, самого ученого отстранили от работы в Всеукраинской Академии наук, а 23 марта 1931 по дороге на сессию Академии наук СССР в Москве арестовали. К тому времени органами ОГПУ было сфабриковано дело «Украинского национального центра», главой которого якобы являлся старый академик. «Центру» вменялась в вину попытка оторвать Украину от СССР и восстановить там буржуазный порядок. Более полумесяца ученый провел в тюрьмах Москвы и Харькова, где подвергался интенсивным допросам. На свободу Грушевского выпустили после ходатайства двоюродного брата, заместителя председателя Госплана СССР Г.И.Ломова-Оппокова. Однако освобождение не принесло радости: ученого по-прежнему травили, он проживал в Москве под бдительным контролем органов ОГПУ, возвращаться на родину ему не разрешили.

Умер Грушевский в Кисловодске (где находился на лечении, во время операции) 25 ноября 1934. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Грушевский, Михаил Яковлевич (родился в Москве 29 декабря (19641229 ) года) - российский актёр , юморист , эстрадный пародист , спортивный эксперт.

Биография

Родился в Москве. По материнской линии его предки родом с Украины , бабушка жила в Киеве , а дедушка в Одессе .

Актёр также принимал участие во многих других юмористических и сатирических передачах, в частности, в телепередаче «Куклы », где озвучивал персонажей - политических деятелей.

В 2008 году участвовал в реалити-шоу «Первого канала » «Последний герой » .

Популярный шоумен, ведущий развлекательных программ, праздников. Обладает уникальным талантом пародийной импровизации.

Личная жизнь

  • Первый брак - Ирина Миронова. Брак 2001-2012.

Дочь - Дарья Грушевская (2002 г.р.)

  • Вторая жена - Евгения Гуслярова, художественный переводчик (английский язык), маркетолог, предприниматель. Свадьба состоялась 31.01.2015.

Объекты пародий

  • Михаил Горбачев

Сам актёр говорил по этому поводу:

«У меня же не только президенты были в „арсенале“, но и Хасбулатов, Жириновский, и ныне ушедший Лебедь, и многие другие. Некоторые даже говорили, что они должны приплачивать мне за раскрутку. Я никогда не отказывался, но денег почему-то так ни от кого и не получил »

.

Сами же объекты пародий к его выступлениям, по словам актёра, относились так:

«С Борисом Николаевичем мы виделись после концерта, ему больше всего понравилась моя пародия на Михаила Сергеевича. Лещенко и Винокур даже выходили ко мне на сцену с букетами, прослушав „Вовчика и Левчика“. А с Горбачевым я, к сожалению, не пересекался. Мне рассказывали, что один канал зазывал его на передачу, посвященную Первому съезду народных депутатов, а он ответил: не могу. „Ну как же мы без вас?“ - „А вы пригласите Грушевского“. Если это так, то мне приятно, черт побери!»

В программе «Повтори! »

  • Владимир Жириновский (1 выпуск);
  • Вячеслав Зайцев (2 выпуск);
  • Николай Озеров (3 выпуск);
  • Ян Арлазоров (4 выпуск; исполнял оригинальный монолог Я. Арлазорова «В самолёте»);
  • Аркадий Райкин (5 выпуск; исполнял оригинальный монолог А. Райкина «Век техники»);
  • Владимир Винокур (6 выпуск; в категории «Телефонный розыгрыш» разыграл его голосом шоумена Александра Гудкова);
  • Илья Резник (7 выпуск);
  • Фрунзик Мкртчян (8 выпуск; пародировался персонаж Ф. Мкртчяна - Рубик Хачикян из фильма «Мимино »)
  • Евгений Леонов (категория «Мультфильмы»; пародировался озвученный Е. Леоновым Винни-Пух); Лев Лещенко (финал; исполнялась оригинальная песня Л. Лещенко «Трус не играет в хоккей»).

Напишите отзыв о статье "Грушевский, Михаил Яковлевич"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Грушевский, Михаил Яковлевич

«Да, им это должно казаться жалко! – подумал он. – А как это просто!»
«Птицы небесные ни сеют, ни жнут, но отец ваш питает их», – сказал он сам себе и хотел то же сказать княжне. «Но нет, они поймут это по своему, они не поймут! Этого они не могут понимать, что все эти чувства, которыми они дорожат, все наши, все эти мысли, которые кажутся нам так важны, что они – не нужны. Мы не можем понимать друг друга». – И он замолчал.

Маленькому сыну князя Андрея было семь лет. Он едва умел читать, он ничего не знал. Он многое пережил после этого дня, приобретая знания, наблюдательность, опытность; но ежели бы он владел тогда всеми этими после приобретенными способностями, он не мог бы лучше, глубже понять все значение той сцены, которую он видел между отцом, княжной Марьей и Наташей, чем он ее понял теперь. Он все понял и, не плача, вышел из комнаты, молча подошел к Наташе, вышедшей за ним, застенчиво взглянул на нее задумчивыми прекрасными глазами; приподнятая румяная верхняя губа его дрогнула, он прислонился к ней головой и заплакал.
С этого дня он избегал Десаля, избегал ласкавшую его графиню и либо сидел один, либо робко подходил к княжне Марье и к Наташе, которую он, казалось, полюбил еще больше своей тетки, и тихо и застенчиво ласкался к ним.
Княжна Марья, выйдя от князя Андрея, поняла вполне все то, что сказало ей лицо Наташи. Она не говорила больше с Наташей о надежде на спасение его жизни. Она чередовалась с нею у его дивана и не плакала больше, но беспрестанно молилась, обращаясь душою к тому вечному, непостижимому, которого присутствие так ощутительно было теперь над умиравшим человеком.

Князь Андрей не только знал, что он умрет, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной и странной легкости бытия. Он, не торопясь и не тревожась, ожидал того, что предстояло ему. То грозное, вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него было близкое и – по той странной легкости бытия, которую он испытывал, – почти понятное и ощущаемое.
Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и теперь уже не понимал его.
Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобожденный от удерживавшего его гнета жизни, распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней.
Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше.
Но после той ночи в Мытищах, когда в полубреду перед ним явилась та, которую он желал, и когда он, прижав к своим губам ее руку, заплакал тихими, радостными слезами, любовь к одной женщине незаметно закралась в его сердце и опять привязала его к жизни. И радостные и тревожные мысли стали приходить ему. Вспоминая ту минуту на перевязочном пункте, когда он увидал Курагина, он теперь не мог возвратиться к тому чувству: его мучил вопрос о том, жив ли он? И он не смел спросить этого.

Болезнь его шла своим физическим порядком, но то, что Наташа называла: это сделалось с ним, случилось с ним два дня перед приездом княжны Марьи. Это была та последняя нравственная борьба между жизнью и смертью, в которой смерть одержала победу. Это было неожиданное сознание того, что он еще дорожил жизнью, представлявшейся ему в любви к Наташе, и последний, покоренный припадок ужаса перед неведомым.
Это было вечером. Он был, как обыкновенно после обеда, в легком лихорадочном состоянии, и мысли его были чрезвычайно ясны. Соня сидела у стола. Он задремал. Вдруг ощущение счастья охватило его.
«А, это она вошла!» – подумал он.
Действительно, на месте Сони сидела только что неслышными шагами вошедшая Наташа.
С тех пор как она стала ходить за ним, он всегда испытывал это физическое ощущение ее близости. Она сидела на кресле, боком к нему, заслоняя собой от него свет свечи, и вязала чулок. (Она выучилась вязать чулки с тех пор, как раз князь Андрей сказал ей, что никто так не умеет ходить за больными, как старые няни, которые вяжут чулки, и что в вязании чулка есть что то успокоительное.) Тонкие пальцы ее быстро перебирали изредка сталкивающиеся спицы, и задумчивый профиль ее опущенного лица был ясно виден ему. Она сделала движенье – клубок скатился с ее колен. Она вздрогнула, оглянулась на него и, заслоняя свечу рукой, осторожным, гибким и точным движением изогнулась, подняла клубок и села в прежнее положение.
Он смотрел на нее, не шевелясь, и видел, что ей нужно было после своего движения вздохнуть во всю грудь, но она не решалась этого сделать и осторожно переводила дыханье.
В Троицкой лавре они говорили о прошедшем, и он сказал ей, что, ежели бы он был жив, он бы благодарил вечно бога за свою рану, которая свела его опять с нею; но с тех пор они никогда не говорили о будущем.
«Могло или не могло это быть? – думал он теперь, глядя на нее и прислушиваясь к легкому стальному звуку спиц. – Неужели только затем так странно свела меня с нею судьба, чтобы мне умереть?.. Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи? Я люблю ее больше всего в мире. Но что же делать мне, ежели я люблю ее?» – сказал он, и он вдруг невольно застонал, по привычке, которую он приобрел во время своих страданий.
Услыхав этот звук, Наташа положила чулок, перегнулась ближе к нему и вдруг, заметив его светящиеся глаза, подошла к нему легким шагом и нагнулась.
– Вы не спите?
– Нет, я давно смотрю на вас; я почувствовал, когда вы вошли. Никто, как вы, но дает мне той мягкой тишины… того света. Мне так и хочется плакать от радости.
Наташа ближе придвинулась к нему. Лицо ее сияло восторженною радостью.
– Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете.
– А я? – Она отвернулась на мгновение. – Отчего же слишком? – сказала она.
– Отчего слишком?.. Ну, как вы думаете, как вы чувствуете по душе, по всей душе, буду я жив? Как вам кажется?
– Я уверена, я уверена! – почти вскрикнула Наташа, страстным движением взяв его за обе руки.
Он помолчал.
– Как бы хорошо! – И, взяв ее руку, он поцеловал ее.
Наташа была счастлива и взволнована; и тотчас же она вспомнила, что этого нельзя, что ему нужно спокойствие.
– Однако вы не спали, – сказала она, подавляя свою радость. – Постарайтесь заснуть… пожалуйста.
Он выпустил, пожав ее, ее руку, она перешла к свече и опять села в прежнее положение. Два раза она оглянулась на него, глаза его светились ей навстречу. Она задала себе урок на чулке и сказала себе, что до тех пор она не оглянется, пока не кончит его.
Действительно, скоро после этого он закрыл глаза и заснул. Он спал недолго и вдруг в холодном поту тревожно проснулся.
Засыпая, он думал все о том же, о чем он думал все ото время, – о жизни и смерти. И больше о смерти. Он чувствовал себя ближе к ней.
«Любовь? Что такое любовь? – думал он. – Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Мысли эти показались ему утешительны. Но это были только мысли. Чего то недоставало в них, что то было односторонне личное, умственное – не было очевидности. И было то же беспокойство и неясность. Он заснул.

gastroguru © 2017